nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Альманах «Эрмитаж». JAZZ: серьезное и курьезное». Выпуск 4

Альманах «Эрмитаж». JAZZ: серьезное и курьезное». Выпуск 4  …Есть в русском языке красивое, хотя и пришедшее из языка другого, слово «альманах». От него веет чем-то вольным, живым и интересным, временем декабристов (альманах «Полярная звезда») или диссидентов (альманах «Метрополь»). Проникло в русский язык и другое слово, на мой взгляд, куда менее красивое: «фэнзин», от английского fan magazine, то есть «фанатский журнал». То, что делают составители уже четвертого по счету выпуска «Альманах «Эрмитаж». JAZZ: серьезное и курьезное» - это, по сути, типичный фэнзин. Но они (и я вместе с ними) предпочитают термин «альманах». Уж больно не похожи убеленные сединами Георгий Искендеров (автор идеи), Михаил Грин, Михаил Кулль и другие составители этого издания на каких-то поклонников панк-рока или ролевых игр, которым термин «фэнзин» подходит как-то органичнее…

Но вышеупомянутые составители «Альманаха «Эрмитаж» тоже фанаты, фанаты джаза. Они «заболели» этой музыкой давно, в конце сороковых- начале пятидесятых годов прошлого века и верность любимой музыке пронесли через всю жизнь. Любить джаз в такой стране, как Советский Союз, было занятием нелегким, а подчас и опасным. Эти люди ощущали на себе капризные извивы отношения властей к джазу, наблюдали появление сначала любительских, а потом все более и более профессиональных джазовых коллективов (кое-кто принимал в них живейшее участие), активно участвовали в создании первых джазовых клубов – они были и есть то, что называется «джазовая среда». Каждому из них есть, что вспомнить и рассказать. И они делали это, в том числе на страницах нашего издания, как в его бумажной, так и сетевой версии. Но идея Альманаха родилась позже, и для нее был необходим некий толчок.

Таковым стала книга американского басиста Билла Кроу Jazz Anecdotes. Кроу участвовал в турне бэнда Бенни Гудмэна по СССР и описал его в своем обширном эссе, опубликованном в интернете. Наш сайт писал в свое время об этой работе, увидевшей свет в виде книги в переводе Георгия Искендерова с участием Михаила Кулля и Гдалия Левина. Георгия, взявшегося теперь за Jazz Anecdotes, осенила богатая идея: занимательные и часто забавные небольшие истории из жизни американских джазменов, безусловно, интересны, но ведь и в истории отечественного джаза также можно найти немало любопытного! И делать это надо побыстрее, пока еще живы те, кто стоял у ее истоков. Так родилась мысль о создании альманаха, реализованная в 2018 году изданием «Альманах «Эрмитаж». JAZZ: серьезное и курьезное. Выпуск 1». Над ним работали, помимо упомянутых выше, Михаил Грин, Игорь Рыбак и Олег Черняев. Издание замышлялось, как некоммерческое, и его ограниченный тираж распространялся в рамках традиционного московского фестиваля «Джаз в саду «Эрмитаж», бессменным художественным руководителем которого является Михаил Грин. Кроме того, Альманах занял свое место и на страницах сайта «Джазовая библиотека имени Юрия Верменича».

Сложившаяся тогда структура Альманаха осталась неизменной и по сей день – напомню, что данный текст пишется в преддверии выхода в 2021 году уже четвертого выпуска Альманаха. Одна часть – главы из Jazz Anecdotes Билла Кроу (льщу себя надеждой, что какие-то из них будут предоставлены и нашему сайту), другая - воспоминания ветеранов отечественного джазового движения. Альманахи выходили ежегодно, включая и ковидный 2020-й (увы, в том году фестиваль не состоялся, и третий выпуск остался достоянием главным образом сетевых читателей). А вот содержание от выпуска к выпуску менялось – и довольно существенно.

