nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Кора Микаэлян - Последнее письмо домой

Кора Микаэлян - Последнее письмо домой  Эта статья должна была по­явиться на свет года полтора- два назад. Но тогда артисты были заняты записями, аран­жировками, выступлениями. Потом, под грузом событий, идея написать о группе Nor Dar как-то отошла на второй план, а трагическое событие, происшедшее почти год на­зад, опять оттянуло статью. И вот сейчас, в канун годовщи­ны смерти лидера трио, долг памяти заставил взяться за перо.

Карине Микаелян (Кора) пер­вые уроки музыки получила у своей матери — блестящего пе­дагога Тамары Аветиковой — в возрасте пяти лет. Затем музы­кальное училище и композитор­ское отделение Ереванской го­сударственной консерватории им.Комитаса.

Еще будучи студенткой она делала серьезные творческие заявки. В городе много говорили о ее блестящем выступлении, на котором великий композитор современности Авет Тертерян высказал идею вручить ей сразу диплом консерватории. Собст­венно, она и окончила консерва­торию экстерном, написав свою первую симфонию ''Белый мо­нах". За свои работы в области классической аранжировки по­лучила награду ЮНЕСКО "Мас­тера искусств". Она много вы­ступала...

Потом настал 1988 год. Кара­бахское движение, всколыхнув­шее всю Армению, страшное спитакское землетрясение, раз­вал СССР Армения очень тяже­ло переживала все эти события. Энергетическая блокада со сто­роны соседней, бывшей брат­ской республики,холод и полное отсутствие электричества. В те годы, чтобы как-то подработать, Кора устраивается тапером в бар "Амадеус", где стылыми пальцами приходилось играть в угоду невзыскательной публике ресторанный репертуар... В се­редине 90-х судьба забрасывает Кору, ее мужа Орестиса Мустидиса и их друга Тиграна Сарки­сяна в Грецию, на историческую родину Орестиса. Там они со­здают трио Nor Dar ("Новый век"). Оба партнера Коры по группе — опытные музыканты. Мустидис—ученик знаменитого джазового барабанщика Робер­та Еолчяна (оттуда у него и лю­бовь к джазу), специализирую­щийся на восточной перкуссии. А Саркисян — виртуозный ис­полнитель на народных духовых инструментах. Он одинаково здорово владеет дудуком, шви, зурной, блулом, а также кларне­том. В 1997 году это трио запи­сывает и выпускает на греческой студии Libra Music свой первый альбом Opus of the Lizard. Они совершенно не были знакомы греческой публике и музыкаль­ной общественности. Более то­го, они не были ни виртуозами, ни признанными, опытными ис­полнителями. Но они были серь­езными профессионалами, сильно любящими Армению и всецело преданными нацио­нальному мелосу. Они не подра­жали никому и ничему, посколь­ку им, а точнее Коре, было что сказать свое. Альбом разошел­ся быстро. К удивлению и компа­нии Libra Music, которая его вы­пустила, и участников трио Nor Dar, его раскупали не только те, кого принято называть "музы­кальная общественность", но и молодежь, которая в Афинах, как и везде, предпочитает попсу и рок.

Итак, Opus of the Lizard. Че­тырнадцать композиций, сде­ланных с глубоким проникнове­нием в суть армянского мелоса, пропущенного через сердце и душу музыкантов и, в частности, Коры.

Альбом посвящен великому армянскому композитору Комитасу и состоит из обработок его произведений, которые тот, в свою очередь, позаимствовал у своего народа. Практически дважды переработанные, эти древние композиции прозвуча­ли абсолютно свежо и по-ново­му. Кора очень любила Комитаса, любила армянские народные песни и все, что связано со сво­ей родной землей. Чистое звуча­ние, бередящие душу звуки дудука, ритмы, зовущие в путь. Что касается стиля, аранжировок, манеры исполнения, то это мо­жет быть классифицировано как прекрасный образец того, что музыкальные критики называют этно-джазом, world beat и new age. Весь часовой альбом вос­принимается как одно живопис­ное полотно, как некий докумен­тальный фильм об армянском этносе, его быте, о ландшафтах страны, о страданиях и радостях древнего народа. Все это, по­множенное на очень сверхоригинальные и очень аккуратные аранжировки Коры Микаелян, которая, без сомнений, была мозгом и мотором трио, сделали альбом необыкновенно попу­лярным и в Армении, куда не­сколько экземпляров было до­ставлено друзьями музыкантов. К сожалению, широкая общест­венность так и не услышала этот альбом, хотя многочисленные FM-радиостанции, конечно же, сделали свое дело.

