В этом году исполняется 80 лет со дня рождения замечательного музыканта, композитора, Народного артиста РСФСР, лауреата премии Президента России, одного из первопроходцев джаза в восточной Европе – Юрия Сергеевича Саульского. Наверное, не один человек, вспоминая его, знает, что одним из излюбленных эпитетов маэстро было выражение «широкополосный музыкант». Именно этот тип творческого человека культивировал Саульский. Именно разнопланового музыканта он считал новым форматом «современного Ренессанса».
Поэтому сам Юрий Сергеевич был и композитором, пишущим музыку для песенной эстрады, кино и театра, и руководителем Комиссии джазовой и эстрадной музыки Союза московских композиторов, и создателем «Московского джаз-ангажемента», занимающегося организацией джазовых фестивалей и гастролей в России звезд мирового джаза, и дирижером многих эстрадно-джазовых коллективов, и председателем жюри композиторских конкурсов, и педагогом по джазу, и художественным руководителем Государственного музыкального училища эстрады и джаза, и выдающимся джазовым теоретиком. Будучи выпускником Московской консерватории, где Саульский учился у замечательного музыковеда И.В. Способина и сидел за одной партой с не менее талантливым в музыкальной науке Юрием Холоповым, он стал одним из основателей российской джазологии. Им написаны вступления ко многим работам-исследованиям по джазу И. Бриля, Ю. Чугунова, А. Рогачева и др. (кстати, и Холопов не остался в стороне от джаза, и в качестве редактора-рецензента участвовал в издании книг Н. Дощечко и И. Бриля по джазовой гармонии и импровизации).
К тому же, на данный момент Саульский является автором единственного в России профессионального труда по аранжировке для биг-бэнда: в книге и сейчас можно почерпнуть много необходимой информации по джазовым оркестровым группам, штрихам и сурдинам. А как широко представлены в этих методических заметках фактурные техники! – от простого сочетания тембров и «педалей» до разнообразных удвоений и так называемых «гроздевых» аккордов. Также Саульский пишет о становлении большого джазового оркестра. И если в истории оркестровых стилей после нашумевших кинофильмов военной поры – «Серенады солнечной долины» (с бессмертной «Дорогой на Чаттанугу») и «Жен оркестрантов» (с незабвенной «Серенадой в голубом») – сложилось широкое мнение о выдающемся вкладе Гленна Миллера с его кристалл-корусом саксофонов с кларнетом наверху и техникой блок-аккордов, то Саульский высказывается о Миллере без особого подобострастия (в действительности вышеупомянутые приемы аранжировки были введены не Гленном Миллером, а Дюком Эллингтоном. – А. Ч.).
Однако Юрий Сергеевич неоднократно говорил мне, что из всех трудов по джазовой и эстрадной оркестровке он предпочитает труд американского композитора Генри Манчини (Sounds And Scores: a practical guide to professional orchestration: Book on orchestration of popular music, 1962). А Манчини, как известно, после Второй мировой войны работал пианистом именно в оркестре Миллера и, несомненно, знал и изучал теоретическую работу по джазовой аранжировке великого бэндлидера и тромбониста, к тому времени уже ушедшего из жизни.
Юрий Сергеевич Саульский родился 23 октября 1928 года в Москве. В 1946 году окончил музыкальное училище при Московской консерватории по классу валторны, а потом и теоретико-композиторский факультет самой консерватории. Он часто выступал с докладами, писал статьи, был музыкальным руководителем эстрадных оркестров (Дм. Покрасса, Э. Рознера). Саульский не на шутку увлекся джазом и в 1957 году сам возглавил молодежный эстрадный оркестр ЦДРИ, который положил начало профессиональной карьере многих, ставших впоследствии знаменитых, музыкантов (среди них: Г. Гаранян, Н. Капустин, В. Зильченко...). Это был не просто оркестр, это была настоящая школа-студия для инструменталистов, исполняющих аранжированные Саульским произведения И.С. Баха, И. Дунаевского и Д. Шостаковича, т.е. своеобразный «джаззинг» гудмановской традиции.
В 1966 году Юрий Саульский создал еще один знаменитый оркестр – ВИО-66 – биг-бэнд с вокальной группой типа французского барок-джазового коллектива Swingle Singers. Эта вокальная группа подарила нам В. Толкунову, а инструментальный состав ВИО-66 – И. Бриля, А. Козлова, Ю. Чугунова и других музыкантов. Визитной карточкой оркестра стала оригинальная пьеса Саульского «Знакомство с оркестром». Тогда-то и проявилось нестандартное, «широкополосное» мышление композитора, с одной стороны, примыкающие к джазовым традициям, а с другой стороны, выходящее за их рамки.
Уже первоначальная тема «Знакомства» самой обычной структуры a + a + b («бридж») + a отличается от обычного джазового стандарта «неквадратной» 10-тактовой формой а, а в репризе [форма пьесы трехчастна: A (тема) – B (импровизации на гармоническую сетку) – A1 (тема, реприза)] она имеет явно барочный вокальный фрагмент, истоки которого изначально заложены в мелодизме.
