Вероятно, судьба народного артиста России, дирижера, пианиста, композитора и аранжировщика Анатолия Кролла — тот случай, когда можно смело сказать: он был "рожден" музыкантом. Уж слишком много ему было дано изначально. К тому же, по собственным словам Анатолия, не он выбрал джаз, а джаз выбрал его".
Известность пришла к Анатолию Кроллу уже в начале 60-х плов, когда он создал знамениггый джаз-оркестр при Тульской филармонии. В составе колллектива были такие легендарные музыканты, как Станислав Григорьев, Арзу Гусейнов, Александр Пищиков, Виктор Двоскин, Игорь Кантюков, Иван Юрченко, Юрий Генбачев, Сергей Мартынов, певица Валентина Пономарева и многие другие. И с тех пор удача ни разу не изменяла бэндлидеру.
Мне всегда был интересен этот талантливый человек Да и встречаться на всевозможных фестивалях нам приходилось достаточно часто. Но, в сипу занятости Анатолия Ошеровича, никак не получалось основательно поговорить, а "за бегу" не хотелось. Спасибо Его Величеству Случаю: маэстро сам был в Ростове-на-Дону почти 10 дней — совместно с муниципальным джаз-оркестом Кима Назаретова готовил творческий вечер. Правда, и здесь наша беседа несколько раз переносилась из-за слишком плотного графика работы. И все же она состоялась. Не удивительно, что я попыталась "объять необъятное", засыпала вопросами, вклинивалась в ответы, перескакивала с темы на тему. Анатолий Ошерович оказался необычайно терпеливым и благожелательным собеседником, а по прошествии времени с улыбкой оценил нашу встречу как "словесный обстрел".
J.Q.: Почему джаз?
А. Кролл: Меня буквально с детства тянуло к этой музыке.
J.Q.: Конечно, это был Уиллис Коновер, пластинки на "ребрах"...
Да, но чуть позже, лет в 16-17. А в 10 лет, еще не зная толком нотной грамоты, я играл Цфасмана, как говорится, "слева направо". Для меня это был джаз, поскольку другого я не знал в то время. К тому же не было человека, который бы научил меня, "повел за собой". Эта музыка интересовала лично меня. И от меня исходил обратный процесс, когда я собирал молодых музыкантов в самые разные составы: будь то биг-бэнд или квартет таллиннского фестиваля 67-го года.
Подобное сохраняется и по сей день. На протяжении последних двух десятилетий моя жизнь проходит среди молодых музыкантов. Думаю, это взаимный процесс: я делюсь своим опытом и одновременно энергетически подпитываюсь.
J.Q.: А вы помните первую пьесу, сочиненную вами или подобранную?
Трудно вспомнить. Потому что начинал — впрочем, как и все! — именно подбирая "на слух". Мне это не доставляло труда, так как обладаю всеми видами слуха. Но я это не отношу к личным заслугам, просто было дано "от природы". Кстати, такие способности очень помогли в дальнейшем. Ведь моя гастрольная жизнь проходила в постоянных разъездах, так что приходилось писать партитуры и в автобусах, и в электричках, и в поездах... Иногда замечал удивленные взгляды пассажиров: человек сидит и пишет... ноты.
JQ .: Зато это безумно мешает на концертах: фальшивое исполнение или плохо настроенный инструмент у меня, например, вызывает реальную головную боль.
На концертах я научился относиться к этому терпеливо. Но когда слышу звонок трамвая, звуки интонации которого не соответствуют точному названию нот, у меня возникает беспокойство в душе. Это физиология, здесь ничего не поделаешь. Но и в этом что-то есть. Вся моя жизнь прошла в накоплении джазовых интонаций. Сначала в возможных пределах на Урале, затем начались разъезды, во время которых я знакомился с молодыми музыкантами, увлекающимися этой музыкой.
