Разнообразные "не те" и саксофонные авторитеты
01.01.2000
Традиция, будь то столетиями формировавшийся народный музыкальный уклад или же просто приверженность, отнесенность к единому инструментальному "клану" – дело великое и опасное. Общность корней, генетические связи, протянувшиеся в двух плоскостях – временной, между историческими поколениями и, условно говоря, логической, между инструментами одного семейства – вот что позволяет жить и творить музыкантам группы "Не те" (Елена Сергеева, Сергей Жирков, Эдуард Сивков) и "Sax Мафии" (Эдуард Сивков, Сергей Летов, Николай Рубанов, Юрий Яремчук), которые предстали перед екатеринбургскими ценителями музыкального экстрима 19 января на площадке Камерного театра. Этот эксклюзивный концерт - очередная веха в проекте "Новая Импровизационная Музыка" Геннадия Сахарова и Екатеринбургского Центра Современного Искусства, чья организационная поддержка способствует укреплению и расширению в Екатеринбурге интереса к живой авангардной и авангардно-джазовой музыке. (Напомним, что в том же Камерном театре с подачи ЕЦСИ уже выступали Петер Брёцманн, дуэт В. Гайворонского-А. Волкова (Санкт-Петербург), челябинский Новый художественный ансамбль; много планов есть и на будущее.) Ну, а теперь по порядку.
Ансамбль "Не те" известен с конца 1990-х гг. и во многом благодаря проектам Московского культурного Центра "Дом". Ядром являются супруги Е. Сергеева и С. Жирков, выходцы из знаменитого "Театра народной музыки" Дмитрия Покровского, участники многочисленных этнографических экспедиций, тщательно изучавшие аутентичные музыкальные традиции различных регионов Евразии, выступавшие в США, Германии, Англии, Бельгии, Австралии, Японии. Существенное дополнение к фольклорному дуэту составляют саксофонные хитро- и не хитро-сплетения Эдуарда Сивкова (Вологда), фри-джазового музыканта, автора музыки для театра и кино, организатора фестиваля современного искусства "Вершки и корешки", участника многих международных фестивалей джазовой и авангардной музыки.
"Не те" - название очень ловкое, поскольку бесконечно многозначное. Ведь, по сути, "те", от которых желали откреститься после ухода из ансамбля Покровского Сергеева и Жирков, уже давно стали различными прошлыми модификациями самих же музыкантов. Не вполне справедливо, разумеется, будет налагать на них такую большую ответственность, но само название обязывает быть "другими" каждый раз, то есть для каждого концерта искать какие-то новые сюжеты, стилистические вариации. Если сравнивать запись, кстати, тоже местного концерта ансамбля в 2001г. (Suffering/ Страдания) и то, что было продемонстрировано на концерте в 2005г., то оправданность названия (в подразумеваемом нами смысле) налицо. Вопреки ожиданиям, на этот раз не было сметающих оргиастических воплей, жутких скрежетов, животного накала, агрессивных наскоков и других языческих безумств, которые не каждому чисто физически удалось бы дослушать до конца. Подача звука Еленой Сергеевой, что уже одно задает характер всего художественного целого, стала явно мягче, в окраске голоса теперь, кажется, меньше металлической остроты, резкости, реже стали и звуки непонятного, совершенно дикого происхождения, от которого ей самой становилось страшно. Хотя во всем нынешнем действе "Не тех", конечно же, проявилась их неизменная натуральность, жизненность, даже актуальность, умение создать и войти в образ – артистическая очужденность ничуть при этом не мешает - глубокое проживание традиции, слитость с теми токами дохристианской и христианской народной культуры, которые, увы, даже подспудно мало что определяют в нашей сегодняшней жизни, но необходимы как живительные источники для любой культуры.
Выступление оказалось очень цельным, не в последнюю очередь, благодаря логической выверенности, внутренней сюжетике и широкому жанровому охвату. Можно ничего не домысливать – слова песен говорят сами за себя, при том, что и работают музыканты сосредоточенно (буквально на коленях), повествуя открытым и чистым взглядом о сокровенном. Темы серьезные и волнующе близкие. Женские истории, будто бы специально связанные между собой, истории отношений дочери и матери, девичьих страхов, женской ревности и мести; мужские покаянные - о том, как мужики наутро после буйной ночи отправлялись на курган молиться, наконец, о Страшном Суде в понимании простого русского Ивана, - в итоге поднимается не клишированно лубочная, а подлинно существующая во вполне определенном измерении мудрая заснеженная Русь, стойкая в своих тоске и тревоге, в беспечном разгуле, знающая всему цену (правда, знающая как-то "чую не чую, вижу не вижу" (Белорусская народная песня "Лоща")). Все это было воспринято, поскольку чередовалось почти рок-н-рольными опусами, городским фольклором (шуточная песенка о деньгах), где-то – цыганскими мотивами, но всего в меру, не перегружая.
