Wadada Leo Smith / Vinny Golia / Bertram Turetzky – Prataksis
29.01.1997
История рождения данного альбома в общем-то проста. Поинициативе контрабасиста Бертрама Турецкого собралось трио музыкантов,которые исповедуют новый джаз. Задачу себе они поставили несложную: используяпринципы тотальной импровизации и язык свободного джаза, создать некуюнетленку. Потрясти основы искусства импровизации никто из троих, кажется,не собирался, но вот провести время в студии в собственное удовольствиене отказался.
Результатом стало полотно из восьми пьес, которые можносмело относить к образчикам фри-джаза конца 90-х. Сочетание инструментов,которыми вооружились участники трио, любопытное и достаточно неожиданноедаже для столь склонной к эксперименту музыки. Винни Голиа, кроме саксофонов,вооружился кларнетами, альтовой флейтой, английским рожком и даже китайскоймембранной флейтой под названием бон-ди. Вадада Лео Смит – скромный и достаточноопытный трубач, который здесь терзает только трубу. Наконец, контрабасистБертрам Турецкий. Судя по фамилии – вроде, из бывших наших. Судя по инструменту– точно, наш, бывший.
Как признался он сам в тексте на вкладыше, многие задумкибудущего альбома пришли к нему после того, как он слушал Дюка Эллингтонаи Гила Эванса. Классный по смелости мужчина! Все, что объединяет данныйальбом с именами гигантов бэндового джаза, это только, пожалуй, лишь тотфакт, что все они жили в ХХ столетии и в США.
С точки зрения музыки, искать инспирации музыки этоготрио у Дюка или Гила может разве кто-нибудь из числа наглых рэпперов. Недостатокобразования в данном случае будет как нельзя к месту.
Лично я воспринимаю музыку подобной стилистики, где всеподчинено идее максимально свободного самовыражения, достаточно тяжело.Да, это порой интересно хотя бы с точки зрения использования звуковых возможностейинструментов да формальных штучек. Но фри утомляет достаточно быстро. Вотпочему предпочитаю подобную музыку не слушать дома и уж тем более не покупатьв виде блестящих кружочков, которые, по мнению особо продвинутых водил,способны запудрить мозги милицейским радарам. Фри куда приятнее наблюдать.И не на видео, а в зале, поскольку эта музыка, как никакой другой стильджаза, предполагает прежде всего показ, представление. Особенно если музыкантыеще и неплохие актеры, способные наладить малыми силами большое шоу.
Вот почему в свое время старался не пропускать ни одногоконцерта трио Г-Т-Ч. Собственно, как и их альбомов. Но на сцене они былине просто исполнителями – авторами, актерами, создателями действа. Не знаю,как выглядит на сцене трио С-Г-Т. Их музыка любопытна во всяком случаетем, кто сможет заставить себя в конечном счете просидеть больше часа снаушниками на голове. Запускать этот фри через мощные колонки не советую:соседи могут вас вообще не понять.
Хорошие музыканты смело обращаются с формой коллективносозданных пьес, не испытывая комплексов по поводу недосказанности в солоили звукоизвлечении. А о настоящей силе того же Бертрама Турецкого говоритисполненная им соло пьеса «Of Love And Loss», которую вполне смело можноотнести к образцам современной камерной музыки.
Таким образом, этот альбом – очень свежий продукт с рынкаамериканского фри-джаза, датированный апрелем прошлого года. Говорят, подобнуюмузыку исполнять очень легко: взял любой инструмент и извлекай из него,что хочешь. Не знаю, не пробовал. Во всяком случае, большинство утверждающихподобное музыкантов почему-то за фри не берутся.
Эти два компакт-диска дают нам возможность услышать концертные записи двух разных трио Чарли Хэйдена на Монреальском джазовом фестивале 1989 года. Разными в них являются только пианисты: Джери Аллен и Гонзало Рубалькаба; на барабанах в обоих случаях ...
Первым, к чему потянулась рука после того, как закончился последний трек этого компакт-диска, был старенький винил "Ella Fitzgerald And Louis Armstrong". Честно говоря, я его изрядно подзабыл и сравнить две версии исполнения великих стандартов было ...
Как говорится, что дают, то и слушаю. Подобный вынужденный вариант рецензирования не всегда можно считать бездарно потерянным временем.Так и в этом случае, когда представилась возможность не только отслушать ранее практически не знакомый коллектив, ...
Этот CD дарит вам почти час настоящей музыки фьюжн. Только не в смысле соответствующего стиля, а в первородном значении английского слова fusion — сплав. Сплав опыта и молодости, слияние творческих потенциаловтрех талантливых музыкантов очень ...
Поклонники "акустического" Чика Кориа получили чудесный подарок в виде его нового дуэта с известным вибрафонистом Гэри Бёртоном. Минималистское оформление компакт-диска слегка не соответствует его, не побоюсь этого слова, роскошному содержанию. Если ...
Long Live Blues! Ни джаз, ни рок-музыка не мыслимы безмощной блюзовой подпитки. Очередной побег этого крепкого вечнозеленогодерева представлен CD группы ROOMFUL OF BLUES. Численностью и набором инструментовэтот коллектив напоминает BLOOD, SWEAT & ...
Впервые в истории не только белорусского джаза, но и вистории всей популярной музыки этой идущей собственным путем страны вышлидва варианта записи концерта ведущей джаз-группы «Яблочный чай». Такжевпервые самое непосредственное отношение к их ...
Новый уникальный альбом тенор-саксофониста Джо Хендерсона,который, собрав титанов современной джазовой мысли (John Scofield — акустическаяи электро-гитары, Conrad Herwig — тромбон, Stefon Harris — вибрафон, TommyFlanagan — фортепиано, Dave Holland — ...
Зная Джима Халла как яркого представителя классическогонаправления, я был немало озадачен уже при первых звуках: как оказалось,на данном альбоме знаменитый гитарист выступает по крайней мере в двухнеобычных и совершенно новых для меня ролях. ...
С глубоким вздохом предполагаю, что цена на этот комплектиз 2CD будет отнюдь не скромной. Но это как раз тот случай, когда альбом и в прямом, и в переносном смысле дорогого стоит. Судите сами. Один из старейших и знаменитейших концертных залов ...
Ванесса Рубин — представитель молодого поколения в женском джазовом вокале. Именно ее молодость и определяет, по всей вероятности, исполнительскую манеру. Да, классическая школа в ней явно ощутима, но приэтом необходимо отметить и тот факт, что в ...
«О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест онине сойдут...» Как же ошибался старик Киплинг! Сходят они с места и идут друг к другу, сближаются, и сближение это дает подчас блестящие плоды в самых разных сферах, в том числе и в ...