Особого внимания требует факт взаимоотношений Sun Ra и некоторых его оркестрантов (в особенности John Gilmore) с John Coltrane. Помимо того, что Джон высоко ценил творчество Sun Ra, он черпал вдохновение в его музыкальных идеях и метафизических учениях, последователем которых он отчасти стал в будущем (вспомните его поздние работы "космической" тематики "Interstellar Space", "Stellar Region"). В будущем Sun Ra даже обвинит Колтрейна в том, что он воровал его идеи, а сам Колтрейн в своем интервью журналисту- Френку Кофски (весной 1966 года) и не скрывал этого факта. Некоторые исследователи творчества Джона Колтрейна заявляли, что именно Sun Ra повлиял на отказ Джона в конце 50-х от алкоголя и наркотиков.
Джон Колтрейн в 60-х снискал славу новатора, становится мега-звездой, его диски продаются стотысячными тиражами, его канонизируют, а Sun Ra со своим Arkestra продолжает работать во мгле...
Доходы от продажи пластинок, выходящих уже на "Сатурн" (а они "печатались" обычно партиями по 50—75 штук) еле-еле, позволяли музыкантам сводить концы с концами.
Пластинки, особенно первые издания, имели совершенно допотопное оформление, конверты раскрашивались вручную, а заглавие выцарапывалось на "яблоке" диска иголкой — настоящий андеграунд! Выручка от продажи этих дисков через музыкальные магазины могла быть значительно больше, но Sun Ra с фанатичным аскетизмом избегал любого public relation, способного повлиять на его рейтинги, а стало быть, и на продаваемость пластинок Arkestra. Не складывались и отношения Sun Ra с музыкальными критиками и музыкальными изданиями, которых раздражало не столько его постоянное бредоподобное бормотание о своем космическом рождении и предназначении, сколько Sun Ra— антипод стандарта джазового музыканта — блестящего, гладкого, веселого, коммерчески успешного. В прессе на тысячу репортажей о Dizzy Gillespie приходилась одна заметка о Sun Ra Arkestra. Он и сам отказывался от публичной жизни, так как считал, что это может скомпрометировать его и нарушить связь со Вселенной, благословившей его на борьбу с негативным влиянием "плохих" сил Космоса. "Планета находится в беспорядке, музыка — тоже. Ранний джаз был счастливой музыкой, а сегодня это совсем не то. Теперь все разговоры музыкантов заключаются в оценке собственной успешности". В неприятии его музыки важным остается вопрос расовой сегрегации. "Белое" музыкальное сообщество хотело видеть в черных джазовых музыкантах этаких рафинированных "развлекателей" задрапированных в элегантные дорогие костюмы недочеловеков, начисто забывших о своих национальных корнях, смирившихся с этим положением. Музыка Sun Ra просто пропитана Африкой!
"Черный" идеолог, поэт и философ Leroi Jones, в будущем (после принятия ислама) Amiri Baraka (Амири Барака) написал: "Sun Ra создает музыку, которая отражает жизнь — ощущение, потерянное африканцами на Западе. Об оркестре он говорил: "Действительно, черное семейство Ra содержит 14—15 музыкантов, играющих с ним, которые убеждены, что их музыка - священнодействие и жизненно важный аспект "черной" культуры". Для понимания глубины этой проблемы и причин неприятия его музыки белыми почитателям джаза необходимо вспомнить, что представляли собой концерты Arkestra. Свидетель говорит: "Глядя на них, вспоминаешь, что в мире царствует разгул цветов и красок. Эксцентричные костюмы афро-египетско-космической тематики, балерины, "горячий" оркестр, состоявший из 15—20 человек, иногда скандирующих: "Heigh-ho, ho, это мы и мы уже в пути, марши сквозь аудиторию, частушки о космосе и визжащий соло-саксофон. Завершение любого концерт; в самом крошечном зале напоминало религиозную, ритуальную церемонию, когда все участники оркестра и примкнувшие к ним зрители в едином шаманском ритме и в трансовом безумии двигались по кругу и изрыгали из своих инструментов лавину бешеных культовых звуков. Над всем этим священнодействием нависала грузная величественная фигура самого "Гуру", с загадочной улыбкой на обрамленном круглыми морщинами лице. Совершенно неоценимым документом, позволившим донести до нас атмосферу этих концертов, является фильм режисера Robert Mugge — "Sun Ra: A Joyful Noise" (Радостный шум), снятый на WinStar Home Intertainment в 1980 году и переизданный в 1998 году на DVD. Для съемки интервью с ним по ходу фильма необходимо было работать на фоне пирамид, но бюджет фильма не позволял повезти Sun Ra в Египет, и поэтому все съемки проходили в египетских залах исторического музея Филадельфии.
