Летний длинный — почти в полтора месяца музыкальный фестиваль в столице Литвы стал традицией. Разумеется, он заполнен музыкой академических жанров, но в свободной Литве классики все же признали присутствие некоторых достоинств и у музыки джазовой и сейчас этот длиннющий марафон под названием ФЕСТИВАЛЬ ВИЛЬНЮС-ТАКОЙ-ТО ГОД всякий раз украшает какая-нибудь джазовая звезда. В 2000 году она назвалась Маккой Тайнер.
О том, что Тайнер будет играть на фестивале "Вильнюс-2000", было известно за полгода. И он на самом деле приехал. Приехал в понедельник, во вторник выступил на пресс-конференции, а в среду сыграл двух часовой концерт из девяти пьес и десятой на бис. Затем отправился на Запад завершать свое европейское турне, начатое в Вильнюсе. Он так и не узнал, что связан с этим городом ментально. А между тем именно этот чернокожий пианист оказал сильное влияние на молодого Вячеслава Ганелина, который, как известно, заложил фундамент профессионального джаза в столице Литвы. В то время, в начале шестидесятых, все музыканты были загипнотизированы творчеством золотого квартета Джона Колтрейна. Саксофонисты бредили Колтрейном, а пианисты — Тайнером. Кумиром барабанщиков был колтрейновский ударник Элвин Джонс. Он тоже приезжал в Литву. На каунасский фестиваль. Так вот барабанщик первого трио Ганелина (его звали Александр Мельник) был большим поклонником Элвина Джонса и полностью освоил его известную триольную школу. Ганелин же особенно восхищался стилем левой руки Тайнера и упорно упражнял свою левую играть в тайнеровской риффовой манере. Кстати, Маккой Тайнер, как оказалось, пишет левой рукой, той самой, которая играет гениальные риффы, столь известные во всем джазовом мире. Когда вспоминаешь порядки, царившие в стране в шестидесятых годах, и приэтом видишь как живой Маккой Тайнер, своей левой рукой, той самой, легендарной… ставит тебе автограф в программку… знаете, слегка едет крыша.
Он родился в Филадельфии. Ему уже 62 года, но седины почти незаметно, зато есть на затылке маленькая смешная косичка-хвостик по давней джазовой моде. Очков не носит, выглядит на пятнадцать лет моложе и играет все наизусть. (Великий Чик Кориа, игравший два года назад на той же сцене и том же месте слева, на девять лет моложе Тайнера, но выступал весь обложенный нотными "портянками" и в очках.) А ведь в жизни Тайнера хватало драматических моментов. Пожалуй, самый крутой из них — разрыв с Колтрейном. Мировой джазовый зрачок остановился на Тайнере именно когда он пять лет сотрудничал с этим гениальным саксофонистом. До сих Тайнер называет Колтрейна своим университетом. На пресс-конференции мистер Маккой Тайнер был отменно добродушен, шутил, все время улыбался. Тем не менее его сдержанности мог позавидовать иной дипломат. Вот как он рассказал о своем уходе от Колтрейна: "В семье жить хорошо, но наступает время покинуть семью и жить отдельно".
Вот так красиво и даже романтично. Хотя в жизни было несколько по иному: золотой квартет разваливался мучительно и долго. Первым ушел ударник Элвин. В Японии во время концерта прямо со сцены ушел контрабасист. Стало быть, без истерик не обошлось… Но у Тайнера, видимо, огромный опыт общения с прессой: он был непроницаем, как сфинкс, и улыбчив, словно большой добрый кот. Пять лет он жил на вершине мировой джазовой пирамиды, горным воздухомдыша…А потом пять лет подрабатывал таксистом в Нью-Йорке. Играл и музыку. Всякую и странную. Хорошо помню, как по Союзу ходила такая история. Будто бы Хэрби Хэнкок и Чик Кориа на своем дуэтном концерте вышли на сцену в майках, на которых было написано, что Маккой Тайнер плохой пианист. Когда в Вильнюсе на пресс-конференции попросили Тайнера подтвердить или опровергнуть эту байку, маэстро рассмеялся и сказал, что не помнит, чтоб такое было. Но если и было, то это не более, чем веселый розыгрыш, или как сейчас принято говорить — стеб.
Он производит впечатление сильного, никогда не унывающего человека. Свои музыкальные метания он называет путешествиями, приключениями и это его увлекает. Наверное поэтому он так молод в свои 62?
В Вильнюсе он обещал сыграть несколько разных пьес. Авторских и "вечнозеленых". Говорил, что будет не только играть трио, но и солировать.
Как обещал, так и сыграл.
В свое время И.С.Бах говорил, что музыка — весьма простая вещь, нужно только вовремя и нужным пальцем нажать нужную ноту. А по теории густот дело обстоит еще проще: музыка — это череда сгущений и разряжений. Американский пианист Маккой Тайнер — самый лучший иллюстратор высказанных сентенций. Он сгущает энергию и пространство риффами левой руки, заставляя душу волноваться и трепетать, а потом — купает ее в искрящемся звездном бисере своих пентатоник. Свои всемирно узнаваемые, "тайнеровские" пентатоники маэстро играет правой рукой, применяя особую технику. Запястье при этом выгибается вверх, кисть как бы проваливается, пальцы округляются и превращаются в этакие молоточки, выбивая из клавиатуры острые, колкие, серебристые звуки.
