Когда смотришь на фотографии 20-30-х годов теперь уже прошлого столетия. то многое, что происходило в те годы, кажется безмерно далеким, неосязаемым. События, судьбы людей, овеянных легендами... Но в дальнейшем, прикасаясь к той жизни через газетные, архивные материалы, встречаясь с людьми, волею великого случая лично знавших тех легендарных личностей с удивительной, невероятной и богатой на яркие события жизнью, понимаешь, что все это — совсем рядом. Стоит только вспомнить, и память людская возвращает нам их замечательные судьбы, их имена. фотографии 20-30-х годов теперь уже прошлого столетия. то многое, что происходило в те годы, кажется безмерно далеким, неосязаемым. События, судьбы людей, овеянных легендами... Но в дальнейшем, прикасаясь к той жизни через газетные, архивные материалы, встречаясь с людьми, волею великого случая лично знавших тех легендарных личностей с удивительной, невероятной и богатой на яркие события жизнью, понимаешь, что все это — совсем рядом. Стоит только вспомнить, и память людская возвращает нам их замечательные судьбы, их имена.
Сталкиваясь с историей мирового джаза, особенно стихийными и романтичными годами начала прошлого столетия, многие люди привычно мысленно представляют для себя такую примерно картину': какое-нибудь пропитанное табачным дымом и алкогольными парами пивное заведение Чикаго, Нового Орлеана. Сент- Лунса, любого другого американского городка, среди хаоса голосовl и шума слышна тихая блюзовая мелодия усталых музыкантов, ворчание мудрого саксофона, легкий шепот фортепиано, пронзительный полет звуков трубы и хриплый голос вокалиста, поющего о трудной судьбе и прожитом дне. Все это, конечно, так.
Но эхо джазовой рсволюции. подхваченное миром талантливых музыкантов. откликалось в те же годы в самых разных частях света Одним из таких мест была Россия. а в ней — Карелия. В тридцатые годы вдохновенные джазовые нотки звучали в Медвежьегорске и Петрозаводске. Они вылетали из под пальцев и клавиш Леопольда Теплицкого, одного из основателей джаза нашей родины.
Леопольд Теплицкий — выдающийся российский джентльмен джаза 20-30-х прошлого века. Сегодня, вспоминая о нем, безо всяких оговорок мы должны признать, что роль такой талантливой и известной в мире личности для музыкальной жизни России и. конечно, Карелии, неоценима. С одной стороны, это счастливый для нашей северной республики случай, но. вместе с тем, достаточно трагическое стечение его жизненных обстоятельств. Такова судьба... Один из первых по настоящему профессиональных джазменов России Леопольд Теплицкий долгое время жил и работал в Карелии, во многом определив развитие, становление ее творческой и. конечно, джазовой жизни. В многочисленных изданиях советских энциклопедических словарей вы не найдете его фамилии. Джаз там упоминается, как рожденный в США. и только. Можно найти запись о Леониде Утесове, основателе первого оркестра теа-джаза в СССР. Однако первый оркестр джаза был создан Леопольдом Теплицким. и. кстати, именно в нем опробовап свои силы молодой Утесов. Но об этом — чуть позже.
В людях
Леопольд Теплицкий родился 12 марта 1890 года в местечке Смело, что под Екатеринославом (ныне — Днепропетровск), в многодетной семье портного. В метрической церковной книге регистрации, ведущейся по Указу Его Императорского Величества, было записано его имя - Липа.
Мальчику рано пришлось пойти работать. С 12 лег он, как самый старший из 11 детей, помогал отцу в магазине готового платья "Рогинский и братья". В это же время у него обнаружились необыкновенные музыкальные способности. и семья решила отправить Леопольда на учебу в Екатеринославское музыкальное училище.
Однако, проучившись три года, из-за материальных трудностей в семье (в 1905 году после еврейских погромов отец потерял трудоспособность) он был вынужден бросить учебу, и уехал в Симферополь.
Леопольд Теплицкий запишет позднее в одной из своих автобиографий, что не мог тогда поступитъ иначе. Так, практически с 16 лет, на его попечении оказалась вся семья.
