Милан Свобода и интернациональный биг-бэнд «Ростов – Дортмунд»
09.10.2012
После очередного джаз-фестиваля в Ростове-на-Дону «Центр имени Кима Назаретова приглашает» Интернациональный биг-бэнд «Ростов – Дортмунд» (напомню, что он объединил джазмэнов муниципального джаз-оркестра Кима Назаретова и джазовой академии Глена Бушманна) вновь появился в Германии, где дал несколько концертов и принял участие в Dortmund Monday Jazz Festival. На этот раз, помимо уже выступавших с оркестром тенориста Ондрея Штверачека (Чешская республика), пианиста Петера Беетса (Соединенное Королевство Нидерланды), трубача Района Карньо (США), флюгель-горниста Маттиаса Бергманна (Германия) и вокалистов Денниса Роуланда (США) и Диан Пративи (Индонезия), была приглашена команда тромбонистов из Чешской Республики во главе с композитором, пианистом и бэндлидером Миланом Свободой.
Милан Свобода – удивительнейшая личность. Это универсальный музыкант, которому подвластны чуть ли не все стили и жанры, вплоть до симфонического полотна Concerto Grosso (двойной концерт для скрипки, фортепиано и струнных). Милан окончил Пражскую консерваторию по классу органа, постиг мир музыкознания в Карловом университете, в Пражской Академии Музыки усовершенствовал навыки композиции, не миновал и знаменитой Berkeley College of Music (1984 год). Кстати, за время пребывания в Бостоне Милан собрал для концерта в Berkley Performance Center оркестр из студентов и профессионалов. Среди них Greg Hopkins, Paul Fontaine, Ken Pulling, Greg Badolato, Gordon Brisker и Aaron Scott. Концерт, состоящий преимущественно из композиций Свободы, был определен журналистами как «звездный», но выпущенный затем CD назвали почему-то более чем просто – The Boston Concert.
Милан играл со многими известными джазмэнами, такими как James Moody, Tony Lakatos, Aaron Scott, Phil Wilson, Sonny Constanzo, Victor Mendoza, Sigi Finkel, Jiří Stivín… Записал компакт-дисков, последний из которых на сегодня – Homage to J. Jezek (Rudolfinum Jazz Orchestra).
Карьера композитора началась в 1975 году с мюзикла The Knight of a Burning Pestle. За свою более чем 30-летнюю творческую жизнь (родился он в 1951 г.) Милан работал в самых разных областях: писал мюзиклы, балеты, песни, музыку к театральным постановкам, анимационным и телевизионным фильмам… По его собственным словам, ему интересно любое творчество, если за этим стоит не простая идея. Но главная его любовь – джаз.
Свой первый джаз-оркестр – Prague Big Band – Милан организовал в 1974 году, свой первый квартет – пятью годами позже. И все же до сих пор отдает явное предпочтение оркестру. На вопрос «почему?», пожал плечами: «А как же иначе, ведь здесь и палитра богаче, и больше простора для фантазий». В 90-х Милан возглавил достаточно успешный молодой джаз-оркестр Contraband, который стал вызовом своему времени. Коллектив выглядел более чем необычно: музыканты на сцене могли быть одеты как угодно, вплоть до маски для подводного плавания и карнавальных костюмов. Это было настоящее джаз-шоу, мастерски сыгранное высочайшими профессионалами. Многие авторские композиции Милана Свободы, написанные для Contraband’а, с удовольствием исполняются другими оркестрами, в том числе и Интернациональным биг-бэндом «Ростов – Дортмунд», к примеру – Hugs And Kisses («Объятия и поцелуи») или Tribute To G.E. (Посвящение Гилу Эвансу). Пьесы Свободы всегда оригинальны и самобытны. Ни одна не похожа на предыдущую. Причем, не повторяются не только жанры и формы, но и инструментовка: в каждой есть своя «изюминка», управляющая принципом распределения голосов и расстановкой акцентов. Наверное, поэтому для композитора не существует проблемы с названием пьес, коих более 30: сначала идея, потом ее музыкальное воплощение.
Ольга Коржова: Что для вас является определяющим при работе над пьесами для джаз-оркестра?
