«В 1987 году я попросил Билли Фризелла присоединиться ко мне для записи в Нью-Йорке. К сожалению (для меня), он был очень занят, чтобы записывать диск с человеком, которого фактически не знал и с которым никогда не встречался. В 1987 году я был всего лишь недавним выпускником университета Нью-Йорка и только что ушел из группы Хореса Сильвера. Услышав, как и что играет Билл Фризелл, был просто потрясен», - так пишет в аннотации к своему последнему диску Странное Освобождение Дэйв Дуглас.
Странное дело, но для меня подобная музыка всегда оставалась загадкой, которую в последнее время хочется разгадывать. Очень сложный для восприятия джазовый авангард, бороться с которым я пытался еще на заре туманной молодости, когда в мои руки попал диск прибалтийского трио ГТЧ, выпущенный тогда фирмой Мелодия. Как он оказался в каталоге фирмы и кто дал добро на его выпуск, осталось загадкой. Однако, диск вышел и даже появился большой материал Аркадия Петрова в журнале Клуб и Художественная Самодеятельность, который немного помог мне разобраться в подобной музыке.
Атональная музыка русских прибалтийцев заставляла думать. С тех пор я больше не слушал джазовый авангард и даже не пытался вникать в него. Последнее время я вновь стал интересоваться такой музыкой, благо есть что читать и что слушать. Порой попадаются диски довольно интересные. Данный релиз один из таких, да и с творчеством Б. Фризелла я уже немного знаком. Но речь не о нем. Похоже, Дэйс Дуглас возвращает нас в 70е прошлого столетия: его труба – сложные формы Криса Портера, звуки которой действительно доносят чувство свободы. Трубач он отменный и явно играет под влиянием великого Майлза – кристально чистые звуки, особенно в верхнем регистре, иногда скорбно рыдающий инструмент, отчаянный и тревожный гудок поезда (Mountains From The Train). А когда слушаешь Just Say This, тебя обволакивает аура Кларенса Пенна, великолепного барабанщика и перкуссиониста, играющего в группе Дейва. Похоже, музыканты исследуют границы свободы, используя приемы присущие и другим видам музыки и делают это доводя до логического завершения каждую композицию, страстно играя в лучших традициях американского авангардного джаза.
Несколько слов о композициях альбома словами самого Дугласа:
Skeeter-ism – вещь вдохновленная маниакальным пианизмом друга, которого знает и с которым работает уже 8 лет, Скитером (кто такой, понятия не имею!); The Frisell Dream – по словам маэстро, ему приснился сон, во сне он играл с Фризеллом мелодию, которую совершенно не знал, а проснувшись, вспомнил практически всю композицию, предположив, что это была композиция Фризелла, так до сих и не понял откуда взялась и этому была посвящена композиция. Уже упомянутая мною Just Say This – пришла в голову, когда Дэйв прогуливался в Манхеттене в сентябре 2001 года, когда было мизерабельное настроение, голову тяготила печаль и трагедия, и последствия всего этого вылились в мелодию посвященную, как жителям мегаполиса, прошедшим через адовы муки и испытания (понятно какие!), так и тем, кто сочувствовал им во всех уголках земного шара. Заглавная, A Single Sky – тоже посвящение той же проблеме, одинокое небо, как - будто чувствует свою вину за то, что впустило в свои просторы нелюдей из далекого космоса, которые сотворили ад на земле Америки.
Такое же фантасмагорическое и скупое оформление альбома: в темно-серых тонах дыма и гари с одиноко летящим колесом (от шасси?)- этим вечным двигателем человечества и прогресса, порой приносящего муки и страдания человечеству.
2004 Bluebird RCA
11 tks
Dave Douglas Quintet: Dave Douglas (trumpet); Chris Potter (tenor saxophone, bass clarinet); Uri Caine (Fender Rhodes piano); James Genus (acoustic & electric basses); Clarence Penn (drums, percussion). Additional personnel: Bill Frisell (guitar). Recorded at Right Track Studio, New York, New York in January 2003
Самый новый альбом певицы, чье имя постоянные читатели нашего журнала неоднократно уже встречали в «CD – Обзоре». И у них уже могло сложиться впечатление о Тирни Саттон, как о вокалистке достаточно консервативного стиля, очень ...
Сool Jazz + Bossa Nova – эти двумя музыкальными термина можно выразить всю сущность альбома. Те, кому нравится спокойный джазовый грув босса нова и тихий спокойный голос Каэтано Велосо, вероятно, слышали о Винишесе Кантуариа – выдающемся бразильском ...
Оказывается, это первый акустический альбом, записанный ими вдвоем — отцом и сыном Кэри и Лури Беллами. Слушая его, в такой факт трудно поверить, настолько естественно и здорово все это звучит. А ко всему прочему, заглянув в буклет, можно обнаружить ...
В ДК №4 было опубликовано мое эссе, посвященное выступлению блюзовиков на знаменитом фестивале в Вудстоке в 1969 году. С той поры минуло 35 лет и именно к этой дате была приурочена та публикация. Тогда музыканты разных направлений пытались бороться ...
Очередное произведение щедрого на выдумки и поиски пианиста Монти Александера, которого вообще не понятно к исполнителям какого стиля музыки относить. Известен, например, его альбом импровизаций на темы песен Боба Марли. На этот раз он выбрал в ...
Недавно Йорма Тапио и его ныненшняя формация Kaski совершили гастрольное турне по России, выступая в СПб, Москве, Самаре и других городах. На этом диске представлены выступления более раннего состава - квартета Rolling Thunder. Ассоциация с ...
Дайана Кролл на этом диске рисует лирический портрет загадочной и влюбленной женщины, глубину своих чувств и переживаний в джазовом ключе, и выступает как талантливый композитор и автор слов, написанных в содружестве со своим мужем Элвисом Костелло ...
В Америке есть все или почти все. Даже то, чего нет ни в одной другой точке земного шара. Ну, скажите на милость, в какой еще стране есть братья-альбиносы, которые играют блюз. И не просто блюз, а блюз высшей пробы. Старший Джонни, в этом году ...
Он выздоровел и снова взялся за работу. Наверное, шедевров ждать не приходится. Время шедевров прошло и то было время шедевров DIRE STRAITS. Марк плодотворно работал и сольно, но мне всегда нравились его работы в составе великой английской команды ...
Я не поленился и посчитал в "album credits" всех тех, кто принимал участие в записи этого трибьюта, Вы не поверите – их оказалось более 80, и большинство – музыканты экстра–класса. Чем дальше уходит от нас время Великого Вудуиста, тем меньше ...
Жизнь и карьера Эрика Бердона – это нескончаемый музыкальный вояж, пройденный извилистыми и запутанными тропами рок-музыки. Отец-основатель знаменитой британской группы Animals, он был движущей силой знаменитого «британского вторжения» и тем, кто ...
Редко встретишь альбом, который более соответствует своему названию. Но за неторопливым, иногда почти сонным пением Фэй Виктор скрывается огромный энергетический заряд, готовность к рывку: «Назад, в Нью-Йорк! Поскорее вон из этого сомнабулического ...