nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Oliver Nelson - Композитор и мыслитель


Oliver Nelson - Композитор и мыслитель
В этом году Оливеру Нельсону могло бы исполниться 76 лет. Саксофонист, аранжировщик, бэндлидер и композитор ушел из жизни трагически рано, ему не успело исполниться 44, но сделанного им вполне достаточно, чтобы зачислить замечательного музыканта в когорту выдающихся мастеров современного джаза, оказавших, пожалуй, неоценимое влияние на развитие этого жанра в последние 40-50 лет.

Родился Оливер Эдвард Нельсон 4 июня 1932 года в городе Сент-Луис. А уже в 47-48 годах стал ведущим солистом в нескольких биг-бэндах. Потом работал в Нью-Йорке в знаменитом тогда ансамбле Луиса Джордана. Была в его карьере и работа в оркестре Дюка Эллингтона. Но Нельсон настолько увлекается аранжировкой и учится искусству композиции, что его полностью захватывает лишь работа над собственными проектами. У всех лидеров, с которыми он успел поработать – от Луи Беллсона до Дюка – он учится, учится, учится… его стремление к познанию музыки просто не имеет границ.

Он не был, что называется, «на слуху у всех», как Майлс Дэвис или Джон Колтрэйн, но Оливер Нельсон стал одним из действительно немногих людей, которых можно именовать в джазе композиторами. В первой половине ХХ века такое звание – композитора – применялось в джазе лишь к творчеству одного человека – Дюка Эллингтона. Он сумел сам сделать себе репертуар, почти полностью отказавшись от тематики популярных песен и мюзиклов, что было для того времени уникальным достижением. Ведь в джазе недостаточно просто придумать тему, чтобы считаться композитором – нужно уподобиться академическому сочинителю и добиться единства формы и содержания, увязать их с импровизациями. Не зря многие серьезные джазовые музыканты второй половины ХХ века так внимательно относились к академической музыке... изучали ее, чтобы использовать ее принципы в джазе. Нельсон вошел своим искусством в когорту таких джазовых деятелей, как Чарльз Мингус, Джордж Рассел, Энтони Брэкстон, Карла Блей, Джон Льюис.

Оливер Нельсон – автор самых разнообразных произведений. Это и обычные джазовые пьесы, и масштабные произведения, вроде семичастной сюиты «Афро-американские зарисовки», опусы серьезной камерной музыки, и наряду с ними аранжировки для биг-бэндов и популярных певцов, музыка для кино... да трудно даже представить, чем он НЕ занимался. Как всегда бывает с новаторами, он опередил свое время, но Нельсон при этом никогда не был авангардистом в чистом смысле этого слова – его музыка всегда тональна, то есть лежит в привычных гармониях, темы мелодичны, ритмическая структура регулярна, то есть, ничего шокирующего и нарочито вызывающего. Первый настоящий успех пришел к нему в 1961 году после выхода пластинки The Blues & The Abstract Truth – «Блюз и абстрактная истина» – джазового альбома, целиком построенного на структуре блюза, но с нестандартным его прочтением. Нельсон сумел для своего проекта собрать и выдающихся исполнителей. Достаточно назвать Билла Эванса, Фредди Хаббарда, Эрика Долфи... да ведь и сам автор был весьма незаурядным альт- и тенор-саксофонистом.

Композиторская работа настолько поглощает Нельсона, что он в большинстве записей, начиная где-то с 1962 года, является в основном аранжировщиком, дирижером, и только иногда еще и саксофонистом. Такое впечатление, что ему просто скучно было постоянно играть и гораздо интереснее – организовывать музыку. Все-таки не зря он с 54 по 59 год учился последовательно в двух университетах по классу композиции и получил две ученые степени! Своими любимыми композиторами-классиками он называл Бартока и Стравинского, а из джазовых – Гила Эванса и Джорджа Рассела, но интересно, что влияние двух последних на его работы чувствуется гораздо меньше, чем того же Бартока.

