Ur'ia - Переосмысление архаики, как феномен творческой свободы
29.12.2012
К группе Ur’ia критики употребляют различные определения. Их называют слишком таинственной и замкнутой в себе командой и, в то же время, о них говорят как об одном из самых успешных в творческом плане белорусском фолк-модерн-проекте. Группу Ur’ia вспоминают когда разговор заходит об оригинальности и колоритности музыки, о необычайных инструментальных сочетаниях, о креативности поисков на стыке разных музыкальных стилей. Все эти качества творчества невероятным образом сплавились в то музыкальное явление на рок-сцене Беларуси, которое называют группой Юрия «Франца» Выдронка - Ur’ia...
И хоть в том, что говорится или пишется об этом коллективе, часто бывает много домыслов, музыканты не спешат опровергать слухи, а, наоборот, стремятся культивировать вокруг себя ореол таинственности и элитарности. Этот ореол стал еще более ярким, когда в свет вышли два необычайно разноплановых и ни на что не похожих альбома - «Весначуха» и «Калi -чакра». Полистилистические, на стыке фолк-модерна и джаз-рока, обработки белорусских народных песен в сочетании с архаическим вокалом, непривычными тембровыми окрасками инструментов сделали эти альбомы одними из самых заметных явлений в национальной пост-фолковой дискографии. И это не рекламный пассаж- как одна из самых самобытных групп, Ur’ia стала в какой-то степени лицом современной белорусской культуры в Европе. И делают музыканты это довольно успешно, хотя на концерты для любителей творчества группы Ur’ia в Беларуси часто не хватает времени.
Зато дома музыкантам лучше работается в студии. Вот и сейчас музыканты группы Ur’ia, пользуясь сезонным перерывом в концертных поездках по Европе, закончили запись нового альбома, с которым музыканты собираются участвовать в крупных музыкальных фестивалях во многих странах Старого Света. Значит, есть повод поговорить с лидером группы Ur’ia Юрием Выдронком о сегодняшнем дне его команды, о новом альбоме и том, что сегодня волнует музыканта.
Анатолий Мельгуй: Юрий, в каком организационном формате теперь работает группа Ur’ia? Можно ли назвать сегодняшний состав коллектива оптимальным для наших музыкальных условий?
Юрий «Франц» Выдронак: Скорее всего, наша группа - некая международная музыкальная субстанция. Последний в прошлом сезоне концерт группа Ur’ia сыграла в Варшаве. Там уже мы выходили на сцену составом, состоящим наполовину из польских музыкантов, наполовину - из белорусских. Сегодня стоит вопрос об укреплении именно белорусского состава музыкантов Ur’ia.
Слава Богу, что с вокалистками в группе все в порядке. На сегодняшний день я наиболее активно сотрудничаю с Ольгой Рыжковой, с которой мы постоянно совершенствуем ее манеру архаичного пения. Но в Ur’ia работают и более молодые исполнительницы из фольклорного ансамбля «Грамнщы». Очень талантливые девушки: есть и голоса, и желание работать в нашей команде.
У меня очень серьезные, даже прецизионные требования, в первую очередь к вокалистам. Белорусская архаичная певческая культура очень древняя и имет свои законы. Я уверен, что вокалист имеет право на изменение мелодической линии, только если он в совершенстве владеет традицией. Может, потому среди вокалистов у нас происходит постоянная ротация. Не всякому нравится такая изнурительная работа. Но участие в группе Ur’ia позволяет девушкам совершенствоваться, петь все лучше и лучше. Например, бывшая участница нашей группы Наталья Матылицкая успешно начала сольную карьеру, издав дебютный альбом «Пчолачка». Меня этот факт радует. Ведь он свидетельствует о том, что после группы Ur’ia исполнительский уровень надолго останется высоким. Это уже марка качества!
Хотя, в нашем составе есть музыкатны, например гитарист и исполнитель на ситаре Юрий Задиран, который работает в группе со дня основания.
Вы упомянули о польском составе вашей группы. С кем из известных исполнителей вам пришлось работать в этой стране?
Сначала несколько слов о том, почему так происходит. Шансов найти музыкантов в группу Ur’ia у меня больше, как ни странно, не в Беларуси, а в соседних странах. Там чуть более высокий исполнительский уровень, чуть больший выбор. Поэтому сегодня мы наиболее плотно работаем с музыкантами из Польши. Например, Ur’ia концертировала с замечательным польским джазовым барабанщиком и перкуссионистом Богданом Халицким (Bogdan Halicki), который известен в Европе своими экспериментами в области этнобиофоники - музыки, которая благотворно воздействует на организм человека. Богдан - инициатор проекта джазовых обработок музыки С. Монюшки и многих других интересных начинаний.
