В 2000 году «Jazz-Квадрат» опубликовал рецензию на альбом американского музыканта Ричарда Бливаса Walk the Bike. Как и другие журнальные материалы, в прошлом году она заняла свое место на сайте … и попалась на глаза автору того альбома. Ричард написал нам, а вслед за этим прислал свою последнюю работу, а также несколько предыдущих дисков.
Мне, как автору той рецензии, было очень интересно узнать, как изменился Бливас за двенадцать лет – срок немалый! – и поэтому я начал именно с этого, самого свежего альбома под названием Nine. Название не случайно – это девятый альбом в дискографии музыканта, да и треков на диске – вы правильно подумали – тоже девять. Но дело, разумеется, не в символике цифр, важнее музыкальные метаморфозы, произошедшие с Ричардом за это время.
Сразу скажу: эта работа разительно не похожа на тот, давний альбом. Если Walk the Bike было трудно идентифицировать стилистически, то Nine – это, несомненно, джаз. В нем есть все то, за что мы любим эту музыку – импровизационное начало, нерв, динамика. Музыку Бливаса (а он кстати, не только автор музыки, но и непосредственный создатель всех этапов рождения альбома – от записи и мастеринга и до оформления обложки) здесь играет трио, где сам Ричард играет на фортепьяно, Брюс Дитмас совмещает функции басиста и ударника, а Дэниел Картер играет на тенор-саксофоне (лишь в финальном треке Thyme его заменил Нед Гулд).
Можно сказать, что в целом Nine располагается где-то между авангардным джазом и постбоповым мэйнстримом. Практически все композиции строятся на взаимодействии саксофона Картера и фортепьяно Бливаса. Холодноватый звук тенор-саксофона Дэниела здесь воплощает авангардную стихию. Фортепьяно Ричарда, как правило, звучит значительно «горячее», создавая контрапункт игре Картера, но иногда инструмент Бливаса словно «остывает» и уже не противоречит голосу саксофона, а вторит ему, и тогда музыка приобретает печальную элегическую окраску, сродни тем эмоциям, которые рождает вид нагих веток зимнего дерева на обложке альбома. Весьма любопытно, что в фортепьянных партиях Бливаса ощутим аромат старых джазовых фортепьянных стилей, вплоть до рэгтайма, и это придает музыке неожиданно интересный эффект. И тут же рядом, особенно в таких композициях, как Starch и Thyme, наряду со звучанием акустического инструмента Бливас смело вплетает в ткань музыки электронные синтезаторные пассажи. Вот такая получается внутриджазовая полистилистика, которая делает прослушивание этого альбома особенно неожиданным и интересным!
2012 Rising Rose Records
9 tks / 63 mins
(Richard Bliwas – p, synth; Bruce Ditmas – dr, b; Daniel Carter – ts (tks 1-8); Ned Goold – ts (tk 9);)
Диск предоставил Ричард Бливас
Гэри Престон и Анита Бонковски, участники трио KingmiXers, - заметные фигуры на блюзовой сцене Западного побережья Канады. Живут они в Виктории, столице провинции Британская Колумбия и уже давно играют вместе блюз, добившись известности, как на ...
Новый сетевой альбом минской группы интуитивной импровизации «Князь Мышкин» записывался в мае 2012 года в музее-мастерской известного белорусского скульптора Заира Азгура. Как мне кажется, название этого проекта составлено из инициалов ...
Альбом с лукаво-ироничным названием «Усялякае» («Всякое») появился на белорусском сетевом лейбле HAZE в 2012 году. По контенту он является логическим продолжением Pasiarod, другого сетевого проекта группы интуитивной ...
Классическая музыкальная форма, полифоническая фактура, опережающее время электронное пространство, по плотности и сложности соперничающее с Ozric Tentacles, виртуозные гитарные партии, отсылающие к гитарному шреду, откровенно металлически-карданный ...
Музыка Кайла Брендерса, мультиинструменталиста из Торонто, бесконечно далека от джаза не только Армстронга и Эллингтона, но и Хэнкока с Шортером. Сегодня музыку такого рода и вообще джазом-то не всегда считают, употребляя чаще очень размытый термин ...
Вы все еще накачиваетесь кофе по утрам, чтобы взбодриться? Вы все еще употребляете сомнительные энергетические напитки, чтобы восстановить силы? Полно! Просто послушайте этот совсем небольшой по объему альбом – он наверняка окажется ...
Первая для нас встреча с продукцией независимого лейбла из Нью-Йорка MoonJune Records и также первая - с музыкой из Индонезии. Уверен, что для большинства наших читателей индонезийская музыка ассоциируется со словом «гамелан». Но если вы ...
Поиск общего вектора для джаза и академической музыки – история с очень длинной бородой, ведущая начало с идеи «третьего течения», выдвинутой в свое время Гюнтером Шуллером. Чуть короче борода у попыток связать джаз с одним из ...
Если смешать вместе даже самые вкусные блюда, результат чаще всего получается просто малосъедобным. Но вот у канадской группы Mahogany Frog из Виннипега, Манитоба такой эксперимент в музыке выглядит вполне убедительно. Своим шестым по счету альбомом ...
Альбом импровизационного джаза в самом прямом смысле этого слова, но при этом не авангард, а пост-боп в чистом виде. Дело с его записью обстояло так. Как-то раз, а точнее во вторник 26 июня 2012 года пианист Майк Лонго в своем привычном формате трио ...
Лидер проекта о себе и альбоме "Far Away Story": Меня зовут Николай Моисеенко, я музыкант, мой инструмент – саксофон, и мне посчастливилось, что моим педагогом сначала был мой отец, а после, в академии имени Гнесиных – Александр Викторович Осейчук. ...
Норберт Штайн верен сложившейся в последние годы традиции: новые альбомы с пата-музыкой с железной регулярностью появляются через каждые два года. Что такое пата-музыка, я здесь объяснять не стану, предложив читателю поискать на сайте рецензии на ...