Так уж странно сложилось, но только на десятом году существования этот оркестр, известный по множеству показанных на сцене программ классического и современного джаза, издал первые свои джазовые записи. Пускай не на общепринятых сегодня носителях, а лишь на аудиокассете, но даже этот факт, безусловно, обрадует всех поклонников как самого оркестра, так и отдельных его солистов.
В свое время оркестр Михаила Финберга записал в Москве материал сразу для четырех альбомов, которые в целом можно назвать джазовыми.Мне удалось прослушать как-то часть этих записей, и они, сделанные на заре существования бэнда, на меня лично большого впечатления, честно говоря, не произвели: общее звучание оркестра в студии оставило впечатление как бы стерилизованного, лишенного огонька, страсти. Да, умело и точно исполненные достаточно широко известные пьесы во многом исчерпывающе представляли коллектив, но он явно не прыгнул тогда выше головы.
В основу же этой кассеты легли записи, сделанные на концертах джаз-фестиваля, который прошел в Минске в феврале 1997 года. Общеизвестно, сколько головной боли приносят звукорежиссерам биг-бэнды, озвучить толком которые часто просто не по силам даже все слышавшим мастерам пульта. Тем более — на концерте. Ведь невольно приходится решать, кто выиграет или потеряет: будущие слушатели кассеты, зрители в зале или те, кто будет смотреть концерт по телевидению. В данном случае издателю следовало бы указать на вкладыше имена звукорежиссеров, которые, кажется, не очень испортили общую картину: бэнд не только звучит, но и слушается вполне прилично.
Из шести композиций три представляют репертуар непосредственно бэнда («Perdido», «Monteka», «All Blues») и три — малых составов бэнда. Причем в бэндовой части просто отлично выглядит запомнившаяся еще по концерту версия «All Blues» Майлса Дэйвиса, прежде всего за счет партии Геннадия Литвака на трубе. Ему безусловно удалось нащупать интонацию оригинала и убедительно передать ее, а звук у Геннадия получился вполне фирменный, полностью соответствующий слегка отстраненному, но полному блюза звучанию трубы великого Майлса. Безусловно, эта пьеса — лучшая на кассете. Остальные же две в исполнении бэнда показались мне не совсем обязательными для этой, первой, кассеты: на их месте с тем же успехом могли быть и другие. Но у бэнда в активе есть и более редко звучащие, незаезженные композиции, которые бы показали оркестр, думается, в лучшем свете.
Правда, эти две пьесы во многом оригинальны для джазового коллекционера тем, что на них звучит уникальный семейный дуэт двух тромбонистов— Виктора и Дмитрия Будариных. Но если для отца классический репертуар— это нечто вроде материнского молока, то для Дмитрия — лишь основа. Безусловно, он знает, и умеет, и любит играть музыку поновее, да и технический багаж у него пообширнее. Но «выпендриваться» перед публикой и тем более — перед отцом, он не хочет. Сдержанность в его исполнении чувствуется, но и отцовская классическая основательность — тоже.
Из малых составов представлены на кассете два, в том числе и тот, где лидер — Дмитрий Бударин. Две пьесы — «Anthropology» и «Stellaby Starlight» — также исполнены вполне традиционно, грамотно и вполне в соответствии с общепринятыми канонами. В этом смысле от Дмитрия как лидера квартета и представителя все-таки нового поколения музыкантов хотелось бы уже не общеизвестного пережевывания классики, а либо ее принципиально нового прочтения, либо, что вообще необходимо, — авторской музыки. Играть классику сегодня можно, чтобы показать хотя бы, что ты это знаешь, но играть только классику — уже не приветствуется. Лучше Паркера не сыграешь, а играть хуже — зачем?
От секстета Сергея Александрова также хотелось бы услышать не «Cherokee», а авторские пьесы, которых у коллектива в изобилии. Хотя бы пера басиста Александра Калиновского — композиционно очень интересные произведения, уже опробованные на публике. Правда, есть одно существенное «но»: фестиваль был посвящен 100-летию джаза, и классики могли, понятное дело, перевернуться в футлярах, если бы рядом с их нетленками вдруг зазвучали бы пьесы каких-то совершенно не известных им белорусов.
