nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Александр Цфасман - Джаз на перекрестках классовой борьбы (часть 2)


Александр Цфасман - Джаз на перекрестках классовой борьбы (часть 2)
6.

Ситуация на музыкаль­ной эстраде, ее откровен­ная политизация заставила А Цфасмана искать новые пути в развитии своих за­мыслов. «Осенью 1938 года, - рассказывал он позднее, - поняв, что мои устремления находятся в полном проти­воречии с требованиями эстрады, на которой мы уже прочно обосновались, я ре­шил оставить свой посто­янный оркестр и работать только для грамзаписей, со­бирая для этих целей любой необходимый мне состав. Многие коллеги по эстраде сочли мой уход чудачест­вом, даже безумием. Нема­лую роль в таком решении сыграло и то, что мне надое­ло зависеть от вокалистов, которые стали «центром» в джазе. Возвращаться же в ресторан я уже не хотел» [9].

Лаконичное высказыва­ние А. Цфасмана нам гово­рит о многом. «Требования эстрады», на которые он ссылается - это не что иное, как необходимость полного подчинения идеологиче­ским установкам укрепив­шегося сталинского режи­ма, по которым во главу угла ставилось развития массо­вой песни при откровенной дискриминации всех ос­тальных музыкальных форм и, в первую очередь, инстру­ментального джаза. Для А Цфасмана это и означало «зависеть от вокалистов».

В 1930-е гг. в СССР основ­ной формой концертных представлений стали эст­радно-музыкальные ревю, в которых были задейст­вованы и музыканты джаз- оркестров, принимавших участие в интермедиях в ка­честве драматических акте­ров. Нередко программы ор­кестров представляли в силу своей театрализации целые спектакли со сквозными сю­жетами. Родоначальником нового жанра, получившего название теаджаза, стал Лео­нид Утесов, который вместе со своим оркестром (лидер - трубач Яков Скоморовский) показал в Ленинграде первые такие программы: «Теаджаз» (1929) и «Джаз на повороте» (1930). Новую му­зыкальную форму переняли мюзик-холлы, стили возни- ката новые и новые теаджазы - Б. Ренского (Харьков, 1929), «Джаз-театр» Н. Березовского (Москва, 1933), Первый жен­ский теаджаз (Москва, 1934), «Теаджаз-бу'фф» (Ленинград,1936) [10].

А Цфасман отдавать при­оритет разговорному и пе­сенному жанрам не хотел - он хотел играть инстру­ментальный джаз, то есть де­лать то, что он умел и хотел делать. Оставалось найти такой вариант, где в чудо­вищных условиях идеоло­гического давления для его чаяний могло найтись ме­сто. И такое место нашлось. Сначала это была студия Грампласттреста. а потом - джаз-оркестр Всесоюзно­го радиокомитета.

С января 1938 по июнь 1940 гг. Александр Цфасман вместе с музыкантами, кото­рых он каждый раз набирал заново для работы в студии, сделал почти семь десят­ков записей, среди которых много и джазовой классики в его аранжировках, но все же больше его собственных произведений. Хронологи­чески первой из этого цикла записей бьиа его и по сей день чрезвычайно популяр­ная пьеса «Звуки джаза» (8 ян­варя 1938 г.). Многие его соб­ственные темы («Последний летний день», «Мне грустно без тебя», «Солнечный день» и др.) и его обработки джа­зовых стандартов («Один из этих дней» - дуэт с барабан­щиком Олегом Хведкевичем на тему Some Of These Days Ш. Брукса, «Мерцающие звез­ды» - Star dust X. Кармайкла, «Роз-Мари» - парафраз на тему музыки Р. Фримля из од­ноименной оперетты и др.), и сегодня тиражируются на компакт-дисках.

