Главная»статьи»проза»Виктор Леденев - Blues Brothers: Свинг на братскую тему
Виктор Леденев - Blues Brothers: Свинг на братскую тему
27.06.2013
Над городом смог. Густой, плотный, синий... Трубы, какие-то непонятные сооружения, языки пламени, столбы черного дыма — прямо-таки тот самый гнилой Запад, который так любили показывать советские пропагандисты — конец ихней цивилизации. Но вот в небо вдоль мачты торжественно и величаво поднимается американский звездно-полосатый... Ясно. Америка, страна капиталистов-эксплуататоров. Вдобавок выясняется, что флаг поднимают... в тюремном дворе. Понятно, тюряга для рабочего класса, трудового крестьянства и Анжелы Дэвис...
По огромному двору, по гулким коридорам стук трех пар ботинок Ничто больше не нарушает тишины, кроме размеренных шагов, но в голове почему-то звучит мужественный голос Джонни Кэша: "Because Your Mind, I Walk the Line".
Это не рецензия на фильм или, того хуже, попытка его пересказать. Увы. Это лишь обрывочные воспоминания о фильме, скорее реминисценции, навеянные молодостью, моей любовью к кино и джазу. Правда, такое начало вряд ли может предвосхищать один из лучших музыкальных фильмов мира. По законам жанра все становится ясно гораздо позже.
Я вот думаю, согласился бы ограбить бензоколонку (или хотя бы ларек на базаре), чтобы уплатить гонорар друзьям по оркестру? Не знаю. Мало того, скажу: совсем не уверен. Скорее наоборот.
Нет гонорара, главный музыкант и продюсер в тюряге, где уж тут найти место джазу? Ансамбль распался, каждый подыскивал место потеплее. Что может значить музыка, если деньги не платят? Помню, в конце пятидесятых нашему небольшому диксилендовому составу разрешали играть на танцплощадке последние 40 минут (почему сорок, а не час или полчаса, до сих пор не понял). Платили гроши, их и гонораром или, того больше, зарплатой назвать стыдно, потому и не говорю о презренном металле. Но! Это были наши сорок минут! И хотя репертуар утверждался лично Директором Дворца Культуры (!), все равно на коду мы припасали и Пресли, и Хейли, и, конечно же, буги-вуги. Утром руководитель состава слышал в телефонной трубке разъяренный рык Директора и жалостливо уверял, что такого разнузданного хулиганства больше никогда не повториться.
На следующий день все повторялось. Директор орал, но больше для порядка, так как понимал, что среди танцплощадок со стандартным духовиком и радиолой он никогда не добьется такого лома посетителей, а тем более на его танцплощадку с маленькой сценой и рассохшимся дощатым полом. Есть лом, есть деньги. А мы плевали и на директора, и на деньги — главное было палабать от души, хоть сорок минут.
Когда сегодня слышу довольно приличные ансамбли в некоторых ресторанах и вижу распальцованные руки, сующие зеленые музыкантам за исполнение блатного репертуара, мне становится тошно, и я начинаю гордиться, что мы никогда не брали денег за заказ. Ведь халтура — это же другое дело! Халтура, она и есть халтура, чтобы подзаработать...
Тоскливо видеть классных джазистов в попугайских костюмах, играющих слащавые мексиканские песенки. Что делать, кушать-то хочется... И два брата находят своих бывших соратников в столь плачевном состоянии. С какой радостью парни бросают хоть небольшой, но гарантированный заработок, чтобы играть настоящую музыку.
Великий трубач пристроился еще лучше — метрдотелем в шикарном ресторане. Но два братца устраивают такое шоу среди чопорной публики, что трубач безнадежно выливает остатки сверхдорогого шампанского в бокал и не обращает внимания на разъяренных посетителей. Он понимает, что без джаза он не может. Тем более, что братаны обещали повторять такое шоу каждый день.. .
