Эта статья должна была появиться на свет года полтора- два назад. Но тогда артисты были заняты записями, аранжировками, выступлениями. Потом, под грузом событий, идея написать о группе Nor Dar как-то отошла на второй план, а трагическое событие, происшедшее почти год назад, опять оттянуло статью. И вот сейчас, в канун годовщины смерти лидера трио, долг памяти заставил взяться за перо.
Карине Микаелян (Кора) первые уроки музыки получила у своей матери — блестящего педагога Тамары Аветиковой — в возрасте пяти лет. Затем музыкальное училище и композиторское отделение Ереванской государственной консерватории им.Комитаса.
Еще будучи студенткой она делала серьезные творческие заявки. В городе много говорили о ее блестящем выступлении, на котором великий композитор современности Авет Тертерян высказал идею вручить ей сразу диплом консерватории. Собственно, она и окончила консерваторию экстерном, написав свою первую симфонию ''Белый монах". За свои работы в области классической аранжировки получила награду ЮНЕСКО "Мастера искусств". Она много выступала...
Потом настал 1988 год. Карабахское движение, всколыхнувшее всю Армению, страшное спитакское землетрясение, развал СССР Армения очень тяжело переживала все эти события. Энергетическая блокада со стороны соседней, бывшей братской республики,холод и полное отсутствие электричества. В те годы, чтобы как-то подработать, Кора устраивается тапером в бар "Амадеус", где стылыми пальцами приходилось играть в угоду невзыскательной публике ресторанный репертуар... В середине 90-х судьба забрасывает Кору, ее мужа Орестиса Мустидиса и их друга Тиграна Саркисяна в Грецию, на историческую родину Орестиса. Там они создают трио Nor Dar ("Новый век"). Оба партнера Коры по группе — опытные музыканты. Мустидис—ученик знаменитого джазового барабанщика Роберта Еолчяна (оттуда у него и любовь к джазу), специализирующийся на восточной перкуссии. А Саркисян — виртуозный исполнитель на народных духовых инструментах. Он одинаково здорово владеет дудуком, шви, зурной, блулом, а также кларнетом. В 1997 году это трио записывает и выпускает на греческой студии Libra Music свой первый альбом Opus of the Lizard. Они совершенно не были знакомы греческой публике и музыкальной общественности. Более того, они не были ни виртуозами, ни признанными, опытными исполнителями. Но они были серьезными профессионалами, сильно любящими Армению и всецело преданными национальному мелосу. Они не подражали никому и ничему, поскольку им, а точнее Коре, было что сказать свое. Альбом разошелся быстро. К удивлению и компании Libra Music, которая его выпустила, и участников трио Nor Dar, его раскупали не только те, кого принято называть "музыкальная общественность", но и молодежь, которая в Афинах, как и везде, предпочитает попсу и рок.
Итак, Opus of the Lizard. Четырнадцать композиций, сделанных с глубоким проникновением в суть армянского мелоса, пропущенного через сердце и душу музыкантов и, в частности, Коры.
Альбом посвящен великому армянскому композитору Комитасу и состоит из обработок его произведений, которые тот, в свою очередь, позаимствовал у своего народа. Практически дважды переработанные, эти древние композиции прозвучали абсолютно свежо и по-новому. Кора очень любила Комитаса, любила армянские народные песни и все, что связано со своей родной землей. Чистое звучание, бередящие душу звуки дудука, ритмы, зовущие в путь. Что касается стиля, аранжировок, манеры исполнения, то это может быть классифицировано как прекрасный образец того, что музыкальные критики называют этно-джазом, world beat и new age. Весь часовой альбом воспринимается как одно живописное полотно, как некий документальный фильм об армянском этносе, его быте, о ландшафтах страны, о страданиях и радостях древнего народа. Все это, помноженное на очень сверхоригинальные и очень аккуратные аранжировки Коры Микаелян, которая, без сомнений, была мозгом и мотором трио, сделали альбом необыкновенно популярным и в Армении, куда несколько экземпляров было доставлено друзьями музыкантов. К сожалению, широкая общественность так и не услышала этот альбом, хотя многочисленные FM-радиостанции, конечно же, сделали свое дело.
Существует несколько коллективов, играющих музыку подобного рода. Наиболее заметные — это ереванский Time Report и американский Night Ark. Но их стили исполнения сильно отличаются от стиля Nor Dar. Если Time Report создает и играет свои композиции в духе этнического джаз-рока с оглядкой на Запад, a Night Ark, несмотря на наличие в своем составе двух классных чисто джазовых музыкантов (клавишник Армен Донелян и басист Марк Джонсон), тем не менее, играет все же очень восточную музыку с большим преобладанием фольклора, то у Nor Dar все четко сбалансированно. Никакого умничания или, наоборот, заигрывания с публикой. Абсолютно оригинальная манера и, главное, звучание. Фантазия Коры позволяла ей легко избегать возможных творческих ловушек.
Не прошло и полугода, как они на греческой земле, а у Коры уже появилась некоторая известность и устойчивая репутация классного профессионала. Ее огромный творческий потенциал и весьма широкий музыкальный кругозор стали причиной того, что к ней начали обращаться популярные греческие исполнители, принадлежащие к самым разным жанрам и стилям музыки, с просьбой сделать аранжировки греческой народной, классической и популярной музыки. У нее постепенно появляются друзья и связи в музыкальных кругах. Кора работает над аранжировками альбомов местных исполнителей — вокалистки Стеллы Гадеди, бузукиста Михалисиса Николудиса, скрипача Георгиса Маклараса, гитариста Андреаса Гиоргиу.
