В 1962 году Charlie Mingus встретил Sun Ra и спросил его, что он делает в Нью- Йорке, на что Sun Ra ответил, что он бывает здесь достаточно часто. "Нет, — сказал Mingus, — Я подразумеваю, что Вы делаете здесь, на Земле?".
В Филадельфии на доме по адресу Morton Street 5626 установлена мемориальная табличка: единственная, отличающая этот дом от других зданий этого квартала. В течение 25 лет этот дом кипел жаром, излучаемым могучим двигателем духовной, джазовой и космической музыки. Это был дом Sun Ra и его оркестра.
В своей музыке он создавал утопический мир с его собственной логикой и тайнами. Его живые концерты по исступленности музыкантов и искренности общения со слушателем больше напоминали религиозные церемонии. Его философия и идеология были пропитаны космической мистикой, а на музыкантов оркестра он имел телепатическое влияние. В некоторых попытках разобраться в природе существования столь специфического коллектива многие исследователи Sun Ra приходят к весьма необычной, и, возможно, к крамольной параллели между Буддой и Ra. У них обоих имеется собственная метафизика и философия, полная концепцией обретения вселенского счастья. Каждый из них преподаватель, а не проповедник. Он просто живет, и, глядя на него, люди познают его гениальность. Притягательность его личности состоит в его просветленности. Sun Ra, вежливый, мягко говорящий, имеет будда-подобную внешность. Его оркестр — это его ученики, коллектив посвященных людей. Они не внимают его наставлениям, они поглощают его музыкальные идеи через своего рода постижение, интуитивно развивая сложные звуковые конструкции, которые он сам называет "пространственными колебаниями", способными противостоять губительному влиянию из космоса. Его музыкальный message скорее вдохновляющий, чем нравоучительный. Поздние работы Arkestra (70- 80х) по своему звуку в большей степени оптимистичны, чем фатальны. В своей крайне невозмутимой манере Ra продолжает разъяснять свою космологию. "Почему Вы всегда говорите о космосе?" — "Когда я говорю о космосе, люди меня слушают. Люди спят, и я должен пробудить их от дремоты. Правильная музыка может пробудить людей. Люди подспудно обеспокоены многими неправильными явлениями, происходящими вокруг. Они заинтересованы в исправлении этого. Я должен помочь понять им, как это можно сделать. Для этого и предназначена моя музыка".
Так кто же он — Sun Ra?
Каков его солнечный Arkestra?
Герман Поул Блоунт родился в Бирмингеме, штат Алабама, 22 мая 1914 года. Имя Сонни в середине его имени появилось позже и использовалось в виде некоего прозвища, которое обычно распространено в южных штатах. Относительно его семьи известно немного. Они не были бедны, так как мать управляла ресторанами, а помимо Сонни в семье был старший брат, Роберт, старшая сестра Мэри и сводный брат Кари. Их дом располагался в южной части города, по сути, на границе места проживания черного и белого населения. Их дом стоял отдельно и не примыкал к блокам, из которых обычно состояли кварталы. Поперек улицы находилось городское почтовое отделение, а наискосок от него располагался железнодорожный вокзал. Привокзальную площадь украшала огромная конструкция, которая была главной достопримечательностью: "Бирмингем — Волшебный город" и которую маленький Sonny Blount видел ежедневно из окна своей комнаты. Впоследствии (в I960 году) именно так будет названо его знаменитое авангардное сочинение.
