Игорь Бутман родился в 1961 году в Санкт-Петербурге (Ленинграде). В 11 лет начал играть на кларнете в детской музыкальной школе. В 1976 г. поступил в музыкальное училище им. Мусоргского по классу саксофона. Будучи студентом, играл в ансамбле Давида Голощекина, участвовал в концертах и записях "Популярной механики" Сергея Курехина, групп "Кино" и "Аквариум".
Первое признание джазовыми критиками Игорь получил в 1981 г.: газета "Советская молодежь" назвала его "Открытием года". В1983 г. выступал в оркестре Олега Лундстрема — лучшем биг-бэнде СССР. В следующем году Бутман поменял альт-саксофон на тенор и был приглашен Николаем Левиновским в ансамбль "Аллегро". В Советском Союзе Бутман считался лучшим те- нор-саксофонистом, занимая первое место по опросам джазовых критиков.
В сентябре 1987 Игорь Бутман поступил в американский Berklee College of Music, где получил диплом по двум степеням: концертный саксофонист и композитор. Композиция "French Connection", написанная Игорем во время учебных занятий, понравилась Гроверу Вашингто- ну-мл, который включил ее в свой альбом 'Then & Now"(Colom-bia,1987). С ансамблем Гровера Вашингтона Бутман выступал на многих джазовых фестивалях, а также в самом престижном джаз-клубе Blue Note в Нью-Йорке.
В 1989 г. Игорь Бутман гастролировал с оркестром знаменитого вибрафониста Лайонела Хэмптона. В 1993 г. на нью-йоркской фирме "Impromptu" вышел сольный альбом Игоря "Falling Out" с участием пианиста Лайла Мэйса, контрабасиста Эдди Гомеза и барабанщика Марвина "Смитти" Смитта.
В 1992 г. впервые за время эмиграции Бутман выступил в Москве на международном джазовом фестивале, а в мае 1995 г. бьи удостоен чести выступить в Грановитой Палате в Кремле перед президентами двух держав США и России — Биллом Клинтоном и Борисом Ельциным.
В декабре 1996 г. в Нью-Йорке Бутман продюсировал и участвовал в записи альбома "Блюз для четверых" петербургского пианиста Андрея Кондакова с участием контрабасиста Эдди Гомеза и барабанщика Ленни Уайта. В апреле следующего года состоялись гастроли этого квартета по городам России, итогом которых стал релиз альбома "Джаз для четверых" на фирме "Союз" осенью 1997 г.
В 1997 и 1998 гг. Бутман был продюсером и организатором Независимых джазовых фестивалей в Москве, в которых соединил российских музыкантов с американскими. Выпущенный в августе 1997 г. альбом "Ностальгия", записанный на RPM Studio в Нью-Йорке и выпущенный на фирме "Союз" сразу стал лидером среди продаж джазовых CD. Московская Ассоциация джазовых журналистов назвала Игоря Бутмана лауреатом премии "Джаз'Ухо" за 1997 г. в номинации "Человек года".
В 1998 г. на лейбле Boheme Music вышел альбом "Four Brothers". В марте 1999 года Игорь Бутман организовал свой джазовый оркестр (Igor Butman Big Band), аранжировщиком и дирижером которого является Виталий Долгов.
В июне 2000 года Бутман играл для Президента России Владимира Путина и президента США Билла Клинтона, который назвал Игоря "самым великим джазовым саксофонистом из ныне живущих".
В феврале 2002 года на сцене концертного зала "Россия" Бутман представил грандиозный гала-концерт "’фиумф джаза" с участием своего биг-бэнда и звезд мирового джаза. Весной 2002 года певица Лариса Долина вместе с биг-бэндом Игоря Бутмана создала концертную программу "Карнавал джаза".
