Dick Heckstall-Smith — не просто один из наиболее признанных джазовых музыкантов Великобритании — это поэт саксофона, экспрессивный и чувственный инструменталист. Но он к тому же и талантливый композитор. "Celtic Steppes", проект, в котором нашли отражение музыкальные, духовные и этнические черты кельтского наследия, это поэма, очень напряженная и вместе с тем компактная. Она исполнена образов далекого прошлого и отдаленного будущего. Это своеобразная сага, созданная гигантами британской джазовой сцены, ультрановая и вместе с тем древняя.
Диск состоит из 3-х композиций и как бы разделен на две части. 1-я и 3-я темы уносят слушателя на 2,5 или 3 тысячи лет назад, к моментам зарождения и интенсивного развития кельтских языков и самобытной, уникальной культуры. Звучат некоторые из немногих дошедших до нас кельтских песен.
2-я композиция на диске переносит нас в более поздний период — 0—500 годы нашей эры. Созерцательная, таинственная песня развивается, проходя различные моменты до своего завершения; от мрачноватой, пронесенной народом Уэльса через века кельтской саги происходит переход, слегка как бы предчувствованный, к своеобразному джазовому вальсированию. Трубачи Kevin Robinson и Claude Deppa приводят этот момент к взволнованному окончанию. Происходит смена настроений, когда повторяется сама тема композиции, на этот раз она звучит не таинственно, а напряженно, чувствуются мотивы крови и насилия. В музыке отражен продолжительный и жестокий период проводимого англосаксами этнического очищения южной Англии от кельтских племен, пока от них не осталось лишь то, что мы привыкли называть населением Уэльса. В конце этого музыкального фрагмента английский рожок Дина Фоулера (Dylan Fowler) звучит подобно голосу морской волны, чайки или альбатроса. Исполняется древний кельтский напев, использованный в 1-й композиции. Эта песня напоминает плач. Воображение рисует птицу, проносящуюся в свинцово-сером предгрозовом небе восточной Англии. Иссиня-черная полночная темнота ложится на землю, чувствуется какая-то дисгармония этой ночи, и совы кружатся над изломанными и безжизненными очертаниями холмов. Внезапно мы как бы ощущаем, что находимся на два тысячелетия впереди, и наше настоящее — позади нас. Звучит соло Дэйва Брукса (Dave Brooks) на волынке. Это возвращение 1-й темы, проникнутой древнейшими кельтскими мотивами. Она приходит изменившейся и пережившей свое время. Но творческий замысел авторов проекта стремительно и безрассудно бросает нас в финал, преобразуемый негритянской ритм-секцией в агрессивно звучащий джаз-рок, перекрывающий кельтскую мелодию.
В записи данного проекта приняли участие многие музыканты, которых по праву можно назвать лидерами британской джазовой сцены. Dick Heckstall-Smith смог объединить 20 человек, в числе которых перкуссионист Karl Van Den Bossche, ударник Kenrick Rowe, саксофонисты En Jones, John O'Neill, Don Weller, Theo Travis, Lee Goodall, тромбонисты Derek Wadsworth и Richard Henry, трубачи Kevin Robinson и Claude Deppa. В записи приняли участие известные фолк-музыканты: Dylan Fowler (гитары, английский рожок) и Dave Brooks (волынка). В результате столь удачного осуществления проекта была достигнута основная цель: привлечь внимание к музыкальному наследию кельтов. Вместе с тем это еще одно подтверждение того, что джазовые музыканты благодаря своей грамотности могут играть во всех музыкальных жанрах.
(p) & (c) 1995 33 Records 3tks/31mins
Посвящается памяти Lionel Grigson.
По чисто формальным признакам этот диск можно было бы отнести к world music: музыка, которая здесь звучит, несет явно этнический оттенок. Во все композиции вложено столько чувства и столько души, что напрашиваются аналогии со стилем соул. Если ...
Культура индийского субконтинента оказала сильнейшее влияниена творчество многих музыкантов Запада, особенно в сфере джаза и рок-музыки— от Джона Колтрейна и Дона Черри и до Джона Маклафлина и Джорджа Харрисона. Джаз-рок с привлечением ...
"Trillian Green" — талантливое акустическое трио из Сиэтла, к сожалению, пока что достаточно малоизвестное за пределамисвоего штата. В своих инструментальных композициях эта молодая группа сбольшим профессионализмом использует приемы самых различных ...
Общеизвестно, что блюз — музыка, которую острее воспринимаешь в ночной, в крайнем случае, — в вечерней тишине. Уходит дневная суета,приглушаешь свет, отключаешься от всего постороннего и — слушаешь блюз... Название очередного ...
Музыка при внимательном прослушивании всегда вызываетв воображении какие-то образные картины, под ее воздействием возникаютразнообразные ассоциации... Если попытаться одним словом определить впечатлениеот музыки ансамбля "Zubop" на этом диске, то я ...
Характерный пример взаимопроникновения различных культури, одновременно, — терминологической неразберихи. Еще в начале 50-х годов афроамериканец из нью-йоркского Гарлема Генри Ли Браун (Henry Lee Brown)по прозвищу Пучо (Pucho) влюбился в ...
Вслушайтесь внимательно в эти гитарные переборы и арпеджио— вы услышите больше, чем звук, извлекаемый ударами медиатора или дажескрип струн под скользящими пальцами музыканта — вы ощутите его любовь,боль, радость и ненависть. Более чувственную ...
Фирма "Narada" выпустила двойной сборный альбом под собственным тематическим названием "Smooth Jazz", что можно перевести примерно как "спокойный легкий джаз". Этот сборникотметил десятилетие появления такой музыки и ее широкого распространения ...
В оформлении буклета обильно использованы сельские пейзажи,фрагменты большого сельского дома с креслами-качалками на веранде — мотивы"home, sweet home", столь дорогие сердцам многих американцев.Когда во вступительной композиции "Something In ...
Те, кто достаточно хорошо знакомы с творчеством Аркадия Шилклопера, прекрасно понимают, что от этого музыканта можно ожидать всего. Даже заговора. Каждая новая его программа, каждый новый проект непохожи на предыдущие. Всякий раз представая перед ...
Мелвин Спаркс — "самый неизвестный великий гитарист Америки", как называют его в прессе американские же музыкальные критики. Что касается первого, то им, конечно, виднее, а вот относительно второго можно поспорить. Рискну предположить, что такой ...
Легкий, но не примитивный; мягкий, но не слащавый; не новаторский, но стильный и эффектный — так можно охарактеризовать джаз, исполняемый Дэйвом Кемпом. Конечно, сегодня есть множество грамотных и техничных саксофонистов, и только крупные ...