"...Ким Назаретов был величайшим джазовым маэстро, мастером своего дела, крупнейшим музыкантом и мерилом Человека с большой буквы... Для меня всегда Ростов был Назаретовым, а Назаретов Ростовом"
Мурад Кажлаев, композитор, народный артист Советского Союза
Организатор первого в Ростове-на-Дону джаз-оркестра, один из зачинателей джазового образования в Советском Союзе и первый отечественный профессор джаза Ким Назаретов. Сегодня это имя хорошо известно далеко за пределами Ростова-на- Дону. В конце 80-х оно принесло донской столице мировое признание и теперь уже навсегда неразрывно связано с городом, став, по сути, и его "брэндом". В этом году Киму Аведиковичу исполнилось бы 70 лет (24. 08. 1936-18.07.1993).
Начало Пути
Несколько непонятное сегодня имя Ким в 36-м было достаточно популярным и расшифровывалось очень просто: Коммунистический Интернационал молодежи. И так уж случилось, что такое хорошее советское имя Ким самым тесным образом оказалось связанным с нехорошим буржуазным словом "джаз". На вопрос "когда и почему", Ким отвечал очень просто:
— Джазом я начал заниматься с середины 50-х. Толчком, вероятно, послужило то, что после постановления 48-го года джаз был под запретом. А то, что запретно, всегда привлекательно.
Ким прошел все соответствующие ступени полного музыкального образования (школа — училище — вуз), и на всех этапах его сопровождала любовь к инородному искусству. Училищный педагог — выпускница Московской консерватории (класс профессора Л.Н. Оборина) М.И. Кац — не признавала никакого джаза и видела в Назаретове блестящего классического пианиста. А вот теоретик Г.М. Барсегян весьма лояльно относился к гармоническим экзерсисам своего студента и даже позволял играть модуляции джазовыми гармониями.
В харьковской консерватории, где Ким продолжил обучение музыке, весьма причудливо сплелись блестящие навыки академического пианиста, композитора (работа в ТЮЗе) и... бэнд-лидера: здесь Ким организовал свой первый джаз-оркестр "Дружба", объединивший студентов Германии, Польши, Чехословакии, Румынии. Самым ярким событием харьковского периода Назаретова была встреча с Эдди Рознером. Во время гастролей по Украине в оркестре Рознера неожиданно заболел пианист. Киму предложили выступить в качестве подмены и выдали концертный костюм чуть ли не на три размера меньше. Но это нисколько не помешало первому большому успеху начинающего джазмэна.
В 1963 году Ким вернулся в Ростов. Поступив на работу в училище искусств, тут же стал искать джаз-единомышленников. В конце сентября он собрал первый небольшой ростовский джаз-бэнд. За полтора месяца музыканты сделали программу из шести пьес, которую показали приехавшему на гастроли в Ростов Олегу Лундстрему.
Летом 1964 года Ким Назаретов вывел на танцплощадку "Мелодия" уже троичный состав. Коллектив вызвал неподдельный интерес музыкантов и такое же удивление обывателей. Почти сразу была сделана ставка только на джаз. Из-за этого публика, желавшая "песен и танцев", ходила к ним слабо. Зато странно-классический репертуар собирал бесчисленное количество джазфэнов, пытавшихся разобраться во всех звуковых хитросплетениях.
Параллельно Ким выступал с сольными концертами в филармонии, работал в театрах — писал музыку к спектаклям "Варшавская мелодия", "Похищение луковиц", ’Двадцать лет спустя", "Добрый человек из Сычуани". Из перечисленных особый интерес представляет пьеса Б.Брехта, все музыкальные номера которой решены в разных джазовых стилях; "Песня о дне святого Никогда" — джаз-рок, "Песня о восьмом стоне" пронизана ритмами буги-вуги, "Песня Водовоза" целиком выдержана в свинге, а лирическим центром спектакля является баллада "Песня о дыме" в блюзовых тонах.
В 1969 году из Душанбе в Ростов переехал тромбонист и аранжировщик Виктор Кутов. К этому времени он окончил Московский музыкально-педагогический институт им. Гнесиных и имел хорошую практику аранжирования для разных составов: работал в театре, в симфоническом оркестре и с таджикским национальным вокально-инструментальным ансамблем. Музыканты быстро нашли общий язык, и Ким тут же предложил Кутову вести класс тромбона в училище искусств и место солиста в своем джаз- оркестре.
Кутов легко вписался в ростовскую команду и как-то незаметно стал "черновым дирижером", аранжировщиком и вообще правой рукой Назаретова. Они прекрасно взаимодополняли друг друга: Ким был генератором идей, Виктор — их реализатором; Ким налаживал творческие контакты, Виктор аранжировал и реаранжировал Каунта Бэйси или Дюка Эллингтона, в точности передавая своеобразие звучания их оркестров. Образовался тандем бэнд-лидеров "Назаретов — Кутов", о наличии которого Ким напоминал практически на каждом концерте. Он чуть ли не силой заставлял Кутова выходить в качестве дирижера, как бы говоря: "Это же наше общее дело, и я хочу, чтобы и ты разделил со мной аплодисменты и успех!".
