nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Милан Свобода и интернациональный биг-бэнд «Ростов – Дортмунд»

Милан Свобода и интернациональный биг-бэнд «Ростов – Дортмунд»  После очередного джаз-фестиваля в Ростове-на-Дону «Центр имени Кима Назаретова приглашает» Интернациональный биг-бэнд «Ростов – Дортмунд» (напомню, что он объединил джазмэнов муниципального джаз-оркестра Кима Назаретова и джазовой академии Глена Бушманна) вновь появился в Германии, где дал несколько концертов и принял участие в Dortmund Monday Jazz Festival. На этот раз, помимо уже выступавших с оркестром тенориста Ондрея Штверачека (Чешская республика), пианиста Петера Беетса (Соединенное Королевство Нидерланды), трубача Района Карньо (США), флюгель-горниста Маттиаса Бергманна (Германия) и вокалистов Денниса Роуланда (США) и Диан Пративи (Индонезия), была приглашена команда тромбонистов из Чешской Республики во главе с композитором, пианистом и бэндлидером Миланом Свободой.

Милан Свобода – удивительнейшая личность. Это универсальный музыкант, которому подвластны чуть ли не все стили и жанры, вплоть до симфонического полотна Concerto Grosso (двойной концерт для скрипки, фортепиано и струнных). Милан окончил Пражскую консерваторию по классу органа, постиг мир музыкознания в Карловом университете, в Пражской Академии Музыки усовершенствовал навыки композиции, не миновал и знаменитой Berkeley College of Music (1984 год). Кстати, за время пребывания в Бостоне Милан собрал для концерта в Berkley Performance Center оркестр из студентов и профессионалов. Среди них Greg Hopkins, Paul Fontaine, Ken Pulling, Greg Badolato, Gordon Brisker и Aaron Scott. Концерт, состоящий преимущественно из композиций Свободы, был определен журналистами как «звездный», но выпущенный затем CD назвали почему-то более чем просто – The Boston Concert.

Милан играл со многими известными джазмэнами, такими как James Moody, Tony Lakatos, Aaron Scott, Phil Wilson, Sonny Constanzo, Victor Mendoza, Sigi Finkel, Jiří Stivín… Записал компакт-дисков, последний из которых на сегодня – Homage to J. Jezek (Rudolfinum Jazz Orchestra).

Карьера композитора началась в 1975 году с мюзикла The Knight of a Burning Pestle. За свою более чем 30-летнюю творческую жизнь (родился он в 1951 г.) Милан работал в самых разных областях: писал мюзиклы, балеты, песни, музыку к театральным постановкам, анимационным и телевизионным фильмам… По его собственным словам, ему интересно любое творчество, если за этим стоит не простая идея. Но главная его любовь – джаз.

Свой первый джаз-оркестр – Prague Big Band – Милан организовал в 1974 году, свой первый квартет – пятью годами позже. И все же до сих пор отдает явное предпочтение оркестру. На вопрос «почему?», пожал плечами: «А как же иначе, ведь здесь и палитра богаче, и больше простора для фантазий». В 90-х Милан возглавил достаточно успешный молодой джаз-оркестр Contraband, который стал вызовом своему времени. Коллектив выглядел более чем необычно: музыканты на сцене могли быть одеты как угодно, вплоть до маски для подводного плавания и карнавальных костюмов. Это было настоящее джаз-шоу, мастерски сыгранное высочайшими профессионалами. Многие авторские композиции Милана Свободы, написанные для Contraband’а, с удовольствием исполняются другими оркестрами, в том числе и Интернациональным биг-бэндом «Ростов – Дортмунд», к примеру – Hugs And Kisses («Объятия и поцелуи») или Tribute To G.E. (Посвящение Гилу Эвансу). Пьесы Свободы всегда оригинальны и самобытны. Ни одна не похожа на предыдущую. Причем, не повторяются не только жанры и формы, но и инструментовка: в каждой есть своя «изюминка», управляющая принципом распределения голосов и расстановкой акцентов. Наверное, поэтому для композитора не существует проблемы с названием пьес, коих более 30: сначала идея, потом ее музыкальное воплощение.

Ольга Коржова: Что для вас является определяющим при работе над пьесами для джаз-оркестра?

Милан Свобода: Прежде всего – интрига или авантюра, если угодно. Слушатель должен все время ждать, что же будет дальше. Скучно слушать музыку, в которой нет элемента неожиданности. А вот если вдруг сделать остановку, внезапно приглушить динамику или вывести на первый план непривычное тембровое сочетание – это нарушит инерцию восприятия. А значит, слушатель будет не только получать удовольствие от прекрасной игры музыкантов, но и еще сможет в концерте «работать» или «соучаствовать», что, кстати сказать, еще никогда никому не вредило.

