Лишний раз представлять любителям музыки Анатолия Кролла, Народного артиста России, легендарного отечественного джазмэна, пианиста и дирижера, замечательного композитора и аранжировщика, пожалуй, не имеет смысла. Также его имя хорошо знакомо всем любителям кино; его музыку, нередко в его собственном исполнении, можно услышать во многих фильмах: «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх», «Американская дочь», «День полнолуния» и многих-многих других.
Телепередачи 80-х о джазе, в которых в качестве ведущего выступал Анатолий Кролл, все мы также хорошо помним: высокий лоб, затемненные очки... ведущий лихо разворачивается в вертящемся кресле и рассказывает о классике джаза и о новых мировых тенденциях в этом искусстве. Словом, Кролл - действительно человек из джаза, человек из него пришедший и постоянно приглашающий нас в мир этой музыки.
Сам Анатолий Ошерович в силу природной скромности не любит говорить о своих заслугах, считая, что лучшей характеристикой для любого музыканта является не список его званий, а вклад в искусство, уважение коллег и признание публики. Но все же, не рассказать нельзя; помимо вышеперечисленных основных регалий, послужной список Музыканта можно дополнить целым рядом почетных и ответственных ипостасей: Председатель творческой комиссии джазовой музыки Союза композиторов, Академик Российской Академии Киноискусства, профессор, Доктор искусств Международной Академии наук.. А еще - организатор многочисленных джазовых фестивалей, продюсер, ставящий во главу угла не извлечение сиюминутной прибыли, а просветительскую деятельность, популяризацию джаза на всем постсоветском пространстве. Каждый год для джазовых ценителей Кролл предлагает что-нибудь новое, совершенно оригинальное и запоминающееся.
Свою судьбу Музыкант считает счастливой, потому что это действительно счастье - жить, занимаясь любимым делом и за счет любимого дела, и приносить радость другим. Недаром отчество маэстро происходит от древнееврейского слова «ошер», что в переводе означает «счастье».
Михаил Трофимов: Анатолий Ошерович, вас знают, прежде всего, как замечательного музыканта. Что заставило вас - человека и без того весьма загруженного работой, заняться продюсерской деятельностью?
Анатолий Кролл: Какое-то внутреннее состояние, чувство того, что еще многое способен сделать как просветитель - для пропаганды в стране джазового искусства, для интеграции отечественного джаза в мировое музыкальное пространство, во имя памяти коллег. К примеру, 2 декабря в московском зале ЦЦРИ мы собираем вечер «Российский джаз - великие имена», посвященный памяти недавно ушедших джазистов - учителей, друзей-единомышленников. Не могу не назвать их имен: это - такие корифеи жанра, как Олег Леонидович Лундстрем, Юрий Сергеевич Саульский, Юрий Алексеевич Якушенко и Аркадий Евгеньевич Петров; это - ярчайшие музыканты Стас Григорьев, Иван Юрченко, Владимир Мамыко, Анатолий Соболев, Георгий Албегов, Вячеслав Тергалинский, Михаил Топунов, Игорь Бычков, Сергей Кострулин, Борис Савин; это - выдающиеся педагоги Михаил Ковалевский, Александр Веремьев, Владимир Хачатуров.
Кроме того, на протяжении уже нескольких лет мы проводим фестиваль «Российские звезды мирового джаза», призванный воссоединить на сцене лучшие творческие силы джазмэ- нов, наших соотечественников - вне зависимости от их сегодняшнего местожительства. Например, в прошлом году он был посвящен 90-летию Олега Лундстрема, продолжался больше недели; одних только биг-бэндов там было пять! В нынешнем году, весной, фестиваль был представлен своеобразной трилогией: «Легенды классического джаза Санкт-Петербурга», «Звезды московского джаза» и «Джаз русской Америки». Спектр исполнителей был необычайно широк- это - и петербуржцы Анатолий Кальварский, Давид Голоще- кин, Геннадий Гольштейн с «Саксофонами Санкт-Петербурга» и представители Москвы - Лариса Долина, «Игорь Бойко бэнд», «Москоу Регтайм бэнд», команда «Позитив», и посланцы «русской Америки» - Николай Левиновский, выступавший с биг-бэндом Игоря Бутмана , Алекс Сипягин и другие.