Постепенно биг-бэнд Назаретова становился на ноги. К середине 70-х сформировывается дружная команда, состоящая из коренных (саксофонист Владимир Попов, трубач Евгений Медведев) и будущих ростовчан. Из Орла приезжает контрабасист Игорь Егоров, из джазовой Пензы (в то время там уже было четыре биг-бэнда!) кларнетист и уже через пару недель тенор-саксофонист Виктор Попов, из академического Киева трубач Михаил Радинский... Вскоре к ним присоединись клавишник Юрий Кинус, тромбонист Яков Кюльян, пианист Николай Иоаннисян, тенор-саксофонист Евгений Гнездилов, гитарист Виктор Бори- лов... Многие станут педагогами и вместе с Кимом будут "поднимать" эстрадно-джазовое образование на Дону, совмещая работу в училище с концертной деятельностью. Кстати, заслуженный артист России Владимир Попов и Евгений Медведев до сих пор работают в оркестре.
Профессионализация Джаза на Дону
Общая картина эстрадноджазовой жизни Ростова как две капли воды походила на жизнь других крупных городов страны. Но здесь были Ким Назаретов и дружная джаз-команда. Проанализировав и оценив реальные возможности, пришли к выводу': джазовому образованию на Дону быть! И для принятия судьбоносного решения нашлись все основания.
Прежде всего, многие ростовские музыканты уже прошли начальный этап активного эксперимента различными составами и даже испробовали себя в сочинительстве. Подстегиваемые выступлениями джазмэнов европейского уровня, они в какой-то степени научились принимать и "просеивать информацию, выявлять и апробировать особенности композиций и аранжировок Услышанное и осознанное пробовали воспроизводить, искали похожие гармонии, играли запомнившиеся импровизации.
В 1974 году в 20 музыкальных училищах страны, в том числе — ив Ростове (зав. отделением К.А Назаретов), открылись отделения "Музыкальное искусство эстрады". Правда, только в Ростове оно сразу было самостоятельным и потому считается "первым".
С открытием отделения легализовался и джаз-оркестр Кима Назаретова. Теперь он получил постоянное место для репетиций, которые были открытыми и проходили не совсем обычно. Это были лекции-уроки, чрезвычайно вдохновляющие.
Через два года преподавательско-студенческий оркестр РУИ под управлением Кима Назаретова впервые выезжает на джаз-фестиваль в Куйбышев. "Весна-76" принесла оркестру звание "Лучший биг-бэнд фестиваля", а джазмэнам — восемь дипломов. Через год на праздновании 10-летия студии Козырева оркестр вновь завоевывает звание "Лучший биг-бэнд". С этого времени ростовский коллектив становится постоянным участником многих джазовых событий страны.
О джазовом фестивале "Осенние ритмы-78" в ленинградской газете "Смена" появляется статья "Джаз всю неделю", в которой Э. Крангальс отмечает: "Коллектив Ростовского училища искусств умело подобрал выигрышный репертуар и серьезно подготовился к гастролям. Оркестр — молодой учебный коллектив, за пультами сидят студенты и преподаватели, — ждет повседневное практическое обучение и обмен опытом музыкального исполнительства. И что особенно приятно — коллектив азартен, динамичен, с большим энтузиазмом исполняег джазовую музыку, а темпераментная манера дирижирования руководителя оркестра вовлекает музыкантов и слушателей в жизнерадостный, пульсирующий ритм свинга".
Приятно знать, что и рижская газета "Советская молодежь" не обошла вниманием выступление ростовчан. В статье "Джаз над Невой" журналист В.Копман констатирует: "...с большим интересом ожидалось выступление ростовчан — биг-бэнда под управлением К. Назаретова (музыкальный руководитель Виктор Кутов). Это необычный оркестр. В его составе преподаватели и учащиеся эстрадно-джазового отделения. Играть рядом с опытными музыкантами — это лучшая школа для молодежи. Душа оркестра, его организатор и руководитель — педагог К.Назаретов. Энтузиазм, помноженный на трудолюбие, дисциплину, плюс воля руководителей сделали свое дело. Сегодня биг-бэнд ростовчан — один из лучших в стране, мало в чем уступающий профессиональным оркестрам. Динамичный, упругий ритм, слаженность и чистота исполнения, пленительное звучание саксофонов отличают его игру. Оркестр с большим успехом исполнил "школу": Д. Эллингтона, Н. Хефти, Т. Джонса...".
В 1982 году в ростовском музыкально-педагогическом институте открывается первая в Советском Союзе кафедра эстрадной и джазовой музыки, которую тоже возглавил Ким. А спустя почти 10 лет в переименованном в консерваторию имени С.В. Рахманинова институте появляется и аспирантура.