В Симферополе он нашел работу аккомпаниатора, днем играл в танцевальном классе, вечерами — в ресторане Центрального сада. Большую часть своей зарплаты регулярно высылал матери.
Следующие записи в трудовой книжке молодого музыканта |до 1914 года — это "пианист' и "руководитель оркестра" в ресторанах Луганска, Ялты, Екатеринослава и, наконец, Харькова, где он работал четыре года в варьете "Вилла Жабкина*. Стоит заметить, чго условия для него в варьете были поставлены достаточно жесткие. Вот одна из строчек подписанного им договора: "Руководитель оркестра обязан обеспечить работу музыкантов ежедневно". При этом он должен был обновлять репертуар через каждые пять - шесть дней. Там же в Харькове Теплицкий успешно закончил музыкальное училище, входящее в систему Императорского русского музыкального общества.
В 1908 году в жизни Леопольда Теплицкого произошло событие, сам факт которого в будущем должен был стать своего рода защитным иммунитетом протип советских репрессий. Судите сами: Теплицкий, как член союза музыкантов в Ялте, участвовал в борьбе с частными хозяевами за права оркестрантов, распространял нелегальную литературу, выступал на митингах. Его тогда арестовали и по формулировке судейских чиновников царского режима как "политически неблагонадежного",посадили в тюрьму, где он провел долгие 11 месяцев. На допросах, проводимых местным генералом жандармерии Думбадзе, по архивным записям самого Теплицкого, его жестоко избивали.
В 1915 году Леопольд Теплицкий поступил в Петербургскую консерваторию, в которой с успехом обучался сразу по двум классам - фортепиано и композиция, дирижирование. Он был одним из лучших студентов консерватории тех лет. Посещения занятий, как теоретических, так и инструмента, были платными. Сохранился студенческий билет Леопольда Теплицкого, в котором указаны суммы его ежемесячных выплат по разным курсам — от 10 до 20 рублей.
Уже во время учебы, в течение пяти лет Теплицкий по необходимости подрабатывал пианистом на озвучивании фильмов в кинотеатрах ("Люкс*. "Эрмитаж". "Ударник" и другие). Эта работа в штате "Севзапкино" продолжилась и после окончания консерватории. Весной 1926 года с группой музыкантов Теплицкий был командирован Наркомпросом России в Нью-Йорк и Филадельфию на сельскохозяйственную выставку, чтобы играть в ресторане Русского павильона, а также изучать джазовую музыку, собирать ноты для будущей работы в системе кино, "великого немого".
В эту командировку 34- летннй Леопольд Теплицкий уезжал не без ведома наркома просвещения Анатолия Луначарского.
Оркестр профессоров
Спустя несколько месяцев Леопольд Теплицкий вернулся в Ленинград, привезя с собой инструменты для джазового оркестра, ноты популярных пьес, и организовал "Первый концертный джаз- банд". Вместе с ним в Россию приехала негритянская певица Корстти Арлс-Тиц (В последствии этот факт стал прообразом эпизода, использованного в кинофильме'Мы из джаза".) Она пела в оркестре сольные номера, в отдельных программах джаз-банда участвовал и молодой исполнитель из Одессы Леонид Утесов (Лазарь Вайсбейн).
Заслуга Леопольда Теплицкого заключается в том. что он первым ввел джазовую музыку в серьезные концертные залы. Его знаменитый и исторический "оркестр профессоров", как называли музыкантов за то, что в составе были многие преподаватели консерватории, дал первый концерт в Ленинграде, в зале Государственной академической капеллы 28 апреля 1927 года. Выступление предварял доклад Иосифа Шиллингера *Джаз- банд и музыка будущего", в котором наряду с историческими выкладками была сделана попытка осмыслить социальное значение джаза для России и его перспективы.
В программе оркестра звучали такие номера, как ’Легкомысленный Фауст*' (F. Black). "Песнь бродяг" (R Fnmi), "Мечта о любви и Вас" (В. Devis), Hymn to the sun (G. Gershwin), обработка русской народной песни "Эй, ухнем" и мнюгие другие произведения. Концерт имел успех, однако получил достаточно отрицательный отзыв А. Римского-Корсакова, сына известного композитора. В "Красной газете" через нес- кол ько дней после концерта он напишет, что "джаз пришелся по вкусу жирующей и фокстротирующей буржуазии". что "сколь-нибудь культурный слушатель испытывал нестерпимые муки от искаженных ритмов, варварски. словно топором обрубленных гармоний*, что "художественное значение такой музыки невелико".