На семилетний день рождения Сонни в доме появилось фортепиано. Семья поощряла его музыкальные устремления, и мать всегда считала, что Сонни будет подлинно одаренным человеком. Его первые музыкальные воспоминания связаны с классическими исполнителями блюзов (Бесси Смит) и особенно госпелов. Как это ни парадоксально, все творчество Sun Ra, несмотря на подчас мрачную cosmo-психоделику, базировалось на гуманистической традиции доброты и тепла, коллективной надежды и стремления, центральной в госпел-культуре черного Юга (вспомните тягуче-романтические темы, полные надежды на наступление новой жизни без боли, голода и унижений в великом альбоме LanquiditymiH Cymbals). В детстве он дружил с другим будущим пианистом Avery Parrish (1917—1959), с которым они играли дуэты и бросали вызов друг другу, чтобы написать свои первые сочинения. Еще в средней школе Сонни организовал небольшой оркестр, и очевидцы того времени утверждали, что он уже тогда был способен играть необычные ритмы и специфические звучания. Затем он поехал учиться в колледж, где не прекращал занятий музыкой и вновь сформировал оркестр, с которым исполнял популярные мелодии того времени на различных мероприятиях, проходивших в колледже. Именно в это время и родилась легенда (или быль?) о том, как он вступил в контакт с инопланетными цивилизациями.
Вот как он рассказывал об этом в одном из интервью много лет спустя: "Я решил больше не заниматься музыкой, а потом, как вы знаете, пережил весь этот космический опыт, — говорит он расслабленно, зачаровывающе-мягко, словно гуру, — Сначала я все записывал, потому что пережитое оставило глубокий отпечаток и так и просилось на бумагу. Меня перенес в открытый космос гигантский пучок света — по крайней мере, я так бы определил это. Они сказали, что хотят, чтобы я куда-то отправился, поскольку мой разум именно того типа, который необходим, чтобы помочь нашей планете. Я перемещался вовне и двигался через различные временные зоны, но это было очень опасное путешествие, я должен был постигнуть определенную технику и иметь дисциплину, — говоря это, старик протягивает перед собой руки и становится похож на зомби или мумию, — ...И вот этот пучок света — таким он мне поначалу казался, но теперь я называю его "энергетической машиной" — освещает всего меня, и мое тело превращается в лучи света. Это как, знаете, когда в луче солнца можно видеть мельчайшие частицы пыли. Так вот, это было так же, этот пучок словно бы просвечивал меня насквозь, и на огромной скорости я понесся в иное измерение, на другую планету.
Внезапно они телепортировали меня туда, где они сами находились. Все произошло в доли секунды — только что я был здесь, и оказался там. Они стали говорить со мной, у них были антенны и красные светящиеся глаза. Они хотели, чтобы я стал одним из них, но я отказался — ведь это нормальная реакция, вдруг со мной что-нибудь случилось бы? Ну вот, они стали рассказывать мне о своей планете и о пути, по которому шла жизнь на ней, и что должно было случиться с правительствами, тинейджерами и вообще всеми людьми. Они сказали, что хотят, чтобы я поговорил с ними. А я сказал, что мне не интересно".
Вот так все выглядело со слов самого Ra. Вряд ли имеет значение, является ли эта история правдой или вымыслом, наркогаллюцинацией или болезнью нервной системы. Важно, что с этого и началась легенда, посредством своей необыкновенной музыки волнующая умы поколений. На этом и строилась эксцентричная философия этого музыканта.
В течение Второй Мировой Войны Sonny Blount добросовестно объявил себя возражающим против службы в армии, за что был помещен в тюрьму в Джаспере, штат Алабама, где провел более пяти месяцев а затем получил полтора года принудительных работ в лагере Marienvill, в штате Луизиана. Но вскоре, после проведенного медицинского обследования, он был признан неспособным к физической работе из за врожденной грыжи и отпущен на свободу. Основной же причиной отказа от службы была его исступленная поглощенность исследованиями музыки и древних черных культур.
Вскоре, в 1943 году, уже будучи в Чикаго, после непродолжительных опытов создания нового собственного коллектива, музыкант выступает в клубе "Zanzibar" в качестве аккомпаниатора ритм-н- блюзовому певцу Вайнону Харрису, с которым позже, уже в качестве сайдмена он будет участвовать в записи четырех альбомов. После распада оркестра Харриса, Sonny Blount завязал дружбу с барабанщиком, руководителем ансамбля из Nashville Оливером Биббом. О том какую музыку играл этот коллектив, ничего не известно, но сохранилась одна очень интересная деталь: на сцену они выходили в весьма эпатажных костюмах — то в военной униформе, то в париках начала века: чтобы соответствовать музыке, которую они играли. Возможно, что в будущем великий мистификатор Sun Ra унаследовал идею костюмированных шоу на концертах именно от Оливера Бибба.
