Джо Моррис — один из самых бескомпромиссных авангардных джазовых гитаристов. Его стихия — тотальный фри-джаз, свободный от каких бы то ни было структур и внешних схем. Спонтанная коллективная импровизация, выражающая мгновенные смены эмоционального состояния, изменения потока мыслей, всплески бессознательного... чистая, "незапятнанная" мелодией и гармонией экспрессия.
Интересно, что сам Моррис не только не чурается слова "джаз", которое так недолюбливают многие его коллеги — импровизаторы-авангардисты, но сам впрямую говорит, что играет именно джазовую музыку. По его мнению, современный джаз предполагает прежде всего сиюминутную оригинальность мышления. То есть джазовый музыкант, в отличие от прочих, в каждое мгновение посредством звуков передает слушателям свои собственные эмоции, не заложенные изначально композитором в конкретной пьесе, а именно те, которые исполнитель переживает сам.
Но здесь существуют разные пропорции: можно добавлять собственные чувства и ощущения к какой-то мелодической и гармонической структуре, импровизируя все же на основе чего-то изначально понятного большинству слушателей, а можно презреть это большинство и обращаться к тому незначительному меньшинству, которое не нуждается ни в какой смысловой "подпорке". Так сказать, заняться чистой креативностью в надежде на то, что течение эмоций и ход мысли музыканта совпадает с кем-то из слушающих. В конце концов оно так и происходит, вот только совпадение это наблюдается нечасто. В итоге не должно удивлять то, что количество публики в клубе на концерте исполнителя вроде Джо Морриса порой бывает немногим больше количества музыкантов на сцене.
Критика потом ахает и охает, сетуя на то, что интереснейшие музыкальные идеи пропадают втуне, а глупый зритель валом валит слушать заигранную "до дыр" традицию. Зря ахает — люди эти не тупы и не равнодушны. Просто они хотят наслаждаться джазом, отдыхая, а для того, чтобы воспринять творчество Джо Морриса и иже с ним, нужно изрядно поработать мозгами. Да еще и подготовку иметь соответствующую. А это трудно. Поэтому авангард ВСЕГДА останется в меньшинстве.
Альбом этот, кстати, не относится к числу самых "завернутых" — большей частью его саунд вполне по-фри-джазовому благозвучен. То есть обходится без неестественного визга, писка и скрежета инструментов (то, что порой глубокомысленно именуется "поиском новых тембров", а на деле является лишь выражением крайних эмоций музыканта). Если на час с лишним отрешиться от бренного мира и серьезно попытаться понять, куда же ведут нас эти четверо поводырей в мире звуков, то любому, кому не чужда идея свободной импровизации, "попадание в их мир" гарантировано. Не абсолютное, конечно, а лишь частичное, но тут уж не обессудьте. Креативность — штука тонкая. Это вам не синкопа.
Пространство этого компакт-диска вместило одного трубача и двадцать восемь (!) пианистов, из которых четырнадцать участвуют в записи, а другие четырнадцать присутствуют в форме, так сказать, виртуальной. Собрал вместе всю эту команду Кларк Терри с ...
Сам тромбонист так говорит о своем альбоме: "Для меня баллада — это прежде всего песня — неважно, со словами или без слов. Когда темп замедляется, изменяется масштаб — ноты удлиняются... отсюда, кстати, и название диска: "Широкие мазки". Целью ...
Уроженец Сиэтла Крис Спид уже довольно хорошо знаком нашим читателям по материалам, посвященным квартету "Pachora". В "CD-Обзоре" проходили все альбомы группы, была и статья об этом ансамбле. Крис, перебравшийся в Нью-Йорк в 1992 году, был одним из ...
Прекраснейший альбом красивенной, умной и мастерски изложенной музыки! Вообще, на протяжении более часа ты пребываешь в атмосфере полной гармонии с собой и экономикой собственной страны, поскольку тебя ничего не отвлекает в сторону вопросов, к ...
Все мы слышали множество "живых" джазовых записей из знаменитых американских клубов, но что такое "Starbucks"? Новый клуб? И не то, и не другое — это... знаменитый кофейный магазин в Сиэттле. Прямо в магазине, оказывается, регулярно проходят ...
Имя Ахмада Джамала ещё не было столь известным, когда ему сильно повезло: его заметил Майлс Дэвис и так восхитился его игрой, что стал настоятельно советовать всем пианистам своей студии прислушиваться к нему. Подтверждением тому служит, например, ...
Похоже, наш, российский эйсид-джаз имеет неплохие перспективы. Во всяком случае, запись нового проекта Николая Винцкевича — Алексея Филимонова, по моему убеждению, одна из лучших в мире в этом жанре за последнее время. Ребята нашли тот баланс между ...
Первый сольный альбом почти шестидесятилетнего ветерана блюзовой сцены. Как-то вот так получилось, что, переиграв с целой толпой знаменитостей, он только сейчас решился на то, чтобы записать свою музыку. Все песни на этом диске — авторства Роджерса, ...
Спорный альбом. В том смысле, что спорить о нем будут поклонники разных стилей и все равно не придут к единому мнению. Фанк, рэггей, эйсид, соул, да и собственно джаз — в нем намешано столько всего, что сразу-то и непонятно, а для кого, собственно, ...
Весьма приятный альбом для любителей традиционной бэндовой музыки. 18 номеров программы — почти сплошь проверенная годами классика жанра, которая представляется Эриком Кунцелем и оркестром с непростым названием в оригинальных аранжировках Нелсона ...
Тяжело-басовый, гитарно-хардовый блюз-рок Крэйга Эриксона, похоже, не претендует ни на что, кроме мускульной энергетики на контрасте лирических отступлений. В основном он демонстрирует железные мышцы своих атлетических песен. Электрогитарные ходы ...
Третий по счету альбом молодого техасского блюзмена Криса Дуарте вышел самым ярким, мощным и хардовым из всех его работ. Крис слегка растерял доверие своих фанов после облегченного, с фанковым оттенком, предыдущего проекта "Tailspin Headwhak", но ...