Впечатляет! И наверняка уже есть концепция следующего фестиваля?
А как же! Фестиваль «Российские звезды мирового джаза» образца 2008 года пройдет под трилогией: "Лучший джаз России: от Москвы до самых, до окраин". «Русский джаз Земли Обетованной» и «Джаз русской Америки». На первом концерте выступят: Томский книципальный джазовый ркестр под управлением Аркадия Ратнера, Муниципальный джаз-оркестр из Челябинска под руководством Стаса Бережного, Уральский диксиленд Игоря Бурко, отметивший, к слову, свое 45-летие. Во втором - примут участие джазмены из Израиля: Леонид Пташка. Евгений Майстровский, Роберт Анчиполовский. На третьем концерте планируется
учасгие Валерия Гроховского - неповторимого мастера фортепиано, Валерия Пономарева - блистательного трубача, Михаила Пятигорского - молодого самобытного пианиста,потомка легендарной музыкальной семьи.
А будет ли кто-нибудь представлен на фестивале из не русскоязычных американцев?
В будущем я, конечно, плакирую вводить в программу фестиваля специальных гостей не русскоязычного происхождения - причем, не только из Америки, но только в составе с бывшими нашими соотечественниками. Ведь задача фестиваля - показать именно русскую составляющую в контексте мирового джаза, а она очень значительна. Да, и «у них» немало профессионалов экстра-класса, которыми не перестаешь восхищаться, мы можем боготворить кого угодно, но нельзя допустить, чтобы на нас, на нашем джазовом искусстве, продолжала бы лежать печать вторичности. Как раз поэтому я стараюсь представлять именно наших бывших соотечественников - джазистов, добившихся неоспоримого успеха «там».
Как продюсер - вы предпочитаете работать в одиночку?
Да. Так проще, когда бразды правления в твоих руках - когда лучше других знаешь, что нужно делать. И как это сделать. Ведь продюсер - это не тот, кто сидит на денежном мешке, а тот, кто умеет сформировать состав участников, отрежиссировать все шаги мероприятия и, в конце концов, убедить потенциального спонсора в целесообразности того или иного проекта. Мне это проще, чем многим другим - ведь кое-что как музыкант за 50 лет, наверное, я сделал (скромно улыбается...).
Насколько мне известно, в августе сего года вы были удостоены Премии Москвы в области литературы и искусства...
Было дело... Кстати, за последние годы в свою копилку как продюсер я с полным правом могу положит!) себе еще несколько, на мой взгляд, удачных проектов. Конечно, это - сезонные карнаваты джаза в Политехническом музее; каждый из них имеет свое название и свой, если угодно, климат - весенний, осенний, зимний. Не существует' только летнего карнавала, ведь лето - сезон отпусков, когда народ думает только об отдыхе. В нашем новогоднем карнавале принимали участие: Бутман, Го- лощекин, Бойко, Манукян. Весной на фестивале порадовали публику Крамер и Фрумкин, осенью на карнавале, названном «Мир глазами Святослава Федорова» с успехом выступили: Бриль, Бутурлина, Кузнецов-Данилин, а также ваш покорный слуга с коллективом «Академик-бэнд». Приоткроютайну: на очередном карнавале под названием «Все лица джаза в гости к нам!» 23 декабря у нас в гостях будут также именитые участники: биг-бэнд Георгия Гараняна, Уральский диксиленд, великолепная фламенко-группа «Шико» и тромбон-шоу Максима Пига- нова. Так что милости прошу к нам на карнавал.
Но и это еще не все! В марте, 9-го числа, мы провели своеобразный женский праздник джаза, где выступали женщины и, в первую очередь, для женщин. Хотя и представителей сильного пола в зале было предостаточно (хитро улыбается...). На сцену, сменяя друг друга, выходили прекрасные и обворожительные: Анна Бутурлина, Карина Кожевникова, Наталья Смирнова, Анна Королева, Жанна Ильмер, Юлия Маликова, Талана Габриэль из Германии. И все это великолепие сопровождалось Московским камерным оркестром под управлением Владимира Михайлова. Так что, как видите, праздник удался.
