nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Ивар Мазурс - Вся жизнь в ритмах джаза

Ивар Мазурс - Вся жизнь в ритмах джаза  Исполнилось 80 лет Ивару Мазурсу. Легендарному латвийскому джазовому музыканту-пианисту, аранжировщику, руководителю джаз-оркестра, самого известного в Риге в 50-60-е годы Увлечение джазом началось у Ивара еще в юные годы. Часами он слушал его по радиоприемнику и на грампластинках. Особенно нравится Ивару оркестр Каунта Бейси. Его мощное и плотное звучание, невероятный ритмический напор.Даже не верилось, что так могут играть живые люди. В 1946 году он часами просиживал в Радиокомитете на репетициях джаз-оркестра, которым руководил талантливый пианист Лев Токарев, стараясь понять все тонкости игры бэнда. Оркестр играл и мелодии из фильма "Серенада солнечной долины" и самую известную американскую джазовую классику. Но продолжалось это недолго. Через два года началась "холодная волна", слово "джаз" стало запретным и уже вскоре оркестр был распущен.

Родители Ивара - известные в Латвии врачи, не разделяли увленчения сына. Они видели его только хирургом. Всегда восхищались руками сына, как бы специально созданными для этой специальности.. После окончания школы Ивар, по желанию родителей все же поступил в медицинский институт, но после третьего курса все же решает с ним расстаться. Любовь к музыке, к джазу взяла верх. Он уже хорошо играл на фортепиано.

Начинал он играть в ресторанчике Верманского парка. В оркестре играл известный трубач Волдемар Лацис. До войны, как член бельгийского джазового клуба он получал ноты и новейшие грампластинки. И Ивар подолгу просиживал у него дома, слушая мировых звезд. На рубеже 40-50 годов Мазурс играет в ансамбле "Сикс". В нем выделяется своими импровизациями тенор-саксофонист Гунар Кушкис. Вскоре Ивар начинает писать свои первые аранжировки. Мелодия, услышанная им по радиоприемнику или на грампластинках, уже скоро попадает в репертуар ансамбля. Публике очень нравится эта музыка - современная, новая по звучанию. Ансамбль играет на танцевальных вечерах во многих клубах города. Особенно горячо их принимают в клубе медицинских работников. Главное - в игре ансамбля уже появляются элементы джаза.

Летом на Взморье, в Майори отдыхающая публика любила посещать известный ресторан "Корсо". С 1953 года в "Корсо" начинает играть оркестр Ивара Мазурса. В репертуаре - "вечнозеленая " джазовая классика в стиле свинг: Дюк Эллингтон, Джордж Гершвин, Гленн Миллер... В оркестре выделялись солисты-импровизаторы: тенор-саксофонист Гунар Кушкис, альт-саксофонист Виктор Гнедовский, контрабасист и трубач Борис Коган, барабанщик Оскар Михельсон... Многие гости из других городов: артисты, музыканты специально приходили в "Корсо" послушать оркестр Мазурса. В один из вечеров восторженный прием оказали ему московские музыканты оркестра Большого театра. Однажды поиграл с рижанами и знаменитый барабанщик Лаци Олах.

После завершения летнего сезона оркестр Мазурса перебирался из "Корсо" в Ригу, в клуб электромеханического завода. Клуб этот называли в народе "Арматура". Почему оркестр считался лучшим в Риге? Дело в том, что Мазурс- талантливый аранжировщик и пианист, энергичный и целеустремленный руководитель оркестра. искренне любил джаз. А не себя в джазе. И у него явно проявлялось желание постоянно знакомить людей с искусством джаза, с произведениями великих мастеров, с ведущими исполнителями... И потому в его оркестре всегда играли лучшие рижские музыканты. И потому качество исполняемой музыки было лучшим. Вот и весь секрет, связанный с именем Ивара Мазурса.

Осенью в "Арматуре" в оркестр пришли новые музыканты: саксофонист Миервалдис Ионанс, контрабасист Иссай Гордон, тромбонист Борис Райский... Райский оказался ценным приобретением для оркестра. Высокообразованый, интеллигентный классный музыкант - настоящий профессор джаза. Живя в Китае, он дружил с Олегом Лундстремом и тоже в те годы руководил одним из шанхайских бэндов. И, оказавшись в середине 50-х в Риге, Райский никого не искал, а сразу пришел к Мазурсу. И Ивар без раздумий пригласил его в свой оркестр.

