nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Ивар Мазурс - Вся жизнь в ритмах джаза

Ивар Мазурс - Вся жизнь в ритмах джаза  Исполнилось 80 лет Ивару Мазурсу. Легендарному латвийскому джазовому музыканту-пианисту, аранжировщику, руководителю джаз-оркестра, самого известного в Риге в 50-60-е годы Увлечение джазом началось у Ивара еще в юные годы. Часами он слушал его по радиоприемнику и на грампластинках. Особенно нравится Ивару оркестр Каунта Бейси. Его мощное и плотное звучание, невероятный ритмический напор.Даже не верилось, что так могут играть живые люди. В 1946 году он часами просиживал в Радиокомитете на репетициях джаз-оркестра, которым руководил талантливый пианист Лев Токарев, стараясь понять все тонкости игры бэнда. Оркестр играл и мелодии из фильма "Серенада солнечной долины" и самую известную американскую джазовую классику. Но продолжалось это недолго. Через два года началась "холодная волна", слово "джаз" стало запретным и уже вскоре оркестр был распущен.

Родители Ивара - известные в Латвии врачи, не разделяли увленчения сына. Они видели его только хирургом. Всегда восхищались руками сына, как бы специально созданными для этой специальности.. После окончания школы Ивар, по желанию родителей все же поступил в медицинский институт, но после третьего курса все же решает с ним расстаться. Любовь к музыке, к джазу взяла верх. Он уже хорошо играл на фортепиано.

Начинал он играть в ресторанчике Верманского парка. В оркестре играл известный трубач Волдемар Лацис. До войны, как член бельгийского джазового клуба он получал ноты и новейшие грампластинки. И Ивар подолгу просиживал у него дома, слушая мировых звезд. На рубеже 40-50 годов Мазурс играет в ансамбле "Сикс". В нем выделяется своими импровизациями тенор-саксофонист Гунар Кушкис. Вскоре Ивар начинает писать свои первые аранжировки. Мелодия, услышанная им по радиоприемнику или на грампластинках, уже скоро попадает в репертуар ансамбля. Публике очень нравится эта музыка - современная, новая по звучанию. Ансамбль играет на танцевальных вечерах во многих клубах города. Особенно горячо их принимают в клубе медицинских работников. Главное - в игре ансамбля уже появляются элементы джаза.

Летом на Взморье, в Майори отдыхающая публика любила посещать известный ресторан "Корсо". С 1953 года в "Корсо" начинает играть оркестр Ивара Мазурса. В репертуаре - "вечнозеленая " джазовая классика в стиле свинг: Дюк Эллингтон, Джордж Гершвин, Гленн Миллер... В оркестре выделялись солисты-импровизаторы: тенор-саксофонист Гунар Кушкис, альт-саксофонист Виктор Гнедовский, контрабасист и трубач Борис Коган, барабанщик Оскар Михельсон... Многие гости из других городов: артисты, музыканты специально приходили в "Корсо" послушать оркестр Мазурса. В один из вечеров восторженный прием оказали ему московские музыканты оркестра Большого театра. Однажды поиграл с рижанами и знаменитый барабанщик Лаци Олах.

После завершения летнего сезона оркестр Мазурса перебирался из "Корсо" в Ригу, в клуб электромеханического завода. Клуб этот называли в народе "Арматура". Почему оркестр считался лучшим в Риге? Дело в том, что Мазурс- талантливый аранжировщик и пианист, энергичный и целеустремленный руководитель оркестра. искренне любил джаз. А не себя в джазе. И у него явно проявлялось желание постоянно знакомить людей с искусством джаза, с произведениями великих мастеров, с ведущими исполнителями... И потому в его оркестре всегда играли лучшие рижские музыканты. И потому качество исполняемой музыки было лучшим. Вот и весь секрет, связанный с именем Ивара Мазурса.

Осенью в "Арматуре" в оркестр пришли новые музыканты: саксофонист Миервалдис Ионанс, контрабасист Иссай Гордон, тромбонист Борис Райский... Райский оказался ценным приобретением для оркестра. Высокообразованый, интеллигентный классный музыкант - настоящий профессор джаза. Живя в Китае, он дружил с Олегом Лундстремом и тоже в те годы руководил одним из шанхайских бэндов. И, оказавшись в середине 50-х в Риге, Райский никого не искал, а сразу пришел к Мазурсу. И Ивар без раздумий пригласил его в свой оркестр.

