nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

John Mayall - "Белая" любовь к "черной" музыке


John Mayall -  Белая  любовь к  черной  музыке
Эту статью следовало напи­сать еще в 2003-м, потому что 29 ноября того года Джон Мэйелл отметил свой юбилей: ему исполнилось 70 лет. Но я не собираюсь оп­равдываться, мол "лучше уж поздно, чем никогда!". Пото­му что когда говоришь об этом человеке, "поздно" ни­когда не бывает.

Джон Мэйелл родился в 1933 году, в местечке Макклсфилд (Macclesfield), графство Чешир (Cheshire), Англия. Несмотря на то, что роДился он в среднестатис­тической семье служащего, отец у него все равно был не прост — он был настоящим меломаном. Собирал грам­мофонные пластинки всего, что только можно было до­стать, а на уикендах выступал в составе любительского ор­кестра. Так что подрастаю­щий Джон, несомненно, все это впитывал, и сам пробо­вал себя в игре на фортепиа­
но, гитаре и гармонике. В му­зыкальном образовании ему помогло окончание художе­ственной школы. "С тех пор я хотел играть блюз", — при­знается Джон в своих интер­вью.

Будучи еще подростком, он проявил свой независи­мый нрав и твердый харак­тер, решив уйти из дома и жить самостоятельно. Ове­янная легендами история гласит, что Джон соорудил себе домик на дереве, что-то среднее между орлиным гнездом и собачьей будкой. Там он прожил несколько, наверное, самых счастливых лет.

Сразу после окончания средней школы Джон был мобилизован в регулярные войска. Его направили в Ко­рею, где как раз в то время на­чалась война: китайские и советские войска сражались с американцами и их союз­никами за установление, воз­можно, самой страшной диктатуры в истории. К счас­тью, отслужив два года, Джон вернулся целым и невредимым. Перед отправлением на родину он купил свою первую электрогитару.

По возвращении домой Джон перебрался в Манчес­тер. Поехал он туда не на за­воде работать, а учиться в ху­дожественном колледже. Там же и состоялся его музы­кальный дебют в составе группы The Powerhouse Four. Окончив учебу в 1959 году, Джон несколько лет прора­ботал дизайнером в реклам­ном агентстве.

В том самом 1959 году для серии клубных выступлений в Манчестер приехал леген­дарный музыкант, первым начавший играть блюз в стране туманного Альбиона, Алексис Корнер (Alexis Komer). Именно там, в Ман­честере, он познакомился с Джоном Мэйеллом. Их свя­зывало не только хобби — коллекционирование плас­тинок (Джону, очевидно, это увлечение передалось по на­следству), но и самое главное —страстная "белая" любовь к "черной" музыке. Дружба на расстоянии продолжалась несколько лет, пока в 1963 году Алексис не вытерпел и однажды выпалил: "Бросай ты все к чертовой матери и езжай в Лондон". На что Джон осторожно произнес: "Да, конечно, мне здорово хотелось бы играть блюз, и я понимаю, что чего-то до­биться можно только в сто­лице. Но вопрос в том: есть ли у меня шансы?". Лучшего от­вета Алексис дать и не мог: "Есть только один способ проверить это. А иначе ведь всю жизнь будешь пережи­вать, что не попробовал". В том же году Джон перебрал­ся в Лондон. Это, конечно, не Чикаго — мировая столица блюза, но все же...

Вскоре Джон собирает первый состав своей леген­дарной команды, которая явилась детищем всей его жизни, — The Bluesbreakers. Первыми участниками груп­пы стали басист Джон МакВай (John McVei) и гитарист Берни Уотсон (Bernie Watson). Так как дебютный альбом записывали во время живого выступления в клубе Klook's Kleek, то на сцене по­надобились еще один гитарист — это был Роджер Дин (Roger Dean), а так же бара­банщик Хью Флинт (Hughie Flint). Пластинка с безапел­ляционно расставляющим все точки над i названием John Mayall Plays John Mayall вышла на лэйбле Decca в 1964 году. Думаю, о том, что она не имела никакого ком­мерческого успеха, и гово­рить не стоит.

В 1965 году успех прихо­дит, но отнюдь не коммерче­ский. К Bluesbreakers примы­кает легендарный Эрик Клэптон (Eric Clapton), кото­рый накануне покинул груп­пу Yardbirds. Плоды творчес­кого союза Джона и Эрика созрели очень быстро. Не­смотря на то, что Эрик с вес­ны и до самого конца года находился в Греции, в самом начале 1966 года на том же лэйбле вышла новая плас­тинка: Bluesbreakers — John Mayall with Eric Clapton. Это­му альбому суждено было стать классикой "белого" блюза.

