Одним из громких событий, открывших нынешний осенне-музыкальный сезон, стал приезд и совместное выступление 7 сентября 2004 года авангардных академистов Кронос Квартет и передовика в деле аккордеонно-баянных мехов — финна Киммо Похйонена сотоварищи. При массе общего и обоюдной передовитости, по всемирной известности и, как принято говорить, заслуженности — ставить коллективы уж совсем вровень — что подменять действительное желаемым.
Тем не менее, трудно сказать, кто тут был "при чьем участии". Достижения Кроноса давно оценены "в Грэмми", а в таком случае о других наградах (коих немало) — говорить лишне. Но именно экстравагантному финну доверили на этот раз признанные мэтры свои драгоценные смычки и струны — вернее издаваемые ими звуки. А уж Киммо с Самули (напарником по проекту Кластер) два года колдовали с сэмплами и всяческими техническими выдумками, так что конечному результату не нашлось иного названия, нежели Uniko. Однако не станем суетиться и разберемся с толком.
Компания GreenWave не в первый раз привозит исполнителей, о которых столичные меломаны и в смелых мечтах не помышляли. Так что вопрос о доверии не ставится ни на секунду. Однако не далее как в этом году нас уже поражал громогласно-эпатажный Зорн, интриговал транссирующий МакЛафлин (каждый со своим неслабеньким оркестром!), а чего ждать от засэмплирован- ного струнного квартета, 80- минутную композицию которому написал финский аккордеонист с ирокезом — не представлялось даже с трудом. Слышались сомнительные реплики о каких-то "других мирах", но помилуйте, сэмплы на сегодня не диковинное "зрелище", а "чудеса" квадрофонии любопытны, разве что, любителям копаться в архивах И если бы не упомянутое доверие Зеленой Волне и (наверняка не случайно) мелькнувшее пару раз упоминание группы Mum (исландцам тоже пофартило посотрудничать с Самули) — праздника "форматом МДМ" могло до конца не получиться. Ситуация не улучшалась в связи с "последними событиями" в Москве, но ничья рука не дрогнула. Концерт состоялся. Цены кусались.
Что же это было? Вряд ли откровение, но: когда бы меломану, ознакомившемуся с творчеством обоих коллективов не накануне нынешнего события, a earlier, вдруг подумалось "А если б их вместе?..." — то вот оно вам.
Впрочем, открывали концерт американцы.
В один из прошлых приездов ими было исполнено 10-ти частное, "замешанное на звездных шумах", произведение Sun Rings (Солнечные кольца) американского минималиста Терри Райли. На грядущем октябрьском фестивале музыки Альфреда Шнитке, Дэвид Харрингтон продемонстрирует записанные в 1998 году и уже однажды звучавшие здесь в исполнении его коллектива 4 струнных квартета выдающегося российского композитора. Но нынешняя программа имела заметную особенность: 4 (опять же) музыкальных композиции, исполненных в первом отделении, продемонстрировали, что квартет, чье название переводится с греческого как Время, не прочь попутешествовать и в пространстве. Вслед за посвященной жертвам терактов предположительно ливанской композицией последовало сочинение югославского автора, а затем, не узнанная частью аудитории, но отмеченная в общей канве всеми без исключения, песня "свободного полета" из дискографии исландцев Sigur Ros. Вероятно, это и было кульминацией выступления гостей из Сан-Франциско. Далее последовало произведение Филипе Переса Сантьяго. Но не стоит искать его на одном из последних альбомов Кроноса Nuevo, которое основано как раз на сочинениях различных мексиканских композиторов. Вообще, выбор американцев трудно объяснить, пока не вспомнишь о "разноликости" как характерной черте музыки Киммо Похйонена, его смешению музыкальных языков разных культур. Вероятно, это и стало причиной того, что Кронос не стал "играть на контрастах" с финном, как бы отдавая тому первую роль даже до его появления во втором отделении. К тому же заключительная Holy Ground окончательно наполнилось электронными эффектами — самое время было объявить антракт, чтобы после короткого перерыва перейти к монументальному творению Киммо Похйонена.
Об этом поподробнее.
В музыкальном плане произведение не поразило, но, несомненно, снискало положительный отклик у слушателей. Музыканты были серьезны, но не пафосны, и зал внимал старательно, искренне бурно аплодируя между частями. Впрочем, деление произведения не носило ярко выраженных "программных" черт. Словно картины из одной серии они имели необходимую рамку и однохарактерное наполнение. Однохарактерное — в смысле узнаваемое в каждой "картине", но не однокрасочность Черного Квадрата. Такое сложно увековечить в музыке. Внушительное музыкальное полотно, выдержанное в одной струе — должно передавать сверхэмо- циональное переживание и принадлежать перу Великих. Вспомним Реквием Моцарта и... вернемся на землю. Не будем попусту льстить финскому самородку упоминанием Таких Имен—довольно с него и Хендрикса. Кстати, виртуозностью наш гость в этот раз не поразил, чему при желании легко найти объяснение — не та нынче была ипостась. И этой "скромности" у финна можно поучиться (тому же Зорну). Пришедшие же подивиться технике "мехового маэстро" остались несколько не при делах, но до самого последнего "биса" сдерживали дыхание при каждом вступлении баяна (именно на этом инструменте играл Киммо!) Это потом вспомнится, что вроде бы есть и собственные Чистяков и Мамонов, в смысле, чтобы дивиться баянной технике одного и "поглазеть" на обоих.
