«В 1987 году я попросил Билли Фризелла присоединиться ко мне для записи в Нью-Йорке. К сожалению (для меня), он был очень занят, чтобы записывать диск с человеком, которого фактически не знал и с которым никогда не встречался. В 1987 году я был всего лишь недавним выпускником университета Нью-Йорка и только что ушел из группы Хореса Сильвера. Услышав, как и что играет Билл Фризелл, был просто потрясен», - так пишет в аннотации к своему последнему диску Странное Освобождение Дэйв Дуглас.
Странное дело, но для меня подобная музыка всегда оставалась загадкой, которую в последнее время хочется разгадывать. Очень сложный для восприятия джазовый авангард, бороться с которым я пытался еще на заре туманной молодости, когда в мои руки попал диск прибалтийского трио ГТЧ, выпущенный тогда фирмой Мелодия. Как он оказался в каталоге фирмы и кто дал добро на его выпуск, осталось загадкой. Однако, диск вышел и даже появился большой материал Аркадия Петрова в журнале Клуб и Художественная Самодеятельность, который немного помог мне разобраться в подобной музыке.
Атональная музыка русских прибалтийцев заставляла думать. С тех пор я больше не слушал джазовый авангард и даже не пытался вникать в него. Последнее время я вновь стал интересоваться такой музыкой, благо есть что читать и что слушать. Порой попадаются диски довольно интересные. Данный релиз один из таких, да и с творчеством Б. Фризелла я уже немного знаком. Но речь не о нем. Похоже, Дэйс Дуглас возвращает нас в 70е прошлого столетия: его труба – сложные формы Криса Портера, звуки которой действительно доносят чувство свободы. Трубач он отменный и явно играет под влиянием великого Майлза – кристально чистые звуки, особенно в верхнем регистре, иногда скорбно рыдающий инструмент, отчаянный и тревожный гудок поезда (Mountains From The Train). А когда слушаешь Just Say This, тебя обволакивает аура Кларенса Пенна, великолепного барабанщика и перкуссиониста, играющего в группе Дейва. Похоже, музыканты исследуют границы свободы, используя приемы присущие и другим видам музыки и делают это доводя до логического завершения каждую композицию, страстно играя в лучших традициях американского авангардного джаза.
Несколько слов о композициях альбома словами самого Дугласа:
Skeeter-ism – вещь вдохновленная маниакальным пианизмом друга, которого знает и с которым работает уже 8 лет, Скитером (кто такой, понятия не имею!); The Frisell Dream – по словам маэстро, ему приснился сон, во сне он играл с Фризеллом мелодию, которую совершенно не знал, а проснувшись, вспомнил практически всю композицию, предположив, что это была композиция Фризелла, так до сих и не понял откуда взялась и этому была посвящена композиция. Уже упомянутая мною Just Say This – пришла в голову, когда Дэйв прогуливался в Манхеттене в сентябре 2001 года, когда было мизерабельное настроение, голову тяготила печаль и трагедия, и последствия всего этого вылились в мелодию посвященную, как жителям мегаполиса, прошедшим через адовы муки и испытания (понятно какие!), так и тем, кто сочувствовал им во всех уголках земного шара. Заглавная, A Single Sky – тоже посвящение той же проблеме, одинокое небо, как - будто чувствует свою вину за то, что впустило в свои просторы нелюдей из далекого космоса, которые сотворили ад на земле Америки.
Такое же фантасмагорическое и скупое оформление альбома: в темно-серых тонах дыма и гари с одиноко летящим колесом (от шасси?)- этим вечным двигателем человечества и прогресса, порой приносящего муки и страдания человечеству.
2004 Bluebird RCA
11 tks
Dave Douglas Quintet: Dave Douglas (trumpet); Chris Potter (tenor saxophone, bass clarinet); Uri Caine (Fender Rhodes piano); James Genus (acoustic & electric basses); Clarence Penn (drums, percussion). Additional personnel: Bill Frisell (guitar). Recorded at Right Track Studio, New York, New York in January 2003
Этой идеальной подборкой ритм-н-блюзовых и блюзовых композций, ветеран сцены Техаса гитарист и певец W.C.Clark в очередной раз доказал, что такую музыку умеют играть не только в Мемфисе. Похожий чем-то на великого Эла Грина в стилях госпел и соул, ...
Что может быть банальнее рождественских песенок? Только рождественские поздравления, рождественские подарки, рождественский Санта Клаус и рождественская елка. Однако миллионы людей во всем мире с никогда не надоедающим удовольствием ежегодно ...
Хардбопу -- уже добрый полтинник. За это время, а особенно за пару последних десятилетий, и само течение, и те джазмены, которые стилистически к нему тяготеют, непрерывно менялись. Потому-то, предваряя альбом санкт-петербургского джазового трубача ...
Абдулла Ибрахим родился 9 октября (кстати, в один день с Джоном Ленноном) 1934 года. В 2004 году самый выдающийся джазовый музыкант Черного континента отметил свое 70-летие. Кроме того, на этот год пришлись еще две знаменательные даты: 50 лет назад ...
«Я никому не указываю как жить. Я хочу, чтобы каждый из вас смог представить и понять как он должен это делать. Но вот, что бы я хотел передать каждому из вас, так это Любовь, Доверие и Истину». Этими словами автора начинается красочный буклет, ...
Это уже пятый альбом бывшего клавишника группы Ronnie Earl and the Broadcasters. Как и все предыдущие,он полностью инструментальный. Самым сложным при подготовке настоящего обзора был выбор правильной рубрики : блюз или джаз. Пришлось кидать ...
Крис Кортес – это имя не встретишь среди номинантов Грэмми или, скажем, представителей джазовой элиты, фигурирующей в списках лучших по различным опросам. Зато дома его знают очень хорошо. Дома – это в Новом Орлеане и его окрестностях, ...
Это был второй альбом Эрика Долфи, записанный в качестве лидера в 1960 году, когда он еще сотрудничал с Чарли Мингусом, но до его работы с Орнеттом Коулменом. Однако, влияние последнего на этом диске очевидно. В связке с виолончелистом Роном ...
Creedence Clearwater Revival – это название, как фирменная марка успеха, притягивает как магнит! Так (или очень близко к тексту оригинала) писал в 1974 году о группе некий М. Фрид в журнале «Ровесник» и это была первая публикация о группе в ...
Три – четыре композиции классиков бразильской босса-новы (включая вещи Бадена Пауэлла и Луиса Бонфа), две композиции из репертуара крупнейших мастеров американского джаза ("Song For My Father" Хорэса Сильвера и "God Bless The Child" Билли ...
У альбома Марка Данна "Return To Peace" есть еще и подзаголовок: «Кельтское странствие через Центральную Америку». В сущности, он довольно полно отражает содержание этого диска. Семь лет назад американский пианист и композитор ...
Мне чего обычно не хватает в smooth – джазе? Перца! Или изюминки, если вам так больше нравится. Вроде и красиво все, и на месте все, и придумано неплохо, а вот не хватает чего-то. Не хватает неожиданности, уж больно все предсказуемо, не ...