nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Jimmy Smith "Hammond"

Приезд Джимми Смита, пожалуй, второе после концерта Маклафлина и его Remember Shakti, потрясающее событие нынешнего лета. Второе не по значимости, совсем нет. Впрочем, сравнения здесь и неуместны. Просто и гитарный виртуоз Махавишну и уже при жизни историческая личность, "Мичурин", прививший Хэммонд на джазово-блюзовой почве, Джеймс Оскар Смит впервые внезапно и почти одновременно обратили свои прославленные взоры в сторону отечества нашего.

Проект Маклафлина дал в Москве единственный концерт в двухтысячеместном Дворце Молодёжи, до отказа набитом поклонниками музыкального гуру. А что делал три вечера кряду в кратно малогабаритном клубе Смит? Что делал старец, чей год рождения подзабыли и перепутали энциклопедии и критики? Ответ прост: являл чудеса героизма, какими вряд ли станут баловать своих межконтинентальных поклонников современные звёзды мировой сцены, доживи они до возраста нынешнего Смита. После таких выступлений вопрос какого-нибудь приятеля-"меломана" "Ну как? Стоит сходить?", признаться, ставит в тупик. Перефразируя, получается "А нужен ли нам Джимми Смит?" - no comments. Другой вопрос – зачем на 76 году жизни, после полувековой гастрольной деятельности Смиту понадобилась российская аудитория?

А так как даже слово "прессконференция" в данном случае не упоминалось – возможно стоит теперь вечно благодарить пионера-героя Петю, грозу волков, воспетого в творении великого русского композитора Прокофьева, перекроенном Смитом на джазовый лад. Видимо и личные качества Джеймса Оскара дают о себе знать. Силы духа ему не занимать. Когда в далёкие годы Дикий Билл Дэйвис сулил самонадеянному юнцу 15 лет работы над техникой педальной игры - упрямцу хватило трёх месяцев. А желанию играть на собственном Хэммонде не помешало даже дуло пистолета кредитора, ставшее непременным атрибутом выступлений Смита вплоть до полного расчёта.

Но вернёмся в наше тысячелетие, где Джимми Смит – звезда, три дня светившая в Москве исключительно всем желавшим. Вместо излюбленного трио Смит на сей раз демонстрировал так называемый "Jimmy Smith Quintet". "Так называемый" потому, что в качестве контрабасиста здесь неожиданно выступил участник квартета Игоря Бутмана - Виталий Соломонов, чьё имя маэстро Смит выяснял прямо по ходу выступления. Наш соотечественник с достоинством выдержал все испытания: от проблем с озвучиванием контрабаса до длительного соло, лишённого всякого аккомпанемента со стороны западных коллег. Ещё к слову о музыкантах. Каждый очередной анонс предлагал свой вариант состава смитовского квинтета.

В итоге "бил в барабаны" тёзка Смита – Джимми Джексон, кстати, прекрасно справившийся и с ролью вокалиста в лирической балладе "Wish I Do". Этот "конёк" голосистого ударника Смит не первый раз использует в концертной программе. Остальные музыканты не отставали. Знаменитый "Сент-Луисский блюз" Хэнди был прекрасно исполнен в качестве сольного номера гитаристом Филом Апчерчем, принимавшим участие в записях музыкантов от Бади Гая до Майкла Джексона. Нередко записывался он и со Смитом. Вместо ожидаемого нью-орлеанского саксофониста Хермана Райли (Herman Riley) в Москве по неизвестным причинам выступил менее именитый Mornington Lockett. В ходе концерта на его долю нередко выпадала роль солиста и надо признать, публика не осталась в обиде.

После двух композиций, предваривших выход маэстро, программа была официально открыта "Back At The Chicken Shack". В первом же отделении меломанов также порадовала "Satin Doll". Однако довольно скоро стало ясно, что мистер Смит имеет своё собственное представление о том, что надо играть, чего не надо, а что можно повторить и дважды. Принцип отбора остался неизвестен, но количество хитов, которые должны были войти в список, до концерта представлялось несколько большим. Впрочем, и это не удивительно. "Виновник торжества" Джимми Смит в первый день выступлений выглядел довольно усталым – сказался длительный перелёт. Травма левой руки и вовсе, казалось бы, сводила задачу московских концертов к "отыграть ровно". Но подобно Оскару Питерсону, Смит справился в прямом смысле "одной правой". Лишь поначалу маэстро играл больше аккордовое сопровождение или просто внимательно слушал коллег.

