Bruno de Filippi - интересный гость с редким инструментом
02.07.1999
Музыкантов, играющих на джазовой губной гармонике, в мире можно сосчитать по пальцам, они – избранный круг. Миланец Бруно де Филиппи, выступивший недавно в Санкт-Петербурге, входит в эту "гармоническую" элиту.
Джазмены используют хроматическую гармонику, отличающуюся от той, что пользуются блюзмены, блюзовые гармоники более ограниченны. В большинстве рук джазовая губная гармоника остается инструментом ограниченных возможностей. Но в умелых руках она может уникально выражать более непостоянные аспекты импровизации.
Бруно де Филиппи — это ответ Италии знаменитому Тутсу Тилемансу. Бельгиец Тилеманс начал свою карьеру как джазовый гитарист, но известность приобрел как несравненный мастер хроматической гармоники. Де Филиппи, относящийся уже к следующему поколению музыкантов, следовал той же самой дорогой, придя от гитары к гармонике. Начинал он как гитарист в конце 50-х в итальянской группе "Campioni". В 1960-70-е он сочетает мировые турне с известными итальянскими певицами Мильвой (Milva) и Катариной Валенте (Caterina Valente) с работой с лучшими джазменами Америки: Луи Армстронгом, Лайонелом Хэмптоном, Джерри Маллиганом и Барни Кесселом. В 80-х де Филиппи почти всецело посвятил себя игре на гармонике, стараясь достичь мастерства своего кумира Тутса Тилеманса, и преуспел в этом. Джазовый критик из Чикаго Нейл Тессер, например, пишет так: "Филиппи, относящийся к поколению более молодому, чем Тильманс, играет и на гармонике, и на гитаре более зрело и более остро, чем Тутс".
С 1986 года Бруно начинает записывать свои сольные альбомы "Harmonica", "Sweet Jazz From Italy", "Portrait In Black And White" и "Different Moods". Отдельно можно отметить альбом "Metamorfosi", в который вошли авторские вещи Бруно для гармоники и струнного квартета. Диск "Bruno De Filippi In New York With Don Friedman Trio" (1992) наиболее ярко показал талант Бруно как исполнителя на хроматической гармонике. Содружество с американским пианистом Доном Фридманом привело также к появлению в 1994 году альбома "You And The Night And The Music" и многочисленным концертам в Европе и Соединенных Штатах. Бруно играл в Нью-Йорке в "Town Hall", "Birdland" и престижнейшем "Blue Note", а также в известных клубах Чикаго и во Флориде. У него были большие туры по Германии и Индонезии. Достойно упоминания участие Бруно де Филиппи в джазовых фестивалях "Jazz At The Tropics" в Майами, "Django Reinhardt Festival" в Фоптенбло (Франция), "Jakarta Jazz 95" (Индонезия). В 1996 году Бруно де Филиппи записал следующий диск "Lili Marlene" опять вместе с трио Дона Фридмана на лейбле "Giants Of Jazz". Этот диск был высоко оценен специальной прессой. "You My Love" является самой последней записью Бруно де Филиппи, посвященной его жене Мими. Он был записан также в Нью-Йорке в декабре 1997 с Доном Фридманом, Билли Хартом и Джефом Фуллером.
В Санкт-Петербург Бруно де Филиппи приехал по собственной инициативе. Он объехал весь мир, но никогда не был ранее в России и всегда мечтал побывать именно в нашем городе. Филармония джазовой музыки не могла упустить шанс пригласить к себе такого исполнителя и при помощи своих друзей ОАО "Питер-Лада" и ОАО "ICN Октябрь" организовала в своих стенах два его концерта. Один прошел в Эллингтоновском зале 15 октября под названием "Бруно де Филиппи в гостях у Давида Голощекина", но главным был, конечно же, сольный концерт Бруно в Большом зале джазовой филармонии 17 октября.
О молодости Бруно де Филиппи, конечно же, можно говорить только по отношению к Тутсу Тилемансу. Но энергии этому маленькому итальянцу не занимать. После того, как Давид Голощекин представил гостя публике, он взял управление концертом на себя. Посетовав на свой плохой английский, Бруно сказал, что он счастлив быть в нашем городе, но у него не хватает английских слов, чтобы выразить, насколько он счастлив. После чего начал концерт с темы своего любимого композитора, коим, скромно опустив глаза, назвал самого себя. Кроме авторской музыки, в репертуаре у Бруно золотые темы американского джазового мейнстрима и обработки итальянских хитов 50-60-х годов.
Возникают определенные ассоциации с Тилемансом, но я не возьму на себя смелость сравнивать их игру по классу. Слушая де Филиппи, в первую очередь поражаешься необыкновенной плавности льющихся звуков. Звук, исходящий из его гармоники, обволакивает. Мелодия кажется состоящей из одних плавных линий, ничего не режет слух. Это относится равнозначно как к балладам, так и к темам довольно быстрым и ритмичным. Ритм-группа в составе Петра Корнева (ф-но), Вадима Михайлова (к-бас) и Станислава Стрельцова (ударные), постоянно входящая в состав ансамбля Давида Голощекина, который также ориентирован на мейнстрим, идеально гармонировала с солистом и ничуть не уступала нью-йоркскому трио Дона Фридмана, с которым Бруно де Филиппи выступает и записывается в последние годы.