Еще один, в прямом смысле, грандиозный проект ожидает в скором времени почитателей джаза, потому что он так и называется: «Парад грандов джазового рояля». Это будет уникальное пиано-шоу, с участием не только соло, но и двух роялей. С вашего позволения, здесь пока подробностей раскрывать не буду, ограничусь лишь тем, что состав участников проекта будет поистине звездный.
Залог успешного проведения подобных мероприятий - мощная информационная поддержка...
Да, и в этом деле ее нам, безусловно, оказывают единомышленники, понимающие то, чем мы занимаемся. Особенно хочу подчерк- нугь неоценимую роль радиостанции «Эхо Москвы» - нашего давнего информационного партнера и друга, без которого масштаб всех проводимых мероприятий выглядел бы не таким внушительным. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить и уважаемый мною журнал Jazz-Квадрат - не только за интерес, проявленный к моей скромной персоне, но и за то, что он делает для джаза и его любителей.
Анатолий Ошерович, всем известно, что «вы - из джаза»; и название ваших юбилейных концертов, и название вашего квартета, и образ вашей жизни свидетельствуют об этом. Но такого места нет на карте. А откуда явился миру Музыкант Анатолий Кролл?
С Урала. Вообще-то, родители мои родом из Белоруссии, затем они переехали в Харьков. На Урале наша семья оказалась в военные годы, и на свет я появился в городе Челябинске. Нас у родителей - трое, я младший из сыновей. Так что можно сказать, что я уральского «производства».
Как, живя в глубинке страны, прочно окутанной «железным занавесом», вы смогли посвятить свою жизнь джазу - музыке, столь нетипичной для музыкальных пристрастий «советского большинства»?
Несмотря на некоторую удаленность от двух столиц, уральские города всегда славились не только промышленными традициями, но и очень богатым научным, интеллектуальным потенциалом. То, чем интересовались, к примеру, в Москве, было не менее интересно и для «продвинутых» жителей на Урале, а таковых было немало. Поэтому называть Урал «глубинкой» я бы все же не рискнул. И хотя в жизни мне пришлось изрядно помотаться по стране, считаю, что музыкальные задатки мне удалось проявить и развить именно там, в Челябинске.
Отец мой работал одним из руководителей производства, на маме лежали обязанности по дому и, конечно, ответственность за наше воспитание, в том числе и эстетическое; и оно шло полным ходом. Родители не были профессиональными музыкантами, но музыку любили и очень поощряли наше увлечение ею. Один из братьев занимался на аккордеоне и фортепиано, мне же, как самому маленькому, вначале было безумно любопытно трогать эти причудливые устройства, называемые музыкальными инструментами, изучать их, нажимая на разные кнопки и клавиши. Когда при нажатии пальцем эти механизмы издавали звуки, моему' восторгу не было предела.
Освоение инструментов меня настолько захватило, что вскоре я научился извлекать из них уже не хаотичные звуки, а связные мелодии. По рассказам старших, для музыкальных опытов четырехлетнего ребенка они были вполне серьезными. Доходило до того, что домашние не без гордости просили меня демонстрировать способности перед друзьями и соседями, бывавшими у нас в гостях. Позже, когда у меня определили абсолютный слух, я начал учиться в музыкальной школе. Директор школы по специальности был скрипач, поэтому он настаивал, чтобы я занимался только у него. Но скрипка меня совершенно не привлекала: на даче, куда мы выезжали летом, соседская девочка «мучила» скрипку, издавая на ней противные фальшивые звуки, вызывавшие у меня стойкое неприязненное отношение к этому инструменту. Отцу все же удалось уговорить директора, и я смог учиться по классу фортепиано, заниматься аккордеоном.