Необходимо сделать небольшой отступ к расовой проблеме и обозначить позицию Sun Ra по этому вопросу. В отличие от многих черных авангардистов (таких как Alber Ayler, John Coltrane, Max Roach и особенно Archie Shepp) Sun Ra никогда не относился к последователям идей Malkolm X или Leroi Jones. У него был свой взгляд на концепцию "свободы". Он никогда не признавал параллелей между своей музыкой и произведениями других авангардистов. Он утверждал, что навязчивая американская идея "свободы" подорвала дисциплину и, как следствие, гармонию, в которой должна существовать планета. Хотя он и черпал вдохновение из окружающей его музыки, он всегда с отвращением отзывался об "avant-garde" 60-х. Именно этим объяснялось непонимание его творчества ведущими джазовыми авангардистами современности: от ярого неприятия ("шут из циркового балагана") до элементарного игнорирования. Anthony Braxton о Sun Ra:"... многие относятся к нему весьма упрощенно, как к юродивому. Это не так. Его попытки рассматривать все события через призму судьбы планеты и галактической перспективы вещей, показывают, что Sun Ra —человек, который понимает мир абстрактного сознания и обладает нестандартным творческим потенциалом".
...Вернемся в конец 60-х годов. После 1965 года был период, когда оркестр играл совершенно дикий "свободный" Джаз, в чем-то созвучный с работами Cecil Taylor того времени. "Это не мой любимый период, — говорит Sun Ra, — такой музыкой тяжело наслаждаться". Вслед идут несколько работ, являющихся совершенными антиподами этой стилистике: "Holiday for Soul Dance" и "Atlantis". Эклектическим творением, как бы подытожившим окончание того периода, была работа, впитавшая в себя всю джазовую традицию, музыку Африки и вселенскую идею "Му Brother the Wind II".
Новый период в жизни оркестра наступил после переезда в 1968 году в Филадельфию (90 миль от Нью-Йорка) и продлился вплоть до 1993 года, пока Sun Ra не покинул планету.
... "Это было маловероятное местоположение оркестра, как, впрочем, и Земля является маловероятным местом для меня..." — говорил Sun Ra. На вопрос — почему именно Филадельфия? Sun Ra отвечал: "Филадельфия размещена в месте максимального скопления зла в стране. Наше предназначение — изменить это". Хотя, вероятнее всего, причиной была дороговизна жизни и жилья в Нью-Йорке, и это не позволило оркестру оставаться там — тем более, что дом на Morton Street 5626 был снят для них отцом Marshall Allen. Это был ничем не примечательный дом, отличавшийся от многих других только алюминиевой фольгой на окнах и психоделическимим водоворотами, которыми была размалевана входная дверь. И, тем не менее, это был самый необычный дом в городе, который мог среди ночи разразиться многочасовой репетицией оркестра, а потом в течение всего дня не подавать признаков жизни, и лишь один Sun Ra, страдающий бессоницей, в жаркий июльский полдень сидел на крыльце дома, одолеваемый навязчивыми мальчишками. В телефоном справочнике Филадельфии он был записан, естественно, как Sun Ra. Каждый член оркестра имел свою собственную комнату, замков на которых не было. Так описывают комнату, в которой жил Sun Ra: "Внутри затемненной гостиной, среди многочисленных электронных клавиатур, в окружении собственных портретов, выполненных поклонниками и изображающими его как египетское божество, космического исследователя, мистического посланца, сидел он и улыбался, среди беспорядка оккультных книг, космических и духовных принадлежностей".
