Мое заочное знакомство с Эриком произошло в 1970 году. Страна широко отмечала 100-летие другого кумира, который, как мне кажется, больше любил французский «шансон» в виде «Марсельезы» и «Интернационала». Я же, приобретя диск Клэптона, который так и назывался незамысловато "Eric Clapton", отметил его четвертьвековой юбилей.
Господи! Как бежит время – в 2005 ему уже 60! А в 70-м ему стукнуло 25, но он уже был БОГОМ. "Eric is God" – такую надпись на заборе можно было увидеть не только в Лондоне или Нью-Йорке, но даже в Москве и Киеве.
Откуда мне, 18-летнему "совку", было тогда знать, что господин Slowhand к моменту своего двадцатипятилетия уже почти 10 лет играл, и с кем играл! Какие имена: «Yardbirds», Jeff Beck, John Mayall!
С 1970 началась его сольная карьера. К середине 70-х я собрал все возможные записи и внимательно следил за его творческим ростом. Переживал его "hard times", когда он не мог прожить и дня без кокаина, а затем и героина, боялся, что даст трещину Великая Дружба Великих Людей – Эрика и Джорджа (Харриссона), когда первый отбил у второго Патти Бойд. К счастью, женщина не стала препятствием для их дружбы. Женщины приходят и уходят, а настоящая дружба остается навсегда. (Да простит меня Маша Арбатова!) А на долю Эрика выпало еще одно страшное испытание: только завязав с наркотиками, ему пришлось испытать еще одну горечь утраты – гибель сынишки, который выпал с 45-го этажа нью-йоркского не6оскреба. Не слишком ли много для одного человека?!
И все-таки Эрик не сдавался. В героиновом угаре он создавал нетленки forever. Этого не могла не признать даже родная «Мелодия», выпустив в конце 70-х или начале 80-х его LP "Slowhand", правда, целомудренно убрав шедевр "Cocaine". Хорошо хоть дали положительный анонс в своем одноименном каталоге-бюллетене (как будто он так уж нужен был Эрику). Пластинка котировалась высоко. За нее можно было спокойно выменять несколько неплохих дисков братьев-демократов, типа венгерских "Omega", "Locomotive GT" или чешского "Olympic". Отметилась и "Музыкальная жизнь", написав очерк, кажется А. Троицкого. Но даже и без этого Клэптона знали и любили истинные меломаны и знатоки, простые советские парни с рабочих окраин и продвинутые студенты вузов.
В последнее время он выпускает не так много пластинок, не так много гастролирует. (Слава Богу, успел заехать и к нам, хотя и был уже не GOD). Предыдущий релиз «Рептилия» – потрясающая вещь! Что-то вроде подведения итогов, надеюсь, еще долгой жизни. Дай Бог здоровья «Богу»!
И вот новый релиз. Может быть он и слабее "Рептилии", но для меня это тоже шедевр. Эрик всегда считал Джонсона одним из своих учителей. Этот афроамериканец прожил недолгую жизнь, написав около 30 блюзов, и почти половина из написанного звучит на этом диске.
Открывает альбом песня "Когда у тебя есть хорошая подружка" – довольно энергичная вещь, далее следует медляк «Роковая малышка» с интерлюдией на хэммонд-органе верного друга Билли Престона (какое великое имя, ни один отечественный журнал, ни одна доморощенная энциклопедия не писали о нем). Потрясающая буги-вужная «They Are Red Hot». А такие шедевры, как "Me & The Devil Blues", "Traveling Riverside Blues", "Kind Hearted Woman Blues", "Milkcow’s Calf Blues" – что о них можно сказать? Это – великие блюзовые стандарты, перепетые не одним блюзовиком с разной степенью мастерства. Эрику, когда слушаешь перечисленные вещи, веришь! Эрик не обладает выдающимся голосом, но подкупает искренностью, теплотой и душевностью.
Очень скупое оформление альбома: Эрик сидит на стуле, с акустической гитарой, в строгом костюме, в белой рубашке и галстуке, перед ним на столе и на стене портреты учителя. Эрик подбирает на гитаре его блюзы. У него есть настоящий друг, которого он никогда не видел, но который вдохновил на запись этого альбома.
