nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Фантастычныя плыўцы - Шпагат

Фантастычныя плыўцы - Шпагат  Если вы захотите найти этот альбом там, где он выложен, на сайте минского сетевого лейбла HAZE, то записавший его коллектив и сам альбом там указаны по-английски: Fantastic Swimmers и Oversplit соответственно. На jazzquad.ru названия даны так, как это указано на обложке, то есть по-белорусски. «Фантастычныя плыўцы» - это один из проектов известного белорусского музыканта-импровизатора Виктора Семашко. Проект не новый, как указано в пресс-релизе, существующий уже около десяти лет, но «всплывающий» на поверхность музыкально-информационного моря не часто. Прошли через него разные музыканты, а в данном варианте за команду «Фантастических пловцов» выступили брат Виктора Алесь за ударными, белорусско-петербургский саксофонист Фрид Самотны (для тех, кто знает только русский: ник «говорящий» - самотны = одинокий) и басист Эрик Орлов-Шимкус, не раз работавший с Виктором Семашко в разных составах. Сам лидер в данной сессии обошелся без духовых и играл только на клавишах. Со своими «коронными» инструментами Виктор, как мне кажется, расстается не часто, так что «Шпагат» интересен уже самим этим фактом.

Но, разумеется, не только этим. Запись альбома была сделана в Минске в этом году. Как сказано в пресс-релизе «Композиции создавались спонтанно и коллективно, почти без предварительных обсуждений», что, в общем, характерно для свободной импровизации. Любопытным показалось упоминание в пресс-релизе фри-джаза 50-х – 60-х годов, как источника вдохновения музыкантов в этом проекте, так что, к прослушиванию я приступал, вызвав в памяти тени Коулмэна со товарищи. Дефиниции, конечно, штука весьма размытая, но, в моем понимании, более фри-джазовой, и структурно, и интонационно, выглядела вторая часть альбома: треки с четвертого по шестой, первые же три пьесы с весьма ощутимой связью тем и ритмики в единое целое, логичным взаимодействием исполнителей, подчиненным общей задаче, показались более традиционными по структуре. Слово «традиция» мне отнюдь не кажется кощунственным применительно к свободной импровизации: на то она и свободная, чтобы музыка спонтанно выбирала свой путь. Во всяком случае, на содержательности музыки от начала и до конца это не сказалось.

В названиях своих пьес, по крайней мере, первой и последней, музыканты откликнулись на злобу дня, на события последнего времени. Открыла альбом большая композиция «Майдан», посвященная киевским событиям (альбом я слушал как раз в годовщину начала второго майдана), а завершала "Шайбу!", в английском варианте на HAZE названная Rah-rah! – это, как вы догадались, отклик на чемпионат мира по хоккею, прошедший в 2014-м в Минске. Восемнадцатиминутный многочастный «Майдан» произвел сильное впечатление. Несколько неожиданно для меня в первых частях именно фортепьяно взяло на себя главную формообразующую роль, причем порой остинатное звучание простенькой темы мне казалось сознательно шаржированным. А вот в финале фортепьяно и контрабас создали грустный бэкграунд для элегичного звучания тенор-саксофона, словно скорбящего по людям, отдавшим жизнь в тех событиях, что оказалось только прологом к еще большей крови…

"Элеанора" запомнилась не только четким ритмическим узором фортепьяно и ударных на фоне которого саксофон Фрида из среднего регистра не раз забирался в верха, но и просто познавательным эффектом. Пришлось изрядно попутешествовать в Сети, чтобы обнаружить дружеские связи будущего убийцы Кеннеди Ли Харви Освальда в его минский период с семейством Зигеров, репатриантов из Аргентины, позже вернувшихся в Южную Америку. Их младшая дочь Элеонора, как оказалось, не только пела с оркестром Райского, но и чуть ли не познакомила Освальда с его будущей женой, минчанкой Мариной Прусаковой. Тесен мир, тесен, и несколько таинственно-эзотерическая атмосфера этой пьесы как нельзя лучше подошла для этой старой полузабытой истории.

