nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Иосиф Вайнштейн

Иосиф Вайнштейн  Утром 1 сентября 2001 года в Канаде, в Торонто, на 83-м году жизни скончался Иосиф Вла­димирович Вайнштейн, прозванный на Западе "советским Бенни Гудмэном" — настоящая легенда русского джаза.

О милых спутниках, которые наш свет
Своим сопутствием для нас животвори­ли Не говори с тоской— их нет!
Но с благодарностию — БЫЛИ!

Как снова не вспомнить эти слова Жуковско­го в такой момент!

Я хочу говорить с благодарностью об Иоси­фе Владимировиче.

Всего три года назад, читая в русской прес­се о чествованиях его 80-летия в Санкт-Пе­тербурге, я вдруг обнаружил, что он был мо­им новым "земляком", тоже жившим в Торон­то. Мой тогдашний немедленный порыв как- то отыскать телефон Иосифа Владимирови­ча, чтобы просто сказать ему, каким кумиром для очень многих он был в мои студенческие годы даже в "закрытом" городе Горьком (ныне Нижнем Новгороде), не увенчался успехом— наверное, я просто перескромничал.

Я бесконечно рад, что в последние два ме­сяца его жизни мне все же удалось выразить ему лично мое восхищение его истинным по­движничеством в истории русского джаза — мне, как музыкальному продюсеру и профес­сиональному реставратору аудио-записей, посчастливилось работать над подготовкой выпуска его двойного компакт-диска "Ист- сайдская история" ("East Side Story"), в кото­рый вошли самые лучшие записи его оркест­ра, выбор которых (как и название диска) был одобрен самим Иосифом Владимировичем (кстати, этот диск будет скоро выпущен аме­риканской фирмой EMMIX, и уже к Рождеству его можно будет легко заказать в Интернете через новый сетевой портал www.Russian- Muse.com — он, вероятно, начнет работать через пару месяцев).

Всего две недели назад мы сидели с Иоси­фом Владимировичем на балконе его кварти­ры в Торнхилле, и в тот солнечный августов­ский вечер он был в твердой памяти и легко называл многие имена, когда рассказывал мне об исполнении его оркестром джазовых аранжировок музыки Шостаковича и о под­держке оркестра великим русским компози­тором в самые трудные годы советской цен­зуры. Так нежданно вдруг и имя самого Иоси­фа Владимировича Вайнштейна сегодня пе­решло в разряд золотого фонда настоящей классики русской музыкальной культуры.

Дорогой Иосиф Владимирович! Пожалуй­ста, простите меня, что я не смог провести больше времени с Вами и даже не успел за­писать интервью, которое я мечтал сделать (и вдруг в моей памяти вспышка тютчевского: "Увы, что нашего незнанья/ беспомощнее и грустней/—кто смеет молвить "до свиданья"/ чрез бездну двух или трех дней")!

Да, очень трудно сдерживать тоску рас­ставания с Вами, Иосиф Владимирович. Но я уверен, что к моей великой личной благо­дарности сегодня во всем мире горячо-благодарными сердцами присоединяются сот­ни тысяч поклонников Вашего удивительно­го дара убеждать настоящим бескомпро­миссным искусством — спасибо Вам, что вы БЫЛИ таким чудесным спутником наших земных жизней!

Прощание с Иосифом Владимировичем Вайнштейном и кремация его тепа состоится
5 сентября в Торонто. Он завещал перенести свой прах в Россию, в Санкт-Петербург.

Юргис Дмитриевский, Торонто

Умер Вайнштейн. Можно по-разному отно­ситься к этому человеку, но нельзя было не восхищаться его энергией и преданностью джазу. Он мог безбедно прожить без этих хло­пот — сколотить оркестр для какой-нибудь вокалистки и зарабатывать большие деньги, мог быть талантливым менеджером, хорошим военным дирижером, но он не побоялся связаться с весьма сомнительными питер­скими ребятами, nony-стилягами, полу-дис- сидентами, и взять под защиту ту музыку, ко­торую сам играть не мог (сравним, Эдди Рознер такого не потерпел). А для тех, кто не знал всей этой кухни, Вайнштейн был символом. Это была питерская достопримечательность, некий островок художественного вольнодум­ства. Его бесконечно прижимали, унижали, а он неутомимо искал компромиссы, скрупу­лезно выискивая в среде современных ком­позиторов и чиновников сочувствующих и лояльных, фрондирующих и порядочных.