Баку! Кстати, это один из городов, который произвел просто революционные изменения в моем представлении о джазе. Потом Ташкент. А тульский оркестр был по существу этакой "джазовой сектой" в хорошем смысле слова. В коллектив специально приезжали музыканты, чтобы поучиться. Начинали играть ранним утром, а заканчивали глубокой ночью.
J.Q.: Вы когда-нибудь пробовали подсчитать, сколько вами написано композиций?
Специально не пробовал. Но время от времени это приходится делать. Когда в 96-м утверждали мое звание, в одном из документов был лист, на котором надо было указать все, что было мною написано. Это оказалось довольно трудно. Ведь моя композиторская жизнь прошла не столько в джазе или биг-бэнде, хотя в свое время я много написал, есть и пластинки. Но самая объемная часть моей композиторской жизни — кинематограф.
Думаю, произведений 50 для оркестра у меня будет. Имею в виду не только концертные пьесы, ведь очень много пишу музыки и для цирка. Собственно, это делали все: и Ю. Саульский, и А Пахмутова... К тому же я являюсь членом худсовета цирка, отвечаю за музыкальную историю этого жанра.
Моя музыка не столько для сопровождения номеров, сколько увертюры, где оркестр выступает "от первого лица". Это не просто аккорды, которые возвещают о том, что сейчас начнется представление. В них есть информация, есть элементы легкой джазо- вости, эстрадной праздничности. Конечно, такие увертюры играются оркестрами достаточно приличного уровня. Но, к сожалению, уровень цирковых оркестров сейчас катастрофически понизился и не по вине самих музыкантов.
J.Q.: А как часто вы ре-аранжируете свои пьесы?
Практически никогда. Каждая работа имеет свой временной знак Иное дело — импровизационная музыка: там все время играются новые версии. Я уже давно не пишу музыки для биг-бэнда. Что касается МКС-бэнда — там стояла совсем другая задача. Хотя у меня и много не композиторских работ в чистом виде, а авторских аранжировок Но в джазе авторская аранжировка приравнивается к композиторской работе. Возьмите, к примеру, аранжировки Виталия Долгова. По существу, каждая его работа — это высочайший композиторский класс. Долгов — неисчерпаемый источник оригинальных идей. И я думаю, успех оркестра Игоря Бутмана, помимо того, что сам Игорь — человек незаурядный, блистательный музыкант и продюсер, но подавляющее количество положительных калорий заключается в том, что играется такая высококачественная музыка. Уникальна чисто "долговская" драматургия, которая прослеживается в каждой аранжировке. И она никогда не выглядит формально. Долгов непременно рисует свой образ, и слушатель проходит какой-то "зримый путь" от первой до последней ноты в каждой аранжировке.
J.Q.: Слово "образ" скорее из глоссария классической музыки. Равно как и "драматургия", "концепция"... Говоря же о джазе, журналисты обычно используют два понятия: тема и импровизация.
Это понимание на уровне джем-сешна.
J.Q .: И все же! Есть ли сегодня в джазе, который в России возводится в ранг классической музыки, такие понятия, как образ, трансформация образа? Ведь в большинстве своем музыканты обращают внимание преимущественно на технику и изобретательность в трансформации темы, нежели на смысл того, что делают. Преобладает одна задача: показать собственный высочайший профессиональный уровень, который — по мнению многих! — заключается в совершенстве владения всеми регистрами и скоростью передвижения по ним.
Да, к большому моему сожалению. А в джазовой композиции непременно должен присутствовать образ. Но это — не иллюстрация чего-то. Образность мышления прежде всего в том, что эта музыка не должна оставлять человека равнодушным. Раз слушатель реагирует, значит уже достигнута какая- то образность. Я часто говорю, что зритель в джазовом концерте — соавтор. Если не образовывается общее био-поле между залом и сценой, значит концерт "не произошел". Значит все, что играли музыканты, осталось на сцене, а чувства зрителей — в зале. Самая высокая точка джазового концерта, когда все взаимно счастливы: одни от того, что слышали, другие — от того, что сделали.