Доя студийных записей А. Цфасман привлекает луч­ших джазовых музыкантов своего времени. Среди них трубачи Виктор Быков и Марк Савыкин, тромбони­сты Иосиф Давид и Тойк Ко- хонен, саксофонисты Алек­сандр Ривчун и Александр Савонин. В ряде записей соло на трубе звучит в ис­полнении специально при­глашенного из Ленинграда трубача Георгия Иванова.

Параллельно А. Цфасман был занят еще в целом ряде проектов.

В 1939 г. режиссер А. Ар­нольд приглашает А. Цфас­мана принять участие в создании оперетты братьев Покрасс по пьесе Бернар­да Шоу «Шоколадный сол­датик». Этим спектаклем открывался летний сезон в парке ЦЦКА. Главные роли исполняли лирический тенор Аркадий Погодин (наст. Пиливер) и Мария Миронова. Музыкальное со­провождение осуществлял джаз-оркестр А. Цфасмана. Представления шли в тече­ние месяца при перепол­ненных залах.

В 1940 г. А Цфасман пи­шет музыку к пародийно­му номеру Вениамина Гута (наст. Гутман) «Новая сказка о рыбаке и рыбке, или Кукло-джаз», где действовали движущиеся куклы в рост человека, изображавшие музыкантов, а в роли дири­жера выступал человек (сам В. Гут).

В 1939 г. судьба А. Цфасма­на сделала крутой поворот. Из созданного за два года до этого джаз-оркестра Все­союзного радиокомитета (ВРК) ушел его первый ли­дер - Александр Варламов, и его место предложили А. Цфасману (А. Варламов возглавил Государственный джаз-оркестр СССР, костяк которого составили музы­канты распущенного орке­стра А. Цфасмана).

У советского джаза к это­му времени уже было доста­точно много собственных авторов: И. Дунаевский, Бр. Покрасс, Н. Богословский, М. Блантер, Ю. Милютин, А. Лепин и др., поэтому репер­туар оркестра ВРК уже более чем наполовину был собст­венным. Но и на зарубежных пьесах уже лежала печать собственных аранжировок, которые писали пианист Т. Ходорковский, бывшие или будущие дирижеры М. Кадомцев, Ю. Лавреньев, бывший угесовский саксо­фонист Леонид Дидерихс. Великолепные партитуры, «снятые на слух» с иностран­ных пластинок делал быв­ший техник радиокомитета Анатолий Арский, который толком не мог играть на фортепиано, но прекрасно слышал джаз-оркестр.

С приходом А. Цфасмана в оркестре собралось мно­го талантливых джазмэнов. Многие из них пришли вслед за лидером из его старых составов. В оркестре забли­стал талант Эмиля Гейгнера (тенор-саксофон, кларнет, аранжировки), Михаила Фрумкина (труба), Лаци Олаха (барабанщик, чех- иммигрант), Борис Лернер (баритон-саксофон).

1939 год - год наибольше­го успеха Александра Цфас­мана и его оркестра. Имен­но в тот год сделаны записи, ста вшие для советского джа­за классическими, но еще больше пьес и композиций пропали для потомков, ибо в те годы передачи в эфир в СССР шли прямо из сту­дий. В истории довоенно­го советского джаза этот оркестр остался едва ли не единственным, который по звучанию и мастерству со­листов смог приблизиться к лучшим образцам амери­канских свинговых бэндов. Главным же было то, что именно в этом оркестре, бо­лее чем в любом другом, со­ветские композиторы могли апробировать свои пьесы в джазовых ритмах.

Благодаря радио, советская джазовая музыка начала зву­чат!) на просторах огромной страны, а когда в СССР нача­лись первые телевизионные передачи, оркестр радиоко­митета стал первым соста­вом, выступившим в первой джазовой телепрограмме. С оркестром записывались многие популярные вока­листы того времени. После спектакля «Шоколадный солдатик» Аркадий Погодин долгое время ежевечерне вы­ступал с оркестром в киноте­атре «Художественный», а по субботам и воскресеньям по­сле 12 часов ночи - в прямом эфире на радио. С А Погоди­ным было сделано и много записей («Возврата нет», «Я жду' письма», «Зимний день», «Оглянись»), Песня К Лис­това «В парке Чаир» была до войны одной из самых попу­лярных в стране, а песней А Цфасмана «Счастливый до­ждик» начинались все фут­больные матчи в Москве и других городах.