В августе 1946 года Ra устроился в качестве пианиста в популярном клубе под названием "DeLisa", предлагающем своим посетителям весьма разнообразную программу, от традиционных развлечений — танцев, алкоголя, живой музыки и выступления иллюзионистов и чечеточников — до проката девочек, участвующих в варьете. Основная причина, приведшая Sonny в этот клуб — постоянный ангажемент там оркестра Fletcher Henderson, в музыку и исполнительскую манеру которого он был влюблен еще с Бирмингема. В детстве, слушая по радио записи этого оркестра, он даже умудрялся "снимать" аранжировки. Поэтому после ухода из оркестра пианиста его место за роялем занял молодой Sonny Blount. Помимо неплохой репутации, заработанной за годы работы в этом оркестре в качестве пианиста, Sonny стал аранжировщиком всего репертуара исполняемого оркестром. В свойственной ему к этому времени манере он, по возможности, усложняет звучание оркестра, привнося в него "новые виды синкопирования". Sun Ra с гордостью вспоминает годы, проведенные в оркестре: "Они позволили мне глубже понять и принять джазовую традицию 40-х, на базе которой я развил свою собственную музыкальную концепцию".
Ближе к концу сороковых начинается период упадка популярности больших оркестров, безраздельно господствовавших в Штатах в течение почти тридцати лет. Оркестр Fletcher Henderson постепенно утрачивает популярность вместе со своим очень пожилым руководителем, и прекращает существование 18 мая 1947 года.
С этого времени — Sonny в свободном плавании. В течение последующих нескольких лет он выступает с различными чикагскими исполнителями, среди которых наиболее известны записи с Coleman Hawkins и Stuff Smith. В ноябре 1948 года он выступает с еще одним чикагским коллективом "Eugene Wright's Duke of Swing", в котором играет на саксофоне Yusef Lateef. В начале 50-х он начинает играть в только что открывшемся в Чикаго (вслед за Нью-Йорком) клубе Birdland, который принадлежал Robert Lounge вместе с Red Saunders, Red Holloway, Sonny Stitt. Также известен факт, что Sonny Blount аккомпанировал во время гастрольного тура B.B.King. В 1952 году умер Fletcher Henderson, и в жизни наступил новый период: последняя нить, связующая исполнителя-аранжировщика чужой музыки Sonny Blount и будущего композитора-концептуалиста Sun Ra, исчезла.
В 1953 году Sonny создает сначала трио (с Richard Wans и Robert Barry), а затем квартет (после присоединения Pat Patrick), который становится основой будущего Arkestra. Кстати, Годом раньше — 20 октября 1952 года — он официально сменил имя и стал Sun Ra — в честь египетского бога солнца. И сразу же после этого события стал отрицать, что родился под именем Герман Блоунт, утверждая, будто бы всегда использовал другие имена, которые "не имели никакого ритма". В свойственной ему скромной и ироничной манере он так прокомментировал необходимость внесения нового имени в паспорт: "Иисус Христос тоже должен был утрясти все эти формальности с властями, тогда бы он не имел столько неприятностей". Именно в этот период он заявил публике о том, что он не землянин, а уроженец Сатурна, посланный Создателем к отсталым обитателям Земли.