Все живущие в доме участники ансамбля (в разное время —до 20 человек) разделяли принцип коммунального существования, царивший в нем. В рамках описания новой "космической станции" необходимо вспомнить своеобразный кодекс, которого должны были придерживаться все члены оркестра. "Вселенская дисциплина, которая поможет людям уцелеть в момент влияния на них губительных волн космоса..." — именно о ней рассуждал Sun Ra в своих бесконечных лекциях, которыми было занято все свободное от репетиций время, именно ей посвящены несколько десятков "номерных" композиций: "Discipline №5, 12,24".
Учение, которое развивал Sun Ra, представляло собой соединение научной фантастики, египтологии, технологического футуризма и христианского ревизионизма. Все это вместе, в длинных, напыщенных речах Ra относительно дисциплины, абстрактной красоты, места Создателя и идеи "Бесконечности", выглядело как стеганое одеяло: весьма неопределенно, фрагментировано и подчас даже не логично. Насколько разделяли музыканты футуристические взгляды господина Ra, остается неизвестным, но то, что он обладал телепатическими способностями, очень хорошо видно. Один член оркестра называл это "черная организация самоусовершенствования".
Всем членам оркестра, проживающим в Germantown, запрещалось пить, курить, принимать любые наркотики. Каждый желающий приобщиться к оркестру обязан был дать обет безбрачия. Поэтому жители окрестных домов часто видели, как музыканты Sun Ra встречаются со своими девушками в пяти кварталах от дома. Sun Ra был вегетарианцем, и поэтому все в доме были вынуждены разделять его жизненные принципы. "Луна тушится" — говорил он с блаженной улыбкой на лице, слыша запах пищи из кухни, расположенной в задней части дома.
В начале 70-х годов начинается новый период творчества Arkestra: "Теперь я познал, какой именно звук нужен людям. Они заслуживают того, чтобы получить именно ту музыку, в которой они нуждаются". Продолжался процесс испытания пределов музыкальных инструментов. Все чаще Sun Ra играл на электронных клавишных инструментах, именно это в данный период было созвучно со Spaceway, "космическим путем", по которому двигал Ra. Уже в 1956 году при записи альбома "Angels and Demi Play" Sun Ra играет на Wurlitzер elektric piano, а в начале 60 помимо обычного органа начинает использовать с1аvoline, позже — электронные клавиши Solovox и Rockchord. С конца 1969 года его постоянным инструментом становится синтезатор Мооg, который до него был никому не известен. Ra в течение долгого времени считал, что именно Мооg дает тот звук, который требуется для плодотворного движения по Spaceway. Sun получил опытный образец этого мини-синтезатора прямо с фабрики и утверждал, что он бесценен. На нем он сочинил большинство своих психоделических шедевров,поэтому, когда инструмент украли во время гастролей по Европе, горю его не было предела. Вспышки гнева перемежались с моментами прозрения: "...ведь это темные силы Космоса, вступив в сговор со своими посланниками на Земле, препятствуют моей борьбе за счастливую жизнь..." После получения нового инструмента он очень долго не мог убедиться, что это именно тот звук, который ему нужен.
После прибытия в Филадельфию Sun Ra Arkestra принял самое активное участие в музыкальной жизни города. Помимо коммерческих выступлений в местных клубах, он часто выступал в зале, расположенном при местной церкви St.Mary’s Churcн, а также давал совершенно бесплатные концерты для жителей своего квартала, прямо под открытым небом, на фоне смонтированных на скорую руку декораций. Запомнилось несколько совместных концертов, которые проходили в Филадельфии, во время гастрольных посещений этого города звездами авангардной сцены: Art Ensemble of Сhicago, Pharoah Sanders, Sam Rivers и других. Начиная с конца 60-х, Arkestra широко гастролирует. В программе гастролей было и посещение Старого Света, и даже России в рамках Первого Международного Джазового Фестиваля в 1990 году. И практически везде его концерты производили неизгладимое впечатление на публику эпатажностью зрелища и просто ураганной энергетикой, которую генерировал этот коллектив.