А. Цфасман активно искал, находил и выводил на боль­шую эстраду талантливых исполнителей. Среди них заметное место занимаег певица Ружена Сикора, чеш­ка по национальности, ко­торую он пригласил к себе в оркестр, когда та еще была студенткой Ростовского му­зыкального училища. Р. Си­кора стала первой исполни­тельницей многих песен А. Цфасмана. В годы войны и в первые послевоенные годы одним из первых исполни­телей песен А. Цфасмана был также Иван Шмелев. Не­которые из них («Мне бес­конечно жаль», «Я сегодня грущу») получили широкую популярность.

В 1941 г. А. Цфасман впервые исполняет свой концерт для фортепиано с джаз-оркестром, во время многочисленных выступле­ний с небольшими ансамб­лями с успехом исполняет собственные композиции и фантазии для фортепиано- соло.

7.


Осенью 1941 г, когда немцы подошли к Моск­ве, оркестр вместе со всем радиокомитетом, сопро­вождавшем советское пра­вительство, переехал в г. Куйбышев, откуда в те дни и звучал голос Юрия Левитана со словами «Говорит Моск­ва». Музыкальные передачи велись в прямом эфире. Иг­рали почти ежедневно. Зи­мой в неотапливаемых сту­диях играли в перчатках, не снимая теплой одежды.

Трудные были условия, но в те первые месяцы вой­ны оркестр могла ожидать и просто трагическая судь­ба, какая постигла многих представителей творческих профессий, ушедших доб­ровольцами в ополчение и спасших Москву. Достаточ­но сказать, что под Ельней попали в окружение и почти все погибли артисты Театра Сатиры, Госджаз-оркестра СССР и Образцово-пока­зательного джаз-оркестра Наркомата обороны (руко­водитель - Ю. Лаврентьев).

В 1942 г. оркестр в полном составе выехал с концерта­ми на Центральный фронт. Четыре месяца выступлений в воинских частях в районе Вязьмы, Смоленска, Калуги. Чаще всего делились на не­большие концергные бри­гады, выступали на полянах, попадали под бомбежки и артобстрелы, но добирались и до передовой. Бывало, что одетые в маскхалаты, музы­канты играли прямо в око­пах, в передышках между боями. Было дано более ста концертов.

Что касается студийной работы, то надо сказать, что передачи велись не толь­ко на СССР, но и на США и Великобританию. С орке­стром пели лучшие совет­ские вокалисты В. Нечаев, B. Бунчиков, Г. Абрамов, И. Шмелев, В. Красовицкая. А когда оркестр вернулся в Москву, в концертах прини­мали участие И, Козловский,
C. Лемешев, Н. Казанцева, Е. Флакс. Принимает А. Цфас­ман участие и в записи музы­ки к фильмам. В частности, это его рука слышна, когда звучит аккомпанемент к знаменитой песне Н. Бого­словского «Темная ночь» в фильме «Два бойца», кото­рую поет Марк Бернес.

С открытием Второго фронта репергуарные воз­можности оркестра рас­ширились: по ленд-лизу завозились американские джазовые пластинки, стали демонстрироваться аме­риканские музыкальные фильмы. На эстраде возник так называемый «союзниче­ский» репертуар: оркестр А Цфасмана в СССР исполнял концерт Арти Шоу д ля клар­нета с оркестром, а оркестр Арти Шоу в США - концерт А. Цфасмана для фортепиа­но с джаз-оркестром. Среди записей оркестра А. Цфас­мана этого периода мож­но выделить пьесы Begin The Beguin Кола Портера из бродвейского мюзикла 1935 года «Юбилей» с вели­колепным соло Александра Ривчуна, Blue Skies («Голубое небо») и Always («Вечно») Ирвинга Берлина из перво­го звукового фильма «Певец джаза» (1927), лирический фокстрот Джерома Керна из американского фильма «Песнь о России».