О Джонсоне говорили, что он встретил дьявола на перекрестке дорог (к сожалению, «Crossroads» не вошел в альбом), и продал ему душу. Я, думаю, его душа дьявольски чиста. Чтобы создавать такие шедевры, надо быть чистым перед Богом, любить людей, жить на полную катушку и умереть молодым.
(c) & ℗ 2004 Warner Brothers
14 tks
E. Clapton (v.& g.), S. Gadd (d.), N. East (b.), B. Preston (h/o & p.), A.F. Low (g.), D. Bramhall II (g.), J. Portnoy (h.), J. Keltner (g. on tk 5), P. Palladino (b. on tk 5)
Калифорнийский музыкант, уроженец Лос-Анджелеса Джеральд Олбрайт в «квадратовских» обзорах уже появлялся. Был у нас его дуэт с Уиллом Даунингом, был и его дебютный альбом на таком солидном лейбле, как Verve – "Groovology" (см. № ...
Гитара – бас-гитара – ударные. Классический состав! Сразу вспоминаешь и Jimi Hendrix Experience, и, конечно же, Cream! Так и хочется поставить вместо названий инструментов имена, которые выглядят, как хоккейная супер-тройка нападающих: ...
Компания Enja Records из баварской столицы Мюнхена заслуженно пользуется большим авторитетом в джазовом мире и входит в группу ведущих джазовых лейблов Европы. В богатейших каталогах Enja, недавно отметившей свое тридцатилетие, можно найти записи и ...
Фортепианную джазовую музыку я впервые услышал, когда попал на концерт нашего известного пианиста Л. Чижика еще в начале 80-х. Сомневался, что высижу 2 отделения в киноконцертном зале «Октябрьский». Там в те времена чаще, чем где-либо, устраивались ...
Он БЛЮЗМЕН – и этим все сказано! Почти 8 лет ничего не было слышно об этом Великом Техасце, и только в год своего шестидесятилетия (23.02.1944) он порадовал нас недавно вышедшим диском. «Это был лишь вопрос времени и поиска нужного материала», - ...
Бразильский пианист из Нью-Йорка Главко Сагебин, удивительно напоминающий внешне Эльдара Рязанова времен «Гаража» (жаль, что его фотография помещена только внутри буклета и вы не можете в этом убедиться непосредственно), назвал свой ...
Поклонники белого интерпретатора черного блюза хорошо знают этот диск. Он действительно стал поворотным пунктом музыки Великобритании в 1969 году. Но, обратите внимание: в названии этого двойного альбома стоит слово soundtrack, и это не ошибка. Дело ...
Алжирский певец Халед уже давно считается королем здешнего вокального стиля раи, однако он чрезвычайно популярен на всем Арабском Востоке. При этом сам Халед достаточно долго живет вдали от родных мест, в уютном и благополучном Люксембурге. Его ...
Предыдущий диск буги-мужчин «Под твоей кроватью» был удостоен награды как «Лучший блюзовый альбом в Сан-Диего». Не впечатляет? А по-моему, этим парням больше нравится получать тихие провинциальные премии и жить в Сан-Диего, чем громкие национальные ...
Певый раз я увидел живое выступление Элизабет Лонингер и ее бэнда в «55 Bar» в Нью-Йорке, где она выступает регулярно. Ее присутствие на сцене было ошеломляющим, как и ее глубокий лиризм и музыкальность. И вот наконец она выпустила свой первый ...
Алексей Круглов – наверное, самая яркая звезда нового поколения российского джаза. Этот молодой музыкант (он родился в 1979 году) поражает как филигранной техникой игры на альт-саксофоне, так и масштабом и необычностью своих проектов. Я не ...
Музыка разрывает тишину безо всякого вступления – жестким гитарным аккордом, за которым следует энергичный хард-блюз. «Do You Love Me?» – с хрипловатым надрывом допытывается Джо Луис у микрофона и сразу же отсылает тебя к ностальгичным воспоминаниям ...