Фактически, вся жизнь первого в России профессора джаза Кима Назаретова связана с ростовским биг-бэндом, носящим сегодня его имя. История этого коллектива началась в 1963 году. Именно тогда Ким Аведикович, вернувшись по окончании харьковской консерватории, собирает оркестр джазового типа.
С тех пор прошло 40 лет. Это были годы Всероссийских и Международных конкурсов, фестивалей, гастролей по России и за рубежом (Шотландия, Польша, Германия, Греция). За это время через оркестр прошло более 500 музыкантов. Сменялись и руководители: Ким Назаретова, Виктор Кутов, Юрий Кинус, Андрей Мачнев.
С оркестром в разное время выступали саксофонисты Георгий Гаранян (Москва) и Анатолий Вапиров (г.Варна, Болгария), мультиинструменталист Давид Голощёкин (Санкт-Петербург) и трубач Валерий Колесников (г.Донецк, Украина), певица Лариса Долина (Москва) и вокальный ансамбль «Гая» (г.Тбилиси, Грузия)…
И сегодня муниципальный джаз-оркестр Кима Назаретова (художественные руководители Юрий Кинус, Андрей Мачнев) сохраняет высокую планку. В его составе прекрасно уживаются корифеи отечественного джаза и студенты консерватории, а в репертуаре – джазовая классика и современные композиции.
При прослушивании диска сразу становится ясно: это «русский джаз». И дело не только в названии, которое тоже немаловажно. «Русский дух» неизменно присутствует во всевозможных сольных высказываниях, в которых явно проступают обиходные интонации (как, например, цитата «Утомленное солнце» в «Minor’s Holiday» K.Dorham). Да и «фирменные» композиции звучат по-русски, копированием здесь и «не пахнет». Думается, в этом главное достоинство звучания биг-бэнда Кима Назаретова, его индивидуальность. Вторым достоинством диска является желание показать не только монолит звучания биг-бэнда, но и практически всех его солистов.
Двенадцать композиций расположены по принципу контраста. Напористые «Giant steps» (J.Coltrane, arr. by P.Herbolzheimer) сменяются ярмарочными гуляниями («Fair» A.Machnev, arr. by A. Rustamyants). Это своеобразная презентация и технических возможностей оркестрантов, и вкусовых предрасположенностей. Последующая лирическая и даже медитативная баллада «Every time we say Goodbye» (C.Porter, arr. by A.Machnev, A. Rustamyants) просто «напичкана» формулами так называемого «третьего течения», а фортепианные «разливы» вступления (Арам Рустамянц) звучат почти классически по-рахманиновски (как-никак – выпускник консерватории им. С.Рахманинова). И вновь – контраст: «Walkin’» (R.Carpenter/J.Spenser, arr, by Y.Kinus) в запредельном темпе (вокал Лизы Кабоевой).
Мне вообще кажется, что основная задача диска – удивить многообразием возможностей. Каждый трек – новый неожиданный поворот: солирующая гитара (Ара Родица) сменяется групповым несколько хулиганским вокалом оркестрантов («Zihuatanejo» M.Ferguson, B.Hulting). Все время присутствует некая авантюра, удерживающая внимание и не дающая расслабиться. Полнейшей неожиданностью для многих будет трек «Softly as a morning sunrise» (H.Romberg) с электро-саксофоном EWI (Андрей Мачнев). Я уж молчу о шестой композиции диска – «Shiny stockings» (F.Foster, arr. by K.Nazaretov) в исполнении 10-летней (!) вокалистки оркестра Алины Енгибарян. А еще вам непременно запомнится труба Евгения Речкалова и слеп-гитара Виталия Перова, барабаны Григория Дерацуева и аль-саксофон Олега Великанова. Да и много еще чего!
Музыка этого коллектива, изданная на этом диске, — явно не для широкой публики. Это классический пример того, что на джазовом слэнге принято называть «собакой»: т.е. свободный джаз в самом ярком его проявлении. Несмотря на программные названия ...
Хотите – верьте, хотите – нет, но дебютный альбом «революционной» группы «Кремлевцы» с подзаголовком «Советский свинг и большевистское бугги» попал ко мне в руки аккурат накануне очередной годовщины ...
Это дебютный диск молодого тунисского пианиста Wajdi Cherif. Альбом "Phrygian Istikhbar" был записан в Париже в 2002 году и выпущен в Тунисе в июне 2003 года. Он содержит шесть оригинальных пьес музыканта, которые представляют собой смесь джаза, ...
Такие диски попадаются не часто. Я имею ввиду, что не часто предоставляется возможность услышать живого классика. А Сесил Тейлор – это, безусловно, классик, Святослав Рихтер фри-джаза. Да, кое-кто может возразить: позвольте, но он был ...
Я не знаю, кто по происхождению австралийский мультиинструменталист и композитор Фред Ледюк, работающий под псевдонимом Deluc. Судя по звучанию фамилии, корни у него французские. Но вот композиции на его третьем альбоме Missing Motions, большей ...
Новейший альбом камерунского басиста, вокалиста и композитора Ричарда Боны получился очень красивым. Бона, который уже довольно давно живет в Штатах и очень органично интегрировался в здешнее джазовое общество, ухитряется одновременно быть и ...
Чтобы объяснить причину столь грозного («Дни трепета») названия альбома Дэвида Чивена, нам придется совершить небольшой экскурс в сферу религиоведения. В отличие от веселых и полных радости христианских рождественско-новогодних ...
Абделли (а точнее Абдаррахман Абделли - таково его полное имя) инструменталист — исполнитель на струнных и вокалист. Родом он из Алжира, но по происхождению не араб, а бербер, представитель народа, живущего в Сахаре уже не одну ...
Французское импровизационное трио на этот раз углубилось в изучение... восточноевропейского южного фольклора, в частности балканского и турецкого. Более подробно об источниках сказать не могу, не будучи узким специалистом по вышеупомянутому ...
Убедительный ответ тем, кто утверждает, будто конкурс молодых исполнителей фестиваля "Славянский базар" никаких перспектив перед его лауреатами не открывает. Напомню: Анна Марья Йопек в 1994 году взяла в Витебске лишь вторую премию, но при этом ...
Они играют джаз, имя которому - легион... Это я к тому, что группа "Яблочный чай" становится все профессиональнее, строже, но — неинтереснее. В последнем их альбоме при всей внешней безупречности аранжировок и выверенном саунде нет ни одной ...
Новый альбом группы "Регтайм" представляет всего три "кавера". Причем выбор сам по себе достаточно оригинален. "I'm Ready" Уилли Диксона — общая тема в репертуаре сотен блюзбэндов по всему миру. Тут перед группой стояла очень сложная задача — найти ...