Последний день пребывания Интернационального биг-бэнда в Германии совпал с записанным на диск джаз-фестивалем,в котором приняли участие Milan Svoboda Sextet, New Centropezn Jazz Quartet, European Trom-bone Quartet, Holger Weber Quartet, Andrew Krasilnikov Quar-tet (специальный гость Ондрей Штверачек) и Uwe Plath – Ryan Carniuax Quintet (специальный гость Диан Пративи).

Ольга КОРЖОВА

Jazz- Квадрат, №1/2008


стиль
джаз
автор
Ольга КОРЖОВА
страна
Чехия
музыкальный стиль
мэйнстрим


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела композиторы, аранжировщики, бэнд-лидеры

  • стиль: джаз, джаз
"С миру по нитке..." Музыканты, которыми пополнился оркестр, были представителями самых разных городов страны и самых разных национальностей. В документах оркестра можно найти списки состава, относящиеся к 1944-1946 годам, с указанием "домашнего ...
  • стиль: джаз, джаз
Война Весной 41-го Госджаз-оркестр БССР выступал в Москве, в помещении Клуба летчиков на Ленинградском проспекте, а в начале лета оказался в Киеве. Воскресный день 22 июня обещал отдых на Днепре. Проснулись утром в гостинице. Прекрасная погода, ...
  • стиль: джаз, джаз
БЕЛОСТОКСКИЕ ВИРТУОЗЫ Уехав в начале мая 1940 года на гастроли, Государственный джаз-оркестр БССР под управлением Эдди Рознера смог дать следующий свой концерт в Минске уже после того, как Белоруссия была освобождена от фашистов. 5 июня 1940 года в ...
  • стиль: джаз, джаз
Эдди Рознер — путь к джазу Сын польского эмигранта-рабочего, родившийся в Берлине Эдди (Адольф Эдуард) Рознер уже в четырехлетнем возрасте проявил незаурядные музыкальные способности, однако получить специальное образование в кайзеровской Германии ...
  • стиль: джаз, джаз
"Нет пророка в своем отечестве". Это утверждение наших предков как никогда актуально сегодня, когда к нам возвращаются из небытия имена тех, кто в свое время составил славу отечества, но кого забыли, лишили любимой работы, а порой свободы и даже ...
  • стиль: джаз, джаз
По всем музыкальным канонам общепринятой датой конца эры свинговых биг-бендов считается 1946 год. Так ли это? НЕМНОГО ИСТОРИИ В годы войны рост расходов на милитаризацию экономики и 20-процентный налог на индустрию развлечений привели к тому, что ...
  • стиль: джаз, джаз
В Киеве произошло печальное событие. Нас покинул представитель старой гвардии джазовых музыкантов Украины Евгений Алексеевич Дергунов — блестящий джазовый аранжировщик, композитор, пианист. Он родился в 1936 году в семье генерала ВВС и драматической ...
  • стиль: блюз, блюз
Эту статью следовало напи­сать еще в 2003-м, потому что 29 ноября того года Джон Мэйелл отметил свой юбилей: ему исполнилось 70 лет. Но я не собираюсь оп­равдываться, мол "лучше уж поздно, чем никогда!". Пото­му что когда говоришь об этом человеке, ...
  • стиль: джаз, джаз
Линдли Армстронг Джонс по прозвищу "Spike" (англ. "костыль", "гвоздь") — барабанщик, композитор, дирижер и лидер оркестра, согласно биографическому справочнику "Американского общества композиторов, авторов и издателей" (ASCAP), членом которого он ...
  • стиль: джаз, джаз
В 1962 году Charlie Mingus встретил Sun Ra и спросил его, что он делает в Нью- Йорке, на что Sun Ra ответил, что он бывает здесь достаточно часто. "Нет, — сказал Mingus, — Я подразумеваю, что Вы делаете здесь, на Земле?". В Филадельфии на доме по ...
  • стиль: джаз, джаз
Особого внимания требует факт взаимоотношений Sun Ra и некоторых его оркест­рантов (в особенности John Gilmore) с John Coltrane. По­мимо того, что Джон высоко ценил творчество Sun Ra, он черпал вдохновение в его му­зыкальных идеях и метафизи­ческих ...
  • стиль: джаз, джаз
6 . Ситуация на музыкаль­ной эстраде, ее откровен­ная политизация заставила А Цфасмана искать новые пути в развитии своих за­мыслов. «Осенью 1938 года, - рассказывал он позднее, - поняв, что мои устремления находятся в полном проти­воречии с ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com