|
|
|
Jimmy Smith "Hammond"
01.01.2000
Приезд Джимми Смита, пожалуй, второе после концерта Маклафлина и его Remember Shakti, потрясающее событие нынешнего лета. Второе не по значимости, совсем нет. Впрочем, сравнения здесь и неуместны. Просто и гитарный виртуоз Махавишну и уже при жизни историческая личность, "Мичурин", прививший Хэммонд на джазово-блюзовой почве, Джеймс Оскар Смит впервые внезапно и почти одновременно обратили свои прославленные взоры в сторону отечества нашего.
Проект Маклафлина дал в Москве единственный концерт в двухтысячеместном Дворце Молодёжи, до отказа набитом поклонниками музыкального гуру. А что делал три вечера кряду в кратно малогабаритном клубе Смит? Что делал старец, чей год рождения подзабыли и перепутали энциклопедии и критики? Ответ прост: являл чудеса героизма, какими вряд ли станут баловать своих межконтинентальных поклонников современные звёзды мировой сцены, доживи они до возраста нынешнего Смита. После таких выступлений вопрос какого-нибудь приятеля-"меломана" "Ну как? Стоит сходить?", признаться, ставит в тупик. Перефразируя, получается "А нужен ли нам Джимми Смит?" - no comments. Другой вопрос – зачем на 76 году жизни, после полувековой гастрольной деятельности Смиту понадобилась российская аудитория?
А так как даже слово "прессконференция" в данном случае не упоминалось – возможно стоит теперь вечно благодарить пионера-героя Петю, грозу волков, воспетого в творении великого русского композитора Прокофьева, перекроенном Смитом на джазовый лад. Видимо и личные качества Джеймса Оскара дают о себе знать. Силы духа ему не занимать. Когда в далёкие годы Дикий Билл Дэйвис сулил самонадеянному юнцу 15 лет работы над техникой педальной игры - упрямцу хватило трёх месяцев. А желанию играть на собственном Хэммонде не помешало даже дуло пистолета кредитора, ставшее непременным атрибутом выступлений Смита вплоть до полного расчёта.
Но вернёмся в наше тысячелетие, где Джимми Смит – звезда, три дня светившая в Москве исключительно всем желавшим. Вместо излюбленного трио Смит на сей раз демонстрировал так называемый "Jimmy Smith Quintet". "Так называемый" потому, что в качестве контрабасиста здесь неожиданно выступил участник квартета Игоря Бутмана - Виталий Соломонов, чьё имя маэстро Смит выяснял прямо по ходу выступления. Наш соотечественник с достоинством выдержал все испытания: от проблем с озвучиванием контрабаса до длительного соло, лишённого всякого аккомпанемента со стороны западных коллег. Ещё к слову о музыкантах. Каждый очередной анонс предлагал свой вариант состава смитовского квинтета.
В итоге "бил в барабаны" тёзка Смита – Джимми Джексон, кстати, прекрасно справившийся и с ролью вокалиста в лирической балладе "Wish I Do". Этот "конёк" голосистого ударника Смит не первый раз использует в концертной программе. Остальные музыканты не отставали. Знаменитый "Сент-Луисский блюз" Хэнди был прекрасно исполнен в качестве сольного номера гитаристом Филом Апчерчем, принимавшим участие в записях музыкантов от Бади Гая до Майкла Джексона. Нередко записывался он и со Смитом. Вместо ожидаемого нью-орлеанского саксофониста Хермана Райли (Herman Riley) в Москве по неизвестным причинам выступил менее именитый Mornington Lockett. В ходе концерта на его долю нередко выпадала роль солиста и надо признать, публика не осталась в обиде.
После двух композиций, предваривших выход маэстро, программа была официально открыта "Back At The Chicken Shack". В первом же отделении меломанов также порадовала "Satin Doll". Однако довольно скоро стало ясно, что мистер Смит имеет своё собственное представление о том, что надо играть, чего не надо, а что можно повторить и дважды. Принцип отбора остался неизвестен, но количество хитов, которые должны были войти в список, до концерта представлялось несколько большим. Впрочем, и это не удивительно. "Виновник торжества" Джимми Смит в первый день выступлений выглядел довольно усталым – сказался длительный перелёт. Травма левой руки и вовсе, казалось бы, сводила задачу московских концертов к "отыграть ровно". Но подобно Оскару Питерсону, Смит справился в прямом смысле "одной правой". Лишь поначалу маэстро играл больше аккордовое сопровождение или просто внимательно слушал коллег.
