Джазовый поезд тронулся... Трудно сказать, завершением прошедшего или началом нового концертного года был проект 19 августа в Мариинском парке с ярким названием "Звезды украинского джаза". Участвовали тольео киевские музыканты, и публики при цене билетов от 30 до 150 гривен (6-30 долларов) было мало. 10-12 артистов непрерывно менявшихся местами в десяти выставленных квартетах-квинтетах, в основном звучали неярко, хотя выделялись несколько известных крепких профи: пианист Петр Пашков, Грэмми-призер Андрей Пушкарев (вибрафон), Сергей Рыбалкин (гитара), Макс Гладецкий (контрабас), Константин Стрельченко (баян), очень молодая перспективная певица Алиса Здоровецкая.
Но уж точно запевом нового сезона стал концерт 2 сентября в Колонном зале им.Лысенко: заработал
"Международный джазовый абонемент". Выступление квартета с участием профессионально крепких россиян Аркадия Овруцкого (электро-бас-гитара), пианиста Владимира Нестеренко и барабанщика Алексея Кривцова во главе с саксофонистом мирового уровня поляком Збигневом Намысловским не был дебютом джаза на главной филармонической сцене страны. Только в прошедшем сезоне здесь состоялось несколько джазовых и "околоджазовых" проектов: в октябре вечер, посвященный долгожданному выходу Украинской Энциклопедии Джаза покойного Владимира Симоненко, позже концерты больших западных монстров — французов Мишеля Порталя и Ришара Гальяно в декабре, англичан Джона Сермана и Криса Лоуренса в феврале, затем "око- лоджазовый" Константина Виленского и Национального симфонического в апреле. За пультом тогда стоял Виктор Плоскина, и программа из музыки Гершвина, Шопена и сделанных солистом изящнейших авторских обработок украинских песен выглядела очень привлекательно, тонко, мило. В марте здесь же при ломившемся количестве публики в 22 часа вечера играли выдающийся современный академический скрипач Гидон Кремер и киевский вибрафонист Андрей Пушкарев (другого времени в очень плотно загруженном графике маэстро выделить не мог).
Они исполнили программу, состоявшую из классической, современной "филармонической" и "околоджазовой" музыки (скрипичная Чакона Баха, Астор Пьяццолла, сделанные Пушкаревым в стилях разных джазовых пианистов обработки баховских инвенций). Украинский джаз "впустили" сюда уже несколько лет назад: и раньше в Колонном зале играли Энвер Измайлов, дети из оркестра Виктора Басюка Little Band Academia, пианисты Полянские, пели Наталья Гура, ManSound и "Пикардшська терщя", правда, скорее на правах бедных родственников, младших братишек-шалунов, скромных пасынков академической музыки. В отличие от Московской филармонии, где много сезонов слушатели посещают абонементные циклы лекций-концертов Георгия Гараняна и Владимира Фейертага. А замечательный пианист Даниил Крамер, который в свое время тоже вел там абонементы, сейчас просвещает любителей джаза в новом московском Доме музыки Спивакова. И распространил "джазовую пропаганду" по многим филармониям, городам и весям России.
Но вернемся обратно. Старания киевских джазовых "активистов-общественников" — музыкантов, продюсеров, в данном случае Петра Полтарева и Елены Супрун, популярного ведущего джазовых радиопрограмм и концертов Алексея Когана, поклонников джаза в Министерстве культуры и администрации филармонии (оказалось, что они есть!), прессы, годами подымавшей вопрос о роли джаза в украинском концертном и масс-медийном поле, наконец вознаградились, абонемент заработал. Кроме реальных материальных сложностей (он арендует зал Лысенко, но не входит в число филармонических абонементов), есть и моральные: филармоническая администрация, как и сто лет назад, противопоставляет джаз академическим традициям. Как сложится его жизнь — покажет время, однако, лед тронулся, господа присяжные заседатели. Второй концерт цикла прошел 19 сентября. Он стал еще значительнее, ярче. Автор музыки к сериалу "Секс и город" американский пианист и композитор Марк Соскин вызвал шквал заслуженного восторга. Концерт был посвящен выдающемуся американскому саксофонисту Сонни Роллинзу, с которым 14 лет Соскин работал "бок- о-бок". Играли Роллинза и Соскина. Чтобы приблизиться к звучанию великого американца, был приглашен весьма именитый польский тенор-саксофонист Пьотр Барон. Этот мощный по фактуре и звуку музыкант действительно моментами напомнил стиль легендарного мастера. Хотя тонкости динамического и звукового разнообразия ему несколько не доставало. Хорош был вездесущий Аркадий Овруцкий, снова игравший с именитыми партнерами. Очень выразительно звучал прекрасный опытный американский барабанщик Ким Плайнфилд. Правда, иногда его несколько форсированный звук перекрывал партнеров, а такая мощь в стенах филармонического зала казалась неоправданной и даже опасной для его старых интеллигентных стен.