Меж двух огней
Вся жизнь Кима Назаретова была поделена между педагогической деятельностью и концертной. Но провести между этими двумя областями четкую грань невозможно. Думается, этого никогда не делал и сам Ким. Особенно наглядно это проявилось на праздновании его двойного юбилея: 50-летия со дня рождения и 30-летия творческой деятельности.
Зал был не просто полон, он буквально лопался от несметного количества друзей, учеников и истинных поклонников джаза. Даже стоячих мест не удавалось обнаружить. Серьезные речи перемежались дружескими эпиграммами, музыкальными выступлениями, шуточными поздравлениями... Саксофонист оркестра Леонида Утесова Аркадий Михайлович Котлярский вручил большую чеканную медаль с надписью: "Обаятельному человеку, большому музыканту, знатоку джаза, борцу за свинг, создателю биг-бэнда". "Хваленый Дон перестал быть Тихим, его уровень настолько повысился, что достиг берегов Сент-Луиской свинговой школы", — не без зависти отметил одесский бэнд-лидер Николай Голощапов. А народный артист России Михаил Бушнов сказал, указывая Киму на могущий обвалиться под массой студентов балкон: "Это то, ради чего стоит жить!".
Ким был блестящим педагогом, прекрасно видящим возможности ученика и знающим, чего и каким образом от него можно добиться. В 1987 году его студенты из музпединститута впервые выехали за рубеж в Калиш (Польша) и не остались без наград. Игорь Уколов и Михаил Иванов получили звание дипломантов на VII Международном конкурсе джазовых пианистов им. М. Коша, а квинтет Альберта Кандрачьяна заслужил массу добрых слов на XIV Международном фестивале джаза.
Михаил Иванов не остановился на достигнутом. Спустя год он собрал трио (контрабасист Андрей Иванов, барабанщик Гедеон Пейсахов) и выехал в Оверайс на Европейский конкурс джазовых ансамблей "Евроджаз-89" (Бельгия). Из 96 участников прошло только 10. Гран-при единогласно отдали "Ростов трио". Компетентное жюри было поражено необычайно эффектной и "вкусно" сделанной фолк-программой ростовчан. Кстати, в Оверайсе родился каламбур: "Ростов-трио из города Назаретов".
В 1988 биг-бэнд Кима Назаретова выступил на May Fest в Глазго (Соединенное Королевство Великобритании). Мастерство ростовчан обескуражило прессу. Энтони Трун назвал свою статью "Сюрприз, преподнесенный русскими": "Джаз-оркестр Назаретова из 17 человек из Ростова-на-Дону сочетает музыкантов высокого уровня с полным пониманием жанра свинг. Тайна того, откуда это пришло, где эти исполнители так бесподобно смогли постигнуть "живой джаз Запада", заключается, видимо, в том факте, что основатель и дирижер Ким Назаретов — "Глава джазового образования" в Ростовской высшей школе музыки...
Сначала сердце просто оборвалось, когда из кулис вышел электрогитарист (Виктор Борилов! — прим. автора) медитировать в Don't Get Around Much Дюка Эллингтона. Но он быстро нокаутировал публику как музыкант высочайшей техники и невероятных гармонических трюков. Мы слышали и трепещущие, наполненные чувствами аранжировки из "Серенады", и "сорвиголовую" Rhithm-a-ning Т. Монка в конце программы, сыгранную в невероятном темпе.
Появление этого бэнда было инспирировано майским фестивалем, но оно стало больше чем просто выступление. И оркестр Кима Назаретова вполне заслужил в конце концерта ту овацию стоя — живой биг-бэнд не вымер, гак же как и его аудитория" ("Глазго Геральд").
Ему вторит Эллиот Мидоу: "По некоей причине широкий мир джаза не был охвачен с каким-либо энтузиазмом устроителями майского фестиваля этого года. Если поразмыслить, то джаз остался в стороне от прошлогоднего взрыва артистических удач. Однако здесь нет ни времени, ни места рассматривать причины подобного пренебрежения. Я уверен, ценители музыки были вполне удовлетворены тремя утешительными крохами, брошенными им в виде концертов Майка Вестбрука, Джорджа Чизхольма и вчерашнего концерта джаз-оркестра Назаретова.
Как это ни грустно, но кажется, что эпоха гастролирующих биг-бэндов доживает свои последние дни. Ведущие мастера — Эллингтон, Бэйси, Гудмен, Герман, Кентон — уже не с нами, кроме как в душе и на пластинках. В наше время очень редко появляется возможность получить потрясение от звучания 18 или более человек, одновременно свингующих на одной сцене.
Восемнадцатисильная бригада Назаретова дала свой превосходный залп и оказалась не так далеко от эталона. Девять медных и пять саксофонов были точны, чисты и полны огня, в то время как ритм-секция из четырех человек обеспечивала прочную, но, тем не менее, гибкую основу.
Репертуар, взятый из сочинений Бэйси, Эллиютона и Теда Джонса, включал и несколько оригинальных советских композиций и аранжировок, отражающих несомненное влияние и Оливера Нельсона, и Лало Шифрина. Если у музыкантов и есть общее предпочтение, то это стиль Бэйси, и они следуют по этому пути с солидным апломбом и уверенностью... И оркестр Назаретова вполне заслужил в конце выступления ту овацию стоя — живой биг-бэнд не вымер, так же, как и его аудитория" ("Сити Холл").
