Это был первый за последний десяток-полтора лет джазовый концерт армянских исполнителей в Москве. Нет, конечно, армянские джазмэны много раз играли в Москве на открытии казино, ресторанов, различных презентациях "армянских" объектов российской столицы. Но официальный концерт, в большом зале легендарного Театра Эстрады (1300 мест), с участием официальных лиц и центральных СМИ России — вот это впервые! Он много раз откладывался (его ждали в Москве с середины прошлого года), прямо перед самым вылетом, буквально за день, когда вся Москва была уже обклеена афишами, завешана растяжками на центральных улицах, на радиостанциях звучала реклама и все билеты были проданы, вновь возникла угроза отмены концерта, по причине все тех же, будь они неладны, организационных вопросов. Но за несколько часов до запланированного вылета все наладилось, и коллектив полетел.
Арто Тунчбояджан и Armenian Navy Band прибыли в столицу России под утро. Город еще спал. Едва распаковав вещи, лидера коллектива, двух музыкантов и пресс-атташе везут на крупнейшую радиостанцию города — "Говорит Москва". Часовое интервью тем же вечером выходит в эфир мегаполиса. Сразу после радио весь коллектив приглашают на телеканал ТВЦ. Там происходит курьез — на студии ждали музыкантов с инструментами, а они приехали, конечно же, без них. Режиссер в ярости: что теперь делать? Тунчбояджан быстро находит выход. Он предлагает сыграть на подручных средствах: "Где у вас кухня?" Телевизионщики недоумевают, но ведут его в подсобное помещение. Кастрюля, кувшин, тарелки, ложки, бутылка из-под пива (быстро опорожненная для такого случая ассистентом режиссера) — все идет в ход. И вот эфир. Арто отвечает на вопросы ведущего, а потом начинается импровизированный концерт. После эфира вся студия долго аплодирует музыкантам. Вечером их приглашают отобедать в один из модных центральных ресторанов города "Борис Годунов". Как, наверняка, догадывается читатель, который не был в этом ресторане, весь антураж его напоминает о далеких и суровых днях российской истории. Меню — под стать декору. Но вот кульминация: выходит квартет ряженных и начинает петь подобающие случаю русские народные песни под баян. Арто Тунчбояджан, как истинный лидер мирового авангард-фолк движения, начинает подпевать и подыгрывать музыкантам на ложках и вилках. За что, естесственно, удостаивается горячих аплодисментов всех ужинавших в тот вечер в ресторане.
Утром пресс-конференция в гостинице Ararat Hyatt Park — тьма журналистов из самых разных российских изданий. Интерес огромен. Еще бы — ведь Арто Тучнбояджан звезда мирового масштаба, a Armenian Navy Band приехал в Москву в роли одного из самых реальных претендентов на звание "Самой популярной этно-джазовой группы мира"! Кстати, когда вы будете читать этот номер, результаты всемирного интернет голосования, организованного радиокорпорацией ВВС, будут уже известны.
Сразу после пресс-конференции коллектив отправляется на саунд-чек, и через пару часов — долгожданный концерт! Полный аншлаг! Все билеты проданы, лишние билеты спрашивают далеко на подходах к театру (и это при средней цене в 50-60 долларов!). В фойе зала представители армянской диаспоры Москвы, музыкальные критики, журналисты, продюсеры, просто любители музыки...
Около трех часов, с небольшим перерывом, продолжается концерт. Звучат композиции с двух последних альбомов коллектива — Sound of Our Life и How Much Is Yours. Зал принимает армянскую фолклорно-джазово-авангардную музыку на "ура"! Возгласы "Браво!" звучат постоянно. Наиболее энергичные вскакивают с мест, танцуют в проходах, подпевают. Уже в антракте после общения с музыкальными критиками и журналистами становится ясно, что концерт более чем удался, музыка захватила слушателей целиком и надолго, как выразилась журналистка с ТВ-канала "Столица": "Я вся в эйфории"! А другой известный музыкальный обозреватель (имени называть не буду — нет его разрешения на это), поднял указательный палец вверх и произнес: "That's what I call MUSIC!".
Программа закончена, но зрители не хотят отпускать музыкантов, снова и снова вызывают их на бис. Но вот выступление закончено, опущен занавес, смолкли последние аплод! кменты, и музыканты устало падают в кресла. А их уже ждут в ресторане "Ноев Ковчег" (как мне объяснили — "армянский мясной ресторан") на ужин. Уже далеко за полночь, но роскошный ужин только начинается. Музыканты попадают в гостиницу лишь около 3 часов ночи. Утром в 7 подъем и вылет домой в Ереван. Как рассказывали ребята, попав домой около 16.00, они все повалились в кровати и проспали до полудня следующего дня. Не просто дается успех!
