Джаз-карнавал в Одессе удался на славу. Это был богатейший фейерверк стилей, жанров, ритмов и всевозможнейших перфомансов—от ретро до авангарда в виде звуковой живописи. На последнем мне и хотелось бы остановиться С этим видом музыкального творчества нас познакомил Франсуа Жано. Собрав всех желающих, как приехавших на карнавал, так и собственно студентов одесского училища искусств, он предложил сделать совместное действо.
Франсуа Жано начал заниматься "звуковой живописью" пять лет назад Именно тогда он, преподаватель парижской консерватории, встретился с авангардистом Уолтером Томпсоном. С тех пор они вместе разрабатывают эту систему, определяют новые знаки, проводят мастер-классы и концерты-перфомансы Франсуа Жано родился в Париже. И мама, и бабушка были весьма неплохими пианистками, любителями поиграть на званых вечерах или семейных праздниках. Так что Жано был с детства погружен в мир звуков. Но почти сразу мальчик выбрал "не классику". И хотя не было никакой литературы, в конце 50-х уже во всю играл на саксофоне джаз. В середине 60-х это был уже серьезный профессионал, приглашаемый в различные коллективы.
В 1986 году Франсуа Жано стал первым дирижером Французского джаз-оркестра. А чуть позже явился инициатором открытия в парижской консерватории джазового отделения. В 65 лет он ушел на пенсию и стал "свободным художником".
Ф. Жано: У меня сразу появилось много времени. Так что теперь я могу просто путешествовать или заниматься творчеством, давать мастер-классы или самому выступать в концертах Я сочиняю, играю на сопрано-саксофоне. Уже побывал в Азии, Америке, России, Африке, сейчас вот — на Украине...
Ольга Коржова: Почему вы решили заняться "звуковой живописью"?
Это новый вид общения с музыкой. Мне приходилось работать с большими оркестрами. Там я мог либо сделать аранжировку, либо самому написать музыку, предлагая в определенных местах музыкантам возможность поимпровизировать. A sound painting — это сочетание импровизации с каким-то условным руководством.
Когда вы набираете группу, то "нацеливаетесь" на конечный результат, представляете после первого знакомства, что с этими людьми можно сделать? Может быть, намечаете основные моменты композиции?
Нет, совершенно нет. Я ничего не знаю до конца. Самое интересное в этой системе знаков, что ими можно пользоваться не только в джазе. Я проводил мастер-классы в рамках фестиваля современной музыки. Там музыканты играли классические пьесы, в которых нет места импровизации. Вместе с тем было четыре танцовщицы, актер, чтец. И все вместе это стало базой для создания единого полотна из звука и пластики. Чем больше разных исполнителей, тем интереснее получается результат.
Но мне интереснее педагогический аспект. Потому что в любом случае главный результат — не сам концерт, а навыки, которые получают участники перфоманса. Например, у классического музыканта всегда есть ноты. т.е. фиксированные требования. Если их забрать, то, сами понимаете... Если только музыкант не выучил их наизусть. А благодаря этой технике и классические музыканты смогли играть без партитур.
Во время концерта прозвучало три авторских пьесы. Кто их предлагал?
Это мы решили вместе с музыкантами. Сначала выбрали Караван как символ джаза. Потом С-Jam Blues. Я тоже предложил свою пьесу. Но мы могли показывать не все, а только одну.
Как вы считаете, получилась ли цельная звуковая картина? Лично у меня возникали самые разные ассоциации: то "Герника" Пикассо, то "Космогония" Пендерецкого. Начало всего действа с тихой скрипкой на фоне некоего хаоса — подобно непонятости одинокого художника, скитающегося в поисках счастья. Но мечты попадают в жернова безразличия...
Мне сложно ответить на этот вопрос. Все очень субъективно.
А чего вы конкретно хотите добиться, выходя на заключительный этап?
Затрудняюсь ответить. Выходя на сцену; я совершенно не знаю, что будет. Это чистая импровизация. Я даже не знаю, с какого знака начну концерт. Это действительно сочинение музыки в данную конкретную минуту. То же самое, как если бы я сел и начал писать музыку. В первые минуты никто не знает, чем это закончится. Надо находиться в процессе. Я не буду знать, к чему это приведет, пока не стану писать. Во время любого творческого процесса появляются какие-то идеи, мелодии, краски...
И сегодня я почувствовал, с какого знака начинать, уже тогда, когда стоял перед музыкантами и увидел их глаза. В них было любопытстве и нетерпение. И тогда я показал знак "тихо и все вместе' И так знак за знаком. Да. мы выбрали фиксированные композиции, но до последнего не знали, когда их вставить и каким образом.
С джазовыми музыкантами легче. Они привыкли к свободе и не закомплексованы партитурами. И здесь — как и в джазе! — очень важен момент неожиданности. Будто акробат на проволоке: никогда не знаешь, сделает он кульбит или упадет. Я не хотел бы сам пройтись по этой проволоке, но я люблю это ощущение (смеется).
Если бы вам пришлось определить сегодняшний концерт 1-2 словами, какое бы вы дали название?
Не знаю. Это маленький кусочек большого звукового мира, которому нет названия. Последний кусочек — это моя баллада в стиле антильской музыки. Когда я ее писал, то не знал, как назвать. А потом определился: "Сейчас и немедленно". Хотя можно было бы с таким же успехом назвать "Лунный свет" или "Дорога 66".