На площади перед кафе с вкуснейшим названием Soul Food сидит наглухо обкуренный Ли Хукер с гитарой и поет, ни на что не обращая внимания. Просто поет, и все. Сидит и поет. Поет, пристукивая огромным ботинком по пыльной мостовой... А два братца уже сидят в кафе за стойкой. Один заказывает просто четыре поджаренных тоста, другой — четыре жареных цыпленка. Повар и поваренок подпрыгивают от радости и удивления: такое могут заказать только два человека на свете — Джейк и Элвуд. Братья Блюз!
Напрасно жена повара и хозяйка заведения в одном лице пускает в ход свое незаурядное женское обаяние и потрясающие вокальный талант. Повар решительно снимает фартук, берет гитару и уходит. Потому что вспомнил, что он не повар, а знаменитый гитарист Мэтт Мерфи... Поваренок с саксофоном нерешительности мнется на стойке бара в стартовой позиции, пока сломленная Арета, понявшая, что никакими коврижками этих двух на кухне не удержать, разрешает Блюзовому Лу Марини бежать вслед за гитаристом. Прощай сытая жизнь, их ждет приключение, с этими братьями Блюз скучать не придется.
Узкие улицы Чикаго, поезда надземки сотрясают все вокруг. Старший брат бесцеремонно забирается в единственную в крохотной комнате постель и засыпает. Брат пытается возмущаться, потом заботливо прикрывает старшего одеялом. Они же братья, все-таки...
В американском кино бывает все. Например, очень милая женщина в шикарном кадиллаке, но с самыми современными видами вооружения — гранатометом, огнеметом, минами с дистанционным управлением и винтовкой Ml6... Просто Ирак, Ливан или Чечня какая-то. Никаких видимых причин убить хотя бы одного из братьев у нее вроде бы нет, так, небольшой сдвиг по фазе, и она палит, взрывает, сжигает, стреляет. Правда, непонятно зачем. Но выглядит все весвма эффектно.
Вскоре выясняется, что заваривается все из-за каких-то пяти тысяч долларов, которых не хватает, чтобы уплатить налоги за детский приют, где когда-то воспитывались Джейк и Элвуд. Воспитание, видать, было строгое. Они до сих пор боятся своей строгой наставницы в монашеском одеянии. Не спасают ни черные костюмы, ни черные шляпы, ни черные очки, с которыми братья не расстаются. Монахиня запрещает им заняться обыкновенным грабежом, чтобы раздобьггь деньги. Придется все делать честным путем. Просто беда какая-то.
В подвальчике среди водопроводных труб, вентилей и бойлеров старый негр разливает по разномастным кружкам какое-то пойло и объясняет ситуацию. Он для них — непререкаемый авторитет. В детстве он пел им колыбельные песни, рассказывал сказки, баюкал, а этого забыть невозможно. Тем более, что зовут старика Кэб Кэллоуэй. Старость имеет всегда преимущество перед молодостью в том, что она умудрена опытом жизни.
А еще замечу для сомневающихся и атеистов — на свете есть Бог. Не у всех он одинаковый, но это не важно. Здесь главное другое — вера. Священник местной церкви поет о Надежде И Вере, а братья со скукой наблюдают за веселящимися (не по-нашему) прихожанами. И вот приходит Вера, вместе с ярким лучом Солнца.
— Band! Band! Оркестр! Мы снова соберем оркестр и заработаем большие бабки!
С этими пророческими словами двое белых в черных костюмах и черных очках вливаются в бурлящий разноцветный водоворот черных, и уже всем все равно, кто во что верит. Главное — верят все.
Искать друзей, собирать их, срывать с насиженных мест, воровать у жен, чтобы собрать ансамбль, который был бы способен "превратить мочу в бензин". Как раз то, что надо. Чего уж там говорить, если Джейк возмущается: "Где наш кадиллак? Где наш знаменитый "кадди- блюз?", а брат спокоен: "Выменял". — "На что? На эту старую колымагу?" — "На микрофон". — "Ну, так это же совсем другое дело..."
