Ситуация на музыкальной эстраде, ее откровенная политизация заставила А Цфасмана искать новые пути в развитии своих замыслов. «Осенью 1938 года, - рассказывал он позднее, - поняв, что мои устремления находятся в полном противоречии с требованиями эстрады, на которой мы уже прочно обосновались, я решил оставить свой постоянный оркестр и работать только для грамзаписей, собирая для этих целей любой необходимый мне состав. Многие коллеги по эстраде сочли мой уход чудачеством, даже безумием. Немалую роль в таком решении сыграло и то, что мне надоело зависеть от вокалистов, которые стали «центром» в джазе. Возвращаться же в ресторан я уже не хотел» [9].
Лаконичное высказывание А. Цфасмана нам говорит о многом. «Требования эстрады», на которые он ссылается - это не что иное, как необходимость полного подчинения идеологическим установкам укрепившегося сталинского режима, по которым во главу угла ставилось развития массовой песни при откровенной дискриминации всех остальных музыкальных форм и, в первую очередь, инструментального джаза. Для А Цфасмана это и означало «зависеть от вокалистов».
В 1930-е гг. в СССР основной формой концертных представлений стали эстрадно-музыкальные ревю, в которых были задействованы и музыканты джаз- оркестров, принимавших участие в интермедиях в качестве драматических актеров. Нередко программы оркестров представляли в силу своей театрализации целые спектакли со сквозными сюжетами. Родоначальником нового жанра, получившего название теаджаза, стал Леонид Утесов, который вместе со своим оркестром (лидер - трубач Яков Скоморовский) показал в Ленинграде первые такие программы: «Теаджаз» (1929) и «Джаз на повороте» (1930). Новую музыкальную форму переняли мюзик-холлы, стили возни- ката новые и новые теаджазы - Б. Ренского (Харьков, 1929), «Джаз-театр» Н. Березовского (Москва, 1933), Первый женский теаджаз (Москва, 1934), «Теаджаз-бу'фф» (Ленинград,1936) [10].
А Цфасман отдавать приоритет разговорному и песенному жанрам не хотел - он хотел играть инструментальный джаз, то есть делать то, что он умел и хотел делать. Оставалось найти такой вариант, где в чудовищных условиях идеологического давления для его чаяний могло найтись место. И такое место нашлось. Сначала это была студия Грампласттреста. а потом - джаз-оркестр Всесоюзного радиокомитета.
С января 1938 по июнь 1940 гг. Александр Цфасман вместе с музыкантами, которых он каждый раз набирал заново для работы в студии, сделал почти семь десятков записей, среди которых много и джазовой классики в его аранжировках, но все же больше его собственных произведений. Хронологически первой из этого цикла записей бьиа его и по сей день чрезвычайно популярная пьеса «Звуки джаза» (8 января 1938 г.). Многие его собственные темы («Последний летний день», «Мне грустно без тебя», «Солнечный день» и др.) и его обработки джазовых стандартов («Один из этих дней» - дуэт с барабанщиком Олегом Хведкевичем на тему Some Of These Days Ш. Брукса, «Мерцающие звезды» - Star dust X. Кармайкла, «Роз-Мари» - парафраз на тему музыки Р. Фримля из одноименной оперетты и др.), и сегодня тиражируются на компакт-дисках.
Доя студийных записей А. Цфасман привлекает лучших джазовых музыкантов своего времени. Среди них трубачи Виктор Быков и Марк Савыкин, тромбонисты Иосиф Давид и Тойк Ко- хонен, саксофонисты Александр Ривчун и Александр Савонин. В ряде записей соло на трубе звучит в исполнении специально приглашенного из Ленинграда трубача Георгия Иванова.
Параллельно А. Цфасман был занят еще в целом ряде проектов.
В 1939 г. режиссер А. Арнольд приглашает А. Цфасмана принять участие в создании оперетты братьев Покрасс по пьесе Бернарда Шоу «Шоколадный солдатик». Этим спектаклем открывался летний сезон в парке ЦЦКА. Главные роли исполняли лирический тенор Аркадий Погодин (наст. Пиливер) и Мария Миронова. Музыкальное сопровождение осуществлял джаз-оркестр А. Цфасмана. Представления шли в течение месяца при переполненных залах.
