Когда Энди Саммерс в составе рокового супертрио "Police" побывал в Нью-Йорке 15 лет назад, ему пришлось играть перед десятками тысяч фэнов на нью-йоркском стадионе "Shea Stadium". Такого грандиозного шоу здесь не проводилось со времен битловских гастролей. Минувшей осенью Саммерс выступал здесь в более узком кругу.
В течение двух вечеров трио Саммерса услаждало слух нескольких сотен посетителей манхеттенского клуба "Birdland".Правда, со стороны одного из наиболее известных гитаристов 80-х годов при этом не прозвучало никаких ностальгических заявлений насчет возврата к прежней рок-деятельности на новом уровне. Саммерс предпочел вернуться к своим джазовым корням.
"С течением времени я сменил немало рок-составов, но на самом деле мне никогда не нравилось давить пафос, — говорит Саммерс.— Часто я ощущал, как рок ограничивает меня в музыкальном отношении. Речь не идет о полном его отрицании мною, но все же мои основные интересы лежат в иной области. Дело в том, что мне всегда хотелось играть инструментальную гитарную музыку, в то время как на рок-сцене это не всегда было возможно реализовать в полной мере. Желающий делать это в конце концов приходит на джазовые подмостки".
В "Бердленде" Саммерс, расслабленно перешучиваясь с публикой, исполнил блок композиций, в основном вошедших в его новый альбом "Green Chimneys: The Music Of Thelonius Monk" ("RCA Victor"). По сравнению с "полисовскими" временами гитара Энди звучала проще и теплее. Электронные прибамбасы (и соответствующая им эстетика) уступили место более лаконичному стилю.Впрочем, никто из тех, кто хорошо знаком с культурной основой британского рока, не удивляется тому, что экс-"Полисмен" заиграл джаз. Как и другие британские рок-звезды соответствующего поколения, как те же Чарли Уоттс и Джинджер Бэйкер, 56-летний Саммерс играл джаз перед тем, как заиграть рок.
"Еще будучи тинэйджером, я начал именно с джаза, — сказал Саммерс в телефонном интервью, данном им из его лос-анджелесского дома. — В джаз-клубе небольшого английского городка, где я жил, было прекрасное комбо. Ребята играли весь американский джаз того времени: Колтрейна, Майлза Дэвиса, Монка. Там-то я впервые и приобщился к тому, что делаю и по сей день…"
После распада "Police" в 1985 году Саммерс включал композиции Монка, Уэйна Шортера, Чарльза Мингуса и других светил джаза наравне с собственными новыми сочинениями в такие сольные проекты, как "Invisible Threads" (1993) и "The Last Dance Of Mr. X" (1997), вышедшие в формате джаз-трио. В 1998 году вышел альбом "Strings Of Desire" — записи акустического дуэта Саммерса и гитариста Виктора Биглионе (спонтанная смесь джазовых импровизаций, приправленная бразильским мелосом).
Взявшись за альбом "Green Chimneys", Саммерс решился на довольно смелый шаг, так как до сих пор ему не случалось записывать программы, целиком посвященной музыке одного и того же композитора. Однако именно Монку Саммерс, по его собственным словам, привержен более, чем какому-либо иному композитору, за его угловато-диссонирующий мелодизм и смещенные ритмы.
"Когда кто-то дал мне послушать "Monk At Town Hall", я сразу оказался погруженным в какой-то иной мир — ни один из составов, слышанных мною доселе, не ввергал меня в подобное состояние. Я как бы оказался на самом дне бытия. Никогда не слышал ничего более реалистичного — по-моему, это квинтэссенция джаза… Когда мне было 16, я попал на концерт Монка в Лондоне и моментально был готов…"
Саммерс отдавал себе отчет в том, что нет нужды делать очередной традиционно авангардный альбом — посвящение Монку. Не собирался Энди и выпускать собрание лучших хитов Монка в своем исполнении.
"Больше всего я думал, как бы это сделать, чтобы все эти темы были как бы помечены моим личным клеймом и одновременно не потеряли признаков монковского присутствия, — пояснил Саммерс. — Я записал ритмические саундтреки с ударником Питером Эрскином и басистом Дэйвом Карпентером. После этого я собрал весь состав на предмет посовещаться. Дело в том, что я пробовал различные гитарные оттенки. Единственная аналогия — живопись. Пробуешь этот цвет, тот... в конце концов находишь то, что нужно. Наверное, так делаются открытия".
