Гектор Зазу
01.01.2000
В Москву приезжает легендарный композитор и продюсер Гектор Зазу. Правда, без Бьорк, Шеба Халида, Депардье и прочих своих друзей.
Московское прогрессивное студенчество, особенно в возрасте от тридцати пяти и старше заполнит до отказа "Шестнадцать тонн", хотя, разумеется, не так, как это бывает на концертах "Ночных Снайперов". В клубах дыма и человеческих испарений маэстро Зазу продемонстрирует квадрофоническое представления для компьютера и кинопроектора, в ходе которого на экране будут меняться разноцветные яркие кислотные полосы и квадраты, маэстро будет каким-то образом колдовать с компьютером, но ведущая роль в этом дуэте будет принадлежать цифровому монстру.
Опасения, что публика пивбара нехорошо отнесется к творчеству персонального компьютера композитора- авангардиста, совершенно не обоснованы. Мы и не такое проглатывали, не жуя, а случайной публики там не будет. Придут туда те, кто хорошо знают творчество этого композитора, продюсера, пианиста, скрипача и программиста, полуфранцуза, полуиспанца, родившегося в еще колониальном Алжире и живущего сейчас в неблагополучном квартале Парижа.
Для прочих же поясним, что в начале семидесятых годов Гектор Зазу стал играть говнорок, но довольно быстро в этом разочаровался и организовал дуэт ZNR (Zazou'n'Racaille). Дуэт выпустил два альбома, который разные наблюдатели относили то к камерной музыке, то к новому джазу, то к электронике, а то и к новому, открытому другим странным французским композитором Эриком Сати направлению – порнороку.
Перверсии только начинаются – в восьмидесятых годах Зазу открывает World music. То есть громкими и пафосными открытиями и речами о трансглобальном культурном возрождении занимался, разумеется, Питер Гэбриел, приятель и партнер Гектора Зазу. Сам же композитор просто записывал и играл музыку с заирцем Бони Бикайе, сочетая конголезские приплясывания и обезьяний вой с изобразительным языком джаза, рока, электронной и классической музыки. Серьезное образование, музыкальная эрудиция, талант, романтизм, умение выстроить звук как законченную картину, произведение искусства – избыточный набор художественных компонентов, который не мог не привести к культовому статусу и бесконечному коммерческому провалалу.
Работа тем временем продолжается, в девяностых годах Зазу выпустил по крайней мере три гениальных альбома – Sahara blue на стихи Рембо, "Песни холодных морей", посвященные, разумеется, Северной Европе и Lights in the dark – ирландские религиозные псалмы на гэльском языке. Все это опять пытаются отнести то к новому джазу, то к новой академической музыке, то к электронике – Зазу уже перестали пытаться отнести в привычные стилистические рамки. Сам он к тому времени музыки уже почти не играл, а занимался исключительно композицией, аранжировками, саунд-продюсированием и кастингом – ну, приглашением исполнителей. На этих альбомах с ним работает полный справочник "Кто есть кто" среди правильных пацанов".
Жерар Депардье читает Рэмбо-рэп, Бьорк поет кукольным голоском, Шеб Халид несет какую-то арабскую чушь, Джон Кэйл поет в хоре, Питер Гэбриел подпевает "Аминь" на гэльском, и еще длинный список разнокалиберных знаменитостей, участвующих в высококультурных-амбивалентных-интеллектуальных- гениальных-нищих (произносится слитно) проектах.
А кроме того, Гектор Зазу – весьма изобретательный продюсер, переходное звено между разнообразными этнокрасавицами и красавцами и акулами капитализма, вроде того же Гэбриела. Одним из первых его продюсерских проектов была Саинхо Намчалык, якутская звезда, последним – великолепная узбечка Севара Назархан, выступавшая в свое время Москве с двумя сериями концертов. Она записала диск на Real World – это нечто вроде музыки франко-арабской музыки "рай", только гораздо тоньше, изящнее и совершенно бесперспективно – гигантской всемирной диаспоры узбеков, которая покупала бы ее диски миллионами, как это происходит с творчеством Шеба Мами, не существует. Одним словом, к нам едет легенда – честная, бедная, гениальная и совершенно безумная, идеальный художник-лузер уровня Ван Гога, который вдобавок ухитрился сохранить свои уши в целости.
