Marilyn Crispell / Barry Guy / Gerry Hemingway - Cascades
12.03.1997
Мэрилин Криспелл (piano), Барри Гай (bass) и Джерри Хемингуэй (drums, vibraphone, gamelan) — три очень образованных музыканта, настолько образованных, что играть классику им скучно. Это можно понять. Дальше —джаз. Каждый работал в самых разных составах (от соло до оркестра), в том числе с очень известными музыкантами, записал множество альбомов (у Барри Гая их, к примеру, более 50).
В конце концов, играть джаз, пусть даже позднеколтрейновской сложности, им тоже стало скучно. Часть энергии уходит на композиторство, часть — на преподавание, часть — на организаторскую деятельность (тот же Барри Гай создал и возглавил "London Jazz Composers Orchestra). Но исполнительское мастерство требует выхода, и, собираясь вместе, они импровизируют в свободном стиле, в результате чего появляются продукты совместного творчества. Один из них, альбом под названием "Cascades", выпущенный фирмой"Music/Arts" в разделе "авангардный джаз", мы и имеем.
Ох, уж этот авангард — вечный мальчик с неистребимым презрением к прошлому и безудержной устремленностью в неясное будущее! Настолько безудержной,что настоящее как-то не успевает обрести форму, чтобы остаться в веках. Да он и не гонится за вечной славой, его цель — поиск. Это — некий маргинальный поток, начавший свой путь еще на заре 20 века — тогда его попытались "разложить"терминологически по способам организации музыкального материала, а потом это дело бросили.
И несется он сквозь время, захватывая творческие умы,уставшие от найденного до них, не желающие простого или не способные возвыситься до него...
Как ни парадоксально, стремясь быть всегда впереди, авангард оказывается едва ли не самым застывшим музыкальным направлением, потому что как может развиваться то, что практически не имеет формы и — очень относительно — содержания? То есть, композиторы, конечно, вкладывают всвои произведения смысл, но если эти произведения не имеют названия, то смысл их остается чаще всего непонятым публикой. Тут уже одна надежда на исполнителей: только хорошо владея техникой и интонационными особенностями своего инструмента, можно донести до слушателя образы и состояния, заложенные в пьесах.
Естественно, альбом "Cascades" и стоит слушать именно потому, что его создали высокопрофессиональные музыканты, и с определением"авангардный джаз" можно согласиться, так как эти музыканты владеют джазовой техникой. А композиторский опыт и импровизационное мастерство участников этого проекта придают музыке некоторую утонченность и динамическую содержательность. Все это, очевидно, и было оценено фирмой "Music/Arts",которая выпустила уже несколько альбомов с участием (в разных составах) трех представленных здесь музыкантов.
Основательность музыкального мышления и безупречное чувство формы, присущее Игорю Брилю, в его проекте с "Новым поколением" проявляются особенно ярко. В интерпретации этого состава, где проблема "отцов и детей" решена легко и конструктивно (здесь ...
Несмотря на то, что в названии данного коллектива присутствует слово "евро", услышать этот оркестр где-либо западнее Сибири можно лишь при невероятном стечении самых благоприятных обстоятельств.Во-первых, потому что гастрольные поездки биг-бэндов ...
Истинный приверженец свободной импровизации, Леонид Нарушевич уже много лет парит в бескрайнем музыкальном пространстве, не привязываясь к стилям, инструментам и средам обитания. Его гитару в окружении самых неожиданных исполнителей (постоянным его ...
Это один из наиболее джазовых и, на мой взгляд, самых удачных альбомов вокалиста Бобби Колдуэла (Bobby Caldwell). Музыка мгновенно переносит слушателя в романтическую атмосферу 30-х — 40-х годов. Нельзя сказать, что Колдуэлл создал что-то абсолютно ...
Вопрос для кроссворда: назовите известную в области джаза или рока исполнительницу, японку по происхождению. Десять из десяти сразу вспомнят Йоко Оно. Двое из десяти извлекут из памяти имя Тошико Акиоши, руководительницы известного биг-бэнда. ...
Проект гитариста Роба Корэл (Rob Koral) и вокалистки Сью Хоукер (Sue Hawker) — доказательство того, что традиционный джаз еще долго будет волновать современных музыкантов. Да и само творчество Корэла служит тому примером: ему довелось играть во ...
Тенор-саксофонист Игорь Бутман, живущий и работающий сейчас в США, часто наведывается на родину для концертов и записей. Этот диск— один из четырех, выпущенных с участием Бутмана в России в последнее время. Запись была произведена в Новосибирске с ...
Как хорошо, что российские аудио-пираты активно переиздают на своих подпольных заводах студиях диски самых разных лет и разных стилей все без разбору. Это дает возможность натыкаться прямо-таки шедевры, в свое время пропущенные или не замеченные. ...
Как приятно сознавать, что есть музыканты, относящиеся к джазу, как просто к ИГРЕ, а не к высоколобому искусству. В традициях многих, особенно больших джазовых оркестров всегда были музыкальные аллюзии, шутки, живые "переклички" между музыкантами. ...
Поначалу, еще до того, как опустить данный компактный диск в пасть проигрывателя, я опасался: ну вот, еще одно около джазовое порождение фирмы "Шаначи". Слава Богу, ошибся. Ибо альбом пианиста, которого представилось удовольствие слушать впервые, — ...
Судя по всему, эта сибирская издательская фирма способна наделать изрядного шума в среде собирателей джазовых записей. За три-четыре года издано около двух десятков альбомов с иногда уникальным для коллекционера музыкальным материалом. Но самое ...
Альбом Аркадия Шилклопера "Hornology" был записан в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре в июне 1995 года. Кроме него, в проекте приняли участие Александр Посвянский (мастеринг) и Олег Хорушев (сведение). Саунд-дизайн был выполнен самим ...