Вот воспоминание 1969 года года одного из организаторов концерта на Newport Jazz Festival: Это был 1969 год, и первая ночь джазового фестиваля была отдана коллективу Sun Ra.Она была более "электрическая", чем все другие дни фестиваля — благодаря музыке Sun Ra я начал понимать различные уровни существования человеческого осознания своего места в этом мире и ответственности перед ним..." В 1970 году начались первые большие европейские гастролиl, в рамках которых были выступления в Париже, на Берлинском джазовом фестивале, а в 1971 году прошло удачное выступление в Копенгагене в зале "Tivoli Hall".
В 1971 году сбылась мечта самозванного египетского бога солнца Ра — его оркестр впервые гастролировал в Египте. Запись этого концерта представлена на пластинке Live In Egypt". Но это выступление было только подготовкой для мега-концерта, который состоялся через 12 лет, в 1983 году — это было настоящее футуристическое действо в Египте, где концертная площадка была смонтирована прямо у подножий пирамид.- Организовал концерт настоящий профессионал — Hartmut Geeken. Помимо Sun Ra Arkestra, в концерте играли еще два Каирских коллектива - Cairo Free Jazz Ensamble и Cairo Jazz Band. Звук этих, звучащих иногда в унисон ансамблей, сам Sun Ra в древнеегипетско-космическом одеянии, с воздетыми к черному небу руками, представляли зрелище не для слабонервных. Все это можно ощутить, послушав запись самого концерта "Sun Ra meets Salah in Egypt".
Но вернемся в Germantown. В трех домах от резиденции Arkestra находился склад, на котором хранились пластинки с самыми последними опусами оркестра. При складе был небольшой магазин, в котором помимо всякой мелочи продавались пластинки. За прилавком можно было в качестве продавца увидеть Marshaill Allen, подсчитывающего мелочь, вырученную от продажи газировки местным мальчишкам. Роль диспетчера, обеспечивающего своевременную доставку новых пластинок взамен раскупленных в Record Store, выполнял баритон-саксофонист Danny Thompson. Его часто можно было увидеть идущего по раскаленным солнцем улицам города с охапкой дисков под мышкой. Действительно "черное братство"!
В 1972 году Sun Ra получил предложение от звукозаписывающей компании Impulse! на издание 14 пластинок разных лет, и в том числе настоящего шедевра: "Space is the Place" — 22 минутной оратории о наличии космоса в любом месте (а также "Astro Black","Atlantis" и других). Благодаря этим пластинкам, вышедшим большими (в отличие от обычных "допотопных" продаж) тиражами, его музыка начала крутиться на ведущих радиостанциях, а сам он стал желанным гостем у диджеев джазовых станций WRTI и WXPN. Вспоминает ди-джей радиостанции WXPN университета штата Пенсильвания Russell Woessner: "Он, по сути, не нуждался в вопросах, так как говорил в основном на темы, интересующие только его. И когда в первый раз после элементарного вопроса о сущей чепухе он разразился длинным, величественным обращением к жителям Вселенной, все присутствующие в студии замерли от ужаса". И, тем не менее, он был частый гость на этой станции. В ответ на элементарное приглашение одного Sun Ra в крохотную студию, он мог ввалиться туда всем оркестром в 16 человек (плюс балерины!), и исполнить без всякой подготовки 6 — 8 композиций, после чего послать Denny Thompson в аппаратную, забрать пленки и торжественно объявить, что готов очередной альбом оркестра. Как то раз Sun Ra пытался уговорить программного директора WXPN Jules Epstein собрать 144 тысячи (!!!) музыкантов, чтобы исполнить священный концерт, связанный с наступающим библейским Армагеддоном.