Кстати, спустя годы, когда я увлекся джазом, тот самый директор музыкальной школы еще попортил мне немало крови, зато у меня выработался стойкий жизненный иммунитет. Я перестал воспринимать мир в розовых тонах. Музыкантом же я стал благодаря моей семье и той атмосфере, в которой я рос: мне очень хотелось оправдать надежды близких мне людей.
Но, все-таки, ведь именно детское любопытство помогло проявиться вашему таланту, не так ли?
Ох уж это любопытство... Однажды оно чуть не стоило мне жизни! В послевоенном Челябинске танковые снаряды не были такой уж большой редкостью: в городе находилось оборонное производство. Мальчишки с удовольствием разбирали их, вынимали порох, мастерили самодельные «бомбочки» или сооружали «огненную дорожку», ссыпая на стол порох и поджигая его. Не были исключением и мои братцы, хранившие в большой консервной банке из-под селедки этот самый порох. Мне доводилось наблюдать, как они «экспериментировали», и однажды, когда никого не было дома, я - представляете, - бросил в банку с порохом... зажженную спичку. Интересно, но эта спичка сразу потухла, Господь Бог словно отводил беду от меня. Правда, я тогда об этом не подозревал и, не раздумывая, бросил вторую спичку. Раздался взрыв. Стекольщика, который в тот момент менял нам стекло, выбросило из окна, я получил сильнейшие ожоги рук, лица... Если бы я не успел зажмуриться - точно остался бы без глаз - кожа на веках буквально запеклась...
Деталей не помню. Но, видно, Всевышний пожалел меня и на этот раз - я выжил. И, кстати, стекольщик, выпавший с первого этажа, тоже. Так что, дорогие родители, прячьте спички от детей!!!
И пороха нюхать не давайте! Кстати, довелось ли вам, Анатолий Ошеро- вич, послужить в советской армии, поиграть в военном оркестре? Или, благодаря папиным связям - руководящий работник, как-никак, - сия чаша вас миновала?
Я не служил в армии, но дело здесь не в папиных связях. И вообще, я рано потерял родителей - мамы не стало, когда мне было всего 16, несколькими годами позже умер и отец. Поэтому в жизни мне пришлось рассчитывать в основном на себя. Ну, так вот, в армию я не попал по зрению - вероятно, от ужасных ожогов глаз, а еще от постоянного чтения нот у меня к тому времени была сильная близорукость. Врач военкомата был категоричен: «С «минус восемь» тебе, парень, даже в духовом оркестре делать нечего!».
Простите, но я всегда думал, что темные очки - всего лишь часть вашего творческого имиджа...
Хорошенький имидж - минус десять диоптрий! Носить на носутакой «бинокль» весом в полкило... Поймите меня, кто постоянно носит очки по медицинским показаниям, всегда живет одной мыслью - поскорее бы от них избавиться; ведь это ужасно — смотреть на ’мир через толстые стекла, видеть через них кусочек замкнутого пространства, испытывать от этого сильные головные боли... Поэтому я, не раздумывая, согласился на операцию, которую мне успешно провел ныне покойный Святослав Николаевич Федоров, и теперь уже много лет вижу хорошо. Правда, с возрастом чувствую признаки надвигающейся дальнозоркости, но с этим мелким неудобством сталкивается, как мне кажется, каждый первый пенсионер.
Ваша дальнейшая карьера развивалась стремительно. В чем секрет успеха - в том, что вы «сэкономили» два года за счет армейской службы?
Поправлю вас - тогда служили три года. И, кстати, отношение в обществе к армейской службе в те годы было совершенно другим - уважительным, если не сказать больше; не отслужить в армии - для мужчины считалось как-то даже подозрительно. И, в общем- то, это нормально - так и должно быть.
А события в начале моей музыкальной карьеры, как вы точно подметили, действительно разворачивались стремительно, так же, как стремительно меняются узоры в калейдоскопе. Мой творческий калейдоскоп был полон ярких перспектив и черных интриг, радужных надежд и серых будней.
