Эту статью следовало написать еще в 2003-м, потому что 29 ноября того года Джон Мэйелл отметил свой юбилей: ему исполнилось 70 лет. Но я не собираюсь оправдываться, мол "лучше уж поздно, чем никогда!". Потому что когда говоришь об этом человеке, "поздно" никогда не бывает.
Джон Мэйелл родился в 1933 году, в местечке Макклсфилд (Macclesfield), графство Чешир (Cheshire), Англия. Несмотря на то, что роДился он в среднестатистической семье служащего, отец у него все равно был не прост — он был настоящим меломаном. Собирал граммофонные пластинки всего, что только можно было достать, а на уикендах выступал в составе любительского оркестра. Так что подрастающий Джон, несомненно, все это впитывал, и сам пробовал себя в игре на фортепиа
но, гитаре и гармонике. В музыкальном образовании ему помогло окончание художественной школы. "С тех пор я хотел играть блюз", — признается Джон в своих интервью.
Будучи еще подростком, он проявил свой независимый нрав и твердый характер, решив уйти из дома и жить самостоятельно. Овеянная легендами история гласит, что Джон соорудил себе домик на дереве, что-то среднее между орлиным гнездом и собачьей будкой. Там он прожил несколько, наверное, самых счастливых лет.
Сразу после окончания средней школы Джон был мобилизован в регулярные войска. Его направили в Корею, где как раз в то время началась война: китайские и советские войска сражались с американцами и их союзниками за установление, возможно, самой страшной диктатуры в истории. К счастью, отслужив два года, Джон вернулся целым и невредимым. Перед отправлением на родину он купил свою первую электрогитару.
По возвращении домой Джон перебрался в Манчестер. Поехал он туда не на заводе работать, а учиться в художественном колледже. Там же и состоялся его музыкальный дебют в составе группы The Powerhouse Four. Окончив учебу в 1959 году, Джон несколько лет проработал дизайнером в рекламном агентстве.
В том самом 1959 году для серии клубных выступлений в Манчестер приехал легендарный музыкант, первым начавший играть блюз в стране туманного Альбиона, Алексис Корнер (Alexis Komer). Именно там, в Манчестере, он познакомился с Джоном Мэйеллом. Их связывало не только хобби — коллекционирование пластинок (Джону, очевидно, это увлечение передалось по наследству), но и самое главное —страстная "белая" любовь к "черной" музыке. Дружба на расстоянии продолжалась несколько лет, пока в 1963 году Алексис не вытерпел и однажды выпалил: "Бросай ты все к чертовой матери и езжай в Лондон". На что Джон осторожно произнес: "Да, конечно, мне здорово хотелось бы играть блюз, и я понимаю, что чего-то добиться можно только в столице. Но вопрос в том: есть ли у меня шансы?". Лучшего ответа Алексис дать и не мог: "Есть только один способ проверить это. А иначе ведь всю жизнь будешь переживать, что не попробовал". В том же году Джон перебрался в Лондон. Это, конечно, не Чикаго — мировая столица блюза, но все же...
Вскоре Джон собирает первый состав своей легендарной команды, которая явилась детищем всей его жизни, — The Bluesbreakers. Первыми участниками группы стали басист Джон МакВай (John McVei) и гитарист Берни Уотсон (Bernie Watson). Так как дебютный альбом записывали во время живого выступления в клубе Klook's Kleek, то на сцене понадобились еще один гитарист — это был Роджер Дин (Roger Dean), а так же барабанщик Хью Флинт (Hughie Flint). Пластинка с безапелляционно расставляющим все точки над i названием John Mayall Plays John Mayall вышла на лэйбле Decca в 1964 году. Думаю, о том, что она не имела никакого коммерческого успеха, и говорить не стоит.
В 1965 году успех приходит, но отнюдь не коммерческий. К Bluesbreakers примыкает легендарный Эрик Клэптон (Eric Clapton), который накануне покинул группу Yardbirds. Плоды творческого союза Джона и Эрика созрели очень быстро. Несмотря на то, что Эрик с весны и до самого конца года находился в Греции, в самом начале 1966 года на том же лэйбле вышла новая пластинка: Bluesbreakers — John Mayall with Eric Clapton. Этому альбому суждено было стать классикой "белого" блюза.
1966 год оказался горячим на события. У группы появился новый басист Джек Брюс (Jack Bruce). Таким составом записывается следующий альбом Raw Blues. Сразу после этого Эрик и Джек покидают Джона и его команду для создания знаменитой группы Cream.
