nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Ким Назаретов - Рыцарь биг-бэнда

Ким Назаретов - Рыцарь биг-бэнда  "...Ким Назаретов был величайшим джазовым маэстро, мастером своего дела, крупнейшим музыкантом и мерилом Человека с большой буквы... Для меня всегда Ростов был Назаретовым, а Назаретов Ростовом"
Мурад Кажлаев, композитор, народный артист Советского Союза


Организатор первого в Рос­тове-на-Дону джаз-оркестра, один из зачинателей джазо­вого образования в Совет­ском Союзе и первый отече­ственный профессор джаза Ким Назаретов. Сегодня это имя хорошо известно далеко за пределами Ростова-на- Дону. В конце 80-х оно при­несло донской столице ми­ровое признание и теперь уже навсегда неразрывно связано с городом, став, по сути, и его "брэндом". В этом году Киму Аведиковичу ис­полнилось бы 70 лет (24. 08. 1936-18.07.1993).

Начало Пути

Несколько непонятное сего­дня имя Ким в 36-м было до­статочно популярным и рас­шифровывалось очень про­сто: Коммунистический Ин­тернационал молодежи. И так уж случилось, что такое хорошее советское имя Ким самым тесным образом ока­залось связанным с нехоро­шим буржуазным словом "джаз". На вопрос "когда и по­чему", Ким отвечал очень просто:

— Джазом я начал зани­маться с середины 50-х. Толчком, вероятно, послу­жило то, что после постанов­ления 48-го года джаз был под запретом. А то, что за­претно, всегда привлека­тельно.

Ким прошел все соответ­ствующие ступени полного музыкального образования (школа — училище — вуз), и на всех этапах его сопровождала любовь к инород­ному искусству. Училищный педагог — выпускница Мос­ковской консерватории (класс профессора Л.Н. Обо­рина) М.И. Кац — не призна­вала никакого джаза и виде­ла в Назаретове блестящего классического пианиста. А вот теоретик Г.М. Барсегян весьма лояльно относился к гармоническим экзерсисам своего студента и даже поз­волял играть модуляции джазовыми гармониями.

В харьковской консерва­тории, где Ким продолжил обучение музыке, весьма причудливо сплелись блес­тящие навыки академичес­кого пианиста, композитора (работа в ТЮЗе) и... бэнд-лидера: здесь Ким организовал свой первый джаз-оркестр "Дружба", объединивший студентов Германии, Поль­ши, Чехословакии, Румынии. Самым ярким событием харьковского периода Назаретова была встреча с Эдди Рознером. Во время гастро­лей по Украине в оркестре Рознера неожиданно забо­лел пианист. Киму предло­жили выступить в качестве подмены и выдали концерт­ный костюм чуть ли не на три размера меньше. Но это ни­сколько не помешало перво­му большому успеху начина­ющего джазмэна.

В 1963 году Ким вернулся в Ростов. Поступив на работу в училище искусств, тут же стал искать джаз-единомышленников. В конце сентяб­ря он собрал первый не­большой ростовский джаз-бэнд. За полтора месяца му­зыканты сделали программу из шести пьес, которую по­казали приехавшему на гаст­роли в Ростов Олегу Лундстрему.

Летом 1964 года Ким Наза­ретов вывел на танцплощад­ку "Мелодия" уже троичный состав. Коллектив вызвал не­поддельный интерес музы­кантов и такое же удивление обывателей. Почти сразу бы­ла сделана ставка только на джаз. Из-за этого публика, желавшая "песен и танцев", ходила к ним слабо. Зато странно-классический репертуар собирал бесчислен­ное количество джазфэнов, пытавшихся разобраться во всех звуковых хитросплете­ниях.

Параллельно Ким высту­пал с сольными концертами в филармонии, работал в те­атрах — писал музыку к спек­таклям "Варшавская мело­дия", "Похищение луковиц", ’Двадцать лет спустя", "Доб­рый человек из Сычуани". Из перечисленных особый ин­терес представляет пьеса Б.Брехта, все музыкальные но­мера которой решены в раз­ных джазовых стилях; "Пес­ня о дне святого Никогда" — джаз-рок, "Песня о восьмом стоне" пронизана ритмами буги-вуги, "Песня Водовоза" целиком выдержана в свин­ге, а лирическим центром спектакля является баллада "Песня о дыме" в блюзовых тонах.

В 1969 году из Душанбе в Ростов переехал тромбо­нист и аранжировщик Вик­тор Кутов. К этому времени он окончил Московский му­зыкально-педагогический институт им. Гнесиных и имел хорошую практику аранжирования для разных составов: работал в театре, в симфоническом оркестре и с таджикским националь­ным вокально-инструментальным ансамблем. Музы­канты быстро нашли общий язык, и Ким тут же предло­жил Кутову вести класс тром­бона в училище искусств и место солиста в своем джаз- оркестре.

Кутов легко вписался в ростовскую команду и как-то незаметно стал "черно­вым дирижером", аранжи­ровщиком и вообще правой рукой Назаретова. Они пре­красно взаимодополняли друг друга: Ким был генера­тором идей, Виктор — их ре­ализатором; Ким налаживал творческие контакты, Вик­тор аранжировал и реаранжировал Каунта Бэйси или Дюка Эллингтона, в точнос­ти передавая своеобразие звучания их оркестров. Об­разовался тандем бэнд-лидеров "Назаретов — Кутов", о наличии которого Ким на­поминал практически на каждом концерте. Он чуть ли не силой заставлял Кутова выходить в качестве дириже­ра, как бы говоря: "Это же на­ше общее дело, и я хочу, что­бы и ты разделил со мной ап­лодисменты и успех!".