Несомненно, оркестр Вайнштейна был са­мым стильным в 1959-67 годах. Может быть, не самым профессиональным, по набору му­зыкантов, но самым американизированным. Я бы не назвал Вайнштейна "Русским Гудме­ном" — во-первых, в оркестре никогда не зву­чал по-настоящему кларнет, а во-вторых — Вайнштейн не был первопроходцем. Лундстрем заиграл настоящий свинг раньше, да и роль его в отечественном джазе значитель­нее, потому что он появился в 1957 году в сто­лице и концертировал по всей стране. Вайн­штейну была отведена роль "теневого каби­нета", .но (давайте признаемся в этом) нас-то больше всего привлекало все неофициаль­ное. Упорство Вайнштейна, его авторитет, а также некоторое желание Ленинграда (даже романовского) быть чуть-чуть самостоятель­ным помогли запустить на советских рынок пластинки замечательного оркестра (пусть и не идеально звучащие). И, видимо, жизнен­ные дороги Гольштейна, Носова, Голощекина, Севы Новгородцева (Левенштейна), Канунникова и даже моя собственная могли бы быть иными, если бы не Вайнштейн.

Владимир Фейертаг, Санкт-Петербург

Для меня смерть Иосифа Вайнштейна оказа­лась, как и для многих, личной потерей. Мы были знакомы с ИВ года с 60-го. В каждый из моих нередких в ту пору визитов в Ленинград я обязательно заходил в тот или иной ДК, где его бэнд играл на,танцах. А уж о фестивалях в Питере или Таллине, куда оркестр выезжал, и говорить нечего. Вайнштейн был самым яр­ким событием. Я храню его автографы на афишах и пластинках. В 60-е годы это был са­мый штатский, самый джазовый, самый бес­компромиссно джазовый бэнд. Лучший свинг, лучший саунд, лучшие солисты, пусть на ме­ня не обижаются ни Олег Лундстрем, ни Жо­ра, правая рука покойного Вадика Людвиков- ского. У Вайнштейна у единственного был стопроцентный джазовый облик. Потому и иг­рал на танцах, потому и терпел.

Я много писал об оркестре, особенно до­рога мне статья "Путешествие звука" о том* как джазовый саунд шел в Питер из Шанхая через Бориса Райского в Ригу, потом оттуда через Жору Фридмана в Питер к Гольштейну, а уж потом в оркестр ИВ.

Об оркестре было много споров, крайних мнений прежде всего в Питере. Ефим Барбан, наш джазовый Белинский, однажды под­хватил кем-то брошенную обидную фразу в адрес ИВ. Много лет спустя, когда Вайнштейн уже бып в Канаде, а имя его стало забывать­ся, я сделал ТРИ (!) получасовых передачи о нем на "Радио Свобода". Там было много музыки, много добрых слов, но там я вспомнил и этот эпизод, тут же добавив, что время опро­вергло и отмело прошлые небрежные сужде­ния об Иосифе Владимировиче.

Но вот беда, кто-то сказал ИВ, что я ту обидную фразу произнес якобы от своего имени, и он по-стариковски крепко обиделся на меня. Я объяснился с Геной Гольштей­ном, который был нашим связным с ИВ, но недоразумение не исчерпалось. Даже у Вла­димира Фейертага в его замечательной книжке о питерском джазе оказалась поле­мика по этому случаю, что печально, ибо я нигде не высказывался негативно об Иоси­фе Владимировиче Вайнштейне. В те нелег­кие годы он был для своего оркестра всем — и прежде всего, настоящим бэндлидером. А злословие, которое окружает при жизни са­мых талантливых, самых успешных, самых счастливых людей, со временем отшелуши­вается и уходит в забвение вместе с теми, кто его порождает.

Алексей Баташев


Подробнее о жизни и судьбе Иосифа Вайнштейна:

Наталья СидеЛьникова. "Иосиф Вайнштейн: близкие радости" ("Джаз-квадрат", №12,1998)
Наталья Сидельникова. "80 лет Иосифу Вайнштейну" ("Полный, джаз" #3-1998).