Воздержусь от комментариев. Для меня многое осталось непонятным. Например, само действо скорее походило на дирижерскую импровизацию, чем на оркестровую. Да, музыканты брали звуки, но только так и на такой громкости, какой требовал от них руководитель. Нот не было, но каждое передвижение в звуковом полотне управлялось знаками, такчто музыканты не могли и взгляда оторвать от фигуры дирижера. Иначе не будешь знать, что делать. Их задача — не думать или изобретать, а следовать за указаниями вопреки собственному желанию или инерции. "Ну что вы, музыканты тоже импровизировали, — сказал напоследок Франсуа. — Мы здесь в одинаковом положении!" И все же я не встречала дирижера, у которого была бы столь богатая палитра для собственных импровизаций. Да и сочиняющего на сцене дирижера я никогда не видела.
Я присутствовала на всех трех репетициях и видела, как постепенно тинэйджеры поддавались требованиям довольно забавного и вместе с тем строго определенного систематизированного способа совместной игры. Всего музыканты освоили около 100 знаков из 600, разработанных Уолтером Томпсоном и Франсуа Жано. Среди них знаки динамики, повышения или понижения звука, коллективного или индивидуального звукоизвлечения. Например, знак, с которого месье Жано начал концерт - "тихо и все вместе"- состоит из двух частей: тихо — раздвинутые наподобие "вилочки" диминуэндо 2 и 3 пальцыправой руки возле локтя левой, "все вместе" — сомкнутые руки над головой в виде овала. Если следует увеличить громкость, то "вилочка" поднимается к запястью.
Во время перфоманса дирижер требовал от оркестрантов самых разных поступков. Он предлагал всем вместе посмеяться и тут же произвольно зазвучать. Музыканты вставали и совершали "круг почета" вокруг своих стульев, а потом все вместе проговаривали скороговоркой "Мама мыла раму, и Сережа тоже". Не оставались безучастными и зрители. Подобно действу в поп- концертах, им предлагалось повторить музыкальную попевку или покричать. Иными словами, все были едиными звеньями творческого процесса создания часового полотна "звуковой живописи".
И все же все увиденное мне напомнило очень увлекательную "игру в ребенка". Точнее — "ребенок наоборот". Так в детстве малыши играют "во взрослую жизнь", копируя родителей, знакомых или животных. А потом, вырастая, превращаются в очень правильных и знающих взрослых, строго соблюдающих правила и порядок. Но как же порой хочется пошалить...
А почему бы и нет?!
Это интервью — плод встреч и знакомств на Каунасском джазовом фестивале 1998 года. Разговор с литовским композитором Гедриусом Купрявичусом стал одной из наиболее приятных неожиданностей и самым теплым воспоминанием о тех днях... Музыка Купрявичуса. ...
Исполнитель — хорошо. Исполнитель и композитор — очень хорошо. Исполнитель, композитор и аранжировщик — замечательно. Исполнитель, композитор, аранжировщик, руководитель малого и большого ансамблей — впечатляет. А теперь все то же самое плюс мощный ...
"Обнимитесь, миллионы!" – призывали музыка Бетховена и стихи Шиллера в начале ХIХ века. Великая музыка, прекрасные слова, навсегда врезавшиеся в культурную память человечества. Увы, мечты о братстве всех людей так и остались мечтами. После оды ...
С молодым талантливым композитором из Германии Вахидом Матейко наши читатели познакомились пару лет назад. В №6/07 "Jazz – Квадрата" публиковалась рецензия на его дебютный альбом Come Together и интервью с Вахидом. Последователь религии бахаи, ...
В апреле в рамках фестиваля искусств "Донская весна" в Центре им. Кима Назаретова состоялась творческая встреча с народным артистом СССР, композитором МУРАДОМ КАЖЛАЕВЫМ. Мурад Магомедович – не просто "именитый" гость нашего города. С ...
Брайан Сетцер переворачивает все представления о том, как должен звучать биг-бэнд. Хорошее чутье к потребностям современного рынка в шоу-бизнесе, незаурядная дерзость и лихое рок-н-ролльное прошлое помогли ему создать самый необычный коллектив на ...
Критики называют Джанго Бейтса не иначе как "неохватный и необъятный в своих ипостасях, вобравший в свое искусство все и вся". Его музыкальный кругозор подобен калейдоскопу: Бейтс пишет музыку' для театра и данс-компаний, поп-исполнителей и ...
Мой звонок в Париж отвлёк его от работы. Коротко извинившись, и объяснив, что пишет треки к очередному фильму Лелуша, он попросил у меня минут двадцать. В ожидании следующего звонка, единственное, о чём я успел подумать: Ему восемьдесят четыре, а в ...
Джорджу Расселлу, которого, наверное, нет необходимости представлять нашим читателям, 77 лет. Хотя выглядит легендарный композитор, аранжировщик и теоретик (автор одного из главных трудов, на который опираются в своем творчестве большинство ...
Джон Хэммонд ныне — один из ведущих в мире исполнителей на Hammond-opraнe, композитор и аранжировщик, бэндлидер и популярный ведущий своего собственного Jon Hammond Show на телеканале Manhattan Сable TV, вот уже не первое десятилетие ...
В апреле 2008 года на международном фестивале «Джаз-Транзит» самым интересным событием было выступление (впервые в России) британского квартета Майка Уэстбрука – пианиста, композитора и бэнд-лидера, одного из ведущих музыкантов европейской джазовой ...
Украинский город Кривой Рог с давних времен считается городом металлургов. И, наверное, здесь никогда бы не зазвучал джаз, если бы не преподаватель класса баяна в ДМШ Александр Гебель, создавший в начале 80-х из своих учеников детский джаз-оркестр. ...