nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

John "Kaizan" Neptune - волшебный мир сякухати

John "Kaizan" Neptune - волшебный мир сякухати  Джон "Кайдзан" Нептюн — один из признанных мастеров сякухати, японской бамбуковой флейты, которая тесно связана с японской музыкальной традицией, в частности, с практикой буддийской школы дзэн. Артист широко известен в Японии и в других странах не только как виртуоз сякухати, но и как джазовый музыкант и композитор.

Нептюн родился 13 ноября 1951 г. в Окленде, штат Калифорния, а когда Джону было два года, его семья перебралась в Сан-Диего. В школьном оркестре Джон играл на трубе, а потом — на ударных. После школы он поступил в Гавайский университет, на отделение этномузыкологии. "Меня интересовала индийская табла, — вспоминает Джон, — но в то время на Гаваях не нашлось учителя. Поэтому я выбрал другой инструмент — сякухати. Я был очарован ее звучанием: оно напоминало флейту в высоком регистре, а в низком — было хрипловатым, почти как у саксофона. А когда я узнал, что это просто дудочка с пятью отверстиями, сделанная из куска бамбука, то "клюнул" всерьез".

В 1973 г. Джон приехал в Киото, где в течение недолгого времени продолжал занятия сякухати, но вскоре вернулся в Гонолулу, чтобы получить степень по этномузыкологии. После окончания университета он снова приехал в Киото и после нескольких лет интенсивных занятий заработал квалификацию учителя сихан в школе Тодзан. В то время он получил почетное имя "Кайдзан", которое переводится как "Морская Гора".

С тех пор Джон "Кайдзан" Нептюн успел оставить яркий след в современной музыке. С самого начала карьеры он делал упор на использование сякухати в самых разных музыкальных контекстах. Первый крупный успех принес его третий альбом "Bamboo", который был отмечен премией 1980 года Министерства образования Японии, — первый джазовый альбом иностранного музыканта, удостоенный такой чести!

В 80х гг. Нептюн много выступал и делал записи с различными составами. Самыми известными альбомами того периода были "Mixed Bag" и "West Of Somewhere", основанные на джазовой ритм-секции. В записях принимали участие такие известные американские музыканты, как Дон Грузин (Don Grusin), Роббен Форд (Robben Ford), Натан Ист (Nathan Eas)t, Эбрахам Лабориэл (Abraham Laboriel), Алекс Акуна (Alex Acuna), Кенни Керкланд (Kenny Kirkland), Бастер Уильямс (Buster Williams).

После ранних экспериментов с фьюжн-джазом Джон выпустил несколько акустических альбомов, в которых концепции западной и японской музыки сочетались с идеями из других культур. В альбоме "Kite" (1992) участвовали немецкий гитарист Георг Лаваль (Georg Lawall) и "Modern String Quartet". Этот компакт-диск был записан в церкви в немецком городе Оберленнинген и получил высокую оценку журналов "Billboard" и "Swing Journal".

Нептюн продолжал свой роман с сякухати далеко за пределами мира традиционной музыки, в неизведанных областях культуры и невероятных мизансценах.

Для записи альбома "River Rhythm" он отправился в Мадрас, чтобы вместе с индийскими музыкантами создать по-настоящему экзотическое звучание. "Я давно знал, что тембр сякухати отлично впишется в индийский музыкальный контекст. Записать подобный альбом было всего лишь делом времени, — говорит музыкант. — Можно сказать, что этот проект насыщен волшебной атмосферой Мадраса".

После многолетних экспериментов альбом Джона "Prime Numbers" знаменует возврат к "японским корням". Впрочем, несмотря на использование традиционных японских инструментов, мелодии и гармонии поражают своей нетрадиционностью. "В мои намерения входило показать традиционные инструменты в совершенно новом свете". В состав ансамбля вошли сякухати с пятью отверстиями, трехструнный сямисэн, тринадцатиструнный кото и 17 струнный бас-кото — отсюда и название альбома "Простые Числа".

Последнее детище музыканта — проект "Такэ-Дакэ", ансамбль инструментов, сделанных исключительно из бамбука. Это прежде всего, разумеется, сякухати, а также бамбуковые ударные, бамбуковый вибрафон и так далее. Вот что рассказывает об этом сам Джон: "Как и слова, музыка специфична для каждой культуры. Мировое музыкальное наследие настолько многообразно, что, пожалуй, единственное определение, объединяющее музыку различных культур, это "организованный звук".

"Такэ-Дакэ" родился из любви и уважения к мировой музыке, в особенности к азиатской музыке. В нашей музыке сказывается непосредственное влияние великих музыкальных традиций Японии, Китая, Индии, Индонезии и других стран. Инструменты, ритмы, лады, структуры — все это находит уникальное выражение в каждой культуре и создает благодатную почву для рождения новых звуков.

Бамбук, из которого сделаны инструменты "Такэ-Дакэ", вырос в Японии, Китае, Индонезии, Вьетнаме, Камбодже, Индии, на Филиппинах и Гаваях. Используя исключительно бамбук, мы хотели бы показать важность этого замечательного материала в азиатских культурах. На Востоке бамбук всегда имел огромное символическое значение. Полые стебли бамбука воплощают концепцию "пустоты", которая препятствует ощущению собственного превоходства человека и отделению его от окружающей природы. Бамбук имеет огромное практическое значение — это и пища, и лекарство, и кров, и бумага, и многое другое. Во время урагана бамбук гнется, но редко ломается, олицетворяя собой идею силы через гибкость и податливость, что важно как для каждого человека, так и для целых наций".