По-прежнему в репертуаре оркестра - композиции стиля свинг. Молодежи 50-х годов нравились вечера танцев в "Арматуре". Попасть туда было очень сложно. Многие приходили в клуб даже не потанцевать и не познакомиться с девушкой, а просто постоять у сцены и послушать отличный джаз. Иногда в клуб приходили люди с проверкой репертуара оркестра. Американский джаз играть не разрешалось. Но у оркестра была отличная конспирация. Звонком при входе музыкантов предупреждали о проверке и когда "гости" заходили в зал, оркестр играл…краковяк.

Оркестр Мазурса бесспорно был лучшим в городе и неудивительно, что именно его в 1954 году пригласили принять участие в концерте по случаю открытия Латвийского телецентра.

Любопытную историю, связанную с Мазурсом рассказал не так давно на концерте в Риге легендарный питерский джазмэн Геннадий Гольштейн. В середине 50-ых годов в оркестре Мазурса играл на баритон-саксофоне друг Геннадия - Георгий Фридман. Он приехал из Ленинграда в Ригу поступать в музыкальное училище им. Язепа Медыня. Георгий в восторге от аранжировок Мазурса. Вернувшись в Ленинград, он показал переписанные им аранжировки Ивара Гольштейну. Новый, современный язык поразил и Геннадия. Вдвоем они направились к руководителю ленинградского джаз-оркестра Иосифу Вайнштейну. В это время Геннадий и целая группа молодых и талантливых музыкантов Ленинграда перешли к Вайнштейну, с целью сделать по-настоящему первоклассный биг-бэнд. Все остались от аранжировое в восторге. Что им и удалось. Так аранжировки Ивара Мазурса послужили становлению в 60-ые годы знаменитого и бесспорно лучшего в Союзе джаз-оркестра. Позже эту историю мне подтвердил и сам Георгий Фридман.

Когда в 1957 году при Латвийской Государственной филармонии был создан Рижский Эстрадный Оркестр (РЭО), в него перешли от Мазурса несколько музыкантов. И тогда Ивар пригласил в свой бэнд - настоящую "школу джаза", молодых и талантливых исполнителей: тенор - саксофониста Раймонда Раубишко, альт-саксофониста Ивара Бирканса, трубача Айвара Круминьша, тромбониста Пауля Миерлейса.. И вновь, в "Арматуре", до отказа заполненном танцующей публикой, великолепно свингует оркестр Ивара Мазурса. Для меня и моих друзей это были незабываемые вечера. Но счастье не может быть бесконечным...
Через несколько лет, не найдя общего языка с новым директором клуба, Мазурс и его оркестр покидают ставшую уже легендарной "Арматуру".

С 1963 года бэнд Ивара Мазурса играет в Доме культуры "Драудзиба". И вновь успех,и вновь без устали танцует под мелодии свинга восторженная публика.
Девять лет продолжались всыступления оркестра в "Драудзибе". Но неотвратимо наступало время рок-музыки и уже вскоре молодежь стала танцевать и веселиться под другие мелодии и ритмы. На сцену взошли парни с гитарами...

Считая, что учиться никогда не поздно, Ивар поступает в Латвийскую Государственную консерваторию и уже в зрелом возрасте ее успешно заканчивает. Еще работая в "Арматуре", Ивар старается популяризировать джаз не только музыкой, но и словом. В латвийских журналах появляются его публикации по истории мирового джаза. Начинается его сотрудничество с латвийским радио. которое продолжается до настоящего времени. Еще в 1957 году, когда Мазурсу как самой авторитетной персоне в области джаза, предложили возглавить созданный при филармонии Рижский Эстрадный Оркестр (РЭО), Ивар от предложения отказался. Работа на радио его интересовала значительно больше - открывалась возможность серьезно и глубоко заниматься популяризацией джазовой музыки.

Должность редактора, а позже начальника отдела легкой музыки требовала постоянного балансирования между желаниями и возможностями. Идеология в период "холодной войны" с Америкой - родиной джаза, да и всем западным миром, была очень жесткой. Но Мазурс, умный и деликатный человек, всегда находил нужные слова при утвержденеии своих радиопередач. И уже много лет его голос рассказывает в эфире о истории мирового джаза, о его ведущих музыкантах, оркестрах,о латвийских джазовых звездах. С 1976 года в Риге ежегодно проводились джазовые фестивали "Ритмы лета" и Мазурс стал первым, кто записывал фестивальные концерты и давал их в эфир по всей Латвии.