Кто-нибудь может утверждать, что бывают слепые продавцы в магазинах? И я бы не мог, если бы не увидел великого Рэя Чарльза в такой роли. В этом фильме можно увидеть все. Надо только повнимательнее смотреть. Рэй демонстрирует старый клавишник, и с ним играет уже весь ансамбль, а танцует вся улица.
Великодушный Чарльз дает возможность взять в кредит необходимые инструменты. Джазмены всегда понимают друг друга. Они — одной крови.
"Бункер Боба" — заведение для настоящих ковбоев-рэднеков в кожаных штанах и широкополых шляпах. Давно известна вывеска в подобных заведениях "В пианиста не стрелять, играет, как умеет". Нынче стрельба редкость, но на всякий случай сцена отгорожена от публики железной сеткой. И не зря. Едва братья Блюз начали свой привычный репертуар, как в них полетели бутылки и стаканы вместо пуль. Горячие ребята эти ковбои, даже пива и виски им не жалко. Но и братья хитрецы — они начинают вспоминать самые популярные штучки в стиле кантри. Хит — основная тема из телесериала "Плеть". В результате — все довольны, а над последней песней вечера все парочки поголовно плачут. Особенно жаль могучего и небритого укротителя мустангов, оказавшегося в тот день без подружки. Просто хочется заплакать вместе с ним.
В общем, выступление проходит "на ура", но выясняется одна неприятная подробность: гонорар двести долларов, а музыканты вылакали пива на триста. Старина Боб только внешне выглядит добродушным, но вскоре у него в руках появляется бейсбольная бита. Что делать, приходится опять удирать. А тут еще и полиция, которая до смерти не любит, когда гоняют по ночным улицам с недозволенной скоростью. Просто трагедия. Все против братьев, даже местные фашисты, которых братья спихнули в реку во время их торжественного митинга.
Ну как тут выжить бедному музыканту в стиле ритм-энд блюз? Никак. Все. Приехали. Кранты.
Однако чудо, как всегда в хорошей музыке, происходит. Пока бедные, но неунывающие братья по каким-то грязным катакомбам пробираются на сцену, их коллеги начинают роптать. И тут снова старина Кэб. Ох, уж этот Кэб, вспоминающий о своем хите многолетней давности Minnie The Mucher, когда он был молод, красив и удивительно популярен. И в переполненном зале это чудо происходит. Музыканты вдрут предстают, вместо своей разношерстной одежонки, в белых смокингах с бабочками, большие буквы ВВ на пюпитрах, шикарные декорации и, конечно же, снова Кэб, такой же элегантный, каким его запомнил мир. И перестаешь замечать, что ему не двадцать, и даже не сорок, а го-о-ораздо больше. И все преображается, и начинаешь понимать, и приходит невероятное ощущение, что у настоящих джазовых композиций нет сроков давности, нет временных и возрастных границ, они живы и молоды всегда.
Эти белые костюмы напомнили давний случай. Нам, в пресловутом Дворце культуры в городе Новосибирске директор после долгих уговоров разрешил сыграть на одном из праздничных концертов, где было начальство (можете представить!) всего района. Но, увы, у нас не было белых смокингов, впрочем, даже не было и черных. Наш руководитель Отто Карлович Пильберг придумал — всем надеть черные брюки и белые (без всяких полосочек!) рубашки... Сам он был в пронафталиненом смокинге, который, вероятно, хранился еще со времен Первой мировой войны. Занавес. На сцене самодеятельный биг- бэнд. Звучит композиция на тему Гершвина "Пришла любовь". Не знаю, как начальство, но молодежь в зале была в восторге. Джаз! Настоящий Гершвин! Пильберг чуть не со слезами обнимал каждого из нас и даже не делал замечаний...
И как я был разочарован, когда встретил тогдашнюю свою девочку и гордо спросил: "Ну, как?" На что она простодушно ответила: "Здорово, все были одеты одинаково!"
