"Единственный концерт в северной Европе" красуется на афишах. Это про Санкт-Петербург. С точки зрения индийской музыки – действительно всё равно. Петербуржцы ничем не хуже Европы в своей отдалённости от культурных традиций Востока – их тоже надо щадить, ведь аутентичное исполнение индийского музыкального произведения может длиться часами.
Понятие музыкального произведения в Индии связано главным образом с понятием "рага". Тема той или иной раги, разными средствами музыкальной выразительности раскрывается в нескольких частях, составляющих единое целое. Естественно, что такая музыкальная форма со всеми импровизациями, характерными индийской традиции, требует продолжительного и осознанного прослушивания, для которого ни у "европейской" публики, ни у организаторов времени быть не могло. Поэтому музыканты исполнили 3 раги за предоставленные полтора часа, гармонично продемонстрировав разные стили и приёмы "в краткой форме". И публика сыта, и каноны целы.
В перерывах Шанкар даёт устные пояснения по-английски. Однако сказать, что для большинства присутствовавших было явным отличие первой раги от последовавшей ночной Кирвани, было бы беспардонной ложью. Глядя на сидящих в позе лотоса музыкантов, вдыхая аромат тлеющих благовоний, понимаешь, что собственный организм предаёт тебя, пульс замедляется, а дыхание становится ровнее и глубже. Схожие симптомы заметны и у окружающих. И это несмотря на то, что звуки со сцены трудно назвать убаюкивающими. Что-то постоянно стремительно взвивается, скачет или монотонно гундит. Музыкальный диалог "отцов и детей" – Рави и Анушки - не всегда гладкий, но оттого не менее увлекательный, демонстрирует отточенную технику наследницы великого гуру. Её "женский" ситар отличается от отцовского, но сложности это не убавляет. Она искренне восхищает зрелостью мастерства и недевичьей выдержкой.
Из струнных на сцене ещё два инструмента – тантуры, имеющие не столь роскошный вид, как у ситара, да и роль у них поскромнее. Тантуристы – не индийцы по национальности. Шанкар представляет их как своих учеников. Замыкает квинтет – таблист. Пожалуй наиболее эмоциональный персонаж, на фоне которого особенно оттеняется холодность и даже временами резкость Анушки. Лица исполнителей большее время одухотворённо-сосредоточенны, а удовольствие выражается сбивающим с толку "отрицательным" покачиванием головой.
Такая странная культура. Гармоничная, как подросшее чадо, поддерживающее своего отца, и нездешняя. Такая странная музыка, выстроенная одновременно на жёстких канонах и мимолётной импровизации. Такой странный концерт, когда легенда показывает лицо. Прежде чем проститься.
Холодным мартовским вечером в Ереване произошло событие, достойное внимания всех любителей музыки: в помещении Дома журналистов открылся клуб авангардной фолк-музыки. Но— обо всем по порядку. Представлять Арто Тунчбояджана (Arto Tunçboyaciyan), я ...
Одним из самых значительных музыкальных событий марта в Нижнем Новгороде стал международный фестиваль "Триумф джаза" (16-17 марта 2006 года,Нижегородская Филармония им. Ростроповича, Кремлевский концертный зал). По масштабу и качеству он, с ...
7 марта в Одессе в рамках цикла концертов, организуемых "Клубом Высокой Музыки", состоялось совместное выступление двух замечательных пианистов -- Анатолия Кролла (Россия) и Юрия Кузнецова (Украина). Концерт носил название "Мы из Джаза". Как это ни ...
Так (в стилистике вестерна или крутого детектива!) обозначил сущность уникального дарования и статуса этого музыканта Владимир Фейертаг — гуру джаза. Он произнес это со сцены одесской филармонии, где проходил IV Международный "Джаз-карнавал в ...
Посетив с гастролями Киев, всемирно известный джазовый вокалист, сказал, что главное, что он увезет с собой - это вид на Днепр с обзорной площадки города. "Я не хочу делать фото, я знаю, что буду хранить это в памяти. Я могу забыть, где я видел ...
Дебора Браун и Майк дель Ферро приехали в Минск по приглашению посольства США как представители American Voices. Какое отношение к американским голосам имеет голландец Майк, толком никто не понял. Но с American Voices он сотрудничает уже несколько ...
Это был первый за последний десяток-полтора лет джазовый концерт армянских исполнителей в Москве. Нет, конечно, армянские джазмэны много раз играли в Москве на открытии казино, ресторанов, различных презентациях "армянских" объектов российской ...
О концертах МакФеррина хочется писать подробно, не упуская ни одну грань этого искрящегося экспромтами алмаза, но столь же виртуозно, сколь заслуживает тема. С Богом! Его концерты во всем мире похожи на чудо. И вот уже второй раз удача выпала на ...
Одним из громких событий, открывших нынешний осенне-музыкальный сезон, стал приезд и совместное выступление 7 сентября 2004 года авангардных академистов Кронос Квартет и передовика в деле аккордеонно-баянных мехов — финна Киммо Похйонена ...
Субшри Джанардан (Индия) – уникальный музыкант и певица, хорошо известная у себя на Родине и далеко за ее пределами. На данный момент она является единственной женщиной, выступающей с концертами и мастер-классами по всему миру, представляющей сразу ...
В октябре в Ереване царила настоящая культурная суматоха — многочисленные "Дни культуры" бывших братских республик, праздники, фестивали, концерты... Один из них остался в тени, прошел незамеченным СМИ и, самое грустное, любителями джаза. ...
Знаменитого соотечественника, а ныне жителя немецкого города Вупперталя, Аркадия Шилклопера в Москве видимо "сильно не ждали". 2 июня в столичном зале ЦДХ срамно зияли пустотами добрых ? мест. Автора этих горьких строк, внезапно оказавшегося ...