Уже в пятый раз в Киев приезжает тувинский шаман-музыкант Николай Ооржак Знакомство с украинской столицей он начал в стенах Школы джазового и эстрадного искусств, где делился своими навыками в области горлового пения с педагогами и учащимися. Сразу после первого концертного выступления (оно состоялось в рамках проекта "Зимние джазовые вечера" памяти Е. Дергунова) директору Школы, известному джазоведу Петру Полтареву, пришла идея соединить в рамках своего телевизионного проекта ("Полтарев-джаз") проникновенные вокальные медитации Николая с музыкальными идеями известного своими полистилевыми находками ансамбля Er.J. Orcestra. В результате живого спонтанного эфирного музицирования появился новый тувинско-украинский этно- джазовый "продукт", который звучал очень свежо и нестандартно. С этого момента Николай Ооржак стал желанным гостем на киевской джазовой сцене. На этот раз он нанес апрельский визит джазовой школе и представил в большом концертном зале свою "магическую" программу.
Как обычно, свое концертное выступление Николай Ооржак предваряет ритуальным действом, чтобы наполнить пространство зала энергией Света и Добра. Церемония начинается с зажигания свечей, далее звучит молитва- обращение к Высшим силам с просьбой о подключении к миру Гармонии. Очень незаметно происходит "погружение" слушателей в мистическую орбиту' шамана. Усиливают этот эффект звуки бубна, заклинания-установки — раскрыть сердце, наблюдать за своими мыслями и чувствами. .. Мастер считает, что только после вхождения в подобное состояние душевного равновесия и покоя можно "правильно" воспринимать музыку, постигать тайны ее беспредельно богатой внутренней жизни.
Следующий этап подключения к Высокой реальности — вокальные "композиции" музыканта. Многоуровневые горловые пассажи завораживают и с потоком звуковых волн уносят далеко за пределы видимого мира, пытаясь найти отклик в душе каждого воспринимающего. Порой они превращаются в мощный унисон зала, особенно тогда, когда музыкант извлекает из глубин звучащего бытия "утробные" возгласы, переходящие в плотный всеобъемлющий гул. Охваченные общей очистительной волной слушатели вспоминали о своих сокровенных желаниях и мечтах, от которых, порой, их отвлекали живописно озвученные картины "нетронутой" природы, с сердечной теплотой пропетые шаманом народные тувинские напевы, которые несут в себе энергетику далеких родных мест...
За время своего многоразового пребывания в Киеве Николай Ооржак сумел посвятить некоторых желающих в тайны вокально-импровизационного мастерства. Конечно, они еще находятся в статусе учеников, однако им было позволено поделиться своими достижениями и выступить на одной сцене с Мэтром горлового пения.
Ребят вызвали прямо из зала и снабдили необходимым перкуссивным реквизитом. Хотя их роль в новообразованном составе сводилась в основном к построению остинатного аккомпанемента — они создавали плотный голосовой и шумовой фундамент, контрастирующий с гибкими мелодическими узорами Николая Ооржака, — момент творческого "соития" все же состоялся. Все остались довольны: слушатели получили очередную порцию свежих музыкальных переживаний, а будущие "шаманы" — импульс к покорению новых творческих высот.
Следующая страница программы была посвящена джазовым экспериментам. Происходящее на сцене можно было бы определить скорее как джем-сешн, нежели просто как концертное выступление. Представители ансамбля Jazz Impression (Анатолий Алексанян — лидер-piano, Rhodes, Александр Даров—барабаны, Тарас Столяр — бандура, без контрабасиста Максима Гладецкого) присоединялись к гостю из Тувы постепенно. Поначалу была очерчена ритмическая пульсация (барабаны), вносящая особый восточный колорит, цементирующая весь последующий ход спонтанного музыкального развития. Затем начала "прорастать" интонационная канва — эмоциональный голос партии фортепиано, на который наслаивались декламационные выказывания бандуры. Несмотря на этнический характер звучащей музыки, периодически в ней проявлялся джазовый драйв, как правило, за счет свингующих пассажей, органично встроенных Анатолием Алексаняном в общий план импровизационного процесса.
