Dick Heckstall-Smith — не просто один из наиболее признанных джазовых музыкантов Великобритании — это поэт саксофона, экспрессивный и чувственный инструменталист. Но он к тому же и талантливый композитор. "Celtic Steppes", проект, в котором нашли отражение музыкальные, духовные и этнические черты кельтского наследия, это поэма, очень напряженная и вместе с тем компактная. Она исполнена образов далекого прошлого и отдаленного будущего. Это своеобразная сага, созданная гигантами британской джазовой сцены, ультрановая и вместе с тем древняя.
Диск состоит из 3-х композиций и как бы разделен на две части. 1-я и 3-я темы уносят слушателя на 2,5 или 3 тысячи лет назад, к моментам зарождения и интенсивного развития кельтских языков и самобытной, уникальной культуры. Звучат некоторые из немногих дошедших до нас кельтских песен.
2-я композиция на диске переносит нас в более поздний период — 0—500 годы нашей эры. Созерцательная, таинственная песня развивается, проходя различные моменты до своего завершения; от мрачноватой, пронесенной народом Уэльса через века кельтской саги происходит переход, слегка как бы предчувствованный, к своеобразному джазовому вальсированию. Трубачи Kevin Robinson и Claude Deppa приводят этот момент к взволнованному окончанию. Происходит смена настроений, когда повторяется сама тема композиции, на этот раз она звучит не таинственно, а напряженно, чувствуются мотивы крови и насилия. В музыке отражен продолжительный и жестокий период проводимого англосаксами этнического очищения южной Англии от кельтских племен, пока от них не осталось лишь то, что мы привыкли называть населением Уэльса. В конце этого музыкального фрагмента английский рожок Дина Фоулера (Dylan Fowler) звучит подобно голосу морской волны, чайки или альбатроса. Исполняется древний кельтский напев, использованный в 1-й композиции. Эта песня напоминает плач. Воображение рисует птицу, проносящуюся в свинцово-сером предгрозовом небе восточной Англии. Иссиня-черная полночная темнота ложится на землю, чувствуется какая-то дисгармония этой ночи, и совы кружатся над изломанными и безжизненными очертаниями холмов. Внезапно мы как бы ощущаем, что находимся на два тысячелетия впереди, и наше настоящее — позади нас. Звучит соло Дэйва Брукса (Dave Brooks) на волынке. Это возвращение 1-й темы, проникнутой древнейшими кельтскими мотивами. Она приходит изменившейся и пережившей свое время. Но творческий замысел авторов проекта стремительно и безрассудно бросает нас в финал, преобразуемый негритянской ритм-секцией в агрессивно звучащий джаз-рок, перекрывающий кельтскую мелодию.
В записи данного проекта приняли участие многие музыканты, которых по праву можно назвать лидерами британской джазовой сцены. Dick Heckstall-Smith смог объединить 20 человек, в числе которых перкуссионист Karl Van Den Bossche, ударник Kenrick Rowe, саксофонисты En Jones, John O'Neill, Don Weller, Theo Travis, Lee Goodall, тромбонисты Derek Wadsworth и Richard Henry, трубачи Kevin Robinson и Claude Deppa. В записи приняли участие известные фолк-музыканты: Dylan Fowler (гитары, английский рожок) и Dave Brooks (волынка). В результате столь удачного осуществления проекта была достигнута основная цель: привлечь внимание к музыкальному наследию кельтов. Вместе с тем это еще одно подтверждение того, что джазовые музыканты благодаря своей грамотности могут играть во всех музыкальных жанрах.
(p) & (c) 1995 33 Records 3tks/31mins
Посвящается памяти Lionel Grigson.
История рождения данного альбома в общем-то проста. Поинициативе контрабасиста Бертрама Турецкого собралось трио музыкантов,которые исповедуют новый джаз. Задачу себе они поставили несложную: используяпринципы тотальной импровизации и язык ...
Очень симпатичный проект как по замыслу, так и по воплощению.Его суть изложена в двух строках на обложке CD: коллекция версий классических джазовых мелодий в дань памяти свободному духу Парижа 50-х годов. Подвалы многих старинных парижских зданий, ...
Этот диск составлен по географическому принципу: на нёмсобраны блюзовые записи различных лет, записанные исполнителями из штатаТехас — "Штата Одинокой Звезды", как его называют сами американцы.Самый именитый из них — несомненно, великий Альберт ...
Когда я взял в руки этот компакт-диск и, ещё не слушаяего, пробежал глазами названия пьес, имена музыкантов и выходные данные,то взгляд сразу остановился на одной строчке: "Записано в студии Эбби Роуд, Лондон. Для всех любителей музыки со стажем ...
Дебютный альбом этого гитариста на фирме "Soundings of the Planet" явно удался. "Peace Dance" дает возможность познакомиться с действительно незаурядным музыкантом. С некоторой долей преувеличения я рискнул бы назвать Скотта Хендриксом акустической ...
Боже мой, как давно не попадался мне в руки такой весёлый, зажигательный, можно даже сказать, разухабистый джаз! Да и то сказать, из четырнадцати музыкантов шесть(!) играют на различного рода ударных инструментах: барабанах, конгах, бонгах, ...
Жизнь подбрасывает порой весьма любопытные сюжеты. Неуспел я, обозревая для "Jazz-квадрата" N 2'97 альбом петербургского перкуссиста Якова Солодкого, отметить его версию "Afro Blue" крупнейшего в мире мастера афро-кубинского джаза Монго Сантамарии, ...
Вашему вниманию представлен еще один плод творчества британских джазовых музыкантов. Созданный гитаристами Игнацио Лозано и Джонатаном Морганом альбом сложно отнести к джазу как таковому, но надо отметить,что исполнители довольно искренне обыгрывают ...
"Пять вечеров" — возможно, так назвал бы одиниз крупнейших гитаристов современного джаза Джим Холл этот альбом, если бы пьеса Володина и одноименный фильм Михалкова были так же популярны в Штатах, как и в бывшем Советском Союзе. Именно в ...
Альбом представляет собой пример качественной импровизационной поп–музыки, навеянной мотивами соул. Хотя Paul Taylor и имеет основательную джазовую школу, он является, на мой взгляд, наиболее ярким и выразительным представителем того стиля, который ...
Неплохую музыку исполняет Peter Oxley (британский гитаристджазового толка). А временами просто замечательную! Поэтому на общем болеечем тусклом фоне английского джаза он заметен и смотрится даже вычурнои почти неестественно со своими творческими ...
Очередной альбом Лаки Питерсона не принёс каких-то неожиданныхблюзовых откровений — он очень добротный, ладно скроенный, но, пожалуй,чересчур ровный и однообразный. Блюз вообще построен на игре оттенков,настроений и интонаций и, упустив одну из этих ...