Постепенно биг-бэнд На­заретова становился на ноги. К середине 70-х сформиро­вывается дружная команда, состоящая из коренных (саксофонист Владимир По­пов, трубач Евгений Медве­дев) и будущих ростовчан. Из Орла приезжает контраба­сист Игорь Егоров, из джазо­вой Пензы (в то время там уже было четыре биг-бэнда!) кларнетист и уже через пару недель тенор-саксофонист Виктор Попов, из академи­ческого Киева трубач Миха­ил Радинский... Вскоре к ним присоединись клавишник Юрий Кинус, тромбонист Яков Кюльян, пианист Нико­лай Иоаннисян, тенор-сак­софонист Евгений Гнездилов, гитарист Виктор Бори- лов... Многие станут педаго­гами и вместе с Кимом будут "поднимать" эстрадно-джа­зовое образование на Дону, совмещая работу в училище с концертной деятельнос­тью. Кстати, заслуженный артист России Владимир По­пов и Евгений Медведев до сих пор работают в оркест­ре.

Профессионализа­ция Джаза на Дону

Общая картина эстрадно­джазовой жизни Ростова как две капли воды походи­ла на жизнь других крупных городов страны. Но здесь были Ким Назаретов и друж­ная джаз-команда. Проана­лизировав и оценив реаль­ные возможности, пришли к выводу': джазовому образо­ванию на Дону быть! И для принятия судьбоносного решения нашлись все осно­вания.

Прежде всего, многие рос­товские музыканты уже про­шли начальный этап актив­ного эксперимента различ­ными составами и даже ис­пробовали себя в сочини­тельстве. Подстегиваемые выступлениями джазмэнов европейского уровня, они в какой-то степени научились принимать и "просеивать информацию, выявлять и ап­робировать особенности композиций и аранжировок Услышанное и осознанное пробовали воспроизводить, искали похожие гармонии, играли запомнившиеся им­провизации.

В 1974 году в 20 музыкаль­ных училищах страны, в том числе — ив Ростове (зав. от­делением К.А Назаретов), от­крылись отделения "Музы­кальное искусство эстрады". Правда, только в Ростове оно сразу было самостоятель­ным и потому считается "первым".

С открытием отделения легализовался и джаз-оркестр Кима Назаретова. Те­перь он получил постоянное место для репетиций, кото­рые были открытыми и про­ходили не совсем обычно. Это были лекции-уроки, чрезвычайно вдохновляю­щие.

Через два года преподава­тельско-студенческий ор­кестр РУИ под управлением Кима Назаретова впервые выезжает на джаз-фестиваль в Куйбышев. "Весна-76" при­несла оркестру звание "Луч­ший биг-бэнд фестиваля", а джазмэнам — восемь дипло­мов. Через год на празднова­нии 10-летия студии Козы­рева оркестр вновь завоевы­вает звание "Лучший биг-бэнд". С этого времени рос­товский коллектив стано­вится постоянным участни­ком многих джазовых собы­тий страны.

О джазовом фестивале "Осенние ритмы-78" в ле­нинградской газете "Смена" появляется статья "Джаз всю неделю", в которой Э. Крангальс отмечает: "Коллектив Ростовского училища ис­кусств умело подобрал выиг­рышный репертуар и серьез­но подготовился к гастро­лям. Оркестр — молодой учебный коллектив, за пуль­тами сидят студенты и пре­подаватели, — ждет повсед­невное практическое обуче­ние и обмен опытом музы­кального исполнительства. И что особенно приятно — коллектив азартен, динами­чен, с большим энтузиазмом исполняег джазовую музыку, а темпераментная манера дирижирования руководи­теля оркестра вовлекает му­зыкантов и слушателей в жизнерадостный, пульсиру­ющий ритм свинга".

Приятно знать, что и риж­ская газета "Советская моло­дежь" не обошла вниманием выступление ростовчан. В статье "Джаз над Невой" жур­налист В.Копман констати­рует: "...с большим интере­сом ожидалось выступление ростовчан — биг-бэнда под управлением К. Назаретова (музыкальный руководи­тель Виктор Кутов). Это нео­бычный оркестр. В его со­ставе преподаватели и уча­щиеся эстрадно-джазового отделения. Играть рядом с опытными музыкантами — это лучшая школа для моло­дежи. Душа оркестра, его ор­ганизатор и руководитель — педагог К.Назаретов. Энту­зиазм, помноженный на тру­долюбие, дисциплину, плюс воля руководителей сделали свое дело. Сегодня биг-бэнд ростовчан — один из луч­ших в стране, мало в чем ус­тупающий профессиональным оркестрам. Динамич­ный, упругий ритм, слажен­ность и чистота исполне­ния, пленительное звучание саксофонов отличают его игру. Оркестр с большим ус­пехом исполнил "школу": Д. Эллингтона, Н. Хефти, Т. Джонса...".

В 1982 году в ростовском музыкально-педагогическом институте открывается первая в Советском Союзе кафедра эстрадной и джазо­вой музыки, которую тоже возглавил Ким. А спустя поч­ти 10 лет в переименован­ном в консерваторию име­ни С.В. Рахманинова инсти­туте появляется и аспиран­тура.