Так, в общем-то схожим топорным образом было высказано полное неприятие джаза отдельными слоями творческой интеллигенции. Хотя, это можно было назвать всего лишь частным мнением.
'Первый джаз-банд", постоянно меняя музыкантов своего состава, просуществовал немногим более года, выступая в основном в Ленинграде, Москве и в городах юга России. В более малом составе Джаз-банд Теплицкого иногда выступал в антрактах и после спектаклей в Ленинградском театре Сатиры на ул. Ракова (Итальянской). Об этом можно прочесть в журнале "Рабочий и театр" за 1927 год. После чего оркестр все же распался, и Теплицкий вернулся к классической музыке, возглавив один из симфонических оркестров.
В конце 1930 года, в годы начинающихся массовых репрессий, Леопольд Теплицкий был осужден особой тройкой ПП ОГПУ ЛВО по статье 58-6 (шпионаж) и отправлен в Соловецкие лагеря Обвинение, которое, как выяснится значительно позже, было надуманным и необоснованным, ему предъявила теперь уже новая класть советов. Здесь стоит вспомнить тот арсст 1908 года. когда Теплицкий пострадал от предыдущего режима, борясь за идейные лозунги и призывы новой, такой не- разборчивой к людям в стране власти. Причем в автобиографии Теплицкого в графе N25 "Участвовал ли в революционном движении и подвергался ли репрессиям* всегда им собственноручно вписывалась строка о событиях 1908 года.
Но это теперь легко рассуждать на такие темы, а тогда подолгу не разбирались..
Леопольд Теплицкий работал на строительстве Беломоро-Балтийского канала, возводил деревянные бараки. Затем, по приказу начальства был переведен в Медвежьегорск дирижером драматического театра политзаключенных. Там же иногда играл тапером в местном кинотеатре. В настоящее время того здания возле лесозавода и порта уже не существует, осталась лишь небольшая часть фундамента, обросшего травой. Довольно красивое строение было разобрано и перевезено в центральную часть России.
Причиной репрессии, со слов Альбины Атышеоой, работавшей в те годы руководителем академического хора в Медвежьегорском Доме культуры заключенных и лично знавшей Теплицкого, могли стать его встречи в Америке с композитором- эмигрантом Ипполитовым- Ивановым (он сам об этом ей рассказывал). В то же время нельзя забывать, что в Нью- Йорке с 1905 года (после еврейских погромов на Украине) жила эмигрировавшая семья дяди Теплицкого. работавшего портным, с кото- рыми он также встречался во время посещения США (строка из автобиографии). Любого из этих фактов вполне хватало по тем временам на знаменитую 58-б статью и длительный срок заключения.
В конце 1932 года Леопольд Теплицкий "за ударный труд" был освобожден, но. видимо получив поражение в правах, остался жить в Карелии. В своем личном деле он аккуратно запишет об этом- "По приглашению Обкома партии Карелии приехал жить в Петрозаводск".
В последующей личной жизни Теплицкий никогда на эти темы и проведенных на ББК годах не говорил — в семье не любили ворошить прошлое. В Медвежьегорском музее есть небольшая экспозиция, посвященная Леопольду Теплицкому — фотографии, документы той поры Работающая там Татьяна Апполонова рассказала, что часть документов музею подарила дочь Теплицкого — Эттель Леопольдовна, приезжавшая в Медвежьегорск. Она также утверждала, что отец почти не вспоминал при детях о годах своей ссылки, лишь однажды тихо обронил, что в те годы потерял зубы...
