Эта статья должна была появиться на свет года полтора- два назад. Но тогда артисты были заняты записями, аранжировками, выступлениями. Потом, под грузом событий, идея написать о группе Nor Dar как-то отошла на второй план, а трагическое событие, происшедшее почти год назад, опять оттянуло статью. И вот сейчас, в канун годовщины смерти лидера трио, долг памяти заставил взяться за перо.
Карине Микаелян (Кора) первые уроки музыки получила у своей матери — блестящего педагога Тамары Аветиковой — в возрасте пяти лет. Затем музыкальное училище и композиторское отделение Ереванской государственной консерватории им.Комитаса.
Еще будучи студенткой она делала серьезные творческие заявки. В городе много говорили о ее блестящем выступлении, на котором великий композитор современности Авет Тертерян высказал идею вручить ей сразу диплом консерватории. Собственно, она и окончила консерваторию экстерном, написав свою первую симфонию ''Белый монах". За свои работы в области классической аранжировки получила награду ЮНЕСКО "Мастера искусств". Она много выступала...
Потом настал 1988 год. Карабахское движение, всколыхнувшее всю Армению, страшное спитакское землетрясение, развал СССР Армения очень тяжело переживала все эти события. Энергетическая блокада со стороны соседней, бывшей братской республики,холод и полное отсутствие электричества. В те годы, чтобы как-то подработать, Кора устраивается тапером в бар "Амадеус", где стылыми пальцами приходилось играть в угоду невзыскательной публике ресторанный репертуар... В середине 90-х судьба забрасывает Кору, ее мужа Орестиса Мустидиса и их друга Тиграна Саркисяна в Грецию, на историческую родину Орестиса. Там они создают трио Nor Dar ("Новый век"). Оба партнера Коры по группе — опытные музыканты. Мустидис—ученик знаменитого джазового барабанщика Роберта Еолчяна (оттуда у него и любовь к джазу), специализирующийся на восточной перкуссии. А Саркисян — виртуозный исполнитель на народных духовых инструментах. Он одинаково здорово владеет дудуком, шви, зурной, блулом, а также кларнетом. В 1997 году это трио записывает и выпускает на греческой студии Libra Music свой первый альбом Opus of the Lizard. Они совершенно не были знакомы греческой публике и музыкальной общественности. Более того, они не были ни виртуозами, ни признанными, опытными исполнителями. Но они были серьезными профессионалами, сильно любящими Армению и всецело преданными национальному мелосу. Они не подражали никому и ничему, поскольку им, а точнее Коре, было что сказать свое. Альбом разошелся быстро. К удивлению и компании Libra Music, которая его выпустила, и участников трио Nor Dar, его раскупали не только те, кого принято называть "музыкальная общественность", но и молодежь, которая в Афинах, как и везде, предпочитает попсу и рок.
Итак, Opus of the Lizard. Четырнадцать композиций, сделанных с глубоким проникновением в суть армянского мелоса, пропущенного через сердце и душу музыкантов и, в частности, Коры.
Альбом посвящен великому армянскому композитору Комитасу и состоит из обработок его произведений, которые тот, в свою очередь, позаимствовал у своего народа. Практически дважды переработанные, эти древние композиции прозвучали абсолютно свежо и по-новому. Кора очень любила Комитаса, любила армянские народные песни и все, что связано со своей родной землей. Чистое звучание, бередящие душу звуки дудука, ритмы, зовущие в путь. Что касается стиля, аранжировок, манеры исполнения, то это может быть классифицировано как прекрасный образец того, что музыкальные критики называют этно-джазом, world beat и new age. Весь часовой альбом воспринимается как одно живописное полотно, как некий документальный фильм об армянском этносе, его быте, о ландшафтах страны, о страданиях и радостях древнего народа. Все это, помноженное на очень сверхоригинальные и очень аккуратные аранжировки Коры Микаелян, которая, без сомнений, была мозгом и мотором трио, сделали альбом необыкновенно популярным и в Армении, куда несколько экземпляров было доставлено друзьями музыкантов. К сожалению, широкая общественность так и не услышала этот альбом, хотя многочисленные FM-радиостанции, конечно же, сделали свое дело.
Существует несколько коллективов, играющих музыку подобного рода. Наиболее заметные — это ереванский Time Report и американский Night Ark. Но их стили исполнения сильно отличаются от стиля Nor Dar. Если Time Report создает и играет свои композиции в духе этнического джаз-рока с оглядкой на Запад, a Night Ark, несмотря на наличие в своем составе двух классных чисто джазовых музыкантов (клавишник Армен Донелян и басист Марк Джонсон), тем не менее, играет все же очень восточную музыку с большим преобладанием фольклора, то у Nor Dar все четко сбалансированно. Никакого умничания или, наоборот, заигрывания с публикой. Абсолютно оригинальная манера и, главное, звучание. Фантазия Коры позволяла ей легко избегать возможных творческих ловушек.
Не прошло и полугода, как они на греческой земле, а у Коры уже появилась некоторая известность и устойчивая репутация классного профессионала. Ее огромный творческий потенциал и весьма широкий музыкальный кругозор стали причиной того, что к ней начали обращаться популярные греческие исполнители, принадлежащие к самым разным жанрам и стилям музыки, с просьбой сделать аранжировки греческой народной, классической и популярной музыки. У нее постепенно появляются друзья и связи в музыкальных кругах. Кора работает над аранжировками альбомов местных исполнителей — вокалистки Стеллы Гадеди, бузукиста Михалисиса Николудиса, скрипача Георгиса Маклараса, гитариста Андреаса Гиоргиу.
