Застуженный артист Республики Беларусь, основной бас-гитарист государственного оркестра под управлением Михаила Финберга, создатель джазовой группы DTS Band, замечательный, а возможно и лучший бас- гитарист Беларуси, великий любитель музыки и просто великолепный человек Обо всем, что касается баса и музыкального искусства вообще, он может говорить бесконечно долго. Он словно кактус - колет тех, кто не прошел его фэйс-контроль, и распускается для тех, кто заслужил его милость. Улыбка его добрая и привлекательная, музыкальное мастерство хлещет через край и приглашает своими волнами в самое сердце океана его творчества. Скромен до безобразия и приличен до безграничной невозможности. К сожалению, время съедает всякую возможность раскрыть все достоинства этого человека, но главное я не смогу опустить: это - виртуоз баса. Как вы уже догадались, речь идет об Александре Калиновском.
Полина Кабакова: Александр, расскажите, для начала, как вы пришли к джазу?
Александр Калиновский: Вы знаете, проще будет рассказать, как я пришел к бас-гитаре. В шесть лет моя бабушка отдала меня в музыкальную школу. Она, кстати, как и мой дед, была оперной певицей, работала в нашем театре. Мой дед был заслуженным артистом БССР, он погиб в 1941 году. Поэтому все, что касалось музыкальных вкусов, мне прививала именно моя бабушка. В музыкальной школе я начал учиться играть на скрипке. Потом закончил консерваторию тоже по классу скрипки. Но уже в то время пристрастился к бас-гитаре, и ближе к окончанию учебы в консерватории я начал потихоньку играть в джаз-клубе. Наверное, именно тогда я понял, что безумно люблю бас, что именно это мой инструмент. После консерватории я попал по распределению в филармонию, в джазовое трио. Потом меня забрали в армию. По возвращении, после прохождения службы, я около года играл на скрипке в государственном оркестре под управлением Михаила Финберга. Потом я снова попал в филармонию к Виктору Вуячичу в состав «Тоника». Но спустя два года вернулся в оркестр Михаила Финберга. Правда, уже как бас-гитарист. В общем, так я пришел к джазу, а главное - к бас-гитаре. Просто однажды, в определенный момент, я понял, что это именно тот инструмент, игре на котором я и должен посвятить себя.
Вы работаете со многими нашими известными поп-исполнителями. Работа с артистами такого рода как-то отличается от работы с джазовыми музыкантами?
Естественно отличается, ведь приходится играть в абсолютно разных стилях и направлениях. Но мне это представляется интересным занятием. Все, что связано с музыкой, вызывает у меня интерес. Раньше я был принципиально против каких-то иных направлений, кроме джаза. Но это называется юношеским максимализмом. В принципе, теперь для меня не имеет большого значения, в каком стиле работать. На сегодняшний день я не отказываюсь от работы, связанной с «другой» музыкой. Я свободно могу работать и с поп-сценой. Возможно, это не приносит такого бурного воодушевления, как импровизация, но ведь и это можно назвать искусством. Правда, сейчас никаких новых записей и создания новых проектов не ожидается. Так что, пока работаю в прежнем режиме.
В принципе, можно говорить о том, где работается легче - в малом составе или в оркестре. Естественно, и там и там работать интересно и приятно, но предпочтение я все же отдам малому составу, ибо в нем у меня больше шансов раскрыть себя как профессионала-индивидуалиста, что ли. А в оркестре индивидуальность сводиться к минимуму. Но в работе с оркестром есть и свои плюсы, например, умение выделиться из большого коллектива, но при этом не стать выскочкой. Но и не быть при этом мальчиком для битья. Везде есть свои плюсы и минусы.
Почему распался DTS Band?
Проект распался лишь потому, что он был не востребован Но относительно всех остальных проектов, в которых я участвовал, он просушествовал самый длительный промежуток времени. Потом я решил все-таки издать записанный материал. Радует то, что некоторые радиостанции брали эти записи и, что еще было более приятно, крутят их, несмотря на то, что это - явно -неформат».