Думаю, вы меня простите, если узнаете, что больше я с этой девочкой не встречался.
Несчастья всегда встают на пути, особенно когда торопишься. У братьев в их колымаге заканчивается бензин, а бензовоз запаздывает. Элвуд успевает назначить свидание в полночь с очаровательной грустной платиновой блондинкой, в которой мало кто узнал бы бывшую звезду подиумов всего мира знаменитую Твигги.
Один из самых смешных гэгов в фильме — проход братьев Блюз мимо многочисленных полицейских, через женский туалет в ритме хита Каллоуэя. Это невозможно описать, это надо видеть и слышать.
Чудо всегда заканчивается. Снова Кэб в своем замызганном костюме, снова музыканты в свитерах, майках, рубашках и жилетках. Но в музыке чудо заканчивается только на время паузы. Мимо полицейских и здоровенных кантри-мужиков с бейсбольными битами на сцену выходят Братья Блюз!
Иногда (очень редко, только если заедает переключатель каналов) я вижу на экране телевизора певцов и певиц, чьих фамилий я не знаю, да и, честно сказать, знать не хочу. Что они поют, меня тоже мало волнует. Но глаз быстро замечает так называемые подтанцовки. Чувствуется, что с этими ребятами и девочками долго работали хореографы, все-то они делают правильно, чуть ли не виртуозно. Иной раз задаешь себе вопрос: а почему они все не танцуют в Большом или Варьете? Впрочем, ответ очевиден — в попсе платят гораздо больше.
Это я к тому, что братья Блюз мало того, что поют, они еще и танцуют. Хотя, честно говоря, назвать это танцем было бы большим кощунством, любители этого жанра просто забили бы меня своими балетками до смерти, если бы я осмелился произнести такое в их среде. Эти, на первый взгляд, нелепые и неуклюжие движения сначала вызывают удивление. Затем вдруг приходит ощущение, что такие хулиганы, как эти братья, только так и могут танцевать. Внешне грубо и неэлегантно они совершают чудеса акробатики. Смешно до ужаса и трогательно до слез. Просто придурки какие-то!
Наступает катарсис. Элвуд нагло приветствует полицейских и напоминает, что есть в мире вещи вечные, без которых никто и никогда не сможет прожить, которые объединяют всех. В память Уилсона Пикета звучит Everybody needs somebody..
Зал, музыканты, полицейские, дюжие кантристы (Direct from Nashwill)—все в едином порыве говорят, что каждый в мире кому-то нужен и всегда стоит об этом помнить. Иногда хотя бы для того просто, чтобы было кому набить морду. Все уже забыли, где они находятся, кто за кем гоняется, кто кого ненавидит, каждый в этот момент чувствует единение во всеми. "You! You! You!" — скандирует зал вслед за братьями Блюз. И полицейский лейтенант, и дюжий предводитель команчей-кантристов и даже глубоко оскорбленный в лучших чувствах за выпитое без лимита пиво владелец "Бункера Джо".
Что бы там ни было, есть вещи поважнее денег и даже закона.
А затем... Еще один хит, посвященный великому Сэму — Sweet Home Chicago, гимн городу, где все это происходит. Хит, который братьям так и не удается допеть до конца — приходится делать ноги. А тут еще и счастье подвалило в виде бывшего вышибалы, а нынче великого продюсера (совсем, как у нас) с пачкой денег. Деньги делятся поровну и вот теперь-то долг налоговому ведомству будет уплачен. Хэп- пи энд? Не тут-то было.
А как же девушка, которая стреляла из базуки, поливала огнем из огнемета, взрывала мины? Не волнуйтесь. Именно тогда, когда братья почти у цели, на их пути встает Она... С винтовкой М1б в руках. Все, опять кранты.