На тот период в репертуаре его комбо были в основном стандарты и композиции чужого сочинения, хотя и изрядно аранжированные и интерпретированные Sun Ra. Известные музыканты неохотно шли в оркестр Sun Ra, так не могли принять музыку и необычное звучание, а так же с иронией относились к легендам и наставлениям, которые генерировал уроженец Сатурна. Формирование будущего коллектива началось в конце 1953-начале 1954 года, когда в него влились молодые музыканты "язычковой" группы: John Gilmore, Pat Patrick и Marshall Allen — музыканты, отдавшие оркестру и его концептуальной идее всю жизнь. Именно на молодых музыкантов делал ставку Sun Ra, так как только они могли понять и развить новую музыку. В течение двух последующих лет оркестр разросся до дюжины музыкантов. Теперь Arkestra был готов приступить к записи. Методы работы Sun Ra со своим оркестром к этому времени уже сформировались: репетиции с полной отдачей, по 8 часов, 5 раз в неделю, и так в течение всего времени существования оркестра (а это без малого 40 лет!). Несмотря на мягкую манеру разговора Sun Ra и полное отсутствие в речи бранных слов, в оркестре царила жесткая дисциплина, полностью подчиненная реализации творческих находок руководителя. Первый альбом Sun Ra Arkestra — "Jazz by Sun Ra — Sun Song", был записан на лейбле ’Trnsition" в 1956 году.
Необходимо сказать несколько слов о том, что представляла из себя стилистически музыка раннего Sun Ra Arkestra. Первые альбомы оркестра, вышедшие в 1956- 1958 годах на RCA studio и Universal studio в Чикаго, позволяют наблюдать процесс эволюционирования от традиционного для того времени хард-бопового звучания больших оркестров до полиритмических, местами уже атональных звучаний. Достаточно вспомнить, что первая пластинка Ornette Coleman — "Something Else!!!", ставшая своего рода декларацией стиля "New thing", вышла только в 1958 году.
Широкая тональная палитра оркестра растет с каждой новой записью. Кроме того, интересны не столько попытки ухода от традиционных джазовых приемов, сколько поиски принципиально новых мелодических решений — здесь Sun Ra стоит абсолютно обособленно даже от самых прогрессивных музыкантов того времени: таких, как Charles Mingus и Eric Dolphy. Его темы необычны и не ассоциируются ни с чем из того, что было раньше. Слушая альбом "Interstellar Low Ways" конца 50-х невольно задаешься мыслью: знает ли Sun Ra все то, что создали лучшие джазовые музыканты за почти полвека до него? Если да, то почему не использует, а если нет, то присутствовал ли он на Земле вообще?
Интересно проследить и за Sun Ra — пианистом. В первых записях, в технике его исполнения легко узнать бопового гиганта Bud Powell, а по стилистике и структурированному мышлению прослеживается влияние Thelonious Monk. Со временем мы становимся свидетелями того, как Ra неслыханными аккордовыми последовательностями трансформирует свой стиль в совершенно независимый и узнаваемый. Очень показательными работами являются и его сольные диски, особенно первый, записанный в 1966 году: "Monorails and Satellites".
Записи, сделанные в начале 60-х годов, уже звучат подчас как импрессионистские полотна, далекие от традиционализма. Ритмический рисунок становится более глобальным и трансоподобным. Кроме того, Ra начинает смелые эксперименты с введением в свой арсенал традиционных джазовых инструментов, "экзотических" — гонгов, звонков, африканских флейт, родезийских колоколов и электрических клавишных инструментов. Вокальные экзерсисы оркестра говорят о сильном влиянии на музыку Sun Ra африканских корней черной американской культуры. Позже в составе оркестра появятся более вычурные и подчас самодельные инструменты, привлечение которых, становиться необходимым по мере проникновения "космической идеи" Sun Ra в музыкальную палитру Arkestra. В 1959 году, Sun Ra участвовал в съемках и написал несколько мелодий для документального фильма "Крик Джаза".
Новый период в жизни оркестра начинается в 1961 году вместе с началом гастрольного периода по Северной Америке. Первый серьезный ангажемент Sun Ra Arkestra получил в Монреале и других городах, включая Квебек. Завершение же тура произошло, как это ни банально, по техническим причинам: допотопный, не блиставший надежностью, автобус, принадлежащий оркестру, окончательно сломался. Так оркестр, не имевший никаких денег и предложений, оказался в самом дорогом городе Штатов — Нью-Йорке. Найти свое место на джазовой сцене этой Мекки джаза сразу было практически невозможно. Музыканты оркестра были вынуждены принимать любые предложения — они играли как студийные музыканты, поддерживали гастрольные туры других коллективов, но тем не менее Sun Ra Arkestra жил! Постепенно, известность музыкантов оркестра среди фри-джазового сообщества Нью-Йорка растет, их замечают уже состоявшиеся джазовые звезды: John Coltrane, Lester Bowie, Archie Shepp и Pharaoh Sanders, который даже записался вместо John Gilmore на альбоме оркестра "Nothing is" для лейбла ESP.