Меж двух огней


Вся жизнь Кима Назаретова была поделена между педа­гогической деятельностью и концертной. Но провести между этими двумя областя­ми четкую грань невозмож­но. Думается, этого никогда не делал и сам Ким. Особен­но наглядно это проявилось на праздновании его двой­ного юбилея: 50-летия со дня рождения и 30-летия творче­ской деятельности.

Зал был не просто полон, он буквально лопался от не­сметного количества друзей, учеников и истинных по­клонников джаза. Даже стоя­чих мест не удавалось обна­ружить. Серьезные речи пе­ремежались дружескими эпиграммами, музыкальны­ми выступлениями, шуточ­ными поздравлениями... Сак­софонист оркестра Леонида Утесова Аркадий Михайло­вич Котлярский вручил большую чеканную медаль с надписью: "Обаятельному человеку, большому музы­канту, знатоку джаза, борцу за свинг, создателю биг-бэнда". "Хваленый Дон перестал быть Тихим, его уровень на­столько повысился, что до­стиг берегов Сент-Луиской свинговой школы", — не без зависти отметил одесский бэнд-лидер Николай Голо­щапов. А народный артист России Михаил Бушнов ска­зал, указывая Киму на могу­щий обвалиться под массой студентов балкон: "Это то, ра­ди чего стоит жить!".

Ким был блестящим педа­гогом, прекрасно видящим возможности ученика и зна­ющим, чего и каким обра­зом от него можно добиться. В 1987 году его студенты из музпединститута впервые выехали за рубеж в Калиш (Польша) и не остались без наград. Игорь Уколов и Ми­хаил Иванов получили зва­ние дипломантов на VII Международном конкурсе джазовых пианистов им. М. Коша, а квинтет Альберта Кандрачьяна заслужил мас­су добрых слов на XIV Меж­дународном фестивале джа­за.

Михаил Иванов не остано­вился на достигнутом. Спус­тя год он собрал трио (кон­трабасист Андрей Иванов, барабанщик Гедеон Пейсахов) и выехал в Оверайс на Европейский конкурс джа­зовых ансамблей "Евро­джаз-89" (Бельгия). Из 96 уча­стников прошло только 10. Гран-при единогласно отда­ли "Ростов трио". Компетент­ное жюри было поражено необычайно эффектной и "вкусно" сделанной фолк-программой ростовчан. Кстати, в Оверайсе родился каламбур: "Ростов-трио из города Назаретов".

В 1988 биг-бэнд Кима На­заретова выступил на May Fest в Глазго (Соединенное Королевство Великобрита­нии). Мастерство ростов­чан обескуражило прессу. Энтони Трун назвал свою статью "Сюрприз, препод­несенный русскими": "Джаз-оркестр Назаретова из 17 человек из Ростова-на-Дону сочетает музыкантов высо­кого уровня с полным пони­манием жанра свинг. Тайна того, откуда это пришло, где эти исполнители так беспо­добно смогли постигнуть "живой джаз Запада", заклю­чается, видимо, в том факте, что основатель и дирижер Ким Назаретов — "Глава джазового образования" в Ростовской высшей школе музыки...

Сначала сердце просто оборвалось, когда из кулис вышел электрогитарист (Виктор Борилов! — прим. автора) медитировать в Don't Get Around Much Дюка Эллингтона. Но он быстро нокаутировал публику как музыкант высочайшей тех­ники и невероятных гармо­нических трюков. Мы слы­шали и трепещущие, напол­ненные чувствами аранжи­ровки из "Серенады", и "сорвиголовую" Rhithm-a-ning Т. Монка в конце программы, сыгранную в невероятном темпе.

Появление этого бэнда было инспирировано май­ским фестивалем, но оно стало больше чем просто вы­ступление. И оркестр Кима Назаретова вполне заслужил в конце концерта ту овацию стоя — живой биг-бэнд не вымер, гак же как и его ауди­тория" ("Глазго Геральд").

Ему вторит Эллиот Мидоу: "По некоей причине широ­кий мир джаза не был охва­чен с каким-либо энтузиаз­мом устроителями майского фестиваля этого года. Если поразмыслить, то джаз ос­тался в стороне от прошло­годнего взрыва артистических удач. Однако здесь нет ни времени, ни места рассмат­ривать причины подобного пренебрежения. Я уверен, ценители музыки были вполне удовлетворены тре­мя утешительными крохами, брошенными им в виде кон­цертов Майка Вестбрука, Джорджа Чизхольма и вче­рашнего концерта джаз-оркестра Назаретова.

Как это ни грустно, но ка­жется, что эпоха гастролиру­ющих биг-бэндов доживает свои последние дни. Веду­щие мастера — Эллингтон, Бэйси, Гудмен, Герман, Кен­тон — уже не с нами, кроме как в душе и на пластинках. В наше время очень редко по­является возможность полу­чить потрясение от звучания 18 или более человек, одно­временно свингующих на одной сцене.

Восемнадцатисильная бригада Назаретова дала свой превосходный залп и оказалась не так далеко от эталона. Девять медных и пять саксофонов были точ­ны, чисты и полны огня, в то время как ритм-секция из че­тырех человек обеспечивала прочную, но, тем не менее, гибкую основу.

Репертуар, взятый из сочи­нений Бэйси, Эллиютона и Теда Джонса, включал и не­сколько оригинальных со­ветских композиций и аран­жировок, отражающих не­сомненное влияние и Оли­вера Нельсона, и Лало Шифрина. Если у музыкантов и есть общее предпочтение, то это стиль Бэйси, и они следу­ют по этому пути с солидным апломбом и уверенностью... И оркестр Назаретова впол­не заслужил в конце выступ­ления ту овацию стоя — жи­вой биг-бэнд не вымер, так же, как и его аудитория" ("Си­ти Холл").