В 1944 г. А. Цфасман соз­дает одно из лучших своих произведений - «Интер­меццо для кларнета с орке­стром» и отсылает партиту­ру Бенни Гудмену, человеку, которому' это произведение и посвятил. Тот с большим успехом его исполнял. Спус­тя полтора десятилетия А Цфасман был одним из тех, кто «пробивал» гастроли Бенни Гудмена и его оркест­ра в СССР в 1962 г.

И в годы войны А Цфас­ман пишет много музыки и не только для своего оркест­ра (к примеру, для спектакля «Спасибо за внимание» для Ленинградского театра ми­ниатюр (1943)). А в 1945 г. он «салютует» победе блестя­щим исполнением Rhapsody in Blue Джорджа Гершвина в Колонном зале Дома союзов с симфоническим оркест­ром под управлением Ни­колая Голованова, становясь первым исполнит елеем этого произведения в СССР. «Рапсодия» Дж Гершвина была одним из самых люби­мых произведений пиани­ста. С ней он неоднократно выступал во многих городах страны (в том числе и в Мин­ске) с лучшими филармони­ческими оркестрами.

Но и в военные годы ряды лучших джазовых му­зыкантов редели из-за не­обоснованных репрессий. Так, в 1943 г. был арестован и выслан в казахстанскую ссылку Александр Варламов, возглавлявший в то время Всесоюзную студию эстрад­ного искусства. И все же это было счастливейшее вре­мя в жизни и творчестве А Цфасмана. «В 1944-1945 го­дах, - вспоминал он в 1969 г., - будучи еще на радио, я работал с полной отдачей, много сочинял, много инст­рументовал, всеуменя выхо­дило быстро, все спорилось. Я наслаждался оркестром и своим трудом. До сих пор не могу забыть эти два-три года необыкновенного творче­ского подъема» [11].

С огромной симпатией от­зываются об этом времени и музыканты оркестра. В своей статье о А Цфасмане Алек­сандр Медведев приводит их воспоминания: «За свою дол1ую жизнь музыканта не помню случая, когда бы репе­тиции оркестра доставляли такое удовольствие. Ровно в десять утра в студии появлял­ся Цфасман, и начиналась работа - как праздник. Ча­сами отрабатывали штрихи, детали, интонации, играли по группам, добивались ан­самблевой слаженности. Мы познавали джаз во всей его сложности и красоте. В орке­стре царил дух творческого поиска. Александр Наумо­вич поощрял нас выступать малыми ансамблями, овла­девать искусством аранжи­ровки, импровизации... Его показы особенностей джа­зовой фразировки, ритма, тембровых «микстов» стоили многих лекций... Не случайно из рядов нашего оркестра вышли известные компози­торы, дирижеры...» [12].

8.


Вынужденный оставить радиокомитет, А Цфасман недолго оставался без дела. Почти сразу поступило пред­ложение занять место музы­кального руководителя теат­ра «Эрмитаж». Он согласился и провел здесь пять совсем неплохих лет. В «Эрмитаже» ему удалось собрать боль­шой симфоджазовый состав, и хотя это уже была не со­всем «та» музыка, но оркестр получился классный.

«Оркестр, собранный в «Эрмитаже», вызвал во мне новый прилив сил, - вспо­минал А Цфасман позднее. - Молодым музыкантам, пришедшим ко мне тогда, ни­чего не надо было объяснять - они великолепно читали с листа и чувствовали характер и ритмический «пульс» му­зыки. Сказалось, видимо, то, что они шли «по лыжне», уже проложенной джазовыми музыкантами старшего по­коления. На один из наших концертов пришли «утесов- цы», устроили нам овацию. Я показывал некоторые записи этого оркестра одному джа­зовому знатоку, - так он не поверил, что это наши музы­канты играют, да еще более двадцати лет назад!» [13].