1966 год оказался горячим на события. У группы по­явился новый басист Джек Брюс (Jack Bruce). Таким со­ставом записывается следу­ющий альбом Raw Blues. Сра­зу после этого Эрик и Джек покидают Джона и его ко­манду для создания знамени­той группы Cream.

Продолжаются новые по­ступления в Bluesbreakers, и на смену Эрику приходит Питер Грин (Peter Green). Впоследствии выяснилось, что выбор Питера был очень удачен, потому что он прак­тически равноценно заме­нил Эрика. Рокировку дела­ют также барабанщики: Хью уступает место за ударной ус­тановкой Эйнсли Данберу (Aynsley Dunbar). Разобрав­шись с музыкантами, Джон записывает новый альбом. Многие критики до сих пор признают A Hard Road луч­шей из всех записанных им пластинок

В следующем 1967 году Джон совместно с Полом Бэтерфилдом (Paul Batterfield) и Кифом Хэртли (Keef Hartley) записал сольный альбом. The Blues Alone (на­верное, лучшего названия для такого альбома и не при­думаешь) был записан за один день, но вот уже почти сорок лет он продолжает зву­чать из колонок проигрыва­телей у любителей блюза во всем мире.

Уже в начале того же года процесс ротации состава снова захлестнул коллектив. Группу покидает Питер Грин (чуть позже он создаст зна­менитый Fleetwood Mac). Киф окончательно вливает­ся в Bluesbreakers и перетяги­вает туда своего приятеля по развалившемся Artwoods — Мика Тэйлора (Mick Taylor). Это был совсем не тот Мик, которого мы знаем сегодня — хладнокровного, молча­ливого, уверенного в себе музыканта. Тогда он был восемнадцатилетним юнцом с такой же незрелой манерой игры на гитаре. Кроме выше­упомянутых музыкантов для записи нового альбома Джон пригласил духовиков — саксофонистов Криса Мерсера (Chris Mercer) и Рипа Канта (Rip Kant). В этом котле музыкантов сварился альбом Crusade, который по­явился на свет в 1967 году на том же лэйбле Decca. По зага­дочному стечению обстоя­тельств эта пластинка оста­ется одним из самых недо­оцененных творений Джона Мэйелла и его Bluesbreakers.

Для записи следующей пластинки опять было на­брано несколько "свежих" музыкантов. Во-первых, в со­ставе Bluesbreakers появился новый басист Кит Тиллман (Keith Tillman), а во-вторых, Рипа заменил новый саксо­фонист. Им стал знамени­тый Дик Хекстол-Смит (Dick Heckstall-Smith). С новой ко­мандой Джон записывает свой первый полноформат­ный концертный альбом Diary Of A Band, релиз кото­рого состоялся в 1968 году. Эта двухчасовая пластинка дает прекрасное представле­ние о "живых" выступлениях Bluesbreakers, к которым Джон всегда относился очень серьезно и, как многие истинные блюзмэны (и джазмэны тоже), считал при­оритетными по сравнению со студийными записями.

По совсем не загадочным (о которых чуть позже) при­чинам не удержался в кол­лективе и Кит. На его место приходит Тони Ривз (Топу Reeves), также меняют бара­банщика на Джона Хайзмэна (John Hiseman). К группе примыкает еще один инте­ресный музыкант—трубач, а по совместительству скри­пач Генри Лаутер (Henry Lowther).

В 1968 году выходят еще две пластинки: Bare Wires и So Many Roads. Первая инте­ресна тем, что получилась весьма концептуальной, без каких либо барабанов и пер­куссии, да еще и с ограничен­ным числом музыкантов. "Я устал от шума и грохота блюз-рока и решил попро­бовать себя в другой плоско­сти", — прокомментировал Джон свое решение в анно­тации к пластинке.
Год 1969 оказался знако­вым для Джона, настоящим поворютным моментом в его жизни. Поэтому вышел и не менее знаковый альбом: Blues From Lauren Canyon по­вествует о стране, которая стала для Джона второй ро­диной..,

В январе 1968 года Джон впервые гастролирует в США. Америка производит на него настолько сильное впечатление, что уже в 1969 году Джон навсегда переби­рается жить в Новый Свет. Там, в местечке Лавровое Ущелье (Lauren Canyon), не­далеко от Лос-Анджелеса, он строит себе уютное семей­ное гнездо. И это несмотря на то, что у себя дома, в Ста­ром Свете, Джон уже стал культовой фигурой: если Алексис и начал одним из первых играть блюз, то Джон своей творческой деятель­ностью спровоцировал на­стоящий блюзовый бум, за что получил пожизненное звание "отца британского блюза" или "белого отца чер­ной музыки".