В 1940 г. А Цфасман пишет музыку к пародийному номеру Вениамина Гута (наст. Гутман) «Новая сказка о рыбаке и рыбке, или Кукло-джаз», где действовали движущиеся куклы в рост человека, изображавшие музыкантов, а в роли дирижера выступал человек (сам В. Гут).
В 1939 г. судьба А. Цфасмана сделала крутой поворот. Из созданного за два года до этого джаз-оркестра Всесоюзного радиокомитета (ВРК) ушел его первый лидер - Александр Варламов, и его место предложили А. Цфасману (А. Варламов возглавил Государственный джаз-оркестр СССР, костяк которого составили музыканты распущенного оркестра А. Цфасмана).
У советского джаза к этому времени уже было достаточно много собственных авторов: И. Дунаевский, Бр. Покрасс, Н. Богословский, М. Блантер, Ю. Милютин, А. Лепин и др., поэтому репертуар оркестра ВРК уже более чем наполовину был собственным. Но и на зарубежных пьесах уже лежала печать собственных аранжировок, которые писали пианист Т. Ходорковский, бывшие или будущие дирижеры М. Кадомцев, Ю. Лавреньев, бывший угесовский саксофонист Леонид Дидерихс. Великолепные партитуры, «снятые на слух» с иностранных пластинок делал бывший техник радиокомитета Анатолий Арский, который толком не мог играть на фортепиано, но прекрасно слышал джаз-оркестр.
С приходом А. Цфасмана в оркестре собралось много талантливых джазмэнов. Многие из них пришли вслед за лидером из его старых составов. В оркестре заблистал талант Эмиля Гейгнера (тенор-саксофон, кларнет, аранжировки), Михаила Фрумкина (труба), Лаци Олаха (барабанщик, чех- иммигрант), Борис Лернер (баритон-саксофон).
1939 год - год наибольшего успеха Александра Цфасмана и его оркестра. Именно в тот год сделаны записи, ста вшие для советского джаза классическими, но еще больше пьес и композиций пропали для потомков, ибо в те годы передачи в эфир в СССР шли прямо из студий. В истории довоенного советского джаза этот оркестр остался едва ли не единственным, который по звучанию и мастерству солистов смог приблизиться к лучшим образцам американских свинговых бэндов. Главным же было то, что именно в этом оркестре, более чем в любом другом, советские композиторы могли апробировать свои пьесы в джазовых ритмах.
Благодаря радио, советская джазовая музыка начала звучат!) на просторах огромной страны, а когда в СССР начались первые телевизионные передачи, оркестр радиокомитета стал первым составом, выступившим в первой джазовой телепрограмме. С оркестром записывались многие популярные вокалисты того времени. После спектакля «Шоколадный солдатик» Аркадий Погодин долгое время ежевечерне выступал с оркестром в кинотеатре «Художественный», а по субботам и воскресеньям после 12 часов ночи - в прямом эфире на радио. С А Погодиным было сделано и много записей («Возврата нет», «Я жду' письма», «Зимний день», «Оглянись»), Песня К Листова «В парке Чаир» была до войны одной из самых популярных в стране, а песней А Цфасмана «Счастливый дождик» начинались все футбольные матчи в Москве и других городах.
А. Цфасман активно искал, находил и выводил на большую эстраду талантливых исполнителей. Среди них заметное место занимаег певица Ружена Сикора, чешка по национальности, которую он пригласил к себе в оркестр, когда та еще была студенткой Ростовского музыкального училища. Р. Сикора стала первой исполнительницей многих песен А. Цфасмана. В годы войны и в первые послевоенные годы одним из первых исполнителей песен А. Цфасмана был также Иван Шмелев. Некоторые из них («Мне бесконечно жаль», «Я сегодня грущу») получили широкую популярность.
В 1941 г. А. Цфасман впервые исполняет свой концерт для фортепиано с джаз-оркестром, во время многочисленных выступлений с небольшими ансамблями с успехом исполняет собственные композиции и фантазии для фортепиано- соло.
7.
Осенью 1941 г, когда немцы подошли к Москве, оркестр вместе со всем радиокомитетом, сопровождавшем советское правительство, переехал в г. Куйбышев, откуда в те дни и звучал голос Юрия Левитана со словами «Говорит Москва». Музыкальные передачи велись в прямом эфире. Играли почти ежедневно. Зимой в неотапливаемых студиях играли в перчатках, не снимая теплой одежды.