J.Q.: Вы много ездите по стране. Ваше впечатление о состоянии джаза в России на сегодняшний момент? Ведь можно увидеть какую-то закономерность.
Закономерность одна: в исполнении музыкантов сразу чувствуется, когда изначально ведется правильное обучение джазу. К примеру, Новосибирск Там есть замечательный оркестр Толкачева, учебный оркестр Лобанова...
J.Q.: А что означает "правильное обучение джазу"?
Во-первых, надо дать четкое представление о самом жанре: эмоциональное — это одно, а практическая реализация — совершенно другое. Здесь есть особые вопросы стилистики, ритмики, набора тембровых средств... Я могу обще есть понятие "приобретение джазовости". Его предметно объяснить невозможно. Это ощущение. Как талант, который невозможно однозначно конкретизировать, но можно ощутить.
"Ощущение джазовости" следует прививать. Я заметил, что иногда даже достаточно давно играющие джаз музыканты многих вещей не знают. Потому что вовремя им этого не подсказали, не преподали. То есть, научились, как могли. Для этого, собственно, и была создана образовательная система: чтобы от эмпирических средств мы перешли к методологическим, учебным, спрограммированным. Но жизнь показывает, что результат появляется только там, где есть прекрасные исполнители.
J.Q.: И все же, как мне кажется, большинство педагогов толком не знают, как обучать джазу.
Правильно. Потому что нет такой методологии. А пользоваться американскими неверно: там сам начальный период знакомства с такой музыкой иной.
J.Q.: А может мы "погорячились", создавая поточный метод джазового всеобуча?
В идеале надо соединить все места жизни джаза — рыночные и учебные. И чтобы они работали в согласии друг с другом. "Перепроизводить" музыкантов — очень плохое дело. Особенно — музыкантов "средней руки". Им потом деваться некуда.
J.Q.: Для них вернулись времена ресторанов и свадеб.
Ничего плохого в этом не вижу. В Москве многие хорошие музыканты играют в ресторанах. Правда, они несколько иного профиля — типа клуба. Даже в большом джазовом мире мало мест постоянной работы: музыканты мигрируют, ищут новые контакты, создают проект или по нескольку проектов одновременно.
J.Q.: Это своеобразный рост...
Это и рост, и среда бытия современного джазового музыканта. Есть более стабильные коллективы но даже их музыканты параллельно еше где-то работают.
J.Q- Некоторые музыканты. оказавшиеся 'в нужный момент в нужном месте" считают, что джаз в России получает "второе дыхание. У большинства же музыковедов складывается совершенно противоположное впечатление.
Нельзя позволять музыковедам определять судьбу джаза. Зачастую они не могут оценивать даже сиюминутные детали процесса. Знаю это по бесконечным спорам музыкантов и музыковедов. И в Москве сейчас решается этот вопрос, вплоть до вывода их секции из состава Союза Композиторов. Эти люди больше занимаются разговорами, чем изучением сути самого дела. Правда, аналогичные процессы происходят и в кино, и в театре...
Я бы не стал сегодня пессимистически оценивать состояние джаза в целом по стране. В каждом городе своя джазовая жизнь: в одном есть джазовые клубы, в другом нет... Самое главное, чтобы джаз был собственно в городе, чтобы не ждали гастролеров, а пытались сами что-то делать, на сколько это возможно.
Важно, чтобы в городе было хотя бы несколько человек, которые действительно имеют правильное представление об этой музыке. Не обязательно выстраивать джаз в "одну шеренгу" и в одну сторону. Пусть будет и диксиленд, и джаз-рок.. Я не против видеть в этом ряду и какие-то авангардные проявления, если уж кто-то хочет выглядеть совсем оригинальным. Хоть джазовые музыканты такое и не очень принимают. Но, тем не менее, ничего воинствующего в этих авангардных проявлениях нет.