Поразило с каким равным уважением и чуткостью "легенда Хэммонда В-3" аккомпанирует как звёздам первой величины, нередко принимавшим участие в записи его альбомов, так и музыкантам без громких титулов. Уже к середине первого выступления Смит "разыгрался" и исполненные в дальнейшем ежедневные "Got My Mojo Workin'" на тарабарском языке, чтение рэпа и пересчёт до восьми и обратно в "8 Counts for Rita" - стали тем самым долгожданным общением, которого ждали его верные поклонники. Ведь что такое, по сути, час задержки концерта и ещё час перерыва между отделениями, когда выпал такой шанс – воочию, а не с диска познакомится с творчеством Джимми Смита. Человека, чьё имя вошло в историю вместе с маркой электрооргана Хэммонд В-3, покорившей его душу раз и навсегда.

Зотова Мария

2004


стиль
джаз
автор
Мария ЗОТОВА
страна
США


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела концерты 2004 - 2006 года

  • стиль: джаз, джаз
Человеческая память устроена весьма избирательно. Проводить покойного в последний путь обычно собирается много народу. По православным обычаям многие приходят потом и на девять дней, потом на сорок. А потом… потом память о человеке, как ...
  • стиль: джаз, джаз
Don`t Worry. К вам приехал Бобби МакФеррин. Be Happy Now. 12 мая 2005 года московский КЗ им. Чайковского встречал Бобба МакФеррина с программой, которую трудно назвать таковой, учитывая исполненные номера, включившие буквально всё – от оперных ...
  • стиль: джаз, джаз
Что еще должен сделать Бог, чтобы разбудить тебя? - думала я на концерте Кевина Махогани и Игоря Бутмана (март, 2005 г), - Да, пожалуй, уже ничего. Просто слушай джаз… Тогда-то я и поняла, что изменить монотонную жизнь, в которой не хватает ...
  • стиль: джаз, джаз
В заполненном до отказа зале рижского Дома Конгрессов с оглушительным успехом прошел концерт уникального джаз-оркестра, руководимого легендарным российским джазовым музыкантом Геннадием Гольштейном. Последний раз музыкант выступал на рижской сцене ...
  • стиль: джаз, джаз
Холодным мартовским вечером в Ереване произошло событие, достойное внимания всех любителей музыки: в помещении Дома журналистов открылся клуб авангардной фолк-музыки. Но— обо всем по порядку. Представлять Арто Тунчбояджана (Arto Tunçboyaciyan), я ...
  • стиль: джаз, джаз
Одним из самых значительных музыкальных событий марта в Нижнем Новгороде стал международный фестиваль "Триумф джаза" (16-17 марта 2006 года,Нижегородская Филармония им. Ростроповича, Кремлевский концертный зал). По масштабу и качеству он, с ...
  • стиль: этно, этно
"Единственный концерт в северной Европе" красуется на афишах. Это про Санкт-Петербург. С точки зрения индийской музыки – действительно всё равно. Петербуржцы ничем не хуже Европы в своей отдалённости от культурных традиций Востока – их тоже надо ...
  • стиль: джаз, джаз
7 марта в Одессе в рамках цикла концертов, организуемых "Клубом Высокой Музыки", состоялось совместное выступление двух замечательных пианистов -- Анатолия Кролла (Россия) и Юрия Кузнецова (Украина). Концерт носил название "Мы из Джаза". Как это ни ...
  • стиль: джаз, джаз
Так (в стилистике вестерна или крутого детектива!) обозначил сущность уникального дарования и статуса этого музыканта Владимир Фейертаг — гуру джаза. Он произнес это со сцены одесской филармонии, где проходил IV Международный "Джаз-карнавал в ...
  • стиль: джаз, джаз
Посетив с гастролями Киев, всемирно известный джазовый вокалист, сказал, что главное, что он увезет с собой - это вид на Днепр с обзорной площадки города. "Я не хочу делать фото, я знаю, что буду хранить это в памяти. Я могу забыть, где я видел ...
  • стиль: джаз, джаз
Дебора Браун и Майк дель Ферро приехали в Минск по приглашению посольства США как представители American Voices. Какое отно­шение к американским голосам имеет голландец Майк, толком никто не понял. Но с American Voices он сотруд­ничает уже несколько ...
  • стиль: этно, этно
Это был первый за послед­ний десяток-полтора лет джазовый концерт армян­ских исполнителей в Москве. Нет, конечно, армянские джазмэны много раз играли в Москве на открытии кази­но, ресторанов, различных презентациях "армянских" объектов российской ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com