Вообще, этот проект появился на свет из оркестровых стен. Это был малый состав оркестра. Само название DTS Band пришло от названия немецкой компьютерной фирмы. владельцем который был человек, вызвавшийся нам помочь. Позже мы записали в Германии альбом, выступали там на джаз-фестивалях и концертах. Сейчас, к сожалению, новых проектов не ожидается, но буду надеяться. что появится еще какая- нибудь новая и более долговечная идея. Я относительно нового оригинального коллектива. У прошлого вышло два альбома: DTS Jazz в 2004 году и Funkomania в 2006 году. Стиль бы я определил как фьюжн.
Расскажите, пожалуйста, подробней про проект Bass Connection.
Проект этот был создан по моей инициативе. Писал музыку и делал аранжировки лично я. Состав у нас подобрался профессиональный. Все ребята играли с известными и не менее профессиональными музыкантами и исполнителями. Саша Ванькевич (басист группы «Крама»), например, работал и с Верасами, и с Вуячичем, студийный бас-гитарист Валера Башков работал с «Крывi" и с Алексеем Шедько, барабанщик Саша Липницкий работал в малом составе оркестра Михаила Финберга. Это был такой оригинальный проект, в котором звучали три басовые гитары и ударная установка. Презентация его прошла в 2004-м году на басовом фестивале в Минске. Подобного коллектива нигде больше не существует. Мы играли музыку довольно-таки мелодичную, композиционно выстроенную, в стиле фьюжн. Кстати, это такой безграничный стиль, под определение которого можно подогнать много добротных музыкальных вещей.
Александр, у вас есть какой-то особый принцип, по которому вы выбираете инструмент?
Особого принципа нет. Ведь у каждой гитары свое звучание. При покупке смотришь именно на то, чтобы гитара соответствовала критериям твоего звучания. Обращаю внимание и на цену. Скажем, я бы не подошел к гитаре стоимостью $500 и ниже. За последнюю свою пяти-струнную гитару Music Man я отдал около двух тысяч долларов. Но это не основной показатель качества. Можно купить бас и за шесть тысяч, а он не будет звучать. Поэтому я предпочитаю выбирать инструмент здесь, а не заказывать «кота в мешке». Сейчас я играю также на безладовом Fender Precision, пятиструнном Mayones, Yamaha ВВ3000, Music Man Stingray. Кстати, очень удачный бас. В оркестре Финберга я играю на KenSmith.
Что нужно знать о настройке бас гитары?
Смотря о какой настройке идет речь. Если говорить в общем, то вначале нужно отстроить сам инструмент. Я имею в виду расстояние, на котором находятся струны от грифа, его натяжение. Конечно, существуют какие- то определенные общепринятые правила, но, в принципе, каждый отстраивает так, как лучше ему. Есть еще такой вид отстройки, как отстройка мензуры. И третье - это непосредственно настройка по тюнеру или по слуху, кому как удобнее.
В Германии я посещал большое количество магазинов, и меня насторожило несколько вещей. Я смотрел много инструментов, причем дорогих, и меня удивило то, что при всем тамошнем уровне развитии всего этого дела, при всем обилии инструментов, в большинстве магазинов инструменты совершенно не отстроенные. То есть, человек, который не понимает, почему инструмент не звучит, так и не приобретет гитару - инструмент просто напросто не понравится ему В Кёльне я вообще попросил служащего магазина принести мне отвертку. Я сам отстроил инструмент и, кстати, тут же какой-то музыкант обратил на него внимание. Грубо говоря, струны у него были на расстоянии сантиметра от грифа, мало того, они были еще и старые. Ведь продажа гитары зависит оттого, понравится человеку инструмент или нет. Не знаю, как у нас в стране обстоят с этим дела, но в Германии не слишком положительно, на мой взгляд.
Я думаю, вам знакомы двадцать заповедей басиста. Одна из них гласит: мой или хотя бы вытирай насухо руки перед тем, как берешь инструмент в руки. Струны все еще чертовски дороги. Как это можно понять?
