В октябре в Ереване царила настоящая культурная суматоха — многочисленные "Дни культуры" бывших братских республик, праздники, фестивали, концерты... Один из них остался в тени, прошел незамеченным СМИ и, самое грустное, любителями джаза. Единственный концерт двух ярчайших звезд современного джаза проходил при полупустом зале. Но вины музыкантов здесь не было. Они показали, как всегда, известный по многочисленным записям высочайший исполнительский класс. Винить, очевидно, надо недочеты организаторов в рекламном процессе.
Есть музыканты, хорошо известные в мире музыки. А есть те, кто собственно и создают эту музыку. Креативные, прогрессивные, успешные в плане как исполнительства, так и композиции. И в этой связи имена Виктора Бэйли и Бенни Моупина могут служить прекрасным примером.
В начале октября в драмтеатре им. Сундукяна для ереванцев играл квартет великолепного басиста Виктора Бэйли. Начальный организационный этап сложился не очень удачно — по вине организаторов грузинских концертов квартета музыканты добрались до Еревана из Тбилиси всего за час-полтора до начала выступления. Чуть-чуть отдохнули, наспех перекусили, провели суматошный саунд-чек, и вот — музыканты на сцене перед публикой.
Виктор Бэйли по праву занимает одно из первых мест в ряду современных звезд джаз-баса наравне со Стэнли Кларком, Жако Пасториусом, Альфонсо Джонсоном, Мэтью Гаррисоном (по иронии судьбы игравшем в эти же дни в другом зале Еревана). Он выступал и записывался со многими суперзвездами современной музыки — группами Weather Report, Steps Ahead, The Zawinul Syndicate, аккомпанировал Биллу Эвансу и Билли Кобэму, Сантане и Мадонне. Выходец из музыкальной семьи, он уже в 16 лет играл на профессиональной сцене, сумел создать свой собственный, легко узнаваемый стиль игры на бас-гитаре. Его специфическое исполнение можно слышать на более чем 45 альбомах, включая несколько сольных.
Если этот бас-гитарист популярен больше среди молодежной аудитории, то его коллега саксофонист и бас- кларнетист Бенни Моупин был звездой уже тогда, когда Виктор только начинал играть на гитаре. Этот думающий виртуоз был одним из тех, кто начинал новое музыкальное движение и создавал вместе с великим Майлсом Дэвисом авангардное, по тем временам, направление джаз-рок. Активное участие в записи новаторского альбома Дэвиса 1969 года Bitches Brew vже тогда сделало его имя известным всему миру, а создание через 3-4 года такой суперпопулярнейшей до сих пор музыкальной темы, как Chameleon для альбома Headhunters Херби Хэнкока вывело в столпы жанра.
И вот эти две без преувеличения легенды современного джаза в окружении своих партнеров по группе — пианиста Питера Хорвата и барабанщика Роки Брайанта — стоят на центральной улице Еревана перед гостиницей и мирно беседуют с организаторами концерта. Футуристическая картина! Если бы кто-то сказал мне такое еще месяц назад, я бы громко рассмеялся. Особую пикантность картине придавал тот факт, что это происходило 9 октября — в день празднования "Дня города" — Еревану исполнялось 2787лет! Толпы молодежи пробегали мимо, мало внимания обращая на темнокожих музыкантов, тех, чью музыку они много раз слушали и будут слушать еще. Очевидно, просто никто из них не ожидал, что звезды такого уровня могут вот так запросто, средь белого дня, стоять в центре Еревана. Ни толп фанатов, ни визга поклонниц, ни блицев фотокамер... Нет, конечно, все это было, но уже потом, после концерта.