В Америке тоже были ответвления от главной линии джаза. Некоторые оставили яркий след, но в большинстве своем не имели продолжения. Альберт Айлер (саксофонист Albert Ayler — прим. авт.), Эрик Долфи (композитор, кларнетист и саксофонист Eric Alan Dolphy_) были и ушли. Но есть вечные Джон Колтрейн, Чарли Паркер. Майлз Дэвис...
Наверное, тут не стоит говорить. что лучше, а что хуже. Глазное — чтобы это все приносило пользу музыке, а не превращалось в эпатаж, который иногда ничего общего с музыкой не имеет.
Что же касается критики... Чем доброжелательнее мы будем относиться к джазу, помогая его развитию, тем будет лучше. Это моя личная позиция.
J.Q.: А мне кажется, слишком лояльное отношение может быть и губительным. Тем более, что критика как таковая у нас отсутствует. У нас существует PR и "не PR". Стоит высказать свое мнение по поводу некоторых концертов или фестивалей как тут же начинаются обиды. Даже если оно совпадает не только с мнением музыкантов, но и устроителей. Однако писать об этом не желательно... Вот почему анализ реального события сегодня просто отсутствует. Если приезжает американская звезда — то это однозначно триумф. А то, что иногда "звезда" просто демонстрирует прекрасные спортивные качества и "не трогает", обсуждать не желательно. Хотя, так оно и есть. А ведь критика всегда была стимулом. Какие баталии разворачивались между Стасовым и Серовым, а великое сражение "пуччинистов", сколько величайших историков "копья ломали", доказывая превосходство одного явления над другим.
Критиковать то, что крепко "стало на ноги", безусловно, нужно. Следует анализировать, изучать процессы. Но "ребенка . который только "учится рисовать", сразу же ругать за то, что не может написать большие полотна...
В целом явление "российский джаз" сегодня в состоянии подъема. Но он еще не вышел на тот уровень. когда можно откровенно сказать: сегодня есть в мире понятие "российский джаз". Не как московский или ростовский, а именно российский. Я думаю, мы должны еще какое-то время до этой точки доработать. досовершенствоваться, а тогда уже...
Критиковать музыку вообще надо за присутствие или отсутствие самобытности. Сегодня уже не существует в мире понятие "как играть", но есть понятие "что играют’'. Это, пожалуй, самая главная и самая отсталая часть творчества российских музыкантов. У нас мало авторов, мало композиторов. мало "музыкальных архитекторов". Зато появилось много интересных исполнителей. И это уже большое дело, потому что именно среди них и родится тот человек, который будет писать музыку.
В джазе, как вы знаете, нет отдельной специальности "джазовый композитор". Каждый из них в прошлом или настоящем сам по себе прекрасный исполнитель. И это правильный путь. Нужно заполнить вакуум играющими музыкантами, которые могут быть и сайдменами, и творческими людьми. Я это знаю, к примеру, по московским пианистам. Они играли Билла Эванса, Оскара Питерсона... И уже насытившись информацией, достав из этого "колодца" знаний то, что им необходимо, начинали создавать свое.
Я руковожу творческой секцией джазовой музыки Союза Композиторов и ставлю вопрос о срочном привлечении молодых композиторов, которые еще не имеют членского билета. Например, замечательный пианист Владимир Нестеренко. Человек, который прошел достаточно большой исполнительский путь, исследовал инструмент со всех сторон и уже начинает давать самостоятельный продукт. Вот это и есть джазовый композитор.
Кстати, очень многие пришли к композиторству через инструмент: Алексей Козлов, Игорь Бриль, Александр Осейчук.. Сначала они выросли как исполнители, а уже продолжение этого совершенствования привело к написанию собственной музыки.
J.Q.: Как вы считаете, каково сегодня "лицо" джаза. Есть ли какие-то закономерности в предпочтении стиля...
