nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Oliver Nelson - Композитор и мыслитель

Oliver Nelson - Композитор и мыслитель  В этом году Оливеру Нельсону могло бы исполниться 76 лет. Саксофонист, аранжировщик, бэндлидер и композитор ушел из жизни трагически рано, ему не успело исполниться 44, но сделанного им вполне достаточно, чтобы зачислить замечательного музыканта в когорту выдающихся мастеров современного джаза, оказавших, пожалуй, неоценимое влияние на развитие этого жанра в последние 40-50 лет.

Родился Оливер Эдвард Нельсон 4 июня 1932 года в городе Сент-Луис. А уже в 47-48 годах стал ведущим солистом в нескольких биг-бэндах. Потом работал в Нью-Йорке в знаменитом тогда ансамбле Луиса Джордана. Была в его карьере и работа в оркестре Дюка Эллингтона. Но Нельсон настолько увлекается аранжировкой и учится искусству композиции, что его полностью захватывает лишь работа над собственными проектами. У всех лидеров, с которыми он успел поработать – от Луи Беллсона до Дюка – он учится, учится, учится… его стремление к познанию музыки просто не имеет границ.

Он не был, что называется, «на слуху у всех», как Майлс Дэвис или Джон Колтрэйн, но Оливер Нельсон стал одним из действительно немногих людей, которых можно именовать в джазе композиторами. В первой половине ХХ века такое звание – композитора – применялось в джазе лишь к творчеству одного человека – Дюка Эллингтона. Он сумел сам сделать себе репертуар, почти полностью отказавшись от тематики популярных песен и мюзиклов, что было для того времени уникальным достижением. Ведь в джазе недостаточно просто придумать тему, чтобы считаться композитором – нужно уподобиться академическому сочинителю и добиться единства формы и содержания, увязать их с импровизациями. Не зря многие серьезные джазовые музыканты второй половины ХХ века так внимательно относились к академической музыке... изучали ее, чтобы использовать ее принципы в джазе. Нельсон вошел своим искусством в когорту таких джазовых деятелей, как Чарльз Мингус, Джордж Рассел, Энтони Брэкстон, Карла Блей, Джон Льюис.

Оливер Нельсон – автор самых разнообразных произведений. Это и обычные джазовые пьесы, и масштабные произведения, вроде семичастной сюиты «Афро-американские зарисовки», опусы серьезной камерной музыки, и наряду с ними аранжировки для биг-бэндов и популярных певцов, музыка для кино... да трудно даже представить, чем он НЕ занимался. Как всегда бывает с новаторами, он опередил свое время, но Нельсон при этом никогда не был авангардистом в чистом смысле этого слова – его музыка всегда тональна, то есть лежит в привычных гармониях, темы мелодичны, ритмическая структура регулярна, то есть, ничего шокирующего и нарочито вызывающего. Первый настоящий успех пришел к нему в 1961 году после выхода пластинки The Blues & The Abstract Truth – «Блюз и абстрактная истина» – джазового альбома, целиком построенного на структуре блюза, но с нестандартным его прочтением. Нельсон сумел для своего проекта собрать и выдающихся исполнителей. Достаточно назвать Билла Эванса, Фредди Хаббарда, Эрика Долфи... да ведь и сам автор был весьма незаурядным альт- и тенор-саксофонистом.

Композиторская работа настолько поглощает Нельсона, что он в большинстве записей, начиная где-то с 1962 года, является в основном аранжировщиком, дирижером, и только иногда еще и саксофонистом. Такое впечатление, что ему просто скучно было постоянно играть и гораздо интереснее – организовывать музыку. Все-таки не зря он с 54 по 59 год учился последовательно в двух университетах по классу композиции и получил две ученые степени! Своими любимыми композиторами-классиками он называл Бартока и Стравинского, а из джазовых – Гила Эванса и Джорджа Рассела, но интересно, что влияние двух последних на его работы чувствуется гораздо меньше, чем того же Бартока.

В 60-х годах Нельсон плодотворно работает с органистом Джимми Смитом, приглашая его записываться со своим большим оркестром. Тематика опять же самая разнообразная, просто поразительно широкая. Здесь опять и блюз, и интерпретации классики вроде прокофьевского Пети и Волка, и джазовая обработка знаменитой нашумевшей нью-йоркской постановки «Кто боится Вирджинии Вулф». Оливер Нельсон не боится никаких тем, и он буквально завален работой... список записей тех лет с его участием просто поражает. Скажем, 64 год – 15 альбомов, 66 год – 14 альбомов, 70 год – 10 альбомов... Он ездит со своим оркестром по Африке, работает в Голливуде... кстати, информация для тех, кто любит кино – к фильму «Последнее танго в Париже» музыку писали вместе Оливер Нельсон и Гато Барбиери. Голливуд всегда старался привлекать для работы над киномузыкой композиторов серьезных, непопсовых – это ведь одна из причин мирового успеха многих американских фильмов. И вот, кстати, еще один довольно забавный факт: Нельсон сделал все аранжировки для альбома Ринго Старра Sentimental Journey 1970 года.

У Оливера Нельсона были все предпосылки к тому, чтобы стать великим продюсером – он не просто разбирался в серьезной музыке, он одновременно любил просто красивую песню и разбирался также и в ней. Он продюсировал Нэнси Уилсон, Джеймса Брауна, Дайану Росс, любил писать музыку и аранжировки для Голливуда. Но ни в коем случае не забывал и джаз. Его биг-бэнд объездил в те годы все основные джазовые фестивали мира, а альбомы с ранее неизданными записями продолжают издаваться в изрядном количестве до сих пор – более чем тридцать лет спустя его смерти.