Существует несколько кол­лективов, играющих музыку по­добного рода. Наиболее замет­ные — это ереванский Time Report и американский Night Ark. Но их стили исполнения сильно отличаются от стиля Nor Dar. Ес­ли Time Report создает и играет свои композиции в духе этничес­кого джаз-рока с оглядкой на За­пад, a Night Ark, несмотря на на­личие в своем составе двух классных чисто джазовых музы­кантов (клавишник Армен Донелян и басист Марк Джонсон), тем не менее, играет все же очень восточную музыку с большим преобладанием фольклора, то у Nor Dar все четко сбалансиро­ванно. Никакого умничания или, наоборот, заигрывания с публи­кой. Абсолютно оригинальная манера и, главное, звучание. Фантазия Коры позволяла ей легко избегать возможных твор­ческих ловушек.

Не прошло и полугода, как они на греческой земле, а у Коры уже появилась некоторая извест­ность и устойчивая репутация классного профессионала. Ее огромный творческий потенциал и весьма широкий музыкальный кругозор стали причиной того, что к ней начали обращаться по­пулярные греческие исполните­ли, принадлежащие к самым разным жанрам и стилям музы­ки, с просьбой сделать аранжи­ровки греческой народной, клас­сической и популярной музыки. У нее постепенно появляются друзья и связи в музыкальных кругах. Кора работает над аран­жировками альбомов местных исполнителей — вокалистки Стеллы Гадеди, бузукиста Михалисиса Николудиса, скрипача Георгиса Маклараса, гитариста Андреаса Гиоргиу.

Неожиданно из США специ­ально для подписания контрак­та с Корой приезжает знамени­тая индийская певица Лакшми Шанкар. Изначально требова­лось только сделать современ­ную аранжировку индийских пе­сен для певицы, но потом она просит Кору написать специаль­но для нее несколько компози­ций на индийские темы. Шанкар пишет слова на созданные ар­мянским композитором индий­ские мелодии, и эти армяно-индийские песни она с удовольст­вием включает в свой альбом. Так, в 2000 году появляется про­ект "Индо-Арменика" и диск Ampel'a.

В записи принимают участие как исполнители на фольклор­ных инструментах, так и джазо­вый супер-басист Марк Джон­сон. Альбом представляет со­бой некую смесь армянских во­кальных (которые исполняет са­ма Кора) и инструментальных композиций, а также индийских произведений. Если говорить от­кровенно, то мне как слушателю гораздо больше понравилась армянская часть альбома. Как- то ближе и, соответственно, теп­лее. Как мне кажется, индийская часть альбома была для Коры лишь работой, хоть и выполнен­ной на "отлично".

Окрыленные успехом, ребята берутся за свой очередной аль­бом, который должен был состо­ять целиком из композиций Ко­ры, как инструментальных, так и вокальных.

Это и песни в стиле армянской эстрады 60-х годов, и инстру­ментальные произведения с но­стальгической ноткой, аранжи­рованные для этно-джазового трио плюс струнные. Не знаю, была ли Кора уже тогда инфор­мирована о своей страшной и неизлечимой болезни, но музы­ка всего альбома звучала как прощание с близкими и родиной. Рабочее название альбома бы­ло "Письма домой", по названию заглавной композиции, что тоже оказалось глубоко символич­ным. Письма домой, последний привет и последнее "прости" всему, что она так любила и что было ей так дорого.

Альбом вышел и попал на ро­дину уже без нее. Сегодня его крутят по ереванским FM-радио­станциям, передают из рук в ру­ки, переписывают.