Джазовому образованию в России 30 лет. За это время "джаз-зерна", брошенные Кимом Назаретовым, дали мощные всходы, а сам джаз стал, по сути, "визитной кар­точкой" города. На сего­дняшний день созданная в Ростове-на-Дону уникаль­ная инфраструктура джазо­вого образования — от дет­ской музыкальной школы до поствузовского обучения — представляет собой высоко­профессиональную "армию джазмэнов", востребован­ную не только у нас в России, но и далеко за ее пределами. Сегодня ученики К.А Назаре­това с успехом работают на Украине, в России, Беларуси, Бельгии, Германии, Израиле, Италии, США

Джаз-Энерджайзер Ростова


Ким Назаретов был цент­ральной фигурой ростов­ского джаза. Благодаря его усилиям, его неутомимой энергии город назван "джа­зовым сердцем России" (70- е годы, журналист А Рекеда), "кузницей биг-бэндов" (80-е годы, О. Лундстрем), "юж­ной джазовой столицей" (90-е годы, И. Бриль). А в на­чале XXI века джазовый кри­тик В. Фейертаг один из кон­цертов своего московского абонемента в Концертном зале им. П.И. Чайковского так и назовет — "Ростов джа­зовый".

Ким Аведикович был нео­быкновенным генератором идей. Через полгода работы кафедры он как-то сказал, что хорошо бы объединить усилия вуза и училища в не­кое джазовое сотворчество с приглашением джазфэнов. Это и практика для студентов, и популяризация джаза. Так, в училище искусств появился джаз-клуб ТТТ (Тема— Тональность — Темп), а в музпединституте - концертный абонемент "Джаз в полдень".

Джаз-клуб просуществовал недолго, а цикл "Джаз в полдень" жив и поныне. Это важная для продуктивного педагогического процесса концертная площадка вуза, на которой можно показать собственные композиции или 'обкатать" конкурсные, посмотреть другие силы или найти единомышленников. Подобная практика дала *жизнь" многим ростовским музыкантам: братьям Соко­ловским, Олегу Великанову, Гедеону Пейсахову, Анато­лию Кирничному, братьям Ивановым, Андрею Кутову, Дмитрию Бударину.. И сегодня под неусыпным оком за­ведующего кафедрой кон­серватории Петра Кимовича Назаретова концерты тради­ционно проходят каждое третье воскресенье месяца в 1600..

Ким Назаретов был даль­новидным и мощным стра­тегом. К примеру, руководст­во вторым училищным джаз- оркестром он возложил на своего трубача и педагога Михаила Радинского, не по­мышлявшего о бэнд-лидер- стве ни сном, ни духом... И с тех пор Михаил Ошерович не мыслит своей жизни без джаз-оркестра. Создание ин­ститутского бэнда Ким пору­чил Юрию Кинусу. А через 14 лет Юрий принял на себя ру­ководство муниципальным оркестром Кима Назаретова. В 1990 году Ким пригласил переехать в Ростов тромбо­ниста Виктора Бударина, ставшего вскоре ведущим педагогом консерватории, в класс которого приезжали музыканты из самых отда­ленных уголков России.

Ким четко выстраивал джазовую политику и по­всюду в Ростове расставлял "джазовые сети". С его пода­чи в середине 80-х братья Ивановы — пианист Михаил и контрабасист Андрей — открыли джаз-бар "Регата". По сути, это был своеобраз­ный ростовский клуб Blue Note, где ежедневно три часа (!) звучал только джаз. "Рега­та" стала излюбленным мес­том отдыха джазмэнов. Не­достатка в желающих поиг­рать никогда не было. К дуэ­ту частенько заходили "по­размяться" и Назаретов с Кутовым. Наряду с бесчислен­ными комбинациями музы­кантов вокруг Ивановых вскоре сложился устойчи­вый квартет с тенор-саксо­фонистом Евгением Гнезди ловым и барабанщиком Ге­деоном Пейсаховым. Ким сумел добиться для квартета Ивановых штатной "джазовой единицы" в фи­лармонии и стал проводить цикл концертов под рубри­кой "Джаз + джаз". В первом отделении играл РОДАН (Ростовский Джаз Ан­самбль), во втором — иного­родние джазмэны.

Кима Аведиковича всегда отличала активная жизнен­ная позиция, а диапазон его возможностей, казалось, был безграничен: от участия вме­сте с оркестром в съемках фильма "Мурад Кажлаев — ритмы и годы" до организа­ции в Ростове-на-Дону 1 -го в стране фестиваля биг-бэндов и в 1990 году конкурса молодых джазовых испол­нителей.

Идея проведения в Росто­ве-на-Дону фестиваля боль­ших джаз-оркестров вполне логична. Во-первых, за Рос­товом с довоенных времен тянется шлейф "города орке­стров". Во-вторых, Ким сам больше тяготел к богатой ор­кестровой палитре, нежели к малым составам. К тому же в середине 80-х в донской сто­лице было уже три биг-бэнда, не считая симфоджазового Георгия Балаева в кинотеа­тре "Россия" и танцевально­го Леонтия Гасретова в парке им. Горького. И, в-третьих, в городе уже сформировалась подготовленная слушатель­ская аудитория, которая крайне нуждалась в джаз-праздниках. Наконец, — и это самое главное! — джазмэнам требовалось более ши­рокое и разнообразное об­щение на профессиональ­ном уровне "вживую": когда можно получить ответы на вопросы, познакомиться по­ближе с другими музыканта­ми, попробовать себя в джэме... Вести фестиваль Ким пригласил своего друга Вла­димира Фейертага, с кото­рым познакомился еще в 74- м году, когда они вместе с Юрием Саульским и Игорем Брилем "пробивали" откры­тие эстрадно-джазового от­деления в стране. Кстати, дружба у Владимира Борисо­вича с Ростовом продолжа­ется и по сей день: без его уча­стия не обходится ни одно значимое событие в джазо­вой жизни донской столицы.