Будучи студентами Челябинского музыкального училища, мы с друзьями начали играть музыку, скажем так, необычную для советской действительности. Сначала было увлечение политически совершенно безобидным французским шансоном, после - классическим джазом, традиционным для «них» и совершенно новым для нас. Эта музыка удивительно притягательна и заряжает особой энергетикой, Я учился на последнем курсе и уже работал в Челябинской областной филармонии, когда в наш город на гастроли приехал ульяновский ансамбль, созданный в честь 90-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Музыканты ансамбля, знакомство с которыми состоялось в те дни, предложили мне попробовать силы в их коллективе. Нетрудно догадаться, что официально этот коллектив джазовым не считался, но ребята-музыканты, среди которых, кстати, было немало москвичей и ленинградцев, были близки мне по духу и по энтузиазму, а ведь тогда это было главным. Все мы буквально дышали джазом, восхищались удивительным тембром голоса Уиллиса Коновера, приезжавшего в СССР. Для нас было чем-то совершенно невообразимым близко увидеть Мастера такого масштаба, а тем более, услышать его вживую. Нам он казался просто ангелом, явившимся с небес.
После Ульяновска, примерно через год, меня пригласили работать в Ташкент - в качестве дирижера и музыкального руководителя Государственного эстрадного оркестра Узбекской ССР. Мне это показалось интересным и экзотичным. Еще бы, в свои 17 лет я становился самым молодым в истории страны дирижером, руководителем оркестра! Однако мой возраст создавал и некоторые трудности в общении с музыкантами оркестра. Многие были значительно старше меня, их было больше, чем молодежи, у них были свои принципы и амбиции. При этом не забывайте, дело происходило на Востоке, где возрастной фактор имеет очень большое значение. Бывали случаи, дело доходило и до физических столкновений.
Неужели?
Помню, один уже немолодой оркестрант как-то явился на репетицию с опозданием, в сильном подпитии, и в ответ на мое замечание набросился на меня с кулаками. Конечно, драться я не стал, но пришлось скрутить и утихомирить буяна. На следующий день он пришел ко мне с извинениями, пенял на «горячий» восточный темперамент. Мы помирились.
Но это было еще полбеды. Основная сложность заключалась в том, что исполнять мы должны были только узбекскую народную музыку, специфика которой не столько в национальном колорите мелодий, сколько в том, что она не предполагает многоголосия, только унисон. В джазе же - наоборот, Михаил, как вы знаете, богатая полифоническая палитра.
Однажды я попытался сделать оркестровку национальной песни в джазовой интерпретации, но из этого ничего хорошего не вышло: меня объявили чуть ли не первым хулиганом от культуры и сказали: «Слющай, зачэм портищь нащи харощие песни своими тэрциями-мерциями, да?». Мне стало ясно: хватит «экзотики», здесь рассчитывать на полную творческую реализацию в области джаза нет смысла. Пребывание в «восточном плену» долго продолжаться не могло, поэтому вскоре после гастролей в Ленинграде я принял твердое решение покинуть этот коллектив.
...К этому времени вы уже нашли для себя что- то более подходящее?
В том то и дело, что не нашел! Сначала мне было предложено возглавить оркестр в Белоруссии, но после моего предварительного согласия со мной связались чиновники из Минска и сообщили, что ЦК компартии БССР «категорически против назначения товарища Кролла А.О. на должность дирижера оркестра». Причина? Банальная: «пропаганда джаза как явления, чувдого советской действительности».
Честно говоря, странновато, ведь в советские годы джаз в стране, все- таки, существовал - возьмите Утесова, Цфасмана...
Дело в том, что под словом «джаз» в довоенное советское время понималось все, что не укладывается в рамки представлений о культуре социалистического реализма - любые песни на иностранном языке, любое новаторство в исполнительском искусстве, даже акробаты на сцене. Строго говоря, Леонид Осипович Утесов ведь не был ни композитором, ни, тем более, дирижером. Но его талант певца и комедийного актера, удивительная природная музыкальность и творческое чутье помогли ему занять вакантную нишу «джазового артиста». Будучи человеком неглупым и политически ориентированным, он пользовался благосклонностью власти, и умело продвигал в «советскую» музыку и кинематограф жанры, прежде «чуждые» советскому искусству. А вот Александр Наумович Цфасман - это совсем другое, это - явление. Он был блистательным композитором, пианистом и аранжировщиком. И это просто счастливый парадокс, что ему удалось что-то сделать в те годы в стране.