В начале 70-х к оркестру присоединилась вокалистка June Tyson, проработавшая в оркестре много лет. К этому моменту Ra решил, что вокал стал необходим оркестру, а тембр голоса Tyson, как никакой другой, созвучен ему. В 1971 — 1972 годах Sun Ra преподает в университете Berkley, где читает цикл лекций по своей любимой "космологии". В курс, который он преподавал, а он назывался "Черный человек в Космосе", как в котел небрежного повара была свалена астрономия, египтология, Библия, Книга Мертвых и еще черт знает что. Далеко не все студенты посещали его лекции, хотя добрую половину зала занимали преподаватели университета, которые в нестандартности его лекций черпали для себя очень многое. За эти выступления ему не платили.
В 1976 году начались следующие европейские гастроли, где вторым пунктом посещения (после Парижа) было выступление в Швейцарии на самом престижном фестивале в городе Montreux, по прошествии которого лейблом "Saturn" были изданы 4 долгоиграющих пластинки. В рамках фестивальных выступлений к оркестру присоединились Lester Bowie, Don Cherry и Archie Shepp. Этот концерт позднее, в 1985 году, был издан как номерной альбом Arkestra под названием" Hiroshima".
Итак, мировые гастроли с середины 70-х стали почти регулярными и чередовались с активной студийной работой, которая не прекращалась и в других странах. Из альбомов, выпущенных в 70-х годах, необходимо выделить пластинки "Crystal spears", "Cymbals" и, конечно, "Lanquidity". Эти работы принципиально отличались от музыки 60-х, так как в них инструментальные импровизации строились уже на фоне красивейших, электронных звуковых полотен, сотканных великим маэстро с помощью огромного многообразия современных синтезаторов и клавиш. Альбом Lanquidity" знаменателен еще и тем, что при записи его Sun Ra применил квадрофо- ническую систему записи, которая позволила ему максимально полно передать звуки других миров, бесподобно звучащие в этой великолепной работе. По всем номинациям джазовых журналов, включая и Down-beat, этот альбом заслуживает самых высоких оценок.
Среди наиболее заметных гастрольных выступлений можно отметить посещение Италии, Франции в 1978 году, и серию концертов 1983-1984 годов в Нидерландах, Египте и Греции. Последний, проходивший на берегу океана в летнем театре "Orpheus", запомнился бесподобным красочным шоу. По итогам этого выступления вышел диск "Live at Praxis' 84" с записью концерта. Чудачествам Ra не было конца. В гастрольных турах при размещении оркестра Sun Ra сам лично обходил дюжину номеров гостиницы предназначенных для музыкантов, и по цвету обоев, расположению окон, виду из них, по существующей в них "ауре" определял наиболее подходящую для каждого.
Период с 1986 по 1990 год был богат на гастрольные поездки по всему миру. Sun Ra, как и многие американские джазовые музыканты, после 50-х был больше востребован в Старом Свете нежели у себя на родине. Выступая в Штатах в маленьких клубах перед десятком нетрезвых слушателей, в Европе эти музыканты собирали тысячи действительно благодарных поклонников, умевших оценить их музыку по достоинству. В 1986 году при посещении Италии Sun Ra Arkestra записал несколько удачных дисков на великолепном фри- джазовом лейбле "Black Siant" — "Reflection in Blue", "Hours After". В рамках этого гастрольного тура были посещены самые неожиданные страны, начиная с Чехословакии, Югославии и Германии ("Live at the Friedrichstad- palast" — "A Night in East Berlin") и заканчивая Японией в 1988 году. К сожалению, европейские туры не могли принести существенных доходов оркестру. Затраты на перелет, размещение и содержание такого большого коллектива подчас превышали доходы, полученные от выступлений. Но Sun Ra не хотел идти на компромисс, связанный с привлечением местных музыкантов или уменьшением своего оркестра. Ему нужен был "большой звук", который мог обеспечить только его оркестр, в полном составе. Именно поэтому музыканты иногда возвращались с гастролей без гроша в кармане. За время существования Arke-stra через него прошли сотни музыкантов, некоторые из которых не задерживались дольше месяца, а некоторые (такие как John Gilmore), несмотря на постоянное безденежье, спартанские условия жизни и постоянные капризы своеобразного руководителя, отдали ему всю жизнь.