В апреле 1984-го ростов­чане и гости города стали свидетелями грандиозного праздника джаза, на кото­рый приехало девять джаз-оркестров из Москвы, Ново­сибирска, Минска, Казани, Саратова, Одессы, Таллинна, Ярославля, Тулы. К ним при­соединились четыре рос­товских бэнда, один из которых был сводным — учили­ща и института. Как потом оказалось, фестиваль назва­ли "беспрецедентным": по­добной концентрации боль­ших оркестров не было ни у нас в стране, ни за рубежом. Впечатляла и компания име­нитых гостей: А.М. Котлярский, В.Б. Фейертаг, В.Е. Терлецкий, В.Н. Людвиковский, Ю.С. Саульский, М.М. Кажлаев, А.Е. Петров, Г.А. Гаранян, В.М. Оякяэр, И.М. Гаврилов.

В 1987-м в донской столи­це прошли конкурс джазовых ансамблей Ростовской области и Второй фестиваль биг-бэндов. Впервые в Рос­тове на одной сцене собра­лись практически все джазо­вые составы региона: 34 кол­лектива, 186 музыкантов. В работе приняли участие гос­ти из Польши: директор меж­дународных джазовых фес­тивалей и воеводского ДК из города Калиш Лехослав Охоцкий и заведующий вое­водским отделом культуры Казимеж Матусяк. За всем действом наблюдал главный бэнд-лидер страны Олег Ле­онидович Лундстрем.

Третий донской парад ор­кестров (1989) был уже Международным — участ­вовали коллективы Герма­нии, Франции, Польши. Он проводился параллельно с 111 Всероссийским конкур­сом джаз-оркестров эстрад­ных отделений музыкаль­ных училищ и училищ ис­кусств. География двойного события чрезвычайно об­ширна: Одесса, Киев, Ви­тебск, Таганрог, Красноярск, Москва, Ленинград, Сара­тов, Горький, Сочи, Владиво­сток, Калининград. Почет­ные гости: биг-бэнд Мравинского ДК (Зелена Гура, Польша), оркестр под уп­равлением Алена Пи (Страс­бург, Франция). Фестиваль, как обычно, вел Фейертаг. Он блестяще представлял коллективы, "строил мостики" в прошлое и остроумно реагировал на все происходящее. Кажется, именно тогда Ким метко за­метил: "Фейертаг — это Анд­роников в джазе".

Гленн Миллер с Дона


Ким любил оркестр. Любил самозабвенно и всеобъем­люще. Бэнд-лидер совер­шенно непостижимым об­разом умудрялся вселять ве­ру в непременное и скорое хорошее будущее. Любовь порождала любовь, а вера - веру. Вместе с тем Ким сумел не только инспирировать искренние чувства самих му­зыкантов, но и сформиро­вать собственную слуша­тельскую аудиторию. Созда­нию единого творческого процесса "исполнитель — слушатель — исполнитель" Ким всегда уделял большое внимание и считал его не­пременным условием успеха развития джаза и его аккуму­ляции на Дону:

— Для джазового коллек­тива, как ни для какого дру­гого, важно такое качество, как единство. Когда оркест­ранты не просто коллеги и товарищи, а единомышлен­ники. Только тогда можно играты искренне. Важно чув­ство партнера, который хо­рошо понимает тебя, наст­роен на ту же эмоциональ­ную волну. Причем чувство партнера двуединое: парт­нер в зале и партнер в оркес­тре. Мы должны чувствовать, что в зале сидят люди, кото­рые в эту минуту думают так же, как и мы. Иначе импро­визация не возникнет. Ведь в момент игры джазовый му­зыкант выступает и как ком­позитор, и как исполнитель. А коль в душе нет чувства подъема, эмоционального напряжения, не будет и им­провизации. Джаз почти не­возможно слушать в одино­честве. Надо непременно с кем-то общаться, сопережи­вать, почувствовать, что это сопереживание свойствен­но и человеку, сидящему ря­дом. Это духовное внутрен­нее общение. И вот оно должно быть и в оркестре, и в зале. Только в этом случае возникнет музыка джаза.

В общей сложности через джаз-оркестр Кима Назаретова прошло около 500 му­зыкантов. В разное время с ним выступали саксофонис­ты Георгий Гаранян (Москва) и Анатолий Вапиров (Варна, Болгария), мультиинстру­менталист Давид Голощекин (Ленинград) и трубач Вале­рий Колесников (Донецк, Украина), тромбонист Вик­тор Бударин (Новосибирск) и певица Лариса Долина (Москва)...

Джаз-оркестр Кима Назаретова с завидным постоян­ством появлялся на джазо­вых фестивалях в Москве и Ленинграде, Донецке и Кри­вом Роге, Одессе и Ярослав­ле, Ереване и Тбилиси.

