Человеческая память устроена весьма избирательно. Проводить покойного в последний путь обычно собирается много народу. По православным обычаям многие приходят потом и на девять дней, потом на сорок. А потом… потом память о человеке, как правило, хранят только близкие ему люди. У джазового пианиста, композитора, педагога Аркадия Борисовича Эскина людей близких оказалось очень много. Он ушел из жизни 12 августа 2006 года в возрасте 67 лет. В промозглый осенний день 29 ноября, зал Минского еврейского общинного дома был переполнен. На вечер памяти Аркадия Эскина собрались его коллеги-музыканты, ученики, люди, знавшие этого человека лично и те, кто был знаком с ним только по редким концертам и немногочисленным дискам.
Перед сценой – портрет Эскина, цветы. В первом ряду – его жена и дочь. Организатор вечера, патриарх белорусской джазовой журналистики Яков Басин во вступительном слове кратко напомнил биографию Аркадия Борисовича, рассказал о публикациях о нем в прессе, в том числе и одной из первых – статье в № 4 «Jazz-Квадрата» за 1999 год, посвященной 60-летию музыканта, вспомнил прекрасные шуточные стихи, написанные к тому юбилею другом Эскина Владимиром Орловым.
А затем зазвучала музыка. Первым на сцену вышел «Авенир-Бэнд» под руководством кларнетиста Авенира Вайнштейна, показавший фрагмент своей программы «В джазе только дедушки». Убеленные сединами ветераны с юношеской энергией играли старый добрый традиционный джаз, словно салютуя своему безвременно ушедшему коллеге. Почти с первых тактов зал «завелся», тепло встречая каждую композицию – от «Бай мир бист ду шейн» Секунды до «Хэлло, Долли», и проводил «Авенир-Бэнд» горячими аплодисментами.
Затем в центре внимания оказался рояль. Инструмент Эскина, который снискал ему славу на многочисленных джазовых фестивалях и концертах. Его игра неизменно встречала восторженный прием, независимо от того, с кем он работал – с Утесовым или с Финбергом, с «Уральским диксилендом» или с «Песнярами». Один за другим выходили к инструменту минские пианисты, играли одну-две композиции, уступали место коллегам. В этом своеобразном параде пианистов наиболее сильное впечатление на меня произвело выступление Сергея Брауде, чья импровизационная музыка прозвучала печально и достойно – подстать событию, собравшему всех на этот вечер.
Весьма органично вписались в общую канву концерта блюзы, исполненные двумя мэтрами белорусской гитары, коллегой Эскина по преподавательской деятельности в Минском институте культуры Владимиром Угольником и неутомимым организатором фестивалей «Блюз живет в Минске» Геннадием Стариковым. Геннадий рассказал, что последние годы они работали с Эскиным вместе – две гитары и рояль. Теперь место за роялем опустело и занято не будет уже никем. Свою скорбь гитарный дуэт излил в блюзе, написанном, по словам Старикова, в ночь смерти Аркадия Эскина.
Было еще много интересных выступлений. Играла ученица Аркадия Борисовича, пианистка Юлия Климова, прочувствованно говорила об Эскине музыковед Анна Аладова, не оставили зал равнодушным игра и пение Анны Козловой, едва успевшей приехать из Варшавы и бросившей все дела, чтобы быть на этом вечере. Особо надо отметить выступление Павла Аракеляна. Молодой саксофонист, самый яркий представитель молодого поколения в белорусском джазе, удостоенный в 2006 году титула «джазмен года», на этот раз на саксофоне не играл, зато проявил себя как настоящий мультиинструменталист. В дуэте с басистом, сначала на фортепьяно, а затем на флейте Павел своей буйной фантазией, необычайной экспрессией и динамичностью, как мне показалось, даже чуть-чуть напугал пожилую часть аудитории. Особенно впечатлила его игра на флейте. Нежный инструмент Аракелян атаковал столь яростно и мощно и добивался от него столь необычного звучания, что, думаю, ему зааплодировал бы и рокер Ян Андерсон из Jethro Tull, и джазмен Хьюберт Лоус. Впрочем, мастерство Павла оценили по достоинству и присутствующие: седовласые традиционалисты с чувством жали руку молодому коллеге, играющему совсем другую, но тоже джазовую музыку.