В том, что на мою кандидатуру тогда пришел отказ, не было ничего удивительного. Никита Сергеевич Хрущев, управлявший в те годы сгра- ной Советов, вообще был ярым противником всего западного. В общем, представляете картину: с одного места ушел, в другое не перевелся. А жить на что-то надо? Мрак, одним словом...
Как же вам удалось выйти из положения?
Нашел временное пристанище в оркестре Тульской филармонии. Это я сейчас так говорю - временное, а тогда ощущения временности не было. Этот период был очень увлекательным и плодотворным, постоянно хотелось работать. Честно говоря, я его считаю одним из важнейших, нет, определяющих, в моей жизни. С людьми, с которыми меня свела работа и жизнь в то время, я сохранил не только профессиональные, но и человеческие отношения.
Как ни странно, несмотря на то, что коренных туляков в оркестре было мало, Тула оказалась поистине кузницей джазовых кадров тех лет. Но, к сожалению, ничто не вечно. Со временем остановился в своем развитии и тульский оркестр: кто-то из музыкантов переехал, кто-то уехал из страны, кто-то ушел в мир иной, а кто-то просто спился. Творческого пополнения не было. Бытовые условия были ужасающие. Поэтому через несколько лет, когда мне предлагают возглавить джаз-оркестр в Москве вместо уехавшего в Гомель Эдди Игнатьевича Рознера, - я соглашаюсь.
В московском оркестре царила неразбериха - он существовал «на бумаге», представляя собой просто штатное расписание. Реальный коллектив пришлось создавать практически заново. И, похоже, мне это удалось - помогли прежние связи среди музыкантов. Когда сложилась сыгранная команда, руководство Роскон- церта, видимо, побоявшись называть оркестр моим именем, окрестило его «Современником». Это был эстрадный оркестр, биг-бэнд по составу. Из него вышли в «большое плавание» многие замечательные исполнители: тогда еще совсем молодой Юра Антонов, сестры Зайцевы, неповторимая Ларочка Долина.
Бесспорно, Лариса - певица уникальная. Но от эстетствующей публики нередко приходится слышать сожаления о том, что Лариса изменила своим принципам, вместо джазового вокала и композиционно сложных эстрадных песен Виктора Резникова целиком «переключилась» на ресторанную тему. Я не согласен с подобными упреками но, тем не менее...
Будем к ней справедливы. Талант у Ларисы был и остался. И, по-моему, он со временем стал более зрелым, более полным. Лариса действительно, как вы сказали, уникальна, на сцене еще не скоро появится певица, которую можно было бы поставить с ней рядом. А потом, если учесть, сколько трудностей выпало, извините за тавтологию, на долю Долиной, сколько продолжалась ее обыкновенная бытовая неустроенность, сколько было бесконечных скитаний по городам и концертным площадкам, ее невозможно нив чем упрекнуть. Да, она спела немало песен для аудитории, скажем гак, скорее широкой, нежели глубокой, но насколько здорово и профессионально это сделала! Да и на моем юбилейном вечере в «России» она еще раз всем доказала, что осталась верна себе и своим принципам, что джаз для нее по-прежнему многое значит.
После «Современника», как я знаю, вы руководили еще одним большим музыкальным коллективом.
После распада «Современника» последовало предложение от мощной в то время коммерческой структуры, Международного коммерческого союза, создать беспрецедентный джазовый оркесгр - «МКС Биг-Бэнд Анатолия Кролла». Не раздумывая, я принял его. Оркестр, просуществовал пять с половиной лет, открывая поистине бескрайние возможности для воплощения творческих замыслов. Но, к сожалению, проект был •похоронен» как только распалась эта коммерческая структура.