Квартет играл музыкальные темы в основном с последнего альбома Бэйли — That's Right. Такого напора, энергетики, мощи ереванские любители джаза видели не часто. Музыканты играли так, будто от этого исполнения зависила их дальнейшая судьба. Красота мелодий, запредельная техника, сложнейшие импровизации, но без занудства и бессмысленного экспериментирования поражали. Зал взрывался громом аплодисментов после каждой комозиции. Горячая музыка, которую так любит молодежь, полную драйва и эффектную внешне было очень легко воспринимать, несмотря на ее сложную внутреннюю структуру и серьезность аранжировок. Причем, если лидер коллектива доводил слушателей до экстаза своей техникой, то саксофонист — мудростью музыкального видения и воображения. Пианист (кстати, политический иммигрант из еще социалистической Венгрии) и молодой барабанщик выглядели под стать своим многоопытным партнерам. Бурную реакцию слушателей вызвало не очень длинное, но зато уж очень эффектное соло на ударных Роки Брайанта. Менеджер группы, швейцарский импресарио Питер Баслер, охарактеризовал молодого барабанщика как killer’а и будущую яркую звезду джазовой сцены. А к его мнению стоит прислушаться — он много лет работает с Жаном-Люком Понти. Майклом Урбаняком. ТАКЕ 6, другими большими звездами современной музыки, а главное — с нынешним королем барабанщиков Билли Кобэмом.
Сцену, которая наблюдалась после концерта, я видел на джазовом концерте в Ереване всего два раза — много лет назад на концерте Б.Б. Кинга и 5 лет тому назад после выступления Чика Кориа. Слушатели долго не отпускали музыкантов, толпились у сцены, пытаясь взять автограф. сфотографироваться с кумироми... Кстати, музыканты никому не отказывали, и в результате момент прощания затянулся минут на сорок, что основательно спутало карты организаторам концерта. В результате ужин, накрытый в центральном ресторане города "Старый Ереван", начался лишь около полуночи.
С первой же минуты своего пребывания в Армении американские гости отметили какую-то особую "теплоту, исходящую от людей, спокойствие, а главное, уверенность в своих действиях". "Вот где я нашел настоящих профессионалов шоу-бизнеса'. как заводной повторял Бастер. "Я думаю, нам нужно продолжить сотрудничество, уверен, у нас получится. У меня богатый опыт общения, поверьте мне". Что могли ответить организатор проекта Левон Малхасян и Вазген Асатрян, Президент Cafe de Puis — компаниии, явившейся генеральным спонсором концерта? Они улыбались и старались сделатъ явно больше требуемого.
Гости буквально обалдели от оказанного им гостеприимства. Роскошный ужин в ресторане, плавно перешел в частную вечеринку дома у Асатряна. Там, у Президента крупной компании с душой музыканта, был подготовлен сюрприз — в середине вечера он вставил в видеомагнитофон кассету с записью наделавшего много шума в столице Армении недавнего концерта "Поет Ереван 70-х", и, конечно, тот самый момент, где квинтет армянских бас-гитаристов исполняет ту самую тему Бенни Моупина "Хамелеон". Надо было видеть выражение лица опытнейшего музыканта, когда он внимал этому, достойному строки в книге рекордов Гиннеса выступлению! Он был поражен, удивлен и тронут тем, что здесь, в Армении, знают так хорошо его творчество.
"Знали ли Вы что-нибудь об Армении до приезда сюда?" — спросил у Моупина автор этих строк. Почти все время молчавший музыкант встрепенулся и сразу оживился: "Конечно! Когда я был маленьким, в нашем доме жила армянская семья, и я дружил с мальчиком из этой семьи. Его мать всегда угощала меня разными вкусными блюдами армянской (я так думаю) кухни. Потом мы переехали, и больше я его не встречал. Но вот совсем недавно пришел в свой банк и встретился там с одним из менеджеров заведения. Разговорившись, я узнал, что он армянин. Мы подружились. Когда недавно я ему сказал, что еду на гастроли в Ереван, он очень разволновался и попросил постараться увидеть там как можно больше знаменательных мест, привезти ему сувениры и атмосферу далекой, никогда не виденной им родины. Вот я и везу". С этими словами, музыкант, которому рукоплескали самые престижные джазовые фестивали, как добрый волшебник начал вытаскивать из карманов буклеты, значки, всякую мелочевку с армянской символикой. "Он будет счастлив", — радостно улыбаясь, сказал гость. Весь вечер Моупин спрашивал и записывал названия блюд и напитков, которыми их потчевали радушные хоязяева, просил рассказать ему о культуре и истории Армении. "Пригодится!" — загадочно улыбаясь, отвечал он. Ну и, конечно, выходя из ресторана, он попросил буклет заведения: "Мой друг обязательно спросит, где мы ужинали".