Вдобавок наконец выясняется, почему она так яростно охотилась за ними, точнее за одним из братьев, Джейком. Оказалось, что три года назад этот подлец не явился на собственную свадьбу с этой очаровашкой, дочкой чикагского мафиози. Представляете, собралась вся местная мафия на свадьбу, даже из Флориды гости пожаловали, а тут такой конфуз — жених сбежал. Но невеста недалеко ушла от своего папаши и решает свои проблемы радикально.
Джейк мужественно встает из липкой грязи, подходит и падает перед прекрасной леди на колени.
— Прости меня! У меня лопнула шина, кончился бензин, не было денег на такси, мне не вернули из чистки смокинг, случился торнадо, затем землетрясение и ужасное наводнение, грянул Гром Небесный, я весь промок, простудился, заболел чахоткой...
Младший брат Элвуд просто зачарован этим невероятным враньем. Забыв о винтовке, он приподнимает голову, подпирает ее рукой и внимательно слушает.
Вот в этот момент Джейк первый и последний раз снимает темные очки. Ох, уж эти жгучие итальянские глаза — черные, с искринкой в глубине, убивающие наповал все и вся в радиусе ста метров! Бывшая невеста не выдержала.
— О, Джейк, дорогой, я же не знала...
Братец Джейк деловито целуег бывшую возлюбленную, отбрасывает винтовку подальше, швыряет обалдевшую женщину в грязь и уходит в месте с братом.
Диалог в машине.
— Что мы имеем?
—До Чикаго сто миль, у нас полный бак бензина, пол-пачки сигарет, на дворе ночь, а на нас черные очки. Какие будут предложения?
— Вперед!
И началась гонка. По количеству разбитых и покореженных автомобилей эта традиционная голливудская погоня достойна Книги Гиннеса Что только не делают с бедными автомобилями блестящие каскадеры. Становится даже немного жалко, когда десятки, а может и сотни прекрасных с нашей точки зрения машин превращаются в металлолом. Но это еще не все.
Звучит Ride of the Valkyries, вдогонку за братьями (естественно, на "импортных" фольксвагенах) отправляются оскорбленные нацисты. А тут еще неприятности у кантристов — Элвуд приклеил к полу и ковбойскому сапогу педаль газа, и маленький автобус бьет все мыслимые и немыслимые рекорды скорости.
В фильме есть короткий, но очень печальный кадр — одинокая, полная надежды Твигги безуспешно ожидает на свидание Элвуда, который в это время удирает от полицейской стаи...
Но что такое гонка по шоссе, вот в самом Чикаго — это да! Кавалькады полицейских машин и мотоциклов, конная полиция, по озеру с сиренами мчаться катера с вооруженными до зубов стражами порядка, на площадь перед зданием налоговой инспекции подкатывают военные грузовики с национальной гвардией, над городом барражируют военные вертолеты, на крышах размещаются десятки снайперов и, наконец, на площадь въезжают пожарные машины и танки. Что это? Начало Третьей мировой? Подавление бунта бастующих мафиози? Антитеррористическая операция? Все это пустяки, мелочи — вся эта армия ловит двух неуловимых преступников братьев Блюз, которые хотят только одного — заплатить вовремя налоги. Вот такие законопослушные мальчики.
Все. Хэппи энд. Печать чиновника удостоверяет —"Уплачено", а на запястьях братьей защелкиваются наручники. Справедливость восторжествовала дважды — уплачены налоги, а злодеи за решеткой.
Но что такое тюрьма для джаза? Тоже пустяки. Тот же состав, только в тюремных робах, под большим плакатом "Исправиться никогда не поздно" лабает подходящую для сокамерников песню великого Пресли Jail Rock. А вместе с ними притопывают сапогами, поигрывают ружьями охранники, пляшут заключенные, играют и поют James Brown, Cab Calloway, Ray Charles, Aretha Franklin, Steve Cropper, Carrie Fisher, Alan Rubin, John Lee Hooker и другие звезды.
И, конечно же, Blues Brothers, братья Блюз — John Belushi и Dan Aykroyd.