Сегодня Игорь Бутман — артистический директор джазового клуба Le Club, включенного журналом "Down Beat" в чисто ста лучших джазовых клубов мира; ведущий телепрограммы "Джазофрения" на канале "Культура" и обладатель записи первого российского джазового альбома, выпущенного на лейбле Universal Music. Релиз альбома "Prophecy" ("Пророчество"). записанного квартетом Бутмана, состоялся 9 июня 2003 года и стал веским поводом для нашей встречи и интервью с Игорем.
Игорь, назвав свой альбом "Пророчество", вы признаетесь, что верите в разного рода предсказания?
Альбом получил это название от одноименной пьесы: никакого иного смысла в слово "пророчество", вынося его на обложку диска, я на тот момент не вкладывал. Верю ли я в пророчества?... Была в моей жизни одна история, которую можно было бы назвать пророческой. В то время я играл на кларнете, иногда на гитаре, а на саксофоне играть не собирался, даже и не думал. И вот как-то я пришел в ленинградский дворец пионеров и ради интереса взял в руки саксофон и попробовал сыграть на нем. Случайно услышавший мою игру руководитель музыкальной студии подошел ко мне и сказал: "Я не знаю, какой ты кларнетист, но саксофонист из тебя получится прекрасный!". Мне тогда было лет четырнадцать, но я до сих пор очень отчетливо помню этот момент. Не знаю, может быть, это и было первое в моей жизни пророчество...
Тогда вы к этим словам отнеслись как к случайно брошенной фразе . или как к "руководству к действию"?
Я над этими словами тогда совсем не думал, но они отложились в моей памяти. Но именно с этого момента у меня появились мысли и желание сменить кларнет на саксофон, появились некоторые иллюзии, что этот переход получится удачным. Я узнал, что в Ленинграде есть отличный педагог игры на саксофоне Геннадий Гольштейн. Но снова я взял в руки саксофон только года через два после того случая, взял — теперь уже не на несколько минут, баловства ради, а с серьезным намерением овладеть игрой на инструменте.
Были ли какие-то предпосылки к тому, чтобы вы увлеклись джазом и стали именно джазовым саксофонистом?
Поначалу, нет. Никакой врожденной страсти к джазу у меня не было. Я был хорошим, средним учеником музыкальной школы. Но при совмещении ее с занятиями в средней школе результат получался не очень... В школе у меня было много нехороших оценок, а из училища меня вообще отчислили, сказав: "Ты у нас слишком уж увлекающийся!". И я сразу понял, что классическая музыка стала мне гораздо меньше нравиться. (Смеется) Хотя мой дедушка по маминой линии, который был регентом в церкви, играл на альте, очень серьезно проповедовал мне классику, но я больше любил эстраду, рок. Впрочем, исполнять рок-музыку на гитаре тоже казалось мне слишком простым вариантом...
Узнав о Геннадии Гольштейне, я решил пойти к нему учиться игре на саксофоне. Джаз на тот момент я не слушал. Но, придя к Гольштейну, послушав его лекцию, взяв первые уроки мастерства, получив от него первую партию пластинок и, наконец, сыграв на саксофоне первый в своей жизни блюз, который написал для меня Гольштейн, я понял, что джаз — это и есть та музыка, которая мне нравится. Мне нравятся эти пластинки, нравится Чарли Паркер, и этой музыкой я хочу заниматься.
Мне тоже нравится джаз, но это вовсе не значит, что я могу гениально исполнять его! Почему вы были уверены, что из вас непременно получится нерядовой джазовый музыкант?
Мне кажется, я был достаточно способный юноша: я за три года окончил музыкальную школу, стал победителем на школьном конкурсе кларнетистов. Я был не бесталанный парень!
Отчего же тогда вас так спешно отчислили из музыкального училища с такой "увлекательной" характеристикой?
А потому что у меня была "двойка" по литературе, "двойка" по математике, "двойка" по... Ну, в общем, много двоек! Мне было тогда 15 лет и что-то все время отвлекало меня от занятий общеобразовательными предметами. Плюс — я не проявлял никакого интереса к классической музыке. Да и мой педагог по кларнету был, прямо скажем, не самый интересный человек, не увлекающий.