В планах "Международного абонемента", рассчитанных до конца 2005 года, еще несколько филармонических акций. В них будут участвовать интересные американские, российские и наши артисты. Например, американский хардбоп- трубач Джимми Оуэнс, Игорь Бриль, ManSound, Юрий Кузнецов — одесский пианист и арт- директор очередного недавнего яркого сентябрьского "Джазкарнавала".
3 сентября в киевском дорогом клубе FREEDOM стартовало не менее важное "мероприятие". Первый государственный телеканал начал записи еженедельных джазовых программ с участием оркестра Радио-Бэнд под управлением Александра Фокина. Оркестру шесть лет, которые он просидел в студии, как Илья Муромец на
печи. Там он репетировал, иногда выходил на публику, записал пару телепрограмм и 1 (один!) CD. Зато теперь ему есть, что сказать: хотя играет Радио-Бэнд только стандарты и проблему отсутствия национального материала спихивает на безынициативность украинских композиторов, у него хороший саунд и достойный уровень. Со временем, надеюсь, оркестр будет претендовать на собственное репертуарное и интонационное лицо, хотя, безусловно, дело это очень ответственное и хлопотное.
6 сентября в Национальной Опере в программе "И классика, и джаз" слушателей порадовали московский лауреат конкурса Чайковского роскошный пианист Денис Мацуев, с ним блестящий академический виолончелист Борислав Струлев (тоже победитель конкурса Чайковского), специально прилетевший из Нью-Йорка, и отличная ритм-секция — контрабасист-виртуоз Андрей Иванов и супер-барабанщик Дмитрий Севастьянов. Георгий Гаранян еще хорошо руководит оркестром Олега Лундстрема, но играть ему уже тяжело, возраст... Мацуев соединяет тончайший звук с взрывной техничностью, разнообразие нежной нюансировки с бешеным фортиссимо, огромный комбинаторный фактурный запас с простотой и, когда нужно, сложностью гармонического мышления, шоу- примочки с умением вовлечь слушателя в процесс развития музыкальной мысли. После концерта я думала: это не джаз, но я не променяю такой "околоджазовый" концерт на добрый десяток мало отличающихся друг от друга "выступлений", услышанных за последнее время на джазовых фестивалях в Киеве, Одессе, Донецке, Коктебеле, подмосковном Архангельском, и тд.
В Доме художника 8 сентября прошел чудесный концерт, организованный Польским Институтом в Киеве, в котором мы встретились с Tymanski Yass Ensemble из Гданьска. Именно"Yass", а не _zz", как определяет свой стиль Тиманьски, декларируя его в качестве "натуральной амальгамы джаза, аль- тернативного рока и этнической музыки". Сложно, серьезно, с привкусом авангарда играли музыканты мироБОГО уровня: Антони "Зют" Граляк — труба, Марчин Слюсарчик — саксофон, Тимон Тиманьски — гитара, Войтек Мазолевски — бас-гитара и Куба Старушкевич — барабаны. Группа выглядит очень интересно, сочетая самые современные выразительные средства с уходящими в глубину славянкой мелодики интонациями. Как правило, поляки играют именно в этом зале, куда директор Института пан Петр Козакевич на протяжении семи лет привозил к нам мастеров польского джаза. Почему в прошедшем времени? Это был последний из традиционно-бесплатных концертов польских джазменов, так как пан Козакевич оставляет свою должность. Джаз — его горячая привязанность, и нам просто здорсво повезло. Будем надеяться. что дипломат, который сменит его, тоже будет любить что-нибудь интересное: современную живопись, кино или оперу За годы работы Петра Козакевича в Киеве да и в других городах Украины играли многие очень известные музыканты, ведь польский джаз стоит на крайних новаторских позициях и во многом определяет мировой джазовый процесс. 10 сентября польские мастера выступили на фестивале в Виннице, где стали яркими хэдлайнерами.
Прежде клубным джазовым центром города был артклуб "44" на Крещатике, принадлежащий Эрику Айгнеру, крупнейшей фигуре современного украинского джазового процесса. Немецкий бизнесмен, владелец сети киевских клубов и ресторанов, знаток и настоящий пропагандист джаза, Эрик организовал в прошлых сезонах гастроли известнейших европейских и американских звезд, которые играли не только в клубной обстановке, но и на большой сцене, собирая значительное количество поклонников джаза разных поколений. Благодаря ему мы услышали Джо Завинула, Мейнарда Фергюсона, Билли Кабэма, Виктора Бейли, Remember Shakti и Джона Маклафлина, Дина Брауна, Trans- global Anderground (Великобритания), братьев Мутшпиль (Австрия), Эдуарда Ниэблу (Испания). 17 сентября официально открылся клуб "Jazz do it" на Красноармейской, 7ба — первое "чисто-джазовое" заведение в столице. Презентация нового джазового клуба порадовала публику мастерством лидера украинского инструментального джаза группы Схiд-Side, карьера которого начиналась когда-то в Харькове, но уже более 5 лет связана с Киевом.