Полностью согласен с этой мыслью. У меня даже бзик такой - если я не помою руки, то никогда не возьмусь за инструмент. Эта заповедь верна. На самом деле струны чертовски дороги, и если их не беречь, они, естественно, быстрее «садятся». Особенно ужасно, когда у музыканта гриф покрыт слоем пыли или грязи. Это, на мой взгляд, просто не допустимо. Инструмент для меня - что-то личное, и содержать его в неопрятности просто кощунственно.
Бас-гитарист группы Muse сказал в одном из интервью, что все участники группы имеют право на импровизацию, но бас-гитарист первым же получает по рукам за свои фантазии. Вы с этим согласны?
Он абсолютно прав. Так было всегда. Бас - это инструмент ритм-секции, а что обычно происходит, когда ритм сбивается и «скачет»? Сбиваются и «скачут» все остальные музыканты. Но есть и нюансы. Все зависит от того, о каком музыкальном направлении идет речь В джазе импровизация не просто допустима, а я бы сказал, она неизбежна. Если говорить о конкретной бас-парти в конкретной устойчивой композиции, то басист Muse совершенно прав. Я, конечно, не знаю, что именно он имел в виду, и за что его так часто били по рукам. Возможно он нафантазировал немного лишнего во время исполнения..
А что больше формирует ритм композиции - бас или ударные?
И то, и другое. Бас и ударные взаимосвязаны, как две неотъемлемые части одного огромного механизма. Какой смысл в безупречно звучащей бас-гитаре, когда барабанщик абсолютно «кривой». Или наоборот. Два этих инструмента несут равносильную нагрузку в композиции и отвечают за ритм всего произведения в равнозначной степени, то есть, дополняют один одного. Конечно, можно при желании провести некоторые кривые и прийти к тому, что бас станет ведущим инструмент ритм-секции. Это займет много времени, но смысл в этом будет. В целом же оба этих инструмента нагружают ритмом в равной степени.
Вы сами пишете музыку. Но на одном из последних джаз-фестивалей в Минске Дмитрием Подберезским был отмечен факт, что ваши произведения стали более сложны для восприятия и неоднородны по композиции. Что изменилось?
Мне кажется, что ничего не изменилось. Я ведь пишу различные пьесы. Некоторые из них сложнее и в композиционном и в тематическом плане, некоторые - проще. Но так было всегда. Подход остался тем же, стилистику я не менял. Возможно, в некоторых моментах усложнились определенные ходы. Если же честно, я не собираюсь отказываться от своей стилистики, она мне близка.
Как вы считаете, имеет ли большое значение умение музыканта читать с листа?
Я считаю, что любой профессиональный музыкант должен владеть чтением нот с листа. Заниматься читкой я начал еще в те времена, когда играл на скрипке. Мы специально брали в библиотеке новые ноты, садились квартетом и читали их Мне было интересно. Не зная музыки, просто открываешь ноты, и тут же рождается что-то, до сих пор тебе неизвестное. Точно так же обстоит дело и с бас-гитарой. Очень многие западные басисты говорят, что не умеют этого. Не знаю, лукавят они или нет, но считаю, что профессионально работать без этого навыка невозможно. Вообще, на мой взгляд, басист должен быть образован в общемузыкальном смысле. Не только ритмически мыслить, но и хорошо знать и чувствовать гармонию и мелодию. А у нас этому вообще уделяется очень мало внимания. Выучиваются какие-то стандартные ходы на басу, и многие играют, не осознавая при этом, в какой гармонии они находятся.
Вы когда-нибудь копировали чьи-то басовые партии, или всегда писали их сами?