Приступая к написанию этого текста, я не только внимательно прочел четвертый выпуск, но и просмотрел все предыдущие. «Американская» часть альманаха остается все это время неизменной, поэтому далее речь пойдет о части отечественной. В «пилотном», первом выпуске Альманаха именно его составители представили большую часть корпуса текстов – это естественно. Но они же – москвичи (независимо от сегодняшнего места проживания), что придало воспоминаниям определенную «москвоцентричность» (исключение - историограф ростовского джаза Ольга Коржова). С каждым следующим выпуском расширяется и список авторов, и их география. Скажем, во втором выпуске можно обнаружить уже и картинки джазовой истории Куйбышева, Риги, Киева. И от выпуска к выпуску эта тенденция нарастает, подобно тому, как к голосу одинокого певца прибавляются все новые и новые голоса – и перед нами уже достаточно мощный хор.

И вот я листаю «Альманах «Эрмитаж». JAZZ: серьезное и курьезное». Выпуск 4. Объем издания, как и ранее, достаточно солиден: более 250 страниц. Открывают его воспоминания сэра Всеволода Левенштейна (он более знаком поклонникам рок-музыки, как Сева Новгородцев) о легендарном ленинградском джаз-оркестре Иосифа Вайнштейна. А далее о своем первом московском клубе вспоминает Михаил Грин, о рижском «Аллегро» - Леонид Нидбальский, Георгий Искендеров воскрешает историю выступления на фестивале в Ньюпорте израильского ансамбля «Платина», большинство участников которого составляли выходцы из СССР. Интервью нынешнему израильтянину Михаилу Куллю дает другой нынешний израильтянин, легендарный Вячеслав Ганелин (если я правильно понял, этот текст уникален, поскольку предназначался специально для альманаха). Об истории ярославских фестивалей рассказывает Игорь Гаврилов. Историей своей любви к банджо делится из Тюмени Всеволод Бессараб, а как игрался джаз (и не только) в ресторанах Москвы вспоминает трубач Александр Полонский. О скандальном концерте «Арсенала» в Воронеже в густо-застойные годы пишет Александр Кремер. Памяти ударника Валерия Буланова посвящает свой материал Александр Забрин.

Словом, человеку, любящему джаз, будет не скучно с этой книгой. Тут есть, что почитать, и есть на что посмотреть. Это тема отдельная. С самого первого выпуска Альманаха каждый текст сопровождают совершенно уникальные фотографии, зачастую извлеченные из личных архивов авторов. Кроме того, с того же первого выпуска делится с Альманахом своими фотоработами известнейший российский джазовый фотограф Александр Забрин. В этом, четвертом выпуске, можно посмотреть мини-вернисаж под названием «Альбом наугад» другого выдающегося мастера джазовой фотографии Павла Корбута. В одном из выпусков представлена великолепная галерея «лиц, опалённых джазом», созданная камерой и кистью фотохудожника Георгия Солонины. Уже традиционно для Альманаха, делится экспонатами своей коллекции джазовых афиш Геннадий Шакин. Есть здесь информация и об еще одном интереснейшем джазовом художнике и фотографе Владимире Садковкине.

Ее можно найти в многостраничной подборке биографий, размещенной в совершенно новом разделе Альманаха, дебютирующем именно в этом, четвертом выпуске. Всем известны разнообразные джазовые энциклопедии, посвященные музыкантам, играющим джаз. Составители Альманаха придумали нечто новое: Фэнциклопедию, где помещают материалы о людях, которые, как правило, сами не являются музыкантами, но для которых джаз стал важнейшей частью их жизни – организаторах фестивалей и клубов, журналистах, фотографах. Собираются они продолжать этот раздел и в дальнейшем.

Что ж, давайте поговорим в заключение о будущем. Первое, что хочется пожелать редколлегии альманаха – «Так держать!» Не знаю, ощущают ли они это сами, но, по-моему, Альманах уже в чем-то перерос первоначальную идею и продолжает развиваться дальше. Люди, придумавшие и создающие Альманах, нашли особую нишу в джазовой журналистике и планомерно «обустраивают» ее. Возможно, Альманах станет еще интереснее, если наряду с голосами людей преимущественно старшего поколения, в издании появятся серьезные и курьезные истории от представителей среднего и молодого поколения пост-советского джаза, если составителям удастся «расколоть» на какие-то, пусть короткие истории, того же Бутмана, Кондакова, Шилклопера, Круглова…. Да, советы давать легко, воплощать их в жизнь – гораздо сложнее. Поэтому, вместе с благодарностью редколлегии Альманаха, хочется пожелать людям, задумавшим и воплощающим его в жизнь энергии, креативности и, конечно, здоровья. До новых выпусков!