Не просто фоном является для "Не тех" и инструментальное сопровождение. Помимо саксофонов, гитары, барабанов использовались колесная лира, шаманский бубен, варган, жалейка и другие приспособления затейливого звукоизвлечения. Например, бурдонно тянется на протяжении всей первой песни (о том, как сына отдали в солдаты) монотонное звучание колёсной лиры (громоздкий струнный деревянный инструмент красивой виольной формы, известный еще с нач. II-го тыс. н.э.), инициирующей, между прочим, еще и пластический эффект – непрерывное завораживающее верчение ручки, словно мягкое вкручивание чего-то в психику/сознание. Полифонично встраиваются в общую тональность и действия Эдуарда Сивкова, незаметно ведущего свои темы, переключающегося с инструмента на инструмент и, в конце концов, дующего сразу в два саксофона, что оборачивается, как ни удивительно, очень даже выразительной валторной.
Так или иначе "двустороннее сотрудничество" авангардной и фольклорной традиций поддерживается "Не теми" с должным энтузиазмом и энергией, позитивно и остроумно. Пусть даже кому-то и не хватило в их музыке былого бесовства, жути, решимости проникать в "запретные" зоны.
Вторая компания, представленная на концерте – джазово-импровизаторский квартет "Sax Мафия", образовавшийся по инициативе все того же Эдуарда Сивкова в 2002 г. и объединивший музыкантов, уже игравших вместе в "Оркестре Московских композиторов" и в других коллективах. У каждого за спиной своя творческая история: Юрий Яремчук (Львов) играл помимо вышеупомянутого "Оркестра…" в "Три Я", в "Русско-украинском проекте", Николай Рубанов (Санкт-Петербург) – бессменный участник "АукцЫона", "Союза коммерческого авангарда", Эдуард Сивков сотрудничает с "Не теми" и Владиславом Макаровым. Наиболее именитая фигура среди них - это, пожалуй, экстравагантный и скромный Сергей Летов (Москва), одновременно слывший и "пророком" (в известном с 1985 г. ансамбле "Три О" он неизменно выступал в белом рубище и босой), и "крайним радикалом", бывший постоянный участник курехинских "поп-механик", успевающий сотрудничать с В. Макаровым, Ф. Чистяковым, Вл. Терехом, а также с Театром на Таганке ("Марат и Маркиз де Сад"), театром "Человек" (абсурдистская драма "Entre Nous/ Между нами") и др.. За три года нестабильных встреч "sax-мафиози" успели охватить значительную часть Германии, в России же выступали только в Москве, Вологде и Тюмени. И вот своей многочисленной медью они заставили и сцену нашего Камерного театра.
Играют музыканты действительно по-семейному ("мафия" понимается ими дословно, как семья, что никак не может удержать от заманчивых криминалистических метафор). Каждый из них владеет любым из более, чем дюжины привезенных саксофонов, от сопрано до баса. Тем не менее, для удобства есть и специализация: сопрано оказались привилегией Яремчука и Летова, который выделывал рулады также и на басу, Сивков и Рубанов держали акцентированный ритм, один из важнейших конструктивных элементов композиций квартета, на баритон- и бас-саксофонах. По словам последнего, приобретение баса было решающей каплей при создании "Sax Мафии". И действительно, именно короткая, настойчиво повторяемая басовая тема - единственное, что поддерживает порядок среди неуемного буйства "революционных масс" (тема из спектакля "Марат и Маркиз де Сад"). Хотя, если честно, "массы" получились какими-то слишком разудалыми и праздничными, отнюдь не воинственно настроенными. В общем, этому клану явно не требуется помощь никаких "инородных" тембров. Даже в роли ударных могут выступать при желании сами саксофоны.
"Музыка управляемых случайностей", случайностей, которые прямо в живом времени направляются в "определенное русло", - так "sax-мафиози" характеризуют свою художественную систему. Поэтому как варианты такого режиссерского решения, определяющего общую схему действия, интересны используемые ансамблем принципы формального построения: неожиданные полифонические ходы, распадания из одного звука по разным дорожкам-ленточкам, после чего - томительные блуждания, хаос, какофония, бурчащая сумятица голосов, долбящих каждый свое, едва уловимо вновь собирающихся в прозрачную и гармоничную структуру. Саксофоны настороженно хмурятся, неуверенно подрагивают, настырно мычат и урчат, весело друг друга подзуживают. Да, пробиваются и гротескные нотки, даже нахлесты, но в целом – никакой клоунады, все культурно осмысленно и стильно. Как и любая музыка, "мафиозная" тоже формирует свой этикет, при этом совсем необязательно, что в жизни эти музыканты – заядлые спорщики.