Трудные были условия, но в те первые месяцы войны оркестр могла ожидать и просто трагическая судьба, какая постигла многих представителей творческих профессий, ушедших добровольцами в ополчение и спасших Москву. Достаточно сказать, что под Ельней попали в окружение и почти все погибли артисты Театра Сатиры, Госджаз-оркестра СССР и Образцово-показательного джаз-оркестра Наркомата обороны (руководитель - Ю. Лаврентьев).
В 1942 г. оркестр в полном составе выехал с концертами на Центральный фронт. Четыре месяца выступлений в воинских частях в районе Вязьмы, Смоленска, Калуги. Чаще всего делились на небольшие концергные бригады, выступали на полянах, попадали под бомбежки и артобстрелы, но добирались и до передовой. Бывало, что одетые в маскхалаты, музыканты играли прямо в окопах, в передышках между боями. Было дано более ста концертов.
Что касается студийной работы, то надо сказать, что передачи велись не только на СССР, но и на США и Великобританию. С оркестром пели лучшие советские вокалисты В. Нечаев, B. Бунчиков, Г. Абрамов, И. Шмелев, В. Красовицкая. А когда оркестр вернулся в Москву, в концертах принимали участие И, Козловский,
C. Лемешев, Н. Казанцева, Е. Флакс. Принимает А. Цфасман участие и в записи музыки к фильмам. В частности, это его рука слышна, когда звучит аккомпанемент к знаменитой песне Н. Богословского «Темная ночь» в фильме «Два бойца», которую поет Марк Бернес.
С открытием Второго фронта репергуарные возможности оркестра расширились: по ленд-лизу завозились американские джазовые пластинки, стали демонстрироваться американские музыкальные фильмы. На эстраде возник так называемый «союзнический» репертуар: оркестр А Цфасмана в СССР исполнял концерт Арти Шоу д ля кларнета с оркестром, а оркестр Арти Шоу в США - концерт А. Цфасмана для фортепиано с джаз-оркестром. Среди записей оркестра А. Цфасмана этого периода можно выделить пьесы Begin The Beguin Кола Портера из бродвейского мюзикла 1935 года «Юбилей» с великолепным соло Александра Ривчуна, Blue Skies («Голубое небо») и Always («Вечно») Ирвинга Берлина из первого звукового фильма «Певец джаза» (1927), лирический фокстрот Джерома Керна из американского фильма «Песнь о России».
В 1944 г. А. Цфасман создает одно из лучших своих произведений - «Интермеццо для кларнета с оркестром» и отсылает партитуру Бенни Гудмену, человеку, которому' это произведение и посвятил. Тот с большим успехом его исполнял. Спустя полтора десятилетия А Цфасман был одним из тех, кто «пробивал» гастроли Бенни Гудмена и его оркестра в СССР в 1962 г.
И в годы войны А Цфасман пишет много музыки и не только для своего оркестра (к примеру, для спектакля «Спасибо за внимание» для Ленинградского театра миниатюр (1943)). А в 1945 г. он «салютует» победе блестящим исполнением Rhapsody in Blue Джорджа Гершвина в Колонном зале Дома союзов с симфоническим оркестром под управлением Николая Голованова, становясь первым исполнит елеем этого произведения в СССР. «Рапсодия» Дж Гершвина была одним из самых любимых произведений пианиста. С ней он неоднократно выступал во многих городах страны (в том числе и в Минске) с лучшими филармоническими оркестрами.
Но и в военные годы ряды лучших джазовых музыкантов редели из-за необоснованных репрессий. Так, в 1943 г. был арестован и выслан в казахстанскую ссылку Александр Варламов, возглавлявший в то время Всесоюзную студию эстрадного искусства. И все же это было счастливейшее время в жизни и творчестве А Цфасмана. «В 1944-1945 годах, - вспоминал он в 1969 г., - будучи еще на радио, я работал с полной отдачей, много сочинял, много инструментовал, всеуменя выходило быстро, все спорилось. Я наслаждался оркестром и своим трудом. До сих пор не могу забыть эти два-три года необыкновенного творческого подъема» [11].
