Джим Холл, один из самых великих джазовых музыкантов в истории, родился в 1930 году в Буффало, вырос в Нью-Йорке и Огайо. Первыми людьми, кто приобщил его к музыке, были мать Джима, игравшая на фортепиано, дедушка-скрипач и дядя, игравший на гитаре. Когда мальчику исполнилось десять лет, на Рождество мать подарила ему гитару, и именно тогда Джим принялся всерьез изучать инструмент. Он поступил в Кливлендский Институт Музыки, где продолжил занятия под руководством академического гитариста Винсента Гомеса. В возрасте 13 лет Джим стал профессиональным музыкантом местного масштаба, играя в кливлендской группе, состоявшей из аккордеона, кларнета, барабанов и, конечно же, гитары. Музыкант, игравший на кларнете, дал как-то послушать Джиму запись Solo Flight Бенни Гудмена с великолепной игрой на гитаре Чарли Кристиана (Charlie Christian). "Это было как доза наркотика", – вспоминает Джим. Так первым музыкантом, оказавшим на него влияние, оказался Чарли Кристиан. Затем был Джанго Рейнхард. После того, как Джим перебрался в Лос-Анджелес, он в 1955 году стал участником известного Chico Hamilton quintet с Бадди Коллеттом (Buddy Collette) на саксофоне, Фредом Кацом (Fred Katz) на виолончели и Карсоном Смитом (Carson Smith) на контрабасе. Взятые Джимом за основу утонченный и предельно чистый звук в сочетании с глубоким лиризмом довольно сильно отличались от подхода к игре других гитаристов того времени, и он очень скоро приобрел известность как незаурядный музыкант. Несколько лет (1956-59) Джим сотрудничал с бэндом Джимми Джефри (Jimmy Giuffre, саксофон и кларнет), затем выступал в оркестре, который аккомпанировал легенде джаза Элле Фицджеральд; около двух лет Джим поиграл с Ли Конитцом (Lee Konitz, саксофон), а затем выступал с Сонни Роллинзом (Sonny Rollins). Джим считает свой опыт работы с Сонни Роллинзом (1961) поворотным моментом в собственной карьере. Джим Холл признает, что фактически именно свободный и дерзкий способ игры Сонни повлиял на его игру. Тогда Джим Холл записал с Сонни Роллинзом один из величайших шедевров современного джаза The Bridge. Кроме того, в 60-е годы он много выступал с Артом Фармером (Art Farmer) и Полом Дезмондом (Paul Desmond) до того, как начал играть уже главным образом в качестве бэнд-лидера и фрилэнсера. Кроме написания красивой музыки для гитары и оркестра, оказавшей влияние на целые поколения музыкантов, Джим Холл выступил и сделал записи с некоторыми из наиболее значительных и выдающихся исполнителей импровизационной музыки, таких как Bill Evans, Hampton Hawes, Joe Lovano, Greg Osby, New York Voices, Kenny Barron, Slide Hampton, Gunter Schuller, Ornette Coleman, Bill Ffisell, Pat Metheny.
В состав Jim Hall Trio входят Jim Hall (гитара), Scott Colley (бас), Terry Clarke (барабаны).
Энрико Пьеранунци (Enrico Pieranunzi) – один из самых известных и признанных героев европейской джазовой сцены. Пианист, композитор, аранжировщик, он записал более шестидесяти авторских альбомов от сольных до записей в составе трио, от дуэтов до квинтетов. Он играл на концертах или в звукозаписывающих студиях с такими музыкантами, как Chet Baker, Lee Konitz, Marc Johnson, Joey Baron, Paul Motian, Charlie Haden и выступал на престижных международных джазовых фестивалях в Монреале, Копенгагене, Берлине, Мадриде, Иерусалиме.
Лишь только я сажусь за столик прямо под сценой, сразу принимаюсь осматриваться и вижу, как много итальянских музыкантов и артистов среди зрителей, пришедших насладиться игрой Джима Холла и его музыкой.
Я сижу прямо между Рэем Мартино (Ray Martino) и Бруно Де Филиппи (Bruno De Filippi), желающих поприветствовать Джима Холла в очередной раз. Замечаю также Джанни Тогноли (Gianni Tognoli), Ади Суза (Adi Souza), Джованни Монтефорте (Giovanni Monteforte, одолжившего Джиму Холлу для выступления свою гитару). Все они спокойно ожидают начала концерта, перешептываясь друг с другом, разговаривая о музыке. Ник Ночная Бабочка (Nick The Nightfly) выходит на сцену и представляет Джима Холла, его Трио и Энрико Пьеранунци, которые готовятся к выступлению.
И… сразу начинается волшебство. Все затихли, мы слушаем, атмосфера становится очень интимной и теплой. Нет ни одного звука, который был бы громче музыки Джима Холла и его трио, и это прекрасно. Тишина. Никаких разговоров и бесед. Игра Джима Холла настолько гладкая и мягко-тональная, что каждая отдельная нота звучит осмысленно и выразительно. Иногда он очень тихо подпевает себе во время импровизаций. Музыканты – Скотт Колли и Терри Кларк – прекрасно взаимодействуют, находятся выразительные моменты для солирования каждого инструмента. Энрико Пьеранунци восхищает собравшихся своими соло на рояле. Уверена, что мгновениями это напоминает каждому квартет Билла Эванса с Энрико Пьеранунци на пиано – таким глубоким в своем исполнении и таким великим поклонником Билла Эванса.