В некоторых композициях импровизация доводит до того, что пробуждается масса телесных импульсов - возможно, это личное впечатление – и фантазия пускается в пластические путешествия. Естественно, танец в этом случае должен быть соответственно импровизационным и максимально открытым. Видимо, чувствуются следы театральной деятельности – и то, что сейчас С. Летов много работает в театре, и его прошлая музыкальная эксцентрика, участие (за компанию с А. Шилклопером и А. Кириченко) в разнообразных перформативных проектах. Кстати, на поиски живой визуальной энергетики порой отправляется и Э. Сивков, сотрудничающий с виолончелистом и абстрактным художником Вл. Макаровым.
Впрочем, иногда, как показалось, были моменты, когда музыканты то не доигрывали (хотелось еще большей пронзительности), то переигрывали (слегка затягивали с однообразными темами). Но это субъективное мнение.
В целом же, и "Sax Мафия", и "Не те" оставили у подавляющего большинства зрителей самые приятные впечатления, если таким мягким словом выражать пережитые вместе с шестью "умельцами" авант-фолковского и фри-джазового дела столь разные, но глубокие и, главное, жизнеутверждающие чувства.
Ксения Федорова
2005
стиль джаз
страна Россия
музыкальный стиль авангард
Расскажи друзьям:
Так (в стилистике вестерна или крутого детектива!) обозначил сущность уникального дарования и статуса этого музыканта Владимир Фейертаг — гуру джаза. Он произнес это со сцены одесской филармонии, где проходил IV Международный "Джаз-карнавал в ...
Посетив с гастролями Киев, всемирно известный джазовый вокалист, сказал, что главное, что он увезет с собой - это вид на Днепр с обзорной площадки города. "Я не хочу делать фото, я знаю, что буду хранить это в памяти. Я могу забыть, где я видел ...
Дебора Браун и Майк дель Ферро приехали в Минск по приглашению посольства США как представители American Voices. Какое отношение к американским голосам имеет голландец Майк, толком никто не понял. Но с American Voices он сотрудничает уже несколько ...
Это был первый за последний десяток-полтора лет джазовый концерт армянских исполнителей в Москве. Нет, конечно, армянские джазмэны много раз играли в Москве на открытии казино, ресторанов, различных презентациях "армянских" объектов российской ...
О концертах МакФеррина хочется писать подробно, не упуская ни одну грань этого искрящегося экспромтами алмаза, но столь же виртуозно, сколь заслуживает тема. С Богом! Его концерты во всем мире похожи на чудо. И вот уже второй раз удача выпала на ...
Одним из громких событий, открывших нынешний осенне-музыкальный сезон, стал приезд и совместное выступление 7 сентября 2004 года авангардных академистов Кронос Квартет и передовика в деле аккордеонно-баянных мехов — финна Киммо Похйонена ...
Субшри Джанардан (Индия) – уникальный музыкант и певица, хорошо известная у себя на Родине и далеко за ее пределами. На данный момент она является единственной женщиной, выступающей с концертами и мастер-классами по всему миру, представляющей сразу ...
В октябре в Ереване царила настоящая культурная суматоха — многочисленные "Дни культуры" бывших братских республик, праздники, фестивали, концерты... Один из них остался в тени, прошел незамеченным СМИ и, самое грустное, любителями джаза. ...
Знаменитого соотечественника, а ныне жителя немецкого города Вупперталя, Аркадия Шилклопера в Москве видимо "сильно не ждали". 2 июня в столичном зале ЦДХ срамно зияли пустотами добрых ? мест. Автора этих горьких строк, внезапно оказавшегося ...
20 - 22 июня, в честь празднования 8-летия клуба, в Le Club выступили специальные гости: легендарный саксофонист Кеппу Garrett и его группа (США): Carlos McKinney (рояль), Kristopher Funn (бас), Ronald Bruner (барабаны). Сегодня Кенни Гарретту 45 ...
Джазовый поезд тронулся... Трудно сказать, завершением прошедшего или началом нового концертного года был проект 19 августа в Мариинском парке с ярким названием "Звезды украинского джаза". Участвовали тольео киевские музыканты, и публики при цене ...
Уже в пятый раз в Киев приезжает тувинский шаман-музыкант Николай Ооржак Знакомство с украинской столицей он начал в стенах Школы джазового и эстрадного искусств, где делился своими навыками в области горлового пения с педагогами и учащимися. ...
|