Анатолий Ошерович, сейчас, в преддверие российских выборов, вам не поступали предложения примкнуть к какой-нибудь партии или политическому движению? Сейчас в мире искусства зто модно; кроме того, от политиков можно получить средства на реализацию новых проектов, другие преференции.
Ни в коем случае! Я всегда был в стороне от политики.. Никогда не был членом КПСС, из-за чего в свое время немало страдал. Да и в сегодняшней политике, к сожалению, грязи больше, чем благах намерений. Не хочу заниматься ханжеством и популизмом, музыка мне бтиже. Хотя, пожалуй, и в политической среде есть люди мне симпатичные. Но вообще, когда бизнес или политика вторгаются в искусство - это ж, - ка-ра-ул! (широко разводит руками...)
Чем, помимо дирижерской и продюсерской деятельности, вам сегодня приходится заниматься?
Работаю в созданном мной квартете джазово-импровизационной музыки «Мы из Джаза», который состоит из молодых и очень ярких ин- струменталистов-солистов. В своей работе я вообще всегда опирался на молодежь. Название квартета нам подсказал одноименный фильм моего друга - кинорежиссера Карена Шахназарова. Но если в фильме джаз - лишь форма общения героев-еди- вомышленников, то в нашем квартете происходит аккумуляция моего творческого опыта. У меня больше возможности чаще появляться на публике за роялем, ведь в моей пианистической деятельности был некоторый перерыв. Кроме этого, я периодически читаю лекции во ВГИКе о музыке в кино, преподаю в Российской музыкальной академии им. Шеси- ных. Много времени уходит на работу в общественных организациях, меня часто приглашают в состав жюри на различные музыкальные конкурсы и фестивали.
Вы скромно молчите о работе в кино - о вашей великолепной музыке на экране.
Тогда «скромно» вам отвечу: этих фильмов слишком много, чтобы все перечислить, потребуется много времени - не хотелось бы вас утомлять.
Тогда об отдыхе. Каков Анатолий Кролл вне работы? Вообще, существует ли он вне ее?
А как же? Без отдыха нельзя! Я люблю природу и стараюсь любой свободный денек использовать для общения с ней. Для меня отдых - на даче. Там у меня всегда находится возможность погулять по лесу, сменить дирижерскую палочку на топор или лопату, заняться машиной. Кстати, за рулем я около 45 лет.
Ваша семья: что она значит для вас? Она большая?
Немаленькая. Я с женой Татьяной и сын Олег со своей женой Викторией, у которых несколько лет назад родился мой внук Антон. А еще у нас живет множество собак и кошек - их количество неуемно растет, я даже сбился со счета! Но каждый из них - полноправный член семьи. Почти у каждого трудная судьба - были подобраны на улице или спасены. Животные, в отличие от человека, гораздо больше зависимы от внешних факторов; сами они не в силах что-либо изменить, и наша миссия - насколько возможно, скрасить их удел. Ради них супруга постоянно находится на даче, и мы вынуждены видеться лишь эпизодами. Но в семье каждый убежден, что главное в животном - не порода, не клубный экстерьер, популярный на сегодняшний день, а его доброта и преданность, способность разделить с хозяином радость и боль, согреть в трудную минуту своим теплом.
Олег пошел по моим стопам, он талантливый музыкант и, поверьте, прекрасный человек, как и его жена Вика. Антошка - их общий портрегик, соединяющий в себе все лучшие черты папы и мамы. Для меня моя супруга Татьяна - не только предмет обожания, но моя гордость, необыкновенная русская красавица, сочетание всех на свете женских совершенств: образцовая жена, добрая мать, любящая бабушка, великолепная хозяйка, всегда открытая и гостеприимная. Ее фирменные блюда, пироги, дачные соления, бесподобные фруктовые и ягодные наливки еще никого не оставляли равнодушным.
Раз уж мы перешли от пищи духовной к пище материальной, скажите: а сам хозяин что-нибудь готовит?