Джазовому образованию в России 30 лет. За это время "джаз-зерна", брошенные Кимом Назаретовым, дали мощные всходы, а сам джаз стал, по сути, "визитной карточкой" города. На сегодняшний день созданная в Ростове-на-Дону уникальная инфраструктура джазового образования — от детской музыкальной школы до поствузовского обучения — представляет собой высокопрофессиональную "армию джазмэнов", востребованную не только у нас в России, но и далеко за ее пределами. Сегодня ученики К.А Назаретова с успехом работают на Украине, в России, Беларуси, Бельгии, Германии, Израиле, Италии, США
Джаз-Энерджайзер Ростова
Ким Назаретов был центральной фигурой ростовского джаза. Благодаря его усилиям, его неутомимой энергии город назван "джазовым сердцем России" (70- е годы, журналист А Рекеда), "кузницей биг-бэндов" (80-е годы, О. Лундстрем), "южной джазовой столицей" (90-е годы, И. Бриль). А в начале XXI века джазовый критик В. Фейертаг один из концертов своего московского абонемента в Концертном зале им. П.И. Чайковского так и назовет — "Ростов джазовый".
Ким Аведикович был необыкновенным генератором идей. Через полгода работы кафедры он как-то сказал, что хорошо бы объединить усилия вуза и училища в некое джазовое сотворчество с приглашением джазфэнов. Это и практика для студентов, и популяризация джаза. Так, в училище искусств появился джаз-клуб ТТТ (Тема— Тональность — Темп), а в музпединституте - концертный абонемент "Джаз в полдень".
Джаз-клуб просуществовал недолго, а цикл "Джаз в полдень" жив и поныне. Это важная для продуктивного педагогического процесса концертная площадка вуза, на которой можно показать собственные композиции или 'обкатать" конкурсные, посмотреть другие силы или найти единомышленников. Подобная практика дала *жизнь" многим ростовским музыкантам: братьям Соколовским, Олегу Великанову, Гедеону Пейсахову, Анатолию Кирничному, братьям Ивановым, Андрею Кутову, Дмитрию Бударину.. И сегодня под неусыпным оком заведующего кафедрой консерватории Петра Кимовича Назаретова концерты традиционно проходят каждое третье воскресенье месяца в 1600..
Ким Назаретов был дальновидным и мощным стратегом. К примеру, руководство вторым училищным джаз- оркестром он возложил на своего трубача и педагога Михаила Радинского, не помышлявшего о бэнд-лидер- стве ни сном, ни духом... И с тех пор Михаил Ошерович не мыслит своей жизни без джаз-оркестра. Создание институтского бэнда Ким поручил Юрию Кинусу. А через 14 лет Юрий принял на себя руководство муниципальным оркестром Кима Назаретова. В 1990 году Ким пригласил переехать в Ростов тромбониста Виктора Бударина, ставшего вскоре ведущим педагогом консерватории, в класс которого приезжали музыканты из самых отдаленных уголков России.
Ким четко выстраивал джазовую политику и повсюду в Ростове расставлял "джазовые сети". С его подачи в середине 80-х братья Ивановы — пианист Михаил и контрабасист Андрей — открыли джаз-бар "Регата". По сути, это был своеобразный ростовский клуб Blue Note, где ежедневно три часа (!) звучал только джаз. "Регата" стала излюбленным местом отдыха джазмэнов. Недостатка в желающих поиграть никогда не было. К дуэту частенько заходили "поразмяться" и Назаретов с Кутовым. Наряду с бесчисленными комбинациями музыкантов вокруг Ивановых вскоре сложился устойчивый квартет с тенор-саксофонистом Евгением Гнезди ловым и барабанщиком Гедеоном Пейсаховым. Ким сумел добиться для квартета Ивановых штатной "джазовой единицы" в филармонии и стал проводить цикл концертов под рубрикой "Джаз + джаз". В первом отделении играл РОДАН (Ростовский Джаз Ансамбль), во втором — иногородние джазмэны.
Кима Аведиковича всегда отличала активная жизненная позиция, а диапазон его возможностей, казалось, был безграничен: от участия вместе с оркестром в съемках фильма "Мурад Кажлаев — ритмы и годы" до организации в Ростове-на-Дону 1 -го в стране фестиваля биг-бэндов и в 1990 году конкурса молодых джазовых исполнителей.