Продолжаются новые поступления в Bluesbreakers, и на смену Эрику приходит Питер Грин (Peter Green). Впоследствии выяснилось, что выбор Питера был очень удачен, потому что он практически равноценно заменил Эрика. Рокировку делают также барабанщики: Хью уступает место за ударной установкой Эйнсли Данберу (Aynsley Dunbar). Разобравшись с музыкантами, Джон записывает новый альбом. Многие критики до сих пор признают A Hard Road лучшей из всех записанных им пластинок
В следующем 1967 году Джон совместно с Полом Бэтерфилдом (Paul Batterfield) и Кифом Хэртли (Keef Hartley) записал сольный альбом. The Blues Alone (наверное, лучшего названия для такого альбома и не придумаешь) был записан за один день, но вот уже почти сорок лет он продолжает звучать из колонок проигрывателей у любителей блюза во всем мире.
Уже в начале того же года процесс ротации состава снова захлестнул коллектив. Группу покидает Питер Грин (чуть позже он создаст знаменитый Fleetwood Mac). Киф окончательно вливается в Bluesbreakers и перетягивает туда своего приятеля по развалившемся Artwoods — Мика Тэйлора (Mick Taylor). Это был совсем не тот Мик, которого мы знаем сегодня — хладнокровного, молчаливого, уверенного в себе музыканта. Тогда он был восемнадцатилетним юнцом с такой же незрелой манерой игры на гитаре. Кроме вышеупомянутых музыкантов для записи нового альбома Джон пригласил духовиков — саксофонистов Криса Мерсера (Chris Mercer) и Рипа Канта (Rip Kant). В этом котле музыкантов сварился альбом Crusade, который появился на свет в 1967 году на том же лэйбле Decca. По загадочному стечению обстоятельств эта пластинка остается одним из самых недооцененных творений Джона Мэйелла и его Bluesbreakers.
Для записи следующей пластинки опять было набрано несколько "свежих" музыкантов. Во-первых, в составе Bluesbreakers появился новый басист Кит Тиллман (Keith Tillman), а во-вторых, Рипа заменил новый саксофонист. Им стал знаменитый Дик Хекстол-Смит (Dick Heckstall-Smith). С новой командой Джон записывает свой первый полноформатный концертный альбом Diary Of A Band, релиз которого состоялся в 1968 году. Эта двухчасовая пластинка дает прекрасное представление о "живых" выступлениях Bluesbreakers, к которым Джон всегда относился очень серьезно и, как многие истинные блюзмэны (и джазмэны тоже), считал приоритетными по сравнению со студийными записями.
По совсем не загадочным (о которых чуть позже) причинам не удержался в коллективе и Кит. На его место приходит Тони Ривз (Топу Reeves), также меняют барабанщика на Джона Хайзмэна (John Hiseman). К группе примыкает еще один интересный музыкант—трубач, а по совместительству скрипач Генри Лаутер (Henry Lowther).
В 1968 году выходят еще две пластинки: Bare Wires и So Many Roads. Первая интересна тем, что получилась весьма концептуальной, без каких либо барабанов и перкуссии, да еще и с ограниченным числом музыкантов. "Я устал от шума и грохота блюз-рока и решил попробовать себя в другой плоскости", — прокомментировал Джон свое решение в аннотации к пластинке.
Год 1969 оказался знаковым для Джона, настоящим поворютным моментом в его жизни. Поэтому вышел и не менее знаковый альбом: Blues From Lauren Canyon повествует о стране, которая стала для Джона второй родиной..,
В январе 1968 года Джон впервые гастролирует в США. Америка производит на него настолько сильное впечатление, что уже в 1969 году Джон навсегда перебирается жить в Новый Свет. Там, в местечке Лавровое Ущелье (Lauren Canyon), недалеко от Лос-Анджелеса, он строит себе уютное семейное гнездо. И это несмотря на то, что у себя дома, в Старом Свете, Джон уже стал культовой фигурой: если Алексис и начал одним из первых играть блюз, то Джон своей творческой деятельностью спровоцировал настоящий блюзовый бум, за что получил пожизненное звание "отца британского блюза" или "белого отца черной музыки".
Тем не менее, новое место жительсгва оказалось Джону действительно по душе, так как он всю жизнь увлекался всем, что связано с культурой североамериканских индейцев. Но дая него еще не наступило время курить "трубку мира", ведь еще столько всего предстояло сделать...
Как ни прискорбно об этом писать, но с приходом семидесятых блюзовая волна практически сходит на нет. Блюз повсеместно сдает позиции бурно развивающейся рок-музыке. Пластинки, конечно, продолжали записываться, а концерты проводится, но тиражи дисков ка тастрофически падали, а концертные площадки становились все меньше и меньше.
