Marilyn Crispell / Barry Guy / Gerry Hemingway - Cascades
12.03.1997
Мэрилин Криспелл (piano), Барри Гай (bass) и Джерри Хемингуэй (drums, vibraphone, gamelan) — три очень образованных музыканта, настолько образованных, что играть классику им скучно. Это можно понять. Дальше —джаз. Каждый работал в самых разных составах (от соло до оркестра), в том числе с очень известными музыкантами, записал множество альбомов (у Барри Гая их, к примеру, более 50).
В конце концов, играть джаз, пусть даже позднеколтрейновской сложности, им тоже стало скучно. Часть энергии уходит на композиторство, часть — на преподавание, часть — на организаторскую деятельность (тот же Барри Гай создал и возглавил "London Jazz Composers Orchestra). Но исполнительское мастерство требует выхода, и, собираясь вместе, они импровизируют в свободном стиле, в результате чего появляются продукты совместного творчества. Один из них, альбом под названием "Cascades", выпущенный фирмой"Music/Arts" в разделе "авангардный джаз", мы и имеем.
Ох, уж этот авангард — вечный мальчик с неистребимым презрением к прошлому и безудержной устремленностью в неясное будущее! Настолько безудержной,что настоящее как-то не успевает обрести форму, чтобы остаться в веках. Да он и не гонится за вечной славой, его цель — поиск. Это — некий маргинальный поток, начавший свой путь еще на заре 20 века — тогда его попытались "разложить"терминологически по способам организации музыкального материала, а потом это дело бросили.
И несется он сквозь время, захватывая творческие умы,уставшие от найденного до них, не желающие простого или не способные возвыситься до него...
Как ни парадоксально, стремясь быть всегда впереди, авангард оказывается едва ли не самым застывшим музыкальным направлением, потому что как может развиваться то, что практически не имеет формы и — очень относительно — содержания? То есть, композиторы, конечно, вкладывают всвои произведения смысл, но если эти произведения не имеют названия, то смысл их остается чаще всего непонятым публикой. Тут уже одна надежда на исполнителей: только хорошо владея техникой и интонационными особенностями своего инструмента, можно донести до слушателя образы и состояния, заложенные в пьесах.
Естественно, альбом "Cascades" и стоит слушать именно потому, что его создали высокопрофессиональные музыканты, и с определением"авангардный джаз" можно согласиться, так как эти музыканты владеют джазовой техникой. А композиторский опыт и импровизационное мастерство участников этого проекта придают музыке некоторую утонченность и динамическую содержательность. Все это, очевидно, и было оценено фирмой "Music/Arts",которая выпустила уже несколько альбомов с участием (в разных составах) трех представленных здесь музыкантов.
Альбом сделан рукой мастера — это слышно с первых же аккордов. Гаррисон Фьюэлл, окончивший когда-то колледж Беркли и теперь сам преподающий в нем, был одно время учеником знаменитого Пата Мартино. Учение не прошло даром, скорее всего по той причине, ...
Живет себе музыкант - профессионален, талантлив, за плечами - академическаяшкола, репертуарный набор незыблем и безвариантен... Скучно... А за окном - столько ритмов, столько разнообразных тембров, кончаетсяXX век, на протяжении которого сменилось ...
Бывали ли у вас в жизни моменты, когда надоело бежать, спешить куда-то,все осточертело и хочется вспомнить старых друзей, тех, с кем вы давноне виделись, и собраться с ними, и выпить бокал хорошего вина или пива, и поговорить по душам, так, как ...
Истинный блюз! Это единственное, что напрашивается после прослушивания «Шестнадцати оттенков». Традиция, которую последовательно пронесли в своем творчестве Sonny Boy Williamson, Big Joe Williams, Sippie Wallace, Lonnie Johnson, B. B. King и John ...
Альбом гитариста и аранжировщика Чака Лоэба представляет собой вполне удачную смесь слегка припопсованного джаз-рока и латиноамериканской музыки. Он в основном состоит из тем самого Лоэба и записан при участии вполне профессиональных, но пока еще ...
СД замечательного поп-джазового квинтета 8 1/2 Souvenirs похож на легкий ветерок, что весело ворошит осеннюю листву на тротуаре. Ветерок-хулиган, который срывает с прохожих шляпы и выворачивает зонты. С помощью нехитрых приемов Оливье Жиро с ...
Мощный ритмичный этно-поп, превосходно записанный, хотя, может, и немножко однообразный. Абдель Али Слимани — единственный алжирец среди девяти музыкантов, участвовавших в записи этою альбома. Он исполнитель и автор всех песен, он также играет ...
Абдрахман Абделли — представитель кабилов, которые, как и туареги, являются частью берберских племен, населяющих Северную Африку последние 9000 лет. Берберы имеют общий язык и собственный алфавит, немного похожий на греческий. Живя в ...
Первые звуки голоса малийского певца и гитариста Али Фарка Туре заставили меня просто вздрогнуть от неожиданности. Таким резким, скрипучим, «деревянным» голосом обладали, наверное, созданные Урфином Джюсом солдаты - дуболомы. Впрочем, ...
Альбом не самый новый, но отложить его в сторону только по этой причине было никак нельзя. Уникальный ансамбль, захватывающая своей свободой и выразительностью музыка. К тому же, сознайтесь, нечасто приходится слышать такую комбинацию ...
Биг-бэнды — символ эры свинга, Гиллеспи научил биг-бэнды исполнять боп, сегодня они играют самую разную музыку, но даже сегодня биг-бэнд, играющий рок-н-ролл (и чуть-чуть блюз) — это довольно экстравагантно. Автор этой необычной идеи ...
Джон Зорн создал свой новоджазовый квартет "Масада" в начале 90-х, когда еще существовали другие его нашумевшие хардкор-джазовые проекты "Naked City" и "Painkiller". В отличие от них, "Масада" сразу же принялась "разрабатывать" тематику еврейской ...