Начиная с 70-х годов, Саульский, прежде всего, проявляет себя в композиторский деятельности. Он написал огромное количество песенных шлягеров («Счастье тебе, земля», «Тополиный пух», «Зеркало», «Татьянин день», «Осенняя мелодия», и, конечно же, твист «Черный кот»), мюзиклы («Крошка Ц», «Сказка о потерянном времени») и, естественно, оркестровую джазовую и джаз-роковую музыку (сюита «Джазовый калейдоскоп», «Дорога», «Диалоги»). Даже его музыка к спектаклю театра им. Ермоловой «Вся королевская рать» со временем превратилась в одноименную, уже вторую по счету джазовую сюиту. Здесь особенно чувствуется влияние любимого Саульским Манчини. Например, в эффектном, гангстерском номере «Злая фея» прослушивается тематизм в духе «Розовой пантеры».
Юрий Сергеевич скончался пять лет тому назад, но его творческая сверх-энергия до сих пор витает среди нас. Лично для меня он остался Учителем с большой буквы, ведь именно Саульский приоткрыл мне, да и многим другим музыкантам, дверь в мир оркестрового джаза. Не секрет, что джазовые партитуры малодоступны, и какое счастье, что в свое время у меня была уникальная возможность ознакомиться в нотной записи с оригинальной музыкой Юрия Саульского для биг-бэнда, а также непосредственно встретиться со многими звездами джаза!
Александр ЧЕРНЫШОВ,
композитор,
преподаватель Московской консерватории,
"Нет пророка в своем отечестве". Это утверждение наших предков как никогда актуально сегодня, когда к нам возвращаются из небытия имена тех, кто в свое время составил славу отечества, но кого забыли, лишили любимой работы, а порой свободы и даже ...
По всем музыкальным канонам общепринятой датой конца эры свинговых биг-бендов считается 1946 год. Так ли это? НЕМНОГО ИСТОРИИ В годы войны рост расходов на милитаризацию экономики и 20-процентный налог на индустрию развлечений привели к тому, что ...
В Киеве произошло печальное событие. Нас покинул представитель старой гвардии джазовых музыкантов Украины Евгений Алексеевич Дергунов — блестящий джазовый аранжировщик, композитор, пианист. Он родился в 1936 году в семье генерала ВВС и драматической ...
Эту статью следовало написать еще в 2003-м, потому что 29 ноября того года Джон Мэйелл отметил свой юбилей: ему исполнилось 70 лет. Но я не собираюсь оправдываться, мол "лучше уж поздно, чем никогда!". Потому что когда говоришь об этом человеке, ...
Линдли Армстронг Джонс по прозвищу "Spike" (англ. "костыль", "гвоздь") — барабанщик, композитор, дирижер и лидер оркестра, согласно биографическому справочнику "Американского общества композиторов, авторов и издателей" (ASCAP), членом которого он ...
В 1962 году Charlie Mingus встретил Sun Ra и спросил его, что он делает в Нью- Йорке, на что Sun Ra ответил, что он бывает здесь достаточно часто. "Нет, — сказал Mingus, — Я подразумеваю, что Вы делаете здесь, на Земле?". В Филадельфии на доме по ...
Особого внимания требует факт взаимоотношений Sun Ra и некоторых его оркестрантов (в особенности John Gilmore) с John Coltrane. Помимо того, что Джон высоко ценил творчество Sun Ra, он черпал вдохновение в его музыкальных идеях и метафизических ...
6 . Ситуация на музыкальной эстраде, ее откровенная политизация заставила А Цфасмана искать новые пути в развитии своих замыслов. «Осенью 1938 года, - рассказывал он позднее, - поняв, что мои устремления находятся в полном противоречии с ...
От редакции: 2022 год принято считать годом столетия российского джаза. В этой связи издательство «Композитор – Санкт-Петербург» подготовило к печати новую книгу крупнейшего отечественного теоретика и историка джаза Е.С.Барбана «Российский джаз: ...
Утром 1 сентября 2001 года в Канаде, в Торонто, на 83-м году жизни скончался Иосиф Владимирович Вайнштейн, прозванный на Западе "советским Бенни Гудмэном" — настоящая легенда русского джаза. О милых спутниках, которые наш свет Своим сопутствием для ...
"...Ким Назаретов был величайшим джазовым маэстро, мастером своего дела, крупнейшим музыкантом и мерилом Человека с большой буквы... Для меня всегда Ростов был Назаретовым, а Назаретов Ростовом" Мурад Кажлаев, композитор, народный артист Советского ...
Эта статья должна была появиться на свет года полтора- два назад. Но тогда артисты были заняты записями, аранжировками, выступлениями. Потом, под грузом событий, идея написать о группе Nor Dar как-то отошла на второй план, а трагическое событие, ...