Тем не менее, новое место жительсгва оказалось Джону действительно по душе, так как он всю жизнь увлекался всем, что связано с культурой североамериканских индей­цев. Но дая него еще не насту­пило время курить "трубку мира", ведь еще столько все­го предстояло сделать...

Как ни прискорбно об этом писать, но с приходом семидесятых блюзовая волна практически сходит на нет. Блюз повсеместно сдает по­зиции бурно развивающейся рок-музыке. Пластинки, ко­нечно, продолжали записы­ваться, а концерты проводит­ся, но тиражи дисков ка таст­рофически падали, а концертные площадки станови­лись все меньше и меньше.

Не знаю, какой бы из Джо­на вышел дизайнер, но видя, сколько сил и энергии он от­дает работе, без труда могу представить, как мастерски оформленная им реклама за­ставляет потребителя при­обрести очередную чушь. Может, сравнение и не впол­не уместное, но простое пе­речисление изданных им альбомов поражает его ра­ботоспособностью. С начала семидесятых свет увидели такие замечательные плас­тинки, как Looking Back, Turning Point, Empty Rooms, USA Union в 1970 году. В 1971 -м — Beyond The Turning Point, Back To The Roots. В 1972 году—Jazz Blues Fusion, Diary Of A Band Часть вторая. 1973 год отмечен выходом Ten Years Are Gone, а 1974-й — выходом The Latest Edition. В 1975 году вышли Moving On, опус New Years, New Band, New Соmpany и Тimе Expired, Notice To Appear. Lots Of People датируется 1977 го­дам, a No More Interview, Bottom Line — 1979-м. На­прашивается только один вопрос: когда же наступит творческий кризис и насту­пит ли он вообще?

Кризис действительно на­ступил. Но совсем не творче­ский. В 1979 году случилась беда: пожар в Лавровом Уще­лье. Он не минул стороной Джона: его дом сгорел дотла. В огне исчезло все, что он крюпотливо создавал и соби­рал на протяжении десяти лет. Огонь не пощадил ни та­ких реликвий, как музыкаль­ные инструменты, коллек­ция пластинок, отцовские и его собственные дневники, живописные полотна, ни, пусть и немаловажных, но все же мелочей — набрюсков на бумаге и черновиков. "Я потерял все!" — вот так Джон предельно лаконично оха­рактеризовал случившееся.

В жизни любой творчес­кой личности подобное со­бытие всегда необычайно символично. Жаль, мне не известно, как Джон сам трак­тует его. В любом случае, это жестокое испытание он про­шел с достоинством. Ведь ут­ратив все материальные ценности, он не потерял свой талант.

"Собери осколки и отст­рой свою жизнь заново", — сказал себе Джон и, черт возьми, ему это удалось. Он принялся за возрождение Bluesbreakers, которые фак­тически прекратили сущест­вование с момента его пере­езда в США В новый состав вошли два замечательных гитариста: Волтер Троут (Walter Trout) и Коко Мон­тойя (Coco Montoya). Как и большинство "выпускников" Джона, в последствии они начали свои успешные соль­ные карьеры.

В начале семидесятых Джон поменял Decca на лэйбл Polydor, в середине пе­решел на ABC, а в конце со­трудничал с DJM. С сер>едины восьмидесятых он работал на Charly, а в девяностых за­писывался на Island и Silverstone. Работа не оста­навливалась ни на секунду, и уже через два года после по­жара начинают выходить новые пластинки: Road Show Blues в 1981 году, Last Edition в 1983 году, Behind The Iron Curtain в 1986 году, Some Of My Best Friends Are Blues в 1986 году, The Power Of The Blues в 1989 году и Chicago Line в том же году.

