Алжирский певец Халед уже давно считается королем здешнего вокального стиля раи, однако он чрезвычайно популярен на всем Арабском Востоке. При этом сам Халед достаточно долго живет вдали от родных мест, в уютном и благополучном Люксембурге. Его новый альбом – шестой по счету, поклонники ждали его с нетерпением и, судя по отзывам прессы, в своих ожиданиях не обманулись.
Мне же довелось услышать этого исполнителя впервые, так что ограничусь своими впечатлениями и некоторыми мыслями по поводу услышанного. Взаимопроникновение европейской культуры и культуры народов Магриба происходит уже более полутора веков, с тех пор как Алжир, Тунис и Марокко оказались под властью Франции. И сегодня следы этого явления очевидны. Это и появление пятимиллионной арабской общины во Франции, и то, что лицом французского футбола стал человек с характерным именем Зинетдин Зидан, и данный музыкальный проект – тоже.
Халед поет на арабском языке, но в изящном буклете все тексты песен напечатаны на латинице. Традиционные народные инструменты дарбукка и най соседствуют с не менее традиционным, но для французской музыки, аккордеоном. В аранжировках нашлось место и для струнных, и для духовых, и для других европейских инструментов. Среди музыкантов, принимавших участие в записи, - полный интернационал. Кто-то мог бы счесть услышанное адаптацией традиционной арабской музыки для непривычного европейского уха. Думаю это не так. В песнях Халеда есть своя аутентика, но это аутентика уже иной культуры, культуры оставшейся арабской по духу, но внешне во многом европеизированной. Наверное, ни для одной арабской страны это не характерно в такой мере, как для Алжира. И кровавая война, которую много лет ведут против правительства Алжира исламские фанатики, связана и с борьбой против этой культуры. Халед – видный представитель этой культуры и познакомиться с его творчеством мне было в высшей степени любопытно. Возможно, это будет любопытно не только мне.
Поначалу это подкупает своей по-детски наивной простотой. Именно из маленьких заводных игрушек могли выйти такие звуки. Озорные и не очень. Радостные и грустные. Но всегда – простые. Ингогда мелодия просто банально эксплуатирует изобретение ...
Швейцарско-американский композитор Даниэль Шнайдер хорошо известен как в мире джаза, так и академической музыки. Те, кто внимательно следит за его работами, появляющимися на лейбле Enja, должен неплохо представлять себе обе грани его творчества. ...
Вы уже обратили, конечно, внимание на персоналии и о чем тут говорить? Все маститые музыканты, каждый корифей по отдельности, а уж когда вместе…. Впрочем, не всегда получаются шедевры, когда собираются великие! Если честно, то здесь все в меру, диск ...
Синглы чрезвычайно редко встречаются в наших «CD – Обзорах». Дело тут в причинах объективных: очень уж не характерен этот формат релизов для джаза. Синглы уместнее в сфере поп-музыки. И то, что очередным релизом британской группы ...
Отис Тейлор – личность загадочная и мрачная. Его музыка – корневой непричесаный (rawest), монотонный (drone) блюз. Играет практически маниакально в одной тональности. Темы композиций – убийства, бомжевание, тирания, несправедливость.Журнал Guitar ...
В начале 70х прошлого столетия у братьев-болгар начала выходить серия пластинок (виниловых, естественно) Световна Эстрада. Часть тиража попадала к нам, в Советский Союз. Если кто забыл, то напомню, тогда так называлась наша Родина. Это были сборники ...
В современном английском языке уже довольно давно прижилось сленговое выражение freak. Фрик – это экстравагантная личность, своей внешностью, манерами, поведением отличающаяся от толпы добропорядочных граждан. В отличие от битников, хиппи или ...
Глядя на очень пеструю обложку этого альбома, не сразу догадаешься о том, что предстоит услышать. Полукруг из индианок вдоль нижней стороны конверта настраивает на нечто этническое. Однако в центре вместо какого-нибудь многорукого божества в лучах ...
Программный альбом — так можно назвать эту работу двух известных в Польше музыкантов — блюзмена С.Вешхольского и джазмена В.Кароляка. Программа объявлена уже в названии. Действительно, какая еще музыка (кроме дискотечной, понятное дело!) может ...
Уинтон Келли (1931-1971) прожил короткую, но яркую жизнь. Его записи с нами и сейчас. Они начинают приобретать вторую жизнь, будучи переизданными на современных носителях. Общеизвестно, что фортепиано, и, в частности, фортепиано джазовое очень ...
Этно-авангардный проект из Беларуси, в музыке которого встречаются блюзовые интонации (как в песне «Па пясочку»). Несмотря на народный характер песен, творчество можно охарактеризовать именно как авторское. Именно авторская трактовка фольклора ...
Честное слово, нравится мне слушать и наслаждаться джазовой музыкой, где солирует саксофон – и не важно альт ли, сопрано ли, великий бельгиец заслуживает памятника за то, что изобрел этот инструмент. Может когда-нибудь, ему памятник и поставят – не ...