American Voices в Минске - История одного недоразумения
20.04.2013
Дебора Браун и Майк дель Ферро приехали в Минск по приглашению посольства США как представители American Voices. Какое отношение к американским голосам имеет голландец Майк, толком никто не понял. Но с American Voices он сотрудничает уже несколько лет и объездил за эти годы с миссией музыкального просвещения без малого полмира, от Бирмы до Вьетнама и от Казахстана до России. В общем, Беларусь должна была стать для дуэта Деборы и Майка "одной из" в ряду "полуцивилизованных" в плане джаза стран. Музыканты готовились в поте лица отработать аж сорокаминутный гиг, сделать "чиз" в компании провинциальной музыкальной элиты и улететь домой в Голландию, чтобы через полгода с трудом отличить в памяти Беларусь от Азербайджана. Не получилось.
А произошло все из-за обыкновенного недоразумения. Когда мы обсуждали с Юрием Дудинским — сотрудником посольства США — список музыкантов, кого следовало бы пригласить на прием в резиденцию посла по случаю приезда представителей American Voices (сами понимаете, задача непростая), он поинтересовался, кто из наших сможет сыграть с американцами. Во всяком случае, именно так я услышал его вопрос. И, не задумываясь, ответил: Павел Аракелян.
Так уж получилось, что я, вовсе не специально, более двух лет наблюдал со стороны за творческим и техническим ростом Павла, начиная с самого первого его появления на "взрослой" публике, так как не пропустил ни одного из более-менее значимых его выступлений. И не смотря на то, что, увидев Павла впервые, сразу подумалось: "Этот парень далеко пойдет", рост его впечатлял. Не утратив юношеской непосредственности, раскованности, артистизма, очевидного удовольствия от собственной игры, он приобрел мастерство, скорость, увеличил звуковой диапазон и значительно продвинулся в направлении, четко обозначенном с самого начала, приобретения собственного саунда. А после того, как весной Павел мастерски поимпровизировал вместе с Кариной Кожевниковой, сомнений в выборе кандидатуры у меня и вовсе не могло возникнуть.
На том и порешили. И вдруг незадолго до приезда американских музыкантов Юра звонит мне и почти возмущенно заявляет:
— Почему ты меня обманул? Ты сказал, что Павел Аракелян пианист, а на самом деле он — саксофонист.
—... ?!
Мне оставалось только пожать плечами. Но, решив не вдаваться в бессмысленные споры, мол, не мог сказать того, чего сказать не мог, я предложил самый простой, как мне показалось, выход:
— Ну так пусть сыграет на саксофоне, в чем проблемы?
— Рояль в резиденции есть, а саксофона — нет, — парировал Юра.
Я почувствовал, как все больше впадаю в прострацию. Никак не мог догнать: зачем, чтобы сыграть с пианистом и вокалисткой, нужен еще один пианист?
— Но он же возьмет свой!
— Его инструмент не пропустит секьюрити. А если и пропустит, то все равно будет долго проверять, а мы все будем полвечера стоять на улице и ждать. В итоге прием сорвется, потому что секьюрити — отдельная структура, и мы не можем ни о чем с ними договориться.
— Эт' понятно... Ну что ж, пусть играет кто-нибудь другой — пианисты там будут.
Несмотря на то, что проблема была решена, какой-то осадок после странного разговора остался, и я то и дело вспоминал о нем, силясь хоть что-нибудь понять. Но это мне никак не удавалось.
В назначенный день все приглашенные собрались на Верхнем городе у здания отдела по культурным связям американского посольства. Сразу бросились в глаза три вещи: крайняя взволнованность Юры, который чуть ли не обходил меня стороной, и Паши (в случае с Аракеляном, собственно, это было совсем не удивительно), а также футляр с саксофоном на плече у него.
— Что, разрешили играть? — поинтересовался я у Паши.
— Разрешили, — без особого энтузиазма ответил он.
Я подумал, что менять оговоренные заранее протокольные мероприятия было уже поздно.
Опасения Юры не оправдались — представители секьюрити проверяли лишь наличие приглашений и не устраивали никакого досмотра. Однако посол США Джордж Крол, увидев Пашу, удивился:
— О, вы даже со своим инструментом!
Признаюсь, удивился и я. Тому, что он не в курсе...
Появились американские музыканты. Дебора Браун больше всего походила на... джазовую певицу Просто невозможно было представить ее в иной ипостаси. Она источала волны добра, спокойствия и умиротворения. В Майке дель Ферро, наоборот, угадывался взрывной характер. Рамки официального приема были явно узки для его натуры, что он полностью подтвердил в последний день своего приезда основательной "проходкой" с Юрой Дудинским по центру Минска.