Конечно копировал, ведь все так учатся. Я и сейчас иногда этим занимаюсь. Конечно уже меньше, но, как говориться, не без этого. За многие годы у меня скопилась очень большая библиотека нот, и сам я много чего снимал. Раньше было очень мало нот, кому удавалось, копировали на ксероксе некоторые школы. А я просто снимал партии, но не разучивал их сразу. Уже позже у меня насобиралась полная тетрадочка, но к тому времени, как она закончилась, я забыл ту музыку, которая была в начале, в ушах у меня она уже не звучала Тогда я сел и, можно сказать заново открывал для себя свои же снятые партии. В принципе, это здорово помогло для развития умения читать с листа. Когда музыка в памяти, ты невольно начинаешь играть ее по слуху, а вот когда забываешь, то полностью концентрируешься на нотах.
Оказывается существует астро-бас-прогноз. На каждый знак зодиака дается характеристика. Вот козерог: вас легко найти на концерте: мобильный телефон на бедре, Palm в руке и мастер-план - заработать побольше на самых оплачиваемых концертах в городе. Ваша высококомпетентная, если не эмоциональная игра - только небольшая часть делового характера. В любой ситуации вы - тихая власть позади трона. И когда это приносит деньги, вы напрягаетесь сильнее пластика на малом барабане.
Забавный гороскоп, возможно, насчет мобильного телефона и правда (шутка), а ют насчет всего остального
- я не согласен. Здесь проскальзывает мысль такого рода: басист-козерог избегает большой ответственности, предпочитает находиться в тени кого-то, ищет денежной работы, при этом прячась за чужим троном. Нет. Это абсолютно не про меня. Мало того, я считаю, что если состав существует, то каждый музыкант должен быть на виду. У меня любимое выражение: подыгрывать нельзя. Каждый должен отдаваться полностью. А вот если прятаться в тени кого- то, подыгрывать спустя рукава... В таком случае состава уже не будет. И деньги далеко не всегда для меня в работе являются единственным стимулом Какой-то прямо противоположный гороскоп (смеется).
Какую музыку вы слушаете, чтобы расслабиться?
Если честно, то я вообще никогда не расслабляюсь, когда слушаю музыку. У меня, к счастью, получилось так, что мои работа и хобби совпадают, то есть, у меня нет побочной работы Вся моя работа - это музыка Мое хобби и моя работа совпали. Поэтому так сложилось, что я не просто слушаю музыку и расслабляюсь, я работаю над ней в любой момент. Иными словами, я разбираю любую звучащую композицию на запчасти: отдельно слушаю каждый инструмент, анализирую мелодию, аранжировку и т.д.
Вы следили за новостями с конкурса «Евровидение»?
В этом году я как-то мало следил за этим мероприятием, но в принципе я в курсе всего переполоха. В тот год когда Александра и Константин впервые поехали выступать на этот конкурс, мне позвонили с телевидения и поинтересовались, что я думаю про «Евровидение» вообще. Тогда я и сказал, что не отношусь серьезно к этому конкурсу, ибо это не музыкальный конкурс как таковой. Там все закручено на политике. Вы же в курсе, как проходит голосование? Каждая из стран участниц отдает наибольшее количество голосов либо своим соседям, либо своим союзникам. Все заворачивается вокруг этого.. На «Евровидении» в принципе очень редко звучала настоящая музыка. В прошлом или позапрошлом году вообще было что-то наподобие дискотеки восьмидесятых, не в лучшем ее проявлении. В последнее время упор стал делаться на шоу, а не музыкальное мастерство, да еще и с политической, слегка нетрадиционной подоплекой. Мне не нравится этот конкурс, но за Беларусь все же приятно. Наконец то мы смогли вырваться чуть-чуть вперед. Не знаю, что нам это даст, но важен сам факт.
В этом году порадовали Германия и ее джазовый исполнитель, названный «вторым Фрэнком Синатрой». Это о чем-то говорит?
Это здорово! А я и не знал. Приятная новость. Значит, конкурс «Евровидение» становиться более разнообразным в музыкальном плане, более развитым и мировым. Джаз - это мировая, традиционная, элитарная музыка, но если ее запели на конкурсах, подобных «Евровидению», значит слово «джаз» начинает набирать вселенский масштаб. Для самого же конкурса это еще один плюс и именно в музыкальную копилку. Значит, люди все же стали тянуться к настоящему искусству.
