Мое заочное знакомство с Эриком произошло в 1970 году. Страна широко отмечала 100-летие другого кумира, который, как мне кажется, больше любил французский «шансон» в виде «Марсельезы» и «Интернационала». Я же, приобретя диск Клэптона, который так и назывался незамысловато "Eric Clapton", отметил его четвертьвековой юбилей.
Господи! Как бежит время – в 2005 ему уже 60! А в 70-м ему стукнуло 25, но он уже был БОГОМ. "Eric is God" – такую надпись на заборе можно было увидеть не только в Лондоне или Нью-Йорке, но даже в Москве и Киеве.
Откуда мне, 18-летнему "совку", было тогда знать, что господин Slowhand к моменту своего двадцатипятилетия уже почти 10 лет играл, и с кем играл! Какие имена: «Yardbirds», Jeff Beck, John Mayall!
С 1970 началась его сольная карьера. К середине 70-х я собрал все возможные записи и внимательно следил за его творческим ростом. Переживал его "hard times", когда он не мог прожить и дня без кокаина, а затем и героина, боялся, что даст трещину Великая Дружба Великих Людей – Эрика и Джорджа (Харриссона), когда первый отбил у второго Патти Бойд. К счастью, женщина не стала препятствием для их дружбы. Женщины приходят и уходят, а настоящая дружба остается навсегда. (Да простит меня Маша Арбатова!) А на долю Эрика выпало еще одно страшное испытание: только завязав с наркотиками, ему пришлось испытать еще одну горечь утраты – гибель сынишки, который выпал с 45-го этажа нью-йоркского не6оскреба. Не слишком ли много для одного человека?!
И все-таки Эрик не сдавался. В героиновом угаре он создавал нетленки forever. Этого не могла не признать даже родная «Мелодия», выпустив в конце 70-х или начале 80-х его LP "Slowhand", правда, целомудренно убрав шедевр "Cocaine". Хорошо хоть дали положительный анонс в своем одноименном каталоге-бюллетене (как будто он так уж нужен был Эрику). Пластинка котировалась высоко. За нее можно было спокойно выменять несколько неплохих дисков братьев-демократов, типа венгерских "Omega", "Locomotive GT" или чешского "Olympic". Отметилась и "Музыкальная жизнь", написав очерк, кажется А. Троицкого. Но даже и без этого Клэптона знали и любили истинные меломаны и знатоки, простые советские парни с рабочих окраин и продвинутые студенты вузов.
В последнее время он выпускает не так много пластинок, не так много гастролирует. (Слава Богу, успел заехать и к нам, хотя и был уже не GOD). Предыдущий релиз «Рептилия» – потрясающая вещь! Что-то вроде подведения итогов, надеюсь, еще долгой жизни. Дай Бог здоровья «Богу»!
И вот новый релиз. Может быть он и слабее "Рептилии", но для меня это тоже шедевр. Эрик всегда считал Джонсона одним из своих учителей. Этот афроамериканец прожил недолгую жизнь, написав около 30 блюзов, и почти половина из написанного звучит на этом диске.
Открывает альбом песня "Когда у тебя есть хорошая подружка" – довольно энергичная вещь, далее следует медляк «Роковая малышка» с интерлюдией на хэммонд-органе верного друга Билли Престона (какое великое имя, ни один отечественный журнал, ни одна доморощенная энциклопедия не писали о нем). Потрясающая буги-вужная «They Are Red Hot». А такие шедевры, как "Me & The Devil Blues", "Traveling Riverside Blues", "Kind Hearted Woman Blues", "Milkcow’s Calf Blues" – что о них можно сказать? Это – великие блюзовые стандарты, перепетые не одним блюзовиком с разной степенью мастерства. Эрику, когда слушаешь перечисленные вещи, веришь! Эрик не обладает выдающимся голосом, но подкупает искренностью, теплотой и душевностью.