По-прежнему в репертуаре оркестра - композиции стиля свинг. Молодежи 50-х годов нравились вечера танцев в "Арматуре". Попасть туда было очень сложно. Многие приходили в клуб даже не потанцевать и не познакомиться с девушкой, а просто постоять у сцены и послушать отличный джаз. Иногда в клуб приходили люди с проверкой репертуара оркестра. Американский джаз играть не разрешалось. Но у оркестра была отличная конспирация. Звонком при входе музыкантов предупреждали о проверке и когда "гости" заходили в зал, оркестр играл…краковяк.

Оркестр Мазурса бесспорно был лучшим в городе и неудивительно, что именно его в 1954 году пригласили принять участие в концерте по случаю открытия Латвийского телецентра.

Любопытную историю, связанную с Мазурсом рассказал не так давно на концерте в Риге легендарный питерский джазмэн Геннадий Гольштейн. В середине 50-ых годов в оркестре Мазурса играл на баритон-саксофоне друг Геннадия - Георгий Фридман. Он приехал из Ленинграда в Ригу поступать в музыкальное училище им. Язепа Медыня. Георгий в восторге от аранжировок Мазурса. Вернувшись в Ленинград, он показал переписанные им аранжировки Ивара Гольштейну. Новый, современный язык поразил и Геннадия. Вдвоем они направились к руководителю ленинградского джаз-оркестра Иосифу Вайнштейну. В это время Геннадий и целая группа молодых и талантливых музыкантов Ленинграда перешли к Вайнштейну, с целью сделать по-настоящему первоклассный биг-бэнд. Все остались от аранжировое в восторге. Что им и удалось. Так аранжировки Ивара Мазурса послужили становлению в 60-ые годы знаменитого и бесспорно лучшего в Союзе джаз-оркестра. Позже эту историю мне подтвердил и сам Георгий Фридман.

Когда в 1957 году при Латвийской Государственной филармонии был создан Рижский Эстрадный Оркестр (РЭО), в него перешли от Мазурса несколько музыкантов. И тогда Ивар пригласил в свой бэнд - настоящую "школу джаза", молодых и талантливых исполнителей: тенор - саксофониста Раймонда Раубишко, альт-саксофониста Ивара Бирканса, трубача Айвара Круминьша, тромбониста Пауля Миерлейса.. И вновь, в "Арматуре", до отказа заполненном танцующей публикой, великолепно свингует оркестр Ивара Мазурса. Для меня и моих друзей это были незабываемые вечера. Но счастье не может быть бесконечным...
Через несколько лет, не найдя общего языка с новым директором клуба, Мазурс и его оркестр покидают ставшую уже легендарной "Арматуру".

С 1963 года бэнд Ивара Мазурса играет в Доме культуры "Драудзиба". И вновь успех,и вновь без устали танцует под мелодии свинга восторженная публика.
Девять лет продолжались всыступления оркестра в "Драудзибе". Но неотвратимо наступало время рок-музыки и уже вскоре молодежь стала танцевать и веселиться под другие мелодии и ритмы. На сцену взошли парни с гитарами...

Считая, что учиться никогда не поздно, Ивар поступает в Латвийскую Государственную консерваторию и уже в зрелом возрасте ее успешно заканчивает. Еще работая в "Арматуре", Ивар старается популяризировать джаз не только музыкой, но и словом. В латвийских журналах появляются его публикации по истории мирового джаза. Начинается его сотрудничество с латвийским радио. которое продолжается до настоящего времени. Еще в 1957 году, когда Мазурсу как самой авторитетной персоне в области джаза, предложили возглавить созданный при филармонии Рижский Эстрадный Оркестр (РЭО), Ивар от предложения отказался. Работа на радио его интересовала значительно больше - открывалась возможность серьезно и глубоко заниматься популяризацией джазовой музыки.

Должность редактора, а позже начальника отдела легкой музыки требовала постоянного балансирования между желаниями и возможностями. Идеология в период "холодной войны" с Америкой - родиной джаза, да и всем западным миром, была очень жесткой. Но Мазурс, умный и деликатный человек, всегда находил нужные слова при утвержденеии своих радиопередач. И уже много лет его голос рассказывает в эфире о истории мирового джаза, о его ведущих музыкантах, оркестрах,о латвийских джазовых звездах. С 1976 года в Риге ежегодно проводились джазовые фестивали "Ритмы лета" и Мазурс стал первым, кто записывал фестивальные концерты и давал их в эфир по всей Латвии.