Идея проведения в Ростове-на-Дону фестиваля больших джаз-оркестров вполне логична. Во-первых, за Ростовом с довоенных времен тянется шлейф "города оркестров". Во-вторых, Ким сам больше тяготел к богатой оркестровой палитре, нежели к малым составам. К тому же в середине 80-х в донской столице было уже три биг-бэнда, не считая симфоджазового Георгия Балаева в кинотеатре "Россия" и танцевального Леонтия Гасретова в парке им. Горького. И, в-третьих, в городе уже сформировалась подготовленная слушательская аудитория, которая крайне нуждалась в джаз-праздниках. Наконец, — и это самое главное! — джазмэнам требовалось более широкое и разнообразное общение на профессиональном уровне "вживую": когда можно получить ответы на вопросы, познакомиться поближе с другими музыкантами, попробовать себя в джэме... Вести фестиваль Ким пригласил своего друга Владимира Фейертага, с которым познакомился еще в 74- м году, когда они вместе с Юрием Саульским и Игорем Брилем "пробивали" открытие эстрадно-джазового отделения в стране. Кстати, дружба у Владимира Борисовича с Ростовом продолжается и по сей день: без его участия не обходится ни одно значимое событие в джазовой жизни донской столицы.
В апреле 1984-го ростовчане и гости города стали свидетелями грандиозного праздника джаза, на который приехало девять джаз-оркестров из Москвы, Новосибирска, Минска, Казани, Саратова, Одессы, Таллинна, Ярославля, Тулы. К ним присоединились четыре ростовских бэнда, один из которых был сводным — училища и института. Как потом оказалось, фестиваль назвали "беспрецедентным": подобной концентрации больших оркестров не было ни у нас в стране, ни за рубежом. Впечатляла и компания именитых гостей: А.М. Котлярский, В.Б. Фейертаг, В.Е. Терлецкий, В.Н. Людвиковский, Ю.С. Саульский, М.М. Кажлаев, А.Е. Петров, Г.А. Гаранян, В.М. Оякяэр, И.М. Гаврилов.
В 1987-м в донской столице прошли конкурс джазовых ансамблей Ростовской области и Второй фестиваль биг-бэндов. Впервые в Ростове на одной сцене собрались практически все джазовые составы региона: 34 коллектива, 186 музыкантов. В работе приняли участие гости из Польши: директор международных джазовых фестивалей и воеводского ДК из города Калиш Лехослав Охоцкий и заведующий воеводским отделом культуры Казимеж Матусяк. За всем действом наблюдал главный бэнд-лидер страны Олег Леонидович Лундстрем.
Третий донской парад оркестров (1989) был уже Международным — участвовали коллективы Германии, Франции, Польши. Он проводился параллельно с 111 Всероссийским конкурсом джаз-оркестров эстрадных отделений музыкальных училищ и училищ искусств. География двойного события чрезвычайно обширна: Одесса, Киев, Витебск, Таганрог, Красноярск, Москва, Ленинград, Саратов, Горький, Сочи, Владивосток, Калининград. Почетные гости: биг-бэнд Мравинского ДК (Зелена Гура, Польша), оркестр под управлением Алена Пи (Страсбург, Франция). Фестиваль, как обычно, вел Фейертаг. Он блестяще представлял коллективы, "строил мостики" в прошлое и остроумно реагировал на все происходящее. Кажется, именно тогда Ким метко заметил: "Фейертаг — это Андроников в джазе".
Гленн Миллер с Дона
Ким любил оркестр. Любил самозабвенно и всеобъемлюще. Бэнд-лидер совершенно непостижимым образом умудрялся вселять веру в непременное и скорое хорошее будущее. Любовь порождала любовь, а вера - веру. Вместе с тем Ким сумел не только инспирировать искренние чувства самих музыкантов, но и сформировать собственную слушательскую аудиторию. Созданию единого творческого процесса "исполнитель — слушатель — исполнитель" Ким всегда уделял большое внимание и считал его непременным условием успеха развития джаза и его аккумуляции на Дону:
— Для джазового коллектива, как ни для какого другого, важно такое качество, как единство. Когда оркестранты не просто коллеги и товарищи, а единомышленники. Только тогда можно играты искренне. Важно чувство партнера, который хорошо понимает тебя, настроен на ту же эмоциональную волну. Причем чувство партнера двуединое: партнер в зале и партнер в оркестре. Мы должны чувствовать, что в зале сидят люди, которые в эту минуту думают так же, как и мы. Иначе импровизация не возникнет. Ведь в момент игры джазовый музыкант выступает и как композитор, и как исполнитель. А коль в душе нет чувства подъема, эмоционального напряжения, не будет и импровизации. Джаз почти невозможно слушать в одиночестве. Надо непременно с кем-то общаться, сопереживать, почувствовать, что это сопереживание свойственно и человеку, сидящему рядом. Это духовное внутреннее общение. И вот оно должно быть и в оркестре, и в зале. Только в этом случае возникнет музыка джаза.
В общей сложности через джаз-оркестр Кима Назаретова прошло около 500 музыкантов. В разное время с ним выступали саксофонисты Георгий Гаранян (Москва) и Анатолий Вапиров (Варна, Болгария), мультиинструменталист Давид Голощекин (Ленинград) и трубач Валерий Колесников (Донецк, Украина), тромбонист Виктор Бударин (Новосибирск) и певица Лариса Долина (Москва)...