Очень скупое оформление альбома: Эрик сидит на стуле, с акустической гитарой, в строгом костюме, в белой рубашке и галстуке, перед ним на столе и на стене портреты учителя. Эрик подбирает на гитаре его блюзы. У него есть настоящий друг, которого он никогда не видел, но который вдохновил на запись этого альбома.
О Джонсоне говорили, что он встретил дьявола на перекрестке дорог (к сожалению, «Crossroads» не вошел в альбом), и продал ему душу. Я, думаю, его душа дьявольски чиста. Чтобы создавать такие шедевры, надо быть чистым перед Богом, любить людей, жить на полную катушку и умереть молодым.
(c) & ℗ 2004 Warner Brothers
14 tks
E. Clapton (v.& g.), S. Gadd (d.), N. East (b.), B. Preston (h/o & p.), A.F. Low (g.), D. Bramhall II (g.), J. Portnoy (h.), J. Keltner (g. on tk 5), P. Palladino (b. on tk 5)
Прекрасного гитариста из Нью-Йорка Дома Минаси я слушаю уже не первый раз, доводилось рецензировать его работы (см. «Jazz-Квадрат», №№ 3/02, 2/04), но приятно удивлять он не перестает. Он словно переживает вторую молодость.С конца 90-х ...
Несколько лет назад ансамбль Freshlyground предварял своим выступлением речь президента ЮАР на сессии парламента, посвященной 10-летию установления демократии в этой стране. С одной стороны, это зримое свидетельство торжества перемен в бывшей стране ...
Дай Бог, чтобы продолжение в образе, например, "Vol.2" последовало в самом скором времени. Но вот что-то подсказывает мне, что продолжение если и последует, то не столь скоро и не в этой избранной стилистике. Начинается альбом очень весело, даже ...
Не думаю, что своеобразное, мистически таинственное звучание африканского инструмента маримба так уж плотно «легло на ухо» большинству наших читателей. Этот инструмент из семейства ксилофонов – редкий гость и в джазовых, и в ...
Отличный и долгожданный альбом минской группы, который, безусловно, свидетельствует о ее выходе на принципиально новый качественный уровень. На протяжении пяти лет, прошедших со времени издания предыдущего альбома, группа не могла собраться с силами ...
Представьте ситуацию: вы приходите вечером домой, а там ревет Therion, Apocalyptica, Rammstein или Udo Dirkschneider (возрожденные ж Accept в Минск решили заглянуть), а ваша 14-летняя дочь, только что отыграв три часа на флейте, безнадежно пытается ...
Уж не знаю, какую эволюцию имел ввиду Стефон Харрис, сделав этот термин названием своего очередного проекта, но вот собственную творческую эволюцию музыканта альбом «Эволюция» иллюстрирует достаточно красноречиво. Еще совсем недавно ...
Слушая "Allabouthefunk", я почти физически ощущал, как гнутся и трещат весьма условные границы стилистических «загончиков» нашего «CD – Обзора» под звуками музыки британского ансамбля The Brand New Heavies (TBNH). Ни с ...
Поначалу это подкупает своей по-детски наивной простотой. Именно из маленьких заводных игрушек могли выйти такие звуки. Озорные и не очень. Радостные и грустные. Но всегда – простые. Ингогда мелодия просто банально эксплуатирует изобретение ...
Швейцарско-американский композитор Даниэль Шнайдер хорошо известен как в мире джаза, так и академической музыки. Те, кто внимательно следит за его работами, появляющимися на лейбле Enja, должен неплохо представлять себе обе грани его творчества. ...
Вы уже обратили, конечно, внимание на персоналии и о чем тут говорить? Все маститые музыканты, каждый корифей по отдельности, а уж когда вместе…. Впрочем, не всегда получаются шедевры, когда собираются великие! Если честно, то здесь все в меру, диск ...
Синглы чрезвычайно редко встречаются в наших «CD – Обзорах». Дело тут в причинах объективных: очень уж не характерен этот формат релизов для джаза. Синглы уместнее в сфере поп-музыки. И то, что очередным релизом британской группы ...