Стилистка Маккой Тайнера — вне главного течения в джазе — мэйнстрима. Тайнер располагается где-то сбоку, а некоторые критики старшего поколения причисляют его даже к авангардистам. Вильнюсская аудитория имела возможность убедиться, насколько потрясающе "авангардист" Маккой Тайнер играет древний "страйд-пиано". Тайнер родился в 1932 году. Музыканты его поколения страйд уже не играли. Стало быть, он освоил его специально. И наверное — в своих "музыкальных путешествиях", которые он стал совершать с тринадцатилетнего возраста. Могу с полной ответственностью заявить: страйд такой художественной высоты в послевоенной Литве звучал всего один раз во время сольного концерта польского пианиста Адама Маковича (кстати, тоже в прошлом — авангардиста).
И вот мы слушали настоящий американский страйд. И в быстром темпе и медленном и в самом "сладком" — среднем…Кстати самым пленительным страйдом в среднем темпе Маккой Тайнер закончил свое выступление. Это был единственный "бис", и сколько его ни вызывали, так и не вышел. И это понятно: все-таки уже пожилой человек.
А вот басист из трио наверное, играл бы всю ночь — жутко энергичный молодой человек. Родом он из джазовой династии Моффетов. У этого веселого, невероятно общительного юноши известный отец — Чарльз Моффет, барабанщик знаменитого Орнетта Колмана. Нашего гостя зовут Чарнетт, это имя сложено из двух — отца (Чарльз) и Орнетта. (Интересная деталь, не правда ли...)? Чарнетт Моффет понравился публике кажется больше, чем его босс — Тайнер. Он обращался с котрабасом как с гитарой. А на бас-гитаре просто играл фламенко. Хотя искушенный вильнюсский зритель видел феноменального крымчанина Энвера Измайлова, который на гитаре играет ипартию баса, и вместо барабанов, он все же не устоял, поддался чарам Чарнетта Моффета и обольщенный бешено аплодировал. После концерта у служебного входа Чарнетт упаковывал свой бас в огромный фирменный чехол и донимал беспомощную дежурную вопросом, когдаже его поведут покушать…
Третий участник трио — роскошный ударник Ал Фостер. 13 лет он проработал с величайшим революционером и реформатором джаза — ныне покойным Майлсом Дэвисом, переиграл со всей американской джазовой элитой, в том числе и с Хэнкоком. Господин Кевишас, директор Национальной Филармонии пообещал, что в следующем году он постарается привезти на вильнюсский фестиваль Хэрби Хэнкока.
На концерте трио Маккой Тайнера собрался весь джазовый и неджазовый бомонд. В зале было негде яблоку упасть. И хотя большой зал Национальной филармонии по своей акустике — не лучшее место для джазового исполнения, мне все же хочется искренне пожалеть тех людей, кто не пошел или не попал на этот концерт.
Когда Энди Саммерс в составе рокового супертрио "Police" побывал в Нью-Йорке 15 лет назад, ему пришлось играть перед десятками тысяч фэнов на нью-йоркском стадионе "Shea Stadium". Такого грандиозного шоу здесь не проводилось со времен битловских ...
Музыкантов, играющих на джазовой губной гармонике, в мире можно сосчитать по пальцам, они – избранный круг. Миланец Бруно де Филиппи, выступивший недавно в Санкт-Петербурге, входит в эту "гармоническую" элиту. Джазмены используют хроматическую ...
В небольшом и действительно Овальном зале московского Союза музыкантов на Большой Никитской в Москве состоялся концерт. Ничего, казалось бы, особенного, но такое чувство, что что–то перевернулось, что этот, один из десятков московских концертов и ...
Со сцены потянулись жаркие и сладкие аккорды былой песни "Begin The Bequine". Я, как и многие, наверное, тут же вспомнил ее слова: "Let the love that was once a fire remain an ember, let it sleep like the dead desire we will remember". Из глаз одной ...
Второй филармонический концерт Геннадия Кагановича в Минске состоялся в Камерном зале Белгосфилармонии (костел Св. Роха). Ведущая объявила концерт спонтанной импровизации; на афише стояло: "классика, авангард, джаз, фолк". Артист импровизировал на ...
Любому знатоку российского джаза знакомо имя Геннадия Гольштейна. Его звезда взошла на джазовом небосклоне еще в 50-е годы. Работа в знаменитом в те годы ленинградском джазовом оркестре Иосифа Вайнштейна созданным совместно с трубачом Константином ...
Едва не задев небрежно брошенный на софу большой тенор-саксофон, я села, дожидаясь назначенного мне приема у остеопата на большой кухне, переполненной людьми, пришедшими без назначения. Ровно в 4.30 он появился; я встала и сразу же упала обратно, ...
Бостон, американская "северная столица", всегда был с Нью-Йорком в натянутых отношениях. В Нью-Йорке все, как известно, самое-самое, и в ответ на наглое хвастовство жителей Большого Яблока бостонцы научились ловко отбрехиваться в том смысле, что ...
Maленький городoк почти poвнo пoceрединe Aмерики, где, ecли бы нe его (дoвoльнo знaменитый) унивeрситет, быть бы oбыкновeннoй заxудалoй фepмеpcкoй дыpe. Oднaкo, нaxoдяcь нa paвном — что такoe для США 150 километров пo xopoшей дopoгe? — удалении от ...
Riemergasse 11, Wien, 1010 — "Porgy & Bess". Дорогие друзья, уважаемые коллеги и просто любители джазовой музыки, запомните этот адрес! 28 декабря, после почти двухлетнего молчания, при огромном стечении народа открылся новый джаз-клуб со старым ...