Складывается впечатление, что в тот период жизни вас ничего не интересовало?
Мои интересы простирались в области музыки группы Deep Purple и King Crimson: я охотно играл их композиции на гитаре.
Но рок-музыкантом не стали!
Потому что я уже в то время ощущал некоторую ограниченность этой музыки. В ней было много напора, энергии, но как музыкант я видел край ее возможностей. Но когда я услышал джаз, я подумал: "Вот оно!". Открытиями для меня стали и техника, и гармонический ряд, и множество различных стилей — мне импонировало это богатство и разнообразие.
Обывательское же мнение о джазе чаще всего как раз как о мертвом, законсервированном стиле. Те, кто так думает, скорее всего, слушали не очень качественные джазовые записи или ходили на не очень хорошие концерты. Достаточно им пойти на хороший джазовый концерт, чтобы стать джаз-фэнами. Часто после наших концертов я слышу от людей отзывы, что, мол, мы раньше джаз не любили и не понимали, и теперь тоже не понимаем, но в нем есть какая-то энергетическая магия.
Я оптимист по натуре, поэтому я вижу хорошие перспективы, хороших музыкантов, вижу интерес к музыке со стороны публики, прессы, "сильных мира сего". Посмотрите, сколько сегодня в России джазовых фестивалей проходит! В Москве практически, что ни месяц — то джазовый фестиваль. Сейчас в России интерес к джазу такой, что если приезжает звезда, то она всегда собирает полный зал. Интерес к джазу очень большой!
Думается, это пекий "зачаточный" интерес: публика реагирует только на громкие известные имена и "мейнстрим"? Фактически, есть интерес только к джазовой попсе, пусть и высокого уровня.
Это тоже неплохо. Попса должна быть массовой и удобоваримой. Эксперименты не могут быть интересны всем. К тому же в России джазовыми экспериментами и авангардным джазом занимаются зачастую профнепригодные люди. профессионализм которых на таком низком уровне, что было бы странно, если бы их концерты собирали полный зал.
Вам не кажется, что сегодня джаз в России становится той самой пресловутой "музыкой толстых"? Есть тенденция проводить концерты, как правило, в престижных залах и клубах с дорогими билетами.
А почему билеты на хорошие концерты должны быть дешевыми? Когда я в молодости покупал пластинку своего любимого Колтрейна, которая стоила тогда 50 рублей — невозможно дорого! — то ради нее экономил на всем, на еде и одежде. Думаю, мой тогдашний принцип, отказаться от нескольких пончиков ради заветной пластинки, актуален и сегодня.
Признайтесь, свою миссию привлечения людей к джазу вы видите так же, как Николай Басков или Анастасия Волочкова, которые путем некоторого упрощения и популяризации несут в массы искусство оперы и балета? Или вы за пуританский подход, что слушатель должен дорасти до музыки?
Мне трудно сравнивать себя с Анастасией Волочковой! (Смеется) Знаете, приходится, конечно, иногда — не то чтобы опускать планку, а играть... Давайте я это так объясню: у меня есть бэнд. Когда мы с ним играем сложные вещи и публика плохо на это реагирует, значит, мы играем плохо, недостаточно убедительно. Чтобы люди могли уловить все прелести, закодированные в самой сложной музыке, эти прелести надо очень явно показать. Эксперты могут определить гениальную мысль в самой затертой надписи, но для остальных людей эту надпись нужно расчистить и объяснить.
Так что когда я вижу, что публика не понимает того, что мы исполняем, да, я иду на поводу у зала и играю вещи более яркие и простые для восприятия. Может быть, в этот момент я иду по пути наименьшего сопротивления, понимая, что музыкальные критики не одобрят упрощения — критики всегда ждут от нас экспериментов. С другой стороны, все очень удивились, услышав программу, которую я играл в саду "Эрмитаж" в прошлом году: я даже не играл "Ностальгию", которая вызывает непременные восторги у публики. Я сыграл довольно жесткие, чистые пьесы свои и Виталика Долгова. Программа была не простая, но хорошо отрепетированная! (Смеется)
Вы талантливый музыкант, успешный бизнесмен и довольно "раскрученная", узнаваемая персона. Есть ли у вас какая- то тщеславная мечта?