У меня нет официальной ин­формации, будет ли существо­вать и работать дальше Nor Dar, но думаю, что это невозможно. Роль Карине Микаелян трудно переоценить в творчестве трио. Да и память, я думаю, не позво­лит.

P.S. Недавно в Ереване сила­ми близких Коры был выпущен альбом из 4 CD — The Road То You — избранных произведений и аранжировок Коры Микаелян.

Армен МАНУКЯН

Jazz- Квадрат, №2/2002





стиль
этно
автор
Армен МАНУКЯН
страна
Армения, Греция
музыкальный стиль
ориентальная музыка, этно-джаз


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела композиторы, аранжировщики, бэнд-лидеры

  • стиль: джаз, джаз
19 июня в Белорусской государственной фи­лармонии состоялся концерт, посвященный 100-летию со дня рождения одного из осно­воположников советского джаза пианиста и дирижера Александра Цфасмана. Весь вечер звучали произведения А. Цфасмана в ...
  • стиль: блюз, блюз
Впервые и вновь 1. До авторского вечера Можно начать и так: юби­лейный авторский вечер композитора Владимира Кондрусевича, назначенный на 17 ноября 2006 года, стал событием, которое на­чало волновать меня задол­го до того, как мне стало о нем ...
  • стиль: джаз, джаз
Когда смотришь на фотографии 20-30-х годов теперь уже прошлого столетия. то многое, что происходило в те годы, кажется безмерно далеким, неосязаемым. События, судьбы людей, овеянных легендами... Но в дальнейшем, прикасаясь к той жизни через ...
  • стиль: этно, этно
«Чем славится индийская культура? Вот, скажем, Шива: многорук, клыкаст, Еще артиста знаем, Радж Капура И касту йогов, странную из каст.» Уверен: если бы Владимир Высоцкий работал над этими строчками десятилетием позже, в перечислении ...
  • стиль: блюз, блюз
Идею написания этой статьи мне подсказал редактор нашего журнала Александр Островцов. «Еще думал про W.C. Handy. А то премия столько лет была главной, а про него толком никто ничего не знает», - писал мне Саша в e-mail при обсуждении ...
  • стиль: джаз, джаз
В этом году исполняется 80 лет со дня рождения замечательного музыканта, композитора, Народного артиста РСФСР, лауреата премии Президента России, одного из первопроходцев джаза в восточной Европе – Юрия Сергеевича Саульского. Наверное, не один ...
  • стиль: джаз, джаз
В этом году Оливеру Нельсону могло бы исполниться 76 лет. Саксофонист, аранжировщик, бэндлидер и композитор ушел из жизни трагически рано, ему не успело исполниться 44, но сделанного им вполне достаточно, чтобы зачислить замечательного музыканта в ...
  • стиль: джаз, джаз
В американской музыкальной культуре есть понятие American Songbook – «Американская песенная тетрадь». Это набор популярных песен, написанных в основном в период 20-х – 60-х годов XX века такими композиторами, как Джером Керн, Джордж Гершвин, Харольд ...
  • стиль: джаз, джаз
Редко кто пользуется столь безоговорочным уважением в самых разных кругах музыкального сообщества, как Гюнтер Шуллер. Его в равной степени почитают и представители академической музыки, и джазмэны. При этом, если говорить о последних, то Шуллер ...
  • стиль: джаз, джаз
После очередного джаз-фестиваля в Ростове-на-Дону «Центр имени Кима Назаретова приглашает» Интернациональный биг-бэнд «Ростов – Дортмунд» (напомню, что он объединил джазмэнов муниципального джаз-оркестра Кима Назаретова и джазовой академии Глена ...
  • стиль: блюз, блюз
Аксиома: Алексис Корнер – отец британского блюза Аксиома, как известно, - утверждение, не требующее доказательств. В современном мире под сомнение ставится все – от существования Бога до авторства «Тихого Дона». Но интересно, ...
  • стиль: этно, этно
Солидный "Музыкальный энциклопедический словарь" позднесоветского периода не знает человека по имени Астор Пьяццола. То есть не знает вообще. Нет ни отдельной статьи, ни упоминания в заметке о танго, ни даже скромного упоминания при перечислении ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com