РS. Обычно бегущие титры в конце американских фильмов никто не читает. И правильно делают. А в этом фильма надо — по одной простой причине—ни в одном другом фильме не высказано столько благодарностей... полиции. И, хотя в ленте полицейские выглядят совершенными идиотами, выясняется, что в съемках фильма приняла участие полиция не только Чикаго, но практически всего штата Иллинойс! Так что зря их считают идиотами, они еще во время съемок поняли, что фильм получится классный и потому с таким удовольствием играли самих себя. Полиция никогда не ошибается.
РS. Мне не нравится фильм "Красная жара". Средненький боевичок с горой мышц в главной роли (Арнольд Шварценеггер). Зато у меня на душе становится тепло, когда я смотрю на настоящего брата одного из героев "Братьев Блюз" — актера James Belushi.
PS. Актер Джон Белуши скончался в возрасте 33 лет 5 марта 1982 года, через 2 года после выхода на экран Blues Brothers.
Продолжение. Начало в #9–10'98 Из главы II "Consilium" Начало официальной деятельности В конце 1974 года музыкальный критик Людас Шальтянис, в то время работающий в Министерстве культуры Литвы и единственный в этом министерстве, кто нас поддерживал, ...
Джазовая проза — что это? Просто рассуждения о музыке? Наверное, нет. Это литература, пропитанная духом джаза, его рваным ритмом, нервной, но такой притягательной мелодикой, воплотившейся в слова. Познакомьтесь со вступительной новеллой в книгу ...
Мы начинаем презентацию книги Владимира Тарасова "ТРИО", которая недавно вышла в одном из крупных книжных литовских издательств. Автор любезно предоставил нам для публикации отрывки своих воспоминаний, представляющие собой как бы маленькие отдельные ...
Глава из книги "Джаз — народная музыка" Сиднея ФИНКЕЛЬСТАЙНА, изданной в Нью-Йорке в 1948 году и переизданной в Лондоне в 1964 году. Перевод осуществлен в Минском джаз-клубе в 1978 году. ( Окончание, начало в № 4(6)'98). Было достаточно много ...
Глава из книги "Джаз — народная музыка" Сиднея ФИНКЕЛЬСТАЙНА, изданной в Нью-Йорке в 1948 году и переизданной в Лондоне в 1964 году. Перевод осуществлен в Минском джаз-клубе в 1978 году. Едва ли не основное отличие джаза от другой музыки — его ...
Глава из книги "Джаз — народная музыка" Сиднея ФИНКЕЛЬСТАЙНА, изданной в Нью-Йорке в 1948 году и переизданной в Лондоне в 1964 году. Перевод осуществлен в Минском джаз-клубе в 1978 году. Существующее ныне деление всей музыки на "серьезную" и ...
От редакции сайта: Совсем недавно мы рассказывали об этой книге, изданной в 2012 году в Новосибирске. Сегодня, с любезного разрешения одного из переводчиков и редактора издания Евгения Черепанова, мы начинаем печатать полный текст работы немецкого ...
Глава 2. Афро-американская музыка в Южной Америке и Вест-Индии Переселение африканцев в качестве рабов в Новый свет имело принципиальное значение для большей части всего американского континента, не только потому, что негры в то время насильным ...
Глава 3. Афро-американская музыка в Северной Америке Для рассмотрения афро-американской музыки в Северной Америке нам кажется необходимым еще раз упомянуть важнейшие основные линии, по которым происходило развитие американского негритянского ...
Глава 4. Блюз Следствие применения европейских мелодических принципов, использование простых гармонических рядов, при ограничении на главных ступенях нашей функциональной системы можно заметить в спиричуэлс. В блюзе же это, принятое в среде ...
Глава 6. Конец классического джазового стиля и начало эры свинга Подражание джазовому стилю белыми музыкантами соотносится с тем периодом времени, когда классический джазовый стиль Нового Орлеана только начал образовываться. В 1892 году был создан ...