Конечно. Я хочу играть лучшую музыку с лучшими музыкантами мира! Хочу написать и сыграть джазовый шедевр, чтобы это была гениальная музыка без всяких сомнений. Хотя сомнения, наверное, будут всегда: вот сейчас мы с моим биг-бен- дом записываем пластинку — то одно не получается, то второе звучит как-то не так,, как того хотелось бы. А хотелось бы, чтобы запись была такой, чтобы и этот альбом взялся издать лейбл Universal Music.
Откуда у вас талант бизнесмена? Врожденный или приобретенный за время обучения в американском Беркли?
Я думаю, что все вместе. Еще до Америки, когда я только взял в руки саксофон, собрал свои первые джазовые составы, мы уже через полгода играли свой первый концерт в джаз-клубе "Квадрат" на пятом этаже Дворца культуры им. Кирова. Потом я работал с Голощекиным и там получил хороший опыт общения с людьми. А ведь бизнес — это общение с людьми!.. Потом я сам собрал свой квинтет в свободное от работы у Олега Лундстрема время: мы выступали по всей стране, и мне лично приходилось обо всем договариваться, все организовывать. Бизнеса в нашей стране в то время не было, но все равно приходилось самому звонить, убеждать, что мы такие классные.
А в Америке, пока у тебя нет классного дорогого менеджера, ты должен все делать сам. А менеджера у тебя нет, потому что ты никому не нужен, потому что никто на тебе не может заработать денег. Следовательно, позвонить в клуб и договориться о выступлении, принести кассету, подписать контракт — это первые навыки музыкального бизнеса, которые мне пришлось освоить самому. Когда я сюда вернулся, оказалось, что мои давнишние хорошие друзья, связь с которыми не прервалась, стали большими влиятельными и состоятельными людьми. Я смотрел, как они делают бизнес, задавал вопросы, учился у них. В то время многие не верили, что джаз-клуб в Москве может существовать и даже процветать. Прежде опыт был такой: джаз-клуб открывался, игрался один концерт и клуб закрывался. Считалось, что джаз не привлекает публику и не приносит денег.
В чем, по-вашему, секрет жизнеспособности "LeClub"?
Во-первых, изначально удачная ситуация: у клуба хорошее расположение, но сам владелец клуба поначалу ничего не мог с ним сделать — у него не было ни идей, ни публики. И тогда он обратился ко мне, отдал мне в управление всю идеологическую часть. Я старался с самого начала как можно реже просить у клуба деньги на какие-то свои идеи и концерты, сразу ориентировался на самоокупаемость. Это даже психологически было очень важно. Потом появились первые спонсоры, помощь которых позволяла приглашать западных музыкантов, которые выступали в клубе по два, три, четыре вечера подряд. У нас многим не верилось, что такое возможно. В Америке же и в Европе по такой схеме работают все джаз-клубы: "фрахтуют" музыкантов на неделю-две. И публика всегда есть! А раз в Лондоне она есть, почему ее у нас не может быть?!
Неужели даже приезд джазовых звезд первой величины на концерт в ваш клуб окупается?
Конечно! Иначе я бы не занимался этим уже пять лет!
Наверное, потому что билеты дорогие?
Это, во-первых. А во-вторых — спонсоры есть, в третьих — четкое распределение дней, по которым звезды выступают, в пятых — поддержка наших музыкантов, в шестых — грамотный промоушн мероприятия. Я свой промоушн все время делал сам. Это сейчас у меня появились специальные люди, которые занимаются PR- ом. а раньше всеми делами занимался только я и моя жена. Даже работая с такой известной компанией как Universal Music, все равно не нужно расслабляться и все делать самому: позвонить и напомнить о себе.