Семен Кваша (Gazeta.ru)
Muse
2003
стиль этно
страна Франция
музыкальный стиль этно-джаз
Расскажи друзьям:
Эдди Рознер — путь к джазу Сын польского эмигранта-рабочего, родившийся в Берлине Эдди (Адольф Эдуард) Рознер уже в четырехлетнем возрасте проявил незаурядные музыкальные способности, однако получить специальное образование в кайзеровской Германии ...
"Нет пророка в своем отечестве". Это утверждение наших предков как никогда актуально сегодня, когда к нам возвращаются из небытия имена тех, кто в свое время составил славу отечества, но кого забыли, лишили любимой работы, а порой свободы и даже ...
По всем музыкальным канонам общепринятой датой конца эры свинговых биг-бендов считается 1946 год. Так ли это? НЕМНОГО ИСТОРИИ В годы войны рост расходов на милитаризацию экономики и 20-процентный налог на индустрию развлечений привели к тому, что ...
В Киеве произошло печальное событие. Нас покинул представитель старой гвардии джазовых музыкантов Украины Евгений Алексеевич Дергунов — блестящий джазовый аранжировщик, композитор, пианист. Он родился в 1936 году в семье генерала ВВС и драматической ...
Эту статью следовало написать еще в 2003-м, потому что 29 ноября того года Джон Мэйелл отметил свой юбилей: ему исполнилось 70 лет. Но я не собираюсь оправдываться, мол "лучше уж поздно, чем никогда!". Потому что когда говоришь об этом человеке, ...
Линдли Армстронг Джонс по прозвищу "Spike" (англ. "костыль", "гвоздь") — барабанщик, композитор, дирижер и лидер оркестра, согласно биографическому справочнику "Американского общества композиторов, авторов и издателей" (ASCAP), членом которого он ...
В 1962 году Charlie Mingus встретил Sun Ra и спросил его, что он делает в Нью- Йорке, на что Sun Ra ответил, что он бывает здесь достаточно часто. "Нет, — сказал Mingus, — Я подразумеваю, что Вы делаете здесь, на Земле?". В Филадельфии на доме по ...
Особого внимания требует факт взаимоотношений Sun Ra и некоторых его оркестрантов (в особенности John Gilmore) с John Coltrane. Помимо того, что Джон высоко ценил творчество Sun Ra, он черпал вдохновение в его музыкальных идеях и метафизических ...
6 . Ситуация на музыкальной эстраде, ее откровенная политизация заставила А Цфасмана искать новые пути в развитии своих замыслов. «Осенью 1938 года, - рассказывал он позднее, - поняв, что мои устремления находятся в полном противоречии с ...
От редакции: 2022 год принято считать годом столетия российского джаза. В этой связи издательство «Композитор – Санкт-Петербург» подготовило к печати новую книгу крупнейшего отечественного теоретика и историка джаза Е.С.Барбана «Российский джаз: ...
Утром 1 сентября 2001 года в Канаде, в Торонто, на 83-м году жизни скончался Иосиф Владимирович Вайнштейн, прозванный на Западе "советским Бенни Гудмэном" — настоящая легенда русского джаза. О милых спутниках, которые наш свет Своим сопутствием для ...
"...Ким Назаретов был величайшим джазовым маэстро, мастером своего дела, крупнейшим музыкантом и мерилом Человека с большой буквы... Для меня всегда Ростов был Назаретовым, а Назаретов Ростовом" Мурад Кажлаев, композитор, народный артист Советского ...
|