Понравился и «Цугцванг» , также весьма объемный, где стартовые густые линии контрабаса послужили толчком для последующих импровизаций фортепьяно и саксофона, когда тема, казалось, вот-вот кристаллизуется, но «раствор» в котором она была спрятана, так и не достигал необходимой концентрации. Вот здесь термин «фри-джаз» мне показался особенно уместным. Впрочем, это я уже повторяюсь. Потенциальным слушателям советую не заморачиваться на терминологии, а просто погрузиться в очень нескучную музыку: по аналогии с Another Side Of Bob Dylan, «Фантастычныя плыўцы» и Another Side Of VIktar Siamashka того стоят.

2014 HAZE308
6 tks / 61 mins
(Fryd Samotny – ts; Eryk Arlou-Symkus – double b; Ales Siamashka – dr; VIktar Siamashka – keyb;)
Линк предоставил Виктор Семашко


Леонид Аускерн


стиль
джаз
автор
Леонид АУСКЕРН
страна
Беларусь
музыкальный стиль
авангард


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела издано в 2014г.

  • стиль: джаз, джаз
Вторым релизом в истории молодого французского лейбла Label Rives стал альбом Trio Rives. Красный фон обложки первого альбома от Label Rives (Quartet Alta, рецензию на который можно найти на нашем сайте) сменился синим, а в остальном уникальный ...
  • стиль: джаз, джаз
23 апреля 2014 года пианисту, композитору и аранжировщику Алану Броадбенту исполнилось 67 лет. Именно в этот день поступил в продажу его новый альбом America The Beautiful . Если это название ассоциируется у вас с популярнейшей в Америке мелодией, ...
  • стиль: джаз, джаз
Мне не случилось быть в музее-мастерской скульптора Заира Азгура именно в тот мартовский вечер, когда там давали совместный концерт «Князь Мышкин» и Roomdark – его запись представлена в очередном сетевом альбоме, выложенном на ...
  • стиль: джаз, джаз
Итальянский флейтист Массимо Де Маттиа пришел в джаз еще в начале 90-х, его первый альбом был выпущен в 1993 году. Начинал он с хард бопа, но постепенно начал дрейфовать в сторону джаза свободной формы. Оба его альбома, выпущенные Rudi Records, - и ...
  • стиль: джаз, джаз
Лаконичное название альбома Роберта Миллера имеет свой подтекст. В течение двадцати лет продолжается творческая карьера басиста из Нью-Йорка в качестве лидера и ведущего композитора ансамблей The Robert Miller Group, а затем Project Grand Slam. ...
  • стиль: джаз, джаз
У этого альбома ровный черный цвет обложки – ну просто «Черный квадрат» Малевича, гармонию которого нарушают только название и имена исполнителей. Что ж, логика в этом есть: когда на обложке стоят такие имена, дополнительные ...
  • стиль: джаз, джаз
Характерная для английского языка игра слов, которые по-разному пишутся, но одинаково произносятся, позволяет в очень вольном переводе перевести это название, как «Верните мне Джо». И оно в данном случае имеет особый смысл. В 2008 году ...
  • стиль: этно, этно
Название нового альбома бразильского пианиста, композитора и бэнд-лидера Антонио Адольфо в общем-то говорит само за себя. Другой вопрос, что в отличие от крупнейшего города Бразилии и джаза, понятие «шоро» за пределами страны известно ...
  • стиль: джаз, джаз
В 1834 году русский писатель Николай Гоголь написал «Записки сумасшедшего». В 1918 году китайский писатель Лу Синь написал «Записки сумасшедшего». В 2014 году итальянский музыкант Франческо Нурра выпустил альбом «Записки (или дневник) сумасшедшего». ...
  • стиль: джаз, джаз
Если бы я не знал о других проектах Виктора Семашко, реализованных в 2013 году, свидетельством чему служит соседняя рецензия на Źnianacku, я назвал бы Calaverа творческим отчетом за упомянутый год. А так, этот альбом, выложенный в феврале года ...
  • стиль: джаз, джаз
Сочное белорусское слово Źnianacku на русский можно приблизительно перевести, как «врасплох». Но если переходить на понятный в любой стране современный сленг, полный англицизмов, то происходившее 21 сентября 2013 года в ДК «La ...
  • стиль: джаз, джаз
В своей издательской политике шеф итальянского лейбла Rudi Records Массимо Людиконе придерживается двух принципов: он отдает предпочтение современной импровизационной музыке и «живым», а не студийным записям. Таков и самый свежий релиз ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com