В этот период А Цфасман создает ряд новых инстру­ментальных пьес, фантазий - некоторые из них, напри­мер, «Радостный день» (1947), имели шумный успех. В кон­цертах принимали участие и популярные еще с 30-х гг. певцы, например ГЬоргий Аб­рамов. Однако в целом, как и весь период 1930-40-хгг.,эти годы также были непросты­ми. Во всю шло выкорчевы­вание самого духа джаза - его ритмики, синкопирования, всей его упругости, импро­визационных возможностей. Большие оркестры уступали на эстраде место инструмен­тальным квартетам (клар­нет, фортепиано, контрабас, ударные), исполнявшие не более чем аккомпанирую­щие функции.

Антиамериканизм в политике привел к анти­американизму в музыке, а развернувшаяся борьба с «космополитизмом» и рас­крученная антисемитская кампания привели к изгна­нию с эстрады ряда талантли­вых музыкантов и вокалистов еврейского происхождения. В качестве примера можно привести судьбу певца Арка­дия Погодина, прекрасного, со всесоюзной славой испол­нителя лирических песен и романсов. Затравленный, он уехал в провинцию, гастро­лировал на окраинах Союза и, в конце концов, затерялся настолько, что сведений о последних годах его жизни не сохранилось вовсе.

Интересны записи, сде­ланные А Цфасманом в ка­честве аккомпаниатора с Леонидом Утесовым (песни «Когда проходит молодость» и «Домик наЛесной», 1946).

К концу 1940-х гг. джаз в «чистом» виде с эстрады ис­чез. Чтобы исполнять син­копированную музыку и использовать джазовое звучание инструментов, руково­дителям оркестров приходи­лось идти на всевозможные ухищрения, создавая паро­дийные номера о жизни за­гнивающего капиталистиче­ского Запада или исполняя песни и инструментальные пьесы из репертуара про­грессивных (чаще всего, ком­мунистического направле­ния) деятелей американской культуры, например певца Поля Робсона или поэта Ленгстона Хьюза. Пришлось поработать в этом ключе и А Цфасману, записавшему со своим оркестром в 1948 г. музыку к спектаклю Цен­трального театра кукол под руководством Сергея Образ­цова «Под шорох твоих рес­ниц» - комическую историю создания в Голливуде фильма о том, как американская раз­ведчица Кармен («Катюша») проникает на территорию СССР. Блестящий спектакль- скетч и одновременно паро­дия на американские боеви­ки того времени!

Более 10 лет продержался этот спектакль в репертуаре Teaipa С. Образцова (пре­мьера состоялась 12 апреля 1949 г.). Во многом успех его был обязан и музыке А Цфас­мана — остроумным фанта­зиям, в которых причудли­во переплетались музыка из оперы Ж Бизе «Кармен», популярные джазовые темы, мелодии из кинофильмов (в том числе из «Серенады сол­нечной долины») и русские народные и шуточные пес­ни. И все это - аранжиро­ванное в лучших традициях свинговых биг-бэндов на­чала 40-х гг. (К сожалению, в последующих редакциях спектакля многое из блестя­щих находок композитора потерялось, и музыка оказа­лась выхолощенной. Часть ее сохранилась в записях.)

В 1949 г. А Цфасман стал соавтором Дм. Шостакови­ча музыки к кинофильму «Встреча на Эльбе»: это его джазовые композиции зву­чали с экрана, демонстрируя «порочный мир капитала», который принесли с собой в Европу американские ок­купационные войска. Спус­тя два года Дм. Шостакович вновь обратился за помощью к Александру Цфасману, и тот записал для фильма «Не­забываемый 1919 год» боль­шой музыкальный эпизод, о котором сам Дм. Шостакович сказал, что это «нечто форте­пианного концерта».