Американский поцелуй
Игорь, признайтесь, покорить Америку вам, русскому музыканту, помогли лишь упорство и профессионализм? Или же удача тоже?
Все хорошие в жизни вещи стоит относить на счет удачи. Для меня "удача" началась еще в России, где я, будучи студентом, начинал свою карьеру в самых престижных джазовых коллективах: оркестрах Голощекина и Лундстрема, ансамбле Левиновского — одном из самых профессиональных джаз коллективов СССР.
К покорению джазовой Америки вы шли, просчитывая каждый шаг?
Конечно! Я ведь мог уехать в Америку гораздо раньше, безо всякого профессионализма. Но это означало бы "низкий" старт. Поэтому в СССР я, как мог, учился, учился и еще раз учился джазу. Но были в этой музыке вещи, о которых я, играя джаз в СССР, мог только интуитивно догадываться. Я чувствовал, что в джазе должно быть что-то еще, что-то такое, о чем невозможно узнать здесь. И я оказался прав: поступив в Америке в самый престижный в мире джазовый колледж Беркли, я нашел то, что искал — иной ритм, звук, ощущение джаза. Я открыл для себя настоящий джаз. И многое мне дало личное знакомство с американскими джазменами...
Например, дружба со всемирно известным саксофонистом Гровером Уошингтоном, о которой Владимир Фейертаг как- то пошутил: "Если бы понадобилось, Бутман женился бы не только на дочери, но и на самом Вашингтоне!"
(Смеется). Жениться на дочери Вашингтона я не мог точно также, как и на нем самом: в ту пору ей было всего 13 лет. Хотя она — очень симпатичная девушка, и будь повзрослее, кто знает?.. А с Гровером у нас и вправду очень близкие отношения с тех пор, как мы познакомились в Ленинграде в 1986 году, куда он приезжал на мирную конференцию.
И оказался тем самым человеком, кто помог вам через год, в возрасте 26 лет, уехать из СССР в США?
Нет, таким человеком оказалась моя тогдашняя жена, Айлин Кэллохан и Михаил Горбачев, давший нам свободу.
А что это за история о поцелуе американки, после которого вами интересовалось КГБ?
Меня поцеловала не просто американка, а знаменитая джазменша Перл Бейли, дочь известного барабанщика Луи Бельсона. Впервые она увидела меня на концерте в Москве, а потом еще раз на приеме в американском посольстве, где Перл прервала концерт и, сказав: "О, это ты опять!", подошла и поцеловала меня в щеку. А на следующий день у сотрудников КГБ было ко мне много вопросов. Их интересовало не только, как это я, комсомолец, позволил себя поцеловать черной американке, но и почему я играю в таких антисоветских группах как "Кино", "Аквариум" и "Поп- механика".
Очень значимый фактор
Со своей первой женой, американкой, вы познакомились...
...на концерте Германа Лукьянова. Айлин приехала из Бостона в Москву изучать русский язык. На концерт она пришла со своей подругой, а я со своей — финской девушкой, с которой встречался. Две американки в зале очень отличались от остальной публики, и как все иностранцы вызывали у меня нездоровый к себе интерес. Мне захотелось познакомиться, тем более что одна из них была очень симпатичной. Мы просто представились друг другу, обменялись телефонами и стали перезваниваться. Общались, кстати, по-русски, потому что Айлин лучше знала наш язык, чем я английский. Очень скоро я сделал ей предложение, но получил отказ: ей нравился другой парень, тоже саксофонист Миша Костюшкин — красивый, высокий, чернявый. Но я продолжал встречаться с Айлин, а через некоторое время она уехала в Бостон. Мы переписывались на протяжении 5 лет. Из писем я узнал, что кроме меня за Айлин в Москве никто не ухаживал. А роман с Мишей Костюшкиным существовал только в ее мечтах: Миша о симпатиях американки ничего не знал. Так что в 1986 году мы с Айлин сыграли "советскую свадьбу", а через год уехали в США. Я был счастлив вдвойне.