Прощались с музыкантами долго—разошлись около 3-х часов утра. Еле передвигаясь на своих сильно больных ногах (уже много лег его мучит болезнь суставов), Виктор Бэйли не переставал клясться в любви к Армении, Питер Хорват раз за разом поздравлял с "освобождением из коммунистической тюрьмы", а Питер Баслер в очередной раз проверял, на месте ли все его контакты: "Мы должны работать в будущем на постоянной основе. Я уже знаю, что в следующий раз привезу в Ереван — композитора и дирижера Лало Шифрина. Вам понравится. Вот увидите!"
Группа Take 6 образовалась из организованного Клодом МакНайтом (Claude McKnight) в 1980-м году Gentlemen's Estate Quartet (позаимствовавшего свое название от названия жилого комплекса для первокурсников) в Oakwood College – небольшой христианской ...
Tuck and Patti уже выступали раньше в клубе Blue Note в Милане и вернулись сюда с хорошей вестью: недавно вышел их новый DVD под названием Tuck & Patti Live in Holland, который содержит 2 CDs – концертные записи их последних альбомов: Chocolate ...
О концертах Макферрина хочется писать подробно, не упуская ни одну грань этого искрящегося экспромтами алмаза, но столь же виртуозно, сколь заслуживает тема. С Богом! Его концерты во всём мире похожи на чудо. И вот уже второй раз удача выпала на ...
Человеческая память устроена весьма избирательно. Проводить покойного в последний путь обычно собирается много народу. По православным обычаям многие приходят потом и на девять дней, потом на сорок. А потом… потом память о человеке, как ...
Don`t Worry. К вам приехал Бобби МакФеррин. Be Happy Now. 12 мая 2005 года московский КЗ им. Чайковского встречал Бобба МакФеррина с программой, которую трудно назвать таковой, учитывая исполненные номера, включившие буквально всё – от оперных ...
Что еще должен сделать Бог, чтобы разбудить тебя? - думала я на концерте Кевина Махогани и Игоря Бутмана (март, 2005 г), - Да, пожалуй, уже ничего. Просто слушай джаз… Тогда-то я и поняла, что изменить монотонную жизнь, в которой не хватает ...
В заполненном до отказа зале рижского Дома Конгрессов с оглушительным успехом прошел концерт уникального джаз-оркестра, руководимого легендарным российским джазовым музыкантом Геннадием Гольштейном. Последний раз музыкант выступал на рижской сцене ...
Холодным мартовским вечером в Ереване произошло событие, достойное внимания всех любителей музыки: в помещении Дома журналистов открылся клуб авангардной фолк-музыки. Но— обо всем по порядку. Представлять Арто Тунчбояджана (Arto Tunçboyaciyan), я ...
Одним из самых значительных музыкальных событий марта в Нижнем Новгороде стал международный фестиваль "Триумф джаза" (16-17 марта 2006 года,Нижегородская Филармония им. Ростроповича, Кремлевский концертный зал). По масштабу и качеству он, с ...
"Единственный концерт в северной Европе" красуется на афишах. Это про Санкт-Петербург. С точки зрения индийской музыки – действительно всё равно. Петербуржцы ничем не хуже Европы в своей отдалённости от культурных традиций Востока – их тоже надо ...
7 марта в Одессе в рамках цикла концертов, организуемых "Клубом Высокой Музыки", состоялось совместное выступление двух замечательных пианистов -- Анатолия Кролла (Россия) и Юрия Кузнецова (Украина). Концерт носил название "Мы из Джаза". Как это ни ...
Так (в стилистике вестерна или крутого детектива!) обозначил сущность уникального дарования и статуса этого музыканта Владимир Фейертаг — гуру джаза. Он произнес это со сцены одесской филармонии, где проходил IV Международный "Джаз-карнавал в ...