Неожиданности для американцев начались с первой минуты: Александр Сапега тут же ошарашил Дебору, сообщив ей, что она уже не первый раз выступает на Беларуси. Эта новость была для нее полной неожиданностью. Начали разбираться, и оказалось, что Александр прав — в далеком 1988 году Дебора Браун выступала в Гродно с оркестром Олега Лундстрема. Тогда-то ее впервые и услышали учащиеся гродненского музыкального училища Александр Сапега и Игорь Сацевич (Apple Tea). "Для меня тогда все это было одной большой страной под названием Советский Союз..." — оправдывалась Дебора. Но сама новость настолько понравилась ей, что все последующие дни она не переставала повторять, будь то на пресс-конференции или на сцене в филармонии, что она уже во второй раз приезжает выступать на Беларусь.
За непринужденными беседами время пролетело довольно быстро, и неуклонно приближалось начало концерта. Я уже начал кое о чем догадываться, а поэтому нашел Юру и заставил его предупредить Дебору и Майка о том, что с ними будет играть наш музыкант. Юра пытался отговориться, мол, попозже, но я настоял. А когда увидел удивленные лица американских музыкантов, с которыми они посмотрели на представленного им Пашу, а также недоумение на лице Джорджа Крола, наблюдавшего со стороны за этой сценой, я, наконец, понял все, что произошло: организаторам нужен был музыкант, способный всего лишь заполнить паузы в выступлении Деборы и Майка. Этакий тапер. А я замутил тут настоящий джэм-сешн... Но когда у меня спрашивают, кто сможет сыграть с американскими музыкантами, я думаю о том, кто сможет сыграть с ними, а не вместо них. Мы просто говорили на разных языках, разница между которыми была настоль велика, что даже саксофон смог превратиться в рояль (или наоборот?).
Осознав ответственность, которую взял на себя Юра, проявив незапланированную протоколом инициативу (а любая инициатива, как всем известно, о-очень наказуема), я выразил ему искренний восторг и благодарность за то, что он доверился моей интуиции. Но это было потом. А пока авторитет и репутация Юры, мои (если таковые имеются) и Паши от него же и зависели. Вот такую кашу заварили.
Майк сыграл пьесу Пуччини, показав всем, что он умеет и играть на рояле, а не только "импровизировать" на нем. Вышла Дебора, и прозвучала душевная джазовая баллада. Затем она позвала Пашу Аракеляна.
Майк начал играть, не дожидаясь, пока Павел подойдет к ним. Но Аракелян не растерялся и вступил прямо на ходу. Когда он в своей артистичной истинно-джазовой манере выдул несколько квадратов, удивленный Майк, резко обернувшись на саксофониста, чуть не упал со стула. Не менее эмоционально отреагировала Дебора — она недвусмысленно выпучила глаза и переводила красочный взгляд то на зрителей, то на Пашу. В общем, контакт был установлен полный, и концерт прошел на "ура". В перерывах между композициями музыканты то и дело жали друг другу руки, Джордж Крол несколько раз переспрашивал у Юры Дудинского имя и фамилию молодого талантливого белорусского саксофониста, а зал, где почти все из присутствующих видели выступление Аракеляна впервые, был в полном восторге. Зрители реагировали столь бурно, что иногда это даже не вполне вязалось с камерной обстановкой завешанной картинами гостиной. Всем было ясно, что Павел достойно отстоял честь страны. Получилось этакое хорошее лекарство от комплекса неполноценности: мол, и мы можем, когда надо!
Сыграв коду последней композиции Майк повернулся к Павлу и громко произнес: "Тебе надо ехать в Америку!". Посол попросился сфотографироваться с музыкантами, которых тут же обступили зрители. А руководство филармонии, представители которого присутствовали на приеме, прекрасно понимая, что произошло, принялись тут же вносить изменения в программу предстоящего выступления Деборы и Майка. Было решено, что концерт будет состоять из двух частей. Первая — выступление Деборы Браун в сопровождении Майка дель Ферро, вторая — они же в сопровождении Павла Аракеляна и ритм-секции. Барабанщика долго искать не пришлось — Александр Сапега находился рядом. Рядом находился и басист Игорь Сацевич, но он наотрез отказался выступать: "Завтра, наконец, открывается сезон рыбалки, и я еду на рыбу — ничто не сможет меня остановить! Фиш!". Тогда решено было пригласить Николая Неронского.