До 1952 г. симфоджаз А. Цфасмана являлся одним из немногих оазисов в той пус­тыне, в которую была пре­вращена совет ская эстрада. Однако борьба с «космопо­литизмом» коснулась и его: в 1952 г. прекратил существо­вание и этот блестящий ор­кестр, после чего А Цфасман возглавлял лишь небольшие сгудийные ансамбли, запи­сывал пласгинки и выступал как пианист-солист.

После смерти И. Сталина положение начало понем­ногу исправляться. Из ГУ­ЛАГа, из сибирских ссылок стали возвращаться репрес­сированные в недалеком прошлом музыканта. Вновь повсеместно стали возни­кать джаз-оркестры. Но не все бэнд-лидеры вернулись к своей любимой работе. А Цфасман еще гастролирует с небольшим инструменталь­ным ансамблем (М. Фрум- кин, И. Ключинский, А Рив- чун. Т. Кохонен, М. Ланцман, Л . Олах), но к идее возглавить свинговый биг-бэнд он уже не возвращается. Он пишет музыку' к художественным фильмам комедийного пла­на «Веселые звезды» (1954) и «За витриной универма­га» (1956). Широко извест­на его блестящая свинговая аранжировка популярной песни «Бесаме мучо» из ко­роткометражного фильма «Секрет красоты» с Олегом Анофриевым в главной роли (обыгрывался образ «стиля­ги»). Немало музыки написа­но им и для мультипликаци­онных фильмов.

В 1956 г. в Колонном зале Дома Союзов состоялся большой концерт, посвя­щенный 50-летию Алексан­дра Цфасмана, на котором блистали все грани творче­ства прекрасного музыканта. А в 1957 г. А Цфасман стано­вится первым джазовым ин­струменталистом, которому в эпоху «реабилитации сак­софонов» было присвоено звание застуженного арти­ста республики.

В 50-60-е годы А. Цфасман проводил большую работу по пропаганде джаза, был автором многочисленных критических статей, в 1962- 1966 гг. был членом жюри Московских джазовых фес­тивалей, в 1965 г. вместе с группой советских деятелей джаза выезжал в Прагу на международный джазовый фестиваль. Продолжая ра­ботать над крупными му­зыкальными формами, за­канчивает в 1967 г. Второй концерт для фортепиано с оркестром симфоджазово- го состава. А оставаясь один, садился за инструмент и, как вспоминал позднее его сын Роберт (кстати, известный журналист), «играл больше Рахманинова, чем джаз, а лежа в постели, читал, напе­вая, партитуру Малера».

В 1965-66 гг. эра свинго­вых биг-бэндов заверши­лась и в СССР. Началась эра вокально-инструменталь- ных ансамблей - мир забо­лел «битломанией». В своем любимом деле А Цфасман уже не мог быть востребо­ван вообще.

Ушел из жизни Александр Наумович Цфасман в 1971 г.
Роль Александра Цфас­мана для становления со­ветского джаза неоценима, хотя в силу трагических особенностей эпохи, в ко­торой он жил и творил, он сделал намного меньше, чем мог в силу отпущенного ему природой таланта. И теперь, спустя много лет после его смерти, музыканты, зани­мающие ведущее положе­ние в джазе, начинают свой творческий пугь с изучения его записей 1930-40-х гг, А сам Александр Цфасман
- солист, дирижер, компози­тор - был и остается самым выдающимся деятелем «зо­лотой эры» советского джа­за, и ему по праву на «Площа­ди звезд» в Москве в 1998 г. установлен памятный знак.

Примечания:
1. Цит. по: Скороходов Г. Тайны граммофона. М., 2004, с. 33.