Преобладает мэйнстрим. И не только у нас. Но джем-сешны американских музыкантов, которые существуют вовсе не в мэйнстриме, а глубоко в авангарде, показали, что все прекрасно образованы. Любую тему джаз-стандарта сыграть — без проблем Это говорит о том, что человек имеет достаточно серьезную фундаментальную базу.
Наши же музыканты — очень многие — не только "прыгают" через 3 ступени. Они начинают жить не с "того уровня". Надо знать Боба Вэбстера, Сони Роллинза... — музыкантов, которые, по существу, дали своим творчеством толчок к возникновению каких-то других стилей. Это не значит, что надо всех "от корки до корки" переиграть. Но не знать это нельзя. Иначе ты будешь делать работу не достаточно квалифицированно, не достаточно содержательно, будешь скакать "по верхам".
Чем интересны музыканты, которые сегодня учатся в Москве: все прекрасно знают традицию. А вот когда надо поиграть современную музыку, показать личностное отношение — они пусть еще и не все умеют, но уже демонстрируют подготовленность к тому, чтобы творчески относиться и к этому тоже.
J.Q.: Концертная судьба многих российских джазменов напрямую связана с выпуском дисков. Делается CD, запускается по городам, потом 2-3 года эта же программа "прокатывается" на фестивалях...
Я не сторонник отождествлять действия музыкантов только с выпуском CD. Потому что достаточно большая часть джазменов диски не пишут, но являются прекрасными авторами. Это чисто американская система. Например, Дэйв Грузин (Dave Grusin — пианист, композитор, продюсер, вместе с Лэрри Розеном организовавший фирму грамзаписи GRP — Grusin-Rosen-Project — прим. авт.), накапливает материал, пишет партитуры, затем выпускает диск All Stars Band. Одновременно делается фильм и дается серия концертов. Из этой идеи извлекается КПД на все 100% и даже более.
Мы говорим о композиторах. Но, вместе с тем, есть много прекрасных сайдменов, которые не пишут композиции или аранжировки, но являются изумительными музыкантами. У них иная' 'точка приложения" в джазе. Прежде всего, это замечательные концертные импровизаторы, исполнители, виртуозные музыканты. Хотя импровизатор—тотже композитор, только не фиксирующий свою музыку в виде нот.
К тому же не всегда авторские альбомы становятся "предметом рынка". Чаще они остаются как фиксирование определенного творческого этапа. Такой вариант приносит музыканту массу расходов, но и творческое удовлетворение.
J.Q.: Но студия звукозаписи диктует очень жесткие условия: следует заказывать к выпуску не менее 500 дисков, а еще лучше — 1000 штук. А в результате большинство музыкантов, не имеющих на это денег, вынуждены делать "самтрестовский" кухонный вариант.
Меня радует только то, что так или иначе, с трудностями, с болезненными проявления ми, но, тем не менее, джаз рас пространяется по России, воз вращается в города, где когда- то был, в тот же Санкт-Петербург. А ведь был такой опасный период, когда там буквальнс "как класс" стали исчезать джазовые музыканты. Город биг- бэндов, давший Советскому Союзу самых лучших музыкантов, и вдруг такое "диминуэндо".
И в Москве было нечто подобное. "Перелом" произошел буквально лет десять назад. а помогли этому такие энтузиасты, как Игорь Бриль, Александр Осейчук.. Юрий Сергеевич Саульский "жизнь положил" на то чтобы не только вернуть эту музыку, но и дать новую генерацию музыкантов, что, собственно, сейчас уже и произошло. Что очень обнадеживает.
J.Q.: У вас появилось "новое детище" — Центр джазовой музыки. Прошел и первый фестиваль, на котором состоялась премьера вашего очередного оркестра — "Академик-бэнда" состоящего из студентов Академии им. Гнесиных.