Джаз-оркестр Кима Назаретова с завидным постоянством появлялся на джазовых фестивалях в Москве и Ленинграде, Донецке и Кривом Роге, Одессе и Ярославле, Ереване и Тбилиси.
Но столичная пресса ростовчан не баловала вниманием. Мне известны лишь две статьи. В первой (В. Рубашевский "Джазовая панорама-85") ростовскому бэнду уделено два предложения: "Оркестр РУИ п/у Кима Назаретова (музыкальный руководитель и аранжировщик — В. Кутов) прекрасно исполнил джазовую классику, продемонстрировав бережное отношение к авторскому замыслу, точную, выразительную нюансировку, прекрасный баланс и объемное звучание всех групп. Из солистов оркестра хочется отметить альт-саксофонистов Владимира Попова и Карпа Деланьяна, тромбониста Геннадия Гречухина".
Спустя год в журнале "Советская эстрада и цирк" (№ 1) появилась серьезная статья Владимира Фейертага "Оркестр Кима Назаретова", дающая более чем исчерпывающую информацию: "Конечно же, в репертуаре всегда по-современному исполненная, "нарядно одетая" джазовая классика. Или, скажем так прежде всего — классика. Потому что это учебный коллектив, и музыкантам необходимо "пройти' хрестоматию оркестрового джаза. И материал ростовчанами освоен так, что его окончательное прочтение доставляег слушателям наслаждение. Оркестр играет ярко. броско, темпераментно. великолепно владеет необходимыми для современного свинга динамическими перепадами. Внешняя подача тоже празднична. Видно, что все получают удоовольствие от совместного процесса музицирования.
Тон задает сам Назаретов. Легкий и подвижный на сцене. он рождает отношение к музыке, вдохновляет. Жестов у него немного, он не тактирует, хотя, конечно, указывает вступления, обозначает акценты. Но и музыканты посматривают на него не для прибавления уверенности в правильности прочтения ритмических рисунков (в общем-то, заученных), a потому, что он "зажигает' их. радуется за музыку, наслаждается исполнением*
Но в сборнике статей "Советский джаз", вышедшем в 1987 году под редакцией Александра и Ольги Медведевых о Киме упоминается вскользь. Почему-то в достаточно объемном труде отечественных музыковедов и журналистов, решивших "всем миром" воссоздать почти не отраженный в летописях музыки путь отечественного джаза за шесть десятилетий, для ростовского биг-бэнда не нашлось места. Напомню, что к этому времени в донской столице уже прошли два грандиозных фестиваля биг-бэндов, а сам джаз-оркестр Кима более чем удачно показал себя за два года до выхода книги на джзэ-фестивале в Москве, был включен в пластинку "Джаз-84' К тому же 17 мая за заслуги в области советского музыкального искусства Президиум Верховного Совета РСФСР присвоил К.А. Назаретову звание "Заслуженный деятель искусств РСФСР-.
Я думала, все вместе найдет отражение в сборнике Медведевых: Но этого не случилось. То ли ростовские журналисты не имели выходов на столичную прессу, то ли московские вынуждены были освещать лишь региональные коллективы.
Но не будем о грустном. В 1989 году в газете "Советская молодежь" (№ 56,1989) были опубликованы результаты опроса "Джаз-89", в котором приняли участие музыковеды, джаз-обозреватели, президенты ведущих джаз-клубов страны... 26 критиков из 17 городов вынесли свой вердикт:
1- е место — Москва, оркестр Олега Лундстрема (67 голосов),
2- е место — Ростов-на-Дону, оркестр Кима Назаретова (54),
3- е место — Вильнюс, оркестр Владимира Чекасина (18).
Правда, в окончательном варианте определения "Звезд джаза-89" эти цифры претерпели некоторые изменения: Лундстрем - 38, Назаретов — 32...
Честно говоря, узнав подробности жизни второго после Олега Лундстрема старейшего биг-бэнда страны, я была крайне поражена. Просто невероятно, где Ким Аведикович черпал силы, чтобы не только поддерживать коллектив в отличной форме, но и способствовать его росту. Каким образом, не имея своего постоянного репетиционного помещения, он готовил новые программы и блестяще выступал на российских и европейских международных джазовых фестивалях?!! Как, сидя в холодном кинотеатре "Красный маяк" уже в статусе первого российского профессора джаза (1992 год!), он умудрялся мечтать о собственном джазовом Центре с большим концертным залом...
Продолжая скитаться, и, как обычно в России, не "во имя, а вопреки", ростовский биг-бэнд подготовил новую большую программу "Экскурсия по истории джаза", которую представил в сентябре на Международном джазовом фестивале в Кобленце (Германия). Ким не только дирижировал, но и сам играл. Выступление ростовчан получило широкий резонанс в прессе, а одна статья была названа просто и точно — "Гленн Миллер с Дона".