Ведущие музыканты оркестра много выступали: Pat Patric записывался с Johnny Griffin,с трио Lambert- Hendricks-Bavan, и в очень важном проекте John Coltrane "Africa Brass Session". Ronnie Boykins играл с Kenny Barron в 1962 году, с Elmo Hope в 1963, с John Thicai и Archie Shepp, и даже с "Братом" Jack McDuff. Marshall Allen записывался с Paul Bley на лейбле ESP в 1964 году.
Наиболее востребованным музыкантом Arkestra был John Gilmore. Его стиль игры серьезно повлиял на исполнительскую манеру John Coltrane. Заслуживают серьезного внимания его работы с Horace Silver, Freddie Hubbard, три Paul Bley, ансамблем Art Blakey и Tommy Flanagan. Записываясь с секстетом McCoy Tyner, он неоднократно получал предложения от звукозаписывающего гиганта "Im-pulse!" начать сольную карьеру при поддержке этого лейбла. Но коллективный дух Sun Ra Arkestra, и межгалактическая идея, объединяющая коллектив, для большинства участников была выше заработков.
Вот, что об этом думали сами оркестранты: John Gilmore: "Мне потребовалось не менее шести месяцев, для того, чтобы понять всю глубину, заложенную в музыке Sun Ra, ведь он был настолько "продвинут" в плане гармонии, что люди, просто исполнявшие его музыку, не могли воспроизвести и части того, что она несла в себе. Он был первый, после Charlie Parker и Thelonious Monk, кто посвятил меня в более высокие формы музыки. После знакомства с Sun Ra я открыл для себя целую жизнь, не только в музыке, но и философии жизни вообще. Он в корне изменил мою жизнь
Pat Patric: "Sun Ra был тем типом музыканта, который вдохновлял нас на постоянную работу над собой. Он ежечасно открывал для нас новые грани звучания наших инструментов, которые были для него абсолютно ясны. Он, может, и был очень строгим руководителем, но это не важно. Он всегда ориентировался только на высокие стандарты".
В свою очередь Sun Ra, очень высоко ценил своих музыкантов, говоря о них таю "Они посланы мне...". За Нью-Йоркский период (1961-1967 годы) оркестр записал десять альбомов, среди которых необходимо особо выделить наиболее стилистически интересные "Magic City"H "Heliocentric Worlds vol.1,2" — оценивая последний альбом, можно уверенно заявить, что так еще никто не звучал. Sun Ra был абсолютный радикал 60-х.
Все деньги, выручаемые музыкантами в этот период, шли на создание собственного лейбла. Теперь, по прошествии многих лет, видя огромное количество записанных концертов, дошедших до нас во вполне удовлетворительном качестве, мы можем убедиться в правильности этого решения. Sun Ra ненавидел большие звукозаписывающие компании и общался с ними весьма недоверчиво: "Они все равно не захотят писать мою музыку такой, какая она есть. Собственная компания (названная "Сатурн") позволит мне, донести мою музыку для людей в первозданном виде, — а стало быть, выполнить мою миссию на земле".
Новые музыкальные идеи все чаще усаживали Ra за написание концептуально новой музыки, не всегда понятной для многих музыкантов. Безотносительностью своего стиля, его музыка буквально бросала вызов слушателю. Тем не менее, в 1964 году Sun Ra был официально принят в Ассоциацию Джазовых Композиторов, но остался там незамеченным "Посвященным Миссионером". Такая реакция вполне понятна: ведь сам он не считал себя композитором — он утверждал, что является только коммуникативным каналом передачи энергии космоса. При чем здесь амбициозные степени и звания? Учитывая мессианскую функцию своего присутствия на Земле, Sun Ra очень серьезно относился к процессу сочинения музыки: "Я должен создать звук для них. Подобно тому, как портной создает костюм, я должен скроить звук для человека".
