Итальянский режиссер Серджо Леоне снимал фильмы, жанр которых критика окрестила «спагетти – вестерн». Итальянский джазовый гитарист Энцо Рокко сам назвал один из своих многочисленных коллективов Spaghetti Jazz. В этом названии мне видится прежде всего некий юмористический посыл, поскольку в чистом виде «джаза по-итальянски» просто не существует – здесь, как и в любой другой стране, есть много мастеров, работающих в самых разных направлениях, в том числе, как и Энцо Рокко, в авангардном джазе. А вот по умению играть авангард весело, изобретательно, с вплетением в сложные звуковые структуры фольклорных, танцевальных и иных мотивов, рядом с Энцо можно поставить только еще одного итальянца – Карло Актиса Дато, с которым они вместе вполне логично объединились в одном из проектов. Что же касается Spaghetti Jazz, то здесь помимо фирменного итальянского блюда из макарон чудится аромат и сочной говядины на гриле – как ее умеют готовить только в Аргентине!
Дело в том, что для неутомимого джазового путешественника Энцо Рокко, который сотрудничает с очень многими коллегами в разных странах, Spaghetti Jazz – это проект, существующий уже десять лет, это трио, где он играет с двумя ведущими джазовыми музыкантами Аргентины – саксофонистом Родриго Домингесом и ударником Эрнаном Мандельманом. Альбом Live In Buenos Aires был записан летом 2009 года, как легко догадаться, на концерте в столице Аргентины. Все девять композиций альбома принадлежат перу Энцо Рокко и трудно не согласиться с автором, который писал мне, что это одновременно его любимые и наиболее полно характеризующие его творчество пьесы.
И если стартовая Un perro nefasto может показаться несколько холодноватым, герметичным образчиком фри-джаза «только для посвященных», то уже следующая, самая объемная в программе, композиция Stefania e il naso в полной мере раскрывает особенности парадоксального джазового мышления Энцо Рокко, когда бодрая маршевая тема неожиданно прорезает сложные музыкальные диалоги гитары и саксофона. Я бы назвал этот трек, где каждый в полной мере получил возможность продемонстрировать свое мастерство, и образцовым с точки зрения взаимодействия всех участников трио. Надо сказать, что Домингес и Мандельман много играли вместе и в других проектах, да и с Рокко они сотрудничают, как отмечено выше, уже десять лет, так что взаимопонимание на сцене в тот день 12 июня царило полное. Столь же эффектно выглядит и пьеса Mavalà/Tre sorelle/Garibbà с ее рваным ритмом, внезапными поворотами и тонкими сольными партиями Энцо и Родриго. Разумеется, не могла не прозвучать в столице Аргентины и знакомая поклонникам музыки Энцо Рокко по исполнению ансамбля Tubatrio композиция Todos los pepinos del mundo, в которой заметное место занимает мотив классического танго. А вот финальная пьеса Il beccheggio, похоже сыгранная в Буэнос-Айресе «на бис», несколько отличается по духу от остальной программы. Я не знаю, писал ли Энцо Рокко музыку для кино, но по своему яркому мелодизму эта композиция в исполнении Spaghetti Jazz вполне могла бы послужить саундтреком к любому из спагетти-вестернов Серджо Леоне.
2012
9 tks / 62 mins
(Enzo Rocco – g, whistles, kazoos, more toys; Rodrigo Dominguez – ts, ss, electronic toys; Hernan Mandelman – dr;)
диск предоставлен Enzo Rocco
Критики в последнее время все реже употребляют столь популярный в 70-х годах прошлого века термин «фьюжн», но если говорить о стилистике музыки трио из Флориды No End Of Now, то без него никак не обойтись. Думаю, если бы Майлс Дэвис, ...
К моменту создания ансамбля Project Grand Slam в 2007 году басист и композитор из Нью-Йорка Роберт Миллер был уже известным музыкантом со своей дискографией и весьма успешным опытом работы в качестве одного из создателей лейбла 32 Records. Его новый ...
Начну с истории о небольшой путанице, связанной с этим альбомом. Дело в том, что оформление обложки и состав альбома в экземпляре, поступившем в редакцию, несколько отличаются, от того, как они выглядят в пришедшем одновременно пресс-релизе. Видимо, ...
Второй диск комплекта International Swing Party Tour 2010 – Live! построен по тому же принципу, что и первый: он также включает записи, сделанные на концертах в Ной-Ульме (9 треков) и Бохуме (4 трека). И время, и место действия совпадают, ...
Блюзовые альбомы с логотипом в виде уховертки в белом круге, как правило, предвещают встречу с интересным музыкантом. Не стал исключением и этот диск. Гитар Майки (он же Майкл МакМиллан) – всего лишь второй канадец в каталоге Earwig, и, ...
Представляя этот альбом, я позволил себе небольшую вольность, которую, надеюсь, Пауль мне простит. Дело в том, что на обложке альбома крупно выделено только название: Kaisei Nari, я же указал в качестве основного автора проекта именно его, ...
Невидимые связи между людьми разных поколений порой обретают зримые очертания. Свидетельством тому может послужить и данный проект. Кармен МакРэй была выдающейся джазовой певицей, одной из первых вокалисток в стиле боп (кстати, Кармен одно время ...
Новые для наших читателей имена, да и в каталоге австрийского лейбла JazzWerkstatt Records они тоже появились впервые: Энгель Майр и Майк Тифенбахер. Но оба эти музыканта отнюдь не новички. Энгеля Майра (р.1984) в Австрии называют гитарным ...
Блюз из Норвегии – редкий гость на наших страницах, хотя в этой северной стране любят и понимают такую музыку. Можно вспомнить, что один из крупнейших европейских блюзовых фестивалей проводится в норвежском Нотоддене. Кстати, именно в этом ...
На вопрос о самой великой белой певице блюза девять человек из десяти назовут имя Дженис Джоплин. И неудивительно поэтому, что любое новое лицо в женском блюзовом вокале невольно сверяешь с планкой, которую задала Дженис. В случае с певицей из ...
«Он ни разу в жизни не спел плохо. Когда вы слушаете Д'Роуна, вы слышите, что все звучит так, как это должно быть» - эти слова знаменитого Тони Беннетта вынесены на обложку альбома Double Exposure. И подписаться под ними могли бы еще и ...
Альбом Давида «Додо» Бабаяна – веха в истории армянской джазой сцены. Официально джаз родился в Армении достаточно давно, в 1938г., когда был основан Государственный джаз оркестр п\у Артемия Айвазяна, но все эти годы развивался он по накатанной, без ...