В 60-х годах Нельсон плодотворно работает с органистом Джимми Смитом, приглашая его записываться со своим большим оркестром. Тематика опять же самая разнообразная, просто поразительно широкая. Здесь опять и блюз, и интерпретации классики вроде прокофьевского Пети и Волка, и джазовая обработка знаменитой нашумевшей нью-йоркской постановки «Кто боится Вирджинии Вулф». Оливер Нельсон не боится никаких тем, и он буквально завален работой... список записей тех лет с его участием просто поражает. Скажем, 64 год – 15 альбомов, 66 год – 14 альбомов, 70 год – 10 альбомов... Он ездит со своим оркестром по Африке, работает в Голливуде... кстати, информация для тех, кто любит кино – к фильму «Последнее танго в Париже» музыку писали вместе Оливер Нельсон и Гато Барбиери. Голливуд всегда старался привлекать для работы над киномузыкой композиторов серьезных, непопсовых – это ведь одна из причин мирового успеха многих американских фильмов. И вот, кстати, еще один довольно забавный факт: Нельсон сделал все аранжировки для альбома Ринго Старра Sentimental Journey 1970 года.

У Оливера Нельсона были все предпосылки к тому, чтобы стать великим продюсером – он не просто разбирался в серьезной музыке, он одновременно любил просто красивую песню и разбирался также и в ней. Он продюсировал Нэнси Уилсон, Джеймса Брауна, Дайану Росс, любил писать музыку и аранжировки для Голливуда. Но ни в коем случае не забывал и джаз. Его биг-бэнд объездил в те годы все основные джазовые фестивали мира, а альбомы с ранее неизданными записями продолжают издаваться в изрядном количестве до сих пор – более чем тридцать лет спустя его смерти.

Работы Нельсона чрезвычайно расширили эстетические границы джаза, внесли в него новые выразительные средства. Он умудрился «привить» джазу и блюзу некоторые академические черты, не исказив структуру жанра, у него все звучит очень естественно и гармонично. Можно сказать, что Оливер Нельсон подвел художественный итог попыткам соединения в джазе искусства композиции и импровизации. А его биг-бэндовые интерпретации известных классических блюзов в сопровождении органа и вокала Джимми Смита – это просто шедевры. У меня в свое время даже в голове такое не укладывалось – как это с биг-бэндом исполнять репертуар Мадди Уотерса или Джонни Ли Хукера, но перед Оливером Нельсоном можно только снять шляпу и низко поклониться.

Вообще, Нельсон – фигура сильно недооцененная у себя на родине. В толстенной американской джазовой энциклопедии ему уделена всего половина колонки, а об оркестровых работах с Джимми Смитом даже и не упомянуто. Хотелось бы восстановить справедливость в его отношении если не в Америке (черт с ней), то хотя бы у нас!

Евгений ДОЛГИХ

Jazz-Квадрат, №4/2008




стиль
джаз
автор
Евгений ДОЛГИХ
страна
США
музыкальный стиль
мэйнстрим
Расскажи друзьям:

Ещё из раздела композиторы, аранжировщики, бэнд-лидеры

  • стиль: джаз, джаз
  • автор: Наталья СИДЕЛЬНИКОВА
  • страна: Россия
  • музыкальный стиль: свинг
"Я благодарен своей судьбе за то, что я дожил до сегодняшнего дня..." Когда над страною гудели метели, Мы все из Вайнштейновской вышли шинели. Под этой шинелью скрывался не раз От выпадов злобных прекраснейший джаз. Борис Гершт Эти строки ...
подробнее
  • стиль: джаз, джаз
  • автор: Яков БАСИН
  • страна: Германия, Польша, Россия
  • музыкальный стиль: свинг
Реабилитация саксофонов Министром культуры СССР в 1954 году работал старый друг Рознера Пантелеймон Кондратьевич Пономаренко. Встреча была теплой, и вскоре Рознер начал собирать свой новый оркестр. Делать аранжировки для первой программы ...
подробнее
  • стиль: джаз, джаз
  • автор: Алексей БАТАШЕВ
  • страна: Россия
  • музыкальный стиль: традиционный джаз
Поэт Валентин Парнах был первый, кто в России произнес слово "джаз", собрал первый в РСФСР джаз-бэнд, первый концерт которого состоялся в Москве 1 октября 1922 года. Тогда он сказал: "Течения музыки Азии и Африки странно скрестились в ...
подробнее
© 2019 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com