В 2000 году «Jazz-Квадрат» опубликовал рецензию на альбом американского музыканта Ричарда Бливаса Walk the Bike. Как и другие журнальные материалы, в прошлом году она заняла свое место на сайте … и попалась на глаза автору того альбома. Ричард написал нам, а вслед за этим прислал свою последнюю работу, а также несколько предыдущих дисков.
Мне, как автору той рецензии, было очень интересно узнать, как изменился Бливас за двенадцать лет – срок немалый! – и поэтому я начал именно с этого, самого свежего альбома под названием Nine. Название не случайно – это девятый альбом в дискографии музыканта, да и треков на диске – вы правильно подумали – тоже девять. Но дело, разумеется, не в символике цифр, важнее музыкальные метаморфозы, произошедшие с Ричардом за это время.
Сразу скажу: эта работа разительно не похожа на тот, давний альбом. Если Walk the Bike было трудно идентифицировать стилистически, то Nine – это, несомненно, джаз. В нем есть все то, за что мы любим эту музыку – импровизационное начало, нерв, динамика. Музыку Бливаса (а он кстати, не только автор музыки, но и непосредственный создатель всех этапов рождения альбома – от записи и мастеринга и до оформления обложки) здесь играет трио, где сам Ричард играет на фортепьяно, Брюс Дитмас совмещает функции басиста и ударника, а Дэниел Картер играет на тенор-саксофоне (лишь в финальном треке Thyme его заменил Нед Гулд).
Можно сказать, что в целом Nine располагается где-то между авангардным джазом и постбоповым мэйнстримом. Практически все композиции строятся на взаимодействии саксофона Картера и фортепьяно Бливаса. Холодноватый звук тенор-саксофона Дэниела здесь воплощает авангардную стихию. Фортепьяно Ричарда, как правило, звучит значительно «горячее», создавая контрапункт игре Картера, но иногда инструмент Бливаса словно «остывает» и уже не противоречит голосу саксофона, а вторит ему, и тогда музыка приобретает печальную элегическую окраску, сродни тем эмоциям, которые рождает вид нагих веток зимнего дерева на обложке альбома. Весьма любопытно, что в фортепьянных партиях Бливаса ощутим аромат старых джазовых фортепьянных стилей, вплоть до рэгтайма, и это придает музыке неожиданно интересный эффект. И тут же рядом, особенно в таких композициях, как Starch и Thyme, наряду со звучанием акустического инструмента Бливас смело вплетает в ткань музыки электронные синтезаторные пассажи. Вот такая получается внутриджазовая полистилистика, которая делает прослушивание этого альбома особенно неожиданным и интересным!
2012 Rising Rose Records
9 tks / 63 mins
(Richard Bliwas – p, synth; Bruce Ditmas – dr, b; Daniel Carter – ts (tks 1-8); Ned Goold – ts (tk 9);)
Диск предоставил Ричард Бливас
Переиздание второго по счету в дискографии Коперника альбома Victim Of The Sky, в ходе которого был выполнен ремастеринг старых записей, изданных ранее только на виниле, хорошо передает дух времени и круг тем, волновавших Джозефа Смалковски (он же ...
Музыку французского композитора Эрика Сати (1866-1925) можно сравнить с вином того сорта, которое набирает лучший вкус только после длительной выдержки. Современник Дебюсси и Равеля, он был значительно менее известен широкой публике при жизни. Между ...
Новейший, четвертый по счету альбом Дэнниса Джонса My Kinda Blues вышел, как и все предыдущие, на лейбле Blue Rock Records – Дэннис верен фирме, которая первой поверила в его талант и поддержала в уже относительно далеком 2003 году молодого ...
Dice Factory – дебютный альбом одноименного джазового квартета из Лондона. Ансамбль этот образовался в 2009 году, основали его саксофонист Том Челленджер и пианист Джордж Фогель. Вскоре к ним присоединились басист Том Фармер и барабанщик Джон ...
Альбом Across The Sky – плод совместного творчества трех представителей европейской фри-джазовой сцены – тенор-саксофониста из Амстердама, американца по происхождению Джона Дайкмэна, немецкого барабанщика Клауса Кугеля (целый ряд ...
Альбом «Никитский бульвар» – первый сольный проект Дмитрия Илугдина: лауреата молодежной премии «Триумф», пианиста и композитора, автора музыки ко многим телефильмам, арт-директора московского клуба «Союз композиторов». Илугдин отлично известен ...
Музыку, как известно, очень трудно, практически невозможно описать словами. Именно поэтому часто приходится прибегать к сравнениям. В данном случае я бы выбрал такой вариант: представьте себе играющих в трио Джими Хендрикса, Рика Уэйкмэна и, скажем, ...
Озорная игра с переменой мест в словах двух сдвоенных букв Z и S помогает уже на уровне обложки этого очень элегантно оформленного в черно-белой «фортепьянной» гамме альбома понять, какого рода музыка вас ждет. Не знаю, кому принадлежит ...
Под рекорд-лейблом «ArtBeat» вышел новый музыкальный продукт – альбом Феликса Лахути «UniversaLove», музыка в пространстве, близком композициям Чика Кореа, Пэта Мэтини и «Weather Report». Основная идея альбома – безграничность вселенской любви, ...
Так уж сложилось, что контакты нашего сайта с итальянским джазом до сих пор были связаны в первую очередь с музыкантами и лейблами с севера Апеннин. И вот, в виде нескольких альбомов, - первое знакомство с авангардным по преимуществу джазом, ...
Альбом известного композитора и продюсера Гарри Вольнова, несмотря на слово «Poetic» в названии, является чисто инструментальным проектом – с той особенностью, что все пьесы навеяны стихами классика «серебряного века» Николая Степановича Гумилева ...
Британский дуэт Glockenspiel создали в первом десятилетии века гитарист Эдриан Доллемор и барабанщик Стив д’Интон. Оба музыканта до рождения этого совместного проекта набирались опыта в различных составах на британской авангардной сцене ...