Но столичная пресса рос­товчан не баловала внима­нием. Мне известны лишь две статьи. В первой (В. Рубашевский "Джазовая панора­ма-85") ростовскому бэнду уделено два предложения: "Оркестр РУИ п/у Кима Назаретова (музыкальный ру­ководитель и аранжиров­щик — В. Кутов) прекрасно исполнил джазовую класси­ку, продемонстрировав бе­режное отношение к автор­скому замыслу, точную, вы­разительную нюансировку, прекрасный баланс и объ­емное звучание всех групп. Из солистов оркестра хо­чется отметить альт-саксо­фонистов Владимира Попо­ва и Карпа Деланьяна, тром­бониста Геннадия Гречухина".

Спустя год в журнале "Со­ветская эстрада и цирк" (№ 1) появилась серьезная статья Владимира Фейертага "Ор­кестр Кима Назаретова", да­ющая более чем исчерпыва­ющую информацию: "Ко­нечно же, в репертуаре все­гда по-современному ис­полненная, "нарядно оде­тая" джазовая классика. Или, скажем так прежде всего — классика. Потому что это учебный коллектив, и музыкантам необходимо "прой­ти' хрестоматию оркестрового джаза. И материал рос­товчанами освоен так, что его окончательное прочте­ние доставляег слушателям наслаждение. Оркестр игра­ет ярко. броско, темпера­ментно. великолепно владе­ет необходимыми для современного свинга динами­ческими перепадами. Внешняя подача тоже празднична. Видно, что все получают удоовольствие от совместно­го процесса музицирования.

Тон задает сам Назаретов. Легкий и подвижный на сцене. он рождает отношение к музыке, вдохновляет. Жес­тов у него немного, он не тактирует, хотя, конечно, указывает вступления, обозначает акценты. Но и музыканты посматривают на не­го не для прибавления уве­ренности в правильности прочтения ритмических рисунков (в общем-то, заученных), a потому, что он "зажи­гает' их. радуется за музыку, наслаждается исполнением*

Но в сборнике статей "Советский джаз", вышедшем в 1987 году под редакцией Александра и Ольги Медведевых о Киме упоминается вскользь. Почему-то в достаточно объемном труде отечественных музыковедов и журналистов, решивших "всем миром" воссоздать почти не отраженный в летописях музыки путь отечественного джаза за шесть десятилетий, для ростовского биг-бэнда не нашлось места. Напомню, что к этому време­ни в донской столице уже прошли два грандиозных фестиваля биг-бэндов, а сам джаз-оркестр Кима более чем удачно показал себя за два года до выхода книги на джзэ-фестивале в Москве, был включен в пластинку "Джаз-84' К тому же 17 мая за заслуги в области советского музыкального искусства Президиум Верховного Со­вета РСФСР присвоил К.А. Назаретову звание "Заслу­женный деятель искусств РСФСР-.

Я думала, все вместе найдет отражение в сборнике Мед­ведевых: Но этого не случи­лось. То ли ростовские жур­налисты не имели выходов на столичную прессу, то ли московские вынуждены бы­ли освещать лишь регио­нальные коллективы.

Но не будем о грустном. В 1989 году в газете "Советская молодежь" (№ 56,1989) были опубликованы результаты опроса "Джаз-89", в котором приняли участие музыкове­ды, джаз-обозреватели, пре­зиденты ведущих джаз-клу­бов страны... 26 критиков из 17 городов вынесли свой вердикт:

1- е место — Москва, ор­кестр Олега Лундстрема (67 голосов),
2- е место — Ростов-на-До­ну, оркестр Кима Назаретова (54),
3- е место — Вильнюс, ор­кестр Владимира Чекасина (18).

Правда, в окончательном варианте определения "Звезд джаза-89" эти цифры претерпели некоторые из­менения: Лундстрем - 38, Назаретов — 32...

Честно говоря, узнав по­дробности жизни второго после Олега Лундстрема ста­рейшего биг-бэнда страны, я была крайне поражена. Просто невероятно, где Ким Аведикович черпал силы, чтобы не только поддержи­вать коллектив в отличной форме, но и способствовать его росту. Каким образом, не имея своего постоянного репетиционного помеще­ния, он готовил новые про­граммы и блестяще высту­пал на российских и евро­пейских международных джазовых фестивалях?!! Как, сидя в холодном кинотеатре "Красный маяк" уже в статусе первого российского про­фессора джаза (1992 год!), он умудрялся мечтать о соб­ственном джазовом Центре с большим концертным за­лом...

Продолжая скитаться, и, как обычно в России, не "во имя, а вопреки", ростовский биг-бэнд подготовил новую большую программу "Экс­курсия по истории джаза", которую представил в сен­тябре на Международном джазовом фестивале в Коб­ленце (Германия). Ким не только дирижировал, но и сам играл. Выступление ростовчан получило широ­кий резонанс в прессе, а од­на статья была названа про­сто и точно — "Гленн Мил­лер с Дона".

По возвращении в Ростов Ким Аведикович сказал в од­ном из интервью:
— Мы сами себе хозяева: репетируем, когда хотим и сколько хотим. Не имели по­мещения, но смогли сделать четырехчасовую программу. Каждую неделю играем в парке Горького и мечтаем о престижном зале, об активно действующем музыкаль­ном центре. Наш город не получает культуры в нужном количе­стве. Взрослых мы уже упус­тили, я теперь думаю о детях. Их много — одаренных му­зыкантов. Хорошо бы прово­дить конкурсы юных талан­тов — пианистов, скрипачей, духовиков... Идей у нас мно­го, и я верю, что музыкаль­ный центр, центр искусств в Ростове будет.