Мы проводим прекрасный вечер, переживая интерпретации Джима Холла на темы известных стандартов, которые прозвучали, чтобы приобрести совершенно иной аромат, уникальный и выразительный аромат в его мастерском исполнении: All The Things You Are, Skylark (A. Caramichael), Saint Thomas (изменение ритма – Сонни Роллинз) и Body and Soul (Green). Джим Холл импровизирует, и каждому поначалу нелегко разобрать, что он играет – All The Thing You Are или Body and Soul. После первого отделения Джим Холл берет микрофон и благодарит собравшихся в Blue Note за теплую встречу и отдельно Джованни Монтефорте за то, что тот одолжил ему свою гитару на выступление. Собственную гитару Джима Холла задержали в аэропорту и доставили ему только после первого отделения концерта, когда я брала у него интервью для Jazzitalia. Также он говорил с аудиторией об особой важности музыки в тот период, который мы все в мире переживаем в настоящее время, и о том, как музыка может объединять людей.
Я полностью согласна с Терри Тичоутом из Wall Street Journal и процитирую его, поскольку его английский несомненно намного лучше моего, а это именно те слова, которые б я написала об игре Джима Холла, если бы мои знания английского мне позволили: "His intensely intimate music gets under your skin rather than grabbing at you by the lapels… Mr. Hall has sound as recognizable as the voice of a friend. His floating, fine-grained tone is smooth and edgeless, his wide-spaced harmonies subtly oblique." ("Его очень интимная музыка проникает к вам под кожу вместо того, чтобы забираться за воротник… Саунд мистера Холла как узнаваемый голос друга. Его плавающий, мелкозернистый тон гладок и утончен, его широкорядные гармонии изысканы и таинственны", – прим. Переводчика.)
Аудитория была воодушевлена и исполнением Энрико Пьеранунци, также получившего поздравления и приветствия от собравшихся.
Это был замечательный, просто замечательный концерт.
Одним из самых значительных музыкальных событий марта в Нижнем Новгороде стал международный фестиваль "Триумф джаза" (16-17 марта 2006 года,Нижегородская Филармония им. Ростроповича, Кремлевский концертный зал). По масштабу и качеству он, с ...
"Единственный концерт в северной Европе" красуется на афишах. Это про Санкт-Петербург. С точки зрения индийской музыки – действительно всё равно. Петербуржцы ничем не хуже Европы в своей отдалённости от культурных традиций Востока – их тоже надо ...
7 марта в Одессе в рамках цикла концертов, организуемых "Клубом Высокой Музыки", состоялось совместное выступление двух замечательных пианистов -- Анатолия Кролла (Россия) и Юрия Кузнецова (Украина). Концерт носил название "Мы из Джаза". Как это ни ...
Так (в стилистике вестерна или крутого детектива!) обозначил сущность уникального дарования и статуса этого музыканта Владимир Фейертаг — гуру джаза. Он произнес это со сцены одесской филармонии, где проходил IV Международный "Джаз-карнавал в ...
Посетив с гастролями Киев, всемирно известный джазовый вокалист, сказал, что главное, что он увезет с собой - это вид на Днепр с обзорной площадки города. "Я не хочу делать фото, я знаю, что буду хранить это в памяти. Я могу забыть, где я видел ...
Дебора Браун и Майк дель Ферро приехали в Минск по приглашению посольства США как представители American Voices. Какое отношение к американским голосам имеет голландец Майк, толком никто не понял. Но с American Voices он сотрудничает уже несколько ...
Это был первый за последний десяток-полтора лет джазовый концерт армянских исполнителей в Москве. Нет, конечно, армянские джазмэны много раз играли в Москве на открытии казино, ресторанов, различных презентациях "армянских" объектов российской ...
О концертах МакФеррина хочется писать подробно, не упуская ни одну грань этого искрящегося экспромтами алмаза, но столь же виртуозно, сколь заслуживает тема. С Богом! Его концерты во всем мире похожи на чудо. И вот уже второй раз удача выпала на ...
Одним из громких событий, открывших нынешний осенне-музыкальный сезон, стал приезд и совместное выступление 7 сентября 2004 года авангардных академистов Кронос Квартет и передовика в деле аккордеонно-баянных мехов — финна Киммо Похйонена ...
Субшри Джанардан (Индия) – уникальный музыкант и певица, хорошо известная у себя на Родине и далеко за ее пределами. На данный момент она является единственной женщиной, выступающей с концертами и мастер-классами по всему миру, представляющей сразу ...
В октябре в Ереване царила настоящая культурная суматоха — многочисленные "Дни культуры" бывших братских республик, праздники, фестивали, концерты... Один из них остался в тени, прошел незамеченным СМИ и, самое грустное, любителями джаза. ...
Знаменитого соотечественника, а ныне жителя немецкого города Вупперталя, Аркадия Шилклопера в Москве видимо "сильно не ждали". 2 июня в столичном зале ЦДХ срамно зияли пустотами добрых ? мест. Автора этих горьких строк, внезапно оказавшегося ...