Неожиданно из США специально для подписания контракта с Корой приезжает знаменитая индийская певица Лакшми Шанкар. Изначально требовалось только сделать современную аранжировку индийских песен для певицы, но потом она просит Кору написать специально для нее несколько композиций на индийские темы. Шанкар пишет слова на созданные армянским композитором индийские мелодии, и эти армяно-индийские песни она с удовольствием включает в свой альбом. Так, в 2000 году появляется проект "Индо-Арменика" и диск Ampel'a.
В записи принимают участие как исполнители на фольклорных инструментах, так и джазовый супер-басист Марк Джонсон. Альбом представляет собой некую смесь армянских вокальных (которые исполняет сама Кора) и инструментальных композиций, а также индийских произведений. Если говорить откровенно, то мне как слушателю гораздо больше понравилась армянская часть альбома. Как- то ближе и, соответственно, теплее. Как мне кажется, индийская часть альбома была для Коры лишь работой, хоть и выполненной на "отлично".
Окрыленные успехом, ребята берутся за свой очередной альбом, который должен был состоять целиком из композиций Коры, как инструментальных, так и вокальных.
Это и песни в стиле армянской эстрады 60-х годов, и инструментальные произведения с ностальгической ноткой, аранжированные для этно-джазового трио плюс струнные. Не знаю, была ли Кора уже тогда информирована о своей страшной и неизлечимой болезни, но музыка всего альбома звучала как прощание с близкими и родиной. Рабочее название альбома было "Письма домой", по названию заглавной композиции, что тоже оказалось глубоко символичным. Письма домой, последний привет и последнее "прости" всему, что она так любила и что было ей так дорого.
Альбом вышел и попал на родину уже без нее. Сегодня его крутят по ереванским FM-радиостанциям, передают из рук в руки, переписывают.
У меня нет официальной информации, будет ли существовать и работать дальше Nor Dar, но думаю, что это невозможно. Роль Карине Микаелян трудно переоценить в творчестве трио. Да и память, я думаю, не позволит.
P.S. Недавно в Ереване силами близких Коры был выпущен альбом из 4 CD — The Road То You — избранных произведений и аранжировок Коры Микаелян.
"Нет пророка в своем отечестве". Это утверждение наших предков как никогда актуально сегодня, когда к нам возвращаются из небытия имена тех, кто в свое время составил славу отечества, но кого забыли, лишили любимой работы, а порой свободы и даже ...
По всем музыкальным канонам общепринятой датой конца эры свинговых биг-бендов считается 1946 год. Так ли это? НЕМНОГО ИСТОРИИ В годы войны рост расходов на милитаризацию экономики и 20-процентный налог на индустрию развлечений привели к тому, что ...
В Киеве произошло печальное событие. Нас покинул представитель старой гвардии джазовых музыкантов Украины Евгений Алексеевич Дергунов — блестящий джазовый аранжировщик, композитор, пианист. Он родился в 1936 году в семье генерала ВВС и драматической ...
Эту статью следовало написать еще в 2003-м, потому что 29 ноября того года Джон Мэйелл отметил свой юбилей: ему исполнилось 70 лет. Но я не собираюсь оправдываться, мол "лучше уж поздно, чем никогда!". Потому что когда говоришь об этом человеке, ...
Линдли Армстронг Джонс по прозвищу "Spike" (англ. "костыль", "гвоздь") — барабанщик, композитор, дирижер и лидер оркестра, согласно биографическому справочнику "Американского общества композиторов, авторов и издателей" (ASCAP), членом которого он ...
В 1962 году Charlie Mingus встретил Sun Ra и спросил его, что он делает в Нью- Йорке, на что Sun Ra ответил, что он бывает здесь достаточно часто. "Нет, — сказал Mingus, — Я подразумеваю, что Вы делаете здесь, на Земле?". В Филадельфии на доме по ...
Особого внимания требует факт взаимоотношений Sun Ra и некоторых его оркестрантов (в особенности John Gilmore) с John Coltrane. Помимо того, что Джон высоко ценил творчество Sun Ra, он черпал вдохновение в его музыкальных идеях и метафизических ...
6 . Ситуация на музыкальной эстраде, ее откровенная политизация заставила А Цфасмана искать новые пути в развитии своих замыслов. «Осенью 1938 года, - рассказывал он позднее, - поняв, что мои устремления находятся в полном противоречии с ...
От редакции: 2022 год принято считать годом столетия российского джаза. В этой связи издательство «Композитор – Санкт-Петербург» подготовило к печати новую книгу крупнейшего отечественного теоретика и историка джаза Е.С.Барбана «Российский джаз: ...
Утром 1 сентября 2001 года в Канаде, в Торонто, на 83-м году жизни скончался Иосиф Владимирович Вайнштейн, прозванный на Западе "советским Бенни Гудмэном" — настоящая легенда русского джаза. О милых спутниках, которые наш свет Своим сопутствием для ...
"...Ким Назаретов был величайшим джазовым маэстро, мастером своего дела, крупнейшим музыкантом и мерилом Человека с большой буквы... Для меня всегда Ростов был Назаретовым, а Назаретов Ростовом" Мурад Кажлаев, композитор, народный артист Советского ...
Первого октября 1922 года в Москве в здании Российской академии театрального искусства состоялось выступление Джаз-банда под руководством и при участии Валентина Парнаха (1891 – 1951 гг). Это событие принято за отправной момент истории джазовой ...