В мае 93-го Назаретов вы­вез оркестр в Москву на Меж­дународный джазовый фес­тиваль биг-бэндов, проводи­мый в Театре Эстрады. В фес­тивале приняло участие семь биг-бэндов, в том числе Госу­дарственный концертный оркестр республики Бела­русь под управлением Миха­ила Финберга (Минск), Госу­дарственный камерный ор­кестр джазовой музыки под управлением Олега Лунд­стрема (Москва), "Евросиб Интернешэнэл" биг-бэнд под управлением Владимира Толкачева (Новосибирск), МКС бэнд под управлением Анатолия Кролла (Москва), Детский биг-бэнд под управ­лением Александра Гебеля (Кривой Рог).

Ким остался доволен ча­совым выступлением свое­го коллектива. По его сло­вам, оркестр прозвучал убе­дительно, а Виктор Борилов "просто произвел очеред­ной фурор". И все же в голо­се профессора проскальзы­вали нотки сожаления: с та­ким трудом начатое дело переехало из Ростова в Москву. Позже посетовал: "Это не открытие Москвы, а продолжение традиций Ростова. У нас прошло три фестиваля биг-бэндов, а они посчитали, что был только один. Но не будем обижаться на них!".

И Ким не обижался. Вмес­то этого он обивал пороги администрации и минис­терств с просьбой предоста­вить джаз-оркестру с почти 30-летним стажем какой-ни­будь репетиторий. Наконец, 15 июля был утвержден го­родской киноконцертный центр, а сам биг-бэнд Наза­ретова получил статус муни­ципального. Сразу же огово­рили, что Центр будет нахо­диться в кинотеатре "Рос­сия", но до переезда в него было еще далеко.

А через три дня Кима не стало.

Бесконечная история



И ни одна из идей Кима Аведиковича не канула в лету. В ноябре 1993 года открылся Муниципальный кинокон­цертный центр, которому было присвоено имя Кима Назаретова. Через два года в Ростове появилась первая в России детская джазовая школа им. Кима Назаретова. Ким ушел непозволительно рано — в 56 лет. Но его имя и поныне на устах.

Семимильными шагами по Ростовской области зашагало детское эстрадно-джа­зовое движение. С 1994 года в городе стал проводиться Об­ластной детский фестиваль эстрадной и джазовой музы­ки. А еще через два года "ро­дился" городской конкурс- фестиваль "Аленький цвето­чек", который традиционно проходил в Центре им. К На­заретова. И если в первом конкурсе участвовало 500 детей, то в седьмом их было уже 2234. И это только рос­товчане!

Реализовалась и другая мечта Кима — о некоем му­зыкальном собрании, где бы большой оркестр играл не только джаз, но и популяр­ную музыку прошлых лет. Что-то типа "Гленн-аелэнд- казино". Через год после смерти Кима под старый Но­вый год на втором этаже ки­нотеатра "Россия" открылся танц-клуб "Ностальжи". Те­перь у оркестра появилась возможность еженедельно, а не раз в полгода, выступать с разными программами. Вскоре "Ностальжи" стано­вится одним из любимых мест отдыха ростовчан. Концертно-танцевальные вечера состоят из трех отде­лений: первое — джазовая классика, два остальных — танцевальные. Сегодня в связи с реконструкцией зда­ния Центра вечера стали проводиться во Дворце культуры железнодорожни­ков.

Джаз-оркестр Кима Наза­ретова много иуспешно гас­тролирует, не боясь пригла­шать и американских звезд
солистов оркестра Каунта Бэйси вокалистов Денниса Роуланда и МэлбуДжойс. Ху­дожественный руководи­тель биг-бэнда и главный дирижер Юрий Кинус (вто­рой дирижер Андрей Мачнев) с удовольствием предо­ставляет свой коллектив москвичам — народному артисту Советского Союза Мураду Кажлаеву и народ­ному артисту России Анато­лию Кроллу, а также одес­скому бэнд-лидеру Нико­лаю Голощапову и немецко­му Уве Плату. Более того! Ростовчане даже рискнули на создание интернацио­нального биг-бэнда "Ростов — Дортмунд", в который во­шли немецкие музыканты из Джазовой академии Гле­на Бушманна под управле­нием Уве Плата и муници­пальный джаз-оркестр Ки­ма Назаретова под управле­нием Андрея Мачнева.

Сегодня джазовую исто­рию биг-бэнда Кима Наза­ретова можно услышать на трех лазерных дисках. Пер­вый составлен из чудом со­хранившихся записей кон­цертных выступлений раз­ных лет, начиная с 1964 года. Второй — Fair—демонстри­рует современное звучание оркестра 1997 — 2003 гг. Третий дает возможность услышать интернациональ­ный биг-бэнд "Ростов — Дортмунд", гастролировав­ший по Германии в 2006 го­ду.

Вот уже 10 лет детская джа­зовая школа достойно пред­ставляет имя Кима Назарето­ва. Равным успехом пользу­ются и биг-бэнд школы, и ма­лые составы, стабильно заво­евывающие призовые места на конкурсах и неизменно приглашающиеся на юби­лейные концерты мастеров отечественного джаза (А. Кролл, И. Бриль) междуна­родные джазовые фестива­ли.