JAZZ-KBAДPAT №5, ’2001


стиль
джаз
автор
Алексей БАТАШЕВ , Владимир ФЕЙЕРТАГ
страна
Россия
музыкальный стиль
свинг


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела композиторы, аранжировщики, бэнд-лидеры

  • стиль: этно, этно
В Москву приезжает легендарный композитор и продюсер Гектор Зазу. Правда, без Бьорк, Шеба Халида, Депардье и прочих своих друзей. Московское прогрессивное студенчество, особенно в возрасте от тридцати пяти и старше заполнит до отказа "Шестнадцать ...
  • стиль: джаз, джаз
"Я благодарен своей судьбе за то, что я дожил до сегодняшнего дня..." Когда над страною гудели метели, Мы все из Вайнштейновской вышли шинели. Под этой шинелью скрывался не раз От выпадов злобных прекраснейший джаз. Борис Гершт Эти строки были ...
  • стиль: джаз, джаз
Реабилитация саксофонов Министром культуры СССР в 1954 году работал старый друг Рознера Пантелеймон Кондратьевич Пономаренко. Встреча была теплой, и вскоре Рознер начал собирать свой новый оркестр. Делать аранжировки для первой программы он ...
  • стиль: джаз, джаз
Поэт Валентин Парнах был первый, кто в России произнес слово "джаз", собрал первый в РСФСР джаз-бэнд, первый концерт которого состоялся в Москве 1 октября 1922 года. Тогда он сказал: "Течения музыки Азии и Африки странно скрестились в Америке". Если ...
  • стиль: джаз, джаз
"Дело" Рознера Во Львове Рознер с женой и ребенком оказались неслучайно: именно в этом городе проходила регистрация тех бывших польских граждан, которые в 1939-1941 годах проживали в западных районах Украины и Белоруссии и изъявили желание ...
  • стиль: джаз, джаз
И вновь гастроли, гастроли, гастроли... К 1 января 1945 года в составе оркестра было 53 человека, включая танцевальную группу. Эти люди колесили по стране в двух пассажирских вагонах, возя с собой 13 детей, среди которых были и грудные. Концертная ...
  • стиль: джаз, джаз
"С миру по нитке..." Музыканты, которыми пополнился оркестр, были представителями самых разных городов страны и самых разных национальностей. В документах оркестра можно найти списки состава, относящиеся к 1944-1946 годам, с указанием "домашнего ...
  • стиль: джаз, джаз
Война Весной 41-го Госджаз-оркестр БССР выступал в Москве, в помещении Клуба летчиков на Ленинградском проспекте, а в начале лета оказался в Киеве. Воскресный день 22 июня обещал отдых на Днепре. Проснулись утром в гостинице. Прекрасная погода, ...
  • стиль: джаз, джаз
БЕЛОСТОКСКИЕ ВИРТУОЗЫ Уехав в начале мая 1940 года на гастроли, Государственный джаз-оркестр БССР под управлением Эдди Рознера смог дать следующий свой концерт в Минске уже после того, как Белоруссия была освобождена от фашистов. 5 июня 1940 года в ...
  • стиль: джаз, джаз
Эдди Рознер — путь к джазу Сын польского эмигранта-рабочего, родившийся в Берлине Эдди (Адольф Эдуард) Рознер уже в четырехлетнем возрасте проявил незаурядные музыкальные способности, однако получить специальное образование в кайзеровской Германии ...
  • стиль: джаз, джаз
"Нет пророка в своем отечестве". Это утверждение наших предков как никогда актуально сегодня, когда к нам возвращаются из небытия имена тех, кто в свое время составил славу отечества, но кого забыли, лишили любимой работы, а порой свободы и даже ...
  • стиль: джаз, джаз
По всем музыкальным канонам общепринятой датой конца эры свинговых биг-бендов считается 1946 год. Так ли это? НЕМНОГО ИСТОРИИ В годы войны рост расходов на милитаризацию экономики и 20-процентный налог на индустрию развлечений привели к тому, что ...
© 2012-2025 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com