Это не отдельное образование, а Центр, рожденный в недрах Союза Композиторов. Он создан для творческого контроля над конкретным направлением музыки. Есть эстрадные оркестры, симфо-джазовые, есть музыка, имеющая относительное понятие "джа- зовости"... Этим занимается творческая комиссия. А Центр джазовой музыки возьмет на себя право участвовать конкретно в джазовой жизни: не только композиторской, но и исполнительской.
J.Q.: Это будет московский Центр джазовой музыки?
Пока говорим — "Москвы" Но работа будет осуществляться по всей России: выезды, совместные фестивали, оказание методической помощи, приглашение музыкантов... Я бы хотел, чтобы наш фестиваль был московским лишь по месту проведения. А по составу участников он может быть и всероссийским, и международным. "Звезды" есть везде!
Народный артист России Юрий Сергеевич Саульский — человек насквозь джазовый, несмотря на свою причастность и к чистой эстраде. Очень здорово и то, что он не замкнут только на прошлом и его суждения о современных стилях резко контрастируют с ...
Нью-Йорк. Это город, в котором жизнь не прекращается ни на минуту; бурлящее место, давшее искусству множество новых идей и тенденций. Город, который заставляет бредить... Не многим удается покорить его. Фред Фрит (Fred Frith) - человек, сумевший ...
Это интервью — плод встреч и знакомств на Каунасском джазовом фестивале 1998 года. Разговор с литовским композитором Гедриусом Купрявичусом стал одной из наиболее приятных неожиданностей и самым теплым воспоминанием о тех днях... Музыка Купрявичуса. ...
Исполнитель — хорошо. Исполнитель и композитор — очень хорошо. Исполнитель, композитор и аранжировщик — замечательно. Исполнитель, композитор, аранжировщик, руководитель малого и большого ансамблей — впечатляет. А теперь все то же самое плюс мощный ...
"Обнимитесь, миллионы!" – призывали музыка Бетховена и стихи Шиллера в начале ХIХ века. Великая музыка, прекрасные слова, навсегда врезавшиеся в культурную память человечества. Увы, мечты о братстве всех людей так и остались мечтами. После оды ...
С молодым талантливым композитором из Германии Вахидом Матейко наши читатели познакомились пару лет назад. В №6/07 "Jazz – Квадрата" публиковалась рецензия на его дебютный альбом Come Together и интервью с Вахидом. Последователь религии бахаи, ...
В апреле в рамках фестиваля искусств "Донская весна" в Центре им. Кима Назаретова состоялась творческая встреча с народным артистом СССР, композитором МУРАДОМ КАЖЛАЕВЫМ. Мурад Магомедович – не просто "именитый" гость нашего города. С ...
Брайан Сетцер переворачивает все представления о том, как должен звучать биг-бэнд. Хорошее чутье к потребностям современного рынка в шоу-бизнесе, незаурядная дерзость и лихое рок-н-ролльное прошлое помогли ему создать самый необычный коллектив на ...
Критики называют Джанго Бейтса не иначе как "неохватный и необъятный в своих ипостасях, вобравший в свое искусство все и вся". Его музыкальный кругозор подобен калейдоскопу: Бейтс пишет музыку' для театра и данс-компаний, поп-исполнителей и ...
Мой звонок в Париж отвлёк его от работы. Коротко извинившись, и объяснив, что пишет треки к очередному фильму Лелуша, он попросил у меня минут двадцать. В ожидании следующего звонка, единственное, о чём я успел подумать: Ему восемьдесят четыре, а в ...
Джаз-карнавал в Одессе удался на славу. Это был богатейший фейерверк стилей, жанров, ритмов и всевозможнейших перфомансов—от ретро до авангарда в виде звуковой живописи. На последнем мне и хотелось бы остановиться С этим видом музыкального ...
Джорджу Расселлу, которого, наверное, нет необходимости представлять нашим читателям, 77 лет. Хотя выглядит легендарный композитор, аранжировщик и теоретик (автор одного из главных трудов, на который опираются в своем творчестве большинство ...