Милан Свобода: Прежде всего – интрига или авантюра, если угодно. Слушатель должен все время ждать, что же будет дальше. Скучно слушать музыку, в которой нет элемента неожиданности. А вот если вдруг сделать остановку, внезапно приглушить динамику или вывести на первый план непривычное тембровое сочетание – это нарушит инерцию восприятия. А значит, слушатель будет не только получать удовольствие от прекрасной игры музыкантов, но и еще сможет в концерте «работать» или «соучаствовать», что, кстати сказать, еще никогда никому не вредило.
Последний день пребывания Интернационального биг-бэнда в Германии совпал с записанным на диск джаз-фестивалем,в котором приняли участие Milan Svoboda Sextet, New Centropezn Jazz Quartet, European Trom-bone Quartet, Holger Weber Quartet, Andrew Krasilnikov Quar-tet (специальный гость Ондрей Штверачек) и Uwe Plath – Ryan Carniuax Quintet (специальный гость Диан Пративи).
Редко кто пользуется столь безоговорочным уважением в самых разных кругах музыкального сообщества, как Гюнтер Шуллер. Его в равной степени почитают и представители академической музыки, и джазмэны. При этом, если говорить о последних, то Шуллер ...
Аксиома: Алексис Корнер – отец британского блюза Аксиома, как известно, - утверждение, не требующее доказательств. В современном мире под сомнение ставится все – от существования Бога до авторства «Тихого Дона». Но интересно, ...
Солидный "Музыкальный энциклопедический словарь" позднесоветского периода не знает человека по имени Астор Пьяццола. То есть не знает вообще. Нет ни отдельной статьи, ни упоминания в заметке о танго, ни даже скромного упоминания при перечислении ...
"Не оглядывайтесь назад, на этом теряешь энергию!" Стен Кентон В этом году (2004) исполняется двадцать пять лет со дня смерти Стена Кентона. Он был пианистом, композитором, аранжировщиком, но в историю джаза, куда это имя вписано, бесспорно, очень ...
Уже прошел год, как оборвалась жизнь выдающегося аранжировщика, композитора и музыканта Виталия Долгова. Потеря невосполнимая. Только сейчас, особенно остро понимаешь, какой неоценимый вклад внес он в сокровищницу мирового джаза. За долгую жизнь в ...
Исполнилось 80 лет Ивару Мазурсу. Легендарному латвийскому джазовому музыканту-пианисту, аранжировщику, руководителю джаз-оркестра, самого известного в Риге в 50-60-е годы Увлечение джазом началось у Ивара еще в юные годы. Часами он слушал его по ...
Когда почти пять лет тому назад я писала книгу о джазе в Ростове-на-Дону, мне посчастливилось познакомиться с самыми разными ветеранами ростовского эстрадно-джазового движения. Но, пожалуй, два человека произвели на меня самое сильное впечатление: ...
В Москву приезжает легендарный композитор и продюсер Гектор Зазу. Правда, без Бьорк, Шеба Халида, Депардье и прочих своих друзей. Московское прогрессивное студенчество, особенно в возрасте от тридцати пяти и старше заполнит до отказа "Шестнадцать ...
"Я благодарен своей судьбе за то, что я дожил до сегодняшнего дня..." Когда над страною гудели метели, Мы все из Вайнштейновской вышли шинели. Под этой шинелью скрывался не раз От выпадов злобных прекраснейший джаз. Борис Гершт Эти строки были ...
Реабилитация саксофонов Министром культуры СССР в 1954 году работал старый друг Рознера Пантелеймон Кондратьевич Пономаренко. Встреча была теплой, и вскоре Рознер начал собирать свой новый оркестр. Делать аранжировки для первой программы он ...
Поэт Валентин Парнах был первый, кто в России произнес слово "джаз", собрал первый в РСФСР джаз-бэнд, первый концерт которого состоялся в Москве 1 октября 1922 года. Тогда он сказал: "Течения музыки Азии и Африки странно скрестились в Америке". Если ...
"Дело" Рознера Во Львове Рознер с женой и ребенком оказались неслучайно: именно в этом городе проходила регистрация тех бывших польских граждан, которые в 1939-1941 годах проживали в западных районах Украины и Белоруссии и изъявили желание ...