Неожиданно из США специально для подписания контракта с Корой приезжает знаменитая индийская певица Лакшми Шанкар. Изначально требовалось только сделать современную аранжировку индийских песен для певицы, но потом она просит Кору написать специально для нее несколько композиций на индийские темы. Шанкар пишет слова на созданные армянским композитором индийские мелодии, и эти армяно-индийские песни она с удовольствием включает в свой альбом. Так, в 2000 году появляется проект "Индо-Арменика" и диск Ampel'a.
В записи принимают участие как исполнители на фольклорных инструментах, так и джазовый супер-басист Марк Джонсон. Альбом представляет собой некую смесь армянских вокальных (которые исполняет сама Кора) и инструментальных композиций, а также индийских произведений. Если говорить откровенно, то мне как слушателю гораздо больше понравилась армянская часть альбома. Как- то ближе и, соответственно, теплее. Как мне кажется, индийская часть альбома была для Коры лишь работой, хоть и выполненной на "отлично".
Окрыленные успехом, ребята берутся за свой очередной альбом, который должен был состоять целиком из композиций Коры, как инструментальных, так и вокальных.
Это и песни в стиле армянской эстрады 60-х годов, и инструментальные произведения с ностальгической ноткой, аранжированные для этно-джазового трио плюс струнные. Не знаю, была ли Кора уже тогда информирована о своей страшной и неизлечимой болезни, но музыка всего альбома звучала как прощание с близкими и родиной. Рабочее название альбома было "Письма домой", по названию заглавной композиции, что тоже оказалось глубоко символичным. Письма домой, последний привет и последнее "прости" всему, что она так любила и что было ей так дорого.
Альбом вышел и попал на родину уже без нее. Сегодня его крутят по ереванским FM-радиостанциям, передают из рук в руки, переписывают.
У меня нет официальной информации, будет ли существовать и работать дальше Nor Dar, но думаю, что это невозможно. Роль Карине Микаелян трудно переоценить в творчестве трио. Да и память, я думаю, не позволит.
P.S. Недавно в Ереване силами близких Коры был выпущен альбом из 4 CD — The Road То You — избранных произведений и аранжировок Коры Микаелян.
Когда почти пять лет тому назад я писала книгу о джазе в Ростове-на-Дону, мне посчастливилось познакомиться с самыми разными ветеранами ростовского эстрадно-джазового движения. Но, пожалуй, два человека произвели на меня самое сильное впечатление: ...
В Москву приезжает легендарный композитор и продюсер Гектор Зазу. Правда, без Бьорк, Шеба Халида, Депардье и прочих своих друзей. Московское прогрессивное студенчество, особенно в возрасте от тридцати пяти и старше заполнит до отказа "Шестнадцать ...
"Я благодарен своей судьбе за то, что я дожил до сегодняшнего дня..." Когда над страною гудели метели, Мы все из Вайнштейновской вышли шинели. Под этой шинелью скрывался не раз От выпадов злобных прекраснейший джаз. Борис Гершт Эти строки были ...
Реабилитация саксофонов Министром культуры СССР в 1954 году работал старый друг Рознера Пантелеймон Кондратьевич Пономаренко. Встреча была теплой, и вскоре Рознер начал собирать свой новый оркестр. Делать аранжировки для первой программы он ...
Поэт Валентин Парнах был первый, кто в России произнес слово "джаз", собрал первый в РСФСР джаз-бэнд, первый концерт которого состоялся в Москве 1 октября 1922 года. Тогда он сказал: "Течения музыки Азии и Африки странно скрестились в Америке". Если ...
"Дело" Рознера Во Львове Рознер с женой и ребенком оказались неслучайно: именно в этом городе проходила регистрация тех бывших польских граждан, которые в 1939-1941 годах проживали в западных районах Украины и Белоруссии и изъявили желание ...
И вновь гастроли, гастроли, гастроли... К 1 января 1945 года в составе оркестра было 53 человека, включая танцевальную группу. Эти люди колесили по стране в двух пассажирских вагонах, возя с собой 13 детей, среди которых были и грудные. Концертная ...
"С миру по нитке..." Музыканты, которыми пополнился оркестр, были представителями самых разных городов страны и самых разных национальностей. В документах оркестра можно найти списки состава, относящиеся к 1944-1946 годам, с указанием "домашнего ...
Война Весной 41-го Госджаз-оркестр БССР выступал в Москве, в помещении Клуба летчиков на Ленинградском проспекте, а в начале лета оказался в Киеве. Воскресный день 22 июня обещал отдых на Днепре. Проснулись утром в гостинице. Прекрасная погода, ...
БЕЛОСТОКСКИЕ ВИРТУОЗЫ Уехав в начале мая 1940 года на гастроли, Государственный джаз-оркестр БССР под управлением Эдди Рознера смог дать следующий свой концерт в Минске уже после того, как Белоруссия была освобождена от фашистов. 5 июня 1940 года в ...
Эдди Рознер — путь к джазу Сын польского эмигранта-рабочего, родившийся в Берлине Эдди (Адольф Эдуард) Рознер уже в четырехлетнем возрасте проявил незаурядные музыкальные способности, однако получить специальное образование в кайзеровской Германии ...
"Нет пророка в своем отечестве". Это утверждение наших предков как никогда актуально сегодня, когда к нам возвращаются из небытия имена тех, кто в свое время составил славу отечества, но кого забыли, лишили любимой работы, а порой свободы и даже ...