Все эти годы не забывал Ивар и концертную деятельность, нередко выступая с молодыми джазовыми музыкантами. И сегодня его изящные руки несостоявшегося хирурга продолжают скользить по черно-белым клавишам рояля в уютном зале ресторана гостиницы De Roma.

Фото автора

Валерий Копман


стиль
джаз
автор
Валерий КОПМАН
страна
Латвия
музыкальный стиль
мэйнстрим


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела композиторы, аранжировщики, бэнд-лидеры

  • стиль: джаз, джаз
И вновь гастроли, гастроли, гастроли... К 1 января 1945 года в составе оркестра было 53 человека, включая танцевальную группу. Эти люди колесили по стране в двух пассажирских вагонах, возя с собой 13 детей, среди которых были и грудные. Концертная ...
  • стиль: джаз, джаз
"С миру по нитке..." Музыканты, которыми пополнился оркестр, были представителями самых разных городов страны и самых разных национальностей. В документах оркестра можно найти списки состава, относящиеся к 1944-1946 годам, с указанием "домашнего ...
  • стиль: джаз, джаз
Война Весной 41-го Госджаз-оркестр БССР выступал в Москве, в помещении Клуба летчиков на Ленинградском проспекте, а в начале лета оказался в Киеве. Воскресный день 22 июня обещал отдых на Днепре. Проснулись утром в гостинице. Прекрасная погода, ...
  • стиль: джаз, джаз
БЕЛОСТОКСКИЕ ВИРТУОЗЫ Уехав в начале мая 1940 года на гастроли, Государственный джаз-оркестр БССР под управлением Эдди Рознера смог дать следующий свой концерт в Минске уже после того, как Белоруссия была освобождена от фашистов. 5 июня 1940 года в ...
  • стиль: джаз, джаз
Эдди Рознер — путь к джазу Сын польского эмигранта-рабочего, родившийся в Берлине Эдди (Адольф Эдуард) Рознер уже в четырехлетнем возрасте проявил незаурядные музыкальные способности, однако получить специальное образование в кайзеровской Германии ...
  • стиль: джаз, джаз
"Нет пророка в своем отечестве". Это утверждение наших предков как никогда актуально сегодня, когда к нам возвращаются из небытия имена тех, кто в свое время составил славу отечества, но кого забыли, лишили любимой работы, а порой свободы и даже ...
  • стиль: джаз, джаз
По всем музыкальным канонам общепринятой датой конца эры свинговых биг-бендов считается 1946 год. Так ли это? НЕМНОГО ИСТОРИИ В годы войны рост расходов на милитаризацию экономики и 20-процентный налог на индустрию развлечений привели к тому, что ...
  • стиль: джаз, джаз
В Киеве произошло печальное событие. Нас покинул представитель старой гвардии джазовых музыкантов Украины Евгений Алексеевич Дергунов — блестящий джазовый аранжировщик, композитор, пианист. Он родился в 1936 году в семье генерала ВВС и драматической ...
  • стиль: блюз, блюз
Эту статью следовало напи­сать еще в 2003-м, потому что 29 ноября того года Джон Мэйелл отметил свой юбилей: ему исполнилось 70 лет. Но я не собираюсь оп­равдываться, мол "лучше уж поздно, чем никогда!". Пото­му что когда говоришь об этом человеке, ...
  • стиль: джаз, джаз
Линдли Армстронг Джонс по прозвищу "Spike" (англ. "костыль", "гвоздь") — барабанщик, композитор, дирижер и лидер оркестра, согласно биографическому справочнику "Американского общества композиторов, авторов и издателей" (ASCAP), членом которого он ...
  • стиль: джаз, джаз
В 1962 году Charlie Mingus встретил Sun Ra и спросил его, что он делает в Нью- Йорке, на что Sun Ra ответил, что он бывает здесь достаточно часто. "Нет, — сказал Mingus, — Я подразумеваю, что Вы делаете здесь, на Земле?". В Филадельфии на доме по ...
  • стиль: джаз, джаз
Особого внимания требует факт взаимоотношений Sun Ra и некоторых его оркест­рантов (в особенности John Gilmore) с John Coltrane. По­мимо того, что Джон высоко ценил творчество Sun Ra, он черпал вдохновение в его му­зыкальных идеях и метафизи­ческих ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com