Разъезжались все в приподнятом настроении. Когда Павел выходил из автобуса, ему устроили настоящие овации. На следующий день все, кто бьл на приеме в резиденции посла, при встрече (на пресс-конференции, во время репетиции, перед началом концерта) заговорщицки переглядывались — мол, им было известно что-то такое, о чем больше никто не знал. О том, что не значилось в отпечатанных заранее афишах.
Выступление Деборы и Майка вызвало в городе ажиотаж Удивляться нечему: не часто к нам приезжают американские джазовые музыканты (впрочем, не американские —тоже). Желающих попасть на концерт было так много, что руководство филармонии приняло "соломоново решение"—установить стулья прямо на сцене. Что и говорить, вид "президиума" из человек, этак, ста пятидесяти поначалу шокировал. Потом ничего — привыкли. Единственно Деборе приходилось постоянно вертеться на сцене — выступала она словно на арене цирка.
Условно первое (антракта не было) отделение прошло вполне чинно. Майк играл на совесть, то и дело картинно потряхивая шевелюрой, Дебора двигалась плавно, манерами слегка напоминала Эллу Фитцджеральд, ее глубокий свингующий голос был то мягок, то выявлял скрытую до нужного времени мощь. Это было настоящее джазовое пение. Это был джаз.
Зал был "грамотный" — дружно реагировал на названия эвергринов, хлопал после каждого проигрыша на рояле или скэтовой импровизации. Казалось, публика уже полностью удовлетворена, когда объявили "сюрприз": на сцену по очереди вышли Александр Сапега, Николай Неронский и Павел Аракелян. Зал оживился. Понятное дело: дуэт—слишком элитная форма исполнения, музыку же комбо любого формата воспринимать гораздо легче.
Четыре отрепетированные днем композиции прошли на одном дыхании. (Одну из них, предложенную Майком, Паша не знал. Майк хотел написать ему ноты, но Дебора не дала: "Пусть играет сам, иначе это будет уже не джаз".)
Публика была в шоке. Многие пришли на концерт, чтобы подпитать в себе вечное совковое "у них все хорошо, а у нас — хреново". Ан нет, не вышло. Оказывается, местами у нас тоже ничего, даже совсем не хуже, чем у них. Что и продемонстрировала Дебора: в первой же пьесе, кондуктируя импровизации, она дала каждому продемонстрировать свои возможности. Когда очередь дошла до Сапеги (Саша, понятное дело, выдал такое соло, как в нашем городе только он умеет), певица тут же поняла, что ситуация складывается явно не в пользу Майка, и больше "слово" Сапеге не давала. Саша не расстроился и, словно сжатая пружина, отработал так, что вся его игра была как одно сплошное соло на барабанах, хотя и глушил тарелки да держал свой фирменный удар так деликатно, что он не заглушал ни голоса Деборы, ни других инструментов даже во время исполнения баллады. Играл филигранно.
Наш замечательный басист Николай Неронский из всего своего "арсенала" выбрал шестиструнный бас и во время выступления задействовал весь гриф — по всей длине и ширине тоже. Выглядело это весьма эффектно — даже Дебора не могла оторвать взгляд от пальцев Николая, любуясь его игрой.
Паша был "в ударе". В принципе. если уж вышел на сцену. то он "в ударе" всегда, но в тот вечер был — в особенности. Хотя роль ему досталась незавидная — всеобщего любимчика: зал с восторгом принимал каждое его соло (Паша играл не только на тенор-саксе, но и на флейте), а музыкантам он просто по возрасту конкуренции не составлял, поэтому они и смотрели на него с нескрываемым умилением: эх, где те наши годы?... Его саксофон то струился чистыми звуками, то отчаянно кричал, звук его то взвивался ввысь, становясь похожим на звук альта, то резко срывался вниз до тонов баритона и даже бас-саксофона. При этом Павел — играл. Играл лицом, играл всем телом, вызывая взрывы аплодисментов и крики "Браво!". Джазовал, одним словом.
Уйти за кулисы музыкантам не удалось—зал не отпускал. Ничего другого не оставалось — начался джэм-сешн. Еще полчаса музыка рождалась прямо на сцене, вызывая полное недоумение у непосвященных: "Это сколько же дней они вместе репетировали?". Завелись все и заставили попотеть даже Майка, который, по всему было видно, еще совсем недавно и не думал напрягаться. Не удалось. В одном из "музыкальных экспериментов", как назвала их Дебора, скорость исполнения на саксофоне, барабанах и на басу возросла настолько, что Майку не оставалось ничего другого, как ответить взрывной импровизацией кулаками и тыльной стороной кисти по клавишам. Драйв был такой, что шум в зале не затихал уже ни на минуту. Под конец зрители слушали музыку стоя, а потом долго не хотели расходиться, столпившись вокруг музыкантов на сцене и возле нее.
