Молодой английский тенор-саксофонист Тео Трэвис представляетна двух дисках, являющихся своеобразной дилогией, в основном свои композициив стиле фьюжн, местами отклоняющиеся то в сторону нео-бопа, то в сторонуджаз-рока и фанки, и в общем выдержанные в современных ритмах. Единственноеисключение составляют эллингтоновская "In A Mellow Tone" в «2am» и "Love For Sale" Коула Портера (Cole Porter) во «View FromThe Edge», впрочем аранжированные весьма оригинально, особенно первая,исполненная дуэтом саксофон — контрабас. Она выделяется среди остальныхпьес своей изысканной простотой, строгим следованием мелодии, и выразительнойпластикой, изящно подчёркнутой прищёлкиваниями пальцами.
Оба альбома записаны с одним и тем же составом: саксофон,фортепиано, гитара, контрабас, барабаны и перкуссия. Во многих композицияхзадействованы не все музыканты, но тенор-саксофон Трэвиса везде являетсянесомненным лидером — ему вполне по силам и лирическая мягкость ("ShoreThing"), и латиноамериканская экспрессивность ("The Strut"),и сложные гармонические построения ("Psychogroove"). Если в первомальбоме своей неординарностью покорило переложение пьесы Эллингтона, тово втором "гвоздём программы" несомненно стала "The GhostsOf The Witley Court", где к группе Трэвиса, единственный раз в этихдвух записях взявшего в руки флейту, добавился музыкант с достаточно редкими очень колоритным инструментом — бас-кларнетом. Его тембр как нельзя лучшеподчеркивает таинственную и тревожную атмосферу, на которую настроена мелодияэтой пьесы.
Кстати, по поводу бас-кларнета и заодно баритон-саксофона.Меня всегда удивляло, почему этим инструментам уделяется так мало вниманиясовременными исполнителями — ведь они умеют превосходно контрастироватьс более звонкими духовыми, придавая музыке глубину и выразительность. Сними даже по-европейски классично и прохладно звучащий джаз сразу приобретает"горячий", волнующий оттенок. Ну, да ладно, даст Бог, ещё появятсяпоследователи у Джерри Маллигана (Gerry Malligan).
Но вернёмся к Тео Трэвису. Временами его композиции чем-тоотдалённо напоминают (наверное, острыми гармониями) построения Чик КориаАкустик Бэнд (Chick Corea's Acoustic Band) и Weather Report, но они строжепо форме (всё-таки Англия!) и как-то сдержаннее, хотя оба эти альбома меланхоличныминазвать никак нельзя. Мелодически они довольно суховаты и неразнообразны(за исключением нескольких лирических баллад), что несколько компенсируетсяприхотливой ритмикой и чисто европейской склонностью к полифонии. "ThePurple Sky" во втором альбоме по своему построению близка к современномусимфоджазу. Вообще во многих пьесах встречаются соло на фортепиано и контрабасе,но, что приятно, они всегда отличаются чувством меры и ненавязчивостью.
Несколько слов о качестве самой записи. Она выполненачисто в английском стиле — звучание совершенно нейтральное, без всякихпризнаков звонкости и подчёркнутой "басистости", с очень хорошейпроработкой всех партий. Вначале рука так и тянулась слегка сдвинуть обатембра с нуля в плюсовую область, но через пару минут всё стало на своиместа и оставалось только наслаждаться звуком буквально каждого инструмента— ни один из них не был "задвинут" на второй план.
Очень приятно, что и эта позиция из каталога Stony Plain Records была приобретена для переиздания в России. Альбомом I Feel Like Goin’ On Ронни Эрл пять лет назад дебютировал на канадском лейбле. Шеф Stony Plain Хольгер Петерсен предоставил ...
Уже достаточно давно считаясь пророческим и необычным интерпретатором традиционного дельта-блюза, Рори Блок исследует самый глубокий, корневой ландшафт этого стиля — так пристально, как только она одна и умеет. Родившись в Манхэттене, Аврора ...
Трубач Серж Адам — имя для меня знакомое с прошлых проектов этого незаурядного французского импровизатора, работающего в жанрах от авангардного джаза до world music, поэтому новый его альбом я брал в руки с воодушевлением. Но то, что я услышал, ...
Можно долго анализировать сильные стороны данного альбома, отмечать какие-то недоработки, но в результате разговор так или иначе придет к определяющему во всей дискуссии моменту, когда невозможно будет не сказать следующее. "Seven В" — это не ...
Бывший москвич, обучавшийся и в московской консерватории, и, после отъезда в США, в одной из лучшей американских музыкальных школ — нью-йоркском Джульярде — разделяет в своей душе любовь к джазу с глубоким пониманием классической музыки. Его стиль ...
Два легендарных имени на обложке диска и немало славных имен (включая уже также весьма известного Пиццарелли-младшего) в составе исполнителей, участвовавших в этом проекте. Впрочем, авторы проекта — люди скромные и называя свой ...
Группа Spyro Gyra, пожалуй, лучше других олицетворяющая собой smooth-джаз, попыталась несколько раздвинуть свои стилистические рамки. Но это не выход в область чистого фанка или джаза, а только легкое разнообразие звучания. У них стали слышны ...
Стив Tepp постоянно, при каждом удобном случае подчеркивает заслуги Джея Джея Джонсона в роли новатора джазового тромбона. "Джонсон фактически в одиночку протащил тромбон в современный джаз", — говорит он в буклете к своему новому ...
Третий альбом Tab Benoit's, в точности как и предыдущие два, звучит очень тепло и как-то по-домашнему. Он записывался в Нью-Орлеанской студии с участием довольно известных местных музыкантов в роли почетных гостей (Cyril Neville, к примеру, и ...
Даже приятно, что в прагматичной Америке нашелся политический лидер, играющий на музыкальном инструменте и не стесняющийся этого. Боюсь, постепенно забудут и "бурю в пустыне", и Монику Левински, а вот "Билла на саксе" — будут помнить всегда. Но не ...
Один из самых мощных и многообещающих "перекрестков" в блюзовой традиции — это тот, где смешивается блюз, ритм-н-блюз и соул. Возьмите тяжелую пульсацию и жесткук основу традиционной блюзовой структуры и соедините ее с эмоциональной ...
Лейбл ECM выпускает не только "высоколобую" музыку для ценителей изысканных звучаний. Этот альбом представляет миру молодое джазовое трио из Норвегии, которое уже хорошо известно в Скандинавии и входит там не только в джазовые, но и в популярные ...