Не знаю, какой бы из Джона вышел дизайнер, но видя, сколько сил и энергии он отдает работе, без труда могу представить, как мастерски оформленная им реклама заставляет потребителя приобрести очередную чушь. Может, сравнение и не вполне уместное, но простое перечисление изданных им альбомов поражает его работоспособностью. С начала семидесятых свет увидели такие замечательные пластинки, как Looking Back, Turning Point, Empty Rooms, USA Union в 1970 году. В 1971 -м — Beyond The Turning Point, Back To The Roots. В 1972 году—Jazz Blues Fusion, Diary Of A Band Часть вторая. 1973 год отмечен выходом Ten Years Are Gone, а 1974-й — выходом The Latest Edition. В 1975 году вышли Moving On, опус New Years, New Band, New Соmpany и Тimе Expired, Notice To Appear. Lots Of People датируется 1977 годам, a No More Interview, Bottom Line — 1979-м. Напрашивается только один вопрос: когда же наступит творческий кризис и наступит ли он вообще?
Кризис действительно наступил. Но совсем не творческий. В 1979 году случилась беда: пожар в Лавровом Ущелье. Он не минул стороной Джона: его дом сгорел дотла. В огне исчезло все, что он крюпотливо создавал и собирал на протяжении десяти лет. Огонь не пощадил ни таких реликвий, как музыкальные инструменты, коллекция пластинок, отцовские и его собственные дневники, живописные полотна, ни, пусть и немаловажных, но все же мелочей — набрюсков на бумаге и черновиков. "Я потерял все!" — вот так Джон предельно лаконично охарактеризовал случившееся.
В жизни любой творческой личности подобное событие всегда необычайно символично. Жаль, мне не известно, как Джон сам трактует его. В любом случае, это жестокое испытание он прошел с достоинством. Ведь утратив все материальные ценности, он не потерял свой талант.
"Собери осколки и отстрой свою жизнь заново", — сказал себе Джон и, черт возьми, ему это удалось. Он принялся за возрождение Bluesbreakers, которые фактически прекратили существование с момента его переезда в США В новый состав вошли два замечательных гитариста: Волтер Троут (Walter Trout) и Коко Монтойя (Coco Montoya). Как и большинство "выпускников" Джона, в последствии они начали свои успешные сольные карьеры.
В начале семидесятых Джон поменял Decca на лэйбл Polydor, в середине перешел на ABC, а в конце сотрудничал с DJM. С сер>едины восьмидесятых он работал на Charly, а в девяностых записывался на Island и Silverstone. Работа не останавливалась ни на секунду, и уже через два года после пожара начинают выходить новые пластинки: Road Show Blues в 1981 году, Last Edition в 1983 году, Behind The Iron Curtain в 1986 году, Some Of My Best Friends Are Blues в 1986 году, The Power Of The Blues в 1989 году и Chicago Line в том же году.
С начала девяностых годов в мире, уставшем от войн и революций, от капиталистов и социалистов, от либералов и консерваторов, от левых и правых, от националистов и шовинистов, от геев и лесбиянок, от панков и попсистов, от террористов и спецназовцев, от глобалистов и антиглобалистов, от гениев и ге- ниотов, потихоньку просыпается интерес к блюзу. К берегу начинает подгребать новая блюзовая волна, которую некоторые любят называть "вторым блюзовым бумом". Можете не сомневаться, что и в нем Джон принял самое непосредственное участие. Список последних работ мэтра впечатляет не менее предыдущего: A Sense Of Place 1990 года, Wake Up Call—в 1993 году, A Big Man— в 1993-м, Spinning Coin — в 1995 году, в 1997-м вышел Blues For The Lost Days, в 1999-м — Padlock on the Blues, Rock the Blues Tonight и Live at the Marquee 1969. В новом тысячелетии свет увидели: в 2000 году Time Capsule, в 2001 году UK Tour 2К, Boogie Woogie Man и Along For The Ride, в 2002 году Stories, в 2003 году No Days Off, Rolling With The Blues, а также 70th Birthday Concert, в 2004 году Cookin' Down Under DVD и The Godfather of British Blues/Tliming Point DVD, в 2005 году—Road Dogs.
В 2003 году в честь семидесятилетия Джон не только принимал подарки, но и сам подарил нам всем прекрасный концерт. Он прошел в Ливерпуле, на его родине, в Англии. В концерте приняло участие много именитых музыкантов и в первую очередь те, кто прошел школу Bluesbreakers. Выступали Эрик Клэптон, Крис Барбер (Chris Barber), Мик Тейлор и другие. Не представляю лучшего способа для музыканта отметить свой день рождения, чем отпраздновать его на сцене. Запись этого концерта вышла на DVD, так что теперь мы можем оттягиваться в полный рост сколько угодно раз.