С огромной симпатией отзываются об этом времени и музыканты оркестра. В своей статье о А Цфасмане Александр Медведев приводит их воспоминания: «За свою дол1ую жизнь музыканта не помню случая, когда бы репетиции оркестра доставляли такое удовольствие. Ровно в десять утра в студии появлялся Цфасман, и начиналась работа - как праздник. Часами отрабатывали штрихи, детали, интонации, играли по группам, добивались ансамблевой слаженности. Мы познавали джаз во всей его сложности и красоте. В оркестре царил дух творческого поиска. Александр Наумович поощрял нас выступать малыми ансамблями, овладевать искусством аранжировки, импровизации... Его показы особенностей джазовой фразировки, ритма, тембровых «микстов» стоили многих лекций... Не случайно из рядов нашего оркестра вышли известные композиторы, дирижеры...» [12].
8.
Вынужденный оставить радиокомитет, А Цфасман недолго оставался без дела. Почти сразу поступило предложение занять место музыкального руководителя театра «Эрмитаж». Он согласился и провел здесь пять совсем неплохих лет. В «Эрмитаже» ему удалось собрать большой симфоджазовый состав, и хотя это уже была не совсем «та» музыка, но оркестр получился классный.
«Оркестр, собранный в «Эрмитаже», вызвал во мне новый прилив сил, - вспоминал А Цфасман позднее. - Молодым музыкантам, пришедшим ко мне тогда, ничего не надо было объяснять - они великолепно читали с листа и чувствовали характер и ритмический «пульс» музыки. Сказалось, видимо, то, что они шли «по лыжне», уже проложенной джазовыми музыкантами старшего поколения. На один из наших концертов пришли «утесов- цы», устроили нам овацию. Я показывал некоторые записи этого оркестра одному джазовому знатоку, - так он не поверил, что это наши музыканты играют, да еще более двадцати лет назад!» [13].
В этот период А Цфасман создает ряд новых инструментальных пьес, фантазий - некоторые из них, например, «Радостный день» (1947), имели шумный успех. В концертах принимали участие и популярные еще с 30-х гг. певцы, например ГЬоргий Абрамов. Однако в целом, как и весь период 1930-40-хгг.,эти годы также были непростыми. Во всю шло выкорчевывание самого духа джаза - его ритмики, синкопирования, всей его упругости, импровизационных возможностей. Большие оркестры уступали на эстраде место инструментальным квартетам (кларнет, фортепиано, контрабас, ударные), исполнявшие не более чем аккомпанирующие функции.
Антиамериканизм в политике привел к антиамериканизму в музыке, а развернувшаяся борьба с «космополитизмом» и раскрученная антисемитская кампания привели к изгнанию с эстрады ряда талантливых музыкантов и вокалистов еврейского происхождения. В качестве примера можно привести судьбу певца Аркадия Погодина, прекрасного, со всесоюзной славой исполнителя лирических песен и романсов. Затравленный, он уехал в провинцию, гастролировал на окраинах Союза и, в конце концов, затерялся настолько, что сведений о последних годах его жизни не сохранилось вовсе.
Интересны записи, сделанные А Цфасманом в качестве аккомпаниатора с Леонидом Утесовым (песни «Когда проходит молодость» и «Домик наЛесной», 1946).
К концу 1940-х гг. джаз в «чистом» виде с эстрады исчез. Чтобы исполнять синкопированную музыку и использовать джазовое звучание инструментов, руководителям оркестров приходилось идти на всевозможные ухищрения, создавая пародийные номера о жизни загнивающего капиталистического Запада или исполняя песни и инструментальные пьесы из репертуара прогрессивных (чаще всего, коммунистического направления) деятелей американской культуры, например певца Поля Робсона или поэта Ленгстона Хьюза. Пришлось поработать в этом ключе и А Цфасману, записавшему со своим оркестром в 1948 г. музыку к спектаклю Центрального театра кукол под руководством Сергея Образцова «Под шорох твоих ресниц» - комическую историю создания в Голливуде фильма о том, как американская разведчица Кармен («Катюша») проникает на территорию СССР. Блестящий спектакль- скетч и одновременно пародия на американские боевики того времени!
Более 10 лет продержался этот спектакль в репертуаре Teaipa С. Образцова (премьера состоялась 12 апреля 1949 г.). Во многом успех его был обязан и музыке А Цфасмана — остроумным фантазиям, в которых причудливо переплетались музыка из оперы Ж Бизе «Кармен», популярные джазовые темы, мелодии из кинофильмов (в том числе из «Серенады солнечной долины») и русские народные и шуточные песни. И все это - аранжированное в лучших традициях свинговых биг-бэндов начала 40-х гг. (К сожалению, в последующих редакциях спектакля многое из блестящих находок композитора потерялось, и музыка оказалась выхолощенной. Часть ее сохранилась в записях.)