По возвращении в Ростов Ким Аведикович сказал в одном из интервью:
— Мы сами себе хозяева: репетируем, когда хотим и сколько хотим. Не имели помещения, но смогли сделать четырехчасовую программу. Каждую неделю играем в парке Горького и мечтаем о престижном зале, об активно действующем музыкальном центре. Наш город не получает культуры в нужном количестве. Взрослых мы уже упустили, я теперь думаю о детях. Их много — одаренных музыкантов. Хорошо бы проводить конкурсы юных талантов — пианистов, скрипачей, духовиков... Идей у нас много, и я верю, что музыкальный центр, центр искусств в Ростове будет.
В мае 93-го Назаретов вывез оркестр в Москву на Международный джазовый фестиваль биг-бэндов, проводимый в Театре Эстрады. В фестивале приняло участие семь биг-бэндов, в том числе Государственный концертный оркестр республики Беларусь под управлением Михаила Финберга (Минск), Государственный камерный оркестр джазовой музыки под управлением Олега Лундстрема (Москва), "Евросиб Интернешэнэл" биг-бэнд под управлением Владимира Толкачева (Новосибирск), МКС бэнд под управлением Анатолия Кролла (Москва), Детский биг-бэнд под управлением Александра Гебеля (Кривой Рог).
Ким остался доволен часовым выступлением своего коллектива. По его словам, оркестр прозвучал убедительно, а Виктор Борилов "просто произвел очередной фурор". И все же в голосе профессора проскальзывали нотки сожаления: с таким трудом начатое дело переехало из Ростова в Москву. Позже посетовал: "Это не открытие Москвы, а продолжение традиций Ростова. У нас прошло три фестиваля биг-бэндов, а они посчитали, что был только один. Но не будем обижаться на них!".
И Ким не обижался. Вместо этого он обивал пороги администрации и министерств с просьбой предоставить джаз-оркестру с почти 30-летним стажем какой-нибудь репетиторий. Наконец, 15 июля был утвержден городской киноконцертный центр, а сам биг-бэнд Назаретова получил статус муниципального. Сразу же оговорили, что Центр будет находиться в кинотеатре "Россия", но до переезда в него было еще далеко.
А через три дня Кима не стало.
Бесконечная история
И ни одна из идей Кима Аведиковича не канула в лету. В ноябре 1993 года открылся Муниципальный киноконцертный центр, которому было присвоено имя Кима Назаретова. Через два года в Ростове появилась первая в России детская джазовая школа им. Кима Назаретова. Ким ушел непозволительно рано — в 56 лет. Но его имя и поныне на устах.
Семимильными шагами по Ростовской области зашагало детское эстрадно-джазовое движение. С 1994 года в городе стал проводиться Областной детский фестиваль эстрадной и джазовой музыки. А еще через два года "родился" городской конкурс- фестиваль "Аленький цветочек", который традиционно проходил в Центре им. К Назаретова. И если в первом конкурсе участвовало 500 детей, то в седьмом их было уже 2234. И это только ростовчане!
Реализовалась и другая мечта Кима — о некоем музыкальном собрании, где бы большой оркестр играл не только джаз, но и популярную музыку прошлых лет. Что-то типа "Гленн-аелэнд- казино". Через год после смерти Кима под старый Новый год на втором этаже кинотеатра "Россия" открылся танц-клуб "Ностальжи". Теперь у оркестра появилась возможность еженедельно, а не раз в полгода, выступать с разными программами. Вскоре "Ностальжи" становится одним из любимых мест отдыха ростовчан. Концертно-танцевальные вечера состоят из трех отделений: первое — джазовая классика, два остальных — танцевальные. Сегодня в связи с реконструкцией здания Центра вечера стали проводиться во Дворце культуры железнодорожников.
Джаз-оркестр Кима Назаретова много иуспешно гастролирует, не боясь приглашать и американских звезд
солистов оркестра Каунта Бэйси вокалистов Денниса Роуланда и МэлбуДжойс. Художественный руководитель биг-бэнда и главный дирижер Юрий Кинус (второй дирижер Андрей Мачнев) с удовольствием предоставляет свой коллектив москвичам — народному артисту Советского Союза Мураду Кажлаеву и народному артисту России Анатолию Кроллу, а также одесскому бэнд-лидеру Николаю Голощапову и немецкому Уве Плату. Более того! Ростовчане даже рискнули на создание интернационального биг-бэнда "Ростов — Дортмунд", в который вошли немецкие музыканты из Джазовой академии Глена Бушманна под управлением Уве Плата и муниципальный джаз-оркестр Кима Назаретова под управлением Андрея Мачнева.
Сегодня джазовую историю биг-бэнда Кима Назаретова можно услышать на трех лазерных дисках. Первый составлен из чудом сохранившихся записей концертных выступлений разных лет, начиная с 1964 года. Второй — Fair—демонстрирует современное звучание оркестра 1997 — 2003 гг. Третий дает возможность услышать интернациональный биг-бэнд "Ростов — Дортмунд", гастролировавший по Германии в 2006 году.