Не только джаз
В Петрозаводске Леопольд Теплицкий активно участвовал в культурной жизни республики Карелия, являясь в разные годы дирижером симфонического оркестра, преподавателем открывшегося в 1938 году музыкального училища. Важной вехой в популяризации и становлении джазовых традиций в республике стал концерт оркестра Леопольда Теплицкого, состоявшийся в Петрозаводске 27 февраля 1934 года. Афиши приглашали горожан в Каргостеатр на концерт симфонического джаз- оркестра американской музыки ("цены повышены"!) В небольшой по формату про- граммке указывалось, что в трех отделениях публика услышит джазовые произведения Д Гершвина (Song of the Flame), Warren (In my Gandola), Dupont (Rosita, танго), другие темы, а также арии из оперетт (Гейша и Роза Мари, Корневильские колокола, Ярмарка невест), увидит танцы в исполнении артистов балета. Петъ неыли приглашены из театра ленинградской музыкальной комедии солисты Е Мурская и А. Гордон. В составе оркестра уже не было американской певицы Коретти Арле-Тиц, которая жила в СССР в конце двадцатых, но резонанс от концерта у общественности города был все равно большим и даже можно сказать сенсационным. По воспоминаниям современников и учеников Леопольда Теплицкого (Владимира Качалова, Владимира Мишина, в настоящее время зав. джазовым отделением петрозаводского музыкального училища, Льва Забежинского, основателя первого джаз-клуба в Петрозаводске, ныне живущего в США), своими знаниями, практическим опытом, советами и рекомендациями Теплицкий многое сделал для развития джаза в Карелии.
Огромная нотная библиотека джазовых композиций, привезенная Теплицким из США. до настоящего времени бережно хранится в архивах республики и. частично, в музыкальном училище.
Ленин слушал не только аппассионату
Леопольд Теплицкий, как талантливый музыкант, с отличием закончивший Ленинградскую консерваторию в 1920 году, значительную часть жизни был связан и с классической музыкой, симфоническими оркестрами, другими академическими коллективами. Уже в 1920 году он дирижировал оркестром знаменитого Мариинского театра в постановке балета "Лебединое озеро".
Есть еще три удивительных факта, упоминаемых Теплицким в своей автобиографии. Вот эти строки: "В 1920 году в Ленинграде мн» выпало счастье дирижироватъ оркестром в присутствии Владимира Ленина на втором конгрессе Коминтерна в театре оперы и балета имени Кирова. Второй раз схожее знаковое и запоминающееся событие проиэошло в 1927 поду на 15 съезде партии в Москве в присутствии Иосифа Сталина. В 1947 году на физкультурном параде, проходившем в Москве на стадионе "Динамо", где присутствовало все политбюро партии и члены советского правительства, я дирижировал оркестром, состоящим из 1200 (!) музыкантов. Этот оркестр исполнял мною написанный "Торжественный марш".
Как же объяснить вдруг затерявшиеся между этими событиями три года (1930-33), проведенные Теплицким на строительстве ББК? Только полным безразличием государства к судьбе любого гражданина, независимо от имени и социальной значимости. Леопольд Теплицкий. как человек и гражданин. несмотря ни на что искренне любил свою родину. В его личном деле есть такая запись: "Я благодарен судьбе за то, что родился в великой стране. Мой труд, как музыканта, был востребован, он принес пользу людям".
Благодаря таланту Теплицкого были созданы десятки крупных симфонических произведений. оркестровых пьес, музыка для духовых оркестров, обработки народных мелодий и собственные, оригинальные песни. Одно перечисление их займет несколько страниц В Карелии уже в начале тридцатых он преподавал в первом университете музыкальной культуры при Петрозаводском Центральном доме культуры. Совместно с Карлом Раутио и Рувимом Пергаментом Леопольд Теплицкий учзствовал в создании известного доныне ансамбля национальной музыки "Кантеле" (1936).
Ветры неремен
Историческая справедливость, благодаря значимому творческому наследию этого человека и. безусловно, памяти людей и огромной проделанной ими работе, не могла не быть восстановлена. Заслуженный деятель искусств Карелии Леопольд Теплицкий 6ыл награжден Орденом "Знак Почета", многочисленными медалями и
дипломами. Указом Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года он был полностью реабилитирован за отсутствием состава преступления.
Однако, случилось это спустя 24 года после его кончины в 1965 году.
Учитывая заслуги Леопольда Теплицкого, его именем назван традиционный междуна родный джазовый фестиваль "Звезды и мы", ежегодно проводимый в Петрозаводске уже более двадцати лет На доме, где он жил, по проспекту Ленина, 1 в Петрозаводске установлена мемориальная доска.
