
Джо Моррис — один из самых бескомпромиссных авангардных джазовых гитаристов. Его стихия — тотальный фри-джаз, свободный от каких бы то ни было структур и внешних схем. Спонтанная коллективная импровизация, выражающая мгновенные смены эмоционального состояния, изменения потока мыслей, всплески бессознательного... чистая, "незапятнанная" мелодией и гармонией экспрессия.
Интересно, что сам Моррис не только не чурается слова "джаз", которое так недолюбливают многие его коллеги — импровизаторы-авангардисты, но сам впрямую говорит, что играет именно джазовую музыку. По его мнению, современный джаз предполагает прежде всего сиюминутную оригинальность мышления. То есть джазовый музыкант, в отличие от прочих, в каждое мгновение посредством звуков передает слушателям свои собственные эмоции, не заложенные изначально композитором в конкретной пьесе, а именно те, которые исполнитель переживает сам.
Но здесь существуют разные пропорции: можно добавлять собственные чувства и ощущения к какой-то мелодической и гармонической структуре, импровизируя все же на основе чего-то изначально понятного большинству слушателей, а можно презреть это большинство и обращаться к тому незначительному меньшинству, которое не нуждается ни в какой смысловой "подпорке". Так сказать, заняться чистой креативностью в надежде на то, что течение эмоций и ход мысли музыканта совпадает с кем-то из слушающих. В конце концов оно так и происходит, вот только совпадение это наблюдается нечасто. В итоге не должно удивлять то, что количество публики в клубе на концерте исполнителя вроде Джо Морриса порой бывает немногим больше количества музыкантов на сцене.
Критика потом ахает и охает, сетуя на то, что интереснейшие музыкальные идеи пропадают втуне, а глупый зритель валом валит слушать заигранную "до дыр" традицию. Зря ахает — люди эти не тупы и не равнодушны. Просто они хотят наслаждаться джазом, отдыхая, а для того, чтобы воспринять творчество Джо Морриса и иже с ним, нужно изрядно поработать мозгами. Да еще и подготовку иметь соответствующую. А это трудно. Поэтому авангард ВСЕГДА останется в меньшинстве.
Альбом этот, кстати, не относится к числу самых "завернутых" — большей частью его саунд вполне по-фри-джазовому благозвучен. То есть обходится без неестественного визга, писка и скрежета инструментов (то, что порой глубокомысленно именуется "поиском новых тембров", а на деле является лишь выражением крайних эмоций музыканта). Если на час с лишним отрешиться от бренного мира и серьезно попытаться понять, куда же ведут нас эти четверо поводырей в мире звуков, то любому, кому не чужда идея свободной импровизации, "попадание в их мир" гарантировано. Не абсолютное, конечно, а лишь частичное, но тут уж не обессудьте. Креативность — штука тонкая. Это вам не синкопа.
© ℗ 2000 Knitting Factory
4 tks / 74 mins
(J.Morris -g; Mat Maneri — viola; Chris Lightcap -b; Gerald Cleaver — dr)
Борис АРКАДЬЕВ