К последним гастролям Ra готовился со свойственным ему талантом шоу-мена и одержимостью. О фестивале Джаза в Чикаго в 1988 году и появлении на нем Sun Ra Arkestra: "В ту ночь присутствовало 30 тысяч зрителей, и появление на сцене оркестра и самого Sun Ra напомнило картину второго пришествия. Под сумасшедшую атональную музыку в свете десятков прожекторов в середине сцены появился "Сам" в совершенно непонятном одеянии, которое все сияло, а к конструкции, находящейся на голове, были присоединены электрические провода... Оркестр выглядел на том же уровне — космические шлемы, сделанные из алюминиевой фольги, афро-египетские балахоны из золотой парчи... Они превзошли все ожидания".
Ближе к концу жизни, на пороге 90-х, Ra жаловался на недостаток признания и уважения в родной стране. Особенно он был ожесточен в отношении Филадельфии: "Город оскорбил меня, — сказал он в 1988 году. — Я прожил в нем достаточно долго, чтобы заслужить элементарное уважение. Я думаю, что это часть большого заговора, в который вовлечено и правительство...". И все-таки в конце 80-х — начале 90-х к нему пришло национальное признание. Альтернативные музыкальные журналы начали признавать его музыкантом года. Ra получал самые неожиданные и лестные предложения, такие, как выступления в Центральном парке Нью-Йорка при скоплении тысяч людей. В 1990 году город Филадельфия преподнес Sun Ra высшую городскую награду — "шар Свободы".
На самой солидной звукозаписывающей компании "А&М" в 1988 и 1989 годах были изданы два альбома: "Blue Delight" и "Purple Night". Последним громким выступлением его коллектива (в данном случае секстета), был концерт в престижном Нью- Йоркском клубе "Village Vanguard" в ноябре 1991 года, на котором Sun Ra уже не мог играть на рояле и поэтому его партию исполнял великолепный Chris Anderson, а он сам довольствовался лишь небольшими вставками, исполненными на синтезаторе.
В 1990 году Sun Ra перенес первый из ряда последовавших ударов. Прежде в своих заявлениях-пропове- дях он утверждал, что бессмертен. Когда после перенесенного удара его спросили, верит ли он по-прежнему в собственное бессмертие, он ответил: "Мы не можем указывать смерти". Но даже в инвалидном кресле он продолжал раскрашивать картины бесконечности через свою межгалактическую музыку. Перед смертью он вернулся в свой родной Бирмингем, где был помещен в медицинский центр Princeton Baptist Medical Center. Ra утверждал, что Бирмингем — его второе любимое место после Египта: "Это подобно раю, в некотором смысле. Поскольку здесь я развился музыкально". При помещении в клинику после очередного удара, во время заполнения необходимых формуляров медицинская сестра спросила Sun Ra о его месте рождения, на что он совершенно серьезно ответил: "Сатурн".
Хилый и страдающий, после серии перенесенных ударов Sun Ra скончался 30 мая 1993 года. Бессмертный музыкант, очевидно, возвратился на Сатурн прямо из клиники, где когда-то родился как Герман Блоунт и последний раз увидел свет. В смерти, как и в жизни, Sun Ra остался таинственной музыкальной легендой.
Оркестр продолжал существовать и racтpoлировать сначала под руководством John Gilmore, а затем, после его кончины, им руководил Marshall Allen. Но космическкая история существования бога Ra уже была закончена...