В 1949 г. А Цфасман стал соавтором Дм. Шостаковича музыки к кинофильму «Встреча на Эльбе»: это его джазовые композиции звучали с экрана, демонстрируя «порочный мир капитала», который принесли с собой в Европу американские оккупационные войска. Спустя два года Дм. Шостакович вновь обратился за помощью к Александру Цфасману, и тот записал для фильма «Незабываемый 1919 год» большой музыкальный эпизод, о котором сам Дм. Шостакович сказал, что это «нечто фортепианного концерта».
До 1952 г. симфоджаз А. Цфасмана являлся одним из немногих оазисов в той пустыне, в которую была превращена совет ская эстрада. Однако борьба с «космополитизмом» коснулась и его: в 1952 г. прекратил существование и этот блестящий оркестр, после чего А Цфасман возглавлял лишь небольшие сгудийные ансамбли, записывал пласгинки и выступал как пианист-солист.
После смерти И. Сталина положение начало понемногу исправляться. Из ГУЛАГа, из сибирских ссылок стали возвращаться репрессированные в недалеком прошлом музыканта. Вновь повсеместно стали возникать джаз-оркестры. Но не все бэнд-лидеры вернулись к своей любимой работе. А Цфасман еще гастролирует с небольшим инструментальным ансамблем (М. Фрум- кин, И. Ключинский, А Рив- чун. Т. Кохонен, М. Ланцман, Л . Олах), но к идее возглавить свинговый биг-бэнд он уже не возвращается. Он пишет музыку' к художественным фильмам комедийного плана «Веселые звезды» (1954) и «За витриной универмага» (1956). Широко известна его блестящая свинговая аранжировка популярной песни «Бесаме мучо» из короткометражного фильма «Секрет красоты» с Олегом Анофриевым в главной роли (обыгрывался образ «стиляги»). Немало музыки написано им и для мультипликационных фильмов.
В 1956 г. в Колонном зале Дома Союзов состоялся большой концерт, посвященный 50-летию Александра Цфасмана, на котором блистали все грани творчества прекрасного музыканта. А в 1957 г. А Цфасман становится первым джазовым инструменталистом, которому в эпоху «реабилитации саксофонов» было присвоено звание застуженного артиста республики.
В 50-60-е годы А. Цфасман проводил большую работу по пропаганде джаза, был автором многочисленных критических статей, в 1962- 1966 гг. был членом жюри Московских джазовых фестивалей, в 1965 г. вместе с группой советских деятелей джаза выезжал в Прагу на международный джазовый фестиваль. Продолжая работать над крупными музыкальными формами, заканчивает в 1967 г. Второй концерт для фортепиано с оркестром симфоджазово- го состава. А оставаясь один, садился за инструмент и, как вспоминал позднее его сын Роберт (кстати, известный журналист), «играл больше Рахманинова, чем джаз, а лежа в постели, читал, напевая, партитуру Малера».
В 1965-66 гг. эра свинговых биг-бэндов завершилась и в СССР. Началась эра вокально-инструменталь- ных ансамблей - мир заболел «битломанией». В своем любимом деле А Цфасман уже не мог быть востребован вообще.
Ушел из жизни Александр Наумович Цфасман в 1971 г.
Роль Александра Цфасмана для становления советского джаза неоценима, хотя в силу трагических особенностей эпохи, в которой он жил и творил, он сделал намного меньше, чем мог в силу отпущенного ему природой таланта. И теперь, спустя много лет после его смерти, музыканты, занимающие ведущее положение в джазе, начинают свой творческий пугь с изучения его записей 1930-40-х гг, А сам Александр Цфасман
- солист, дирижер, композитор - был и остается самым выдающимся деятелем «золотой эры» советского джаза, и ему по праву на «Площади звезд» в Москве в 1998 г. установлен памятный знак.
Примечания:
1. Цит. по: Скороходов Г. Тайны граммофона. М., 2004, с. 33.
3. Цит. по: Громов Е. Сталин: искусство и власть. М. 2003, с. 441.
4. Городинский В. Музыка духовной нищеты. М.-Л., 1950, с. 77-85.
