Мое заочное знакомство с Эриком произошло в 1970 году. Страна широко отмечала 100-летие другого кумира, который, как мне кажется, больше любил французский «шансон» в виде «Марсельезы» и «Интернационала». Я же, приобретя диск Клэптона, который так и назывался незамысловато "Eric Clapton", отметил его четвертьвековой юбилей.
Господи! Как бежит время – в 2005 ему уже 60! А в 70-м ему стукнуло 25, но он уже был БОГОМ. "Eric is God" – такую надпись на заборе можно было увидеть не только в Лондоне или Нью-Йорке, но даже в Москве и Киеве.
Откуда мне, 18-летнему "совку", было тогда знать, что господин Slowhand к моменту своего двадцатипятилетия уже почти 10 лет играл, и с кем играл! Какие имена: «Yardbirds», Jeff Beck, John Mayall!
С 1970 началась его сольная карьера. К середине 70-х я собрал все возможные записи и внимательно следил за его творческим ростом. Переживал его "hard times", когда он не мог прожить и дня без кокаина, а затем и героина, боялся, что даст трещину Великая Дружба Великих Людей – Эрика и Джорджа (Харриссона), когда первый отбил у второго Патти Бойд. К счастью, женщина не стала препятствием для их дружбы. Женщины приходят и уходят, а настоящая дружба остается навсегда. (Да простит меня Маша Арбатова!) А на долю Эрика выпало еще одно страшное испытание: только завязав с наркотиками, ему пришлось испытать еще одну горечь утраты – гибель сынишки, который выпал с 45-го этажа нью-йоркского не6оскреба. Не слишком ли много для одного человека?!
И все-таки Эрик не сдавался. В героиновом угаре он создавал нетленки forever. Этого не могла не признать даже родная «Мелодия», выпустив в конце 70-х или начале 80-х его LP "Slowhand", правда, целомудренно убрав шедевр "Cocaine". Хорошо хоть дали положительный анонс в своем одноименном каталоге-бюллетене (как будто он так уж нужен был Эрику). Пластинка котировалась высоко. За нее можно было спокойно выменять несколько неплохих дисков братьев-демократов, типа венгерских "Omega", "Locomotive GT" или чешского "Olympic". Отметилась и "Музыкальная жизнь", написав очерк, кажется А. Троицкого. Но даже и без этого Клэптона знали и любили истинные меломаны и знатоки, простые советские парни с рабочих окраин и продвинутые студенты вузов.
В последнее время он выпускает не так много пластинок, не так много гастролирует. (Слава Богу, успел заехать и к нам, хотя и был уже не GOD). Предыдущий релиз «Рептилия» – потрясающая вещь! Что-то вроде подведения итогов, надеюсь, еще долгой жизни. Дай Бог здоровья «Богу»!
И вот новый релиз. Может быть он и слабее "Рептилии", но для меня это тоже шедевр. Эрик всегда считал Джонсона одним из своих учителей. Этот афроамериканец прожил недолгую жизнь, написав около 30 блюзов, и почти половина из написанного звучит на этом диске.
Открывает альбом песня "Когда у тебя есть хорошая подружка" – довольно энергичная вещь, далее следует медляк «Роковая малышка» с интерлюдией на хэммонд-органе верного друга Билли Престона (какое великое имя, ни один отечественный журнал, ни одна доморощенная энциклопедия не писали о нем). Потрясающая буги-вужная «They Are Red Hot». А такие шедевры, как "Me & The Devil Blues", "Traveling Riverside Blues", "Kind Hearted Woman Blues", "Milkcow’s Calf Blues" – что о них можно сказать? Это – великие блюзовые стандарты, перепетые не одним блюзовиком с разной степенью мастерства. Эрику, когда слушаешь перечисленные вещи, веришь! Эрик не обладает выдающимся голосом, но подкупает искренностью, теплотой и душевностью.