Героем вечера был, конечно, Павел Аракелян. После концерта к нему потянулись журналисты договариваться насчет интервью, да и просто музыкальный люд. "Павел, вы — наша национальная гордость!" — выразила всеобщее мнение одна женщина-композитор.
На следующий день Дебору и Майка отдали полностью на растерзание журналистов. После прямого эфира на университетском радио Unistar они, развалившись на диванах в холле отеля "Минск", принимали "гостей" одного за другим.
Настроение у гостей было отличное. Майк даже стал куражиться: когда узнал, что многие из наших сведущих журналюг не знают, что такое "Яблочный чай", принялся проводить ликбез — каждому втолковывал, какая это замечательная группа и какой здоровский диск они только что издали (Instead of You ему подарили накануне). Майк блефовал. Являясь членом жюри какого-то международного конкурса, он все свободное время вынужден был прослушивать десятки пронумерованных (названия групп и имена исполнителей ему были не известны — для пущей объективности) дисков и отбирал лучшие на его взгляд. Поэтому подаренный диск Apple Tea он просто не успел прослушать.
Прослушал позже, уже дома. И написал письмо: "Какая замечательная группа, какая великолепная музыка! Я хочу обратно в Минск!".
В Москве не составляет труда найти место, где вечером можно послушать джаз. Открыв любую афишу с анонсами концертов или посетив джазовые сайты, каждый поклонник этого рода музыки (будь то любитель-меломан или искушённый джазофрен) найдёт место и ...
Группа Take 6 образовалась из организованного Клодом МакНайтом (Claude McKnight) в 1980-м году Gentlemen's Estate Quartet (позаимствовавшего свое название от названия жилого комплекса для первокурсников) в Oakwood College – небольшой христианской ...
Tuck and Patti уже выступали раньше в клубе Blue Note в Милане и вернулись сюда с хорошей вестью: недавно вышел их новый DVD под названием Tuck & Patti Live in Holland, который содержит 2 CDs – концертные записи их последних альбомов: Chocolate ...
О концертах Макферрина хочется писать подробно, не упуская ни одну грань этого искрящегося экспромтами алмаза, но столь же виртуозно, сколь заслуживает тема. С Богом! Его концерты во всём мире похожи на чудо. И вот уже второй раз удача выпала на ...
Человеческая память устроена весьма избирательно. Проводить покойного в последний путь обычно собирается много народу. По православным обычаям многие приходят потом и на девять дней, потом на сорок. А потом… потом память о человеке, как ...
Don`t Worry. К вам приехал Бобби МакФеррин. Be Happy Now. 12 мая 2005 года московский КЗ им. Чайковского встречал Бобба МакФеррина с программой, которую трудно назвать таковой, учитывая исполненные номера, включившие буквально всё – от оперных ...
Что еще должен сделать Бог, чтобы разбудить тебя? - думала я на концерте Кевина Махогани и Игоря Бутмана (март, 2005 г), - Да, пожалуй, уже ничего. Просто слушай джаз… Тогда-то я и поняла, что изменить монотонную жизнь, в которой не хватает ...
В заполненном до отказа зале рижского Дома Конгрессов с оглушительным успехом прошел концерт уникального джаз-оркестра, руководимого легендарным российским джазовым музыкантом Геннадием Гольштейном. Последний раз музыкант выступал на рижской сцене ...
Холодным мартовским вечером в Ереване произошло событие, достойное внимания всех любителей музыки: в помещении Дома журналистов открылся клуб авангардной фолк-музыки. Но— обо всем по порядку. Представлять Арто Тунчбояджана (Arto Tunçboyaciyan), я ...
Одним из самых значительных музыкальных событий марта в Нижнем Новгороде стал международный фестиваль "Триумф джаза" (16-17 марта 2006 года,Нижегородская Филармония им. Ростроповича, Кремлевский концертный зал). По масштабу и качеству он, с ...
"Единственный концерт в северной Европе" красуется на афишах. Это про Санкт-Петербург. С точки зрения индийской музыки – действительно всё равно. Петербуржцы ничем не хуже Европы в своей отдалённости от культурных традиций Востока – их тоже надо ...
7 марта в Одессе в рамках цикла концертов, организуемых "Клубом Высокой Музыки", состоялось совместное выступление двух замечательных пианистов -- Анатолия Кролла (Россия) и Юрия Кузнецова (Украина). Концерт носил название "Мы из Джаза". Как это ни ...