Леонид АУСКЕРН


стиль
джаз
автор
Леонид АУСКЕРН
страна
Россия


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела книги

  • стиль: джаз, джаз
Это название получил роскошный альбом большого формата (американцы придумали для таких книг специальный термин «coffee-table book», т.е. «книга для кофейного столика»), выпущенный дирекцией джазового фестиваля в Монтеррее к ...
  • стиль: джаз, джаз
Для широкой публики имя Луиса Армстронга уже давно стало символом джаза. Джаза вообще, как вполне определенного вида искусства. А вот критики в отношении Сачмо разделились на два лагеря. Одни принимают и чрезвычайно высоко оценивают все его ...
  • стиль: джаз, джаз
"У Джимми Лэнсфорда был лучший из всех оркестров. Дюк велик, Бэйзи значителен, но Лэнсфорд превосходит их обоих" - так отзывался об оркестре Джимми Лэнсфорда Гленн Миллер, сам легендарный бэнд-лидер, руководивший одним из знаменитейших оркестров эры ...
  • стиль: джаз, джаз
Одиноким утесом возвышается фигура Ефима Барбана в отечественной джазовой критике. Есть блестящие специалисты, умницы, подвижники, много сделавшие для джаза и много писавшие о нем, но никого из них не поставишь рядом с Барбаном. Он просто обречен ...
  • стиль: джаз, джаз
Вашему внимание не случайно предлагается двойная рецензия, посвященная сразу двум книгам. У обеих этих книг, изданных в немецком городе Кёльне молодым издательством Buddy's Knife Jazzedition, возглавляемым Ренатой Да Рин, есть очень много общего. ...
  • стиль: джаз, джаз
С 1974 года Финский музыкальный информационный центр (Fimic) издает на английском языке иллюстрированные буклеты – справочники, посвященные развитию джаза в этой северной стране. Цель изданий – как можно полнее информировать зарубежных ...
  • стиль: джаз, джаз
Жаль, что таких книг выходит очень мало. Впрочем, для их создания требуется, как минимум, многолетнее знакомство автора и того человека, о котором он рассказвает. В данном случае действительно многолетние тесные контакты Владимира Фейертага и Давида ...
  • стиль: джаз, джаз
Dziazo festivaliu "Birštonas" laureatai (Лауреаты фестиваля "Бирштонас") Этот двойной сборник представляет собой краткий экскурс по истории старейшего из ныне существующих литовских джазовых фестивалей "Бирштонас". Проводимый с… года каждую вторую ...
  • стиль: джаз, джаз
Предисловие Леонида Переверзева Беседы с великим умершим – почтенный книжный жанр. Сравнительно недавний пример: доминиканский монах Мэтью Фокс задает Фоме Аквинскому острейшие вопросы о самых жгучих материальных и духовных проблемах современности, ...
  • стиль: джаз, джаз
В питерском издательстве "Скифия" вышла книга Саймона Джорджа Томаса "Гленн Миллер и его оркестр" в бластящем переводе Юрия Верменича и под общей редакцией Владимира Фейертага. По сути - это подробнейшее и скрупулезное жизнеописание одной странички ...
  • стиль: джаз, джаз
Этой осенью российское джазовое музыкознание наконец-то пополнилось давно ожидаемыми новыми работами Ефима Барбана "Джазовые портреты" и "Джазовые диалоги". Нелишне будет напомнить, что первая из "барбановской серии" – "Черная музыка – белая ...
  • стиль: джаз, джаз
Первой книжкой, попавшейся мне, фанатеющему по джазу физику, году в 68, было теперь уже совершенно раритетное издание 1960 года "Джаз" В.Мысовского и В.Фейертага. В то время имя Фейертага мне абсолютно ни о чем не говорило. Уже значительно позже, ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com