Что вам принесло звание «Заслуженный артист Республики Беларусь"?
Возможно, вы будете немного удивлены, но ничего в мире не изменилось и не перевернулось после присвоения мне этого звания. Для меня земной шар продолжает вертеться так же, как вертелся до этого. Естественно, было очень приятно знать, что твою деятельность и работу ценят. Что не только мне интересно мое творчество, но и многим другим людям в Беларуси и за ее пределами. Все это значится на бумаге, возможно, у кого-то в мозгу. Я же просто благодарен, потому что это - один из показателей небессмысленности моей работы. О модной же сейчас «звездной болезни» и речи идти не может. Мы ведь не в Голливуде живем. Что заслужено, то и получено. Буду трудиться дальше.
Вам не приходило в голову заняться преподаванием уроков на басу?
Мне поступали подобные предложения и от учебных заведений, и постоянно поступают от частных лиц. Дело в том, что я не люблю в чем-либо халтурить. А при моей занятости я знаю, что не смогу' уделять должного внимания ученикам. Поэтому я просто отказываюсь, чтобы быть честным перед людьми. На все эти уроки уходит немало времени. И на то, чтобы отдать кому-то кусочек своей души, у меня, к сожалению, не хватает времени. Пока что.
У Битлов есть песня «Когда мне будет 64 года» (When I’m 64). А чем, по- вашему, будете заниматься в 64 года вы?
Я постараюсь остаться молодым. Ведь, как сказал небезызвестный Гюго, "Великое мастерство быть старым, но еще более великое мастерство быть молодым". Особый ужас у меня вызывают люди, которым всего лишь по 25-30 лет, но в душе им уже давно за 60. Это ужасно! Согласитесь, гораздо приятней смотреть на тех, кто живет по принципу "вечной душевной молодости". Кто-то может сказать, что это смешно: старик уже, а все туда же... Но мне в принципе не важно, как я буду выглядеть в эти далекие 64 года, мне важно, чтобы я не постарел к этому времени душой. Я постараюсь сделать все возможное, чтобы в преклонном возрасте не вызывать слезливого сострадания и отвращения, скрываемого из чувства уважения к старости. Я постараюсь, чтобы в мире на одну брюзгу стало меньше.
Многие люди стараются выбрать себе идеал и следовать ему. А есть ли у вас человек (возможно, не музыкант), который является для вас примером или идеалом?
Знаете, я никогда в жизни не стремился следовать чьему-либо примеру и подражать кому-то, ни в творчестве, ни на работе,ни в жизни. Ведь как бы ты не старался сделать так, как он, у тебя все равно все получится по-другому. Я сам себе пример и идеал, и учитель, и палач. Я всегда рассчитывал на собственные силы, стремился совершенствоваться и в духовном, и в моральном планах, где-то самостоятельно, где-то с чьей-то помощью. Но в любой ситуации я смотрел только на себя, рассчитывал на свои силы, и это, по моему убеждению, лучший способ научиться жить.
Ваша самая большая жизненная ошибка?
Я не могу припомнить что- то страшное или роковое, что мне хотелось бы не вспоминать или изменить. В моей жизни не произошло ничего страшного и безвыходного. Я могу смело сказать, что все мои мечты осуществились, я более или менее достиг большинства из того, о чем мечтал. И если бы мне была предложена возможность что-то в жизни исправить, изменить или повернуть, я бы не воспользовался ей.
Крупнер как-то сказал: трудно быть все время человеком. Люди мешают. Ваши комментарии.
В принципе, он прав. Этот афоризм актуален в любое время. Особенно в теперешнем обществе иногда трудно оставаться человекам. Обстоятельства могут складываться так противоречиво и прискорбно, что иной раз не хватает всей доброты, живущей в тебе, чтобы покрыть ту злость, обиду и негодование, воцаряющиеся во время некоторых тяжелых жизненных разногласий и обстоятельств. Виной тому бывают в большинстве случаев именно люди тебя окружающие: завистники, предатели, мнимые друзья и доброжелатели. Главное - не потеряться и не сломаться. Один из подлинных примеров этого, который каждый из нас может подтвердить - законы современного шоу бизнеса. Главное - остаться человеком в его бездонной воронке.