Может, так происходит потому, что тот стиль, в котором работает Ur’ia, больше интересен в Европе, чем в самой Беларуси. Судите сами: на своей родине, со времени проведения последнего пост-фолк-фестиваля «Таукачыki», ни одного концерта группы UR’IA не удалось провести! Зато, мы дали несколько очень удачных концертов на Украине, в Литве, Польше... Я связываю такое положение с уровнем вкуса наших слушателей, с тем, что масс-медиа в Беларуси прививают склонность к более легкой, попсовой музычке...
Юрий, еще совсем недавно критики задавались одним вопросом: какое отношение к белорусскому фольклору имеет индийский ситар, который вы используете в своих аранжировках? Чем же обусловлено наличие в составе группы Ur’ia такого экзотического инструмента?
Во-первых, ситар - такой инструмент, с помощью которого можно очень тонко передать сложную мелодическую линию, высокую музыкальную атмосферу... На фортепиано есть только черные и белые клавиши. А между ними на этом инструменте невозможно взять микролад. А на ситаре такое сделать можно! А это новые нюансы: дополнительная звуковая и мелодическая окраска, напоминание о связях европейских культур, в том числе и белорусской, с общими индоевропейскими корнями.
Хоть ситар более поздний инструмент, но его звучание, исполнительские возможности в применении микролада для мелодической линии являются отражением многовековых культурных традиций и взаимосвязей. А в нашей традиционной музыкальной культуре есть такие нюансы, которые можно передать только с помощью микролада. Во время записи нашего нового альбома мы пробуем применять его и при игре на гитаре. Да и в вокале эта традиция тоже присутствует.
Почему от аутентичных фольклорных мелодий музыканты группы Ur’ia перешли к авторским композициям?
Даже когда нами создаются авторские композиции, чаще всего они являются авторскими фантазиями на темы фольклора. Такой подход к созданию композиций был и в то время, когда я работал и в группе «Палац», и в Kriwi. Поэтому многие авторские темы того периода воспринимались как народные.
Мне всегда интересно заниматься традицией, но интересно и делать что-то свое, авторское. Если ты занимаешься творчеством, то имеешь право на выражение своих эмоций и мыслей в авторской форме. Не думаю, что авторские произведения могут идти как-то в разрез с творческой концепцией фолк-рок-группы Ur’ia. Потому, что главный постулат нашей идеологии - традиция плюс индивидуальность каждого музыканта.
В своих композициях музыканты группы Ur’ia используют сложные аранжировки, полифонический вокал. Есть ли место в вашей музыке для импровизации?
Есть, и очень много. Вот и на концертах группы Ur’ia в Варшаве и Киеве, за исключением чисто «рокового» выступления в Вильнюсе, мы постоянно импровизировали. В творчестве Ur’ia присутствуют базовые блоки, которые, как и в джазе, остаются неизменными, все остальное - плод спонтанного музыкального творчества. Импровизации у нас временами бывает даже больше, чем у некоторых джазмэнов, которые ограничивают себя традиционным квадратом. У нас же нет границ для импровизации и эксперимента. На концертах Ur’ia можно исполнять все. Но то, что звучит на сцене или в студии, должно гармонично соотноситься с базовой основой нашей музыки. Иначе, будут ощущаться музыкальные диссонансы. Наша цель - стремление к гармонии.
Когда импровизируют музыканты группы Ur’ia, то в общей канве всегда акцентировано звучит контрапункт. К тому же, у нас большая свобода в гармонии, в отличие от джаза. На мой взгляд, джаз ограничен гармоничной традицией. У группы Ur’ia доминирует музыка на стыке импровизации и музыкального авангарда. Многие джазовые музыканты всегда хотели поиграть на концертах группы Ur’ia. Поэтому нас приглашали и на джазовые, и на фестивали авангардной музыки. Очень интересным в этом смысле для нас было участие в фестивале Transkrypcja. Мы не ожидали приглашения на такой джазовый форум потому, что в Беларуси Ur’ia считается фолк-модерн или рок-группой, в зависимости от восприятия.