Плов. Поскольку я довольно долго прожил в Средней Азии, считаю, что овладел искусством его приготовления в полной мере. А тонкостей здесь масса, впрочем, как и видов плова. Зато как приятно потом его отведать - под рюмку коньяка, а еще лучше - с душистым зеленым чаем! Чай - удивительный продукт, при любой погоде, при любом настроении: черный, красный, зеленый, жасминовый, «95-й самаркандский» - был такой замечательный сорт. Чай - это волшебство, это просветленная голова, доброе расположение духа, желание жить и творить.
Анатолий Ошерович, не поделитесь ли «фирменным» секретом заварки чая?
По правде, у меня нет «фирменного» секрета. Знаю только, что вторичная заварка у черного чая недопустима. Хотя... Есть один секрет, который у меня на «вооружении», он изложен в известном еврейском анекдоте (смеется): умирает старый одессит, и когда родня пытается у него узнать секрет заварки чая, он поднимает руку и пророчески произносит: «Не жалейте чая, друзья!»
С молодым талантливым композитором из Германии Вахидом Матейко наши читатели познакомились пару лет назад. В №6/07 "Jazz – Квадрата" публиковалась рецензия на его дебютный альбом Come Together и интервью с Вахидом. Последователь религии бахаи, ...
В апреле в рамках фестиваля искусств "Донская весна" в Центре им. Кима Назаретова состоялась творческая встреча с народным артистом СССР, композитором МУРАДОМ КАЖЛАЕВЫМ. Мурад Магомедович – не просто "именитый" гость нашего города. С ...
Брайан Сетцер переворачивает все представления о том, как должен звучать биг-бэнд. Хорошее чутье к потребностям современного рынка в шоу-бизнесе, незаурядная дерзость и лихое рок-н-ролльное прошлое помогли ему создать самый необычный коллектив на ...
Критики называют Джанго Бейтса не иначе как "неохватный и необъятный в своих ипостасях, вобравший в свое искусство все и вся". Его музыкальный кругозор подобен калейдоскопу: Бейтс пишет музыку' для театра и данс-компаний, поп-исполнителей и ...
Мой звонок в Париж отвлёк его от работы. Коротко извинившись, и объяснив, что пишет треки к очередному фильму Лелуша, он попросил у меня минут двадцать. В ожидании следующего звонка, единственное, о чём я успел подумать: Ему восемьдесят четыре, а в ...
Джаз-карнавал в Одессе удался на славу. Это был богатейший фейерверк стилей, жанров, ритмов и всевозможнейших перфомансов—от ретро до авангарда в виде звуковой живописи. На последнем мне и хотелось бы остановиться С этим видом музыкального ...
Джорджу Расселлу, которого, наверное, нет необходимости представлять нашим читателям, 77 лет. Хотя выглядит легендарный композитор, аранжировщик и теоретик (автор одного из главных трудов, на который опираются в своем творчестве большинство ...
Джон Хэммонд ныне — один из ведущих в мире исполнителей на Hammond-opraнe, композитор и аранжировщик, бэндлидер и популярный ведущий своего собственного Jon Hammond Show на телеканале Manhattan Сable TV, вот уже не первое десятилетие ...
В апреле 2008 года на международном фестивале «Джаз-Транзит» самым интересным событием было выступление (впервые в России) британского квартета Майка Уэстбрука – пианиста, композитора и бэнд-лидера, одного из ведущих музыкантов европейской джазовой ...
Украинский город Кривой Рог с давних времен считается городом металлургов. И, наверное, здесь никогда бы не зазвучал джаз, если бы не преподаватель класса баяна в ДМШ Александр Гебель, создавший в начале 80-х из своих учеников детский джаз-оркестр. ...
Про этого человека можно рассказывать бесконечно долго . Можно подвергнуть исчислению его многочисленные музыкальные заслуги – уверен , на это уйдет не одна страница , можно долго и уныло рассуждать о судьбе белорусского блюза , а затем , в качестве ...
Вероятно, судьба народного артиста России, дирижера, пианиста, композитора и аранжировщика Анатолия Кролла — тот случай, когда можно смело сказать: он был "рожден" музыкантом. Уж слишком много ему было дано изначально. К тому же, по собственным ...