А вот «Ковчегу» хочу высказать ряд серьезных и вполне обоснованных замечаний. На вкладыше явно недостаточно необходимой информации,в таком виде на рынок кассеты уже никто не выпускает. Следовало бы проверять и названия. Так, «Cherokee» пишется с двумя «е» на конце и автор пьесы— Рэй Нобл. Названия следует давать на языке оригинала, а то написание части пьес на английском и части — на белорусском выглядит казусом. Тем более, что «свет» по-белорусски — это «мир», а пьеса Виктора Янга правильно называется все-таки «Стэлла в свете звезд».
Очень хотелось бы, чтобы в будущем подобных мелких накладок не было. Тем более, что «Ковчег» нацелен на издание очередных кассет с джазовыми пьесами в исполнении бэнда Михаила Финберга, чьи музыканты знают,что такое джаз. И они-таки умеют делать джаз профессионально. На их стороне— 100-летний опыт. Согласитесь, немало.
Фри-джаз — штука тонкая, несмотря на его внешнюю колючестьи недружелюбность. Первое впечатление от него никогда не бывает правильным,но зато когда заставишь себя и вслушаешься без помех разок-другой в одини тот же фрагмент, начинаешь понимать, что ...
Блюз изначально был вокальной формой и, как и породившиеего "Work Songs", строился по схеме "вопрос-ответ".Певец задавал вопрос, аккомпанирующий инструмент, гитара, губная гармоникаили фортепиано, отвечал ему. Что же происходит с блюзом, когда из ...
"Jeff Gauther Quartet" образовался в 1992 г.Его основатели, скрипач Джефф Готье и ударник Алекс Клайн, до этого 12 лет работали в составе "Quartet Music", записавшем 4 альбома.Кроме них, в состав ансамбля, работавшего над данным диском, входят ...
Ну конечно же, этот диск адресован прежде всего поклонникамнесравненной Тины. Он должен напомнить им, какой она была в начале своейдлинной карьеры. Почти непрерывно концертируя и записываясь за 12 месяцев1969 года Тина вместе со своим мужем Айком ...
Послушав несколько первых энергичных блюзов из этой американской сборки, так и хочется последовать совету, напечатанному на задней стороне обложки: "Отправляйся в дорогу с десятью превосходными блюзменами!Эта десятка провезёт тебя по автостраде с ...
Название диска как нельзя лучше соответствует его содержанию.В десяти представленных композициях участвует семнадцать классных блюзовыхгитаристов, играющих дуэтом в сопровождении своих групп. Мир американскогобелого и чёрного блюза и рок-н-ролла ...
Корпорация "Rounder Records" из Массачусетсана своей фирме "Easy Disc" реализует обширный проект — изданиецелой серии сборных альбомов различных исполнителей, чьи творческие интересысосредоточены в рамках блюза. Для этой цели "Rounder ...
Этот альбом – на большого любителя. А если точнее, тона человека, у которого песни в исполнении Тани Булановой вызывают мгновеннуюреакцию организма. Впрочем, если ту же Танечку заставить выслушать хотябы дважды этот альбом нестарого, судя по ...
История рождения данного альбома в общем-то проста. Поинициативе контрабасиста Бертрама Турецкого собралось трио музыкантов,которые исповедуют новый джаз. Задачу себе они поставили несложную: используяпринципы тотальной импровизации и язык ...
Очень симпатичный проект как по замыслу, так и по воплощению.Его суть изложена в двух строках на обложке CD: коллекция версий классических джазовых мелодий в дань памяти свободному духу Парижа 50-х годов. Подвалы многих старинных парижских зданий, ...
Этот диск составлен по географическому принципу: на нёмсобраны блюзовые записи различных лет, записанные исполнителями из штатаТехас — "Штата Одинокой Звезды", как его называют сами американцы.Самый именитый из них — несомненно, великий Альберт ...
Когда я взял в руки этот компакт-диск и, ещё не слушаяего, пробежал глазами названия пьес, имена музыкантов и выходные данные,то взгляд сразу остановился на одной строчке: "Записано в студии Эбби Роуд, Лондон. Для всех любителей музыки со стажем ...