Мы все были удивлены: а не испугаем ли мы своими драйв-гитарами и архаичностью почтенную джазовую публику? Оказалось, нет! Мы выступали в качестве гостей фестиваля Transkrypcja и своим концертом завершали фестиваль. Публика приняла Ur’ia очень тепло - восемь раз вызывала на «бис»! Для нас это был отличный опыт выступления с польскими джазовыми музыкантами. После этого успеха у меня были намерения сделать аналогичный концерт с участием этих музыкантов в Минске. Жаль, что у нас нет ни одной концертной организации, которая бы взяла на себя то, что делают для Ur’ia продюсеры за рубежами Беларуси...
Группа много работает в студии. Вот и сейчас, когда у вас гастрольноконцертное межсезонье, вы не теряли время даром, работали в студии. Наверное, порадуете своих слушателей новыми записями?
Да, мы закончили запись нового альбома. Он называется «Рай коню». На его трэках будут представлены песни, за которые я брался еще четыре-пять лет тому назад, но реализовать свои планы по разным причинам не смог. На диске будут, например, песни «Мамачка», «Конiк», которые мы записывали, но они нам не нравились. Эти варианты каждый раз стирались, и я приступал к новым пробам. Будут и новые композиции из нашей концертной программы, но не записанные ранее.
Особенность композиций этого альбома в том, что мы не только обращались к нашей фишке - ситару, но и гитара будет звучать, так сказать, с микроладом в мелодичной линии и архаичным вокалом. Сравнительно много в песнях будет использовано вокала исключительно самобытных народных певиц - бабушек из белорусских деревень Глусского района Могилевской области. Кроме этого, на альбоме будет немало полярных противоположностей - например, очень «тяжелого» metal-звучания и, например, элементов симфонизма. Возможно, такое смешение вызовет шоку слушателей и приверженцев той и другой музыки. Но это оправдано с точки зрения нашего творчества!
Симфонические ноты в нашем звучании не случайны. У нас есть предложения о выступлении с камерным составом Варшавского симфонического оркестра, а после, если будет заинтересованность, то и с оркестром Белорусской филармонии. Мне нужно только сесть за написание партитур. А на это времени не хватает. Поэтому я начал с симфонических экспериментов для нового альбома Ur’ia.
Полярность в альбоме будет просматриваться не только в музыке, но и в содержании песен. На его дорожках будут и музыкальные байки, и композиции философского содержания. Хочу сказать, что особенности звучания прошлых альбомов «Весначуха» и «Калi -чакра» - архаичное пение и лампово-гитарный саунд, партии типичного для 60-х годов электронного органа Hammond, хиппарская атмосфера музыки, обязательно сохранятся. Но местами в очень тяжелом варианте.
У меня есть желание организовать полноценную презентацию альбома «Рай коню», для чего намерен привезти в Минск участников нашего международного состава. Возможно, это произойдет во время фестиваля «Таукачыki», который давно собираюсь возобновить.
Как воспринимают европейские слушатели белорусский фолк-модерн в необычном варианте группы Ur’ia?
Европейцы воспринимают наши выступления очень хорошо! В отличие от Беларуси, на Западе такая музыка довольно востребована. В разных странах континента проходит множество этно-фестивалей с различными стилистическими оттенками. И белорусским исполнителям нужно чаще выступать на таких концертных площадках. Что касается группы Ur’ia, то наша музыка очень хорошо принимается слушателями. Но вот сказать, что мы известны в Европе, то я бы не спешил так утверждать. Для того, чтобы стать узнаваемым в разных странах континента, нужно вкладывать кучу денег в менеджмент. У нас такой возможности пока нет.
Под впечатлением того успеха, с которым проходили концерты группы Ur’ia в Европе, я начал помогать и другим талантливым белорусским коллективам: содействовал установлению контактов, организовал выступления, например, дуэта Александра и Константин, групп OSIMIRA, «Палац», «Яр» и других фолк-исполнителей. Они тоже молодцы: очень активно подключались к этому делу!
Последнее время я такой работу не веду - мешают дела группы Ur’ia. Но, если какой-либо интересный для зарубежных продюсеров коллектив я в будущем услышу, например, на фестивале « Таукачыki», то обязательно буду помогать их продвижению в Европу.
Юрий, известно, что вы не только лидер группы, но и фольклорист. Удается ли вам сегодня бывать с экспедициями в белорусских селах и записывать народные песни у аутентичных носителей традиционной культуры?
Вы знаете, что ранее мне доводилось очень часто бывать в фольклорных экспедициях. Но сейчас настали трудные времена - банально не хватает средств. У меня есть достаточно качественная записывающая аппаратура, приобрел видеокамеру, но нет транспорта для того, чтобы добраться до самых отдаленных белорусских деревень...