"Музыкально, — говорил барабанщик Roger Blanc - Sun Ra был непризнанным законодателем мира", его влияние на джазовую и импровизационную музыку было огромно и просочилось через каждый укромный уголок и трещину современной музыки, от Funkadelic до Carl einz Stokhausen и от Art Ensamble of Chicagо до творчества Фрэнка 3аппы. А вспомните прекрасные работы Anthony Braxton середины 70-х, в частности "Time Zonel где он играет на Моog-синтезаторе...
Но все это в прошлом. Хотя говорят, что без прошлого нет настоящего и будущего. Сегодняшний мир вновь пребывает "в беспорядке", как говорил Sun Ra. Будем ждать появления нового мессии
После очередного джаз-фестиваля в Ростове-на-Дону «Центр имени Кима Назаретова приглашает» Интернациональный биг-бэнд «Ростов – Дортмунд» (напомню, что он объединил джазмэнов муниципального джаз-оркестра Кима Назаретова и джазовой академии Глена ...
Аксиома: Алексис Корнер – отец британского блюза Аксиома, как известно, - утверждение, не требующее доказательств. В современном мире под сомнение ставится все – от существования Бога до авторства «Тихого Дона». Но интересно, ...
Солидный "Музыкальный энциклопедический словарь" позднесоветского периода не знает человека по имени Астор Пьяццола. То есть не знает вообще. Нет ни отдельной статьи, ни упоминания в заметке о танго, ни даже скромного упоминания при перечислении ...
"Не оглядывайтесь назад, на этом теряешь энергию!" Стен Кентон В этом году (2004) исполняется двадцать пять лет со дня смерти Стена Кентона. Он был пианистом, композитором, аранжировщиком, но в историю джаза, куда это имя вписано, бесспорно, очень ...
Уже прошел год, как оборвалась жизнь выдающегося аранжировщика, композитора и музыканта Виталия Долгова. Потеря невосполнимая. Только сейчас, особенно остро понимаешь, какой неоценимый вклад внес он в сокровищницу мирового джаза. За долгую жизнь в ...
Исполнилось 80 лет Ивару Мазурсу. Легендарному латвийскому джазовому музыканту-пианисту, аранжировщику, руководителю джаз-оркестра, самого известного в Риге в 50-60-е годы Увлечение джазом началось у Ивара еще в юные годы. Часами он слушал его по ...
Когда почти пять лет тому назад я писала книгу о джазе в Ростове-на-Дону, мне посчастливилось познакомиться с самыми разными ветеранами ростовского эстрадно-джазового движения. Но, пожалуй, два человека произвели на меня самое сильное впечатление: ...
В Москву приезжает легендарный композитор и продюсер Гектор Зазу. Правда, без Бьорк, Шеба Халида, Депардье и прочих своих друзей. Московское прогрессивное студенчество, особенно в возрасте от тридцати пяти и старше заполнит до отказа "Шестнадцать ...
"Я благодарен своей судьбе за то, что я дожил до сегодняшнего дня..." Когда над страною гудели метели, Мы все из Вайнштейновской вышли шинели. Под этой шинелью скрывался не раз От выпадов злобных прекраснейший джаз. Борис Гершт Эти строки были ...
Реабилитация саксофонов Министром культуры СССР в 1954 году работал старый друг Рознера Пантелеймон Кондратьевич Пономаренко. Встреча была теплой, и вскоре Рознер начал собирать свой новый оркестр. Делать аранжировки для первой программы он ...
Поэт Валентин Парнах был первый, кто в России произнес слово "джаз", собрал первый в РСФСР джаз-бэнд, первый концерт которого состоялся в Москве 1 октября 1922 года. Тогда он сказал: "Течения музыки Азии и Африки странно скрестились в Америке". Если ...
"Дело" Рознера Во Львове Рознер с женой и ребенком оказались неслучайно: именно в этом городе проходила регистрация тех бывших польских граждан, которые в 1939-1941 годах проживали в западных районах Украины и Белоруссии и изъявили желание ...