Почему же со временем вы сменили американскую жену на русскую?
С Айлин мы жили хорошо, но ссорились часто. И не потому, что были "людьми из разных миров" — просто не сошлись характерами. Хотя я человек неприхотливый, и никаких специфических сложностей в отношениях со мной женщины разных народов не испытывали. А встречался я с девушками самых разных национальностей. Были у меня даже чернокожие girl-friends.
И все же вы остановили свой выбор на русской красавице. С нынешней женой Оксаной вы познакомились тоже на концерте?
Вы будете смеяться, но тоже на концерте! Только уже на своем, на который я пригласил своего друга Сергея Мазаева из группы "Моральный кодекс". Он пришел в компании красивой девушки, с внешностью фотомодели, которой, как потом оказалось, она и была. "Мазай" в то время очень активно за Оксаной ухаживал, и у меня не было практически никаких шансов. Так что после первой с ней встречи и до начала романа прошло около трех лет, на протяжении которьх "Мазая" я видел часто, а Оксану — нет. И как только еще раз увидел, сразу женился на ней.
Женщины много значат в вашей карьере и музыке?
Женщины? О, это очень значимый фактор в моей жизни! Особенно сейчас, когда я женат на Оксане, которая стала для меня Единственная. Когда Оксана сидит в зале, то я играю для нее. Мне хочется, чтобы она понимала — именно она мое вдохновение. И не просто Муза, она — соратник, очень тонко чувствующий, чего я хочу добиться, и помогающий мне в этом. Например, вся организаторская часть по изданию альбома на лейбле Universal Music была на ней: она ездила и договаривалась о записи, подписывала контракты, договаривалась о фото- сессии...
Понятно теперь, почему первым треком на альбоме стоит "Вальс для Оксаны"!
Да. Хотя написан этот вальс был давно: именно эта композиция помогла нам с Оксаной стать близкими людьми, повлияла на нашу будущую совместную судьбу.
С чего началась ваша дружба Universal Music Russia? Ранее эта компания все больше интересовалась откровенно прибыльными поп-проектами, вроде групп "Тату" и "Smash!!".
Я думаю, изначальным было желание компании выпустить российский джазовый альбом. До этого они сделали отличный классический DVD-альбом с восстановленным балетом "Жар-птица" с Андрисом Лиепа. Заработав достаточно денег на "Тату" и прочих попсовых проектах, будучи уважающей себя компанией, Universal Music решили добавить в свою коллекцию еще и джаз. Они долго выбирали, разговаривали со многими российскими джазменами, с Алексеем Козловым, например. Ведь крупной компании интересны те исполнители, чьи диски будут продаваться, а продаваться у нас могут диски тех, кто известен и популярен.
Почему, как вы думаете, выбор остановили именно на вас?
В последнее время обо мне много говорят и пишут, мое дело успешно существует. Ну и, наверное, музыка моя понравилась. Потому что на нашей первой встрече меня попросили дать послушать мои записи. У меня была с собой запись "Prophecy", которую мы силами нашего квартета (Бутман-Баронин-Зизак-Соломонов) сделали в "Orange Music Studio" в Нью-Джерси., чтобы продавать на концертах. Я этой записью очень доволен, и компании она тоже понравилась.
Сейчас я думаю предложить компании запись альбома с моим биг-бендом. А потом хотелось бы издать диск, на котором я играю со своими джазовыми кумирами: Роном Картером, Кенни Бэроном, Херби Хэнкоком.
На вашем альбоме "Пророчество" кроме восьми музыкальных треков находятся еще и два видеоклипа — очень красивых и очень профессиональных. Как сложилась их судьба на телевидении?