Пестрая яркая палитра стартовавших джазовых акций говорит о стилевой контрастности (слава Богу, не в качественном или профессиональном значении). Да и прошедший в августе в Крыму третий Коктебельский фестиваль, претензии которого на лидерство среди украинских джазовых проектов постепенно закрепляются, явился ярким событием. Напомню, что состав его участников был весьма звездным: немецкие De-Phazz и Zooming, американец-трубач Лу Солофф, много лет игравший в Blood, Sweat and Tears, японский авангардный оркестр-театр Shibusasirazu Orchestra, наши ManSound, Энвер Измайлов, Схiд-Side, Владимир Соляник При подготовке фестиваля дирекция спланировала шесть концертных вечеров, поэтому формировали программу долго и сложно. В нее вошли четырнадцать коллективов разного уровня (автор этих строк составила буклет). Об организационных и художе- ственных результатах продолжают спорить музыканты, слушатели, журналисты. Работают несколько джазовых сайтов: www.uajazz.com, www.jazz.com.ua, www.nota- mag.com.
Украинский джазовый процесс идет...
Конечно, Ремарк был прав, говоря, что "человек велик в намерениях, а не в их осуществлении". И всё же иногда эту крылатую фразу хочется укоротить. Ибо непостижимы повороты судьбы, когда над всем этим стоит мечта и вера в недостижимое. Могли ли ...
В Москве не составляет труда найти место, где вечером можно послушать джаз. Открыв любую афишу с анонсами концертов или посетив джазовые сайты, каждый поклонник этого рода музыки (будь то любитель-меломан или искушённый джазофрен) найдёт место и ...
Группа Take 6 образовалась из организованного Клодом МакНайтом (Claude McKnight) в 1980-м году Gentlemen's Estate Quartet (позаимствовавшего свое название от названия жилого комплекса для первокурсников) в Oakwood College – небольшой христианской ...
Tuck and Patti уже выступали раньше в клубе Blue Note в Милане и вернулись сюда с хорошей вестью: недавно вышел их новый DVD под названием Tuck & Patti Live in Holland, который содержит 2 CDs – концертные записи их последних альбомов: Chocolate ...
О концертах Макферрина хочется писать подробно, не упуская ни одну грань этого искрящегося экспромтами алмаза, но столь же виртуозно, сколь заслуживает тема. С Богом! Его концерты во всём мире похожи на чудо. И вот уже второй раз удача выпала на ...
Человеческая память устроена весьма избирательно. Проводить покойного в последний путь обычно собирается много народу. По православным обычаям многие приходят потом и на девять дней, потом на сорок. А потом… потом память о человеке, как ...
Don`t Worry. К вам приехал Бобби МакФеррин. Be Happy Now. 12 мая 2005 года московский КЗ им. Чайковского встречал Бобба МакФеррина с программой, которую трудно назвать таковой, учитывая исполненные номера, включившие буквально всё – от оперных ...
Что еще должен сделать Бог, чтобы разбудить тебя? - думала я на концерте Кевина Махогани и Игоря Бутмана (март, 2005 г), - Да, пожалуй, уже ничего. Просто слушай джаз… Тогда-то я и поняла, что изменить монотонную жизнь, в которой не хватает ...
В заполненном до отказа зале рижского Дома Конгрессов с оглушительным успехом прошел концерт уникального джаз-оркестра, руководимого легендарным российским джазовым музыкантом Геннадием Гольштейном. Последний раз музыкант выступал на рижской сцене ...
Холодным мартовским вечером в Ереване произошло событие, достойное внимания всех любителей музыки: в помещении Дома журналистов открылся клуб авангардной фолк-музыки. Но— обо всем по порядку. Представлять Арто Тунчбояджана (Arto Tunçboyaciyan), я ...
Одним из самых значительных музыкальных событий марта в Нижнем Новгороде стал международный фестиваль "Триумф джаза" (16-17 марта 2006 года,Нижегородская Филармония им. Ростроповича, Кремлевский концертный зал). По масштабу и качеству он, с ...
"Единственный концерт в северной Европе" красуется на афишах. Это про Санкт-Петербург. С точки зрения индийской музыки – действительно всё равно. Петербуржцы ничем не хуже Европы в своей отдалённости от культурных традиций Востока – их тоже надо ...