Второе отделение Бруно начал, взяв в руки гитару. И опять полились знакомые звуки — "Stardust". Прежде, чем гость вернулся к любимому инструменту, гостеприимный хозяин вечера Давид Голощекин устроил мини-аукцион, на котором компакт-диск Бруно де Филиппи после длительной борьбы, наравне с аплодисментами показавшей, что итальянский музыкант пришелся по душе петербуржцам, перекочевал к одному из зрителей за сумму эквивалентную $30. Это составляет примерно треть стоимости гармоники, на которой играет музыкант. Как было отмечено в американской прессе, Бруно де Филиппи, музыкант мирового класса, играет на инструменте, который стоит всего около $100 (это хроматическая гармоника фирмы "Hohner") и предпочитает стандартную деревянно-металлическую гармонику серебряной.
Давид Голощекин остался на сцене и после аукциона образовал вместе с Бруно солирующий дуэт вибрафон-гармоника и гармоника-скрипка. А в заключение концерта на сцену вышел и Максим Некрасов — молодой петербургский музыкант, играющий на губной гармонике. Его игра, в отличие от Бруно де Филиппи, кажется, состоит из одних резких и рубленых фраз. Тем интереснее было зрителям послушать их одновременно, да и им самим — друг друга. Оба музыканта активно выражали жестами свое одобрение, а под конец пожали друг другу руки и даже обнялись. Этот союз должен был стать заключительным аккордом вечера, но не стал — зрители еще не были готовы отпустить музыкантов со сцены. Концерт завершила суперпопулярная мелодия Жозефа Косма "Осенние листья" в исполнении Давида Голощекина на скрипке и Бруно де Филиппи на гармонике.
Этот концерт стал заметным явлением в джазовой жизни Петербурга, города, притягивающего к себе все прекрасное и дающего петербуржцам возможность слушать интересных джазовых исполнителей.
Когда Энди Саммерс в составе рокового супертрио "Police" побывал в Нью-Йорке 15 лет назад, ему пришлось играть перед десятками тысяч фэнов на нью-йоркском стадионе "Shea Stadium". Такого грандиозного шоу здесь не проводилось со времен битловских ...
В небольшом и действительно Овальном зале московского Союза музыкантов на Большой Никитской в Москве состоялся концерт. Ничего, казалось бы, особенного, но такое чувство, что что–то перевернулось, что этот, один из десятков московских концертов и ...
Со сцены потянулись жаркие и сладкие аккорды былой песни "Begin The Bequine". Я, как и многие, наверное, тут же вспомнил ее слова: "Let the love that was once a fire remain an ember, let it sleep like the dead desire we will remember". Из глаз одной ...
Второй филармонический концерт Геннадия Кагановича в Минске состоялся в Камерном зале Белгосфилармонии (костел Св. Роха). Ведущая объявила концерт спонтанной импровизации; на афише стояло: "классика, авангард, джаз, фолк". Артист импровизировал на ...
Любому знатоку российского джаза знакомо имя Геннадия Гольштейна. Его звезда взошла на джазовом небосклоне еще в 50-е годы. Работа в знаменитом в те годы ленинградском джазовом оркестре Иосифа Вайнштейна созданным совместно с трубачом Константином ...
Едва не задев небрежно брошенный на софу большой тенор-саксофон, я села, дожидаясь назначенного мне приема у остеопата на большой кухне, переполненной людьми, пришедшими без назначения. Ровно в 4.30 он появился; я встала и сразу же упала обратно, ...
Летний длинный — почти в полтора месяца музыкальный фестиваль в столице Литвы стал традицией. Разумеется, он заполнен музыкой академических жанров, но в свободной Литве классики все же признали присутствие некоторых достоинств и у музыки джазовой и ...
Бостон, американская "северная столица", всегда был с Нью-Йорком в натянутых отношениях. В Нью-Йорке все, как известно, самое-самое, и в ответ на наглое хвастовство жителей Большого Яблока бостонцы научились ловко отбрехиваться в том смысле, что ...
Maленький городoк почти poвнo пoceрединe Aмерики, где, ecли бы нe его (дoвoльнo знaменитый) унивeрситет, быть бы oбыкновeннoй заxудалoй фepмеpcкoй дыpe. Oднaкo, нaxoдяcь нa paвном — что такoe для США 150 километров пo xopoшей дopoгe? — удалении от ...
Riemergasse 11, Wien, 1010 — "Porgy & Bess". Дорогие друзья, уважаемые коллеги и просто любители джазовой музыки, запомните этот адрес! 28 декабря, после почти двухлетнего молчания, при огромном стечении народа открылся новый джаз-клуб со старым ...