"Единственный концерт в северной Европе" красуется на афишах. Это про Санкт-Петербург. С точки зрения индийской музыки – действительно всё равно. Петербуржцы ничем не хуже Европы в своей отдалённости от культурных традиций Востока – их тоже надо щадить, ведь аутентичное исполнение индийского музыкального произведения может длиться часами.
Понятие музыкального произведения в Индии связано главным образом с понятием "рага". Тема той или иной раги, разными средствами музыкальной выразительности раскрывается в нескольких частях, составляющих единое целое. Естественно, что такая музыкальная форма со всеми импровизациями, характерными индийской традиции, требует продолжительного и осознанного прослушивания, для которого ни у "европейской" публики, ни у организаторов времени быть не могло. Поэтому музыканты исполнили 3 раги за предоставленные полтора часа, гармонично продемонстрировав разные стили и приёмы "в краткой форме". И публика сыта, и каноны целы.
В перерывах Шанкар даёт устные пояснения по-английски. Однако сказать, что для большинства присутствовавших было явным отличие первой раги от последовавшей ночной Кирвани, было бы беспардонной ложью. Глядя на сидящих в позе лотоса музыкантов, вдыхая аромат тлеющих благовоний, понимаешь, что собственный организм предаёт тебя, пульс замедляется, а дыхание становится ровнее и глубже. Схожие симптомы заметны и у окружающих. И это несмотря на то, что звуки со сцены трудно назвать убаюкивающими. Что-то постоянно стремительно взвивается, скачет или монотонно гундит. Музыкальный диалог "отцов и детей" – Рави и Анушки - не всегда гладкий, но оттого не менее увлекательный, демонстрирует отточенную технику наследницы великого гуру. Её "женский" ситар отличается от отцовского, но сложности это не убавляет. Она искренне восхищает зрелостью мастерства и недевичьей выдержкой.
Из струнных на сцене ещё два инструмента – тантуры, имеющие не столь роскошный вид, как у ситара, да и роль у них поскромнее. Тантуристы – не индийцы по национальности. Шанкар представляет их как своих учеников. Замыкает квинтет – таблист. Пожалуй наиболее эмоциональный персонаж, на фоне которого особенно оттеняется холодность и даже временами резкость Анушки. Лица исполнителей большее время одухотворённо-сосредоточенны, а удовольствие выражается сбивающим с толку "отрицательным" покачиванием головой.
Такая странная культура. Гармоничная, как подросшее чадо, поддерживающее своего отца, и нездешняя. Такая странная музыка, выстроенная одновременно на жёстких канонах и мимолётной импровизации. Такой странный концерт, когда легенда показывает лицо. Прежде чем проститься.
Tuck and Patti уже выступали раньше в клубе Blue Note в Милане и вернулись сюда с хорошей вестью: недавно вышел их новый DVD под названием Tuck & Patti Live in Holland, который содержит 2 CDs – концертные записи их последних альбомов: Chocolate ...
О концертах Макферрина хочется писать подробно, не упуская ни одну грань этого искрящегося экспромтами алмаза, но столь же виртуозно, сколь заслуживает тема. С Богом! Его концерты во всём мире похожи на чудо. И вот уже второй раз удача выпала на ...
Человеческая память устроена весьма избирательно. Проводить покойного в последний путь обычно собирается много народу. По православным обычаям многие приходят потом и на девять дней, потом на сорок. А потом… потом память о человеке, как ...
Don`t Worry. К вам приехал Бобби МакФеррин. Be Happy Now. 12 мая 2005 года московский КЗ им. Чайковского встречал Бобба МакФеррина с программой, которую трудно назвать таковой, учитывая исполненные номера, включившие буквально всё – от оперных ...
Что еще должен сделать Бог, чтобы разбудить тебя? - думала я на концерте Кевина Махогани и Игоря Бутмана (март, 2005 г), - Да, пожалуй, уже ничего. Просто слушай джаз… Тогда-то я и поняла, что изменить монотонную жизнь, в которой не хватает ...
В заполненном до отказа зале рижского Дома Конгрессов с оглушительным успехом прошел концерт уникального джаз-оркестра, руководимого легендарным российским джазовым музыкантом Геннадием Гольштейном. Последний раз музыкант выступал на рижской сцене ...
Холодным мартовским вечером в Ереване произошло событие, достойное внимания всех любителей музыки: в помещении Дома журналистов открылся клуб авангардной фолк-музыки. Но— обо всем по порядку. Представлять Арто Тунчбояджана (Arto Tunçboyaciyan), я ...
Одним из самых значительных музыкальных событий марта в Нижнем Новгороде стал международный фестиваль "Триумф джаза" (16-17 марта 2006 года,Нижегородская Филармония им. Ростроповича, Кремлевский концертный зал). По масштабу и качеству он, с ...
7 марта в Одессе в рамках цикла концертов, организуемых "Клубом Высокой Музыки", состоялось совместное выступление двух замечательных пианистов -- Анатолия Кролла (Россия) и Юрия Кузнецова (Украина). Концерт носил название "Мы из Джаза". Как это ни ...
Так (в стилистике вестерна или крутого детектива!) обозначил сущность уникального дарования и статуса этого музыканта Владимир Фейертаг — гуру джаза. Он произнес это со сцены одесской филармонии, где проходил IV Международный "Джаз-карнавал в ...
Посетив с гастролями Киев, всемирно известный джазовый вокалист, сказал, что главное, что он увезет с собой - это вид на Днепр с обзорной площадки города. "Я не хочу делать фото, я знаю, что буду хранить это в памяти. Я могу забыть, где я видел ...
Дебора Браун и Майк дель Ферро приехали в Минск по приглашению посольства США как представители American Voices. Какое отношение к американским голосам имеет голландец Майк, толком никто не понял. Но с American Voices он сотрудничает уже несколько ...