Клип "Ностальгия" 2001 года довольно много показывали по ТВ. Клип на "Вокализ" Сергея Рахманинова, где я играю вместе Московским камерным оркестром солистов под управлением Юрия Башмета очень активно крутили по музыкальным каналам: русском MTV, Муз- ТВ, а на канадском отделении международного музыкального телеканала Bravo! он в хит-параде дошел до второго места! Пока что у нас в арсенале только два клипа, потому что они больших денег стоят, а деньги достать не так просто. Даже мне...
Американцы такой тип людей, к которому вы относитесь, определяют более емким, чем наш "счастливец", словом lucky. Вы ощущаете себя lucky?
Судя по всему, да! Есть удачно идущее дело, есть успехи, которые только на первый взгляд кажутся свалившимися на меня с неба. На мой взгляд, секрет моего успеха в очень сбалансированном соотношении "удачи" к "труду". Когда ничего не делаешь, то никакой удачи не будет. Надо делать, и удача сама придет.
Имя саксофониста Олега Киреева известно в джазовом мире с середины 80-х годов. Он участвовал во множестве фестивалей, играл в различных проектах, гастролировал по странам Запада. В его послужном списке множество совместных работ с такими ...
62-летний немецкий авангардный саксофонист Петер Бретцман прилетел в Екатеринбург, так сказать, в "сольном" варианте по инициативе Немецкого Центра им. Гете (Российско-Германские культурные встречи 2004 года). На следующий день после выступления, ...
Уже почти сорок лет выдающийся тенорист хардбопа Джонни Гриффин живет в Европе. Ранее он прославился совместной работой с Кларком Терри, Нетом Эддерли и, в первую очередь, с Телониусом Монком. И сегодня Гриффин продолжает активно следить за джазовой ...
Ключ к постижению Норвегии — в ее музыке. Музыка Норвегии — это ее природа, скалистые фьорды, студеные воды, бурлящие водопады и напоенные запахом трав долины, гористо–холмистые ландшафты. Говорят в Норвегии везде по–разному — много диалектов. Русло ...
О Вапирове наши любители джаза знают до обидного мало. Молодежи он совсем не знаком, а старшее поколение (за исключением, наверное, ленинградцев) запомнило его в основном как неутомимого новоджазового экспериментатора. Однако авангардизм в советском ...
С музыкантами ансамбля "Саксофоны Иерусалима" я познакомился во время фестиваля "Славянский базар в Витебске", на котором коллектив принял участие сразу в нескольких концертах. В том числе молодых исполнителей из Израиля можно было услышать в ...
В Америке живут сегодня наши люди любых профессий. В том числе и с полсотни джазовых музыкантов. Среди них немало исполнителей очень высокого уровня. Однако конкуренция так сильна — Америка ведь родина джаза, — что выдерживают ее далеко не все. В ...
Очередной приезд в Минск Алексея Козлова послужил поводом для обстоятельного разговора о нем самом, о джазе и обо всем том, что сопровождало его музыку на протяжении многих лет. Разговор получился очень содержательным, и высказанные музыкантом идеи, ...
Джон Чикаи — одна из наиболее выдающихся личностей современного авангардного джаза, саксофонист, на чьем счету более 20 альбомов, которые он записал как лидер различных коллективов: "New York Contemporary Five", "New York Art Quartet", "Cadentia ...
"То, как женщины охватывают губами мундштук саксофона, может, и сексапильно, но абсолютно непрофессионально. Да и потом: у них ведь трости все время в помаде!" Виталий ЯМУТЕЕВ (кларнет, тенор- и сопрано-саксофоны) родился 15 марта 1960 года в ...
Многое изменилось за 50 лет - с тех пор, как Бенни Голсон появился на джазовой сцене. Знаменитый тенор- саксофонист и автор многих незабываемых джазовых стандартов начал свою карьеру в 1951 году в бэнде Buffalo Bearcats под управлением Булла Моуза ...
Саксофонист и флейтист Карлос Уод (Carlos Ward) родился 1 мая 1940 года в Анконе (Панама). С 1953 по 1960 обучался игре на кларнете. В 1961 году был послан в составе военной миссии на американскую военную базу в Германии. Переезд в Европу ...