Вот уже 10 лет детская джазовая школа достойно представляет имя Кима Назаретова. Равным успехом пользуются и биг-бэнд школы, и малые составы, стабильно завоевывающие призовые места на конкурсах и неизменно приглашающиеся на юбилейные концерты мастеров отечественного джаза (А. Кролл, И. Бриль) международные джазовые фестивали.
В Ростове традиционно проводится конкурс молодых джазовых исполнителей. И вполне вероятно, что в этом году он будет уже международным. В консерватории продолжают проходить абонементные концерты "Джаз в полдень", которые возглавляет заведующий кафедрой эстрадной и джазовой музыки Петр Кимович Назаретов.
P.S.
Кима любили все. В качестве подтверждения приведу малоизвестный факт, о котором мне рассказал Владимир Борисович Фейертаг. В Москве организовывали правление джазовой федерации, и тайным голосованием избиралось джазовое "политбюро". Комиссия посчитала количество голосов и объявила результаты выборов, в которых принял участие 101 человек. За кого-то было подано 80 голосов, за кого-то 95, а за Кима — 101 безоговорочно!
У "безоговорочного человека" Кима Аведиковича Назаретова совершенно счастливо соединились таланты Большого Музыканта и Большого Человека. Вот всего лишь один пример. 30 марта 93-го года на концерте муниципального биг-бэнда произошло непредвиденное. Конферансье объявил: "Эдди Рознер, песня "Ничего не знаю" (песню написал Генрик Варс, но исполнял оркестр Э. Рознера). Оркестр сыграл вступление, на сцену вышел вокалист Эдуард Крылов и... забыл слова. Вместо него запел дирижер. Зал встал!
Строчку из этой песни "Я живу любя и все!" — можно считать девизом всей жизни Кима Назаретова.
Специально дом журнала "Jazz-квадрат" Ольга Коржова
В американской музыкальной культуре есть понятие American Songbook – «Американская песенная тетрадь». Это набор популярных песен, написанных в основном в период 20-х – 60-х годов XX века такими композиторами, как Джером Керн, Джордж Гершвин, Харольд ...
Редко кто пользуется столь безоговорочным уважением в самых разных кругах музыкального сообщества, как Гюнтер Шуллер. Его в равной степени почитают и представители академической музыки, и джазмэны. При этом, если говорить о последних, то Шуллер ...
После очередного джаз-фестиваля в Ростове-на-Дону «Центр имени Кима Назаретова приглашает» Интернациональный биг-бэнд «Ростов – Дортмунд» (напомню, что он объединил джазмэнов муниципального джаз-оркестра Кима Назаретова и джазовой академии Глена ...
Аксиома: Алексис Корнер – отец британского блюза Аксиома, как известно, - утверждение, не требующее доказательств. В современном мире под сомнение ставится все – от существования Бога до авторства «Тихого Дона». Но интересно, ...
Солидный "Музыкальный энциклопедический словарь" позднесоветского периода не знает человека по имени Астор Пьяццола. То есть не знает вообще. Нет ни отдельной статьи, ни упоминания в заметке о танго, ни даже скромного упоминания при перечислении ...
"Не оглядывайтесь назад, на этом теряешь энергию!" Стен Кентон В этом году (2004) исполняется двадцать пять лет со дня смерти Стена Кентона. Он был пианистом, композитором, аранжировщиком, но в историю джаза, куда это имя вписано, бесспорно, очень ...
Уже прошел год, как оборвалась жизнь выдающегося аранжировщика, композитора и музыканта Виталия Долгова. Потеря невосполнимая. Только сейчас, особенно остро понимаешь, какой неоценимый вклад внес он в сокровищницу мирового джаза. За долгую жизнь в ...
Исполнилось 80 лет Ивару Мазурсу. Легендарному латвийскому джазовому музыканту-пианисту, аранжировщику, руководителю джаз-оркестра, самого известного в Риге в 50-60-е годы Увлечение джазом началось у Ивара еще в юные годы. Часами он слушал его по ...
Когда почти пять лет тому назад я писала книгу о джазе в Ростове-на-Дону, мне посчастливилось познакомиться с самыми разными ветеранами ростовского эстрадно-джазового движения. Но, пожалуй, два человека произвели на меня самое сильное впечатление: ...
В Москву приезжает легендарный композитор и продюсер Гектор Зазу. Правда, без Бьорк, Шеба Халида, Депардье и прочих своих друзей. Московское прогрессивное студенчество, особенно в возрасте от тридцати пяти и старше заполнит до отказа "Шестнадцать ...
"Я благодарен своей судьбе за то, что я дожил до сегодняшнего дня..." Когда над страною гудели метели, Мы все из Вайнштейновской вышли шинели. Под этой шинелью скрывался не раз От выпадов злобных прекраснейший джаз. Борис Гершт Эти строки были ...
Реабилитация саксофонов Министром культуры СССР в 1954 году работал старый друг Рознера Пантелеймон Кондратьевич Пономаренко. Встреча была теплой, и вскоре Рознер начал собирать свой новый оркестр. Делать аранжировки для первой программы он ...