Конечно, не обошлось и без накладок. Как обычно, несмотря на бодрые заявления о том, что с аппаратурой будет все нормально, когда коллектив приехал в театр для ее настройки и наладки, выяснилось, что звуковую аппаратуру привезли всего лишь за час-два до их приезда, потом в зале не бьио света, и ее только-только начали устанавливать. Как следствие, музыканты не успели настроиться к началу концерта. Создалась критическая ситуация (дирекция театра настаивала на начале концерта вовремя: "За всю историю нашего театра не было еще такого случая!") — музыканты отказывались играть на ненастроенной аппаратуре. После долгих переговоров администрация театра-организаторы-музыканты, дирекция театра дает разрешение на "опоздание". Пресс-атташе бэнда выходит на сцену и просит уже усевшихся многочисленных зрителей снова покинуть зал. Зрители входят в положение и с пониманием выходят (в той ситуации больше всех выиграл коллектив буфета, получивший дополнительную возможность поторговать...). Результатом всего было начало концерта с часовым опозданием и частые технические неполадки со звуком во время него. Апофеозом неурядиц стал момент, когда под клавишником Ваагном Айрапетяном сломался стул, и он чуть не грохнулся на пол. Музыканты здорово нервничали в первой половине выступления, и это было сильно заметно. Зрители тоже находились в напряженном состоянии, и лишь благодаря мастерству музыкантов, прямо-таки безмерной энергии и изобретательности самого лидера коллектива к середине концерта все успокоилось и пошло как по накатанному. Музыканты старались, слушатели с благодарностью внимали прекрасной музыке.
В тот вечер армянские джазмэны показали все, на что способны — джаз-роковые композиции, сменялись фольклорными, лишь слегка приправленными джазовыми вставками, фри-джазовые и авангардные композиции сглаживали нежные, "под фолклор" песни и инструменталки. Очень точно охарактеризовал эту кажущуюся эклетику корреспондент "Полного джаза" Григорий Дурново: "Несмотря на несхожесть аранжировок и ритмов, все номера программы были отмечены в той или иной степени одним и тем же настроением — столь характерной для армянской музыки светлой печалью". Блестяще играли саксофонист Армен Уснунц, барабанщик Арман Джалалян, уже упоминавшийся Ваагн Айрапетян, ну, а соло на дудуке одного из лучших на сегодняшний день исполнителей на этом популярном инструменте Армении Вардана Григоряна в композиции "Дудук-блюз" заставил зал взорваться долгой и просто- таки яростной овацией. Сам Арто Тунчбояджан был в ударе. Он пел, играл, показывал свои коронные номера с кастрюлей, пустой бутылкой, которые использует в качестве ударных и духовых инструментов, заводил публику, втягивая ее в свои музыкальные "постановки". Уже после выступления музыкантов "отлавливали" в коридоре, холле и пожимали руки — местные армяне за то, что "показали какие мы есть на самом деле", а все остальные — за предоставленную возможность познакомиться с современной армянской музыкой. Поздравлениям и благодарностям не было конца.
Расставаясь, организаторы обещали сделать все, чтобы коллектив приехал в Москву в самое ближайщее время еще раз — шума вокруг концерта было много, в стороне не осталось практически ни одно, пишущее о музыке, московское издание, интерес электронных СМИ был еще выше. А московское City FM так вообще пошло на беспрецендентный шаг — пытаясь взята интервью в условиях мощного цейтнота, они вышли на музыкантов через личные каналы, и пресс-атташе коллектива пришлось отвечать на вопросы радиослушателей в прямом эфире по мобильнику, перебегая из гостиницы в театр, в прямом смысле слова — на бегу!
Высказывания московских изданий были самыми благоприятными — "Концерт ереванского ансамбля Armenian Navy Band — редкая возможность познакомиться с живым образцом современной армянской музыкальной культуры. Причем очень высоким и, главное, очень своеобычным образцом" (Полит.Ру), а журналист "Звуков" сравнил звук Armenian Navy Band с таковым лучших коллективов Запада: "Такой же внушительный, убедительный и роскошный. Только вместо трансцендентной гитары звучал армянский рожок, не дававший забыть, где ты находишься и кто перед тобой". И. наконец- "О концерте и музыке, которую исполняли армянские музыканты, хочется говорить только в восторженных тонах, это был как будто глоток горного воздуха в нашей московской круговерти" (радио "Говорит Москва"). Хвалебные цитаты можно было бы перечислять еще долго. И надо отметить, что они заслужены — музыканты выложились до конца и были достойны выпавших на их долю похвал!
В заключение хочется поблагодарить организаторов концерта — организацию "Культурная инициатива "Восток-Запад", журнал "Сцена" и, конечно, лично главного редактора журнала "Сцена" Дмитрия Родионова и его помощницу, замечательную девушку Асю Фирсову — которые сделали все для успешного проведения концерта и просто приятного пребывания армянских музыкантов в Москве.
Армен МАНУКЯН
Jazz-Квадрат, №3,2006
-
JAZZ-KBAflPAT №37006