Джон Нептюн продолжает выступать с концертами в Северной Америке, Европе, Австралии и Азии. В свободное от выступлений и записей время он делает сякухати в мастерской у себя дома. Между прочим, этот дом, расположенный в живописном месте среди гор и рисовых полей (которые разделены настолько узкими дорожками, что каждый год какой-нибудь неосторожный водитель после наступления темноты "заруливает" в залитые водой посевы), стал своего рода местной достопримечательностью. Дело не только в известности хозяина, но и в необычной — не только для Японии — конструкции дома: это купол без единой внутренней несущей стены. Джон сам, вместе с семьей и друзьями, собрал этот дом из деревянных блоков.

Кроме Джона, его жены Дайан, дочери Кай и сына Дэйвида, в доме живут две собаки, которые видят свою главную задачу в том, чтобы отгонять от дома обезьян, которые то и дело спускаются с окрестных гор.

Кристально чистый горный воздух и пасторальный пейзаж наверняка способствуют творчеству музыканта. Во всяком случае, на мой вопрос, не собирается ли он когда-нибудь вернуться в Штаты, он уверенно ответил: "Никогда. Разве я найду там такой мирный уголок?">

Мне не раз доводилось посещать концерты Джона Нептюна в Японии. Его музыка обладает чудесным свойством, присущим, наверно, любому настоящему искусству, — каждый находит в ней то, что ожидает найти. Как вспоминает сам музыкант: "Однажды, закончив сольную пьесу, я обратил внимание на двух зрителей, сидевших рядом друг с другом. У одного в глазах стояли слезы, а второй безмятежно дремал. Возможно, каждый из них получил то, что ему было нужно".

Кроме прекрасной музыки, зрители получают удовольствие и другого рода, поскольку Джон — прекрасный шоумен. Умело изображая из себя иностранца, который неуверенно чувствует себя в японском языке, Нептюн развлекает публику шутками и каламбурами. Между прочим, нередко музыкант дает благотворительные концерты, в том числе и в пользу белорусских детей, пострадавших от Чернобыльской аварии.

Олег БАРШАЙ

1998



стиль
этно
страна
США
музыкальный стиль
этно-джаз


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела исполнители на иных инструментах

  • стиль: этно, этно
В настоящее время все больше людей — как исполнителей, так и слушателей — отходит от стандартов коммерческой поп-культуры и обращается к музыке, корни которой тянутся к традиционной культуре древних народов, будь то китайская, индийская, японская ...
  • стиль: джаз, джаз
Сложно отрицать очевидное: времена наивысшей популярности французского джазового скрипача Жан-Люка Понти остались позади, в уже довольно далеких семидесятых. "Так зачем вам понадобилось сегодня вспоминать именно это имя?" — может спросить иной ...
  • стиль: джаз, джаз
"У меня нет близорукости во взглядах на то, что такое джаз, - смеется нью-йоркский вибрафонист Джо Локк. - В чем угодно можно найти классную гармонию и сделать джазовую интерпретацию. Вот, например, у Аланис Моррисетт есть классная песня на альбоме ...
  • стиль: джаз, джаз
Подобно тому, как имя Дюка Эллингтона для широких масс любителей джаза, и не только для них, ассоциируется с "Караваном" (хотя и не Эллингтон является автором этой темы), Тилеманс — в первую очередь, безусловно, автор "Блюзетта", одного из наиболее ...
  • стиль: джаз, джаз
Вы любите валторну? Вопрос, наверное, праздный. Звучание инструмента настолько воздушно, тембр настолько мягок, нежен, тепл и густ, что звуки, льющиеся из его раструба, суть не медь, но мед. А образ, дизайн, а конфигурация? Взглянешь на валторну — и ...
  • стиль: блюз, блюз
Музыкант, родив­шийся в 40-х го­дах прошлого ве­ка в Дельте Мис­сисипи, в юности изучавший сек­реты блюза в Мемфисе, затем ставший вместе с Мадди Уотерсом завсегдатаем на сценах черных баров знаме­нитой Южной Стороны Чика­го, а в хипповских 60-х ...
  • стиль: джаз, джаз
Начнем с тривиального: джаз несет людям радость. Точнее, должен нести, если это хороший джаз, независимо от его стилистики. Иногда даже качество исполнения не является решающим фактором. Если достаточно рядовой по технике музыкант сам испытывает ...
  • стиль: этно, этно
Кто из нас не держал хоть раз в руках гитару, не пытался с большим или меньшим успе­хом взять аккорд? Предком гитары считают знаменитую лютню, не раз запечатленную на картинах великих европей­ских живописцев. Как и мно­гое другое, этот инструмент ...
  • стиль: блюз, блюз
Отстраненно прочитав приведенный ниже текст, увлеченно ском­пилированный молодым человеком, я совершил довольно стран­ный, если смотреть со стороны, поступок: взял губную гармонику (карманную Silver Star - Hohner за $10), включил на всю катушку " ...
  • стиль: джаз, джаз
Аркадий Шилклопер для нашего журнала - имя зна­ковое: его портрет украша­ет обложку первого номера Jazz-Квадрата. А незадолго до его выхода в свет Аркадий впервые выступил в столице Беларуси. Второе его высту­пление в Минске состоялось лишь через 10 ...
  • стиль: этно, этно
Весь Ближний и Средний Восток давно уже говорит на диалектах одного и того же музыкального языка, пользуется схожими инструментами. Но есть у каждого из народов свой исконный, главный инструмент, живой отросток его души. Дудук — вещь истинно ...
  • стиль: блюз, блюз
6 мая от сердечного приступа в своем доме в Чикаго скончался в возрасте 70 лет известный исполнитель блюза на губной гармонике Кэйри Белл (Carey Bell). В 1998 году этот музыкант был удостоен премии Хэнди как лучший исполнитель традиционного блюза, ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com