С начала девяностых годов в мире, уставшем от войн и революций, от капиталистов и социалистов, от либералов и консерваторов, от левых и правых, от националистов и шовинистов, от геев и лесби­янок, от панков и попсистов, от террористов и спецназов­цев, от глобалистов и анти­глобалистов, от гениев и ге- ниотов, потихоньку просы­пается интерес к блюзу. К бе­регу начинает подгребать новая блюзовая волна, кото­рую некоторые любят назы­вать "вторым блюзовым бу­мом". Можете не сомневать­ся, что и в нем Джон принял самое непосредственное участие. Список последних работ мэтра впечатляет не менее предыдущего: A Sense Of Place 1990 года, Wake Up Call—в 1993 году, A Big Man— в 1993-м, Spinning Coin — в 1995 году, в 1997-м вышел Blues For The Lost Days, в 1999-м — Padlock on the Blues, Rock the Blues Tonight и Live at the Marquee 1969. В но­вом тысячелетии свет увиде­ли: в 2000 году Time Capsule, в 2001 году UK Tour 2К, Boogie Woogie Man и Along For The Ride, в 2002 году Stories, в 2003 году No Days Off, Rolling With The Blues, а также 70th Birthday Concert, в 2004 году Cookin' Down Under DVD и The Godfather of British Blues/Tliming Point DVD, в 2005 году—Road Dogs.

В 2003 году в честь семиде­сятилетия Джон не только принимал подарки, но и сам подарил нам всем прекрас­ный концерт. Он прошел в Ливерпуле, на его родине, в Англии. В концерте приняло участие много именитых му­зыкантов и в первую очередь те, кто прошел школу Bluesbreakers. Выступали Эрик Клэптон, Крис Барбер (Chris Barber), Мик Тейлор и другие. Не представляю лучшего способа для музыканта отме­тить свой день рождения, чем отпраздновать его на сцене. Запись этого концер­та вышла на DVD, так что те­перь мы можем оттягиваться в полный рост сколько угод­но раз.

Под занавес остается лишь немного добавить о характе­ре Джона. Сказать, что он сво­его рода диктатор, преувели­чением не будет. Вы сами ви­дели, как нещадно он расста­вался с музыкантами, как дол­го никто не мог с ним ужить­ся. Думаю, именно это позво­лило Джону как можно пол­нее раскрыть свой собствен­ный творческий потенциал, ведь при такой расстановке сил коллективное творчест­во практически отрицалось, а другим музыкантам отводи­лась роль не более, чем сайдмэнам. Но они, похоже, не то­чат на мэтра зуб. Ведь почти все, кто прошел суровую школу Bluesbreakers, сделали успешные музыкальные ка­рьеры. Ведь когда говорят о каком-либо музыканте, часто приходится слышать, что "он играл с такими "монстрами", как...". И сейчас каждый, кто когда либо входил в состав Bluesbreakers, с гордостью напоминает всем, что "он иг­рал с самим Джоном Мэйеллом!".

Кстати, последний состав Bluesbreakers вот уже не­сколько лет остается неиз­менным. Это Бадди Уайт- тингтон (Buddy Whittington, гитара), Джо Йуэл (Joe Yuele, ударные), Том Кэннинг (Тоm Canning, клавишные) и Хэнк Ван Сикл (Hank Van Sickle, бас-гитара). И, конечно же, сам John Mayal (лидер-вокал, клавишные, гитара, губная гармоника). Похоже, с года­ми характер "отца белого блюза" стал мягче, а сам он подобрел...

Или просто приобрел муд­рость.

Алесь ОСТРОВЦОВ Jr.

Jazz- Квадрат, №5/2006




стиль
блюз
страна
Великобритания
музыкальный стиль
современный блюз

Расскажи друзьям:

Ещё из раздела композиторы, аранжировщики, бэнд-лидеры

  • стиль: джаз, джаз
  • автор: Ольга КОРЖОВА
  • страна: Россия
Когда почти пять лет тому назад я писала книгу о джазе в Ростове-на-Дону, мне посчастливилось познакомиться с самыми разными ветеранами ростовского эстрадно-джазового движения. Но, пожалуй, два человека произвели на меня самое сильное ...
подробнее
  • стиль: этно, этно
  • страна: Франция
  • музыкальный стиль: этно-джаз
В Москву приезжает легендарный композитор и продюсер Гектор Зазу. Правда, без Бьорк, Шеба Халида, Депардье и прочих своих друзей. Московское прогрессивное студенчество, особенно в возрасте от тридцати пяти и старше заполнит до отказа ...
подробнее
  • стиль: джаз, джаз
  • автор: Наталья СИДЕЛЬНИКОВА
  • страна: Россия
  • музыкальный стиль: свинг
"Я благодарен своей судьбе за то, что я дожил до сегодняшнего дня..." Когда над страною гудели метели, Мы все из Вайнштейновской вышли шинели. Под этой шинелью скрывался не раз От выпадов злобных прекраснейший джаз. Борис Гершт Эти строки ...
подробнее
© 2021 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com