Несмотря на то, что музыканты никогда не играли вместе, все стилистические разногласия удалось привести к общему джазовому знаменателю. Зато в случае с Владимиром Соляником (фортепиано), Николаю Ооржаку
удалось незаметно "склонить" джазового музыканта в сторону своего фольклорного мышления. Под лирические "взрывы" фортепианного сопровождения со сцены доносились знакомые интонации народных песен, рассказывающих о возвышенных чувствах веры, надежды и любви. Порой они перерастали в полноценный, спетый в необычной (горловым пением) манере романс.
У Владимира уже есть опыт музыкального общения с шаманом, однако известная тяга пианиста к спонтанным сиюминутным творческим проявлениям отразилась в качественно новом звучании дуэта. Так закончилась еще одна джазовая история Николая Ооржака. Зарядив киевское пространство флюидом творчества, он обязательно вернется в следующий раз, для того, чтобы собрать созревшие плоды будущих музыкальных и мистический откровений.
Когда экспериментируют малые российские джаз-составы, приглашая в проект special guests, это уже никого не удивляет. С биг-бэндами же, за исключением бутмановского, такое случается крайне редко. А вот муниципальный джаз-оркестр Кима Назаретова из ...
Традиция, будь то столетиями формировавшийся народный музыкальный уклад или же просто приверженность, отнесенность к единому инструментальному "клану" – дело великое и опасное. Общность корней, генетические связи, протянувшиеся в двух плоскостях – ...
Давно я не делал музыку с замечательным контрабасистом из сибирского Томска - Асхатом Сайфуллиным, только слышал о его крупных продюсерских успехах. А тут звонок и я выезжаю. С Асхатом я участвовал в своём первом CD в начале 90 х. "Ночной спектакль ...
Конечно, Ремарк был прав, говоря, что "человек велик в намерениях, а не в их осуществлении". И всё же иногда эту крылатую фразу хочется укоротить. Ибо непостижимы повороты судьбы, когда над всем этим стоит мечта и вера в недостижимое. Могли ли ...
В Москве не составляет труда найти место, где вечером можно послушать джаз. Открыв любую афишу с анонсами концертов или посетив джазовые сайты, каждый поклонник этого рода музыки (будь то любитель-меломан или искушённый джазофрен) найдёт место и ...
Группа Take 6 образовалась из организованного Клодом МакНайтом (Claude McKnight) в 1980-м году Gentlemen's Estate Quartet (позаимствовавшего свое название от названия жилого комплекса для первокурсников) в Oakwood College – небольшой христианской ...
Tuck and Patti уже выступали раньше в клубе Blue Note в Милане и вернулись сюда с хорошей вестью: недавно вышел их новый DVD под названием Tuck & Patti Live in Holland, который содержит 2 CDs – концертные записи их последних альбомов: Chocolate ...
О концертах Макферрина хочется писать подробно, не упуская ни одну грань этого искрящегося экспромтами алмаза, но столь же виртуозно, сколь заслуживает тема. С Богом! Его концерты во всём мире похожи на чудо. И вот уже второй раз удача выпала на ...
Человеческая память устроена весьма избирательно. Проводить покойного в последний путь обычно собирается много народу. По православным обычаям многие приходят потом и на девять дней, потом на сорок. А потом… потом память о человеке, как ...
Don`t Worry. К вам приехал Бобби МакФеррин. Be Happy Now. 12 мая 2005 года московский КЗ им. Чайковского встречал Бобба МакФеррина с программой, которую трудно назвать таковой, учитывая исполненные номера, включившие буквально всё – от оперных ...
Что еще должен сделать Бог, чтобы разбудить тебя? - думала я на концерте Кевина Махогани и Игоря Бутмана (март, 2005 г), - Да, пожалуй, уже ничего. Просто слушай джаз… Тогда-то я и поняла, что изменить монотонную жизнь, в которой не хватает ...
В заполненном до отказа зале рижского Дома Конгрессов с оглушительным успехом прошел концерт уникального джаз-оркестра, руководимого легендарным российским джазовым музыкантом Геннадием Гольштейном. Последний раз музыкант выступал на рижской сцене ...