Поразило с каким равным уважением и чуткостью "легенда Хэммонда В-3" аккомпанирует как звёздам первой величины, нередко принимавшим участие в записи его альбомов, так и музыкантам без громких титулов. Уже к середине первого выступления Смит "разыгрался" и исполненные в дальнейшем ежедневные "Got My Mojo Workin'" на тарабарском языке, чтение рэпа и пересчёт до восьми и обратно в "8 Counts for Rita" - стали тем самым долгожданным общением, которого ждали его верные поклонники. Ведь что такое, по сути, час задержки концерта и ещё час перерыва между отделениями, когда выпал такой шанс – воочию, а не с диска познакомится с творчеством Джимми Смита. Человека, чьё имя вошло в историю вместе с маркой электрооргана Хэммонд В-3, покорившей его душу раз и навсегда.
Зотова Мария
2004
стиль джаз
автор Мария ЗОТОВА
страна США
Расскажи друзьям:
7 марта в Одессе в рамках цикла концертов, организуемых "Клубом Высокой Музыки", состоялось совместное выступление двух замечательных пианистов -- Анатолия Кролла (Россия) и Юрия Кузнецова (Украина). Концерт носил название "Мы из Джаза". Как это ни ...
Так (в стилистике вестерна или крутого детектива!) обозначил сущность уникального дарования и статуса этого музыканта Владимир Фейертаг — гуру джаза. Он произнес это со сцены одесской филармонии, где проходил IV Международный "Джаз-карнавал в ...
Посетив с гастролями Киев, всемирно известный джазовый вокалист, сказал, что главное, что он увезет с собой - это вид на Днепр с обзорной площадки города. "Я не хочу делать фото, я знаю, что буду хранить это в памяти. Я могу забыть, где я видел ...
Дебора Браун и Майк дель Ферро приехали в Минск по приглашению посольства США как представители American Voices. Какое отношение к американским голосам имеет голландец Майк, толком никто не понял. Но с American Voices он сотрудничает уже несколько ...
Это был первый за последний десяток-полтора лет джазовый концерт армянских исполнителей в Москве. Нет, конечно, армянские джазмэны много раз играли в Москве на открытии казино, ресторанов, различных презентациях "армянских" объектов российской ...
О концертах МакФеррина хочется писать подробно, не упуская ни одну грань этого искрящегося экспромтами алмаза, но столь же виртуозно, сколь заслуживает тема. С Богом! Его концерты во всем мире похожи на чудо. И вот уже второй раз удача выпала на ...
Одним из громких событий, открывших нынешний осенне-музыкальный сезон, стал приезд и совместное выступление 7 сентября 2004 года авангардных академистов Кронос Квартет и передовика в деле аккордеонно-баянных мехов — финна Киммо Похйонена ...
Субшри Джанардан (Индия) – уникальный музыкант и певица, хорошо известная у себя на Родине и далеко за ее пределами. На данный момент она является единственной женщиной, выступающей с концертами и мастер-классами по всему миру, представляющей сразу ...
В октябре в Ереване царила настоящая культурная суматоха — многочисленные "Дни культуры" бывших братских республик, праздники, фестивали, концерты... Один из них остался в тени, прошел незамеченным СМИ и, самое грустное, любителями джаза. ...
Знаменитого соотечественника, а ныне жителя немецкого города Вупперталя, Аркадия Шилклопера в Москве видимо "сильно не ждали". 2 июня в столичном зале ЦДХ срамно зияли пустотами добрых ? мест. Автора этих горьких строк, внезапно оказавшегося ...
20 - 22 июня, в честь празднования 8-летия клуба, в Le Club выступили специальные гости: легендарный саксофонист Кеппу Garrett и его группа (США): Carlos McKinney (рояль), Kristopher Funn (бас), Ronald Bruner (барабаны). Сегодня Кенни Гарретту 45 ...
Джазовый поезд тронулся... Трудно сказать, завершением прошедшего или началом нового концертного года был проект 19 августа в Мариинском парке с ярким названием "Звезды украинского джаза". Участвовали тольео киевские музыканты, и публики при цене ...
|
| |
|
| |