Похоронен Леопольд Теплицкий на Сулажгорском кладбище в Петрозаводске. Многие люди, бывающие на этом кладбище, не знают, что здесь покоится замечательный человек, композитор, дирижер и один из пионеров российского джаза.
В Москве теперь живет супруга Теплицкого Надежда Александровна вместе с дочерью Галиной Леопольдовной. Там же с семьей проживает и их сын Александр, ныне известный физик.
Прошло много лет. но сохранились еще деревянные дома в Петрозаводске по ул. Волховской, в одном из которых жил Леопольд Теплицкий Иногда кажется, что вот отворится калитка, и из нее появится невысокий и очень степенный, элегантный джентельмен джаза. Пройдет по улочке, свернет налево у школы N8 и неспешной походкой с палочкой в руках двинется через мост и площадь к зданию своей последней работы — городскому музыкальному училищу.
В этом году Оливеру Нельсону могло бы исполниться 76 лет. Саксофонист, аранжировщик, бэндлидер и композитор ушел из жизни трагически рано, ему не успело исполниться 44, но сделанного им вполне достаточно, чтобы зачислить замечательного музыканта в ...
В американской музыкальной культуре есть понятие American Songbook – «Американская песенная тетрадь». Это набор популярных песен, написанных в основном в период 20-х – 60-х годов XX века такими композиторами, как Джером Керн, Джордж Гершвин, Харольд ...
Редко кто пользуется столь безоговорочным уважением в самых разных кругах музыкального сообщества, как Гюнтер Шуллер. Его в равной степени почитают и представители академической музыки, и джазмэны. При этом, если говорить о последних, то Шуллер ...
После очередного джаз-фестиваля в Ростове-на-Дону «Центр имени Кима Назаретова приглашает» Интернациональный биг-бэнд «Ростов – Дортмунд» (напомню, что он объединил джазмэнов муниципального джаз-оркестра Кима Назаретова и джазовой академии Глена ...
Аксиома: Алексис Корнер – отец британского блюза Аксиома, как известно, - утверждение, не требующее доказательств. В современном мире под сомнение ставится все – от существования Бога до авторства «Тихого Дона». Но интересно, ...
Солидный "Музыкальный энциклопедический словарь" позднесоветского периода не знает человека по имени Астор Пьяццола. То есть не знает вообще. Нет ни отдельной статьи, ни упоминания в заметке о танго, ни даже скромного упоминания при перечислении ...
"Не оглядывайтесь назад, на этом теряешь энергию!" Стен Кентон В этом году (2004) исполняется двадцать пять лет со дня смерти Стена Кентона. Он был пианистом, композитором, аранжировщиком, но в историю джаза, куда это имя вписано, бесспорно, очень ...
Уже прошел год, как оборвалась жизнь выдающегося аранжировщика, композитора и музыканта Виталия Долгова. Потеря невосполнимая. Только сейчас, особенно остро понимаешь, какой неоценимый вклад внес он в сокровищницу мирового джаза. За долгую жизнь в ...
Исполнилось 80 лет Ивару Мазурсу. Легендарному латвийскому джазовому музыканту-пианисту, аранжировщику, руководителю джаз-оркестра, самого известного в Риге в 50-60-е годы Увлечение джазом началось у Ивара еще в юные годы. Часами он слушал его по ...
Когда почти пять лет тому назад я писала книгу о джазе в Ростове-на-Дону, мне посчастливилось познакомиться с самыми разными ветеранами ростовского эстрадно-джазового движения. Но, пожалуй, два человека произвели на меня самое сильное впечатление: ...
В Москву приезжает легендарный композитор и продюсер Гектор Зазу. Правда, без Бьорк, Шеба Халида, Депардье и прочих своих друзей. Московское прогрессивное студенчество, особенно в возрасте от тридцати пяти и старше заполнит до отказа "Шестнадцать ...
"Я благодарен своей судьбе за то, что я дожил до сегодняшнего дня..." Когда над страною гудели метели, Мы все из Вайнштейновской вышли шинели. Под этой шинелью скрывался не раз От выпадов злобных прекраснейший джаз. Борис Гершт Эти строки были ...