Это потом возникающие то слева (неожиданно и сразу громко), то где- то сзади отрывки партой инструментов или голоса покажутся некоторым интересной составляющей "шоу". Позабудется какизыски квадрофонии отвлекали только-только сконцентрировавшееся и абстрагировавшееся от наполненного МДМГа внимание. Потом: кто- то вспомнит, что визуальная составляющая сводилась к плавным сменам цветовой гаммы вокруг секстета: рассеянно желтый, красный, зеленый — словно вода в аквариуме, преображающая световые лучи в различные оттенки. Параллельно и музыка лилась, приплясывала и буйствовала, стихала и навевала грусть. Следуя за звуками и светом, в голове трансформировались образы, а шаманские завывания Киммо будоражили что-то давно оттесненное в глубины сознания. Все это происходило легко и гармонично, словно иначе было и не написать.
Желание дослушать до конца не покидало ни на минуту. Но вот интересная особенность: Киммо был в Москве в 2001 на открытии Дней Хельсинки, и мало что изменилось в концепции его музыки с тех пор. Но то, что так недавно поражало — сегодня "предсказуемо". Именно это незлобивое, но легко расшифровывающееся понятие характерна Uniko. И, увы, именно "характеризовало" в прошедшем времени. Его можно слушать, можно переслушивать и. несомненно, получать при этом удовольствие. Его стоит иметь в коллекции, но так же можно без этого обойтись. А история "новой музыки", к коей относят и Kronos и Kluster, прибережет место в своих архивах для иного шедевра бесспорно непосредственного финна, возможно для следующего?..
Столь сумбурный текст хотелось бы хоть напоследок упорядочить. Итак, тот кто пропустил это знаменательное событие культурной жизни столицы—еще сможет услышать выдающийся квартет не далее, как этой же осенью — на академическом фестивале Альфреда Шнитке, где также ожидаются отечественный камерный оркестр Кремлин и, ни много, ни мало, национальный филармонический оркестр Poссии. Те же, кто попал в тот день в МДМ — не пожалеют о потраченной сумме и времени.
Tuck and Patti уже выступали раньше в клубе Blue Note в Милане и вернулись сюда с хорошей вестью: недавно вышел их новый DVD под названием Tuck & Patti Live in Holland, который содержит 2 CDs – концертные записи их последних альбомов: Chocolate ...
О концертах Макферрина хочется писать подробно, не упуская ни одну грань этого искрящегося экспромтами алмаза, но столь же виртуозно, сколь заслуживает тема. С Богом! Его концерты во всём мире похожи на чудо. И вот уже второй раз удача выпала на ...
Человеческая память устроена весьма избирательно. Проводить покойного в последний путь обычно собирается много народу. По православным обычаям многие приходят потом и на девять дней, потом на сорок. А потом… потом память о человеке, как ...
Don`t Worry. К вам приехал Бобби МакФеррин. Be Happy Now. 12 мая 2005 года московский КЗ им. Чайковского встречал Бобба МакФеррина с программой, которую трудно назвать таковой, учитывая исполненные номера, включившие буквально всё – от оперных ...
Что еще должен сделать Бог, чтобы разбудить тебя? - думала я на концерте Кевина Махогани и Игоря Бутмана (март, 2005 г), - Да, пожалуй, уже ничего. Просто слушай джаз… Тогда-то я и поняла, что изменить монотонную жизнь, в которой не хватает ...
В заполненном до отказа зале рижского Дома Конгрессов с оглушительным успехом прошел концерт уникального джаз-оркестра, руководимого легендарным российским джазовым музыкантом Геннадием Гольштейном. Последний раз музыкант выступал на рижской сцене ...
Холодным мартовским вечером в Ереване произошло событие, достойное внимания всех любителей музыки: в помещении Дома журналистов открылся клуб авангардной фолк-музыки. Но— обо всем по порядку. Представлять Арто Тунчбояджана (Arto Tunçboyaciyan), я ...
Одним из самых значительных музыкальных событий марта в Нижнем Новгороде стал международный фестиваль "Триумф джаза" (16-17 марта 2006 года,Нижегородская Филармония им. Ростроповича, Кремлевский концертный зал). По масштабу и качеству он, с ...
"Единственный концерт в северной Европе" красуется на афишах. Это про Санкт-Петербург. С точки зрения индийской музыки – действительно всё равно. Петербуржцы ничем не хуже Европы в своей отдалённости от культурных традиций Востока – их тоже надо ...
7 марта в Одессе в рамках цикла концертов, организуемых "Клубом Высокой Музыки", состоялось совместное выступление двух замечательных пианистов -- Анатолия Кролла (Россия) и Юрия Кузнецова (Украина). Концерт носил название "Мы из Джаза". Как это ни ...
Так (в стилистике вестерна или крутого детектива!) обозначил сущность уникального дарования и статуса этого музыканта Владимир Фейертаг — гуру джаза. Он произнес это со сцены одесской филармонии, где проходил IV Международный "Джаз-карнавал в ...
Посетив с гастролями Киев, всемирно известный джазовый вокалист, сказал, что главное, что он увезет с собой - это вид на Днепр с обзорной площадки города. "Я не хочу делать фото, я знаю, что буду хранить это в памяти. Я могу забыть, где я видел ...