5. «Музыка толстых» - музыка, потрафляющая вкусам пресыщенной публики. Выражение происходит от названия статьи М.Горького «О музыке толстых», опубликованной в газете «Правда» в 1928 г. М.Горький, не очень разобравшись, свалил в одну кучу джаз, музыку танцевальной площадки и коммерческую эстраду. В целом статья была направлена не на критику легкой музыки 1920-х гг., а на обличение буржуазии, «мира толстых людей». В обстановке царящей в СССР в то время вульгарной социологии эта статья сыграла свою реакционную роль в истории советской музыкальной эстрады.
6. Петров А. Черный кот in blue. Юрий Саульский - Жизнь и творчество. М., 1998, с. 25-26.
7. В состав «АМА-джаза», кроме лидера Александра Цфасмана (ф-но), входили Александр Трахтсров, Николай Буров (саксофоны), Андрей Романенко (труба), Анатолий Миловидов (тромбон), Владимир Печаткин (банджо), Иван Бачеев (ударные).
8. Баташев А. Советский джаз Исторический очерк М., 1972, с. 26.
9. Самин Д. Сто великих музыкантов. М., 2002, с. 395- 396.
10. Эстрада в России. XX век. Энциклопедия. - М.,2004, с. 189,653.
11. Баташев А. Указ. соч., с. 100.
12. Медведев А Александр Цфасман // Сб. Джазовые портреты. «Молодежная эстрада», 1999, №5, с. 17.
Когда смотришь на фотографии 20-30-х годов теперь уже прошлого столетия. то многое, что происходило в те годы, кажется безмерно далеким, неосязаемым. События, судьбы людей, овеянных легендами... Но в дальнейшем, прикасаясь к той жизни через ...
«Чем славится индийская культура? Вот, скажем, Шива: многорук, клыкаст, Еще артиста знаем, Радж Капура И касту йогов, странную из каст.» Уверен: если бы Владимир Высоцкий работал над этими строчками десятилетием позже, в перечислении ...
Идею написания этой статьи мне подсказал редактор нашего журнала Александр Островцов. «Еще думал про W.C. Handy. А то премия столько лет была главной, а про него толком никто ничего не знает», - писал мне Саша в e-mail при обсуждении ...
В этом году исполняется 80 лет со дня рождения замечательного музыканта, композитора, Народного артиста РСФСР, лауреата премии Президента России, одного из первопроходцев джаза в восточной Европе – Юрия Сергеевича Саульского. Наверное, не один ...
В этом году Оливеру Нельсону могло бы исполниться 76 лет. Саксофонист, аранжировщик, бэндлидер и композитор ушел из жизни трагически рано, ему не успело исполниться 44, но сделанного им вполне достаточно, чтобы зачислить замечательного музыканта в ...
В американской музыкальной культуре есть понятие American Songbook – «Американская песенная тетрадь». Это набор популярных песен, написанных в основном в период 20-х – 60-х годов XX века такими композиторами, как Джером Керн, Джордж Гершвин, Харольд ...
Редко кто пользуется столь безоговорочным уважением в самых разных кругах музыкального сообщества, как Гюнтер Шуллер. Его в равной степени почитают и представители академической музыки, и джазмэны. При этом, если говорить о последних, то Шуллер ...
После очередного джаз-фестиваля в Ростове-на-Дону «Центр имени Кима Назаретова приглашает» Интернациональный биг-бэнд «Ростов – Дортмунд» (напомню, что он объединил джазмэнов муниципального джаз-оркестра Кима Назаретова и джазовой академии Глена ...
Аксиома: Алексис Корнер – отец британского блюза Аксиома, как известно, - утверждение, не требующее доказательств. В современном мире под сомнение ставится все – от существования Бога до авторства «Тихого Дона». Но интересно, ...
Солидный "Музыкальный энциклопедический словарь" позднесоветского периода не знает человека по имени Астор Пьяццола. То есть не знает вообще. Нет ни отдельной статьи, ни упоминания в заметке о танго, ни даже скромного упоминания при перечислении ...
"Не оглядывайтесь назад, на этом теряешь энергию!" Стен Кентон В этом году (2004) исполняется двадцать пять лет со дня смерти Стена Кентона. Он был пианистом, композитором, аранжировщиком, но в историю джаза, куда это имя вписано, бесспорно, очень ...
Уже прошел год, как оборвалась жизнь выдающегося аранжировщика, композитора и музыканта Виталия Долгова. Потеря невосполнимая. Только сейчас, особенно остро понимаешь, какой неоценимый вклад внес он в сокровищницу мирового джаза. За долгую жизнь в ...