В Ростове традиционно проводится конкурс моло­дых джазовых исполните­лей. И вполне вероятно, что в этом году он будет уже меж­дународным. В консерватории продол­жают проходить абонемент­ные концерты "Джаз в пол­день", которые возглавляет заведующий кафедрой эст­радной и джазовой музыки Петр Кимович Назаретов.

P.S.
Кима любили все. В качестве подтверждения приведу ма­лоизвестный факт, о кото­ром мне рассказал Владимир Борисович Фейертаг. В Москве организовывали правление джазовой феде­рации, и тайным голосова­нием избиралось джазовое "политбюро". Комиссия по­считала количество голосов и объявила результаты выбо­ров, в которых принял учас­тие 101 человек. За кого-то было подано 80 голосов, за кого-то 95, а за Кима — 101 безоговорочно!

У "безоговорочного чело­века" Кима Аведиковича На­заретова совершенно счаст­ливо соединились таланты Большого Музыканта и Большого Человека. Вот всего лишь один пример. 30 марта 93-го года на концерте муни­ципального биг-бэнда про­изошло непредвиденное. Конферансье объявил: "Эдди Рознер, песня "Ничего не знаю" (песню написал Ген­рик Варс, но исполнял ор­кестр Э. Рознера). Оркестр сыграл вступление, на сцену вышел вокалист Эдуард Кры­лов и... забыл слова. Вместо него запел дирижер. Зал встал!

Строчку из этой песни "Я живу любя и все!" — можно считать девизом всей жизни Кима Назаретова.

Специально дом журнала "Jazz-квадрат"
Ольга Коржова




JAZZ-KBAДPAT №5 2006



стиль
джаз
автор
Ольга КОРЖОВА
страна
Россия
музыкальный стиль
мэйнстрим, свинг


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела композиторы, аранжировщики, бэнд-лидеры

  • стиль: джаз, джаз
И вновь гастроли, гастроли, гастроли... К 1 января 1945 года в составе оркестра было 53 человека, включая танцевальную группу. Эти люди колесили по стране в двух пассажирских вагонах, возя с собой 13 детей, среди которых были и грудные. Концертная ...
  • стиль: джаз, джаз
"С миру по нитке..." Музыканты, которыми пополнился оркестр, были представителями самых разных городов страны и самых разных национальностей. В документах оркестра можно найти списки состава, относящиеся к 1944-1946 годам, с указанием "домашнего ...
  • стиль: джаз, джаз
Война Весной 41-го Госджаз-оркестр БССР выступал в Москве, в помещении Клуба летчиков на Ленинградском проспекте, а в начале лета оказался в Киеве. Воскресный день 22 июня обещал отдых на Днепре. Проснулись утром в гостинице. Прекрасная погода, ...
  • стиль: джаз, джаз
БЕЛОСТОКСКИЕ ВИРТУОЗЫ Уехав в начале мая 1940 года на гастроли, Государственный джаз-оркестр БССР под управлением Эдди Рознера смог дать следующий свой концерт в Минске уже после того, как Белоруссия была освобождена от фашистов. 5 июня 1940 года в ...
  • стиль: джаз, джаз
Эдди Рознер — путь к джазу Сын польского эмигранта-рабочего, родившийся в Берлине Эдди (Адольф Эдуард) Рознер уже в четырехлетнем возрасте проявил незаурядные музыкальные способности, однако получить специальное образование в кайзеровской Германии ...
  • стиль: джаз, джаз
"Нет пророка в своем отечестве". Это утверждение наших предков как никогда актуально сегодня, когда к нам возвращаются из небытия имена тех, кто в свое время составил славу отечества, но кого забыли, лишили любимой работы, а порой свободы и даже ...
  • стиль: джаз, джаз
По всем музыкальным канонам общепринятой датой конца эры свинговых биг-бендов считается 1946 год. Так ли это? НЕМНОГО ИСТОРИИ В годы войны рост расходов на милитаризацию экономики и 20-процентный налог на индустрию развлечений привели к тому, что ...
  • стиль: джаз, джаз
В Киеве произошло печальное событие. Нас покинул представитель старой гвардии джазовых музыкантов Украины Евгений Алексеевич Дергунов — блестящий джазовый аранжировщик, композитор, пианист. Он родился в 1936 году в семье генерала ВВС и драматической ...
  • стиль: блюз, блюз
Эту статью следовало напи­сать еще в 2003-м, потому что 29 ноября того года Джон Мэйелл отметил свой юбилей: ему исполнилось 70 лет. Но я не собираюсь оп­равдываться, мол "лучше уж поздно, чем никогда!". Пото­му что когда говоришь об этом человеке, ...
  • стиль: джаз, джаз
Линдли Армстронг Джонс по прозвищу "Spike" (англ. "костыль", "гвоздь") — барабанщик, композитор, дирижер и лидер оркестра, согласно биографическому справочнику "Американского общества композиторов, авторов и издателей" (ASCAP), членом которого он ...
  • стиль: джаз, джаз
В 1962 году Charlie Mingus встретил Sun Ra и спросил его, что он делает в Нью- Йорке, на что Sun Ra ответил, что он бывает здесь достаточно часто. "Нет, — сказал Mingus, — Я подразумеваю, что Вы делаете здесь, на Земле?". В Филадельфии на доме по ...
  • стиль: джаз, джаз
Особого внимания требует факт взаимоотношений Sun Ra и некоторых его оркест­рантов (в особенности John Gilmore) с John Coltrane. По­мимо того, что Джон высоко ценил творчество Sun Ra, он черпал вдохновение в его му­зыкальных идеях и метафизи­ческих ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com