Работы Нельсона чрезвычайно расширили эстетические границы джаза, внесли в него новые выразительные средства. Он умудрился «привить» джазу и блюзу некоторые академические черты, не исказив структуру жанра, у него все звучит очень естественно и гармонично. Можно сказать, что Оливер Нельсон подвел художественный итог попыткам соединения в джазе искусства композиции и импровизации. А его биг-бэндовые интерпретации известных классических блюзов в сопровождении органа и вокала Джимми Смита – это просто шедевры. У меня в свое время даже в голове такое не укладывалось – как это с биг-бэндом исполнять репертуар Мадди Уотерса или Джонни Ли Хукера, но перед Оливером Нельсоном можно только снять шляпу и низко поклониться.

Вообще, Нельсон – фигура сильно недооцененная у себя на родине. В толстенной американской джазовой энциклопедии ему уделена всего половина колонки, а об оркестровых работах с Джимми Смитом даже и не упомянуто. Хотелось бы восстановить справедливость в его отношении если не в Америке (черт с ней), то хотя бы у нас!

Евгений ДОЛГИХ

Jazz-Квадрат, №4/2008




стиль
джаз
автор
Евгений ДОЛГИХ
страна
США
музыкальный стиль
мэйнстрим


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела композиторы, аранжировщики, бэнд-лидеры

  • стиль: джаз, джаз
Эдди Рознер — путь к джазу Сын польского эмигранта-рабочего, родившийся в Берлине Эдди (Адольф Эдуард) Рознер уже в четырехлетнем возрасте проявил незаурядные музыкальные способности, однако получить специальное образование в кайзеровской Германии ...
  • стиль: джаз, джаз
"Нет пророка в своем отечестве". Это утверждение наших предков как никогда актуально сегодня, когда к нам возвращаются из небытия имена тех, кто в свое время составил славу отечества, но кого забыли, лишили любимой работы, а порой свободы и даже ...
  • стиль: джаз, джаз
По всем музыкальным канонам общепринятой датой конца эры свинговых биг-бендов считается 1946 год. Так ли это? НЕМНОГО ИСТОРИИ В годы войны рост расходов на милитаризацию экономики и 20-процентный налог на индустрию развлечений привели к тому, что ...
  • стиль: джаз, джаз
В Киеве произошло печальное событие. Нас покинул представитель старой гвардии джазовых музыкантов Украины Евгений Алексеевич Дергунов — блестящий джазовый аранжировщик, композитор, пианист. Он родился в 1936 году в семье генерала ВВС и драматической ...
  • стиль: блюз, блюз
Эту статью следовало напи­сать еще в 2003-м, потому что 29 ноября того года Джон Мэйелл отметил свой юбилей: ему исполнилось 70 лет. Но я не собираюсь оп­равдываться, мол "лучше уж поздно, чем никогда!". Пото­му что когда говоришь об этом человеке, ...
  • стиль: джаз, джаз
Линдли Армстронг Джонс по прозвищу "Spike" (англ. "костыль", "гвоздь") — барабанщик, композитор, дирижер и лидер оркестра, согласно биографическому справочнику "Американского общества композиторов, авторов и издателей" (ASCAP), членом которого он ...
  • стиль: джаз, джаз
В 1962 году Charlie Mingus встретил Sun Ra и спросил его, что он делает в Нью- Йорке, на что Sun Ra ответил, что он бывает здесь достаточно часто. "Нет, — сказал Mingus, — Я подразумеваю, что Вы делаете здесь, на Земле?". В Филадельфии на доме по ...
  • стиль: джаз, джаз
Особого внимания требует факт взаимоотношений Sun Ra и некоторых его оркест­рантов (в особенности John Gilmore) с John Coltrane. По­мимо того, что Джон высоко ценил творчество Sun Ra, он черпал вдохновение в его му­зыкальных идеях и метафизи­ческих ...
  • стиль: джаз, джаз
6 . Ситуация на музыкаль­ной эстраде, ее откровен­ная политизация заставила А Цфасмана искать новые пути в развитии своих за­мыслов. «Осенью 1938 года, - рассказывал он позднее, - поняв, что мои устремления находятся в полном проти­воречии с ...
  • стиль: джаз
От редакции: 2022 год принято считать годом столетия российского джаза. В этой связи издательство «Композитор – Санкт-Петербург» подготовило к печати новую книгу крупнейшего отечественного теоретика и историка джаза Е.С.Барбана «Российский джаз: ...
  • стиль: джаз, джаз
Утром 1 сентября 2001 года в Канаде, в Торонто, на 83-м году жизни скончался Иосиф Вла­димирович Вайнштейн, прозванный на Западе "советским Бенни Гудмэном" — настоящая легенда русского джаза. О милых спутниках, которые наш свет Своим сопутствием для ...
  • стиль: джаз, джаз
"...Ким Назаретов был величайшим джазовым маэстро, мастером своего дела, крупнейшим музыкантом и мерилом Человека с большой буквы... Для меня всегда Ростов был Назаретовым, а Назаретов Ростовом" Мурад Кажлаев, композитор, народный артист Советского ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com