Все эти годы не забывал Ивар и концертную деятельность, нередко выступая с молодыми джазовыми музыкантами. И сегодня его изящные руки несостоявшегося хирурга продолжают скользить по черно-белым клавишам рояля в уютном зале ресторана гостиницы De Roma.

Фото автора

Валерий Копман


стиль
джаз
автор
Валерий КОПМАН
страна
Латвия
музыкальный стиль
мэйнстрим


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела композиторы, аранжировщики, бэнд-лидеры

  • стиль: джаз, джаз
Когда смотришь на фотографии 20-30-х годов теперь уже прошлого столетия. то многое, что происходило в те годы, кажется безмерно далеким, неосязаемым. События, судьбы людей, овеянных легендами... Но в дальнейшем, прикасаясь к той жизни через ...
  • стиль: этно, этно
«Чем славится индийская культура? Вот, скажем, Шива: многорук, клыкаст, Еще артиста знаем, Радж Капура И касту йогов, странную из каст.» Уверен: если бы Владимир Высоцкий работал над этими строчками десятилетием позже, в перечислении ...
  • стиль: блюз, блюз
Идею написания этой статьи мне подсказал редактор нашего журнала Александр Островцов. «Еще думал про W.C. Handy. А то премия столько лет была главной, а про него толком никто ничего не знает», - писал мне Саша в e-mail при обсуждении ...
  • стиль: джаз, джаз
В этом году исполняется 80 лет со дня рождения замечательного музыканта, композитора, Народного артиста РСФСР, лауреата премии Президента России, одного из первопроходцев джаза в восточной Европе – Юрия Сергеевича Саульского. Наверное, не один ...
  • стиль: джаз, джаз
В этом году Оливеру Нельсону могло бы исполниться 76 лет. Саксофонист, аранжировщик, бэндлидер и композитор ушел из жизни трагически рано, ему не успело исполниться 44, но сделанного им вполне достаточно, чтобы зачислить замечательного музыканта в ...
  • стиль: джаз, джаз
В американской музыкальной культуре есть понятие American Songbook – «Американская песенная тетрадь». Это набор популярных песен, написанных в основном в период 20-х – 60-х годов XX века такими композиторами, как Джером Керн, Джордж Гершвин, Харольд ...
  • стиль: джаз, джаз
Редко кто пользуется столь безоговорочным уважением в самых разных кругах музыкального сообщества, как Гюнтер Шуллер. Его в равной степени почитают и представители академической музыки, и джазмэны. При этом, если говорить о последних, то Шуллер ...
  • стиль: джаз, джаз
После очередного джаз-фестиваля в Ростове-на-Дону «Центр имени Кима Назаретова приглашает» Интернациональный биг-бэнд «Ростов – Дортмунд» (напомню, что он объединил джазмэнов муниципального джаз-оркестра Кима Назаретова и джазовой академии Глена ...
  • стиль: блюз, блюз
Аксиома: Алексис Корнер – отец британского блюза Аксиома, как известно, - утверждение, не требующее доказательств. В современном мире под сомнение ставится все – от существования Бога до авторства «Тихого Дона». Но интересно, ...
  • стиль: этно, этно
Солидный "Музыкальный энциклопедический словарь" позднесоветского периода не знает человека по имени Астор Пьяццола. То есть не знает вообще. Нет ни отдельной статьи, ни упоминания в заметке о танго, ни даже скромного упоминания при перечислении ...
  • стиль: джаз, джаз
"Не оглядывайтесь назад, на этом теряешь энергию!" Стен Кентон В этом году (2004) исполняется двадцать пять лет со дня смерти Стена Кентона. Он был пианистом, композитором, аранжировщиком, но в историю джаза, куда это имя вписано, бесспорно, очень ...
  • стиль: джаз, джаз
Уже прошел год, как оборвалась жизнь выдающегося аранжировщика, композитора и музыканта Виталия Долгова. Потеря невосполнимая. Только сейчас, особенно остро понимаешь, какой неоценимый вклад внес он в сокровищницу мирового джаза. За долгую жизнь в ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com