Вы счастливый человек?
Думаю, да. Ведь что такое счастье? Недавно я услышал такую фразу: счастье - это отсутствие несчастья. Возьмем, к примеру, данные минуты. Мы спокойно сидим, беседуем, вокруг нас живут люди, и в поле нашего зрения не происходит ничего плохого, ужасного и противозаконного. Наверное, это и есть счастье. А еще счастье - это когда с удовольствием идешь на работу и с этим же чувством возвращаешься домой. А ведь на работе человек проводит первую половину своей жизни, а дома - всю оставшуюся. На мой взгляд, эти определения раскрывают и объясняют понятие счастья наиболее точно.
Вряд ли характер человека в полной мере можно определить по глазам. Но если говорить о Николае Неронском, то сразу становится ясно одно: глаза у него – честные. К тому же, этот музыкант обладает изрядной долей скромности, а уж уровень его ...
Авишаи Коэн живет в джазовой диаспоре — далеко от семьи и друзей, которые остались в Израиле. Корни композиций 29-летнего джазового контрабасиста — в его родном Иерусалиме. Там, где культуры Востока и Запада не только встречаются, но и сталкиваются. ...
Этого музыканта можно без преувеличений назвать символом белорусского блюза. Начиналось все, конечно, со школьных дворов. В 70-х Алексей часто выступал в Минском радиотехническом институте со своим братом Андреем Козловским. Потом их пути разошлись, ...
Рэй Браун за кулисами фестиваля Лайонела Хэмптона В этом номере вы уже смогли познакомиться с большим и представительным репортажем с недавнего грандиозного фестиваля в Америке - это интервью является как бы приложением к тому репортажу. Наш ...
Похоже, в нашем журнале постепенно складывается весьма приятная традиция: вслед за Таней Марией, в этом номере, специально для "Jazz-квадрат", на вопросы Дмитрия Подберезского отвечает Маркус Миллер. — Музыкант Миллер стал известен у нас не так ...
Под завязку XX века одному из лучших джазовых басистов Европы исполнилось всего-то пятьдесят шесть. Ну а как о "лучшем " об Арильде Андерсене впервые заговорили более четверти века назад — еще когда он выступал в квартете Яна Гарбарека (1967-1973) и ...
Авишаи Коэн (р.1970), нью-йоркский басист и композитор израильского происхождения, человек, в чьей музыке джаз встречается с латиной и ближневосточными напевами — сегодня один из тех, кто определяет лицо джаза начала нынешнего ...
Крис Кент - великолепный басист, игравший концерт в Японии с Larry Carlton & Steve Lukather "No Subtitutions",записывался и играл концерты с Larry Carlton, Michael McDonald, Take 6, Kirk Whalum, Lorrie Morgan, Paul Brandt, Denny Jiosa, Twila Paris и ...
Станислав Малярчук: Считается, что шестидесятые годы прошедшего столетия отмечены резким подъемом, способствовавшим возникновению многих блюз-роковых команд в Соединенном Королевстве. Мне приходилось читать множество объяснений этому явлению. ...
Как обычно, после крупных выставок или фестивалей собирается много информации — записанные на диктофон интервью и разговоры на тему, объемистые пресс- релизы, или просто пометки, сделанные второпях на клочках бумаги. Все это обычно остается "на ...
В московском клубе "Лle клуб" в конце июня выступил известный бас-гитарист Виктор Бейли. Перед концертом Виктор и его группа пообщались с московскими журналистами. Расскажите, пожалуйста, о вашей бас-гитаре. Виктор Бэйли: Это именная модель Victor ...
Он сразу мне понравился и как музыкант, и как человек Тогда он показал великолепную технику игры на контрабасе, удивительную музыкальность и прекрасные навыки ансамблевой игры. И еще, в отличие от своих парт- неров по трио, он оказался весьма ...