Завершал концертную программу вечера небольшой сет ансамбля «Ренессанс» под управлением ударника Николая Лаптенка. Лидер этого диксиленда – единственный участник первого состава ансамбля, имеющего уже солидную тридцатилетнюю историю. Символично, что эстафета поколений в «Ренессансе» не прерывается, и Николай с молодыми и талантливыми партнерами по-прежнему играет вечно молодой и неотразимый джаз. Своеобразной перекличкой с «дедушками» из «Авенир-Бэнд» стало еще одно исполнение «Бай мир бист ду шейн» - на этот раз в версии «Ренессанса». Лаптенок напомнил, что эта тема в исполнении Аркадия Эскина звучит и на одном из его дисков. Так что, и мелодия Секунды, прошедшая через весь вечер, стала своеобразной данью памяти Аркадию Борисовичу.
После короткого джэма, последовавшего за основной программой, публика начала расходиться. Бережно упаковывали свои инструменты музыканты, делились впечатлениями зрители. К ведущему вечера Якову Басину подошла со словами благодарности супруга Аркадия Эскина. Думаю, от лица всех, кто присутствовал на этом вечере, стоит поблагодарить Якова Зиновьевича за огромные организационные усилия, приложенные им для подготовки вечера памяти, которые столь успешно воплотились в жизнь. Хочется надеяться, что музыка в честь Аркадия Эскина будет звучать еще не раз.
Что еще должен сделать Бог, чтобы разбудить тебя? - думала я на концерте Кевина Махогани и Игоря Бутмана (март, 2005 г), - Да, пожалуй, уже ничего. Просто слушай джаз… Тогда-то я и поняла, что изменить монотонную жизнь, в которой не хватает ...
В заполненном до отказа зале рижского Дома Конгрессов с оглушительным успехом прошел концерт уникального джаз-оркестра, руководимого легендарным российским джазовым музыкантом Геннадием Гольштейном. Последний раз музыкант выступал на рижской сцене ...
Холодным мартовским вечером в Ереване произошло событие, достойное внимания всех любителей музыки: в помещении Дома журналистов открылся клуб авангардной фолк-музыки. Но— обо всем по порядку. Представлять Арто Тунчбояджана (Arto Tunçboyaciyan), я ...
Одним из самых значительных музыкальных событий марта в Нижнем Новгороде стал международный фестиваль "Триумф джаза" (16-17 марта 2006 года,Нижегородская Филармония им. Ростроповича, Кремлевский концертный зал). По масштабу и качеству он, с ...
"Единственный концерт в северной Европе" красуется на афишах. Это про Санкт-Петербург. С точки зрения индийской музыки – действительно всё равно. Петербуржцы ничем не хуже Европы в своей отдалённости от культурных традиций Востока – их тоже надо ...
7 марта в Одессе в рамках цикла концертов, организуемых "Клубом Высокой Музыки", состоялось совместное выступление двух замечательных пианистов -- Анатолия Кролла (Россия) и Юрия Кузнецова (Украина). Концерт носил название "Мы из Джаза". Как это ни ...
Так (в стилистике вестерна или крутого детектива!) обозначил сущность уникального дарования и статуса этого музыканта Владимир Фейертаг — гуру джаза. Он произнес это со сцены одесской филармонии, где проходил IV Международный "Джаз-карнавал в ...
Посетив с гастролями Киев, всемирно известный джазовый вокалист, сказал, что главное, что он увезет с собой - это вид на Днепр с обзорной площадки города. "Я не хочу делать фото, я знаю, что буду хранить это в памяти. Я могу забыть, где я видел ...
Дебора Браун и Майк дель Ферро приехали в Минск по приглашению посольства США как представители American Voices. Какое отношение к американским голосам имеет голландец Майк, толком никто не понял. Но с American Voices он сотрудничает уже несколько ...
Это был первый за последний десяток-полтора лет джазовый концерт армянских исполнителей в Москве. Нет, конечно, армянские джазмэны много раз играли в Москве на открытии казино, ресторанов, различных презентациях "армянских" объектов российской ...
О концертах МакФеррина хочется писать подробно, не упуская ни одну грань этого искрящегося экспромтами алмаза, но столь же виртуозно, сколь заслуживает тема. С Богом! Его концерты во всем мире похожи на чудо. И вот уже второй раз удача выпала на ...
Одним из громких событий, открывших нынешний осенне-музыкальный сезон, стал приезд и совместное выступление 7 сентября 2004 года авангардных академистов Кронос Квартет и передовика в деле аккордеонно-баянных мехов — финна Киммо Похйонена ...