Под занавес остается лишь немного добавить о характере Джона. Сказать, что он своего рода диктатор, преувеличением не будет. Вы сами видели, как нещадно он расставался с музыкантами, как долго никто не мог с ним ужиться. Думаю, именно это позволило Джону как можно полнее раскрыть свой собственный творческий потенциал, ведь при такой расстановке сил коллективное творчество практически отрицалось, а другим музыкантам отводилась роль не более, чем сайдмэнам. Но они, похоже, не точат на мэтра зуб. Ведь почти все, кто прошел суровую школу Bluesbreakers, сделали успешные музыкальные карьеры. Ведь когда говорят о каком-либо музыканте, часто приходится слышать, что "он играл с такими "монстрами", как...". И сейчас каждый, кто когда либо входил в состав Bluesbreakers, с гордостью напоминает всем, что "он играл с самим Джоном Мэйеллом!".
Кстати, последний состав Bluesbreakers вот уже несколько лет остается неизменным. Это Бадди Уайт- тингтон (Buddy Whittington, гитара), Джо Йуэл (Joe Yuele, ударные), Том Кэннинг (Тоm Canning, клавишные) и Хэнк Ван Сикл (Hank Van Sickle, бас-гитара). И, конечно же, сам John Mayal (лидер-вокал, клавишные, гитара, губная гармоника). Похоже, с годами характер "отца белого блюза" стал мягче, а сам он подобрел...
"Не оглядывайтесь назад, на этом теряешь энергию!" Стен Кентон В этом году (2004) исполняется двадцать пять лет со дня смерти Стена Кентона. Он был пианистом, композитором, аранжировщиком, но в историю джаза, куда это имя вписано, бесспорно, очень ...
Уже прошел год, как оборвалась жизнь выдающегося аранжировщика, композитора и музыканта Виталия Долгова. Потеря невосполнимая. Только сейчас, особенно остро понимаешь, какой неоценимый вклад внес он в сокровищницу мирового джаза. За долгую жизнь в ...
Исполнилось 80 лет Ивару Мазурсу. Легендарному латвийскому джазовому музыканту-пианисту, аранжировщику, руководителю джаз-оркестра, самого известного в Риге в 50-60-е годы Увлечение джазом началось у Ивара еще в юные годы. Часами он слушал его по ...
Когда почти пять лет тому назад я писала книгу о джазе в Ростове-на-Дону, мне посчастливилось познакомиться с самыми разными ветеранами ростовского эстрадно-джазового движения. Но, пожалуй, два человека произвели на меня самое сильное впечатление: ...
В Москву приезжает легендарный композитор и продюсер Гектор Зазу. Правда, без Бьорк, Шеба Халида, Депардье и прочих своих друзей. Московское прогрессивное студенчество, особенно в возрасте от тридцати пяти и старше заполнит до отказа "Шестнадцать ...
"Я благодарен своей судьбе за то, что я дожил до сегодняшнего дня..." Когда над страною гудели метели, Мы все из Вайнштейновской вышли шинели. Под этой шинелью скрывался не раз От выпадов злобных прекраснейший джаз. Борис Гершт Эти строки были ...
Реабилитация саксофонов Министром культуры СССР в 1954 году работал старый друг Рознера Пантелеймон Кондратьевич Пономаренко. Встреча была теплой, и вскоре Рознер начал собирать свой новый оркестр. Делать аранжировки для первой программы он ...
Поэт Валентин Парнах был первый, кто в России произнес слово "джаз", собрал первый в РСФСР джаз-бэнд, первый концерт которого состоялся в Москве 1 октября 1922 года. Тогда он сказал: "Течения музыки Азии и Африки странно скрестились в Америке". Если ...
"Дело" Рознера Во Львове Рознер с женой и ребенком оказались неслучайно: именно в этом городе проходила регистрация тех бывших польских граждан, которые в 1939-1941 годах проживали в западных районах Украины и Белоруссии и изъявили желание ...
И вновь гастроли, гастроли, гастроли... К 1 января 1945 года в составе оркестра было 53 человека, включая танцевальную группу. Эти люди колесили по стране в двух пассажирских вагонах, возя с собой 13 детей, среди которых были и грудные. Концертная ...
"С миру по нитке..." Музыканты, которыми пополнился оркестр, были представителями самых разных городов страны и самых разных национальностей. В документах оркестра можно найти списки состава, относящиеся к 1944-1946 годам, с указанием "домашнего ...
Война Весной 41-го Госджаз-оркестр БССР выступал в Москве, в помещении Клуба летчиков на Ленинградском проспекте, а в начале лета оказался в Киеве. Воскресный день 22 июня обещал отдых на Днепре. Проснулись утром в гостинице. Прекрасная погода, ...