В процессе репетиций он часто упрекал музыкантов, не способных точно воспроизвести тот или иной фрагмент мелодии — считая, что одна единственная неправильная нота может причинить вред людям, для которых предназначена их музыка "Великого Космического Спасения".
После 1966 года оркестр, уже зарекомендовавший себя как признанный коллектив, получил постоянную работу в клубе "Slug's Saloon" на Ист- Сайде в нескольких кварталах от дома, где Sun Ra снимал комнаты для своих оркестрантов. Выступления проходили каждый понедельник в течение 6 лет (до 1972 года), даже после их переезда в Филадельфию.
После очередного джаз-фестиваля в Ростове-на-Дону «Центр имени Кима Назаретова приглашает» Интернациональный биг-бэнд «Ростов – Дортмунд» (напомню, что он объединил джазмэнов муниципального джаз-оркестра Кима Назаретова и джазовой академии Глена ...
Аксиома: Алексис Корнер – отец британского блюза Аксиома, как известно, - утверждение, не требующее доказательств. В современном мире под сомнение ставится все – от существования Бога до авторства «Тихого Дона». Но интересно, ...
Солидный "Музыкальный энциклопедический словарь" позднесоветского периода не знает человека по имени Астор Пьяццола. То есть не знает вообще. Нет ни отдельной статьи, ни упоминания в заметке о танго, ни даже скромного упоминания при перечислении ...
"Не оглядывайтесь назад, на этом теряешь энергию!" Стен Кентон В этом году (2004) исполняется двадцать пять лет со дня смерти Стена Кентона. Он был пианистом, композитором, аранжировщиком, но в историю джаза, куда это имя вписано, бесспорно, очень ...
Уже прошел год, как оборвалась жизнь выдающегося аранжировщика, композитора и музыканта Виталия Долгова. Потеря невосполнимая. Только сейчас, особенно остро понимаешь, какой неоценимый вклад внес он в сокровищницу мирового джаза. За долгую жизнь в ...
Исполнилось 80 лет Ивару Мазурсу. Легендарному латвийскому джазовому музыканту-пианисту, аранжировщику, руководителю джаз-оркестра, самого известного в Риге в 50-60-е годы Увлечение джазом началось у Ивара еще в юные годы. Часами он слушал его по ...
Когда почти пять лет тому назад я писала книгу о джазе в Ростове-на-Дону, мне посчастливилось познакомиться с самыми разными ветеранами ростовского эстрадно-джазового движения. Но, пожалуй, два человека произвели на меня самое сильное впечатление: ...
В Москву приезжает легендарный композитор и продюсер Гектор Зазу. Правда, без Бьорк, Шеба Халида, Депардье и прочих своих друзей. Московское прогрессивное студенчество, особенно в возрасте от тридцати пяти и старше заполнит до отказа "Шестнадцать ...
"Я благодарен своей судьбе за то, что я дожил до сегодняшнего дня..." Когда над страною гудели метели, Мы все из Вайнштейновской вышли шинели. Под этой шинелью скрывался не раз От выпадов злобных прекраснейший джаз. Борис Гершт Эти строки были ...
Реабилитация саксофонов Министром культуры СССР в 1954 году работал старый друг Рознера Пантелеймон Кондратьевич Пономаренко. Встреча была теплой, и вскоре Рознер начал собирать свой новый оркестр. Делать аранжировки для первой программы он ...
Поэт Валентин Парнах был первый, кто в России произнес слово "джаз", собрал первый в РСФСР джаз-бэнд, первый концерт которого состоялся в Москве 1 октября 1922 года. Тогда он сказал: "Течения музыки Азии и Африки странно скрестились в Америке". Если ...
"Дело" Рознера Во Львове Рознер с женой и ребенком оказались неслучайно: именно в этом городе проходила регистрация тех бывших польских граждан, которые в 1939-1941 годах проживали в западных районах Украины и Белоруссии и изъявили желание ...