Саммерс решил не использовать фортепиано, чтобы избежать любых сопоставлений с характерным монковским пианизмом. Большинство своих композиций Монк сочинил в среднем свинговом темпоритме. Саммерс же испробовал различные ритмические стандарты, включая те, что присущи калипсо и регги. Нью-орлеанские шаффлы соседствуют с хип-хопом.
Для записи версии монковской "'Round Midnight" Саммерс впервые за 10 лет встретился в студии со Стингом.
"Мне не хотелось привлекать явно джазового вокалиста. У Стинга, как и у меня, джазовое прошлое, и… мне показалось, что его вокал придаст записи определенную свежесть, так как он поет без вибрато. Нам отлично работалось вместе над этим треком.
…Думаю, что нужно как следует заниматься тем, что тебя действительно интересует, не отвлекаясь на все остальное. Вероятно, сегодня мои воззрения представляются безнадежно идеалистичными, но я действительно так думаю. Я хочу принадлежать к миру джаза, и я буду стараться, чтобы все, что у меня получается на этой стезе, получалось как можно лучше. Этот путь нелегок, но идущий им вознаграждается тем, что играет музыку".
Музыкантов, играющих на джазовой губной гармонике, в мире можно сосчитать по пальцам, они – избранный круг. Миланец Бруно де Филиппи, выступивший недавно в Санкт-Петербурге, входит в эту "гармоническую" элиту. Джазмены используют хроматическую ...
В небольшом и действительно Овальном зале московского Союза музыкантов на Большой Никитской в Москве состоялся концерт. Ничего, казалось бы, особенного, но такое чувство, что что–то перевернулось, что этот, один из десятков московских концертов и ...
Со сцены потянулись жаркие и сладкие аккорды былой песни "Begin The Bequine". Я, как и многие, наверное, тут же вспомнил ее слова: "Let the love that was once a fire remain an ember, let it sleep like the dead desire we will remember". Из глаз одной ...
Второй филармонический концерт Геннадия Кагановича в Минске состоялся в Камерном зале Белгосфилармонии (костел Св. Роха). Ведущая объявила концерт спонтанной импровизации; на афише стояло: "классика, авангард, джаз, фолк". Артист импровизировал на ...
Любому знатоку российского джаза знакомо имя Геннадия Гольштейна. Его звезда взошла на джазовом небосклоне еще в 50-е годы. Работа в знаменитом в те годы ленинградском джазовом оркестре Иосифа Вайнштейна созданным совместно с трубачом Константином ...
Едва не задев небрежно брошенный на софу большой тенор-саксофон, я села, дожидаясь назначенного мне приема у остеопата на большой кухне, переполненной людьми, пришедшими без назначения. Ровно в 4.30 он появился; я встала и сразу же упала обратно, ...
Летний длинный — почти в полтора месяца музыкальный фестиваль в столице Литвы стал традицией. Разумеется, он заполнен музыкой академических жанров, но в свободной Литве классики все же признали присутствие некоторых достоинств и у музыки джазовой и ...
Бостон, американская "северная столица", всегда был с Нью-Йорком в натянутых отношениях. В Нью-Йорке все, как известно, самое-самое, и в ответ на наглое хвастовство жителей Большого Яблока бостонцы научились ловко отбрехиваться в том смысле, что ...
Maленький городoк почти poвнo пoceрединe Aмерики, где, ecли бы нe его (дoвoльнo знaменитый) унивeрситет, быть бы oбыкновeннoй заxудалoй фepмеpcкoй дыpe. Oднaкo, нaxoдяcь нa paвном — что такoe для США 150 километров пo xopoшей дopoгe? — удалении от ...
Riemergasse 11, Wien, 1010 — "Porgy & Bess". Дорогие друзья, уважаемые коллеги и просто любители джазовой музыки, запомните этот адрес! 28 декабря, после почти двухлетнего молчания, при огромном стечении народа открылся новый джаз-клуб со старым ...