Джо Моррис — один из самых бескомпромиссных авангардных джазовых гитаристов. Его стихия — тотальный фри-джаз, свободный от каких бы то ни было структур и внешних схем. Спонтанная коллективная импровизация, выражающая мгновенные смены эмоционального состояния, изменения потока мыслей, всплески бессознательного... чистая, "незапятнанная" мелодией и гармонией экспрессия.
Интересно, что сам Моррис не только не чурается слова "джаз", которое так недолюбливают многие его коллеги — импровизаторы-авангардисты, но сам впрямую говорит, что играет именно джазовую музыку. По его мнению, современный джаз предполагает прежде всего сиюминутную оригинальность мышления. То есть джазовый музыкант, в отличие от прочих, в каждое мгновение посредством звуков передает слушателям свои собственные эмоции, не заложенные изначально композитором в конкретной пьесе, а именно те, которые исполнитель переживает сам.
Но здесь существуют разные пропорции: можно добавлять собственные чувства и ощущения к какой-то мелодической и гармонической структуре, импровизируя все же на основе чего-то изначально понятного большинству слушателей, а можно презреть это большинство и обращаться к тому незначительному меньшинству, которое не нуждается ни в какой смысловой "подпорке". Так сказать, заняться чистой креативностью в надежде на то, что течение эмоций и ход мысли музыканта совпадает с кем-то из слушающих. В конце концов оно так и происходит, вот только совпадение это наблюдается нечасто. В итоге не должно удивлять то, что количество публики в клубе на концерте исполнителя вроде Джо Морриса порой бывает немногим больше количества музыкантов на сцене.
Критика потом ахает и охает, сетуя на то, что интереснейшие музыкальные идеи пропадают втуне, а глупый зритель валом валит слушать заигранную "до дыр" традицию. Зря ахает — люди эти не тупы и не равнодушны. Просто они хотят наслаждаться джазом, отдыхая, а для того, чтобы воспринять творчество Джо Морриса и иже с ним, нужно изрядно поработать мозгами. Да еще и подготовку иметь соответствующую. А это трудно. Поэтому авангард ВСЕГДА останется в меньшинстве.
Альбом этот, кстати, не относится к числу самых "завернутых" — большей частью его саунд вполне по-фри-джазовому благозвучен. То есть обходится без неестественного визга, писка и скрежета инструментов (то, что порой глубокомысленно именуется "поиском новых тембров", а на деле является лишь выражением крайних эмоций музыканта). Если на час с лишним отрешиться от бренного мира и серьезно попытаться понять, куда же ведут нас эти четверо поводырей в мире звуков, то любому, кому не чужда идея свободной импровизации, "попадание в их мир" гарантировано. Не абсолютное, конечно, а лишь частичное, но тут уж не обессудьте. Креативность — штука тонкая. Это вам не синкопа.
К моменту записи этого альбома, изданного в России по лицензии, Кристи Джонстон было 28 лет. Для блюза возраст совсем молодой. И слушая That Would Be Fine, работу вполне зрелую и цельную, трудно поверить, что Кристи впервые взяла в руки гитару всего ...
Шеф лэйбла Майкл Дорф сам выступил в качестве продюсера этого альбома, разительно непохожего на знакомые мне другие издания «Knitting Factory». Что это, изменение репертуарной политики фирмы, что-то иное? Не знаю, но сама необычность ...
«Польский институт» — организация, пропагандирующая достижения польской культуры в других странах. В силу высокого международного авторитета польского джаза, он занимает в программах института значительное место. Работает ...
В 2000 году известное своим лояльным отношением к электронным экспериментам трио в составе John Medeski (кпавишные), Chris Wood (бас-гитары), Billy Martin (ударные) порадовало слушателей двумя полноформатными работами: записью концерта в ...
Да уж, Майкл Брекер умеет подбирать для себя партнеров по ансамблю. Тут что ни фамилия, то целая джазовая легенда, а то и несколько. Все вещи исполняет квартет — три ударника равномерно распределили между собой роли. Что интересно — вместе ...
Этот альбом — одна из последних работ очень популярного в Польше и действительно ценимого не только на родине исполнителя в стиле соул Метека Шчесняка. Мы привыкли слушать подобную музыку в основном на английском языке, поэтому для тех, кто слушает ...
Николай Капустин — человек, заслуживающий гораздо большей известности в широких кругах отечественных любителей джаза (профессионалы уже давно высоко его ценят). Очень надеюсь, что переиздание «Богемой» его старой виниловой ...
Электронно-акустический гибрид — смесь электронной синкопы с живыми певучими голосами губной гармоники и струн слайдовой гитары в полном разнообразии доминирующих клавишных. Эту музыку можно назвать экспериментальной, причем с уже выявленным ...
"Сколько было привалов, сколько было атак, все гитара с трубою не наладят никак". Да нет, отлично ладят. Во всяком случае, в составе штутгартского квартета, о дебютом компакте которого идет речь. А если помогают бас, ударные и лично Леонид Ильич ...
Этим альбомом "Enja Records" продолжает свою новую серию "Enja Nova", которая объединяет в себе современную академическую классику и симфо- джаз. "Хабанера" — самый сложный и амбициозный из последних проектов известнейшего кубинского музыканта ...
Этот альбом можно бы было назвать The Robert Johnson Songbook Part II; 16 песен записаны за два года до этого, а еще 13 находятся на этом диске 2000-го года. Это уже четвертый альбом на Artisan/ Snapper, и все идет очень хорошо у Питера и Ко. ...