2. Состав оркестра ВРК: А.Ривчун, Э.Гейгнер, М.Кримян, Н.Крылов, АТевлин (саксофоны), В.Быков, М.Са- выкин, В.Зотов, Е.Куличков (трубы), Т.Кохонен, И.Давид, М.Фурсиков, А.Безродный (тромбоны), А.Розенвассер (контрабас), Б.Фельдман (гитара), Б.Колотухин, А.Зарапин, Б Дьяконов, 1.Кемлин (скрипки), М.Гинзбург (ф-но), Лаци Олах (удар­ные). Аранжировки делали А.Цфасман, Э.Гейгнер, Т.Ходорковский, М.Гинзбург, Н.Ваганов.

3. Цит. по: Громов Е. Ста­лин: искусство и власть. М. 2003, с. 441.

4. Городинский В. Музы­ка духовной нищеты. М.-Л., 1950, с. 77-85.

5. «Музыка толстых» - му­зыка, потрафляющая вку­сам пресыщенной публики. Выражение происходит от названия статьи М.Горького «О музыке толстых», опубли­кованной в газете «Правда» в 1928 г. М.Горький, не очень разобравшись, свалил в одну кучу джаз, музыку танцеваль­ной площадки и коммерче­скую эстраду. В целом статья была направлена не на кри­тику легкой музыки 1920-х гг., а на обличение буржуа­зии, «мира толстых людей». В обстановке царящей в СССР в то время вульгар­ной социологии эта статья сыграла свою реакционную роль в истории советской музыкальной эстрады.

6. Петров А. Черный кот in blue. Юрий Саульский - Жизнь и творчество. М., 1998, с. 25-26.

7. В состав «АМА-джаза», кроме лидера Александра Цфасмана (ф-но), входили Александр Трахтсров, Ни­колай Буров (саксофоны), Андрей Романенко (тру­ба), Анатолий Миловидов (тромбон), Владимир Печаткин (банджо), Иван Бачеев (ударные).

8. Баташев А. Советский джаз Исторический очерк М., 1972, с. 26.

9. Самин Д. Сто великих музыкантов. М., 2002, с. 395- 396.

10. Эстрада в России. XX век. Энциклопедия. - М.,2004, с. 189,653.

11. Баташев А. Указ. соч., с. 100.

12. Медведев А Александр Цфасман // Сб. Джазовые портреты. «Молодежная эс­трада», 1999, №5, с. 17.

13. Баташев А Указ соч., с. 100.

Яков БАСИН



Jazz-Квадрат, №%/2007



стиль
джаз
автор
Яков БАСИН
страна
Россия
музыкальный стиль
свинг, традиционный джаз

Расскажи друзьям:

Ещё из раздела композиторы, аранжировщики, бэнд-лидеры

  • стиль: джаз, джаз
  • автор: Ольга КОРЖОВА
  • страна: Россия
Когда почти пять лет тому назад я писала книгу о джазе в Ростове-на-Дону, мне посчастливилось познакомиться с самыми разными ветеранами ростовского эстрадно-джазового движения. Но, пожалуй, два человека произвели на меня самое сильное ...
подробнее
  • стиль: этно, этно
  • страна: Франция
  • музыкальный стиль: этно-джаз
В Москву приезжает легендарный композитор и продюсер Гектор Зазу. Правда, без Бьорк, Шеба Халида, Депардье и прочих своих друзей. Московское прогрессивное студенчество, особенно в возрасте от тридцати пяти и старше заполнит до отказа ...
подробнее
  • стиль: джаз, джаз
  • автор: Наталья СИДЕЛЬНИКОВА
  • страна: Россия
  • музыкальный стиль: свинг
"Я благодарен своей судьбе за то, что я дожил до сегодняшнего дня..." Когда над страною гудели метели, Мы все из Вайнштейновской вышли шинели. Под этой шинелью скрывался не раз От выпадов злобных прекраснейший джаз. Борис Гершт Эти строки ...
подробнее
© 2020 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com