«Национальность» джаза сегодня в глобальном масштабе определить становится все легче. Европейский джаз в целом сильно, очень сильно отличается от американского — он прохладнее, рассудительнее, академичнее... Но вот в более локальном масштабе географическое позиционирование той или иной группы на слух практически бывает невозможным. Но встречаются и исключения. Одно из них перед вами.
В общем-то лидер бэнда, норвежец Ян Гуннар Хофф, сочиняет и исполняет вполне интернациональный по духу джаз — эдакий интеллектуальный фьюжн с некоторым уклоном в мейнстрим, чисто авторский, без всяких там эвергринов. Но вот саксофонист... мда... не хочется сразу впадать в аналогии, но при первых же звуках его инструмента как-то сразу вздрагиваешь и невольно вспоминаешь другого норвежца, пожалуй, самого известного музыканта за пределами Норвегии... правильно, Яна Гарбарека.
Не сочтите, пожалуйста, это за явный упрек Торе Бранборгу. Он не занимается элементарным копированием и несомненно сам по себе очень талантливый саксофонист, к тому же стилистика у них во многом разная. Но этот чистый хрустальный «летающий» тон саксофона, долгие плавные пассажи... хоть убейте, но все время, пока я слушал этот альбом, меня не покидали вполне определенные ассоциации. И — некоторый парадокс и признак того, что и у лидера группы и у саксофониста впереди еще изрядный кусок работы над собой — те вещи, где музыканты резко отходят в сторону от холодной норвежской стилистики и пытаются сделать что-то иное, все же несколько «не вытанцовываются». Но в целом альбом обнадеживающий и любопытный. Умный, несуетливый, содержательный.
© ℗ 2003 Curling Legs
10 tks / 49 mins
(Jan Hunnar Hoff - p, kb; Tore Brunborg - saxes; Bjorn Kjellemyr - b; Audun Kleive - dr; with guests - Mathias Eick - tp; Borge Petersen-Overleir - g)
Евгений ДОЛГИХ