Я знаю, что некоторые энтузиасты совершают экспедиционные поездки, но это фрагментарная работа. Нужен комплексный подход. В свое время мы издали на магнитофонных кассетах и CD-дисках двойной альбом «Каляды. Рожство. Шчодрэц» с записями традиционной белорусской музыки. А планировали мы всего 12 таких альбомов...
Если сейчас зайти в магазин, торгующий музыкальными дисками, то записей национального аутентичного фольклора вы там не встретите. Например, Белорусский институт проблем культуры над этой задачей работает за заработную плату. Где их фольклорные издания? Ничего такого нет!
Поэтому сейчас мои мысли заняты проектом создания специального фонда для спасения жемчужин белорусского фольклора. Для этого хочу открыть специальный счет для сбора средств на проведение экстренных фольклорных экспедиций. Нужно записывать те песни, которые еще поют в деревнях. А эти сокровища каждый день умирают вместе с их носителями. Буду просить помощи у всех честных людей, чтобы помогли спасти то, что еще спасти можно. Времени для этого осталось очень мало!
Такую программу спасения фольклора я предлагал и Министерству культуры, но там ситуация, что называется, без единого шанса на успех... На них обижаться не следует, ведь по бюрократическим законам этой работой должен заниматься тот, кто выступил с такой инициативой. И на свои средства...
Мы уже рассказывали вам о "Камерате". Это было в далеком 1997 году и давно назрела необходимость поговорить опять об этом интереснейшем коллективе. Что мы сейчас и сделаем. — Мы воспитывались в эпоху социализма, а джаз — это свобода. Мы все очень ...
Вниманию читателей предлагается интервью Фредди Ангстманна (Freddy J. Angstmann), продюсера вокального госпел-квинтета "The Johnny Thompson Singers", данное им Серене Бланко (Serena Blanco). Три года назад коллектив побывал в Минске (см. ДК №2 за ...
Первое же появление на большой сцене музыкантов литовской группы, объединенных музыкой и именем своего лидера Дэйнюса Пулаускаса, самые первые аккорды их музыки породили фурор в Литве. "Новое веяние в литовской джазовой музыке", — так громок был ...
Мы в редакции узнали о существовании этого коллектива благодаря их последним альбомам "Love Is A Golden Glue" (2000г., см. "Jazz-Квадрат" №1/02) и "Uncovered" (2002г., см. "Jazz-Квадрат" №2/02). Оба они были изданы фирмой "Timeless" и попали к нам ...
"...Они выходят на сцену, садятся на стулья и начинают играть. Зал замирает. Проходит десять минут, случайно пришедший слушатель спрашивает: "А когда они закончат настраиваться и начнут играть?". "А они уже играют. Это же Князь Мышкин", – отвечают ...
Svet Boogie Band признается блюзовым коллективом №1 в Беларуси. Группа играет в лучших белорусских музыкальных клубах, а также является одним из лидеров клубной блюзовой сцены Москвы. Кроме того, Svet Boogie Band выступает во многих городах России и ...
Интересно, порой, оборачивается жизнь музыканта… Как ни крути, но, похоже, именно разнообразие стилей и направлений в музыке, которыми ему подвластны, делает музыканта настоящим профессионалом. Все это справедливо и в отношении моего собеседника, ...
В комедии "Blues Brothers 2000" все шутки звучат как-то безгранично печально. Удивляться не приходится: без энергетики покойного Джона Белуши данная киноверсия, несмотря на целый взвод участвовавших в съемках суперзвед, была обречена на провал. Вот ...
Очередной концерт в рамках проекта Екатеринбургского Центра Современного искусства, посвященного НИМ, состоялся 19 января в местном Камерном театре. В нем приняли участие квартет SAX-МАФИЯ и ансамбль НЕ ТЕ, работающий в жанре так наз. авант-фолка ...
И обернется прошлое давно забытым сном, Но стоит ли печалиться душе о мире том, Где не постигнуть разумом ни вечность, ни покой, Но разве одиночество расстанется с душой. Уютный, ласкающий душу теплый субботний сумрак блюзового ресторана-бара ...
Биографическая справка. В 1997 году несколько молодых санкт-петербургских музыкантов решили поиграть вместе в стиле Майлса Дэвиса, организовавшись в группу с соответствующим названием: "Doo Bop Sound". Однако первоначальный замысел уже заметно ...
IV фестиваль вокального джаза в Москве уже не в первый раз принимал эту великолепную команду из Украины, да и мы уже неоднократно упоминали о них в разных репортажах, но вот пришел черед поговорить обстоятельно и "по душам"... "Мы никому не поем ...