Очень скупое оформление альбома: Эрик сидит на стуле, с акустической гитарой, в строгом костюме, в белой рубашке и галстуке, перед ним на столе и на стене портреты учителя. Эрик подбирает на гитаре его блюзы. У него есть настоящий друг, которого он никогда не видел, но который вдохновил на запись этого альбома.
О Джонсоне говорили, что он встретил дьявола на перекрестке дорог (к сожалению, «Crossroads» не вошел в альбом), и продал ему душу. Я, думаю, его душа дьявольски чиста. Чтобы создавать такие шедевры, надо быть чистым перед Богом, любить людей, жить на полную катушку и умереть молодым.
(c) & ℗ 2004 Warner Brothers
14 tks
E. Clapton (v.& g.), S. Gadd (d.), N. East (b.), B. Preston (h/o & p.), A.F. Low (g.), D. Bramhall II (g.), J. Portnoy (h.), J. Keltner (g. on tk 5), P. Palladino (b. on tk 5)
Композитор, пианист и перкуссионист италоамериканского происхождения Мик Росси – чрезвычайно разносторонний музыкант. Он является активным участником многих проектов в кругах нью-йоркской downtown music, работал с Дэйвом Дугласом, Эриком ...
Дарэк Олешкевич, выступающий под более благозвучной для Америки фамилией Олесь, — один из тех польских в прошлом джазменов, сделавший очень приличную карьеру за океаном. В 1988 году он осел в Лос-Анджелесе, учился у Чарли Хэйдена, переиграл с ...
Начинающийся с проникновенного, создающего чуть заметный, нечёткий фон «грязноватого» звука (намеренно, судя по всему – просчёты у такого исполнителя, как DJ Krush невозможно себе представить), перенимаемый струнными, которые постепенно занимают всё ...
Чуть больше года назад мне уже доводилось рецензировать на этих страницах дебютный альбом норвежского ансамбля Funky Butt под названием Whoopin’ (2001). И вот теперь лейбл Sonor из Тронхейма порадовал последней работой секстета. Порадовал ...
Этно-фольк, исполняемый могилевским коллективом, вобрал в себя многие элементы не только белорусской, но и затронул более широкий ареал всей европейской традиции, удачно вобрав в себя и некоторые элементы Востока. В музыкальном плане слышны ...
Предательская седина, посеребрившая бороды и прически Стива Смита и большинства его коллег по группе Vital Information, выдает в них мужей зрелых и музыкантов опытных. И это действительно так. Ансамбль существует с 1983 года и перед нами его ...
Так уж получилось, что в ноябрьский день, когда я впервые поставил этот диск в проигрыватель, под свирепый вой ветра землю в Минске укрыл первый в этом сезоне снег. И рождественский джазовый привет из Киева оказался как нельзя кстати, словно ...
2004 год для Арто Тунчбояджана выдался "урожайным": он записал 3 альбома – Sound of Our Life, Artostan, Love Is Not in Your Mind. Если первый – коллективный труд руководимого им ансамбля Armenian Navy Band, второй – соло альбом, то рассматриваемый – ...
Этот альбом – плод любви. Такой же плод, каким мог бы быть ребенок, зачатый любящими друг друга и желавшими этого ребенка мужчиной и женщиной. Кэрол Менни, театральная актриса, иногда получала роли с вокалом, но о джазе долгое время не имела ...
Молодая немецкая певица Стефани Шлезингер не сразу пришла к джазу. Получив классическое музыкальное образование, она начинала с оперных партий, с исполнения современной академической музыки, но тяга к джазовой вокалистике оказалась сильнее, и вот на ...
Еще одна веточка в лавровый венок, сплетенный Enja Records к юбилею южноафриканского пианиста Абдуллы Ибрахима. Он является как бы естественным продолжением сборника «A Celebration". Там последним треком был поставлен ремикс композиции ...
«Аддис-Абеба» из Гомеля представляют народную вариацию регггей-музыки с гармоникой – извечная тоска по Вавилону («Вавилон»). Довольно стандартная тема для такого рода музыки. «Весело, но мрачно» – все та же слабая доля, довольно заунывное пение с ...